венной образовательной практике человек находится не вне изучаемой им социокультурной сферы, и тем более - не над нею, а погружен в ее структуры и заинтересован в непрерывности повседневной жизни. Являясь культурно-цивилизационным механизмом, образование представляет собой не отдельные структуры сами по себе, а способы их функционирования и выступает социально-духовным феноменом, формирующим способы понимания, действия, смыслы, ценности, в целом способы бытия, образующие внутренний микрокосм индивида. Поскольку социальная реальность динамична и переменна, постольку предназначение института образования состоит в опережении формирования и становления культурных образцов (а не в определении себя только как механизма их воспроизводства).
Подводя итог, можно констатировать, что образовательная компонента человеческого бытия выступает потенциальным и реальным ресурсом развития, созидающим «человекомерное» общество, одной из эволюционных универсалий, обеспечивающей переход от естественного состояния человека к Homo sapiens, к человеку образованному.
Литература
1. Ортега-и-Гасет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 436.
2. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. - М.: . Гнозис, 1994. - С. 17.
3. Долженко О.В. Очерки по философии образования: учеб. пособие. - М.: Промо-Медиа, 1995. - С. 114.
4. Лассуэлл Г.Д. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социс. - 1994. - №1. - С.135-143.
5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - С.
52.
6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - С.
67.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - С. 360.
8. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - С. 231.
9. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - С. 31-32.
10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики: следствия для образования // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003. -С. 355.
11. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - С. 17.
Literature
1. Ortega-i-Gasset H. Aesthetics. Philosophy of culture. - М.: Iskusstvo, 1991. - P. 436.
2. Sheler M. Forms of knowledge and education // Selected works. - М.: «Gnozis», 1994. - P. 17.
3. Dolgenko O.V. Sketches on philosophy of education: school-book. - М.: Promo-Media, 1995. - P. 114.
4. Lassuell G.D. Principle of threefold influence: a key to the analysis of social processes // Socis. - 1994. - №1. - P. 135-143.
5. Gegel G.V.F. Phenomenology of spirit. - М.: Nauka, 2000. -
P. 52.
6. Gegel G.V.F. Phenomenology of spirit. - М.: Nauka, 2000. -
P. 67.
7. Yaspers K. Sense and purpose of history. - М.: Politizdat, 1991. - P. 360.
8. Haidegger M. Time and life: articles and performances. - М.: Respublika, 1993. - P. 231.
9. Sheler M. Forms of knowledge and education // Selected works. - М.: «Gnozis», 1994. - P. 31-32.
10. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Transdisciplinarity of synergy: consequences for formation // Synergetic paradigm. The person and a society in conditions of instability. М., 2003. - P. 355.
11. Sheler M. Forms of knowledge and education // Selected works. - М.: «Gnozis», 1994. P. 17.
Сведения об авторах
Балханов Валерий Александрович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Бурятия.
Иванкина Любовь Ивановна - доктор философских наук, профессор кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета, e-mail - [email protected]
Data on authors
Balkhanov Valery Aleksadrovich - Doctor of philosophy, professor of the Department for philosophy of the Buryat State University, Honoured Scientist of the Russian Federation and the Republic of Buryatia.
Ivankina Lyubov Ivanovna - Doctor of philosophy, professor of the Department for social studies, psychology and law of the Tomsk Polytechnic University, e-mail - [email protected].
УДК 101.1:316 ББК Ю6
М.Л. Доржиева
ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена изучению социально-философских подходов к определению сущности понятия «духовные ценности» и выявлению их специфики формирования и функционирования в сфере индивидуального и социального бытия личности, тем самым подчеркивая значимость и важность духовных ценностей.
Ключевые слова: социум, личность, духовные ценности, культура, функции духовных ценностей, классификация духовных ценностей.
M.L. Dorzhieva
THE WAY OF UNDERSTANDING OF SPIRITUAL VALUES' NATURE IN SOCIAL LIFE AND INDIVIDUAL HUMAN BEING
This article is about social and philosophical understanding of spiritual values' nature in social life and individual human being.
