Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СПЕЦИФИКА, МЕХАНИЗМЫ, СОПРОВОЖДЕНИЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СПЕЦИФИКА, МЕХАНИЗМЫ, СОПРОВОЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алюнова Т.И., Басик Н.Ю., Булаева Н.А., Головятенко Т.А., Жеребцов А.Н.

Контрактная система в сфере закупок, как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими операций, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, внесла кардинальные изменения в содержание управления государственными закупками, результатом которых стала необходимость пересмотра отдельных аспектов устоявшихся управленческих механизмов, внедрения новых методов и инструментов анализа системы управления (технологических, управленческих, экономических и организационных), предназначенных для обеспечения интересов общества и государства. Посредством контрактной системы был реализован системный подход к сфере планирования и осуществления государственных закупок, обеспечена гласность и прозрачность данной сферы, внедрены механизмы предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В основу контрактной системы в сфере закупок заложены принципы открытости и прозрачности, конкуренции, профессионализма, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность и эффективности осуществления закупок. Для сферы образования, включающей элементы государственного централизованного и децентрализованного управления, потребовались отдельные подходы к организации управления закупками для эффективного расходования бюджетных средств. Данная статья посвящена систематизации основных аспектов закупочной деятельности в государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выявлению особенностей контрактной деятельности государственных образовательных организаций, а также вопросам эффективного управления закупочной деятельностью образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алюнова Т.И., Басик Н.Ю., Булаева Н.А., Головятенко Т.А., Жеребцов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROCUREMENT ACTIVITIES OF THE STATE ORGANIZATION CARRYING OUT EDUCATIONAL ACTIVITIES: SPECIFICS, MECHANISMS, SUPPORT

The procurement contract system, as a set of participants in the procurement contract system and their operations aimed at meeting state and municipal needs, made fundamental changes in the content of public procurement management, which resulted in the need to revise certain aspects of established management mechanisms, the need to introduce new methods and tools for analyzing the management system (technological, managerial, economic and organizational), designed to protect the interests of society and the state. Through the contract system, a systematic approach to the planning and implementation of public procurement was implemented, transparency and transparency of this area were ensured, mechanisms were introduced to prevent corruption and other abuses in procurement. The contract system in procurement is based on the principles of openness and transparency, competition, professionalism, stimulation of innovation, unity of the contract system in procurement, responsibility for efficiency and efficiency of procurement. Education, which includes elements of centralized and decentralized public administration, required separate approaches to the organization of procurement management in order to effectively spend budget funds. This article is devoted to the systematization of the main aspects of procurement activities in a state organization conducting educational activities, the identification of the features of contract activities of state educational organizations, as well as issues of effective management of procurement activities of an educational organization.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СПЕЦИФИКА, МЕХАНИЗМЫ, СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Управление закупочной деятельностью государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность: специфика, механизмы, сопровождение

Татьяна Ивановна Алюнова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и права, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия talyunova@yandex.ru

© 0000-0002-5544-6179 Наталья Юрьевна Басик

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории,

обществознания и права Института гуманитарных наук,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия

BasikNYu@mgpu.ru

0000-0002-5191-3163

Наталья Александровна Булаева

кандидат экономических наук, президент,

Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»,

Москва, Россия

nbulaevamail@gmail.com

0000-0002-8867-6755

Татьяна Альбертовна Головятенко

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического образования Института психологии и педагогики, Российский новый университет, Москва, Россия niagara_tat@mail.ru

© 0000-0002-5610-3354 Алексей Николаевич Жеребцов

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия admgan2066@yandex.ru

0000-0002-7392-279Х Елена Владиславовна Лобанова

доктор педагогических наук, профессор, проректор по развитию, Российский новый университет,

Москва, Россия

lobanova@rosnou.ru

0000-0003-2822-8392

Владимир Михайлович Поставнев

кандидат психологических наук, доцент, начальник департамента психологии, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия vpostavnev@mail.ru

0000-0002-6659-5284 Ирина Васильевна Поставнева

кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии

Института педагогики и психологии образования,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия

postavnevaiv@yandex.ru

0000-0002-6450-0640 Евгения Геннадьевна Репина

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры статистики и эконометрики, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия violet261181@mail.ru

0000-0001-7151-3266 Ольга Владимировна Юрченко

кандидат психологических наук, доцент кафедры методики преподавания истории,

обществознания и права Института гуманитарных наук,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия

YurchenkoOV@mgpu.ru

0000-0003-1291-8428

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726/О7320-0018-98214 Аннотация

Контрактная система в сфере закупок, как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими операций, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, внесла кардинальные изменения в содержание управления государственными закупками, результатом которых стала необходимость пересмотра отдельных аспектов устоявшихся управленческих механизмов, внедрения новых методов и инструментов анализа системы управления (технологических, управленческих, экономических и организационных), предназначенных для обеспечения интересов общества и государства. Посредством контрактной системы был реализован системный подход к сфере планирования и осуществления государственных закупок, обеспечена гласность и прозрачность данной сферы, внедрены механизмы предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В основу контрактной системы в сфере закупок заложены принципы открытости и прозрачности, конкуренции, профессионализма, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность и эффективности осуществления закупок. Для сферы образования, включающей элементы государственного централизованного и децентрализованного управления, потребовались отдельные подходы к

организации управления закупками для эффективного расходования бюджетных средств. Данная статья посвящена систематизации основных аспектов закупочной деятельности в государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выявлению особенностей контрактной деятельности государственных образовательных организаций, а также вопросам эффективного управления закупочной деятельностью образовательной организации.

Ключевые слова

образовательная организация; закупочная деятельность; законодательство в сфере закупочной деятельности; управление; сопровождение.

Введение

Современное российское образование - это динамически развивающаяся комплексная система со своей уникальной структурой, функционалом, управлением и многочисленными компонентами, связанная со всеми отраслями российской экономики.

Уровень социально-экономического развития российского государства напрямую зависит от качества образования, которое, в свою очередь, определяется содержанием учебных дисциплин, обеспеченностью образовательного процесса кадрами, финансами, а также материально-техническими ресурсами [19]. Построение эффективной системы организации и управления закупочной деятельностью образовательных организаций для обеспечения необходимой материально-технической базы является первоочередной задачей реформирования сферы образования. Как и каждый элемент государственной системы, сфера образования базируется на определенных фундаментальных основах. К основным принципам управления в сфере образования следует отнести [1]: социальную детерминацию; гуманизацию деятельности управленца; научность и компетентность управленческих кадров; аналитическое прогнозирование; деловую активность; информационную открытость; обратную связь; перспективность; стимулирование кадров; мотивацию кадров; финансово-экономическую рациональность и др.

Приведенный перечень принципов управления в системе образования тесно переплетен с основными принципами контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, в основе качественного управления закупочной деятельностью находится принцип профессионализма заказчика, осуществляющего закупки для нужд образования [4; 17].

В настоящее время государственные закупки являются одним из наиболее стабильных секторов экономики Российской Федерации. За период 2016-2020 гг. доля размещенных государственных контрактов колебалась в диапазоне 25%-32% ВВП. [1].

Контроль за использованием механизмов закупочной деятельности в рамках функционирования образовательных организаций является ключевым элементом оптимизации хозяйственной деятельности организации, контроля за расходом финансовых бюджетных ресурсов [5].

Материалы и методы исследования

Авторами был проведен описательный анализ основных законодательных актов, как в сфере образования, так и в сфере закупочной деятельности с целью выявления специфических механизмов управления закупочной деятельностью образовательной организации и разработки эффективной модели сопровождения закупочной деятельности государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 [8].

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-ФЗ [8].

3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. №223-Ф3 [6].

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» от 10.09.2015 г. №626н [15].

5. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» от 10.09.2015 г. №625н [14].

6. Федеральный закон «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) от 25.12.2008 г. №273-ФЗ [10].

7. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ [7].

8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» от 02.10.2013 г. №567 [13].

9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере» от 30.09.2019 г. №1279 [12].

Согласно положениям п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, к образовательным организациям относятся некоммерческие организации, которые на основании лицензии осуществляют образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [20] подавляющее большинство дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования и высшего образования относятся к государственным и муниципальным учреждениям и ведут закупочную деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства [5].

Помимо образовательной организации (заказчика), участниками контрактной системы в сфере закупок являются (ст. 3 [6]):

- федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

- иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок,

- юридические и физические лица, признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

- уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;

- операторы электронных площадок.

Анализ механизма закупочной деятельности государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность

Государственная организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализует закупочную деятельность в 4 этапа.

