Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТБОРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАКУПКАХ РАБОТ (УСЛУГ) В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 №44-ФЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТБОРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАКУПКАХ РАБОТ (УСЛУГ) В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 №44-ФЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПОЧНЫХ РАБОТ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / УЧАСТНИК / ПРОЗРАЧНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВКИ / МЕТОДЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКА / ЗАКУПКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганеев А.Р., Дарда И.В., Зырянов В.В., Иванов М.А., Курникова М.В.

В процессе осуществления государственных закупок государственные органы часто сталкиваются с множеством проблем, одной из которых является повышение объективности отбора исполнителей при закупках работ (услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что может быть эффективно реализовано путем предложенной в статье процедуры оценки заявок на основе нестоимостных критериев при проведении конкурентных процедур. Рассмотрены нестоимостные критерии, используемые при закупках работ (услуг) в сфере образования, и практика их применения в 2020 году. Также в работе сформулированы практические рекомендации по алгоритмам расчета показателей нестоимостных критериев оценки, которые обеспечивают прозрачность процедуры закупки и повышают объективность оценки заявок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганеев А.Р., Дарда И.В., Зырянов В.В., Иванов М.А., Курникова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE OBJECTIVITY OF THE SELECTION OF PERFORMERS IN THE PROCUREMENT OF WORKS (SERVICES) IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL LAW OF 05.04.2013 №44-FZ AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS, FEDERAL AND NATIONAL PROGRAMS AND PROJECTS IN THE FIELD OF EDUCATION

In the process of public procurement, public authorities often face many problems, one of which is to increase the objectivity of the selection of performers in the procurement of works (services) to meet state and municipal needs, which can be effectively implemented through the procedure proposed in the article for evaluating bids on the basis of non-value criteria in conducting competitive procedures. Non-value criteria used in the procurement of works (services) in the field of education and the practice of their application in 2020 are considered. The work also makes practical recommendations on algorithms for calculating indicators of non-value evaluation criteria, which ensure transparency of the procurement procedure and increase the objectivity of the evaluation of bids.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТБОРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАКУПКАХ РАБОТ (УСЛУГ) В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 №44-ФЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Повышение объективности отбора исполнителей при закупках работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ в рамках реализации государственных программ, федеральных и национальных программ и проектов

в сфере образования

Алексей Рафисович Ганеев

кандидат технических наук, вице-президент по экспертно-аналитической деятельности, Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», Москва, Россия argan74@mail.ru

0000-0002-1952-3798 Игорь Владимирович Дарда

доктор технических наук, профессор, проректор по качеству образования и аккредитации, Российский новый университет, Москва, Россия Darda@rosnou.ru

© 0000-0002-3540-5417 Владимир Васильевич Зырянов

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой организации перевозок и дорожного движения, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия tolbaga@mail.ru

0000-0002-5567-5457

Михаил Александрович Иванов

кандидат технических наук, начальник отдела, Ситуационно-информационный центр Минтранса России, Москва, Россия mivanovs@yandex.ru

0000-0002-6514-8837 Марина Викторовна Курникова

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия mvkurnikova@gmail.com

0000-0002-9568-2774 Оксана Сергеевна Погребная

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы, проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия pogreboss@yandex.ru

© 0000-0002-3425-0687

Анастасия Владимировна Половникова

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания истории,

обществознания и права Института гуманитарных наук,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия

PolovnikovaAV@mgpu.ru

0000-0003-1900-1495 Соня Баймурзаевна Узденова

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры туризма и гостиничного дела Института сервиса, туризма и дизайна, Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске, Пятигорск, Россия uzsony1@yandex.ru

0000-0002-5178-1068 Оксана Сергеевна Хлусова

кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры информатики и математики, Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийск, Новороссийск, Россия o.s.khlusova@gmail.com

0000-0002-7551-5768 Елена Геннадьевна Хрисанова

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, профессор, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия pedagogic@chgpu.edu.ru

