Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА / КОНТРАКТ / ПОСТАВКА ТОВАРОВ / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА / ПОДХОДЫ К РАСЧЕТУ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТОВ / РЫНОЧНЫЙ МЕТОД / МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН ПО АНАЛОГАМ / РЕСУРСНЫЙ МЕТОД / МЕТОД РАСЧЕТА ПО УДЕЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ / ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД / БАЛЬНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городничев М. Г., Егорова Л. В., Измайлов А. М., Казанская А. Ю., Кандрашина Е. А.

В соответствии с законодательством Российской Федерации заказчики для осуществления закупки необходимо обосновать объект закупки, необходимость его закупки, план-график осуществления закупки, начальную (максимальную) цену контракта, а так же способ ее определения, что является актуальным вопросом, в контексте которого в статье изложены подходы и методы для обоснования (расчета) начальной (максимальной) цены контрактов на выполнение работ, оказание услуг и поставок товара, реализуемых в рамках федеральных и национальных проектов, государственных и целевых программ в сфере образования и науки. Практическая значимость материалов статьи заключается в том, что в них представлены классификация существующих подходов и методов, а также рекомендации по их применению для определения цены контракта в зависимости от предмета контракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городничев М. Г., Егорова Л. В., Измайлов А. М., Казанская А. Ю., Кандрашина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND METHODS FOR CALCULATING THE INITIAL (MAXIMUM) PRICE OF CONTRACTS FOR THE SUPPLY OF GOODS, PERFORMANCE OF WORK, PROVISION OF SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

In accordance with the legislation of the Russian Federation, customers need to justify the object of purchase, the need for its purchase, the procurement schedule, the initial The (maximum) price of the contract, as well as the method of determining it, which is a relevant issue in the context of which the article sets out the approaches and methods to justify (calculating) the initial (maximum) price of contracts for the performance of work, the provision of services and supplies of goods implemented within the framework of federal and national projects, state and target programs in the field of education and science. The practical significance of the article is that it presents a classification of existing approaches and methods, as well as recommendations on their use to determine the price of a contract depending on the object of the contract.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Подходы и методы расчета начальной (максимальной) цены контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Михаил Геннадьевич Городничев

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математической кибернетики и информационных технологий, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия [email protected]

0000-0003-1739-9831 Лариса Владимировна Егорова

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономического анализа и прогнозирования, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия ^Едогоуа@уа^ех

© 0000-0001-7457-3600 Айрат Маратович Измайлов

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия [email protected]

0000-0002-5193-1994 Алина Юрьевна Казанская

кандидат экономических наук, доцент кафедры инженерной экономики Института управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия [email protected]

0000-0002-3334-5449 Елена Александровна Кандрашина

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры прикладного менеджмента, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия [email protected]

0000-0002-3689-198Х Евгений Евгеньевич Ковалев

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института математики и информатики, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

[email protected]

®

0000-0002-3015-5084

Лев Геннадьевич Кравцов

кандидат психологических наук, заведующий лабораторией проектирования моделей культурно-исторических практик, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия [email protected]

© 0000-0001-7394-9290 Ирина Владимировна Кудринская

кандидат педагогических наук, доцент департамента музыкального искусства

Института культуры и искусств,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия

[email protected]

© 0000-0001-5280-8229 Ядвига Геннадьевна Небылова

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информатики и математики, Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийск, Новороссийск, Россия [email protected]

© 0000-0001-7031-6121 Андрей Валериевич Тамьяров

кандидат технических наук, доцент, начальник управления лицензирования, аккредитации и качества образования, доцент кафедры измерительно-вычислительные комплексы, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия [email protected]

0000-0002-0608-444Х

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726/х2557-6158-3472^ Аннотация

В соответствии с законодательством Российской Федерации заказчики для осуществления закупки необходимо обосновать объект закупки, необходимость его закупки, план-график осуществления закупки, начальную (максимальную) цену контракта, а так же способ ее определения, что является актуальным вопросом, в контексте которого в статье изложены подходы и методы для обоснования (расчета) начальной (максимальной) цены контрактов на выполнение работ, оказание услуг и поставок товара, реализуемых в рамках федеральных и национальных проектов, государственных и целевых программ в сфере образования и науки. Практическая значимость материалов статьи заключается в том, что в них представлены классификация существующих подходов и методов, а также рекомендации по их применению для определения цены контракта в зависимости от предмета контракта.

Ключевые слова

начальная (максимальная) цена; контракт; поставка товаров; методы определения начальной (максимальной) цены контракта; подходы к расчету начальной (максимальной) цены контрактов; рыночный метод; метод определения цен по аналогам; ресурсный метод; метод расчета по удельным показателям; индексный метод; бальный метод.

Введение

Роль системы государственных закупок достаточно велика, поскольку посредством ее осуществляются функции государственного регулирования цен и перераспределения федерального бюджета Российской Федерации, являющегося одним из показателей социального, экономического и инновационного развития страны, в том числе и в области образования и науки.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, единства контрактной системы государственных закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления государственных закупок.

Управление ценовой политикой при организации государственных закупок - важнейший элемент процесса оптимизации государственного бюджета, при этом ключевой задачей планирования закупок является определение начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК), точность расчетов которой выступает основополагающим фактором дальнейшего проведения закупочных процедур.

