ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Экономическое развитие
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ОБОСНОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА В ИНФЛЯЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Елена Ивановна КОСТЮКОВАа% Алексей Николаевич БОБРЫШЕВ"
а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский
государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация [email protected] • Ответственный автор
История статьи:
Принята 04.12.2015 Одобрена 16.12.2015
УДК 338.55 JEL: Н57
Ключевые слова: закупка, государственные нужды, цена контракта, начальная (максимальная) цена
Аннотация
Предмет. Проблема обоснования начальной (максимальной) цены контракта является одной из наиболее актуальных в целостной системе планирования государственных закупок. Завышение и занижение данной величины негативно сказываются на эффективности расходования бюджетных средств. В этом контексте в исследовании раскрываются актуальные проблемы и недостатки существующей методики обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также направления ее дальнейшего совершенствования. Методология. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области государственных закупок, тематические публикации в периодической печати, основополагающие нормативно-правовые акты в области планирования закупочной деятельности бюджетных учреждений. Исследование выполнено в рамках системного подхода. В зависимости от поставленных задач использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, приемы логического, семантического, ретроспективного и компаративного анализа.
Результаты. В исследовании проведена оценка эффективности закупочной деятельности в 2014 г. по критерию снижения начальной (максимальной) цены контракта. Выявлены недостатки и узкие места в практике применения методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Раскрыт порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с применением индексов-дефляторов и индексов потребительских цен для нивелирования фактора инфляции. Выводы. Сделан вывод о том, что существующие методические подходы по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требуют дальнейшего совершенствования, в особенности в части обоснования показателей эффективности закупочной деятельности, а также корректировки значения начальной (максимальной) цены контракта ввиду воздействия инфляции.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
С 01.01.2014 на смену Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» пришел Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон № 44-ФЗ), в соответствии с которым для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен выбрать метод для последующего расчета. Для этого законодатель предлагает использовать следующие методы:
• метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
• нормативный метод;
• тарифный метод;
• проектно-сметный метод;
• затратный метод.
Первый метод является для заказчиков приоритетным и используется в большинстве случаев закупки товаров, широко представленных на рынке, на которые имеется большое количество поставщиков и достаточные конъюнктурные данные относительно цен.
С точки зрения достижения целей устойчивого функционирования бюджетных учреждений
и рационального использования средств, направляемых на осуществление хозяйственной деятельности, необходимо обеспечение эффективной закупочной деятельности, заключающейся в достижении заданных результатов обеспечения государственных нужд, в том числе и за счет обоснованного определения начальной (максимальной) цены контракта.
Проблема обоснования начальной (максимальной) цены контракта является одной из наиболее актуальных в целостной системе планирования государственных закупок, поскольку как завышение, так и занижение данной величины негативно сказываются на эффективности расходования бюджетных средств. В первом случае в процессе торгов цена может быть снижена до среднерыночного значения, но риск нанесения урона бюджету все же останется. В случае занижения величины начальной (максимальной) цены контракта закупка может вовсе не состояться либо заказчик получит товары худшего качества.
Основным документом, разъясняющим порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является приказ Минэкономразвития России от 02.02.2013 № 567. Нормативно-правовые акты, так или иначе затрагивающие порядок планирования закупок и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, следующие:
• О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554;
• Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553;
• О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования): постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 № 964;
• Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555;
• Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 552;
• О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043;
• Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567;
• Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы: приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н;
• Об утверждении порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена
контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей: приказ Минэкономразвития России от 10.10.2013 № 578;
• Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков: приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н.
Эффективность процедур государственных закупок часто отождествляется со снижением начальной (максимальной) цены контракта, при этом очевидно, что величина ее снижения в процессе торгов не является единственным критерием эффективности закупки, поскольку для заказчика основной целевой установкой все же является удовлетворение возникшей потребности в качественном товаре, работе или услуге по конкурентной цене. В этом контексте для того, чтобы комплексно ответить на вопрос об эффективности процедур закупки, необходимо проанализировать историю исполнения контракта, а также идентифицировать степень удовлетворенности государственного или муниципального заказчика, для чего необходима соответствующая информационная база за рамками формируемой статистической отчетности.
По наиболее конкурентному способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2014 г. -электронному аукциону (в среднем 2,73 заявки) -снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 7,98% - при удовлетворении государственных нужд и 9,67% - при удовлетворении муниципальных нужд. При закупке у субъектов малого предпринимательства в рамках данной процедуры процент снижения начальной (максимальной) цены контракта составил 13,58%, при этом отмечался большой удельный вес несостоявшихся электронных аукционов (табл. 1).
