Образец ссылки на эту статью: Проданова Н.А., Данчиков Е.А., Зацаринная Е.И. Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих аудит обоснования начальной (максимальной) цены контракта закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 2(6). С. 2.
УДК 657
ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АУДИТ ОБОСНОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Проданова Наталья Алексеевна
РЭУ им. Г.В. Плеханова, (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36), д.э.н., профессор кафедры финансового контроля, анализа и аудита, e-mail: [email protected], 8-965-363-44-78.
Данчиков Евгений Александрович
РЭУ им. Г.В. Плеханова, (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36), к.э.н., доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, , e-mail: [email protected]
Зацаринная Елена Ивановна
РЭУ им. Г.В. Плеханова, (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36) к.э.н., доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, РЭУ им. Г.В. Плеханова, e-mail: [email protected]
На сегодняшний день одна из первоочередных задач любого государства -обеспечение эффективности управления национальными ресурсами, а именно: контроль государственных финансов, управление собственностью государственных, региональных и муниципальных структур, сохранение и преумножение природных богатств, создание и обеспечение сохранности объектов интеллектуальной собственности. Для содействия данному процессу существует система государственно-правовых институтов. В статье рассмотрены основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения аудита обоснования начальной (максимальной) цены контракта - одного из разделов государственного аудита в сфере закупок.
Ключевые слова: аудит обоснования начальной (максимальной) цены контракта; объекты аудита; нормативно-правовое регулирование; Счетная палата Российской Федерации.
REVIEW OF NORMATIVE AND LEGAL ACTS REGULATING THE AUDIT OF THE RATIONALE OF THE INITIAL (MAXIMUM) PRICE OF THE CONTRACT OF PURCHASES TO ENSURE THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS
Prodanova Natalia Alekseevna
Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), Doctor of Economics, Professor of the Department of Financial Control, Analysis and Audit, e-mail: [email protected], 8-965-363-44-78.
Dantchikov Evgeny Alexandrovich
Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), candidate of Economic Sciences, Head. Department of Financial Control, Analysis and Audit, e-mail: [email protected]
Zatsarinnaya Elena Ivanovna
Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Control, Analysis and Audit, e-mail: [email protected], 8-903-660-61-21.
To date, one of the primary tasks of any state is to ensure the effectiveness of the management of national resources, namely: control of public finances, management of state, regional and municipal structures, preservation and enhancement of natural resources, creation and maintenance of intellectual property. To facilitate this process, there is a system of state and legal institutions. The article considers the main regulatory documents that regulate the audit procedure for justifying the initial (maximum) price of the contract - one of the sections of the state audit in the procurement sphere.
Keywords: audit in the field of procurement, regulatory and legal regulation, audit facilities, the only supplier.
Как направление контрольного мероприятия, аудит обоснования начальной (максимальной) цены контракта для государственных и муниципальных нужд, на сегодняшний день является принципиально новым, так как в российской практике государственного аудита в сфере закупок отсутствуют примеры проведения данного вида аудита. И безусловно, качество аудита обоснования НМЦК для государственных и муниципальных нужд зависит от степени развития законодательной базы.
Главенствующую роль в современной системе нормативно-правовых актов занимает Закон о контрактной системе, который положил начало новому этапу в законодательном регулировании контрактной системе. Своим недавним вступлением в силу 5 апреля 2013 г. Закон о контрактной системе сменил Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Данный закон является первостепенным источником правового регулирования закупок для органов государственной и муниципальной власти и имеет высшую правовую силу в системе законодательства о закупочной деятельности.
Применительно к обоснованию НМЦК особенно интересны статьи 19 «Нормирование в сфере закупок» и 22 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе определяет нормирование в сфере закупок как «установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов».
Статьей 19 предусмотрены методы определения НМЦК:
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) - закреплен в Законе о контрактной системе как приоритетный метод определения НМЦК. Данный метод предполагает анализ конъюнктуры рынка с целью выявления наилучшего предложения, соответствующего спросу на ряд товаров, работ или услуг для государственных и муниципальных нужд.
Нормативный метод - исходит из положений статьи 19 о нормировании в сфере закупок исследуемого Закона о контрактной системе. Основной задачей нормирования является установление единых требований к поставщикам и избежание избыточной траты бюджетных средств.
Тарифный метод - применение данного метода обоснованно лишь в том случае, если предметом сделки в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд является товар, цены на который подлежат государственному или тарифному регулированию [27].