НМЦК - это предельная цена по контракту (по одному лоту), определяемая заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, а также в плане-графике для каждого объекта закупки. НМЦК является стартовой ценой для конкурентных процедур закупок, значимость которой обусловлена необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств, минимизации финансовых потерь, снижения степени коррупционных рисков, что определяет целесообразность установления такой НМЦК на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которая позволит заключить контракт с учетом выполнения всех требований по нему при наименьших расходах.

Проблема определения НМЦК является одной из наиболее актуальных в целостной системе планирования и проведения государственных закупок, что предполагает выбор соответствующих подходов, методов и способов ее расчета, в том числе, с учетом финансовых и коммерческих условий поставок.

Материалы и методы исследования

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в том числе и в сфере образования, являются, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-ФЗ [8] и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г.№223-ФЗ г. [6] (далее ФЗ-44 и Ф3-223 соответственно), при этом также действует ряд нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих порядок планирования закупок и обоснования НМЦК [7-11; 13; 14].

В соответствии с нормативно-правовыми актами [6; 8] для расчета и обоснования НМЦК заказчик должен выбрать наиболее подходящий метод, от правильности которого зависит несколько важнейших аспектов закупочной деятельности заказчика [15]:

- заявки, в которых предложение о цене превышает НМЦК, подлежат отклонению;

- способ определения поставщика - электронный аукцион, запрос котировок или закупка у единственного поставщика;

- расчет объема обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта участников закупки;

- порядок и способ применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.

Согласно [8] заказчику для осуществления закупки необходимо обосновать объект закупки,

необходимость его закупки, план-график осуществления закупки, НМЦК, а так же способ ее определения, что в полной мере отражено в Приказе Минэкономразвития России «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» от 02.10.2013 г. №567 [13].

Основанием для подготовки участниками закупки предложений о цене контракта является документации о закупке, которая разрабатывается заказчиком или уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Важность детальной проработки требований задания к выполняемым работам (оказываемым услугам), описанию поставляемого товара и проведения обоснованных расчетов НМЦК обусловлено тем, что в случае необоснованного завышения НМЦК закупается товар или работы (услуги) по завышенной стоимости, являясь причиной неэффективного использования средств федерального бюджета, а необоснованное занижение НМЦК влечет за собой срыв проведения закупки ввиду отсутствия участников или закупку товара (работы, услуги) более низкого качества.

На основании законодательных актов [6; 8], в частности, в соответствии со ст. 22 ФЗ-44, НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения нескольких следующих методов [13]:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Особенности и порядок расчета по указанным методам подробным образом представлены в источнике [3].

При этом в соответствии с ч. 12. ст. 22 ФЗ-44 в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), указанных выше методов «...заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов» [8].

Рассмотрим классификацию существующих методов прогнозирования стоимостных показателей (стоимости) выполнения работ, оказания услуг или поставки товара, которые могут быть использованы для расчета (обоснования) НМЦК. При этом стоит обратить особое внимание на методы, позволяющие рассчитать (обосновать) стоимость уникального оборудования, которое будет востребовано для оснащения образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального оборудования, например, для реализации такого проекта, как «Абилимпикс» и для проведения конкурсов профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия).

Все они по способу проведения расчетов подразделяются на две большие группы: на прямые и косвенные методы.

Прямые методы расчета требуют, как правило, большого объема информации и применяются в тех случаях, когда имеются детализированные сведения о характеристиках выполняемых работ, оказываемых услуг или закупаемого товара и прочих данных, оказывающих влияние на его стоимость.

К прямым методам относятся:

- рыночный метод;

- метод определения цен по аналогам.

Применение прямых методов расчета для определения НМЦК выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках реализации федеральных и национальных проектов, государственных и целевых программ в сфере образования и науки в большинстве случаев проблематично, поскольку проекты направлены на создание инновационных результатов, не имеющих прямых аналогов.

Косвенные методы основаны на разработке и применении при расчетах зависимостей между стоимостью товара, выполнения работы, оказания услуги и их основными ценообразующими параметрами, а для ряда методов дополнительно и параметрами прототипа (аналога).

К косвеным методам относятся:

- ресурсный (сметный) метод (или метод калькуляция затрат);

- метод расчета по удельным показателям (параметрический метод);

- индексный метод;

- бальный метод.

Рассмотрим краткую характеристику методов, которые могут быть использованы для обоснования НМЦК на выполнения работ, оказания услуг или поставку товара в рамках реализации федеральных и национальных проектов, государственных и целевых программ в сфере образования и науки.

Результаты и обсуждение

Рыночный метод

Рыночный метод применяется при формировании НМЦК на товары, работы, услуги, для которых существует функционирующий рынок и предполагает анализ конъюнктуры рынка на наличие предложений по товарам, работам, услугам с определенными потребительскими свойствами, техническими и качественными характеристиками, предполагает анализ цен на товары разных производителей, отвечающие обязательным требованиям заказчика к функциональным и качественным характеристикам, потребительским свойствам товара. За основу расчета принимаются цены на товары, соответствующие обязательным требованиям, установленным заказчиком: сроки годности, сроки и объемы гарантии качества товара и др.