По результатам проведения запроса котировок в 2014 г. наблюдается наибольший процент снижения начальной (максимальной) цены контракта (15,32 и 12,13% при закупках для государственных и муниципальных нужд соответственно). Для муниципальных нужд
наиболее эффективными в 2014 г. оказались электронный аукцион (9,67%) и открытый конкурс (9,11%), при этом для государственных нужд процент снижения начальной (максимальной) цены контракта по способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) оказался значительно ниже.
Запрос котировок остается наиболее эффективной процедурой как для обеспечения государственных нужд, так и муниципальных, при этом запрос котировок чаще всего признается состоявшимся. В то же время именно в отношении этой процедуры отмечается существенное снижение количества и объема заключенных конт рактов в 2014 г., что вызвано в том числе ограниченными возможностями использования запроса котировок в рамках контрактной системы.
При закупке у субъектов малого предпринимательства наибольший процент снижения начальной (максимальной) цены контракта отмечается в рамках открытых двухэтапных конкурсов (37,21%). На этот способ определения поставщика (подрядчика,
исполнителя) в отчетном году приходилось в среднем 2,59 заявки.
Среди всех конкурентных процедур доля признанных несостоявшимися остается все еще высокой (при закупке для государственных нужд -свыше 40% по стоимости и более 30% по количеству, при закупке для муниципальных нужд - 51,88 и 42,84% соответственно). Необоснованность формирования начальной (максимальной) цены контракта часто является причиной низкой активности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что снижает конкуренцию, а в некоторых случаях не позволяет произвести закупку.
Следуя логике данного исследования, далее целесообразно рассмотреть узкие места в практике применения методических рекомендаций по использованию методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Отечественные специалисты глубоко анализируют проблемы применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, указывают на необходимость внесения корректив в действующее законодательство1 [1-18].
1 Плещенко В.И. Влияние начальной (максимальной) цены
договора на осуществление закупочных операций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 18.
Во-первых, нормы методических рекомендаций распространяются не только на конкурентные закупки, при которых действительно формируется начальная (максимальная) цена, которая в результате торгов снижается, но и на закупки у единственного поставщика, когда, по сути, сразу формируется цена контракта. При этом значение, полученное в результате применения метода сопоставимых рыночных цен, может быть выше, чем цена у данного поставщика (подрядчика, исполнителя), в результате чего он получает дополнительную выгоду, что к тому же противоречит принципу экономии бюджетных средств. Заключая контракт по цене единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик не соблюдает требование п. 3.212, в соответствии с которым начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается как среднее арифметическое цен, полученных в результате анализа рынка [19]. В связи с этим в случае расчета начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчику необходимо предоставить право принимать в качестве начальной (максимальной) цены наиболее низкую из полученных им при прочих равных условиях.
Во-вторых, при использовании нормативного метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик может столкнуться с ситуацией, когда предельная отпускная цена товара, установленная в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, будет выше, нежели полученная заказчиком исходя из анализа рынка, то есть выше, чем та, которую установил потенциальный поставщик. Следовательно, заключая контракт с этим поставщиком, заказчик также нарушит принцип экономии бюджетных средств.
В-третьих, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных
С. 12-18; Коробейникова Л.С., Прокопчук Г.В. Информационные источники формирования начальной (максимальной) цены договора // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов: материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. Воронеж: ЦНТИ, 2012. С. 132-134.
2 Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.
товаров, работ, услуг3, но при этом существуют сложности трактовки понятий идентичности и однородности ввиду отсутствия четких признаков для идентификации принадлежности товара к той или иной группе и невозможности указания потребности в конкретном товаре конкретного производителя при описании заказчиком объекта закупки из-за ограничения на использование товарных знаков, фирменных наименований, производителя и т. д. В итоге при обосновании цены с использованием стоимости конкретного товара заказчик может по факту закупки получить другой товар из другой ценовой категории.
В-четвертых, по мнению авторов, методического совершенствования требует применение коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг4. На сегодняшний день методика применения подобных коэффициентов является неурегулированной и опирается лишь на субъективные действия заказчика.
Современная экономическая действительность характеризуется трансформационными
процессами, которые для отечественной экономики проявляются в наличии существенных дисбалансов между ключевыми параметрами функционирования различных ее секторов, воздействии инфляционных процессов, а также ограничительных мер, принятых в отношении отечественных компаний в условиях экономических санкций, что ограничивает потенциал экономического роста.
