Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / EFFECTIVE MANAGEMENT ACTIVITY / SUBJECT OF MANAGEMENT ACTIVITY / SELF-EFFICIENCY / DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косых Галина Вячеславовна

Управленческая деятельность в социальных системах описывается через систему управленческих функций и осуществляется посредством управленческих технологий. Субъект управленческой деятельности в процессе своего становления должен приобрести ряд качеств, которые приведут его к состоянию ощущения самоэффективности. Одним из приобретенных на пути становления навыков для субъекта управления должен стать навык принятия и реализации решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACTIVITY AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Management activities in social systems are described through a system of management functions and implemented through management technologies. The subject of management activity in the process of its formation should acquire a number of qualities that will lead it to a state of feeling of self-effectiveness. One of the skills acquired on the way of becoming a management subject should be the skill of making and implementing decisions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Обратно пропорционально отличилось протестное движение под названием «антипсихиатрия» в Италии, используя при этом в своих протестных выступлениях лозунг «свобода-целебная» и требуя от правительства ликвидировать психиатрические больницы, а всех душевно больных выпустить на волю [2].

В результате в ряде стран были пересмотрены традиционные нормативные акты о состоянии организации оказания психиатрической помощи на принципах деинституциализации (лат. de - отмена, отрицание; institution - установки), а в Италии, где подобное движение проявило наибольшую активность, был принят новый Закон о психиатрической помощи, который, между прочим, считается одним из самых демократичных подобных законов в странах Запада.

Литература:

1. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения: монография / Воронцов Д.В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2008. - 208 с.

2. Мясоедов А.И. Психологические и политические аспекты в формировании агрессии на современном этапе развития общества / А.И. Мясоедов // Научный журнал «Дискурс». - 2019. - 2 (28). - С. 128-138.

3. Павлов И.П. Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии (1930). Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - Полн. собр. соч. - Т.3, кн.2. -М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 126-132.

4. Пивень Б.Н. Экзогенно-органические расстройства. Барнаул: Изд-во АГМУ, 2013. 236 с.

5. Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 01.03.2018).

6. Фелинская Н.И. Реактивные состояния в судебно-психиатрической клинике. // Монография. — М.: Медицина, 1968. — 292 с.

7. Чибисов Ю.К. Синдром "одичания" при психогенных заболеваниях [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / АМН СССР. - Москва: [б. и.], 1966. - 18 с.

8. Adorno, T.W., Frenkyl-Brunswick, D.J., Levinson, D.J., et al.. The Authorian Personality. New York: Harper and Row. 1950

9. Brugha, T.S., Wing, J.K., Brewin, C.R., et al. The relationship of social network deficits with deficits in social functioning in long-term psychiatric disorders. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 1997

10. Crandal,C.S. & Cohen, C. The personality of stigmatizer: cultural world view, conventionalism and self-esteem. Journal of Research of Personality, 1994

11. Fink, P.J. & Tasman, A. Stigma and mental Illness. Washington, DC: American Psychiatric Press , 1992

12. Royal College of Psychiatrists Patient Advocacy. Council Report CR74. London: Royal College of Psychiatrists, 1999

13. Wolff, G., Pathare, S., Craig, T., et al Public education for community care. British Journal of Psychiatry, 1996

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук Косых Галина Вячеславовна

Воронежский институт экономики и социального управления (г. Воронеж)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. Управленческая деятельность в социальных системах описывается через систему управленческих функций и осуществляется посредством управленческих технологий. Субъект управленческой деятельности в процессе своего становления должен приобрести ряд качеств, которые приведут его к состоянию ощущения самоэффективности. Одним из приобретенных на пути становления навыков для субъекта управления должен стать навык принятия и реализации решений.

Ключевые слова: эффективная управленческая деятельность, субъект управленческой деятельности, самоэффективность, принятие решений.

An^Mion. Management activities in social systems are described through a system of management functions and implemented through management technologies. The subject of management activity in the process of its formation should acquire a number of qualities that will lead it to a state of feeling of self-effectiveness. One of the skills acquired on the way of becoming a management subject should be the skill of making and implementing decisions.