Для определения НМЦК рекомендуется использовать не менее трех моделей (видов) товара разных производителей, входящих в ценовую группу, отвечающую финансовым возможностям заказчика. По возможности рекомендуется выбирать товары, выпускаемые ведущими производителями. При наличии существенных различий в ценах на поставку сходных моделей (видов) товара разных производителей, в том числе иностранных (более 25% цены товара), решение о выборе моделей для расчета начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется принимать исходя из:

- степени соответствия качественных характеристик (свойств) товара потребностям заказчика;

- финансовых возможностей заказчика.

При определении НМЦК на поставку товаров, изготавливаемых по заказу, рекомендуется использовать цены трех или более производителей и поставщиков, специализирующихся на изготовлении и поставке товаров, требующихся заказчику в соответствии с его требованиями.

Определение НМЦК на поставку сложных технических средств иностранного производства, поставляемых преимущественно по заказам, рекомендуется проводить на основе действующих цен официальных поставщиков, уполномоченных осуществлять реализацию товара на территории Российской Федерации.

В тех случаях, когда прием заказов на изготовление или поставку товаров производится непосредственными производителями товаров без участия поставщиков, могут использоваться установленные производителями цены.

Сведения о моделях (видах) товаров, их производителях и поставщиках, а также об установленном ими уровне цен можно получить в сети «Интернет», справочных и печатных изданиях и каталогах, а также в реестрах контрактов, протоколах ранее проведенных закупок.

Цены, содержащиеся в сети «Интернет», справочных изданиях, а также в реестрах контрактов, протоколах ранее проведенных закупок и иных документах за последние два - три года для определения НМЦК должны быть приведены в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, указанных в [13].

Для получения более точных результатов расчета НМЦК на поставку товаров рекомендуется использовать действующие цены, получаемые путем сбора информации или запроса ценовой информации от производителей или дистрибьютеров в соответствии с порядком, указанным в [13].

Хотя метод определения НМКЦ на основе рыночной стоимости отвечает требованиям [6], являясь наиболее понятным для заказчиков, и ведет к минимизации риска допущения ошибок при расчете цены, однако не лишен недостатков (недостаточность источников информации, риск неправильного выбора рыночного среза, большой разброс цен).

Метод определения цен по аналогам

Метод определения цен по аналогам применяется при формировании НМЦК на поставки продукции (оборудования), работы, услуги, не представленные на рынке и по которой невозможно найти конъюнктурные данные о ее рыночных ценах, но присутствует аналогичная продукция, работы, услуги, имеющие небольшие отличия в функциональных и качественных характеристиках.

Данный метод предполагает проведение исследований и анализа рынка на наличие предложений (цен) на аналогичную или схожую продукцию, работы, услуги, которые затем путем применения поправок на различие в характеристиках и дополнительных свойствах приводятся к требованиям по закупаемой продукции (оборудованию), работам, услугам.

В принципе, расчет НМЦК методом определения цен по аналогам проводится в порядке, предусмотренном при применении рыночного метода с последующей корректировкой на комплектацию (перечень работ, услуг) в соответствии с требованиями, указанными в технических спецификациях и задании на выполнение работ (оказание услуг). Для получения более точных результатов рекомендуется, по возможности, использовать сведения о нескольких товарах (работах, услугах)-аналогах, полученных от разных производителей или поставщиков.

При использовании метода определения цен по аналогам начальная (максимальная) стоимость единицы требуемого товара (Смакс) будет определяться как:

^МАКС = СдНА/ТОГ- ОиШ7+ РДОП, С)

где: Сдндщ- ~ стоимость цены аналога товара; Откп - стоимость элементов, исключаемых из комплектации товара-аналога; Сдор - стоимость дополнительных элементов, включаемых в комплектацию товара.

При невозможности получения сведений о ценах на каждый элемент из всех используемых источников информации, могут использоваться данные, получаемые из одного источника (от одного поставщика), а при невозможности определить стоимость оборудования, исключаемого из комплектации (или наоборот, включаемого в комплектацию) товара-аналога в соответствии с требованиями, указанными в технических спецификациях, корректировка на комплектацию может проводиться за счет поправочных коэффициентов, определяемых экспертным путем.

Следует отметить, что на практике основная сложность применения данного метода заключается в выявлении действительно аналогичных закупаемых товаров, поскольку существует вероятность неверного выбора объектов сопоставления, при этом акцентируется внимание на том, что оценка «по аналогии» может являться является экспертной и субъективной.

Ресурсный (сметный) метод (метод калькуляция затрат)

Ресурсный, или затратный, метод, определения НМЦК применяется в основном в строительстве, а также при расчетах цен на сложное комплектное оборудование или на комплексные работы, услуги.

В общем понимании цена предмета закупки составляется путем набора и сложения (калькуляции) цен его составляющих (работ, товаров, оборудования, стоимости машин и механизмов) с учетом их объемов. Для товара суммируются затраты материалов и запчастей, а также трудозатраты по его производству (сборке). Для оценки работ и услуг составляются списки узкоспециализированных задач, определяется нормативное или оценочное время на их исполнение, которое умножается на среднюю цену рабочей силы. Полученные трудозатраты суммируются с сопутствующими оценочными затратами на используемые при выполнении работ, оказании услуг товары, расходные материалы, машины и механизмы.