Инфляционные процессы достаточно часто сопровождают экономические кризисы и выражаются в повышении общего уровня цен, что оказывает существенное влияние на принятие управленческих решений различного характера. Инфляция характеризует кризисное состояние денежной системы государства, детерминируя асимметричный характер развития отдельных регионов и видов экономической деятельности, ввиду неравномерного роста цен на товары и услуги, что в конечном итоге нарушает логику перераспределения национального дохода.
3 Там же.
4 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В настоящее время под инфляцией понимают устойчивый рост общего уровня цен, приводящий к снижению покупательной способности национальной валюты, перераспределению национального дохода, вызванный
сверхнормативной эмиссией бумажной денежной массы, отставанием совокупного предложения товаров от спроса, поступлением на рынок некачественных товаров и т. д. Ранее инфляцией называли любое увеличение денежной массы вне зависимости от последствий.
По прогнозу некоторых экономистов, инфляция на ближайшие годы станет наиболее глобальной социально-экономической проблемой [20], поскольку существенные государственные вливания в экономику и расширение эмиссионного фондирования кредитных операций в период мирового финансового кризиса 2008 г. не могут пройти бесследно.
Согласно методическим рекомендациям цены прошлых периодов, используемые в расчетах, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии со следующей формулой:
где К - коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
t - месяц проведения расчетов начальной (максимальной) цены контракта;
tф - срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
ИПЦt - индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.
Индекы потребительских цен в 2014 г. представлены в табл. 2.
Рассмотрим условный пример. В январе 2015 г. заказчик формирует начальную (максимальную) цену контракта на поставку товара со сроками поставки в ноябре 2016 г. В результате мониторинга цен на основе ретроспективной информации заказчиком установлена средняя цена трех контрактов, которые были заключены в мае 2014 г., в размере 80 тыс. руб. за единицу товара. При этом условия поставки товаров являются
аналогичными. В условиях сравнения контрактных цен идентичных товаров учитываются сроки поставки, так как цены на товар будут актуальными на момент поставки. Как правило, даты поставки будут различаться, поэтому необходимо внести поправку, учитывающую инфляцию в конкретном временном интервале, а именно между планируемой датой поставки и датой поставки по контракту, из которого взята базисная конкурентная цена.
Для учета инфляции в ретроспективном периоде необходимо использовать индексы роста цен по конкретной отрасли или группе товаров, видам работ (услуг), публикуемые Федеральной службой государственной статистики. Для расчета прогнозной величины инфляции необходимо использовать индекс-дефлятор на очередной год и на среднесрочный (три года) период, публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, при расчете начальной (максимальной) цены контракта заказчик определяет временной интервал, между сроками поставки для последующей индексации до планируемой даты поставки. То есть, формируя начальную (максимальную) цену контракта в январе 2015 г., заказчик должен учесть уровень фактической инфляции, за период, предшествовавший этой дате, а также предусмотреть рост цены в будущем, за счет индекса-дефлятора, соответствующего прогнозной величине инфляции на период с января 2015 г. до планируемой даты поставки товара (ноябрь 2016 г.). Индекс-дефлятор будет получен исходя из деления значения прогнозной величины инфляции, публикуемой Министерством экономического развития Российской Федерации, на 12 и умножения на количество расчетных месяцев с даты формирования начальной (максимальной) цены контракта до даты планируемой поставки. При этом индекс-дефлятор составит 1,064 (ноябрь 2016 г. к ноябрю 2015 г.), а индекс потребительских цен за период с мая 2014 г. по январь 2015 г., по данным Росстата (табл. 2), после пересчета составит 1,115:
[100 + (100,9 - 100) + (100,6 - 100) +(100,5 - 100) + + (100,2 - 100) + (100,7 - 100) + (100,8 - 100) + + (101,3 - 100) + (102,6 - 100) + (103,9 - 100)] / / 100 = 1,115.
В этом случае расчетная величина начальной (максимальной) цены контракта составит 93 839,33 руб.:
80 000 [1 + (1,115 - 1) + (1,064 - 1) / 12 • 11] = = 93 893,33 руб.