Keywords: effective management activity, subject of management activity, self-efficiency, decision-making.

Введение. Социальная организация может быть описана как искусственно созданная общность людей (система), стремящаяся к распаду в отсутствии администрирования. Любое управление социальными системами можно рассматривать как побуждение людей, входящих в эти системы, на совершение требуемых действий. Исходя из этого, управление становится функцией субъекта управления по осуществлению координации деятельности объектов управления (работников) с целью развития их эффективной деятельности, предотвращения деструктивных процессов и бесконфликтным существованием социальной общности.

Эффективность управленческой деятельности основывается на знании профессиональной сферы, в которой осуществляется управление. По мнению В.Д. Шадрикова, субъект управления устанавливает организационные нормы и правила, соблюдение и реализация которых будет осуществляться через применение методов вознаграждения и наказания [21]. Кроме того, деятельность субъекта управления описывается системой управленческих функций, к которым относятся [4]: 1) интеграция и консолидация членов организации; 2) работа с информацией по восприятию и переработке для дальнейшего распространения в социальных системах; 3) планирование действий; 4) распределение ресурсов; 5) проведение инноваций; 6) проведение переговоров; 7) предупреждение несвоевременного распада систем (например, текучести кадров); 8) контроль за деятельностью членов социальных общностей и предупреждение нарушений.

А.В. Филиппов считает, что эффективная управленческая деятельность основывается на технологиях управления, включающих в себя следующие направления[20]:

- реализация управленческих отношений, осуществляемая при взаимовлиянии субъекта и объекта управления. Под объектом управления здесь понимается как отдельная личность, так и социальная общность в целом;

- формирование элементов сознания личности и групп, включенных в организационные структуры, когда влияние оказывается на мотивационную сферу личности;

- стиль руководства, влияющий на реализацию управленческих отношений (отношения «личность -группа»);

- деятельность по обучению и воспитанию членов сообществ, которая становится существенной частью управленческой деятельности.

Изложение основного материала статьи. В конце XX столетия наметилась устойчивая тенденция увеличения числа отечественных научных работ, связанных с изучением проблем: развития личности, становления субъектности личности в процессе профессиональной, в том числе, и управленческой деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, В.Н. Марков, А.К. Маркова, А.С. Огнев, Е.В. Селезнева) [5, 7, 9, 13, 14, 16, 19]; взаимоотношения руководителя и группы и рассмотрения межгрупповых взаимодействий (Г.М. Андреева, Р.Л. Кричевский) [2, 11]; конфликтности внутри групп, управляемости групп и причины этих явлений (А.Я. Анцупова и А.И., Шипилова, А.С. Кармина) [3, 10].

Профессиональное становление субъекта управленческой деятельности происходит в процессе его развития и формирования от стадии индивида до стадии субъекта, последовательно проходя этапы «индивид-личность-индивидуальность-субъект», когда происходит формирование индивидуального стиля деятельности и обретение профессионализма. А.А. Деркач понимает становление как процесс развития, состоящий из периодов или этапов, в каждом из которых формируется один или несколько личностных признаков или инвариантов поведения [5].

Потребность в интериоризации внешнего опыта предполагает осознание себя индивидом в качестве отдельной целостной системы и ощущения потребности включения в социальные общности, где личность, по словам К.А. Абульхановой-Славской, «объективирует себя и творит свои отношения с миром» [1, с. 137].

Деятельная личность расширяет сферу своей деятельности, и при этом изменяется структура мотивационной сферы: одни мотивы, связанные с предыдущей, освоенной деятельностью становятся менее значимы, другие, связанные с новой деятельностью и новыми возможностями, появившись, актуализируются. Деятельность определяется А.Н. Леонтьевым как совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение результата [12]. Личностно-деятельностный подход, учитывающий единство мотивационно-потребностной, смысловой и операциональной сфер деятельности, лежит в основе современных теорий принятия решений, описанны в работе В.Г. Асеева, А.А. Деркача и И.О. Соловьева и теории А.К. Марковой о профессиональном становлении личности [6, 14]. В процессе профессионализации, когда человек приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях внутри избранной профессии, он активно развивается как субъект профессиональной деятельности [5].