Данный способ, являясь наиболее точным, самый трудоемкий, так как для его реализации требуется наличие утвержденной отраслевой или ведомственной методики, содержащей нормативное время (трудозатраты) или нормативную стоимость на выполнение работ (оказание услуг). Кроме того, если информация о ценах официально не закреплена, заказчик может столкнуться с определенными трудностями при поиске информации, кроме того, у заказчика могут возникать трудности, сопряженные с необходимостью максимально детализировать объекты закупки.

Метод расчета по удельным показателям (параметрический)

Параметрический метод применяется при недоступности информации о действующих и справочных ценах на товары с требующимися техническими характеристиками, но при наличии сведений о ценах на однотипные виды товаров, у которых один основной параметр (характеристика) является существенным для заказчика (например, вес, мощность, производительность, скорость и т.п.), и при этом данный параметр является ключевым для определения уровня цен на данный товар.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При оценке простых товаров можно рассчитывать искомую цену путем применения прямо пропорциональной зависимости. Если же оценивается сложная или металлоемкая продукция, то цена, как правило, растет медленнее, чем определяющий параметр товара. Для расчета применяется так называемый коэффициент торможения цены, который всегда меньше 1. Значение коэффициента определяется эмпирическим путем и обычно оно тяготеет к 0,6-0,7 [12]. В специализированной литературе или на специализированных сайтах в сети Интернет можно найти значения коэффициентов для различного вида промышленного оборудования и технологических установок.

Формула данного способа показывает математическую зависимость изменения одного параметра (цены) при изменении другого (например, мощности), по которой легко вычислить искомое значение стоимости интересующего товара [17]:

С2^Сг = {52^5^я (2)

где: С1 и Сг - стоимости товара 1 и товара 2; Б1 и Бг - соответствующие показатели мощности; Я - коэффициент торможения цены относительно мощности.

Определение НМЦК на товары, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика (например, вес, мощность, производительность, скорость и т.п.), может производиться путем расчета «удельной цены параметра» в соответствии с порядком, изложенным ниже. Данный метод расчета может использоваться при условии, что изменение основного параметра изделия не повлечет за собой принципиальных конструкционных изменений иных параметров товара с соответствующим изменением (увеличением, либо снижением) его стоимости.

Расчет показателя «удельной цены параметра» производится по следующей формуле:

цуб = ц/п, (3)

где: Цу,д - удельная цена параметра; Ц - цена существующего товара; п - величина основного параметра существующего товара.

На основе расчетного показателя «удельной цены параметра» определение цены нового товара производится по следующей формуле:

Цн = Цуд х Пн, (4)

где: Цн - цена нового товара; Пн - требуемая величина основного параметра нового товара.

К разновидностям метода расчета НМЦК по удельным показателям относятся:

- метод линейного коэффициента торможения;

- метод степенного коэффициента (методом «параметр-цена»);

- метод прямого сравнения с аналогом (метод удельной дельты).

Рассмотрим особенности и условия применения указанных методов.

Метод линейного коэффициента торможения

Данный метод позволяет довольно быстро и просто рассчитать приблизительную цену интересующего товара, если известна стоимость и параметры однотипного товара-аналога [2]. Способ применяется, в основном, для экспресс-оценки стоимости на начальных этапах технико-экономических исследований и для определения ориентировочных бюджетов капитальных вложений.

Недостатком этого метода является сравнительно низкая точность. Рекомендуется использовать его лишь в том случае, если соотношение Б1 и Бг (см. формулу 2) не превышает 1,5-2. Кроме того, при таком расчете предполагается, что остальные условия сделки одинаковы, следовательно, после применения формулы полученную цену следует скорректировать на соответствующие поправки, которые указаны в [13].

Данный способ расчета цены может быть использован, например, при оценке потребностей в бюджетных средствах на среднесрочный период для закупки оборудования, станков и промышленных установок при наличии аналогов с отличающимися основными параметрами. Данный способ дает возможность предварительно проверить обоснованность запрашиваемых объемов финансирования.

Стоимостной показатель (цена товара) с параметром (показателем качества) Р согласно данному методу определяется по зависимости:

(б)

При этом

V —

4*i

Г - -5 Ы ~ P,

(б)

где: G - оцениваемый стоимостной

показатель (цена товара) товара с параметром Р; Рп - стоимостные показатели товаров-аналогов с параметрами Рг,Р2, соответственно (при этом < Р2)] Кя - линейный коэффициент торможения.

с с

Для применения метода необходимо владеть информацией о:

1) стоимостных показателях;

2) основных параметры двух товаров-аналогов.

Метод имеет приемлемую точность только при доминирующем влиянии на затраты по созданию товара одной ценообразующей характеристики. Рекомендуется применять при незначительном отличии (менее 15%) основного ценообразующего параметра разрабатываемого товара от аналога.

Метод степенного коэффициента

В этом случае при тех же исходных данных, которые необходимы для применения метода линейного коэффициента торможения, стоимостные показатели товара определяются по зависимости:

где: сан - стоимостной показатель товара-аналога; Р, Ран - основная ценообразующая характеристика товара и его аналога, соответственно; ^степ - степенной коэффициент торможения определяется по формуле:

(8)

In

^ г ГЭТ.йП

fe)

In

(fe)

При этом в качестве аналога принимается товар наиболее близкий по характеристикам к оцениваемому объекту. Таким образом, в зависимости от соотношения параметров величины Сани принимаются равными: и Рь либо - и Р2.