В условиях явственных инфляционных процессов и замедления роста товарооборота в нашей стране все более существенным драйвером для поддержания экономической активности являются государственные расходы. В России практически четверть ВВП распределяется путем размещения государственного заказа органами власти и государственными монополиями, что
существенно выше, нежели в большинстве развитых стран мира. В кризисных условиях государство становится наиболее надежным контрагентом, что детерминирует дальнейший рост активности компаний в торгах на право оказания услуг, выполнения работ или поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Эти обстоятельства требуют дальнейшего совершенствования методических подходов к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Таблица 1
Показатели эффективности закупочной деятельности в 2014 г., %
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Снижение начальной (максимальной) цены контракта Доля несостоявшихся процедур в общем количестве конкурентных процедур
Государственные нужды Муниципальные нужды Закупки у субъектов малого предприниматель ства Государственные нужды Муниципальные нужды
Запрос котировок 15,32 12,13 18,17 25,56 28,96
Электронный аукцион 7,98 9,67 13,58 32,88 45,67
Запрос предложений 3,72 2,29 10,2 - -
Аукционы закрытые 2,3 - - 52,38 28,57
Конкурсы закрытые с ограниченным участием 0,89 0,51
Конкурсы закрытые 2,19 2,88 - 42,34 -
Конкурсы открытые двухэтапные 6,39 2,06 37,21 - -
Конкурсы открытые с ограниченным участием 4,2 5,74 15,86
Конкурсы открытые 4,16 9,11 13,63 28,92 53,84
Источник: данные ежегодного доклада НИУ «Высшая школа экономики» «О системе закупок в Российской Федерации» - 2014 URL: http://www.hse.ru/data/2015/05/13/1098762179/2hse-doklad.pdf
Таблица 2
Индексы потребительских цен в 2014 г., %
Месяц К предыдущему месяцу 2014 г. К декабрю 2013 г. К соответствующему месяцу 2013 г.
Декабрь 102,6 111,4 -
Ноябрь 101,3 108,5 109,1
Октябрь 100,8 107,1 108,3
Сентябрь 100,7 106,3 108,0
Август 100,2 105,6 107,6
Июль 100,5 105,3 107,5
Июнь 100,6 104,8 107,8
Май 100,9 104,2 107,6
Апрель 100,9 103,2 107,3
Март 101,0 102,3 106,9
Февраль 100,7 101,3 106,2
Январь - 100,6 106,1
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики
Список литературы
1. Бастрыкин С.В., Романцова Е.В. Сравнительный анализ методов маркетинговых исследований, применяемых для обоснования начальной цены контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2012. № 2. С. 143-152.
2. Гребенникова В.А., Немченко Л.И. Векторы развития и финансовые инструменты контрактной системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 1. С. 174-179.
3. Ковалева Е.А. Особенности начальной максимальной цены контракта в системе государственных закупок // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15. С. 59-64.
4. Пахомов Ю.Г., Пахомова Л.М. Проблемные вопросы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках контрактной системы // Ars Administrandi. 2014. № 3. С. 16-25.
5. Пинчук Т.О., Сидоренко В.И. Начальная максимальная цена контракта и обеспечение качества инновационной строительной продукции // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 2. С. 37-42.
6. Пинчук Т.О. Развитие механизмов системы государственных закупок инновационной строительной продукции // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 4. С. 182-186.
7. Яковенко В.В. Трансакционные издержки в системе размещения государственного и муниципального заказа // Микроэкономика. 2008. № 5. С. 10-14.
8. Яковенко В.В. Совершенствование методик оценки конкурсных процедур по размещению государственного заказа // Сибирская финансовая школа. 2008. № 4. С. 44-48.
9. Яковенко В.В., Придачук М.П., Табаков А.Н. Начальная максимальная цена контракта: проблемы определения и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2. С. 814-818.
10. Черемных Е.О., Идылбаева А., Калимбетова А.Б. Анализ механизмов формирования начальной максимальной цены контракта при проведении государственного строительного заказа // Перспективы развития строительного комплекса. 2014. № 1. С. 110-114.
11. Фрунзе В.В. Минимизация рисков при обосновании начальной максимальной цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 67-70.
12. Фабрика Е.В. Модель расчета начальной (максимальной) цены контракта на дорожные работы // Молодой ученый. 2014. № 9. С. 321-324.
13. Козин М.Н., Хачатрян Г.А. Начальная цена контракта в системе государственных закупок // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 3. С. 58-69.
14. Тихомиров П.А. Вопросы расчета начальной цены контракта // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2006. № 6. С. 81-83; № 7. С. 64-67.