В литературе в качестве характерного показателя профессиональной деятельности индивида рассматривается показатель самоэффективности. Самоэффективность трактуется как уверенность человека в наличии у него высокого потенциала и возможности его эффективно использовать, то есть как основанная на знании и прежних переживаниях, субъективная убежденность в своей способности достигать определенного результата при определенных затратах, принимая более или менее адаптивное поведение. Представления о самоэффективности несут информацию о самооценке личности и о степени ее самореализации. По данным А.С. Огнева, показатели самоэффективности в сфере профессиональной деятельности коррелируют прямой зависимостью с уровнем интернальности и обратной зависимостью - с импульсивностью, показатель самоэффективности в сфере общения коррелирует с экстраверсией [16]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что в основе волевого поведения личности лежит сложный психологический механизм, включающий в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций, так как источник волевых действий связан с реализацией актуальной потребности человека. Способность к эффективной волевой саморегуляции поведения и деятельности индивида считается важнейшим свойством развитой личности и соотносится с развитием мотивационной и нравственной сфер личности [18]. Постановка цели и сознательные волевые усилия по ее достижению есть составляющая субъектогенеза личности, являющегося неотъемлемой частью при профессионализации в сфере управленческого труда [16].

Психология субъекта деятельности представляет динамику человеческих потребностей, которые под воздействием воспитания в социальной среде могут быть вытеснены, сублимированны, но не могут исчезнуть бесследно [17, 22]. По мнению Э. Фромма, немногие могут достичь совершенства, отказаться от агрессивных тенденций, обрести гармонию, сохранив дисциплинированность и работоспособность, и не прослыть при этом простодушным и наивным [23].

Движение по пути самоактуализации в сфере управленческого труда требует активных волевых усилий и философского отношения к жизни. По мнению А. МакКлеланда, самоактуализация определяется как адекватное восприятие реальности и самого себя, способность к равновесным межличностным отношениям, эффективное творчество и эффективная деятельность субъекта [24].

Среди различных социальных аспектов управления одним из наиболее значимых будет принятие решений. С одной стороны, грамотно и вовремя принятые управленческие решения активно влияют на целедостижение отдельными людьми, организациями и страной в целом. С другой стороны, принятие решений - важнейший элемент любой деятельности человека, который должен принимать решение и при определении цели деятельности (а также подцелей), и при планировании, и при построении оперативного образа цели, и при выполнении действий. Это положение полностью применимо и к деятельности руководителей. Без принятия решений невозможно представить осуществление управленческих функций, по отношению к которым решения выступают в качестве своеобразного механизма их осуществления. При этом принятие решений оказывается центральным пунктом в рамках любой стороны работы руководителя -производственной, технологической, кадровой, финансовой и т.д. [15].

Соответственно, уровень профессионализма в принятии решений становится для субъектов управления одной из ведущих детерминант достижения им успеха или же показателем их явной неготовности к управленческой деятельности.

Сформированный у субъекта управления навык по реализации принятого управленческого решения представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на воплощение принятого решения, которые можно сгруппировать таким направлениям как [8]: 1) мероприятия, связанные с разработкой плана действий по выполнению принятого решения; 2) мероприятия, связанные с действиями по доведению замысла принятого решения до исполнителей, постановке перед ними задач, связанных с его реализацией; 3) мероприятия по мотивации исполнителей и повышения их активности в процессе исполнительской деятельности; 4) организация взаимодействия исполнителей, а так же всех подразделений и структур, задействованных в проекте, по которому было принято решение; 5) контроль выполнения и, если в случае контрольно-надзорных мероприятий будут выявлены существенные отклонения от целевых параметров решения, то корректировка решения и хода его исполнения.