Данный метод, как и метод линейного коэффициента торможения, имеет ограниченное практическое значение при влиянии на стоимостные показатели товара двух и более ценообразующих характеристик. В отличие от метода линейного коэффициента торможения метод степенного коэффициента не имеет ограничений к применению в отношении величины отклонения основной ценообразующей характеристики товара от характеристики его аналога.

Метод прямого сравнения с аналогом

При расчете затрат данным методом принимается допущение о наличии прямой пропорциональной зависимости между стоимостным показателем товара и его основным ценообразующим параметром.

Расчет проводится по зависимости:

С =

CPl + Cvd(P - PJ либо С = CPî- Cyä(P2 - P),

где:

- ■ Г.-.Г ■

(9) (10)

Для применения метода требуется такой же объем исходных данных, что и для описанных выше параметрических методов. Метод имеет приемлемую точность и практическую значимость для оценки затрат по созданию (изготовлению) такого товара, для которого характерно доминирующее влияние на затраты только одной ценообразующей характеристики.

В целом, к преимуществам параметрического метода стоит отнести относительную простоту, возможность определения зависимости цены контракта от одного или нескольких параметров (факторов) при недоступности информации о действующих и справочных ценах на товары с требующимися техническими характеристиками, однако его использование требует высокой квалификации, что, в свою очередь, влияет на дополнительные затраты (привлечение экспертов или экспертных организаций, способных установить эконометрическую зависимость начальной (максимальной) цены контракта от параметра требуемой продукции), хотя он не учитывает остальных параметров потребительских свойств и целесообразен в случае выявления действительно доминирующего параметра полезности [3; 12].

Индексный метод

Определение НМЦК при размещении заказа на изготовление технически сложных, дорогостоящих крупных партий товаров с новыми характеристиками, отличными от имеющихся на функционирующем рынке, может производиться с использованием индексного метода. В силу трудоемкости, сложности проведения расчетов с применением данного метода, в том числе с помощью специальных программных продуктов, а также необходимости привлечения специалистов-экспертов в соответствующих областях знаний (инженеров, маркетологов, специалистов в области ценообразования), индексный метод применяется в особых, исключительных случаях, когда отсутствует возможность определения начальной (максимальной) цены контракта какими-либо иными методами.

Основой проведения расчетов при использовании индексного метода являются данные о нескольких товарах-аналогах, в наибольшей степени соответствующих техническим требованиям на заказываемую модель товара. Цены товаров-аналогов корректируются с учетом стоимости дополнительных параметров, требующихся заказчику (например, габариты, мощность, производительность, новые функции, др.).

Для определения цены искомого изделия производится построение параметрических рядов однотипных моделей товара, различающихся между собой по величине одного параметра, изменение которого требуется заказчику (например, производительность). Параметрический ряд составляет последовательный ряд цен моделей товара одного производителя, отражающий изменения требующегося параметра товара. На основе параметрического ряда устанавливаются зависимости между изменением параметров товара и соответствующим ему изменением цен на единицу товара. Выявленные зависимости используются для определения цены нового товара, отвечающего требованиям заказчика.

Определение расчетной цены нового изделия может производиться с использованием следующих формул:

Цн = Ц6х!к, ХР,, (11)

где: Ци - цена нового товара; Цб - цена базовой модели товара; К, - коэффициент изменения ¡-ого параметра нового товара по сравнению с базовым товаром; Р, - коэффициент значимости ього параметра товара в их совокупности, устанавливающий на основе экспертных оценок в процентном отношении, либо в долях единицы, степень количественного изменения (снижения или повышения) данного параметра нового товара.

где: Пб - значение параметра базовой модели товара; Пн - значение параметра нового товара; п - коэффициент изменения, величина которого определяется экспертным путем в интервале 0,6-0,8.

Бальный метод

Бальный метод используется для определения НМЦК на поставку товаров, изготавливаемых на заказ, на основе данных о ценах однотипных товаров, различающихся между собой по величине двух и более параметров.

При использовании бального метода специалистами-экспертами производится отбор наиболее существенных параметров (характеристик), присущих искомому товару и товарам-аналогам, с учетом степени их влияния на функциональные/потребительские характеристики, свойства товара. Рекомендуется ограничить число выбираемых параметров до трех-четырех. Из перечня товаров-аналогов выбирается базовая модель, обладающая параметрами (характеристиками), в наибольшей мере отвечающими требованиям заказчика.

