Научная статья на тему 'Инновационная среда как фактор развития малого предпринимательства'

Инновационная среда как фактор развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ЦЕНТРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SMALL BUSINESS / INNOVATION ENVIRONMENT / INNOVATION INFRASTRUCTURE / CLUSTER / BUSINESS NETWORKS / FRANCHISING / INTERACTION CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна

В статье автор обосновывает необходимость запуска механизма выращивания малого инновационного бизнеса, одним из элементов которого выступает инновационная среда. Предлагается авторский подход к понятию и структуре инновационной среды малого предпринимательства. Обосновывается необходимость формирования новых стимуляторов инновационного роста, обеспечения и выстраивания новых условий для формирования предпосылок становления инновационной среды и разработки новых форм инновационной инфраструктуры. В качестве новых элементов развития инновационной инфраструктуры могут выступать инновационные центры взаимодействия предпринимательских структур в рамках образовательно-инновационного комплекса. Малые производственные предпринимательские структуры могут включаться в предпринимательское взаимодействие на принципах франчайзинга на основе сетевого направления инновационного развития и формирования инновационного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Environment: An Essential Pre-Condition for Developing a Small Business

The article covers innovative environments (InE), viewing them as an essential pre-condition for the development of a small enterprise. InE, the critique notes, are needed to launch the mechanism behind small-business growth. The paper states that other factors inherent in the growth process include new stimulants (for innovative growth) and unique frameworks (for innovative-infrastructure development). Subsequently, the review suggests that entrepreneurial innovation centers – in educational innovation centers – could also function as a feature of innovative infrastructures. In the long run, the blueprint posits, development of small-businesses could lead to cooperative franchised pursuits that design innovative networks and clusters.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда как фактор развития малого предпринимательства»

Инновационная среда как фактор развития малого предпринимательства

Innovative Environment: An Essential Pre-Condition for Developing a Small Business

УДК 334.7

Кошелева Татьяна Николаевна

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. A

Kosheleva Tat'yana Nikolaevna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

В статье автор обосновывает необходимость запуска механизма выращивания малого инновационного бизнеса, одним из элементов которого выступает инновационная среда. Предлагается авторский подход к понятию и структуре инновационной среды малого предпринимательства. Обосновывается необходимость формирования новых стимуляторов инновационного роста, обеспечения и выстраивания новых условий для формирования предпосылок становления инновационной среды и разработки новых форм инновационной инфраструктуры. В качестве новых элементов развития инновационной инфраструктуры могут выступать инновационные центры взаимодействия предпринимательских структур в рамках образовательно-инновационного комплекса. Малые производственные предпринимательские структуры могут включаться в предпринимательское взаимодействие на принципах франчайзинга на основе сетевого направления инновационного развития и формирования инновационного кластера.

The article covers innovative environments (InE), viewing them as an essential pre-condition for the development of a small enterprise. InE, the critique notes, are needed to launch the mechanism behind small-business growth. The paper states that other factors inherent in the growth process include new stimulants (for innovative growth) and unique frameworks (for innovative-infrastructure development). Subsequently, the review suggests that entrepreneurial innovation centers — in educational innovation centers — could also function as a feature of innovative infrastructures. In the long run, the blueprint posits, development of small-businesses could lead to cooperative franchised pursuits that design innovative networks and clusters.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационная среда, инновационная инфраструктура, кластер, предпринимательские сети, франчайзинг, центры взаимодействия

Keywords: small business, innovation environment, innovation infrastructure, cluster, business networks, franchising, interaction centers

В 2012 г. Россия оказалась на 120-м месте в мировом рейтинге развития цивилизованной конкуренции [1]. По оценкам Всемирного банка, по эффективности правительство России оценивается лишь в 41,6 балла, а, к примеру, Дания — в 100 [Там же]. Это означает, что необходимы радикальные меры в части развития предпринимательства. И важную роль в этом должна сыграть инновационная инфраструктура.