1 этап: Организация закупочной деятельности

Организационные мероприятия включают разработку локальных нормативных актов образовательной организации, учитывающих специфику деятельности данной организации, на основе положений действующего законодательства, регламентирующего закупочную деятельность. Также для осуществления закупочной деятельности, образовательные организации, руководствуясь положениями ст. 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (далее №44-ФЗ), должны создать контрактную службу на базе образовательной организации или назначить контрактного управляющего.

Контрактная служба образовательной организации действует на основании оформленного Положения (регламента) о контрактной службе, которое разрабатывается на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №158н [16]. Если контрактная служба создается как

отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу, созданную без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика, что подтверждается письмом Минэкономразвития России от 04.06.2015 №Д28и-1514 [9].

Конечные результаты организационных мероприятий - локальные нормативные акты и контрактная служба - имеют долгосрочный период применения.

К обязательным локальным актам образовательной организации относятся:

- Положение о закупочной деятельности.

- Положение о контрактной службе (контрактном управляющем).

- Приказ о создании контрактной службы (назначении контрактного управляющего).

Локальные акты утверждаются руководителем образовательной организации в соответствии с

установленными требованиями к документам подобного рода и публикуются на сайте образовательной организации в обязательном порядке [5].

2 этап: Планирование закупочной деятельности

Процесс планирования закупочной деятельности в образовательной организации регламентируется положениями ст. 16 №44-ФЗ. Основным документом, посредством которого образовательная организация планируют и осуществляют торги, является план-график. Форма плана-графика, правила его составления и публикации утверждены постановлением Правительства от 30.09.2019 №1279. План-график состоит из двух частей. В первой части прописываются сведения о заказчике: наименование, организационно-правовая форма, ИНН, КПП, форма собственности, адрес. Во второй части указываются сведения о торгах: идентификационный код каждого тендера, период, в течение которого планируется осуществить закупку, объем бюджетного финансирования, данные о наличии/отсутствии необходимости обязательного обсуждения тендера, название уполномоченного на закупки органа или организатора совместных торгов, описание объекта закупки с расчетом начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК).

НМЦК — это предельная стоимость необходимого заказчику объема товаров, работ, услуг в рамках конкретной закупки, определяемая и обосновываемая согласно нормам ст. 22 №44-ФЗ. Методы расчета НМЦК вместе с формулами подробно описаны в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» от 02.10.2013 №567. Во время процедуры участники подают ценовые предложения, которые не могут превышать НМЦК.

Способы закупок представлены на рисунке 1.

СПОСОБЫ ЗАКУПОК

Рисунок 1. Способы закупок согласно №44-ФЗ

Сведения об открытых торгах публикуют в Единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС) и принять в них участие могут любые лица. В то время как информация о проведении закрытых конкурентных процедур в ЕИС не публикуется, ее доводят до лиц, способных оказать услуги или выполнить работы. При проведении конкурса победителем становится лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 №44-ФЗ). При запросе предложений - участник, чье окончательное предложение наиболее отвечает требованиям к работам, товарам, услугам, установленным заказчиком (ч. 1 ст. 83, №44-ФЗ). Эти два способа объединяет то, что критерием определения победителя выступает не только цена, но и другие условия (например, наличие у поставщика квалифицированных специалистов, опыта производства аналогичных работ и т.п.). При проведении аукциона и запроса котировок победителями признают участников, предложивших самую низкую цену контракта.

3 этап: Проведение закупки

На данном этапе образовательные организации формируют различные виды комиссий по осуществлению закупок в зависимости от способов закупочной деятельности: конкурсные, котировочные, аукционные, комиссии по запросу котировок и предложений, либо единые комиссии, осуществляющие общую функцию по проведению закупок посредством конкурентных процедур [5].

После формирования комиссии образовательная организация разрабатывает пакет документации о закупке и размещает его на портале закупок вместе с извещением об осуществлении закупки. Участники торгов должны отвечать требованиям, установленным в ч. 1 ст. 31 №44-ФЗ: не находиться в процессе ликвидации или банкротства, не иметь долгов по налогам более чем 25% от балансовой стоимости активов и т.д. Часть торгов заказчики обязаны проводить исключительно среди субъектов малого и среднего бизнеса (не менее 15% от годового объема закупок).

Комиссия осуществляет рассмотрение и оценку принятых заявок, руководствуясь положениями ст. 32 №44-ФЗ. После оценки заявок конкурентным способом определяется победитель-поставщик (исполнитель, подрядчик), с которым заключается государственный контракт. Правильность проведения торгов контролирует Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), Федеральное казначейство, счетные палаты и другие органы. Поставщиком работ, товаров, услуг может быть любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, местом регистрации которого является офшорная зона в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации).

