Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ДОСТИЖЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОСТИ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ'

ПОДХОДЫ К ДОСТИЖЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОСТИ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМУМ / ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / OPTIMUM / OPTIMALITY / OPTIMIZATION / OPTIMIZATION OF MANAGEMENT ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косых Галина Вячеславовна

Рассматривается содержание и соотношение понятий «оптимальность», «оптимизация», «оптимум» в работах авторов разных лет, относящихся к периоду конца ХХ начала ХХI веков, и применение их при оптимизации управленческих воздействий как частного случая оптимизационных процессов в социальных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ACHIEVING OPTIMALITY OF PHENOMENA AND PROCESSES IN SOCIAL SYSTEMS

The content and the ratio of the concepts of «optimality», «optimization», «optimum» in the works of the authors of different years relating to the period of the late twentieth early XXI centuries, and their application in the optimization of management actionsas a special case of optimization processes in social systems are considered.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ДОСТИЖЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОСТИ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ»

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук Косых Галина Вячеславовна

Воронежский институт экономики и социального управления (г. Воронеж)

ПОДХОДЫ К ДОСТИЖЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОСТИ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНЫХ

СИСТЕМАХ

Аннотация. Рассматривается содержание и соотношение понятий «оптимальность», «оптимизация», «оптимум» в работах авторов разных лет, относящихся к периоду конца ХХ начала XXI веков, и применение их при оптимизации управленческих воздействий как частного случая оптимизационных процессов в социальных системах.

Ключевые слова: оптимум, оптимальность, оптимизация, оптимизация управленческих воздействий.

Annotation. The content and the ratio of the concepts of «optimality», «optimization», «optimum» in the works of the authors of different years relating to the period of the late twentieth early XXI centuries, and their application in the optimization of management actionsas a special case of optimization processes in social systems are considered.

Keywords: optimum, optimality, optimization, optimization of management actions.

Введение. Понятие «оптимум» пришло в психологию из математико-экономических наук, где оно рассматривается как наилучший возможный результат достижимый при определенных заданных условиях [22, С. 351]. При этом оптимум является конечной целью процесса, описываемого как оптимизация, завершающегося состоянием оптимальности [22, С. 349]. Одновременно надо помнить, что не существует абсолютных понятий «оптимальности» и «оптимизации», они всегда относительны и определяемы только с применением критериев оптимальности, применимых к определенным системам и, в нашем случае, к социальным системам и процессам внутри социальных систем.

В сложных многоуровневых системах, к каким относятся социальные системы как совокупности социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связи между собой и образующих социальный объект, понятия «оптимальность» и «оптимизация» описываются исследователями исходя из трех значений: во-первых, цель развития; во-вторых, наилучшее направление изменений в системе в процессе целедостижения; в-третьих, наилучший вариант из возможных состояний системы.

С.М. Михайлов, разрабатывая методологию и стратегию акмеологического исследования, в диссертационной работе 1998 года приводит в соответствие понятия «оптимальность», «оптимизация», «оптимум», которые связывает следующим образом, считая, что оптимизация есть процесс приведения, становления и утверждения свойств социальных систем в направлении оптимальности и достижении оптимума как нового состояния системы. Это переход от группы состояний и свойств к наиболее желательной и целесообразной группе, новому качеству [17].

Изложение основного материала статьи. Приоритетными задачами, решаемыми в современной России, являются задачи по оптимизации управления в сложных социальных системах и процессов, протекающих в них. На кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС г. Москва по теме «оптимизации» были выполнены работы, раскрывающие различные стороны этого понятия и имеющие практико-ориентированную направленность:

- оптимизация воспитательных воздействий - А.А. Абуева (2006) [1];

- оптимизация управленческих воздействий - Г.В. Косых (2007) [15];

- оптимизация управления и деятельности в образовании - В.И. Деркач (1997), А.В. Джеус (2003), Е.Н. Дзанагова (1998), В.В. Зритнев (2003), Л.В. Иванова (2001) [8, 9, 10, 12, 13];

- оптимизация профессионального развития и формирования стиля управленческой деятельности -В.В. Григорьев (2003), А.С. Гусева (1997), В.М. Дьячков (1997) [4, 5, 11];