Key words: society, personality, spiritual values, culture, functions of spiritual values, classification of spiritual values.
Понимание сути духовных ценностей является актуальной проблемой в современном быстро усложняющемся, меняющемся социальном мире. Экономические, политические, культурные изменения в социуме требуют более углубленного и четкого осознания значимости и важности правильного формирования духовных ценностей, так как именно духовные ценности являются главными ориентирами в жизни человека. Эта сфера человеческого бытия многогранна, основывающая свое формирование и функционирование в системе интеллектуальной деятельности и опирается на принципы смыслообразо-вания, целеполагания, значимости. Духовные потребности людей выражены в стремлении достижения удовлетворения в духовно-душевном комфорте, то есть познании и осмыслении сущности человеческой жизни, развитии интеллектуальномировоззренческих, морально-нравственных и эстетико-художественных качеств сознания, тем самым совершенствуя и развивая внутренний, духовный мир, обогащая сознание и душу человека знаниями, чувствами, идеалами. «Из практики человечества известно также, что духовные ценности обладают не материальной, утилитарной полезностью, полезностью духовной, т.е. выразительностью. Они способны при восприятии и их понимании передавать людям или формировать у них социальные чувства (например, нравственные или эстетические) или знания (мировоззренческие или научные)» [11, 149].
Общественные и индивидуальные бытийные пространственные сферы взаимодействуют именно в формировании духовно-ценностного мира как отдельного индивида, так и социума в целом. Так, материальные ценности большей частью удовлетворяют потребности тела (биологические, физиологические), а духовные - интеллектуальные.
Духовные ценности обладают рядом особенностей, связанных со сферой их функционирования и спецификой духовного производства, отличающих их от продуктов материального производства. Г.Г. Богович, исследуя проблему духовных ценностей, выделяет следующие особенности:
- духовные ценности являются результатом индивидуально-общественного труда, то есть в производстве духовных ценностей дает знать о себе не только опыт непосредственного творца, но и опыт предшествующих поколений. Поэтому можно утверждать, что духовные ценности - произведения как индивидуально-личностного, так и общественного труда;
- духовные ценности общезначимы и распредме-чивают свой смысл разным поколениям, не утрачивая при этом уникальности; другими словами говоря, в процессе потребления не происходит процесс морального старения духовных ценностей, данный процесс не является пассивным актом, напротив, усваивая духовные ценности, человек духовно обогащается, совершенствует свой духовный мир;
- создание и производство духовных ценностей является весьма длительным по времени процессом. А вот усвоение или воспроизводство (тиражирование) во времени происходит гораздо быстрее, и значимость результатов воспроизводства гораздо ниже значимости оригинала;
- духовные ценности могут иметь не только вещественно-предметную форму воплощения, но и быть не отделимыми от самого акта их производства (сценический образ - результат игры актера, непосредственно-чувственное переживание ценности)» [3, 22-23].
Обозначенные особенности ценностей духовной сферы связаны с определением их в качестве продуктов производства в процессе социокультурного развития общества, тем самым позволяют выделить духовные ценности в особую группу, содержащую направленность на формирование духовного мира личности. Реализация духовной составляющей жизни индивида и общества происходит в умении и способности людей к самосовершенствованию и саморазвитию своих духовно-значимых целей и ценностей.
Духовные ценности функционируют преимущественно в качестве компонентов целенаправленно осуществляемого духовного производства, субъектами которого являются отдельные профессиональные группы людей. Степень участия этих групп различна в производстве форм общественного сознания, например, морали, искусства, права, политики и др. Некоторые духовные ценности формируются стихийно или в других сферах производства, но они также являются предметом внимания профессиональных групп людей. Процесс функционирования духовных ценностей в общественной жизни подчиняется закономерностям духовного производства.