15. Мельников Г.Н., Манчевская О.О., Кузнецова И.В., Маслова Н.С. Методические рекомендации по осуществлению оценки эффективности и прозрачности размещения государственных и муниципальных заказов. М.: Деловой двор, 2008. 75 с.
16. Кузнецова И.В., Трефилова Т.Н., Маслова Н.С. Методические рекомендации по осуществлению совершенствования процесса управления размещением государственных и муниципальных заказов в городе Москве. М.: Деловой двор, 2008. 211 с.
17. Геллер А.Я. Проблематика развития электронного аукциона как инструмента закупок для государственных нужд // Креативная экономика. 2011. № 8. С. 19-27.
18. Толстокорова Е.Н. Состояние и перспективы развития системы размещения государственного заказа // Российское предпринимательство. 2007. № 5. Вып. 1. С. 110-114.
19. Балаева О.Н., Коробейникова Л.С., Чупандина Е.Е., Яковлев А.А. Оценка издержек заказчика в российской системе госзакупок (на примере Воронежского государственного университета) // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 54-69.
20. Андрианов В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования. М.: Экономика, 2010.
184 с.
ISSN 2311-8725 (Online) Economic Advancement
ISSN 2073-039X (Print)
ON PROCEDURE FOR JUSTIFYING THE INITIAL (MAXIMUM) CONTRACT PRICE IN AN INFLATIONARY ECONOMY
Elena I. KOSTYUKOVAa% Aleksei N. BOBRYSHEVb
a Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation [email protected]
b Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation bobrishevaleksey@yandex. ru
• Corresponding author
Article history:
Received 4 December 2015 Accepted 16 December 2015
JEL classification: H57
Keywords: procurement, State needs, contract price, initial (maximum) price
Abstract
Subject The problem of justifying the initial (maximum) contract price is one of the most pressing in the entire system of public procurement planning. Both the overstatement and understatement of the value has a negative impact on the efficiency of budget spending.
Objectives The study aims to reveal current problems and deficiencies of the existing methodology for justifying the initial (maximum) contract price, and to identify areas of its further improvement. Methods. The study employs the systems approach, methods of analysis and synthesis, induction and deduction, techniques of logical, semantic, retrospective and comparative analysis. Results We assessed procurement efficiency in 2014 based on the reduction in the initial (maximum) contract price criterion, identified weaknesses and bottlenecks in the application of guidelines for the use of methods to determine the initial (maximum) contract price and the price of contract entered into with a sole supplier (contractor). The article describes the procedure for calculating the initial (maximum) contract price using deflator indices and consumer price indices to level the inflation factor.
Conclusions The existing methodological approaches to determining the initial (maximum) contract price and the price of contract with a sole supplier (contractor) require further perfection, particularly with regard to justifying the performance of procurement activities, and adjusting the initial (maximum) contract price due to the effects of inflation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Bastrykin S.V., Romantsova E.V. Sravnitel'nyi analiz metodov marketingovykh issledovanii, primenyaemykh dlya obosnovaniya nachal'noi tseny kontrakta pri razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [Comparative analysis of marketing research methods used to study the initial contract price when placing orders for goods, works and services for State and municipal needs]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2012, no. 2, pp. 143-152.
2. Grebennikova VA., Nemchenko L.I. Vektory razvitiya i finansovye instrumenty kontraktnoi sistemy razmeshcheniya zakazov dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [Vectors of development and financial instruments for the contract system of placing orders for State and municipal needs]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2015, no. 1, pp. 174-179.
3. Kovaleva E.A. Osobennosti nachal'noi maksimal'noi tseny kontrakta v sisteme gosudarstvennykh zakupok [Features of initial maximum contract price in the public procurement system]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2013, no. 15, pp. 59-64.
4. Pakhomov Yu.G., Pakhomova L.M. Problemnye voprosy opredeleniya nachal'noi (maksimal'noi) tseny kontrakta, tseny kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvennym postavshchikom (podryadchikom, ispolnitelem) v ramkakh kontraktnoi sistemy [Problematic issues of determining the initial (maximum) contract price, price of contract concluded with a single supplier (contractor) under the contract system]. Ars Administrandi, 2014, no. 3, pp. 16-25.
5. Pinchuk T.O., Sidorenko V.I. Nachal'naya maksimal'naya tsena kontrakta i obespechenie kachestva innovatsionnoi stroitel'noi produktsii [The initial maximum contract price and quality assurance of innovative construction products]. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Bulletin of Higher Schools. Investment. Construction. Property, 2013, no. 2, pp. 37-42.