- оптимизация управленческих решений Е.В. Дергилева (2006), И.О. Соловьев (2001) [6, 23];

- оптимизация внутриорганизационных отношений - О.А. Фельдман (2002), М.С. Шустова (2006) [25, 28];

- оптимизация профессионального самоутверждения, развития профессионального сознания и психической устойчивости руководителей - А.В. Буран (2004), Н.Б. Скрипникова (2004), Ю.В. Хрусталев (2005) [3, 21, 27];

- оптимизация деятельности государственных служащих и военнослужащих - М.А. Ковалева (2002), И.Л. Лаптева (2006), И.В. Перминова (1997), Е.В. Фридман (1999) [14, 16, 19, 26].

Общую теорию оптимизации и оптимального управления в акмеологической науке разрабатывали и описывали в 2000 году А.А. Деркач, В.Г. Асеев, И.О. Соловьев, в 2006 году - А.Я. Анцупов и В.В. Ковалев. В работах этих ученых относительно к общей теории оптимизации процесс управления трактуется как функция организованной системы, обеспечивающая сохранение и реализацию программ управленческих воздействий, достижение эффективной деятельности и оптимума состояния самой системы [2, 7].

Отдельно рассматривая процессы управленческих воздействий можно сформулировать цель процесса оптимизации управленческих воздействий, которая устанавливается как повышение эффективности, касающейся целедостижения, повышения ресурсности, снижения психологических затрат на рабочем месте, обеспечения снижения уровня психологической напряженности в межличностных отношениях сотрудников организации. В соответствие с обозначенными целями, критериями оптимизации становятся качество управления, состояние психологического сопровождения в организации, определяемые по отношению к деятельности субъекта управления, и психическая устойчивость управленца в ситуациях различной сложности.

Процесс оптимизации имеет ряд признаков, опираясь на которые можно проводить практические воздействия и получать эффективно оптимизированную систему, к ним относятся предпосылки процесса оптимизации и принципы процесса оптимизации.

А.Я. Анцупов и В.В. Ковалев предлагают описывать процессы оптимизации, исходя из наличия ряда структурных единиц, без которых начинать процессы оптимизации не имеет смысла, и называют эти структурные единицы предпосылками. К ним относятся содержательные, информационные, логико-

математические, а также, объединенные в один блок, социально-политические и социально-экономические предпосылки [2]. Наполняя содержанием эти термины, получаем следующие описания структурных единиц, относительно достижения оптимальности в социальных системах.

Социально-политические и социально-экономические предпосылки проведения преобразований по оптимизации деятельности, сотрудничества, взаимодействий и управленческого воздействия субъектов управления необходимо включают в себя наличие социального заказа на эти действия, дающего возможность проработать направления оптимизации.

Содержательные предпосылки процесса оптимизации предупреждают инноваторов о необходимости наличия у них не только идей, но и научно обоснованных теорий, способных прогнозировать процессы деятельности по оптимизации и результат оптимизации. В случае отсутствия научных теорий их небходимо разработать и обосновать. Начинать действия по изменению социальных систем без предварительной проработки истоков и последствий предлагаем считать беспрецедентно наивным.

Информационные предпосылки оптимизации - это предварительный поиск всех источников, способных пролить свет на состояние социальной системы, относительно которой зародилась идея оптимизации. Состояние системы должно быть определено не в статике, а в динамике ее существования. Сбор всей возможной информации позволит избежать, если не всех, то хотя бы множества ошибок еще на уровне разработки программы оптимизации.

Логико-математические предпосылки представляют собой разработку алгоритма деятельности по оптимизации, часто описываемого в литературе как модели. Модели включают в себя пошаговые инструкции инноваций в процессе оптимизации, которых должен придерживаться специалист, взявший на себя ответственность по исполнению. Здесь же принято описывать оптимизацию через систему акмеологических моделей, методов, диагностических процедур, мониторинговых исследований сопровождения.