Таким образом, рассматривая духовные ценности с точки зрения функционирования их в социальной реальности, можно заключить, что процесс бытия духовно-ценностной сферы жизни общества является основополагающим и базисным для существования человеческого сообщества. Следовательно, по нашему мнению, духовные ценности - это значимые для субъекта качества и свойства объектов духовной сферы общественной жизни, воплощенные в идеальных образах и содержании духовной культуры в виде предметов и явлений, а также принципы и императивы сознательно-поведенческой деятельности, выраженные в качестве выбора индивидов.
Более подробный анализ процесса функционирования ценностей в духовной жизни общества требует определенной классификации духовных ценностей. В научной литературе, посвященной данной проблеме, представлены различные подходы к их классификации. Например, Р. М. Нугаев подразделяет ценности по объектам направленности ценностного отношения. Он пишет: «...разные типы ценностей соответствуют разным видам объектов. Если объект (О) - я (сам), мы имеем личные ценности. Если О -
люди или взаимоотношения между людьми, мы имеем моральные (этические) ценности. Если О - учреждения, то институциональные ценности. Если О -общество, то ценности общественные. Если О - произведения искусства, то у нас имеются эстетические ценности. И, наконец, если О - персональные верования или научные теории, то мы имеем когнитивные (познавательные) ценности. Если О - только научные теории, мы имеем ценности эпистемологические» [9, 27]. Объектный подход к классификации ценностей позволяет четко выявить границы аксиологического исследования и определить механизмы функционирования ценностей в обществе. Однако данная классификация упрощает сущность понимания ценности как особого, цельного феномена личностно-общественной жизни и сводит лишь к субъ-ект-объектным отношениям.
Специфика духовных ценностей заключается в самом способе их производства и потребления, которые влияют на формирование личностного мира индивида и общественного устройства. В основе ценностей духовной жизни лежит стремление человека упорядочить свою жизнь и отношения с окружающим его миром, понять смысл своего существования, найти и определить место человека в этом сложноструктурированном универсуме.
Большинство авторов выделяет в качестве общего основания классификации духовных ценностей такие понятия, как «истина», «добро», «красота» и т. д. В основе их выделения находятся три основных типа духовной деятельности: теоретическая, нравственная и эстетическая. Наиболее распространенной точкой зрения на классификацию духовных ценностей все же является ценностный подход, в основе которого положена структура общественного субъекта. В рамках такой классификации выделяют ценности общечеловеческие, ценности эпох, ценности поколений, возрастов, ценности наций и классов, профессиональных групп, семьи и ценности личности. Данная классификация позволяет рассмотреть духовные ценности на разных уровнях, выявить влияние одних ценностных ориентаций на другие, составить определенную картину духовного состояния изучаемого субъекта, понять тенденции изменений ценностей.
Каждая эпоха, поколение, нация, народ имеют свои системы ценностей, определяющие и влияющие на их культуру, мировоззрение, образ жизни. «Особенность ценностей - высокая устойчивость, не позволяющая изменить их произвольно, мгновенно, по желанию тех, кто хотел бы это сделать» [6, 69]. И именно это свойство является одним из факторов устойчивости и стабильности культуры и мировоззрения определенного сообщества. Духовная сфера включает в себя все богатство проявлений человеческого сознания, выраженного в разных формах творчества и искусства, науки и религии, философии и образования. Следовательно, духовные ценности, как считает Г.Г. Богович, «можно классифицировать и в соответствии с выделением видов духовной жизнедеятельности: идеологического, научного, художественно-эстетического, образовательно-воспитатель-
ного и других процессов. Духовные ценности можно обозначить через виды духовной жизни:
- идеологические ценности;
- ценности научной жизни;
- ценности образования и воспитания;
- художественно-эстетические;
- ценности информационной сферы;
- ценности нравственной жизни;
- ценности духовно-религиозной жизни и т.д.
Духовные ценности различаются также по степени отражаемой реальности (ложные или истинные ценности) и по направленности относительно хода исторического развития общества (прогрессивные или регрессивные ценности)» [3, 24-25]. Данные точки зрения на классификацию духовных ценностей по разным основаниям свидетельствуют о сложности данной проблематики, а также о возможности комплексного и всестороннего ее изучения. Все эти точки зрения и взгляды на классификацию духовных ценностей интересны и научно обоснованы, поэтому имеют большое значение для дальнейших разработок в области духовной жизни общества.