Процесс реализации управленческого решения начинается с деятельности руководителя относящейся к восприятию изменений во внешней среде и их влияния на внутриорганизационные процессы, далее следует интеллектуально-мыслительная деятельность по оценке значимости этих влияний и возможности использования различных организационных ресурсов, включая человеческий ресурс, для разрешения сложившихся организационных. Задачи по решению проблем организации ставятся перед сотрудниками посредством управленческого воздействия в процессе управленческого общения или, как принято говорить, коммуникации. В психологии под коммуникацией, в противоположность ее технико-технологической трактовке, понимают взаимодействие и взаимоотношения между участниками процесса общения, в нашем случае как раз и обусловленные потребностью управленческого воздействия на участников социального взаимодействия.

Управленческое общение распространяется на все этапы деятельности субъекта управления по реализации принятого решения, успех его деятельности возможен лишь на основе эффективного управленческого воздействия. Эффективное управленческое общение предполагает то, что результаты трудового поведения исполнителей, а в целом и результат реализации принятого решения, не просто совпадают с поставленной целью и задачами, а достигаются с наименьшими затратами временного, финансового, материального и энергетического ресурсов. Причем достигается это за счет инициативы, добросовестности и дисциплины исполнителей управленческого решения в социальной общности.

Организуя управленческое общение, руководитель исходит из того, что главным условием успеха реализации принятого управленческого решения будет деятельность исполнителей. Это означает, что ведущими умениями и навыками у руководителя должны быть умения и навыки [8]:

- доведения информации, необходимой для реализации принятого решения, до исполнителей;

- связанные с мотивации исполнителей на добросовестное исполнение поставленных задач;

- по оказанию помощи исполнителям в ходе работы;

- организации контроля исполнения поставленной задачи.

Значительную роль в построении эффективного управленческого общения играет уровень коммуникативной компетентности руководителя. Организация эффективной управленческой коммуникации предполагает, что руководитель строит взаимодействие с другими участниками управленческого процесса, опираясь на знания психологии людей, закономерностей и механизмов, детерминирующих их социальное и трудовое поведение и деятельность, социально-психологических закономерностей, регулирующих отношения и взаимодействие в профессиональных группах. Коммуникативная компетентность руководителя представлена определенным уровнем личного и профессионального опыта, общих и специальных знаний, позволяющих успешно устанавливать и поддерживать необходимые коммуникации с различными субъектами социального и организационного взаимодействия. Коммуникативная компетентность формируется на основе определенных способностей человека и является результатом его личностного и профессионального развития. Руководитель, обладающий высоким уровнем коммуникативной компетентности, способен выстраивать наиболее оптимальное информационное пространство в организации, постоянно регулировать процессы, протекающие в нем и осуществлять эффективные коммуникации в любой складывающейся ситуации социального взаимодействия. В то же время недостаточные коммуникативные знания и умения не позволяют руководителю создавать пространство, в котором осуществляется оптимальное и эффективное распространение необходимой информации.

Выводы. Успешное принятие управленческих решений требует от человека зрелости в ее разных аспектах, в этом случае оптимальность и эффективность принятых решений может выступать показателем степени зрелости (но не взрослости) руководителя. Правильность принятых управленческих решений, оцениваемая через возможность и финансовую эффективность их реализации, выступает в качестве критерия проявления значимых достижений человека в профессиональной сфере. Осуществление руководителем выбора того или иного управленческого решения может обрисовываться в качестве демонстрации конкретного «пика» его личностно-профессионального развития. При этом речь может идти как о микродостижениях (например, принятие первого успешного решения молодым управленцем), так и о всех признаваемых обществом макро-достижениях (которые существенно влияют на судьбы большого числа людей, и будут в историческом пространстве напрямую связаны с именем самого субъекта). В то же время справедливым будет и то, что те или иные решения способны стать объективным доказательством недостижения человеком зрелости личности и профессионализма в социальном управлении [15]. Наиболее близкими могут быть понятия «научные» и «субъективные» представления о профессионализме в управленческой деятельности. Применительно к проблеме принятия решений можно говорить о таких компонентах профессионализма деятельности, как владение технологиями изучения проблемы и имеющихся ресурсов, приемами прогнозирования динамики ситуации, методами организации групповой работы по генерированию альтернатив и т.д. Многие современные управленцы рассматривают эти технологии и приемы в качестве обязательного элемента своей компетентности в деятельности управления социальными объектами.