В основе разработки моделей и методов, активно применяющихся в теории оптимизации, лежит несколько методологических принципов, основными из них считаются пять следующих [2]:

- принцип научной обоснованности - требует предоставления всестороннего обоснования необходимости проведения оптимизационного процесса, обоснование должно касаться не только научной стороны вопроса, но и экономической целесообразности предлагаемых изменений. Кроме того, правильно теоретически и экономически обоснованное инновационое предложение становится предпосылкой того, что начатые изменения будут адекватно завершены;

- принцип комплексности - предполагает необходимость разработки и проведения не только оптимизации явно выраженных сторон деятельности, препятствующих развитию социальных систем, но и неразрывно связанных с ними на первый взгляд не явных сопутствующих деятельностей, которые, если ими не заниматься, создадут перекосы в системе и будут способствовать ее возвращению в исходное состояние;

- принцип дифференциального прогнозирования. Оптимизация, как и любой вид инновации, требует тщательной проработки подходов, включающих методы и опирающихся на методологию, которые позволят грамотно и успешно провести необходимые изменения, параллельно учитывая уже произошедшее и дающее возможность оценивать оставшийся объем действий;

- принцип практичности - все совершаемые действия по программе оптимизации должны укладываться в рамки разработанных на этапе теоретической оценки и предложений экономические нормативы, время затраченное на оптимизацию и появление ее результатов должно быть минимизировано, а результаты работы должны позволять строить дальнейшие долгосрочные прогнозы по проблеме;

- принцип динамичности, предусматривает необходимость отслеживания изменений, появляющихся в процессе оптимизационных процедур, их фиксацию, сравнение и оценку полученных результатов с контрольными группами, в которых оптимизационные процедуры не проводились. Так же необходим последующий мониторинг социальных систем, с целью оценки устойчивости проведенной оптимизации.

В работе И.О. Соловьева представлена категориальная модель оптимизации в акмеологии, посредством которой апробированы механизмы оптимизации управленческих решений. Матрица критериев оптимальности включает десять показателей, разработанной И.О. Соловьевым критериальной шкалы оценки оптимальности принятого управленческого решения [23]: ценностные ориентации (забота о производственных задачах, забота о персонале организации); оценочность, субъектное проявление руководителя; креативность; конструктивизм (позитивные намерения и прогрессивная направленность); моделирование; целеполагание; проектирование; акмеологическая поддержка; функциональное взаимодействие.

Результаты исследований автора позволили сделать выводы о необходимости оптимизации процесса подготовки государственных служащих по направлениям: во-первых, повышения конструктивности деятельности, во-вторых, развития личностных проявлений в профессиональной деятельности, в-третьих, установления баланса соотношения личностного и организационного показателей. Таким образом, функционирование оптимизационного цикла автор рассматривает как разрешение противоречия между личностным развитием отдельного работающего профессионала и его собственно профессиональным становлением. Отдельно надо отметить, что И.О. Соловьев рассматривает оптимизацию не как процесс, а как принцип оптимальности, относя его к группе конкретных, то есть специальных методологических принципов, применение которого на практике позволяет проследить превращение качеств личности управленца в качества субъекта управленческих воздействий применительно к процедуре принятия решения.

Методика оптимизации в работе И.О. Соловьева носит прикладной характер, методами оптимизации автор называет рациональную самоорганизацию, активную реализацию целей, участие субъекта в улучшении условий профессиональной деятельности, самоконтроль, самообучение, самооптимизацию. Возможность применения оптимизационных методов в своей практической деятельности отметили 95,1 % опрошенных им респондентов. Исходя из методов, применимых при оптимизации, И.О. Соловьев формулирует и далее систематизирует средства воздействия, к которым относит [23]: акмеологические технологии, функциональное взаимодействие, моделирование, синтезирование разнопорядковых функций, коррекцию показателей.

Развитие профессионального самосознания, проходящее в процессе профессиональной социализации, по мнению Л.В. Тарасенко, является необходимым условием эффективности управленческой деятельности субъекта управления. Профессиональное самосознание описывается через понятия «мотивация», «индивидуальный стиль деятельности», «познавательная активность», «объем профессиональных знаний,

умений и навыков», «креативность» [24]. Способы достижения состояния субъектности одновременно выступают направлениями процесса оптимизации, протекающего по определенному структурно-конструктивному алгоритму, включающему саморегуляцию и самореализацию развития всех психических способностей, психических состояний и психических свойств личности (Буран А.В., 2004; Селезнева Н.Т., 1997; Хрусталев Ю.В., 2005) [3, 20, 27], и включающем методы информирования, психологического сопровождения, моделирования, тренинговых занятий, системы мер по повышению имиджа (Лаптева И.Л., 2006; Михайлов Г.С., Секач М.Ф., Степанова Л.А., 2003; Соловьев И.О., 2001; и др.) [16, 18, 23], которые в этом случае можно назвать факторами процесса оптимизации.