Из вышеобозначенных подходов к классификации можно выделить основные функции духовных ценностей в социуме:
- интегративные (объединяют людей, способствуют их сплочению и единению для гармоничного функционирования сообщества);
- этико-регулятивные (обязательство каждого члена сообщества выполнять предписанные и общезначимые для всех членов нормы и правила совместного существования);
- мировоззренческие (формирование определенных взглядов, идей, понятий о различных социальных и природных явлениях);
- образовательно-воспитательные (способствуют передаче знаний, умений от поколения к поколению);
- интеллектуально-познавательные (стимулируют людей к изучению и постижению окружающего мира, законов природы и общества);
- художественно-эстетические (культивируют чувство прекрасного, гармоничного, возвышенного и т.д.).
Функциональная сфера духовных ценностей обширна, глубока и сложна, и поэтому очень трудно менять или корректировать систему ценностных воззрений людей, формировавшихся долгое время. Это, конечно, связано, в первую очередь, не с ригидностью человеческого сознания, а с тем, что культура и духовные ценности формируют индивидуально -личностную природу, то есть систему мировоззренческих представлений, в соответствии с которой человек живет, развивается, осуществляет свою деятельность, воспитывает следующее поколение. Таким образом, духовные ценности - это показатель развития человеческого сознания и образа жизни.
Духовные ценности в обществе играют роль стабилизатора, укрепляя структуру социальных отношений и связей. По мнению Т. Парсонса, ценности составляют фундамент социальной жизни, вследствие чего последняя сохраняет устойчивость, несмотря на конфликты, если имеется ценностное согласие,
некий набор ценностей, разделяемый всеми. Консенсус в отношении ценностей является фундаментальным интегративным фактором в обществе.
Духовные ценности общества образуют особую сферу интеллектуально-творческой деятельности, которая формирует человеческое бытие как высшую форму организации жизни на земле. Осознанные и принятые людьми основные принципы взаимоотношений в социуме являются важнейшими в системе ценностей. Формирование аксиосферы - это процесс длительный, в течение которого проходят проверку все основные положения и нормы общественной жизни.
Однако, несмотря на высокую степень стабильности духовных ценностей, они с течением времени под влиянием различных социальных и культурных явлений подвержены изменениям. Этот исторический процесс обусловлен, прежде всего, сменой общественного устройства, усложнением и интенсификацией информационных обменов, ростом научнотехнических достижений и других факторов. Все эти явления, конечно, не проходят без последствий и влияния на другие сферы человеческой жизнедеятельности. «В целом проблема ценностных изменений - это часть проблемы социокультурных трансформаций, поскольку ценности не «парят» над обществом, а вплетены в его социальную и культурную ткань и, более того, могут рассматриваться как сис-темообразующие»[6, 70].
Э. Дюркгейм исследуя вопрос об источнике ценностей, пришел к выводу, что в процессе практической деятельности идеалы и представления человека становятся основой для формирования ценностей. Далее он утверждает, что идеалы подвержены изменениям в соответствии с трансформацией социальнополитических условий, что приводит к появлению новых систем ценностей [4, 294-297].
По мнению культуролога В.М. Зубец, существуют два типа ценностных изменений: эволюционные и революционные. Эволюционные изменения ценностей происходят постепенно в ходе исторических преобразований общественных структур и всего общества в целом. Этот процесс достаточно длительный и поэтапный, поэтому народы в большинстве своем успевали осваивать новые представления. «По крайней мере, развитие западного региона оценивается в литературе как органически-
инновационное, в отличие от неорганически-мобилизационного развития России, Турции, Мексики, комбинированного типа развития Юго-
Восточной Азии, постколониального и архаического развития стран третьего мира»[6, 70].