Инновационная инфраструктура — это организационная форма, в рамках которой происходит генерация

новых идей и знаний и формируется слой инициативных людей, готовых, в том числе на принципах энтузиазма и подвижничества, воплощать эти идеи и знания в жизнь. Инфраструктура малого предпринимательства — совокупность субъектов малого предпринимательства, участвующих и способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая оказание услуг по созданию, реализации и трансферу инновационных продуктов. Результаты функционирования инновационной инфраструктуры определяются степенью вовлеченности субъектов малого предпринимательства в инновационные процессы, т. е. количеством увлеченных инновационными идеями малых предпринимателей, готовых принимать на себя ответственность за результаты инновационного развития с учетом рисков. Назначение инновационной инфраструктуры — информационно-коммуникационное обеспечение текущей инновационной деятельности предпринимательства, а также поддержание и развитие его научного и материально-технического потенциала.

Инновационная среда малого предпринимательства обеспечивает активизацию, раскрытие и реализацию инновационного предпринимательского потенциала (интеллектуального, научного и материально-технического и т. д.) [2]. Инновационная среда малого предпринимательства включает в себя следующие элементы — производственно-технологические (опытно-конструкторские лаборатории и малые предприятия), организационно-экономические (организационные структуры поддержки малого предпринимательства, венчурные фонды), трансферно-внедренческие (центры трансфера технологий и субъекты малого предпринимательства, осуществляющие адаптацию и коммерциализацию инноваций), образовательно-интеллектуальные (научно-исследовательские университеты) [Там же]. Таким образом, инновационная среда включает в себя инновационную инфраструктуру малого предпринимательства. К инновационной инфраструктуре относятся обеспечивающие (информационные центры, венчурные фонды и т. д.) и поддерживающие структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы).

Инфраструктуры для инновационного бизнеса, в первую очередь малого, на сегодняшний момент так и не создано. Не запущен механизм выращивания малого инновационного бизнеса, который работает в ведущих мировых вузах. У нас он строится точечно и в целом по стране не играет существенной роли, не может стать аккумулятором инновационного роста. При имеющемся уровне капиталовооруженности невозможно реализовывать стратегию инновационного роста. Нужны новые стимуляторы инновационного роста, нужно обеспечить и выстроить новые условия для формирования предпосылок становления инновационной среды (ИС) и разработать новые формы инновационной инфраструктуры взамен слабо работающих. Без продуманной стратегии развития, в пер-

вую очередь без стратегии развития инновационной инфраструктуры, создающей условия для возрождения малого производственного бизнеса, который является основой экономического роста развитых стран Западной Европы, эти средства так и не будут освоены в направлении становления ИС [3].

По словам заместителя председателя думского Комитета по промышленности Е. Паниной, число малых предприятий, работающих в инвестиционной сфере, в строительстве, в сельском хозяйстве, несколько увеличилось. Именно производственный, а не торговый малый бизнес может стать основой для активизации инновационного развития во взаимодействии с крупным и средним предпринимательством. Но пока более 60% предприятий малого бизнеса по-прежнему работают в сфере оптово-розничной торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом. Тогда как в обрабатывающих отраслях занято лишь 10,3% малых предприятий, а научными исследованиями и разработками занимаются только 0,8% [4]. У субъектов малого предпринимательства объем инвестиций в основной капитал за 2010 г. составил 346 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета только 1% направлялся в сферу недвижимости на аренду или покупку помещений. При этом в производственную сферу пошло только 12% инвестиций [Там же].