Проектно-сметный метод - предусматривает расчет НМЦК исходя из данных проектно-сметной документации для ряда специфических заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Затратный метод - суммирование всех затрат на производство товара (работы, услуги), являющегося предметом закупки, и среднеотраслевого значения прибыли для данного вида товара. При подсчете суммы затрат учитываются прямые и косвенные расходы на производство, приобретение и (или) реализацию предмета закупки.
Таким образом, Закон о контрактной системе имеет действие на всей территории Российской Федерации и закрепляет общие правила обоснования НМЦК и методов её расчета. Положения данного федерального закона становятся универсальным инструментом для проведения аудита обоснования НМЦК [1].
Для целей уточнения положений Закона о контрактной системе разработан Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
[4]. Утвержденные Рекомендации Минэкономразвития содержат сжатую справочную информацию по основным положениям Закона о контрактной системе, касающихся НМЦК, а также предоставляют стандартизированные способы расчета НМЦК по каждому из методов, указанных в Законе о контрактной системе и примеры этих расчётов, указанных в Приложениях.
Помимо детализации и объяснения расчётов, важнейшей особенностью для целей аудита обоснования НМЦК является Глава II Рекомендаций Минэкономразвития, которая впервые вводит законодательно закрепленное определение понятию «обоснование начальной (максимальной) цены контракта». Приказ №567 определяет обоснование НМЦК как «выполнение расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет».
Глава III Рекомендаций Минэкономразвития посвящена расчёту НМЦК методом сопоставимых рыночных цен. Данная глава приводит рекомендуемый алгоритм расчёта НМЦК:
1. Поиск ценовой информации.
2. Корректировка цен. При использовании любого метода поиска ценовой информации рекомендуется производить корректировки для приведения цен в соответствие с особенностями осуществляемой закупки. Приведения цен прошлых периодов, полученных в результате направления запроса, к текущему уровню цен производится по формуле:
ЛПП = 100+Йф(ИПЦс-100)
1 0 0 ' ( ) где к™ - коэффициент пересчета на текущий уровень цен, 1ф - срок
формирования ценовой информации, 1 - месяц проведения расчетов, ИПЦ -
индекс потребительских цен на период осуществления расчетов.
3. Определение однородности совокупности выявленных цен. Для
этих целей рассчитывают коэффициент вариации цены по формуле:
К = 1 О 0 , (2) ц _
где V - коэффициент вариации, 6 = ^£ 1=^^ - среднеквадратическое
отклонение, ц - цена ьтого источника информации, Ц -среднеарифметическая величина цены товара, п - количество источников информации.
4. Расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен по формуле: НМЦ Крын = ^ х £р= 1 ц I , где V - о бъ ем з а куп ки . (3)
Глава IV Рекомендаций Минэкономразвития разъясняет вопросы применения нормативного метода определения НМЦК. Для расчета НМЦК нормативным методом рекомендуется использовать формулу:
Н М Ц Кнорм = V х ц пр ед» где: (4)
НМЦКнорм - НМЦК, определяемая нормативным методом, V - объем закупки, цпред - предельная цена единицы товара, работы или услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.
Использование данной формулы также уместно в целях дополнения и корректировки расчетов методом сопоставимых рыночных цен. При этом важно, чтобы новая рассчитанная величина НМЦК не превышала НМЦКнорм.
V глава Рекомендаций Минэкономразвития разъясняет расчёт НМЦК тарифным методом. Для расчета НМЦК тарифным методом может использоваться формула:
НМЦКтариф = цтариф, (5)
где НМЦКтариф - НМЦК, определяемая тарифным методом, V - объем закупки, цтариф - тариф единицы товара, работы или услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен или установленная муниципальным правовым актом [4].
Таким образом, Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта дают детальные разъяснения относительно порядка расчета и обоснования НМЦК методами, указанными в Законе о контрактной системе. Также Рекомендации содержат примеры формы обоснования НМЦК и её расчетов по каждому из методов.
Важным источником информации является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»[2]. Данный нормативно-правовой акт отражает официальную позицию законодателя относительно сущности аудита и его места в системе финансового контроля в Российской Федерации.