При закупке у единственного поставщика в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93. №44-ФЗ, создание комиссии по осуществлению закупки, разработка и публикация соответствующей документации, прием, рассмотрение и оценка заявок не предусмотрены.

4 этап: Исполнение и контроль обязательств

На завершающем этапе происходит двухстороннее выполнение сторонами обязательств по государственному контракту в полном объеме и в установленные сроки: поставка товаров (оказание услуг, выполнение работ), прием товара (работ, услуг) заказчиком с последующим перечислением денежных средств исполнителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае частичного или полного неисполнения исполнителем обязательств по государственному контракту (в том числе в случае отказа от заключения контракта), заказчик закупки имеет право инициировать включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков посредством заявления в Федеральную антимонопольную службу и заключить повторно государственный контракт с участником закупки, чья заявка заняла второе место. По результатам каждой проведенной закупки образовательная организация формирует и публикует отчет [5].

Результаты и обсуждение

На основании проведенного анализа механизма закупочной деятельности образовательной организации можно сделать вывод о том, что каждый из четырех этапов представляет собой завершенный цикл логических действий, направленных на достижение определенного результата. Совокупность взаимосвязанных мероприятий закупочной деятельности образовательной организации,

по сути, выступает как бизнес-процесс, ресурсы которого направлены на регулирование государственных и муниципальных нужд в сфере образования в плоскости их определения, обоснования, планирования и исполнения контракта.

Управленческая концепция BPM (от англ. Business Process Management - управление бизнес-процессами) [3] рассматривает бизнес-процессы как важные ресурсы организации и предполагает управление ими как одну из ключевых организационных систем. Эффективная система управления закупочной деятельностью государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность, требует новых профессиональных компетенций - юридических, технических, экономических, организационных, информационных - со стороны не только должностных лиц, но и каждого специалиста, осуществляющего закупку для нужд образования. Отсутствие квалифицированного кадрового ресурса для проведения закупочной деятельности зачастую выступает главной причиной неуспешной модернизации материально-технической базы государственных образовательных организаций, состояние которой является одним из значимых факторов для процесса обучения.

Закупочная деятельность в сфере образования отличается социальной ориентацией и направлена на обеспечение развития ее инфраструктуры с целью повышения качества образовательных услуг. Обеспечение ресурсами, в том числе специфической продукцией, необходимой для успешного образовательного процесса, имеет ряд особенностей, обусловленных профилем образовательной организации, направлениями и уровнем образования, которые реализует данная образовательная организация:

- широкий спектр закупаемых товаров, работ, услуг (коммунальные услуги, проектные и подрядные работы, учебно-методические материалы, продукты питания и услуги по организации питания, закупка наукоемкого оборудования, инновационных обучающих программ, лицензий и патентов, необходимых для осуществления научной деятельности, технологий и тренажеров, компьютерной техники, компьютерных программ, оргтехники, учебного оборудования, канцелярских принадлежностей и т.д.) [19];

- наличие специфического предмета закупки (оборудование для обучения по специальности, оборудование для инклюзивного и коррекционного обучения, игровое оборудование, специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.).

Необходимо отдельно отметить тот факт, что многие образовательные организации сегодня выполняют сформированное их учредителем государственное задание, в составе которого часто предусмотрена научно-исследовательская деятельность. В рамках государственного задания образовательные организации также осуществляют закупочную деятельность. Данное направление закупок, помимо стандартного перечня образовательных услуг и функций, может быть связано с научными исследованиями и разработками, экспертной деятельностью, что существенно расширяет диапазон предметов закупки образовательной организации и требует от сотрудников ее контрактной службы (контрактного исполнителя) высокопрофессиональных экономических компетенций для составления технического задания и расчета НМЦК при подготовке плана-графика с использованием всех установленных действующим законодательством методов определения НМЦК [8]:

- метода анализа рынка, при котором НМЦК определяется на основании открытой информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг (для этого заказчик запрашивает данные о ценах у конкретных поставщиков, размещает запросы в ЕИС, ищет данные в реестре контрактов и т.д.);

- нормативного метода, при котором НМЦК рассчитывается с учетом предельных цен на товары, работы, услуги, размещенных в ЕИС.