На всемирном экономическом форуме в Давосе в начале 2013 г. были представлены три варианта развития экономики России на ближайшие годы, разработанные на основе опросов 350 экспертов и бизнесменов. Первый — региональная дифференциация России (ускоренное развитие богатых регионов и отставание бедных и дотационных). Данный сценарий усилит расслоение регионов и не сможет стимулировать комплексное использование инновационного потенциала малого предпринимательства страны. Второй — сырьевой — сценарий, включающий вариант резкого снижения цен на нефть до 60 долл. за баррель, при котором правительство сможет сделать ставку на сохранение социальной стабильности, а не на вложения в инновационную инфраструктуру, что может негативно сказаться на становлении ИС. Третий сценарий также сырьевой, он предполагает сохранение высоких цен на нефть при отсутствии институциональных реформ в стране [5]. Последний сценарий должен, по мнению экономистов, стимулировать инновационную активность среднего и малого бизнеса.

По мнению автора, первый сценарий уже постепенно реализуется в России. Так, валовой региональный продукт (ВРП) в богатых и бедных субъектах РФ может отличаться в 67 раз. Например, в Ненецком автономном округе этот показатель составляет 3,5 млн руб. на человека, а в Ингушетии — только 52 000. Средняя зарплата в Ямало-Ненецком автономном округе приблизилась к 60 000 руб., в то время как в Дагестане она равняется 11 000 [6]. Суммарный ВРП 10 лидеров по этому показателю (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Краснодарский и Красноярский края, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) составляет 52% ВРП всех российских регионов. На 10 аутсайдеров (Чеченская, Карачаево-Черкесская республики, Республика Адыгея, Тува, Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Магаданская область, Чукотка, Еврейская автономная область) приходится только 1%.

Второй сценарий представляется автору также достаточно реализуемым, так как руководство страны неоднократно подтверждало курс на укрепление

социальной стабильности в обществе. Чего нельзя сказать по поводу третьего предлагаемого сценария. Самостоятельно средний и малый бизнес без создания соответствующих условий для инновационного развития в форме новых элементов инновационной инфраструктуры не сможет запустить процессы активизации инновационного роста, даже при поддержке крупного бизнеса. Так как инновационная деятельность во всех экономически развитых странах стимулируется, активно поддерживается и осуществляется только при непосредственном значительном участии государственных структур.

15 ноября 2012 г. Д. А. Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ № 2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 г.)» [7]. В документе два перечня, оценивающие эффективность деятельности руководителей как федеральных органов исполнительной власти, так и региональных. Это постановление крайне своевременно и необходимо. Но, также необходимо разработать стратегию развития инновационной инфраструктуры, создающей основу для усиления взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства, в первую очередь производственного, включающую в себя образовательные структуры как кадровую и интеллектуальную основу инновационной деятельности. Новыми элементами развития инновационной инфраструктуры могут выступать инновационные центры взаимодействия предпринимательских структур, которые могут образовываться как по отраслевому, так и по региональному признакам.

Инновационное развитие малого предпринимательства определяется условиями, в которых появляется возможность высвободить часть ресурсов на инновационные преобразования. Именно организационно-экономические преобразования создают основу для формирования благоприятных условий, в которых появляются возможность и экономическая целесообразность инновационного развития малого предпринимательства.

Организационно-экономическое развитие малого предпринимательства в условиях инновационной трансформации включает в себя организационные изменения (в первую очередь на основе принципов франчайзинга), экономическое развитие которых сопровождается рациональным целенаправленным формированием взаимосвязей предпринимательских структур. Франчайзинг, как форма хозяйственной интеграции малых и крупных предпринимательских структур, достаточно эффективно используется экономиками многих развитых стран.

Малые производственные предпринимательские структуры могут включаться в такое взаимодействие на принципах франчайзинга в рамках трансферно-внедренческого направления становления и развития ИС. Целесообразность применения франчайзинга в качестве организационно-экономического инструмента инновационного развития малого бизнеса подтверждается статистикой Международной ассоциации франчайзинга [8]: длительность жизненного цикла более 85% независимых малых предприятий составляет 5 лет, а в системе франчайзинга только 14% малых предприятий закрывается за тот же период. Франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную организационную форму для инновационного развития малого предпринимательства и обеспечивает условия для выстраивания основы пред-

принимательского инновационного взаимодействия в направлении накопления предпосылок становления ИС. Это объясняется тем, что между франчайзером и франчайзи устанавливаются постоянные взаимосвязи и взаимозависимости, способные стимулировать, в том числе инновационную активность малого предпринимательства.

