Научная статья на тему 'ПОДХОД К СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ НА МАКРО- И МЕЗОУРОВНЯХ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПОДХОД К СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ НА МАКРО- И МЕЗОУРОВНЯХ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затевахина Анна Васильевна

Предметом исследования является экономическая безопасность на мезоуровне. Целью исследования является разработка перечня показателей, которые предлагается использовать как базисного варианта, корректируемого и дополняемого специалистами, на основе принципа доминирования интересов макроуровня над интересами мезоуровня при решении задач обеспечения экономической безопасности. Методы исследования: систематизация, классификация. Предложена процедура определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности, основанная на механизме гетерархии, сводящаяся к согласованию перечней и пороговых значений, определенными экспертами на Форсайт-сессиях, на макро- и мезоуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Затевахина Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO THE COORDINATION OF INTERESTS AT THE MACRO- AND MESO LEVELS IN ORDER TO ENSURE ECONOMIC SECURITY

The subject of the study is economic security at the mesolevel. The purpose of the study is to develop a list of indicators that are proposed to be used as a basic option, corrected and supplemented by specialists, based on the principle of dominance of macro-level interests over meso-level interests in solving problems of ensuring economic security. Research methods: systematization, classification. A procedure for determining threshold values of economic security indicators based on the heterarchy mechanism is proposed, which boils down to harmonization of lists and threshold values determined by experts at Foresight sessions at macro and meso levels.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ НА МАКРО- И МЕЗОУРОВНЯХ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 330

ПОДХОД К СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ НА МАКРО-И МЕЗОУРОВНЯХ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

А.В. Затевахина1

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Международный

банковский институт имени Анатолия Собчака», 191023, Россия, Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 60

Предметом исследования является экономическая безопасность на мезоуровне. Целью исследования является разработка перечня показателей, которые предлагается использовать как базисного варианта, корректируемого и дополняемого специалистами, на основе принципа доминирования интересов макроуровня над интересами мезоуровня при решении задач обеспечения экономической безопасности. Методы исследования: систематизация, классификация. Предложена процедура определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности, основанная на механизме гетерархии, сводящаяся к согласованию перечней и пороговых значений, определенными экспертами на Форсайт-сессиях, на макро- и мезоуровнях.

Ключевые слова: стратегическое планирование, экономическая безопасность, регион, индикаторы экономической безопасности.

APPROACH TO THE COORDINATION OF INTERESTS AT THE MACRO- AND MESO LEVELS IN

ORDER TO ENSURE ECONOMIC SECURITY

A.V. Zatevakhina

Autonomous Non-profit Organization of Higher Education "Anatoly Sobchak International Banking Institute", 60 Nevsky Prospekt, St. Petersburg, 191023, Russia

The subject of the study is economic security at the mesolevel. The purpose of the study is to develop a list of indicators that are proposed to be used as a basic option, corrected and supplemented by specialists, based on the principle of dominance of macro-level interests over meso-level interests in solving problems of ensuring economic security. Research methods: systematization, classification. A procedure for determining threshold values of economic security indicators based on the heterarchy mechanism is proposed, which boils down to harmonization of lists and threshold values determined by experts at Foresight sessions at macro and meso levels.

Keywords: strategic planning, economic security, region, economic security indicators.

Введение

Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, декларирует плановый характер ее реализации, основой которой является согласованность действий под руководством Президента РФ органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества как результат реализации комплекса мер, определенных в ходе и по результатам стратегического планирования [1]. Несмотря на то, что документ содержит норму, устанавливающую обязательность контроля за реализацией стратегий в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности, в нем нет указания на орган,

ответственный за разработку информационного обеспечения данного мониторинга, анализ и обобщение результата. Однако в Стратегии прописано, что показатели состояния национальной безопасности, в том числе экономической безопасности, определяет Президент РФ. Поэтому, в развитие положения Стратегии о необходимости совершенствования системы стратегического планирования в области обеспечение национальной

безопасности и согласования интересов субъектов экономической безопасности на макро- и мезоуровнях, целесообразно поставить вопрос о разработке макета индикаторов (показателей) экономической безопасности с учетом тех изменений на макро- и мезоуровне, которые вызвали актуальные угрозы устойчивости развития.

1Анна Васильевна Затевахина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов предприятий и отраслей тел.: +7 (921) 786-27-65, e-mail: zatevakhina@ibispb.ru.