0000-0002-5045-5148

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726/д9579-7700-1261-1 Аннотация

В процессе осуществления государственных закупок государственные органы часто сталкиваются с множеством проблем, одной из которых является повышение объективности отбора исполнителей при закупках работ (услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что может быть эффективно реализовано путем предложенной в статье процедуры оценки заявок на основе нестоимостных критериев при проведении конкурентных процедур. Рассмотрены нестоимостные критерии, используемые при закупках работ (услуг) в сфере образования, и практика их применения в 2020 году. Также в работе сформулированы практические рекомендации по алгоритмам расчета показателей нестоимостных критериев оценки, которые обеспечивают прозрачность процедуры закупки и повышают объективность оценки заявок.

Ключевые слова

проведение закупочных работ; исполнитель; участник; прозрачность; критерии оценки заявки; методы; квалификация участника; закупки в сфере образования; конкурсная документация.

Введение

Государственные закупки занимают значительное место в расходной части бюджета многих стран и являются действенным средством управления экономикой. Сфера государственных закупок призвана обеспечить нужды государственных органов для исполнения ими своих задач и функций, что стало особенно актуальным в условиях импортозамещения, когда для поддержки и оживления экономики, государство старается увеличить количество заказов для отечественных предприятий. Вместе с тем, как и при осуществлении любой другой деятельности, при осуществлении закупок встречается ряд проблем: нерациональное планирование, неэкономное расходование бюджетных средств, недобросовестные участники злоупотребление закупками у единственного поставщика.

Устойчивое развитие экономики напрямую зависит от соблюдения ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет повысить эффективность их осуществления. Регулирование поставки товаров, выполнения работ, а также оказания услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствие Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) [ 8].

В рамках реализации государственных закупок, как элемента потенциально значимого механизма государственной и социальной политики одной стороной финансово-экономического взаимодействия выступает государство, являющееся основным субъектом рыночных отношений в ходе закупочных процедур, которое может быть представлено соответствующими уполномоченными органами власти, имеющими полномочия по исполнению бюджета, а другой - потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики в ходе исполнения контракта.

На первом этапе закупочной процедуры - на этапе размещения заказа, имеющей ряд особенностей, государственному заказчику необходимо определить будущего поставщика, подрядчика, исполнителя для исполнения государственного контракта.

Наиболее часто используемыми способами определения поставщика, заказчика, исполнителя являются электронный аукцион, закупка у единственного поставщика и открытый конкурс, что не всегда однозначно и иной раз сопряжено с рядом трудностей, требуя объективности отбора исполнителей при закупках работ (услуг) в рамках реализации государственных программ, федеральных и национальных программ и проектов в сфере образования.

Материалы и методы исследования

Согласно ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе [8] для оценки заявок, окончательных предложений Участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает критерии оценки.

«Оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями «Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085) [ 9], лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) Участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 [9] критерии оценки делятся на 2 группы - характеризующиеся как стоимостные критерии оценки (далее - стоимостные критерии) и характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки (далее -нестоимостные критерии). Если с ценовыми критериями все просто - расчет производится в соответствии с формулами, представленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 [9], то при использовании неценовых критериев возникает много вопросов. Рассмотрим нестоимостные критерии, используемые при закупках работ (услуг) в сфере образования, и практику их применения в 2020 году.

Следует отметить, что результаты анализа неценовых критериев, используемых в 2017 году заказчиками для оценки заявок участников закупки при реализации мероприятий государственных программ, федеральных и национальных программ и проектов в сфере образования, были представлены в публикации [10]. Посмотрим, что изменилось за 3 года.

Результаты и обсуждение

Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»

Как и раньше для показателя критерия «Качество работ (услуг)» заказчиками используется оценка «предлагаемой методологии выполнения работ (оказания услуг) и предлагаемых инструментов (инструментария) при выполнении работ (оказании услуг)», состоящий из следующих значений: число предложенных «Методов», число предложенных «Инструментариев» [4; 6]. Несмотря на то, что немного изменились формы представления сведений в отношении объекта закупки по показателю критерия «Качество работ, качество услуг» (методология выполнения работ (оказания услуг) и применяемые инструменты (инструментарии) или число предложенных методов/инструментариев), суть и недостатки их применения остались без изменений.