Расчет цены нового изделия производится при помощи баллов, присуждаемых параметрам товаров, в следующей последовательности:

- каждому отобранному параметру товара экспертным путем присуждается определенное количество баллов с учетом их значения для выполнения товаром определенных функций, а также роли в формировании цены товара, при этом сумма баллов, начисляемых каждому параметру, не должна превышать двадцать баллов;

- присвоенное каждому параметру количество баллов суммируется по всем параметрам базовой модели товара, при этом общая сумма баллов, начисленных по всем избранным параметрам, не должна превышать величины, равной двадцати, умноженной на число параметров;

- стоимость одного балла оценки параметров базового товара рассчитывается путем деления цены базового товара на сумму баллов его параметров;

- изменение количества баллов, присуждаемых параметрам нового изделия по сравнению с базовой моделью товара, определяется экспертным путем;

- цена нового изделия рассчитывается путем умножения присужденной ему суммы баллов на стоимость одного балла базовой модели товара:

где: Цн - цена нового товара; Цб - цена базового товара; Pf- значение i-ой характеристики базовой модели товара; Р¡к - значение i-ой характеристики новой модели товара; / - количество оцениваемых параметров (характеристик) (1...п).

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Заключение

Практика расчета НМЦК свидетельствует о том, что ее определение на поставку товаров производится на основе рыночной стоимости поставляемых товаров - рыночный метод, стоимости товаров-аналогов с последующей корректировкой характеристик и комплектности товара - метод определения цен по аналогам, параметрического метода, на оказание услуг - на основе рыночного метода, калькуляции затрат оказываемых услуг, стоимости контрактов-аналогов с последующей корректировкой характеристик услуг с учетом индекса инфляции, на выполнение работ - на основе сметной стоимости выполняемых работ, с использованием удельных показателей.

У каждого из указанных способов расчета НМЦК есть недостатки и погрешности, поэтому в целях более точного определения НМЦК рекомендуется проверять результаты, полученные одним способом, расчетом другим способом. Если результаты расчетов разными методами различаются в пределах 5-10%, то можно утверждать, что оценка верна.

Рекомендации по использованию рассмотренных методов расчета НМЦК в зависимости от предмета контракта представлены в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендации по использованию рассмотренных методов расчета НМЦК _ в зависимости от предмета контракта__

Контракт на поставку товара Контракт на выполнение работ / оказание услуг Контракт на НИОКР Контракт на строительно-монтажные работы

Рыночный метод ++ ++ ++ ++

Метод определения цен по аналогам ++ ++ ++ ++

Ресурсный (сметный) метод (калькуляция затрат) + + + ++

Метод расчета по удельным показателям (параметрический) ++ - - +

Индексный метод + - - -

Балльный метод + - - -

Примечание:

«++» - метод наиболее предпочтителен для данного вида контракта; «+» - возможно использовать метод для данного вида контракта; «-» - нецелесообразно использовать метод для данного вида контракта.

С 1 июля 2019 года часть изменений, произошедших в закупках, коснулись и НМЦК, в частности, начал действовать новый механизм расчета, а именно появилась возможность определения НМЦК через единицу цены товаров, работ, услуг, а также возникли новшества в правилах проведения закупок для заказчиков (изменились правила закупок у единственного поставщика, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки, НМЦК будет использоваться как один из критериев оценки эффективности закупки) [19].

Следует отметить, что на сегодняшний день специалисты глубоко анализируют проблемы и особенности применения тех или иных подходов и методов расчета НМЦК, в ряде случаев указывая и обосновывая необходимость внесения корректив в действующее законодательство [12018] и их совершенствования в силу активного проявления трансформационных изменений и инфляционных процессов в экономике, поэтому для эффективного управления ценовой политикой при организации государственных закупок для расчета НМЦК на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд необходимо проводить комплексный анализ существующих методических подходов и методов расчета НМЦК.

Список литературы

1. Гребенникова В.А., Немченко Л.И. Векторы развития и финансовые инструменты контрактной системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. №1. С. 174-179.

2. Кухленко В.В., Мыльце К.Р., Сафронова Н.Б. Разработка методики определения начальной цены контракта на товары и услуги в системе госзакупок на муниципальном уровне // Вестник Екатерининского института. 2011. №2(14). С. 22-28.

3. Мельников Г.Н., Манчевская О.О., Кузнецова И.В., Маслова Н.С. Методические рекомендации по осуществлению оценки эффективности и прозрачности размещения государственных и муниципальных заказов, М.: «Деловой двор», 2008. 75 с.

4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-Ф3 Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 01.03.2021).

5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 01.03.2021).

6. О применении положений Федерального закона от 2l.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта [Электронный ресурс]: письмо ФАС России от 13.02.2012 №ИА/4177 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_126476/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. №554 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279584 (дата обращения: 01.03.2021).

8. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 г. №964 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420301350 (дата обращения: 01.03.2021).

9. Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 20152016 годы [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 г. №182/7н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179391/8dd86f1ad99004b504d0202d32904141f860d89e/ 9(дата обращения: 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. №555 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279583 (дата обращения: 01.03.2021).

11.Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 г. №567 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/70473958/ (дата обращения: 01.03.2021).

12.Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Москвы от 16 мая 2014 г. №242-РП// Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/537955092 (дата обращения: 01.03.2021).

13. Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. №552 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279586 (дата обращения: 01.03.2021).

14. Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. №553 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279585 (дата обращения: 01.03.2021).

15.Пахомов Ю.Г., Пахомова Л.М. Проблемные вопросы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках контрактной системы // ARS ADMINISTRANDI. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-opredeleniya-nachalnoy-maksimalnoy-tseny-kontrakta-tseny-kontrakta-zaklyuchaemogo-s-edinstvennym-postavschikom (дата обращения: 01.03.2021).