Основная часть

Стратегическое планирование развития социально-экономических систем в условиях высокой неопределенности внешней среды не может использовать пороговые значения индикаторов экономической безопасности, имеющие статический характер и установленные на длительную перспективу без возможности их пере-смотра.Коллектив авторов под руководством С.Н. Сильвестрова совершенно справедливо указывает на важность и эффективность стратегической координации (координации интересов), которая позволит обеспечить необходимую трансформацию ресурсов, способов их преобразования (технологий) и институтов для достижения необходимых результатов [2]. Действенным инструментом координации является Форсайт, который при решении задачи формирования перечня согласованных на макро- и ме-зоуровнях индикаторов экономических безопасности и их пороговых значений, обеспечивающих согласованность интересов разного уровня, должен реализовываться как глобальный исследовательский проект, требующий предварительных исследований и формирования базовой системы согласованных индикаторов экономической безопасноси макро- и мезоуровня. Базовая система индикаторов является основой для дальнейшего обсуждения их перечня экспертами и определения пороговых значенеий. Автором настоящей статьи разработан проект системы индикаторов экономической безопасности, имеющих сквозной характер: задачи актуальной Стратегии национальной безопасности (раздел Экономическая безопасность) - индикаторы экономической безопасности макроуровня - индикаторы экономической безопасности мезоуровня). Разработка перечня показателей, которые предлагается использовать как базисного варианта, корректируемого и дополняемого указанными выше специалистами, была произведена на основе принципа доминирования интересов макроуровня над интересами мезоуровня при решении задач обеспечения экономической безопасности с учетом:

- декомпозиции задач, представленных в разделе «Экономическая безопасность» Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. N° 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» на задачи макро- и мезоуровня в соответствии с содержанием конкретной задачи;

- выбора индикаторов экономической безопасности макро- и мезоуровня в соответствии с содержанием задачи;

- обеспечения максимально возможного соответствия индикаторов экономической

безопасности возможностями действующей системы статистического учета и отчетности;

- соответствия действующим документам стратегического планирования [3,4,5,6,7].

- использования иерархического подхода при осуществлении общественной координации интересов при декомпозиции задач экономической безопасности вследствие доминирования интересов макроуровня над интересами мезоуровня как необходимого условия обеспечения целостности экономического пространства страны;

-возможности использования

использования механизмов гетерархии (взаимозависимости) участников процессов рещения задач обеспечения экономической безопасности на основе многоэтапной экспертизы базового перечня индикаторов экономической безопасности, формирования их рабочего перечня и экспертного определения пороговых значений.

Фрагмент «Базовый проект

инидикаторов экономической безопасности» предствлен в таблице 1. Процедура определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности, основанная на механизме ге-терархии, сводится к согласованию перечней и пороговых значений, определенными экспертами на Форсайт-сессиях, на макро- и мезоуров-нях.

Пусть Р/ф) - пороговое значения 7-го индикатора экономической безопасности, определенное (заданное) институтами федерального (макро)уровня;

Р{р - пороговое значение 7-го индикатора экономической безопасности, определенное (заданное) институтами регионального (мезо) уровня;

аг(ф), аг(р) - вес согласованности пороговых значений 7-го индикатора экономической безопасности, 0< а/ф), аг(р) <1; а/ф)+ аг(р) = 1.

Тогда пороговое значение 7-го индикатора экономической безопасности Р определяется следующим образом:

Рг = а/ф) •Р, (ф) + а2 (р) •Р, (р) (1)

Если аг(ф) =0, то Р7 = Р7 (р), пороговое значение индикатора экономической безопасности устанавливается директивно.

Если аг(ф) =1, то Рг = Рг (ф), пороговое значение индикатора экономической безопасности является расчетной величиной.

Веса согласованности а1, а2 определяются в результате проведения процедуры перекрестного оценивания экспертами макро- и ме-зоуровней значений каждого индикатора экономической безопасности.