Сетевое направление инновационного развития малого предпринимательства является инструментом, который позволяет структурировать транзакции и минимизировать издержки на инновационное развитие, поскольку выступает защитным механизмом, компенсирующим негативные воздействия рынка на малые предпринимательские структуры и нивелирующим влияние кризисов. С точки зрения организационно-экономических условий инновационного развития формирование предпринимательских сетей как одной из форм инфраструктурной поддержки развития малого инновационного предпринимательства — это создание корпоративных структур, являющихся результатом многочисленных взаимоотношений малых, средних и крупных предпринимательских структур и стратегических альянсов. На основе сетевой структуры организации инфраструктурной поддержки инновационного развития малого предпринимательства происходят интеграция знаний, опыта, организационно-экономических возможностей и передовых технологий всех участников сетевой хозяйственной системы и совместное стремление к максимально эффективному инновационному росту, благодаря включению в предпринимательскую сетевую структуру национальных исследовательских университетов.

Национальные исследовательские университеты могут обеспечить формирование образовательно-инновационного комплекса, ядром которых они и будут выступать. Взаимодействие таких образовательно-инновационных комплексов с предпринимательскими структурами отрасли и региона может осуществляться с помощью выстраивания взаимосвязей с инновационными центрами взаимодействия предпринимательских структур.

Непременным условием развития малого предпринимательства, конечной целью которого выступает накопление предпосылок для формирования ИС, яв-ляеюся существование частной собственности, стабильной государственной экономической и социальной политики, развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей [9, с. 5], в первую очередь за счет непрерывного повышения их квалификации и постоянного самообразования.

Только предпринимательство, основанное на так называемой экономике знаний, может называться инновационным и способствовать созданию предпосылок формирования ИС. Чтобы разрабатывать и внедрять продуктовые и процессные инновации, которые и определяют инновационность предпринимательской деятельности [10, с. 29], без постоянного процесса самообразования и обмена полученными знаниями и опытом не обойтись.

Процесс самообразования малых предпринимателей продуктивнее всего осуществлять на основе формирования кластеров, в основе которых должен находиться университетский комплекс, как образовательная база малых предпринимателей, база разработок и база для разработки инноваций.

Важнейшей предпосылкой государственного управ- < ления формированием инновационного кластера в про- щ цессе накопления предпосылок для становления ИС | является взаимодействие участников инновацион- ^ ной деятельности — субъектов малого предприни- □= мательства, университетов, исследовательских ин- 5 ститутов, лабораторий, промышленных предприятий, х организаций-разработчиков и субъектов формиру- х ющейся социально-культурной инфраструктуры. Их 5 взаимодействие должно быть организовано на взаи- т мовыгодной основе. Такой взаимовыгодной основой £ должны стать формирование потребности в непре- > рывном образовательном процессе и предложение 2 своеобразного «рынка готовых инноваций» и «рынка ¡Е идей» со стороны вузов, выступающих объединяющим < центром инновационного кластера. 1=

Сегодня кластерный подход рассматривается на х федеральном уровне в качестве одного из инстру- х ментов интенсификации социально-экономического о развития, в том числе и в процессе формирования н ИС. Кластерный подход — это сложный, но достаточно эффективный инструмент повышения конкурентоспособности предприятий, который оказывает влияние не только на эффективность функционирования самих предприятий — участников кластера, но и на тот регион, где развивается кластер, и на те отрасли, которые он затрагивает [11]. Кластер, как устойчивое партнерство взаимосвязанных организаций и отдельных лиц, стимулирует получение положительных синергетических эффектов региональной агломерации, возникающее как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в длительном периоде, близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений [12]. По мнению автора, кластерный подход является одним из важных направлений формирования ИС.