16.Фиров А.М. Научно-методический аппарат оценки инновационных проектов создания изделий для государственных нужд: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Королев, 2012. 182 с.

17.Фирсова Н.И. Формирование начальной цены контракта при размещении государственного заказа // Нефть, газ, бизнес. 2010. №4. С. 62-65.

18. Фрунзе В.В. Минимизация рисков при обосновании начальной максимальной цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. №31. С. 67-70.

19. Что изменилось в расчете НМЦК: методы и ответственность [Электронный ресурс] // Контур: [сайт]. URL: https://kontur.ru/articles/5643 (дата обращения: 01.03.2021).

20. Яковенко В.В., Придачук М.П., Табаков А.Н. Начальная максимальная цена контракта: проблемы определения и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2015. №6-2. С. 814-818.

Approaches and methods for calculating the initial (maximum) price of contracts for the supply of goods, performance of work, provision of services

for state and municipal needs

Mikhail G. Gorodnichev

Candidate of technical sciences, Associate professor, Associate professor of the Department of mathematical cybernetics and information technology, Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia [email protected]

© 0000-0003-1739-9831 Larisa V. Egorova

Doctor of economic sciences, Associate professor,

Professor of the Department of economic analysis and forecasting,

Moscow State Medical and Dental University named after A.I. Evdokimov,

Moscow, Russia

LVEgorova@yandex

© 0000-0001-7457-3600 Ayrat M. Izmailov

Candidate of economic sciences, Associate professor of the Department of application management, Samara State University of Economics, Samara, Russia [email protected]

0000-0002-5193-1994 Alina Yu. Kazanskaya

Candidate of economic sciences, Associate professor of the Department of engineering economics

of the Institute of management in economic, environmental and social systems,

Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia

[email protected]

0000-0002-3334-5449 Elena A. Kandrashina

Doctor of economic sciences, Professor, Professor of the Department of application management, Samara State University of Economics, Samara, Russia [email protected]

0000-0002-3689-198X Evgeny E. Kovalev

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Deputy director of the Institute of mathematics and computer science,

Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia

[email protected]

© 0000-0002-3015-5084

Lev G. Kravtsov

Candidate of psychological sciences, Head of the Laboratory for the design of models of cultural and historical practices, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia [email protected]

© 0000-0001-7394-9290 Irina V. Kudrinskaya

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department

of musical arts of the Institute of culture and arts,

Moscow City Pedagogical University,

Moscow, Russia

[email protected]

0000-0001-5280-8229 Yadviga G. Nebylova

Candidate of economic sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of computer science and mathematics,

Kuban State University, branch in Novorossiysk,

Novorossiysk, Russia

[email protected]

0000-0001-7031-6121 Andrey V. Tamyarov

Candidate of technical sciences, Associate professor, Head of the Department of licensing, accreditation and quality of education, Associate professor of the Department of measuring and computing complexes, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia [email protected]

© 0000-0002-0608-444X

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/x2557-6158-3472-f Abstract

In accordance with the legislation of the Russian Federation, customers need to justify the object of purchase, the need for its purchase, the procurement schedule, the initial The (maximum) price of the contract, as well as the method of determining it, which is a relevant issue in the context of which the article sets out the approaches and methods to justify (calculating) the initial (maximum) price of contracts for the performance of work, the provision of services and supplies of goods implemented within the framework of federal and national projects, state and target programs in the field of education and science. The practical significance of the article is that it presents a classification of existing approaches and methods, as well as recommendations on their use to determine the price of a contract depending on the object of the contract.

Keywords

starting (maximum) price; contract; delivery of goods; Methods for determining the initial (maximum) contract price approaches to calculating the initial (maximum) price of contracts; market method; method for determining prices by analogues; resource method; method of calculation by specific indicators; index method; ballroom method.

References

1. Grebennikova V.A., Nemchenko L.I. Vektory' razvitiya i finansovy'e instrumenty' kontraktnoj sistemy' razmeshheniya zakazov dlya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2015. №1. S. 174-179.

2. Kuxlenko V.V., My'l'ce K.R., Safronova N.B. Razrabotka metodiki opredeleniya nachal'noj ceny' kontrakta na tovary' i uslugi v sisteme goszakupok na municipal'nom urovne // Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2011. №2(14). S. 22-28.

3. Mel'nikov G.N., Manchevskaya O.O., Kuznecova I.V., Maslova N.S. Metodicheskie rekomendacii po osushhestvleniyu ocenki e'ffektivnosti i prozrachnosti razmeshheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x zakazov, M.: «Delovoj dvor», 2008. 75 s.

4. O zakupkax tovarov, rabot, uslug otdel'ny'mi vidami yuridicheskix lic [E'lektronny'j resurs]: federal ny'j zakon ot 18 iyulya 2011 g. №223-FZ Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

5. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd [E'lektronny'j resurs]: federal'ny'j zakon ot 05 aprelya 2013 g. №44-FZ [E'lektronny'j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

6. O primenenii polozhenij Federal'nogo zakona ot 21.07.2005 N 94-FZ v chasti obosnovaniya nachal'noj (maksimal'noj) ceny' kontrakta [E'lektronny'j resurs]: pis'mo FAS Rossii ot 13.02.2012 №IA/4177 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_126476/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

7. O trebovaniyax k formirovaniyu, utverzhdeniyu i vedeniyu plana-grafika zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya nuzhd sub''ekta Rossijskoj Federacii i municipal'ny'x nuzhd, a takzhe o trebovaniyax k forme plana-grafika zakupok tovarov, rabot, uslug [E'lektronny'j resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 05.06.2015 g. №554 // E'lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279584 (data obrashheniya: 01.03.2021).