Таблица 1 - Фрагмент проекта системы согласованных индикаторов экономической безопасноси макро- и мезоуровня_

Индикаторы макроуровня (Российская Федерация) Индикатор мезоуровня (субъект Российской Федерации)

№ п/п Задача Наименование Ед. Периодичность Наименование Ед. Периодичность

показателя изм. наблюдения показателя изм. наблюдения

1 1. 1 Степень износа основных фондов % годовая 1.1.1 Степень износа основных фондов % годовая

1.2.1 Доля инве-

стиций в ма-

1.2 Доля инвестиций в машины, шины, оборудование в общем

оборудование в общем объеме ин- % годовая объеме инвестиций в основной % годовая

Обеспечение институциональной и вестиций в основной капитал капитал

структурной пере-

стройки национальной экономики на современной технологической ос-

1.3 Доля «зеленых» инвестиций 1.3.1 Доля «зеленых» инвестиций

в общем объеме % годовая в общем объеме % годовая

нове, ее диверсификации и развития на основе ис- инвестиций в основной капитал инвестиций в основной капитал

1.4 Углеродный 1.4.1 Углерод- куб. м

пользования низкоуглеродных технологий след национальной экономики (суммарно: вы- ный след экономики субъекта РФ годовая

бросы парнико- 1.4.2 Количество

вых газов, произведенных в про- куб. м углеродных еди-ниц4 по проек-

цессах промыш- годовая там, принятым к

ленного и сельскохозяйствен- реализации в сфере материаль- куб. м квартальная

ного производства, гниения) ного производства

1.5 Ввод в дей-

ствие основных

фондов

Процедура перекрестного оценивания предусматривает реализацию следующих этапов:

1. Формирование рабочего перечня индикаторов экономической безопасности на мезо-уровне в соответствии с действующей Стратегией национальной безопасности РФ на базе представленного выше базового перечня. Этот этап осуществляется специалистами научно-исследовательских учреждений, уполномоченных для решения этой задачи Министерством экономического развития РФ в лице руководства Департамента стратегического планирования и инноваций, задачей которого, в числе прочих, является разработка методологии стратегического

планирования для всех уровней власти. Формирование пула экспертов макроуровня: представители федеральных органов исполнительной власти (представители профильных министерств, ведомств, агентств, Агентства стратегических инициатив, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, научных учреждений, собственники, руководители и специалисты ведущих предприятий и организаций (в соответствии с отраслевой принадлежностью).

2. Формирование пула экспертов мезо-уровня: руководители и представители органов исполнительной власти субъектов Федерации (представители профильных министерств,

4 Углеродная единица - верифицированный итог реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа

комитетов, департаментов, научных учреждений, руководителей и специалистов предприятий, предприниматели).

Ответственность органов исполнительной власти для организации работы экспертов целесообразно распределить следующим образом: на федеральном уровне - Министерство экономического развития РФ, Департамент регионального развития, область ответственности которого определяется выработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования в области социально-экономического развития регионов. На мезоуровне ответственность за организацию работы экспертов следует возложить на комитеты по экономическому развитию и стратегическому планированию субъектов РФ. Для сбора и обработки результатов возможно применять форсайт-технологии, плодотворно используемые для согласования интересов в процессах прогнозирования перспектив развития социально-экономических процессов и явлений.

3. Научное обоснование пороговых значений индикаторов экономической безопасности мезоуровня, осуществляемое специалистами научно-исследовательских учреждений, уполномоченными субъектами исполнительной власти федерального и регионального уровне (Т7 ф)и Т7,(р) соответственно), результатом чего является формирование двух массивов пороговых значений по заданному перечню индикаторов экономической безопасности. Результатом этого этапа являются два массива пороговых значений:

Т(ф)= (Т1(ф), Г2(ф),..., Г„(ф)); (2)

Т(р)= (Т1(р), Т2(р),., Т„(р)), (3)

где п - количество индикаторов экономической безопасности.

4. Перекрестное оценивание пороговых значений на предмет соответствия интересам субъекта РФ:

- эксперты макроуровня оценивают пороговые значения, предложенные уполномоченными институтам мезоуровня ^р);

- эксперты мезоуровня оценивают пороговые значения, предложенные уполномоченными институтами макроуровня 7®.

Оценивание производится на шкале [0:1], где нижняя граница соответствует ситуации полного несоответствия интересам, верхняя граница означает полное совпадение интересов экспертов макро- и мезоуровней. Шкала оценивания имеет вид, представленный таблицей 2.

Результатом этого этапа являются:

- матрица А(эф)= (а /эф))п*к, где аг /эф) -оценка соответствия /-м экспертом мезоуровня 7-го порогового значения, установленного на федеральном уровне, к - количество экспертов на мезоуровне;

- матрица А(эр)= (аг /эр))„™, где аг /эр) -оценка соответствия /-м экспертом мезоуровня 7-го порогового значения, установленного на федеральном уровне, т - количество экспертов на мезоуровне.