Инновационный кластер формируется на основе включения в него университетов, малых инновационных предприятий, крупных промышленных комплексов, используемых как опытные площадки для промышленного внедрения. Он основан на непрерывности образования исследователей, сотрудников малых инновационных предприятий, сотрудников внедренческих предприятий, так как без повышения образовательного уровня специалисты внедренческих организаций не смогут испытывать, искать и находить применение инновациям и внедрять их в промышленность. Именно вузы с их интеллектуальным и научным потенциалом могут стать системообразующим ядром инновационного кластера.

Инновационное развитие малого предпринимательства требует подготовки специалиста, так же с высоким уровнем квалификации в выполнении достаточно большого количества видов работ как в одном, так и в нескольких профессиональных полях, в том числе и в области разработки инноваций, поскольку в рамках субъекта малого предпринимательства, как правило, выраженной дифференциации деятельности нет. Субъектами малого предпринимательства востребованы высококвалифицированные специалисты среднего звена, наряду с организаторскими и управленческими качествами в достаточной степени владеющие предметом управления на уровне способности непосредственного участия в процессе производства продукции, маркетинга и, самое главное, в области инновационной деятельности, благодаря которой именно малое предпринимательство выступает движущей силой инновационного развития.

^ Стратегия кадрового обеспечения малого и сред-ш него предпринимательства требует принципиально | новых подходов к организации образовательного про-^ цесса и к качеству подготовки работников малого предпринимательства, в первую очередь, на осно-5 ве новых форм обучения в рамках образовательно-х инновационного комплекса с применением инфор-х мационных образовательных технологий. Одним из ш условий социально-профессионального развития m взаимодействия инновационного малого предпри-£ нимательства со средними и крупными предприни-> мательскими структурами вокруг образовательно-2 инновационного центра является создание техно-pi логических инноваций, как основы коллективной и < индивидуальной самоорганизации. i= Тип общества определяет структуру, содержание и х задачи системы образования. В рамках этой системы х малому предпринимателю передаются знания, умения о и навыки, которые позволят ему существовать и сан- мостоятельно развиваться в рамках той социальной системы, в которой он выполняет определенные социальные роли и занимает определенный социальные статус. Многие предприниматели, особенно в регионах, и те, кто вынужденно приходит в сферу малого предпринимательства в поисках самореализации, не в состоянии воспринимать новые формы образовательных и информационных технологий. К ним необходим отдельный, или даже индивидуальный подход. Становление ИС требует формирования новой социальной системы, а принципы ее функционирования требуют новой институциональной структуры, в том числе и новых форм развития инфраструктурной поддержки малого предпринимательства с использованием преимуществ самоорганизации и самообразования.

В наше время, когда стало нормой «учение длиною в жизнь» (lifelong learning) и «шириною в жизнь» (lifewide learning), очевидно: образование — не только формальный процесс, разворачивающийся на курсах повышения квалификации и в образовательных учреждения дополнительного образования для малого предпринимательства, но и элемент поддержки инновационной инфраструктуры — образовательно-инновационного комплекса.

Литература

1. Хандриков И. Всероссийское движение «За честный рынок»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bishelp.ru/vlast/vlast1/itogi150113.php. (Дата обращения: 05.01.2013).

2. Кошелева Т. Н., Бургонов О. В. Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы // Экономика и управление. 2012. № 2 (76), С. 72-77.

3. Бургонов О. В. Развитие национальной инновационной системы в условиях глобальной экономики // Экономика и управление. 2011. № 12-2 (74). С. 51-56.

4. Российская бизнес-газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/05/24/. (Дата обращения: 12.02.2012).

5. Информационный портал «Finlenta.com»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mylenta.forblabla.com/ blog/46122943555/V-Davose-predstavili-tri-negativnyih-stse-nariya-razvitiya-Rossii?. (Дата обращения: 14.02.2012).