Акмеологические факторы оптимизации внутриорганизационных процессов по сути есть причины, обусловливающие формирование таких организационных отношений, которые обеспечивают эффективность управления. С точки зрения общей теории оптимизации существует три вида акмеологических факторов, описанных О.А. Фельдманом в работе 2005 года [25]: объективные, субъективные и объективно-субъективные.

Объективные акмеологические факторы оптимизации характеризуют систему деятельности и последовательность действий, направленных на оптимизацию управленческой деятельности и в частности на процессы управленческих воздействий.

Субъективные акмеологические факторы объединяют характеристики личностных и профессиональных особенностей субъектов управления.

Объективно-субъективные акмеологические факторы описывают характеристики внутриорганизационной среды.

В работе А.Я. Анцупова и В.В. Ковалева отмечается, что ниже границ оптимальности находится область безрезультатного или малорезультативного подхода к управлению социальными системами, и такой подход авторы предлагают считать нежелательным [2].

Выводы. Таким образом, глубокое и правильное с методологической точки зрения изучение процессов в социальных системах и дальнейший поиск влияния на них личности человека продолжают оставаться одними из важнейших задач развития акмеологической науки на современном этапе ее существования. Все вышесказанное обосновывает актуальность и своевременность изучения процессов развития социальных и причин, нарушающих нормальное течение этих процессов, а также возможность дальнейшего применения психолого-акмеологических технологий с целью оптимизации процесса управленческих воздействий в этих системах. Остается добавить, что в поисках вариантов возможных путей оптимизации социальных систем, необходимо избегать попадания в предвосхищение, как видение желаемого, в противоположность прогнозированию, как видению желаемого на основе изучения и включения в анализ прошлого опыта.

Литература:

1. Абуева А.А. Оптимизация воспитательных воздействий в управленческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. - 25 с.

2. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

3. Буран А.В. Оптимизация профессионального самоутверждения кадров управления: автореф. дис. ... канд.психол.наук. Москва, 2004. - 25 с.

4. Григорьев В.В. Оптимизация профессионализации государственных и муниципальных служащих. Москва, 2003. - 20 с.

5. Гусева А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Москва, 1997. - 62 с.

6. Дергилева Е.В. Стратегическое управленческое решение и его оптимизация: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. - 23 с.

7. Деркач А.А. Акмеологические основы оптимизации принятия экономических и управленческих решений / А.А. Деркач, В.Г. Асеев, И.О. Соловьев. - М.: РАГС, 2000. - 64 с.

8. Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: дис. . канд.психол.наук. Москва, 1997. - 205 с.

9. Джеус А.В. Оптимизация деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования: автор. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2003. - 25 с.

10. Дзанагова Е.Н. Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1998. - 26 с.

11. Дьячков В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1997. - 23 с.

12. Зритнев В.В. Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей: автореф. дис. . канд. психол. наук. Москва, 2003. - 25 с.

13. Иванова Л.В. Оптимизация профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2001. - 23 с.

14. Ковалева М.А. Оптимизация индивидуальной работы с персоналом в государственной службе: автор. дис. . канд. психол. наук. Москва, 2002. - 21 с.

15. Косых Г.В. Психолого-акмеологические технологии оптимизации управленческих воздействий: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2007. - 25 с.

16. Лаптева И.Л. Оптимизация развития творческого потенциала государственных служащих средствами акмеологического тренинга: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. - 23 с.

17. Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1998. - 149 с.

18. Михайлов Г.С. Развитие аутопсихологического ресурса бизнесмена / Г.С. Михайлов, М.Ф. Секач, Л.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 3. - С. 17-20.

19. Перминова И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1997. - 22 с.

20 Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.13. - Москва, 1997. - 565 с.