- тарифного метода, который применяется в случае государственного регулирования цен на товары;

- проектно-сметного метода, который применяется для расчета НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства. НМЦК определяется исходя из сметной стоимости работ.

- затратного метода, при котором НМЦК определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Отдельные закупки осуществляются путем заключения контракта с единым поставщиком по неконкурентной процедуре, регламентируемой положениями ст. 93 №44-ФЗ. Сведения о многих видах товаров, которые закупает образовательная организация, в течение отчетного периода подвергаются корректировке в результате изменения требуемого объема либо возможностей, которыми располагает организация. Данные корректировки должны быть в установленном порядке отражены в плане-графике.

С учетом вышеизложенной специфики закупочной деятельности государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях постоянного совершенствования и расширения законодательной базы в сфере закупок, усиления государственного контроля за функционированием и развитием контрактной системы государственным организациям сложно обеспечивать эффективное функционирование собственных контрактных служб и юридически правильно осуществлять закупочную деятельность.

Экспертно-организационное и консультационное сопровождение контрактной службы образовательной организации, предусматривающее проведение экспертиз на всех этапах жизненного цикла проектов (от формирования тематик проектов до приемки результатов исполнения обязательств, предусмотренных государственными контрактами) является эффективным подспорьем в процессе обеспечения эффективного управления закупочной деятельностью в сфере образования. В рамках постоянного сопровождения сотрудники контрактных служб получают экспертную помощь в процессе оценки стоимости проектов и/или начальной (максимальной) цены контрактов, включающую:

- проверку обоснованности выбранного метода (методов) определения НМЦК;

- проверку правильности расчетов, состава и объемов товаров, работ, услуг;

- проверку достоверности указанных в расчете НМЦК стоимостных показателей на соответствие среднерыночным показателям на текущий период;

- проверку источников информации, используемых при расчете НМЦК;

- сбор и обобщение информации в отношении стоимости и условий закупки товаров, работ, услуг;

- экспертизу заявок, контрактов (договоров);

- экспертную оценку результатов выполнения контрактов (договоров) и их соответствия требованиям контрактов (договоров).

Кроме того, экспертная поддержка включает консультации по рабочим вопросам, возникающим в процессе описания объекта закупки, характеристик такого объекта, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, определения планируемых сроков выполнения работы или оказания услуги, обоснования закупки, размера аванса и этапов оплаты, определения и обоснования дополнительных требований к участникам закупки, выбора способа и обоснование выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в процессе подготовки к запланированным на текущий период закупкам.

Заключение

Выявленные в ходе проведенного анализа специфические аспекты управления закупками в сфере образования с целью эффективного расходования бюджетных средств, свидетельствуют о том, что:

1) качество управления закупками в сфере образования для эффективного расходования бюджетных средств во многом зависит от качества заданных результатов закупок;

2) порядок связи между субъектами управления обусловлен характером задач, формами и методами управления, профессионализмом специалистов, осуществляющих закупки [18; 17].

Положениями ст. 6 №44-ФЗ принцип профессионализма заказчика закреплен в качестве одного из основных принципов контрактной системы в сфере закупок. Экспертно-организационное и правовое сопровождение реализации закупочной деятельности является эффективным инструментом по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц образовательной организации, занятых в сфере закупок. Юридическое консультирование при применении №44-ФЗ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд позволит обеспечить юридическую чистоту закупочной деятельности образовательной организации и будет способствовать достижению максимального эффекта реализации его проектных мероприятий, а также обеспечит целевое расходование бюджетных средств.

Постоянное экспертно-организационное и консультационное сопровождение контрактной службы образовательной организации по вопросам реализации государственных контрактов, предусматривающее проведение экспертиз на всех этапах жизненного цикла проектов - от формирования тематик проектов до приемки результатов исполнения обязательств, предусмотренных государственными контрактами - позволит обеспечить процесс эффективного управления закупочной деятельностью.

Список литературы

1. Гаджиев Н.Г. Система государственных закупок в современном вузе: проблемы и перспективы // Апробация. 2016. №6(45). С. 13-16.

2. Госзакупки переходят на рыночные механизмы для решения проблемы задержки платежей // Газета «Коммерсант». 19 ноября 2020 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574822

3. Зайкова С.С. Разработка комплексной модели системы управления эффективностью бизнеса на основе стратегического подхода к управлению организацией. // Статистика и экономика. 2010. №6. С. 237-242.