8. O federal'nom organe ispolnitel'noj vlasti, upolnomochennom na ustanovlenie poryadka opredeleniya nachal'noj (maksimal'noj) ceny' kontrakta, ceny' kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvenny'm postavshhikom (podryadchikom, ispolnitelem) pri osushhestvlenii zakupok v sfere gradostroitel'noj deyatel' nosti (za isklyucheniem territorial'nogo planirovaniya) [E'lektronny'j resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11.09.2015 g. №964 // E'lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420301350 (data obrashheniya: 01.03.2021).

9. Ob osobennostyax razmeshheniya v edinoj informacionnoj sisteme ili do vvoda v e'kspluataciyu ukazannoj sistemy' na oficial'nom sajte Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet» dlya razmeshheniya informacii o razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vy'polnenie rabot, okazanie uslug planov-grafikov razmeshheniya zakazov na 2015-2016 gody' [E'lektronny'j resurs]: prikaz Mine'konomrazvitiya Rossii i Federal'nogo kaznachejstva ot 31.03.2015 g. №182/7n // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_179391/8dd86f1ad99004b504d0202d32904141f860d89e/ 9(data obrashheniya: 01.03.2021).

10. Ob ustanovlenii poryadka obosnovaniya zakupok tovarov, rabot i uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd i form takogo obosnovaniya [E'lektronny'j resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 05.06.2015 g. №555 // E'lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279583 (data obrashheniya: 01.03.2021).

11.Ob utverzhdenii Metodicheskix rekomendacij po primeneniyu metodov opredeleniya nachal'noj (maksimal'noj) ceny' kontrakta, ceny' kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvenny'm postavshhikom (podryadchikom, ispolnitelem) [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj

Federacii ot 02 oktyabrya 2013 g. №567 // Informacionno-pravovoj portai «Garant»: [portai]. URL: https://base.garant.ru/70473958/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

12. Ob utverzhdenii Metodicheskix rekomendacij po primeneniyu metodov opredeleniya nachal'noj (maksimal'noj) ceny' kontrakta, ceny' kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvenny'm postavshhikom (podryadchikom, ispolnitelem), dlya obespecheniya nuzhd goroda Moskvy' [E lektronny'j resurs]: rasporyazhenie Pravitel'stva Moskvy' ot 1б maya 2014 g. №242-RP// E lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/537955092 (data obrashheniya: 01.03.2021).

13.Ob utverzhdenii Pravil formirovaniya, utverzhdeniya i vedeniya plana zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya federal'ny'x nuzhd, a takzhe trebovanij k forme plana zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya federal'ny'x nuzhd [E lektronny'j resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 05.06.2015 g. №552 // E lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279586 (data obrashheniya: 01.03.2021).

14.Ob utverzhdenii Pravil formirovaniya, utverzhdeniya i vedeniya plana-grafika zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya federal'ny'x nuzhd, a takzhe trebovanij k forme plana-grafika zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya federal'ny'x nuzhd [E'lektronny'j resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 05.06.2015 g. №553 // E'lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420279585 (data obrashheniya: 01.03.2021).

15.Paxomov Yu.G., Paxomova L.M. Problemny'e voprosy' opredeleniya nachal'noj (maksimal'noj) ceny' kontrakta, ceny' kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvenny'm postavshhikom (podryadchikom, ispolnitelem) v ramkax kontraktnoj sistemy' // ARS ADMINISTRANT. 2014. №3.

16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-opredeleniya-nachalnoy-maksimalnoy-tseny-kontrakta-tseny-kontrakta-zaklyuchaemogo-s-edinstvennym-postavschikom (data obrashheniya: 01.03.2021).

17.Firov A.M. Nauchno-metodicheskij apparat ocenki innovacionny'x proektov sozdaniya izdelij dlya gosudarstvenny'x nuzhd: dis. ... kand. e'kon. nauk: 08.00.05. Korolev, 2012. 182 s.

18.Firsova N.I. Formirovanie nachal'noj ceny' kontrakta pri razmeshhenii gosudarstvennogo zakaza // Neft', gaz, biznes. 2010. №4. S. 62-65.

19.Frunze V.V. Minimizaciya riskov pri obosnovanii nachal'noj maksimal'noj ceny' metodom sopostavimy'x ry'nochny'x cen (analiza ry'nka) // NovaInfo.Ru. 2015. T. 1. №31. S. 67-70.

20.Chto izmenilos' v raschete NMCK: metody' i otvetstvennost' [E'lektronny'j resurs] // Kontur: [sajt]. URL: https://kontur.ru/articles/5643 (data obrashheniya: 01.03.2021).

21.Yakovenko V.V., Pridachuk M.P., Tabakov A.N. Nachal'naya maksimal'naya cena kontrakta: problemy' opredeleniya i perspektivy' razvitiya // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2015. №6-2. S. 814-818.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.