По-прежнему алгоритмы расчета показателя критерия носят субъективный характер, поскольку в составе конкурсной документации отсутствует четкое указание на то, какой метод или инструментарий может быть засчитан как соответствующий требованиям конкурсной документации (Задания на выполнение работ (оказание услуг), а какой нет. Например, метод признается соответствующим требованиям конкурсной документации и участвует в оценке при соблюдении следующих условий (рассматриваются сведения, указанные участником закупки в соответствующих формах) [6]:

1) должно содержаться краткое описание метода;

2) должно быть указано, при выполнении (оказании) каких работ (услуг), установленных государственным заказчиком при описании объекта закупки и содержащихся в требованиях, предъявляемых к работам (услугам) будет осуществлено применение «Метода» при исполнении государственного контракта;

3) должно быть указано описание применения метода при выполнении работ (оказании услуг) по государственному контракту, указанных участником закупки в п. 2».

Аналогичные требования установлены и относительно «Инструментариев» [6].

Таким образом, процедура оценки по данному критерию показателя по-прежнему накладывает серьезные требования к квалификации членов комиссии или экспертов, привлекаемых к процедуре оценки заявок.

Опять же, в соответствии с требованиями ст. 103 Закона о контрактной системе копии государственных контрактов размещаются в открытом доступе в реестре контрактов, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/) [2] (далее - ЕИС). Потенциальные участники закупочных процедур могут легко ознакомиться с методами и инструментариями, которые относятся к сфере деятельности того или иного государственного заказчика и уже были включены в государственные контракты. Поскольку в государственных контрактах нет жестких требований о том, как Исполнитель должен представить подтверждение использование того или иного метода или инструментария, то предлагаемые к конкретным видам работ (услуг) методы и инструментарии зачастую имеют опосредованный характер и порой вообще не могут быть применены в рамках конкретного государственного контракта.

Общедоступность информации о существующих методах и инструментариях, отсутствие объективного алгоритма обоснованного признания метода или инструментария соответствующего требованиям Конкурсной документации, а также отсутствие требований о формализованном представлении в составе отчетной документации подтверждения использования того или иного метода или инструментария могут превратить оценку в формальную процедуру «кто больше напишет».

У ряда государственных заказчиков, например, [4], был скорректирован алгоритм расчета по данному показателю критерия с целью ухода от необоснованной «гонки генерирования» методов и инструментариев. Вместо количества «Методов» или «Инструментариев» оценивались: охват методами или инструментами работ (услуг), предлагаемых для реализации в рамках контракта; указание по методам или инструментам их определений, раскрывающих содержание, сущность и их основные черты; указание по методам или инструментам способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам). Проблемы остались те же, но сократился объем приложений к контрактам.

В 2017 году встречались закупочные процедуры, в которых при оценке по критерию «Качество работ (услуг)» использовался показатель критерия «Число отдельных объективных обоснований повышения качества работ (услуг) в результате использования Алгоритма». В 2020 году в конкурной

документации по закупкам в рамках реализации государственных программ, федеральных и национальных программ и проектов в сфере образования, содержащих указанный показатель критерия, на сайте закупок не было обнаружено.