Как видим, управленческая деятельность представляет собой сложный социально-психологический феномен, детерминированный отношениями «субъект управления» - «объект управления» и процессами становления личности руководителя в качестве субъекта управленческой деятельности.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2001. - 552 с.

4. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. -СПб.: Питер, 2000. - 416 с.

5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / кн. 1-5 / кн. 2.: Акмеологические основы управленческой деятельности / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 536 с.

6. Деркач А.А. Акмеологические основы оптимизации принятия экономических и управленческих решений / А.А. Деркач, В.Г. Асеев, И.О. Соловьев. - М.: РАГС, 2000. - 64 с.

7. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении / В.Г. Зазыкин. - М.: Эко, 2004. - 112 с.

8. Заставенко В.А. Управленческая деятельность руководителя как психолого-педагогический феномен / В.А. Заставенко // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 42-47.

9. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 454 с.

10. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 448 с.

11. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 1998. - 400 с.

12. Леонтьев А.Н. Личность. Сознание. Деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

13. Марков В.Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управления: Монография / под общ. ред. Деркача А.А. / В.Н. Марков, А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 106 с.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

15. Мельничук А.С. Представления управленцев о профессионализме в принятии решений / А.С. Мельничук, П.В. Иванова // Акмеология. - 2014. - № 4(50). - С. 115-125.

16. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза / А.С. Огнев; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Воронеж. фил. - Воронеж: Изд-во ВФ РАГС,1997. - 121 с.

17. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезиз. Функционирование. Диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

19. Селезнева Е.В. Личностно-профессиональное самосовершенствование государственных служащих: Монография / Е.В. Селезнева, Л.В. Маркелова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 87 с.

20. Филиппов А.В. Психология и изучение «человеческого фактора» в управлении / А.В. Филиппов // Психологический журнал. - 1984. - № 1. - С. 35-44.

21. Шадриков В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982. - 185 с.

22. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.

23. Fromm E. (1947) Man for himself: An iuquiry into the psychology of ethics. New York: Holt, Rinehart and Winston. London: Routledge, 1956.

24. McCelland D.C. The importance of early learning in the formation of motives. 1958. In J.W. Atkinson, 1958. Pp. 437-452.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Левченко Анна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат психологических наук Станоева Юлия Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Аннотация. В статье выявлены и описаны особенности социально-психологической дезадаптации у воспитанников учреждений интернатного типа. Показано, что у воспитанников музыкального кадетского корпуса достоверно выше показатели «чувство вины» (поведенческий компонент социально-психологической дезадаптации), собственной агрессивности и ригидности (когнитивный компонент социально-психологической дезадаптации). У воспитанников социально-реабилитационного центра достоверно выше показатели общей тревожности в школе, страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям других (эмоционально-личностный компонент социально-психологической дезадаптации).

Ключевые слова: дезадаптация, адаптация, социально-психологическая дезадаптация, воспитанники учреждений интернатного типа, самооценка, школьная тревожность, агрессивность, кадеты.

Annotation. The article identifies and describes the features of socio-psychological maladaptation in children of residential institutions. It is shown that students of the musical cadet corps have significantly higher indicators of "guilt" (behavioral component of socio-psychological maladaptation), their own aggressiveness and rigidity (cognitive component of socio-psychological maladaptation). Students of the social rehabilitation center have significantly higher indicators of General anxiety in school, fear in a situation of testing knowledge, fear of not meeting the expectations of others (an emotional and personal component of socio-psychological maladaptation).

Keywords: maladaptation, adaptation, socio-psychological maladaptation, students of residential institutions, self-esteem, school anxiety, aggression, cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.