6. Pinchuk T.O. Razvitie mekhanizmov sistemy gosudarstvennykh zakupok innovatsionnoi stroitel'noi produktsii [Developing the mechanisms for public procurement of innovative construction products].
Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie = Modern Technologies. System Analysis. Modeling, 2013, no. 4, pp. 182-186.
7. Yakovenko V.V. Transaktsionnye izderzhki v sisteme razmeshcheniya gosudarstvennogo i munitsipal'nogo zakaza [Transaction costs in the system of State and municipal order placement]. Mikroekonomika = Microeconomics, 2008, no. 5, pp. 10-14.
8. Yakovenko V.V. Sovershenstvovanie metodik otsenki konkursnykh protsedur po razmeshcheniyu gosudarstvennogo zakaza [Improving the methodology for evaluating tendering procedure for State order placement]. Sibirskayafinansovaya shkola = Siberian Financial School, 2008, no. 4, pp. 44-48.
9. Yakovenko V.V., Pridachuk M.P., Tabakov A.N. Nachal'naya maksimal'naya tsena kontrakta: problemy opredeleniya i perspektivy razvitiya [The initial maximum contract price: the problem of determining and development prospects]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2015, no. 6-2, pp.814-818.
10. Cheremnykh E.O., Idylbaeva A., Kalimbetova A.B. Analiz mekhanizmov formirovaniya nachal'noi maksimal'noi tseny kontrakta pri provedenii gosudarstvennogo stroitel'nogo zakaza [Analysis of mechanisms to assess initial maximum price of contract for public construction job]. Perspektivy razvitiya stroitel'nogo kompleksa = Prospects for Construction Sector Development, 2014, no. 1, pp. 110-114.
11. Frunze V.V. Minimizatsiya riskov pri obosnovanii nachal'noi maksimal'noi tseny: metod sopostavimykh rynochnykh tsen (analiza rynka) [Risk minimization when justifying the initial maximum price: the comparable market price method (market analysis)]. NovaInfo.Ru, 2015, vol. 1, no. 31, pp. 67-70.
12. Fabrika E.V. Model' rascheta nachal'noi (maksimal'noi) tseny kontrakta na dorozhnye raboty [A model of calculating the initial (maximum) price of contract for road works]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 9, pp. 321-324.
13. Kozin M.N., Khachatryan G.A. Nachal'naya tsena kontrakta v sisteme gosudarstvennykh zakupok [Initial price of contract in the public procurement system]. Povolzhskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal = Volga Trade-Economic Journal, 2011, no. 3, pp. 58-69.
14. Tikhomirov P.A. Voprosy rascheta nachal'noi tseny kontrakta [Issues of initial contract price calculation].
Goszakaz: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie = State Order: Management, Placement, Procurement, 2006, no. 6, pp. 81-83, no. 7, pp. 64-67.
15. Mel'nikov G.N., Manchevskaya O.O., Kuznetsova I.V., Maslova N.S. Metodicheskie rekomendatsii po osushchestvleniyu otsenki effektivnosti i prozrachnosti razmeshcheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakazov [Guidelines for evaluation of efficiency and transparency of public procurement]. Moscow, Delovoi dvor Publ., 2008, 75 p.
16. Kuznetsova I.V., Trefilova T.N., Maslova N.S. Metodicheskie rekomendatsii po osushchestvleniyu sovershenstvovaniya protsessa upravleniya razmeshcheniem gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakazov v gorode Moskve [Methodological recommendations for improving the management process of State and municipal order placement in Moscow]. Moscow, Delovoi dvor Publ., 2008, 211 p.
17. Geller A.Ya. Problematika razvitiya elektronnogo auktsiona kak instrumenta zakupok dlya gosudarstvennykh nuzhd [Developing the e-auction as a procurement tool for State needs]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2011, no. 8, pp. 19-27.
18. Tolstokorova E.N. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy razmeshcheniya gosudarstvennogo zakaza [The status and development prospects for the system of State order placement]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2007, vol. 5, iss. 1, pp. 110-114.
19. Balaeva O.N., Korobeinikova L.S., Chupandina E.E., Yakovlev A.A. Otsenka izderzhek zakazchika v rossiiskoi sisteme goszakupok (na primere Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta) [Assessing the cost of the customer in the Russian system of public procurement (the Voronezh State University case)].
Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2014, no. 2, pp.54-69.
20. Andrianov V.D. Inflyatsiya: prichiny vozniknoveniya i metody regulirovaniya [Inflation: root causes and management]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 184 p.