С 2018 года в конкурной документации открытого конкурса в электронной форме, используемой, например, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), в качестве показателя стал использоваться показатель «Качество работ, услуг (Концепция выполнения работ оказания услуг)» [4]. Предметом оценки по данному показателю является Концепция выполнения работ (оказания услуг), включающая следующие разделы: цели, задачи, актуальность, выполняемые мероприятия и последовательность их выполнения, описание возможных рисков и пути их преодоления в ходе выполнения работ, наименования применяемого оборудования, наименование применяемых технологий, характеристик применяемого оборудования и характеристик применяемых технологий и обоснование применения технологий и оборудования по соответствующему наименованию работ, применение которых позволит Участнику получить наилучшие результаты в соответствии с требованиями раздела IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)». При этом алгоритм оценки по данному показателю предполагает только наличие определенных в конкурсной документации разделов: «Указание по наименованию работ цели, задач, актуальности, выполняемых мероприятий и последовательности их выполнения, описание возможных рисков и пути их преодоления в ходе выполнения работ, наименований применяемых оборудования, наименование применяемых технологий, характеристик применяемого оборудования и характеристик применяемых технологий и обоснование применения технологий и оборудования - 100 баллов. Отсутствие одного или нескольких разделов Концепции в каждом шаге шкалы снижает оценку на 10 баллов за каждый отсутствующий раздел Концепции».

Предложенный показатель критерия и, главное, алгоритм расчета баллов не позволяет определить лучшие условия исполнения государственного контракта, поскольку учитывает наличие определенных в конкурсной документации разделов Концепции, а не их содержание и связь с работами (услугами), которые должны быть выполнены.

Показатели критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», которые являются соответствующими предмету закупки и имеют прозрачный и обоснованный алгоритм расчета - это показатели качества работ, услуг «Дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)» и «Предложения Участника закупки в отношении объекта закупки по количественным характеристикам, установленным в требованиях к работам (услугам) в разделе «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)», обеспечивающие наилучшие условия выполнения работ (оказание услуг)», которые применяют практически все государственные заказчики в рамках государственных программ, федеральных и национальных программ и проектов в сфере образования [4; 5; 6].

В первом случае участник закупки представляет дополнительные предложения, не противоречащие содержанию наименований работ, установленных в Заказе на выполнение работ (оказание услуг) конкурсной документации. Под дополнительными предложениями понимаются дополнения к качественным, техническим и функциональным характеристиками наименований работ (услуги), установленных Заказчиком в разделе «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» и обеспечивающих повышение качества работ (услуг). Во втором случае указывает конкретное значение количественного показателя по установленному наименованию работ (услуг) в части установленного количества количественного параметра (например, количество участников обучающего мероприятия; количество лиц, которые должны пройти повышение квалификации по разработанной программе повышения квалификации и пр.). Алгоритмы расчета баллов по указанным показателям критерия предполагают расстановку баллов в зависимости от отношения количества дополнительных предложений или количественных параметров, представленных участником закупки в составе заявки, относительно максимальных значений, представленных по всем заявкам.

Таким образом, указанные показатели соответствуют принципам объективности и прозрачности расчета и позволяют выявить лучшие условия выполнения контракта.

Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»

Применительно для закупок работ (услуг) в сфере образования и науки в качестве показателей данного критерия из возможных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 [9] по-прежнему используются следующие показатели критерия:

- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

- деловая репутация участника закупки.

Как показал анализ конкурсной документации, размещенной в ЕИС в 2020 году по тематике развития образования и науки, чаще всего в соответствии с показателем критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» оцениваются подтвержденные сведения о специалистах, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказания услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки, и имеющих:

- опыт в области проведения аналогичных предмету конкурса работ (услуг);

- ученую степень кандидата и (или) доктора наук (конкретизируется в какой области).