Не менее значимым источником правовой информации является Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». С позиции аудита обоснования НМЦК для государственных и муниципальных нужд именно Счетная палата Российской Федерации является субъектом аудиторской проверки, то есть главным контрольным органом, осуществляющим внешний государственный аудит (контроль). Важнейшим для целей аудита обоснования НМЦК является пункт 12 статьи 14 Закона о Счетной палате, который определяет аудит в сфере закупок (а значит и аудит обоснования НМЦК) как одно из полномочий Счетной палаты Российской Федерации [3].
Поскольку именно Счетная палата Российской Федерации является аудитором обоснования НМЦК для государственных и муниципальных нужд, особое значение приобретает Регламент Счетной палаты Российской Федерации. Документ проясняет ряд важных задач функционирования Счетной палаты Российской Федерации как главного органа внешнего государственного контроля [5].
Также для проведения аудита обоснования НМЦК для государственных и муниципальных нужд важным источником является Стандарт государственного аудита СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» [6]. В Стандарте наиболее важным аспектом является регламент проведения государственного аудита, то есть закрепленный законом порядок проведения контрольного мероприятия. В общем случае его можно представить как совокупность следующих этапов: 1) Подготовительный этап контрольного мероприятия.
2) Основной этап контрольного мероприятия.
3) Заключительный этап контрольного мероприятия
Кроме того, стоит уделить внимание муниципальному уровню правового регулирования аудита обоснования НМЦК. В целях данной работы рассмотрим распоряжение Правительства Москвы от 16.05.2014 №242-РП «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы». Задача данного подзаконного акта заключается в содействии заказчикам города Москвы при определении НМЦК для обеспечения нужд города Москвы [7].
С позиции аудитора изучение данных рекомендаций позволяет провести ряд контрольных мероприятий на установления правильности расчета и обоснования НМЦК в целях осуществления закупок для муниципальных нужд.
Данный подзаконный акт расширяет спектр методов определения НМЦК. Помимо стандартных способов, указанных в нормативных актах высшего уровня, как, например, метод анализа рыночной стоимости, затратный метод, нормативные и тарифный методы, проектно-сметный метод (в Распоряжении №242-РП - метод составления смет), Методические рекомендации Правительства Москвы предлагают ряд альтернативных методологий расчёта:
Параметрический метод определения НМЦК - используется для случаев расчета НМЦК по сведениям об однородных товарах. При этом изменение основного параметра исследуемых однородных товаров не влечет за собой изменение их стоимости, а значит, не влияет на справедливость расчета НМЦК для объекта закупки. Основной параметр - эта некоторая характеристика товара, имеющая определяющее значения для заказчика города Москвы в целях проводимой закупки (вес, производительность, мощность, скорость и проч.). НМЦК параметрическим методом рассчитывается по формуле:
НМЦКпарам = Цтреб х V, (6)
где V - объем закупок, Цтреб - цена единицы товара, требующегося заказчику города Москвы (рассчитывается на основании средних удельных цен)
Для сложных технических товаров, дорогостоящих товаров или крупных партий товаров производится расчет НМЦК с использованием индексного параметрического метода.
Определение НМЦК методом анализа стоимости аналогов услуг с последующей корректировкой. В контексте Методических рекомендаций Правительства Москвы аналогом признается услуга с сопоставимыми объемом, качеством и прочими параметрами ранее закупаемых заказчиком услуг. При этом различия в цене устраняются составления корректировок с учетом:
• Изменения трудозатрат, выработки ли иных единиц измерения цен;
• Количества и качества закупаемых расходных материалов, необходимых для оказания требуемых услуг;
• Инфляция с использованием индекса потребительских цен для города Москвы (данные о величине индекса находятся в свободном доступе в сети Интернет на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы).
Определение НМЦК при закупках работ методом удельных показателей. Для расчета стоимости цены заказа на технологически несложные виды работ используется показатель «удельная стоимость единицы выполненной работы», который рассчитывается по формуле:
Цраб _ Даналог (П\
УД = V , (7)
"аналог
где Цаналог - стоимость выполнения работы аналога, vаналог - объем выполнения работы в натуральных показателях. Работа аналог - это данные об однородных работах. На основании рассчитанного показателя НМЦК определяется следующей формулой:
Н М Ц Кудел = цРдаб х Утреб, (8)
где vтреб - требуемый объем выполнения работы в натуральных показателях.