Таблица 2 - Шкала оценивания весов соответствия пороговых значений экономической безопасности Т(ф\ Т,^_

Качественная оценка соответствия интересам субъекта Федерации/Российской Федерации в области экономики Количественная оценка соответствия а/эЭ

Полностью не соответствует 0,0 - 0,1

Практически полностью не соответствует 0,11 - 0,30

Существенное несоответствие 0,31 - 0,45

Нет определенного мнения 0,46-0,55

Существенное соответствие 0,56 - 0,69

Практически полностью соответствует 0,70 - 0,99

Полностью соответствует 1

5. Проверка согласованности мнений экспертов по 7-му индикаторы экономической безопасности. Мерой согласованности оценок экспертов, успешно используемой на практике [https://medstatistic.ru/articles/Chegodaev_ekspert nye_ocenki.pdf], является коэффициент вариации:

У= и/ аг /%., (5)

где У - коэффициент вариации, 0< У<1;

и- среднее квадратическое отклонение; а/ (э)ср - среднее значение весов соответствия порогового значения 7-го индикатора экономической безопасности, установленных / экспертами. Если У<0,3, то согласованность неудовлетворительна, следует переформировать состав экспертов соответствующего уровня и повторить процедуру оценивания. Если У>0,3 согласованность считается удовлетворительной.

6. Определение экспертного веса соответствия порогового значения 7-го индикатора экономического безопасности аг-. (э) Поскольку среднее значение при небольших объемов выборки подвержено влиянию выбросов (значительных отклонений от типичных значений оценок), то в качестве веса соответствия следует принимать медиану последовательности оценок, данных экспертами как величину, более устойчивую к аномальным отклонениям:

аг (э)= Ме (ау(э)) (6)

При определении веса соответствия необходимо учитывать выбросы - значения а7 (э), которые отклоняются от медианного значения на величину, большую, чем 2 и Если значения а7(э) таковы, что:

Ме (а/э)) - 2и< Ме (аг/э)) < Ме (аг/э)) - 2 и (7)

то, в соответствии с правилом двух сигм, они считаются нетипичными, маловероятными и исключаются из дальнейших расчетов.

7. Определение расчетного значения (нормирование) а/Ч Пусть а, (э' ф - вес соответствия порогового значения индикатора экономического безопасности, установленного экспертами федерального (макро) уровня; а, (э, р) - вес соответствия порогового значения индикатора экономического безопасности, установленного экспертами регионального (мезо) уровня:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А/ф)= Ме а, (э- ф)/ (Ме а, (э- ф) + Ме а, (э- р)); (8) Аг(р)= Ме а, (э р)/ (Ме а, (э ф) + Ме а, (э р)); (9) А/ф)+Ааг(р) =1. (10)

8. Определение согласованного порогового значения 7-го индикатора экономической безопасности Т (с):

Т, (с)= А/ф) ) •Т,(ф) + А, (р) ) •Т,, (Р). (11) Предложенная процедура позволяет повысить обоснованность установления пороговых значений индикаторов экономической безопасности за счет их коллективного

определения и, на этой основе, - согласования интересов стейкхолдеров. Полученные в результате экспертизы соответствия пороговых значений интересам субъектов экономической безопасности различных уровней оценки соответствия характеризуют риск рассогласованности экономических интересов:

Я= 1 - (Аг/ф) + А„ (р))/2; (12)

0< Я<1,

где Яг - риск рассогласованности экономических интересов между субъектами экономической безопасности на мезо- и макроуровне для I-го субъекта РФ.

Вычисление Яг позволяет построить карту рассогласованности по всем субъектам РФ, произвести классификацию регионов по уровням риска, определить приоритеты проведения и провести углубленный анализ причин рассогласованности. Более интересным представляется построение карты «Риск рассогласованности интересов - Индекс роста ВРП на душу населения» (рис. 1).