Если с предоставлением документов, подтверждающих наличие ученой степени, все просто и объективно, то с подтверждением опыта проведения аналогичных предмету конкурса работ (услуг) могут возникнуть вопросы. Несмотря на наличие формулировок, устанавливающих требования к наличию конкретного опыта (например, имеющих опыт выполнения работ (оказания услуг): по разработке контрольных измерительных материалов для проведения массовых процедур оценки качества образования (не менее 40 000 участников); либо по выполнению анализа результатов исследований качества образования; либо по организации и проведению международных сравнительных исследований качества образования) оценка проводится членами комиссии на основе сведений, представленных участником закупки в составе заявки по определенной форме [4; 5; 6]. В конкурсной документации требования к тому, какие документы могут подтверждать наличие необходимого опыта, представляется в общих формулировках, например: «Описание опыта специалиста по выполнению аналогичных работ должно однозначно демонстрировать соответствие имеющегося опыта требованиям к опыту специалистов, установленным...» конкурсной документации [4; 5]. Несмотря на то, что государственные заказчики в требованиях к структуре отчетной документации, предоставляемой по результатам исполнения государственных контрактов, запрашивают сведения об исполнителях [4; 5; 6], проверить достоверность представленных в заявке сведений о наличии у специалистов необходимого опыта не представляется возможным, поскольку отчетная документация по государственным контрактам на выполнение работ (оказание услуг) не размещается в открытом доступе. Исключение составляют сведения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах (далее - НИР и ОКР соответственно) гражданского назначения, сведения о которых представлены в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (https://rosrid.ru/) [ 1], которые могут быть проверены. Однако, как показывает опыт работы с указанной системой, не все сведения об Исполнителях НИР предоставляются в системе https://rosrid.ru/, а при значительном количестве специалистов, указанных в заявке участника закупки, процесс проверки достоверности представленных сведений членами комиссии довольно трудоемкий и занимает значительное время.

Потому для объективности процедуры оценки специалистов, обладающих необходимой квалификацией, можно использовать сведения о публикациях в научных журналах, рекомендованных ВАК, или в журналах с ненулевым импакт-фактором и включенным в базы данных Scopus и Web of Science по предмету закупки, и которых участник закупки предполагает

привлечь к выполнению работ (оказания услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки. Целесообразно также ограничить сроки выхода публикаций, например, за последние три года, что позволит при оценке учитывать сведения о специалистах, которые обладают актуальной информацией по тематике закупки. Для оценки участником закупки должны быть представлены сведения: автор(ы), год выхода публикации, журнал, номер, публикация, ссылка на электронную версию публикации или копия публикации, представленная в составе заявки.

Для научно-исследовательских работ, по которым не существует опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, целесообразно усилить показатель критерия за счет указания рейтинга публикаций. Например, «В соответствии с настоящим показателем оцениваются подтвержденные копиями документов, включенными в состав заявки участника закупки, научные публикации специалистов участника закупки, индексируемые в системах РИНЦ и/или в WoS и/или в Scopus за период 2018-2020 гг., в областях, связанных с предметом исследования, в зарубежных изданиях с рейтингом не ниже Q2».

Также целесообразно использовать требования к квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), которые могут быть подтверждены копиями дипломов/сертификатов/удостоверений. Например, наличие квалификации в сфере (области) закупок для государственных нужд, в сфере информационно-коммуникационных технологий, в сфере юриспруденции или педагогики в зависимости от предмета закупки. В данном случае подразумевается, что требуемая квалификация была получена при обучении в образовательной организации, реализующей программы профессионального образования (бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра), специалитет (подтверждается дипломом специалиста), магистратура (подтверждается дипломом магистра)), подготовки кадров высшей квалификации (осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки)) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке)). Достоверность представленных Участником закупки сведений может быть легко проверена с использованием Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, размещенного на сайте Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/) [14].

В соответствии с показателем критерия «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» оценивается подтвержденный успешный опыт выполнения работ (оказания услуг) в рамках контрактов (договоров) по тематике, сходной с предметом закупки, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ [8] или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-Ф3 [6] за определенный период (целесообразно за последние три года). Успешным считается опыт выполнения работ (оказания услуг) в рамках контрактов (договоров), по которым заказчиками не применялись санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта (договора), и работы (услуги) по которым приняты заказчиками.