6. Информационный портал «Finlenta.com»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finlenta.forblabla.com/ blog/45604505122/CHinovniki-potratyat-trillion-rubley-na-uravnivanie-bogatyih-i-b?. (Дата обращения: 14.02.2013).

7. О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 г.):

Распоряжение Правительства № 2096-р от 15 ноября 2012 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// government.ru/gov/results/21481/. (Дата обращения: 08.02.2013).

8. Информационный сайт «IFA»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Franchise.org. (Дата обращения: 06.09.2012).

9. Кошелева Т. Н. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. СПб., 2009. 226 с.

10. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. СПб.: ГУАП, 2009. 205 с.

11. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2008. Вып. 4. С. 6-24.

12. Кластеры — центры деловой активности // Дело. Общество. Деньги. 2008. № 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smi.yuga.ru/pages/dod/news/show/7new-sid=31425. (Дата обращения: 28.04.2010).

References

1. Khandrikov I. All-Russian movement "For the fair market". Available at: http://bishelp.ru/vlast/vlast1/itogi150113.php. Accessed Jan. 05, 2013. (In Russ.).

2. Kosheleva T. N., Burgonov O. V. Metodologicheskie podkhody k mekhanizmu innovatsionnogo rosta malogo predprini-matel'stva v protsesse formirovaniya natsional'noy innovat-sionnoy sistemy [Methodological approaches to the mechanism of innovative growth of small businesses in the process of a national innovation system formation]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 2 (76), pp. 72-77.

3. Burgonov O. V. Razvitie natsional'noy innovatsionnoy sistemy v usloviyakh global'noy ekonomiki [Development of the national innovation system within the global economy]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 12-2, pp. 51-56.

4. "Russian Business-Gazette". Available at: http://www. rg.ru/2011/05/24/. (In Russ.). Accessed Feb. 12, 2012.

5. Three negative scenarios for Russia were presented in Davos. Information portal "Finlenta.com". Available at: http://mylen-ta.forblabla.com/blog/46122943555/V-Davose-predstavili-tri-negativnyih-stsenariya-razvitiya-Rossii? Accessed Feb. 14, 2013. (In Russ.).

6. Officials will spend a trillion rubles for the equalization of the rich and poor regions. Information portal "Finlenta.com". Available at: http://finlenta.forblabla.com/blog/45604505122/ CHinovniki-potratyat-trillion-rubley-na-uravnivanie-bogatyih-i-b? Accessed Feb. 14, 2013. (In Russ.).

7. RF Government Directive of 2012 № 2096-r "On indicators of the efficiency assessment of the activities of officials to create favorable conditions for doing business (up to 2018)". Available at: http://government.ru/gov/results/21481/. Accessed Feb. 08, 2013. (In Russ.).

8. "IFA"information website. Available at: http://www.Franchise. org. Accessed Sept. 06, 2012.

9. Kosheleva T. N. Osnovy predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Fundamentals of entrepreneurship]. St. Petersburg, SPb Acad. of Manag. and Econ. Publ., 2009, p. 5.

10. Kosheleva T. N. Strategii razvitiya malogo innovatsionnogo predprinimatel'stva [The strategy for the development of small innovative businesses]. St. Petersburg, GUAP Publ., 2009, p. 29.

11. Arutyunov Yu. A. Formirovanie regional'noy innovatsionnoy sistemy na osnove klasternoy modeli ekonomiki regiona [Formation of a regional innovation system based on the cluster model of the region economy]. Vestnik Nauchno issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, uprav-leniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo go-sudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital Investment. Syktyvkar State University], 2008, no. 4, pp. 6-24.

12. Klastery — tsentry delovoy aktivnosti [Clusters — centers of business activity]. Delo. Obshchestvo. Den'gi, 2008, no. 1. Available at: http://smi.yuga.ru/pages/dod/news/show/?new-sid=31425. Accessed April 28, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.