4. Казанцева Е.В. Организационно-экономические подходы к управлению закупками в сфере образования // Современное педагогическое образование. 2017. №4. С. 35-38.

5. Кодрян Е.С. Схема осуществления закупочной деятельности в образовательных организациях // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. №4. С. 32-40.

6. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/12148517/ (дата обращения: 01.03.2021).

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 01.03.2021).

9. О контрактной службе [Электронный ресурс]: письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2015 г. №Д28и-1514 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420293925 (дата обращения: 01.03.2021).

10.О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 01.03.2021).

11.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

12. Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. №1279 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335138/ (дата обращения: 01.03.2021).

13.Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 г. №567 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/70473958/ (дата обращения: 01.03.2021).

14. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от 10 сентября 2015 г. №625н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71215336/ (дата обращения: 01.03.2021).

15. Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. №626н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71218418/ (дата обращения: 01.03.2021).

1б.Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №158н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74678344/ (дата обращения: 01.03.2021).

17.Рафиев Р.Б. Особенности осуществления закупок в сфере образования // Молодой ученый. 2018. №19(205). С. 68-70.

18.Сварник Т.А. Управление закупками в сфере образования // Вестник научных конференций. 2016. №9-1(13). С. 102-103.

19.Сироткина Н.Г., Щепара А.В. Организация закупочной деятельности в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2016. №4(44). С. 59-67.

20.Федеральная служба государственной статистики. Образование [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13398 (дата обращения: 01.03.2021).

Management of procurement activities of the state organization carrying out educational activities:

specifics, mechanisms, support

Tatiana I. Alyunova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of economics, management and law,

Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev,

Cheboksary, Russia

talyunova@yandex.ru

© 0000-0002-5544-6179 Natalia Yu Basik

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department

of teaching methods of history, social studies and law of the Institute of humanities,

Moscow City Pedagogical University,

Moscow, Russia

BasikNYu@mgpu.ru

0000-0002-5191-3163 Natalia A. Bulaeva

Candidate of economic sciences, President,

Union «Professionals in the field of educational innovation»,

Moscow, Russia

nbulaevamail@gmail.com

0000-0002-8867-6755 Tatiana A. Golovyatenko

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Head of the Department of pedagogical education of the Institute of psychology and pedagogy, Russian New University, Moscow, Russia niagara_tat@mail.ru

© 0000-0002-5610-3354 Alexey N. Zherebtsov

Doctor of legal sciences, Associate professor, Professor of the Department of civil and international law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russia admgan2066@yandex.ru

0000-0002-7392-279X Elena V. Lobanova

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Vice-rector for development, Russian New University, Moscow, Russia lobanova@rosnou.ru

e

0000-0003-2822-8392

Vladimir M. Postavnev

Candidate of psychological sciences, Associate professor, Head of the Department of pedagogy of the Institute of pedagogy and psychology of education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia vpostavnev@mail.ru

0000-0002-6659-5284 Irina V. Postavneva

Candidate of psychological sciences, Associate professor, Associate professor of the Department

of pedagogy of the Institute of pedagogy and psychology of education,

Moscow City Pedagogical University,

Moscow, Russia

postavnevaiv@yandex.ru

0000-0002-6450-0640 Evgeniya G. Repina

Candidate of economic sciences, Associate professor, Associate professor

of the Department of statistics and econometrics,

Samara State University of Economics,

Samara, Russia

violet261181@mail.ru

0000-0001-7151-3266

Olga V. Yurchenko

Candidate of psychological sciences,

Associate professor of the Department of teaching methods of history, social studies and law of the Institute of humanities,

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia YurchenkoOV@mgpu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0000-0003-1291-8428

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/O7320-0018-9821-t Abstract

The procurement contract system, as a set of participants in the procurement contract system and their operations aimed at meeting state and municipal needs, made fundamental changes in the content of public procurement management, which resulted in the need to revise certain aspects of established management mechanisms, the need to introduce new methods and tools for analyzing the management system (technological, managerial, economic and organizational), designed to protect the interests of society and the state. Through the contract system, a systematic approach to the planning and implementation of public procurement was implemented, transparency and transparency of this area were ensured, mechanisms were introduced to prevent corruption and other abuses in procurement. The contract system in procurement is based on the principles of openness and transparency, competition, professionalism, stimulation of innovation, unity of the contract system in procurement, responsibility for efficiency and efficiency of procurement. Education, which

includes elements of centralized and decentralized public administration, required separate approaches to the organization of procurement management in order to effectively spend budget funds. This article is devoted to the systematization of the main aspects of procurement activities in a state organization conducting educational activities, the identification of the features of contract activities of state educational organizations, as well as issues of effective management of procurement activities of an educational organization.