Объективно проводится процедура, когда заказчиком конкретизируется необходимый успешный опыт, которым должен обладать участник закупки. Например, следующая формулировка: «В соответствии с настоящим показателем оценивается подтвержденный успешный опыт выполнения работ по организации, проведению или обработке результатов в Российской Федерации массовых (не менее 40 000 участников) конкурсов или олимпиад или процедур оценки качества образования на уровнях общего образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) либо по организации и проведению международных сравнительных исследований качества образования за период 2018-2020 годы в рамках исполнения контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ. Единственное, что следует помнить, что формулировка необходимого опыта, с одной стороны, должна соответствовать предмету закупки, с другой - не ограничивать конкуренцию (требование ч.1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8]: «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»).

Очень часто встречаются неопределенные формулировки показателя критерия, типа «опыт в области проведения аналогичных предмету конкурса работ (услуг)», и при проведении оценки возникают вопросы, связанные с тем, какие работы (услуги) следует считать «аналогичными». Объективность оценки в данном случае зависит от квалификации членов комиссии и привлекаемых экспертов.

В соответствии с показателем критерия «Деловая репутация участника закупки» оцениваются подтвержденные копиями документов, включенными в состав заявки Участника закупки, «положительные отзывы заказчиков или дипломов, или наград, или премий, или позитивная информации в открытых федеральных или региональных СМИ о деятельности Участника по выполнению контрактов/договоров, сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг)», за определенный период времени [4; 5; 6]. Расчет баллов по данному показателю производится объективно в соответствии с количеством представленных Участниками закупки копий соответствующих документов.

Как и раньше [10], недостатком существующего подхода к расчету данного показателя является одинаковый учет (с одинаковым весом) отзывов заказчиков и дипломов, наград, премий. Для объективности оценки было бы целесообразно учитывать либо только дипломы, награды, премии, либо использовать разные веса для подсчета общего количества документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки. Например, можно использовать следующие веса: для отзывов заказчиков - 0,2; для дипломов - 0,5; для наград и премий - 1,0. К сожалению, предложенный подход по повышению объективности расчета показателя критерия «Деловая репутация участника закупки» до сих пор не используется.

При этом в последние годы при описании порядка расчета баллов по показателю критерия «Деловая репутация участника закупки» используются формулировки, например:

- «К оценке не принимаются документы, не имеющие четких реквизитов (дата, номер, подпись, печать (в случае наличия), не привязанные к конкретному объекту (контракту (договору), событию), а также полученные участником закупки от физических лиц»;

- «Несколько Документов от одного заказчика по одному объекту (контракту (договору), событию), за один и тот же период действия контракта (договора), к оценке принимаются как один»;

- «По показателю критерия «Деловая репутация участника закупки» учитываются благодарственные письма и положительные отзывы от государственных органов ... за их профессиональную деятельность, связанную с реализацией контрактов, договоров по .... (указываться конкретная тематика)»;

- «При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати»,

приводящие к повышению объективности и прозрачности расчета по показателю критерия.

В соответствии с п. 8 «Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 [9] для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки должно быть использовано не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен быть критерий оценки «Цена контракта».

Заключение

Представленные результаты проведенного анализа показывают, что при проведении конкурсных процедур по закупке работ (услуг) в рамках реализации государственных программ, федеральных и национальных программ и проектов в сфере образования наиболее объективной и прозрачной является процедура оценки заявок Участников закупок при использовании критерия «Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». При этом целесообразно использовать показатели критерия, которые могут быть подтверждены документально, что повышает объективность оценки.

Список литературы

1. Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [Электронный ресурс]. URL: https://rosrid.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

2. Единой информационной системе в сфере закупок [Электронный ресурс]: URL: http://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с постатейным приложением материалов / А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова, A.B. Завгородний, Т.В. Иванкина, В.В. Коробченко, A.B. Кузьменко, М.Ю. Лаврикова, С.П. Маврин, Ю.В. Пенов, В.А. Сафонов, М.В. Филиппова, Е.Б. Хохлов. 2-е издание М.: Проспект, 2015. 1128 с.