21. Скрипникова Н.Б. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания предпринимателей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. - 25 с.

22. Словарь по экономике / К. Пасс, Б. Лоуз, Л. Дэвис. - СПб.: типография «Наука» РАН, 1998. - 752 с.

23. Соловьев И.О. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2001. - 25 с.

24. Тарасенко Л.В. Становление института дополнительного профессионального образования и его роль в социальном управлении: российский и зарубежный опыт: монография / Л.В. Тарасенко. - М.: Русайнс, 2016. - 254 с.

25. Фельдман О.А. Акмеологические факторы оптимизации организационных отношений в сфере государственной службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. - 23 с.

26. Фридман Е.В. Условия и факторы оптимизации управления регионом с высоким природным и техногенным риском: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1999. - 27 с.

27. Хрусталев Ю.В. Оптимизация психической устойчивости деятельности руководителей органов внутренних дел в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. - 22 с.

28. Шустова М.С. Оптимизация процесса формирования корпоративной культуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. - 23 с.

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА

ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению психологических особенностей взаимосвязи самоуправления и культурного интеллекта педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: самоуправление личности, культурный интеллект, полиэтническое образовательное пространство, этнокультурная компетентность.

Annotation. The article presents the results of an empirical study on the study of psychological features of the relationship between self-government and cultural intelligence of teachers in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk territory.

Keywords: self-management of personality, cultural intelligence, ethnic educational space, ethno-cultural competence.

Введение. В современной действительности, на фоне модернизационных процессов общества образование выступает в качестве полифункционального средства регулирования социокультурных отношений и становится способом формирования межкультурного взаимодействия и норм профессионального поведения. На этом фоне, успешное выполнение разных видов деятельности педагога, преломляясь через профессионально-ценностные его установки, подводят к самоуправляемости в принятии решений и достижению поставленной цели, реализующейся в «авторстве» профессионального и личностного развития, способствующей выходу из кризисной (трудноразрешимой ситуации) и построению перспективы и реализации собственных возможностей.

Отметим, что вопрос особенностей проявления самоуправления педагогов имеет недостаточную теоретическую изученность, дефицит эмпирических данных. Актуальность и научная новизна исследования обусловлена необходимостью более глубокого понимания факторов, определяющих успешность индивида в разнообразии культурных контекстов, в связи с развитием процессов глобализации и межкультурного взаимодействия. Это определяет развитие современного общества, где особую значимость занимает понимание личностных особенностей, обеспечивающих успешность в межкультурной коммуникации. При этом следует учитывать, что культурно-образовательные условия полиэтнического региона требуют от педагогов наличия готовности к толерантному восприятию различий, обладать социальным опытом и способностями к его передаче, проявлять свои позитивные ценности и качества в созидательной среде поликультурного социума.

Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей проявления самоуправления и культурного интеллекта педагогов в полиэтнической образовательной среде региона (на примере Хабаровского края). Исходя из цели, нами определены задачи, направленные на определение концептуального конструкта понятия самоуправление личности педагога и раскрытие его взаимосвязи с характеристиками культурного интеллекта в полиэтнической образовательной среде региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе выстраивания работы по созданию педагогами индивидуальных маршрутов развития детей из семей мигрантов, в полиэтнической образовательной среде региона.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к теоретическим аспектам изучения феномена самоуправления личности. По словам А. Адлера, каждый из людей в определённый момент осознает свою недостаточность, и многие начинают целенаправленно совершенствовать себя, т.е. осознают потребность активного саморазвития [1, с. 201-202]. О том, что саморазвитие является потребностью человека, стремящегося к самоосвобождению, овладению собой, пишет Н.А. Бердяев, подчеркивая, что «свободный человек - есть существо самоуправляющееся, а не управляемое», поэтому важнее «не самоуправление общества и народа, а самоуправление человека, ставшего личностью» [3, с. 41]. Интересна точка зрения Б.Г. Ананьева, который в своих трудах обращался к идеям управления развитием, считающий, что «управление процессом развития реально осуществляется посредством регулирования связей, т.е. посредством управления коррелятивными зависимостями между определёнными психофизиологическими функциями и свойствами личности» [2, с. 221]. В другом контексте понятие «самоуправление развитием»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.