Keywords

educational organization; procurement activities; procurement legislation; management; support.

References

1. Gadzhiev N.G. Sistema gosudarstvenny'x zakupok v sovremennom vuze: problemy' i perspektivy' // Aprobaciya. 2016. №6(45). S. 13-16.

2. Goszakupki perexodyat na ry'nochny'e mexanizmy' dlya resheniya problemy' zaderzhki platezhej // Gazeta «Kommersant». 19 noyabrya 2020 g. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574822

3. Zajkova S.S. Razrabotka kompleksnoj modeli sistemy' upravleniya e'ffektivnost'yu biznesa na osnove strategicheskogo podxoda k upravleniyu organizaciej. // Statistika i e'konomika. 2010. №6. S. 237-242.

4. Kazanceva E.V. Organizacionno-e'konomicheskie podxody' k upravleniyu zakupkami v sfere obrazovaniya // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. №4. S. 35-38.

5. Kodryan E.S. Sxema osushhestvleniya zakupochnoj deyatelnosti v obrazovatel'ny'x organizaciyax // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2015. №4. S. 32-40.

6. O zakupkax tovarov, rabot, uslug otdel'ny'mi vidami yuridicheskix lic [E lektronny'j resurs]: federally] zakon ot 18 iyulya 2011 g. №223-FZ Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

7. O zashhite konkurencii [E'lektronny'j resurs]: federal'ny'j zakon ot 26 iyulya 2006 g. №135-FZ // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/12148517/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

8. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd [E'lektronny'j resurs]: federal'ny'j zakon ot 05 aprelya 2013 g. №44-FZ (red. ot 24.02.2021) [E'lektronny'j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

9. O kontraktnoj sluzhbe [E'lektronny'j resurs]: pis'mo Ministerstva e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 4 iyunya 2015 g. №D28i-1514 // E'lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420293925 (data obrashheniya: 01.03.2021).

10.O protivodejstvii korrupcii [E'lektronny'j resurs]: federal'ny'j zakon ot 25 dekabrya 2008 g. №273-FZ // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/12164203/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

11.Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

12.Ob ustanovlenii poryadka formirovaniya, utverzhdeniya planov-grafikov zakupok, vneseniya izmenenij v takie plany'-grafiki, razmeshheniya planov-grafikov zakupok v edinoj informacionnoj sisteme v sfere [E'lektronny'j resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 sentyabrya 2019 g. №1279 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335138/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

13.Ob utverzhdenii Metodicheskix rekomendacij po primeneniyu metodov opredeleniya nachal'noj (maksimal'noj) ceny' kontrakta, ceny' kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvenny'm postavshhikom (podryadchikom, ispolnitelem) [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 02 oktyabrya 2013 g. №567 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/70473958/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

14.Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v sfere zakupok» [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity' Rossijskoj Federacii ot 10 sentyabrya

2015 g. №625n // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https:llbase.garant.rul71215336l (data obrashheniya: 01.03.2021).

15. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «E'kspert v sfere zakupok» [E lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity' Rossijskoj Federacii ot 10 sentyabrya 2015 g. №626n // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https:llbase.garant.rul7121B41 Bl (data obrashheniya: 01.03.2021).

16. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya (reglamenta) o kontraktnoj sluzhbe [E lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 2020 g. №158n // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https:IIwww.garant.ruIproductsIipoIprimeIdocI7467B344I (data obrashheniya: 01.03.2021).

17.Rafiev R.B. Osobennosti osushhestvleniya zakupok v sfere obrazovaniya II Molodoj ucheny'j. 2018. №19(205). S. 68-70.

1B.Svarnik T.A. Upravlenie zakupkami v sfere obrazovaniya II Vestnik nauchny'x konferencij. 2016. №9-1(13). S. 102-103.

19.Sirotkina N.G., Shhepara A.V. Organizaciya zakupochnoj deyatel'nosti v vuze II Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: social'ny'e nauki. 2016. №4(44). S. 59-67.

20.Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Obrazovanie [Elektronny'j resurs]. URL: https:llrosstat.gov.rulfolderl13398 (data obrashheniya: 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.