4. Конкурная документация открытого конкурса в электронной форме, используемая Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) при проведении закупок работ (услуг) в 2020 году [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок: [сайт]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

5. Конкурная документация открытого конкурса в электронной форме, используемая Министерством просвещения Российской Федерации при проведении закупок работ (услуг) в 2020 году [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок: [сайт]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

6. Конкурсная документация открытого конкурса в электронной форме, используемая Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при проведении закупок работ (услуг) в 2020 году [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок: [сайт]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 01.03.2021).

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: «https://base.garant.ru/70520984/ (дата обращения: 01.03.2021).

10. Повышение объективности отбора исполнителей при закупках работ (услуг) в сфере образования / Ганеев А.Р., Власенко В.А., Василенко В.В., Сосфенов В.Н. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. №6. С. 47-53.

11. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 февраля 2018 г. №2-57-1402/77-18 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/75291111/ (дата обращения: 01.03.2021).

12. Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 апреля 2018 г. №18/44/105/358 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71997318/ (дата обращения: 01.03.2021).

13. Сборник нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вып. 1 / составитель А. В. Федоринов. Томск: ТГУ, 2014. 388 с.

14. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

15. Шаталова П.В., Паулов П.А. Некоторые проблемы государственных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-5. С. 207-209.

Improving the objectivity of the selection of performers in the procurement of works (services) in accordance with the Federal Law of 05.04.2013 №44-FZ as part of the implementation of state programs, federal and national programs and projects in the field of education

Alexey R. Ganeev

Candidate of technical sciences, Vice President, for expert and analytical activities, Union «Professionals in the field of educational innovation», Moscow, Russia argan74@mail.ru

© 0000-0002-1952-3798 Igor V. Darda

Doctor of technical sciences, Professor, Vice-rector for quality of education and Accreditation, Russian New University, Moscow, Russia Darda@rosnou.ru

© 0000-0002-3540-5417 Vladimir V. Zyryanov

Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of transport and traffic management, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia tolbaga@mail.ru

0000-0002-5567-5457 Mikhail A. Ivanov

Candidate of technical sciences, Head of department,

Situation and Information Center of the Ministry of Transport of Russia,

Moscow, Russia

mivanovs@yandex.ru

0000-0002-6514-8837 Marina V. Kournikova

Candidate of economic sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of regional economics and management,

Samara State University of Economics,

Samara, Russia

mvkurnikova@gmail.com

© 0000-0002-9568-2774 Oksana S. Pogrebnaya

Candidate of psychological sciences, Associate professor of the Department of general and practical psychology and social work, Vice-rector for social affairs and educational work, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia pogreboss@yandex.ru

© 0000-0002-3425-0687

Anastasia V. Polovnikova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Professor of the Department of teaching methods of history, social studies and law of the Institute of humanities, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia PolovnikovaAV@mgpu.ru

0000-0003-1900-1495 Sonya B. Uzdenova

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Professor of the Department of tourism

and hospitality of the Institute of service, tourism and design,

North Caucasus Federal University (branch) in Pyatigorsk,

Pyatigorsk, Russia

uzsony1@yandex.ru

0000-0002-5178-1068 Oksana S. Khlusova

Candidate of economic sciences, Associate professor,

Senior lecturer of the Department of computer science and mathematics,

Kuban State University, branch in Novorossiysk,

Novorossiysk, Russia

o.s.khlusova@gmail.com

0000-0002-7551-5768 Elena G. Khrisanova

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the Department of humanities, Professor, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia

pedagogic@chgpu.edu.ru

©

0000-0002-5045-5148

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/g9579-7700-1261 -I Abstract

In the process of public procurement, public authorities often face many problems, one of which is to increase the objectivity of the selection of performers in the procurement of works (services) to meet state and municipal needs, which can be effectively implemented through the procedure proposed in the article for evaluating bids on the basis of non-value criteria in conducting competitive procedures. Non-value criteria used in the procurement of works (services) in the field of education and the practice of their application in 2020 are considered. The work also makes practical recommendations on algorithms for calculating indicators of non-value evaluation criteria, which ensure transparency of the procurement procedure and increase the objectivity of the evaluation of bids.