Определение НМЦК при закупках НИОКР методом составления смет представляет модифицированную версию проектно-сметного метода для особого вида работ. Рассмотрим алгоритм её расчета:
1) Поскольку стоимость НИОКР в большей степени складывается из заработной платы квалифицированных сотрудников, то для расчета НМЦК применяется агрегированный (укрупненный) показатель стоимости единицы рабочего времени специалиста ( ), который включает:
• Размер оплаты труда специалиста;
• Страховые взносы в ПФР, ФСС ФМС;
• Накладные расходы (использование ПК и оборудования);
• Сметная прибыль;
• Расходы на уплату налогов.
2) На основании полученного агрегированного показателя вычисляется стоимость рабочего времени специалистов для каждого вида работ по формуле: Ц Рв = £?= х Ц™, х (}Р в, (9) где - количество единиц рабочего времени каждого специалиста для отдельного вида работ.
Определяется общая стоимость рабочего времени всех специалистов для всех видов работ, требуемых по техническому заданию: Ц рве ц = £ Ц Р в (10)
3) Рассчитывается НМЦК по формуле:
Н М Ц К Ниок Р = Ц рпе ц + Ц рсВп о м + Ц ИнTф, (11)
где - стоимость рабочего времени вспомогательного и технического
персонала, - затраты на приобретение информации, необходимой для выполнения технического задания и прочие затраты (транспорт, материалы).
Определение НМЦК тарифным методом в рамках Распоряжения практически не различаются по алгоритму расчета и сфере применения в рамках осуществления закупок для муниципальных нужд. Однако данный подзаконный акт предусматривает необходимость заказчиков города Москвы руководствоваться положениями постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве», в Приложении № 4 которого приведен Перечень работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются Департаментом экономической политики и развития города Москвы в целях формирования на их основе государственными заказчиками города Москвы начальных (максимальных) цен государственных контрактов и гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений при размещении заказов для нужд города Москвы.
В рамках аудита обоснования НМЦК для государственных и муниципальных нужд существует обширная нормативная база, позволяющая аудиторам Счетной палаты Российской Федерации проводить соответствующие контрольные процедуры. Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется:
- с помощью соответствующих Федеральных законов (307-Ф3, 41-ФЗ, 44-ФЗ) и различных стандартов (СГА 101);
- регламентами (Регламент Счетной палаты Российской Федерации);
- рекомендациями отраслевых ведомств Российской Федерации (Приказ № 567);
- с участием подзаконных актов администраций соответствующих муниципальных органов власти (Распоряжение №242-РП).
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ; в ред. от 28.03.2017 г.
2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ; в ред. от 03.07.2016г.
3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 №41-ФЗ; в ред. от 07.02.2017 г.
4. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.
5. Регламент Счетной палаты Российской Федерации: утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 №3ПК; в ред. от от17.03.2017 г.
6. СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»: утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2010 №15К (717); в ред. 15.04.2016 г.
7. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы: распоряжение Правительства Москвы от 16 мая 2014 г. № 242-РП.
References
1. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i municipal'nykh nuzhd: Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 №44-FZ; v red. ot 28.03.2017 g.
2. Ob auditorskoy deyatel'nosti: Federal'nyy zakon ot 30.12.2008 №307-FZ; v red. ot 03.07.2016g.
3. O Schetnoy palate Rossijskoy Federatcii: Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 №41-FZ; v red. ot 07.02.2017 g.
4. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatcij po primeneniyu metodov opredeleniya nachal'noy (maksimal'noy) tseny kontrakta, tseny kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvennym postavshhikom (podryadchikom, ispolnitelem): Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 02.10.2013 № 567.
5. Reglament Schetnoy palaty Rossijskoy Federatsii: utv. postanovleniem Kollegii Schetnoy palaty RF ot 07.06.2013 №3PK; v red. ot ot17.03.2017 g.
6. SGA 101 «Obshhie pravila provedeniya kontrol'nogo meropriyatiya»: utv. Kollegiey Schetnoy palaty RF, protokol ot 02.04.2010 №15K (717); v red. 15.04.2016 g.
7. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsiy po primeneniyu metodov opredeleniya nachal'noy (maksimal'noy) tseny kontrakta, tseny kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvennym postavshhikom (podrjadchikom, ispolnitelem), dlja obespechenija nuzhd goroda Moskvy: rasporyazhenie Pravitel'stva Moskvy ot 16 maya 2014 g. № 242-RP.
Рецензенты:
Мальцева Е.С. - кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Каратаева О.Г. - кандидат экономических наук, доцент, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Работа поступила в редакцию: 14.02.2017 г.