Риск рассогласованности интересов 1,00-0,90 К кН К ■ Ж ж ж ж

0,89-0,80 К К Ж ж ж ж

0,79-0,70 К К Ж ж ж ж

0,69-0,60 К К Ж ж ж ж

0,59-0,50 К К Ж ж ж ж

0,49-0,40 ж З з з з

0,39-0,30 ж З з з з

0,29-0,20 ж З з з з

0,19-0,10 ж З з з з

0,09-0,01 ж З з з з

0,960,97 0,970,99 1,00 1,011,02 1,031,04 1,051,06

Индекс роста ВРП на душу населения

Рисунок 1 - Карта «Риск рассогласованности интересов - Индекс роста ВРП»

Заключение

Использование карты, представленной на рисунке 1, позволит произвести классификацию регионов по зонам экономической безопасности:

- «зеленая» зона: регионы, в которых достигается положительная динамика ВРП (индекс ВРП больше 1) при низком уровне риска рассогласованности интересов в области экономической безопасности (Яг не превышает 0,49);

- «желтая» зона: стагнирующие регионы (индекс роста ВРП равен 1) при низком риске рассогласованности интересов в области экономической безопасности и регионы с положительной динамикой ВРП и высоком уровне риска рассогласованности интересов (Яг превышает 0,50);

- «красная» зона: регионы с отрицательной динамикой ВРП (индекс ВРП меньше 1) и низком уровне риска рассогласованности

интересов в области экономической безопасности (Rl не превышает 0,49);

- «фиолетовая» зона: регионы с отрицательной динамикой ВРП (индекс ВРП меньше 1) и высоком уровне риска рассогласованности интересов в области экономической безопасности (Ri превышает 0,50).

Согласованные пороговые значения индикаторов экономической безопасности T (с) могут быть использованы при проведении мониторинга исполнения задач действующей Стратегии национальной безопасности РФ.

Литература

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40132579 2/ (дата обращения 08.11.2021).

2. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С.Н. Сильве-строва. — Москва: РУСАЙНС, 2018. — 350 с. URL:

http://www.fa.ru/org/science/epipeb/Documents/Силь-вестров_Экономическая%20безопасность%20Рос-сии_макет_fin.pdf (дата обращения13.11.2021).

3. Федеральный Закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

4. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

5. Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р «О стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г.».

6. Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р «О стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г.». URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72038606 / (дата обращения 08.11.2021).

7. Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 апреля 2021 г. № 216 «Об утверждении Порядка разработки федерального плана статистических работ»

8. Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 октября 2021 г. № 33918-ПК/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»

9. Доступность кредита и долговая нагрузка в российской экономике и ее отдельных отраслях. URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 82452/3fb16d09329a5f35(дата обращения 08.11.2021).

УДК 65.011.56

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАПУСКА СЕРВЕРА 1С C ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТЕЙНЕРНОЙ ВИРТУАЛИЗАЦИИ

Д.В. Корниенко1, М.О. Мельников2, И.С. Иванников3

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия, 399770, Липецкая область, Елец, ул. Коммунаров, д. 28

В статье проанализирована актуальность использования платформы 1С для автоматизации экономической деятельности предприятий. Рассмотрены преимущества использования клиент-серверного варианта работы системы 1С. Дан обзор технологии контейнерной виртуализации, приведены основные понятия. Проанализированы преимущества использования контейнеров при развертывании приложений. Рассмотрен инструмент контейнеризации Docker. Приведён процесс создания и запуска docker-контейнера, содержащего сервер 1С. Проанализированы полученные результаты, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: 1С, docker, контейнеризация, виртуализация.

AUTOMATION OF STARTING THE SERVER 1С WITH THE USE OF CONTAINER

VIRTUALIZATION TOOLS

D.V. Kornienko, M.O. Melnikov, I.S. Ivannikov

Bunin Yelets State University, Russia, 399770, Lipetsk region, Yelets, st. Kommunarov, 28

The article analyzes the relevance of using the 1С platform to automate the economic activities of enterprises. The advantages of using the client-server version of the 1С system are considered. An overview of the technology of container virtualization is given, the basic concepts are given. The advantages of using containers when deploying applications are analyzed. The Docker containerization tool is considered. The process of creating and launching a docker container containing a 1С server is presented. The results obtained are analyzed and the corresponding conclusions are drawn.

Keywords: 1С, docker, containerization, virtualization.

1 Корниенко Дмитрий Васильевич - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий, тел.: +7 (960) 152-00-20, e-mail: dmkornienko@mail.ru;

2Мельников Максим Олегович - студент института математики, естествознания и техники, тел.: +7(915)854-22-93, e-mail: melnikov.maxx@yandex.ru;

3Иванников Илья Сергеевич - аспирант кафедры математического моделирования и компьютерных технологий, тел.: +7 (915) 555-39-15, e-mail: ivannikov.work@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.