Keywords

procurement works; performer; participant; transparency; Criteria for evaluating the requisition; methods; qualification of the participant; education procurement; tender documentation.

References

1. Edinaya gosudarstvennaya informacionnaya sistema ucheta nauchno-issledovatel'skix, opy'tno-konstruktorskix i texnologicheskix rabot grazhdanskogo naznacheniya [E lektronny'j resurs]. URL: https://rosrid.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

2. Edinoj informacionnoj sisteme v sfere zakupok [E lektronny'j resurs]: URL: http://zakupki.gov.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

3. Kommentarij k Trudovomu kodeksu Rossijskoj Federacii s postatejny'm prilozheniem materialov / A.V. Grebenshhikov, E.N. Dobroxotova, A.V. Zavgorodnij, T.V. Ivankina, B.V. Korobchenko, A.V. Kuz'menko, M.Yu. Lavrikova, C.P. Mavrin, Yu.V. Penov, B.A. Safonov, M.V. Filippova, E.B. Xoxlov. 2-e izdanie M.: Prospekt, 2015. 1128 s.

4. Konkurnaya dokumentaciya otkry'togo konkursa v e'lektronnoj forme, ispol'zuemaya Federal'ny'm agentstvom po delam Sodruzhestva Nezavisimy'x Gosudarstv, sootechestvennikov, prozhivayushhix za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitarnomu sotrudnichestvu (Rossotrudnichestvo) pri provedenii zakupok rabot (uslug) v 2020 godu [E lektronny'j resurs] // Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok: [sajt]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

5. Konkurnaya dokumentaciya otkry'togo konkursa v e'lektronnoj forme, ispol'zuemaya Ministerstvom prosveshheniya Rossijskoj Federacii pri provedenii zakupok rabot (uslug) v 2020 godu [E lektronny'j resurs] // Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok: [sajt]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

6. Konkursnaya dokumentaciya otkry'togo konkursa v e'lektronnoj forme, ispol'zuemaya Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki (Rosobrnadzor) pri provedenii zakupok rabot (uslug) v 2020 godu [E'lektronny'j resurs] // Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok: [sajt]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

7. O zakupkax tovarov, rabot, uslug otdel'ny'mi vidami yuridicheskix lic [E'lektronny'j resurs]: federal'ny'j zakon ot 18 iyulya 2011 g. №223-FZ Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

8. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd [E'lektronny'j resurs]: federal'ny'j zakon ot 05 aprelya 2013 g. №44-FZ [E'lektronny'j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsultant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

9. Ob utverzhdenii Pravil ocenki zayavok, okonchatel'ny'x predlozhenij uchastnikov zakupki tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd [E'lektronny'j resurs] : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.11.2013 №1085 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: «https://base.garant.ru/70520984/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

10. Povy'shenie ob'ektivnosti otbora ispolnitelej pri zakupkax rabot (uslug) v sfere obrazovaniya / Ganeev A.R., Vlasenko V.A., Vasilenko V.V., Sosfenov V.N. // Standarty' i monitoring v obrazovanii. 2018. №6. S. 47-53.

11. Reshenie Upravleniya Federal'noj antimonopol'noj sluzhby' po Moskve ot 5 fevralya 2018 g. №2-571402/77-18 [E'lektronny'j resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/75291111/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

12. Reshenie Federal'noj antimonopol'noj sluzhby' ot 20 aprelya 2018 g. №18/44/105/358 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/71997318/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

13. Sbornik normativny'x pravovy'x aktov v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd. Vy'p. 1 / sostavitel' A. V. Fedorinov. Tomsk: TGU, 2014. 388 s.

14. Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki [E'lektronny'j resurs]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

15. Shatalova P.V., Paulov P.A. Nekotory'e problemy' gosudarstvenny'x zakupok // Mezhdunarodny'j zhurnal gumanitarny'x i estestvenny'x nauk. 2019. №4-5. S. 207-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.