Второй тип изменения ценностей связан с революционными преобразованиями в обществе, когда «реформаторы и революционеры ставили цели коренного изменения культуры народа и его ценностей. Они мечтали о сломе коллективистских ценностей и возникновения автономного индивида как на Западе, об усилении потребительской мотивации, о склонности к более динамичным изменениям, об устремленности к прогрессу» [6, 71]. Революционный путь достижения поставленных целей связан с множеством трудностей и огромными потерями во
всех областях социокультурной сферы. Задача всех радикальных преобразований, выдвигаемая как революционерами, так и радикальными реформаторами - рекультуризация, под которой понимают коренную ломку ценностей и прежней традиционной культуры. Такие процессы и явления происходили как в России, так и в Китае в прошлом столетии. Как мы сейчас видим, традиции духовных ценностей, культивировавшиеся веками в общем, концептуальном плане, сохранились и сегодня. По мнению профессора И.И.Осинского, традиционные ценности играют важную роль в сохранении национальной самобытности и духовной культуры народа, что обусловлено огромным влиянием на самосознание людей и их идентификацию с конкретным социумом. Однако он замечает, «. что традиционные ценности не остаются неизменными. Каждое поколение осуществляет выбор тех или иных традиций, принимая одни, отвергая другие. Очевидно, было бы в такой же степени неразумным пренебрегать ценностями прошлого, как и пытаться всех их сохранить в неизменном виде в новых исторических обстоятельствах, иначе говоря, ограничиться функцией простого приема и передачи. Общественная практика показывает, что к замене, дополнению, омоложению привычных установлений важно подходить осторожно, взвешенно, осмотрительно, памятуя, что традиция -это та всеобщая духовная основа, без которой не может существовать, выжить ни нация, ни культура, ни цивилизация»[10, 80].
Оба рассмотренных типа изменений ценностей адекватно историческим фактам описывают способы и этапы трансформации ценностной сферы жизнедеятельности человеческого сообщества. Следовательно, мы можем использовать этот взгляд в исследовании поставленной проблемы в данной работе. Изучая трансформации ценностей как при эволюционном, так и при революционном типе, В. М. Зубец пришел к выводу, что традиционные ценности, видоизменяясь, сохраняют свою основу. Устойчивость и жизнеспособность традиционных духовных ценностей можно объяснить: во-первых, длительностью культивирования и взращивания их в сознании миллионов людей из поколения в поколение, вследствие чего они стали важными элементами в образе жизни и в стиле мышления; во-вторых, эти ценности основаны на разумном подходе к организации законов и принципов, которые легли в основу человеческих отношений друг к другу, к природе, к жизни, к обществу в целом и т. д.; в-третьих, духовные ценности, прошедшие проверку временем и опытом предыдущих поколений, вызывают больше доверия, чем новые неизвестные. Система ценностей меняется в соответствии с развитием общественных отношений, влиянием других культур, вследствие интеграции народов и т. д., то есть в связи с появлением объективных факторов усложнения социальной реальности. Тенденции и скорость изменения системы ценностей зависят от степени устойчивости традиционной культуры и интенсивности культурных, политических и экономических взаимоотношений с разными странами. Мы считаем, что эти факторы являются
главными в процессе трансформации духовных ценностей в сфере морально-этических представлений.
Итак, мы можем заключить, что сущность духовных ценностей заключается в определении наиболее значимых и важных свойств явлений духовной и общественной жизни индивида в направлении как личного самосовершенствования, так и создания оптимальных моделей совместного существования на основе принципов морально-этических понятий для эффективного функционирования социума. Таким образом, духовные ценности в сфере моральноэтических понятий представляют собой определенные нормы, принципы, идеалы, выполняющие функции гармонизации и оптимизации общественных отношений в социальной реальности.
Литература
1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253 с.
2. Бакиров В.С. Духовные ценности как объект социологического анализа // Философская мысль. - 1987. - №4.
3. Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: дис.канд. филос. наук.- М., 2000.
4. Дюркгейм Э. Социология. - М.: Канон, 1995.
5. Золотухина - Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. - 1993. - №4.
6. Зубец В.М. Два типа ценностных изменений // Философские науки. - 2000. - №4
7. Каган М.С. О философском понимании ценности // Вестник Ленингр. ун-та. - 1987. - №3.
8. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991.
9. Нугаев Р.М. Смена развитых научных теорий: ценностные измерения // Вопросы философии. - 2000. - №11.
10. Осинский И.И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // Социологические исследования. -2001. - №3.
11. Юлдашев Л.Г. Теория ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. - 2001. - №12
Literature
1. Anisimov S.F. Duhovnie zennosti: proisvodstvo I potreblenie. M.: Mysl, 1988. - 253 p.
2. Bakirov B.S. Duhovnie zennosti kak obyekt soci-ologicheskogo analisa // Filosofskaya mysl. - 1987. - №4.
3. Bogovich G.G. Protivorechiya formirovaniya duhovnyh zen-nosty ofizera sovremennoi rossiyskoy armii I ih rasreshenie.: Diss...kand. filosof. nauk. Spezialnost: 09.00.11. - M., 2000.
4. Durkgeim E. Soziologia. - M.: Kanon, 1995.
5. Zolotuhin - Abolina E. V. O spezifiki vysshih duhovnih zen-nosty // Filosofskie nauki. - 1993. - № 4.
6. Zubez V.M. Dva tipa zennostnyh ismeneniy // Filosofskie nauki - 2000. - № 4.
7. Kagan M.S. O filosofskom ponimanii zennosty // Vestnik Len-ingradskogo universiteta. - 1987. - №3.
8. Lebedev A. B. Duhovnoe proizvodstvo: sushnost I funkzioni-rovanie. Kazan: Izd-vo Kaz. un-ta, 1991.
9. Nugaev R. M. Smena razvinyh nauchnyh teoryi: zennostnye izmereniya // Voprosy filosofii. - 2000. - №11.
10. Osinsky I.I. Tradicionnye zennosty v duhovnoy kulture buryatskoy nacionalnoy intelligencii // Sociologocheskie issledovaniya. - 2001. - №3
11. Uldashev L.G. Teoriya zennosty v soziologii: vchera I se-godnya // Sociologocheskie issledovaniya. - 2001. - №12.
Сведения об авторах
Доржиева Мария Лхамажаповна - кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин заочно-вечернего факультета Иркутского государственного технического университета, e-mail: [email protected] Data on authors
Dorzhieva Mariya Lhamazhapovna - a candidate of philosophical sciences, an associate professor of the Chair of Disciplines of General Education in Irkutsk State Technical University, e-mail: [email protected]
УДК 26:101 ББК 86.35к 87.216
А.В. Чебунин
УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА
В этой статье автор описывает учение о сущности и природе человека в философии китайского буддизма, его фундаментальные значения и место в его теоретической системе. Кроме того, автор показывает роль учения о сущности и природе человека как основы китайского буддизма практики психологического культивирования.
Ключевые слова: Китайский буддизм, природа человека, сущность человека, практика психического совершенствования.
A.V. Chebunin
THE TEACHING OF BASIC AND NATURE OF A PERSON IN PHYLOSOPHI OF CHINESE BUDDISM
In this article, the author describes the teaching of basis and nature of a person in the philosophy of Chinese Buddhism, its fundamental meanings and place in its theoretical system. In addition, the author shows the role of the teaching of basis and nature of a person as the base of the Chinese Buddhist practice of psychological cultivating.
Key words: Chinese Buddhism, nature of a person, basis of a person, practice of psychological cultivating.
Буддизм проникал в Китай в форме Хинаяны и Махаяны, поэтому то понимание сущности и природы человека, которое проповедовал ранний буддизм, также принималось китайцами, но только как одно из направлений буддизма, а если быть точнее, то Колесницы шраваков. Так случилось, что идеи Хинаяны и Махаяны пришли в Китай почти одновременно,
поэтому китайцам было из чего выбирать и с чем сравнивать различные концепции буддизма. При этом оба направления в Китае воспринимались равнозначно как учение самого Будды.
В Индии ситуация была несколько иной. Оформление новых идей буддийского учения в ма-хаянских школах происходило через 4-5 веков после