Научная статья на тему 'Подход к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности при организации контроля формирования профессиональной компетентности'

Подход к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности при организации контроля формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ ВРЕМЕННОЙ НАГРУЗКИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунтурова Надежда Борисовна, Яковлева Наталья Александровна

В предлагаемой статье изложены различные подходы к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности. Рассмотрено использование математических методов оценки для объективного измерения профессиональной компетентности обучающихся за определенный период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунтурова Надежда Борисовна, Яковлева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности при организации контроля формирования профессиональной компетентности»

3. Бялт, В. С. Воспитательная работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 139-144.

4. Карпов, В. В., Зайцев, Н. Н. Развитие управленческой компетентности командиров подразделений посредством педагогического сопровождения их деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С 16.-169.

5. Кузьмин, А. В. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в деле воспитания личного состава полиции // Полицейская деятельность. - 2014. - № 4. - С. 358-362.

6. Торопов, В. А. Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 17. - С. 335-337.

7. Федак, Е. И. Педагогическая методика обеспечения безопасности службы во внутренних войсках МВД России. - М.: Лаборатория «ОП», 2015. - 250 с.

8. Щеглов, А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. - 2014. - № 1. - С. 12-17.

УДК 371.1

Н.Б. Кунтурова*, Н.А. Яковлева**

Подход к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности при организации контроля

формирования профессиональной компетентности

В предлагаемой статье изложены различные подходы к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности. Рассмотрено использование математических методов оценки для объективного измерения профессиональной компетентности обучающихся за определенный период обучения.

Ключевые слова: уровень профессиональной компетенции, коэффициент профессиональной компетентности, коэффициент временной нагрузки, оценивание, экспертные оценки.

N.B. Kunturova*, N.A. Yakovleva**. The approach to the assessment of professional competence of professionals of power structures by type of activity in the organization of the control of formation of professional competence. This article describes the different approaches to the assessment of professional competence of professionals of power structures by type of activity. We consider the use of mathematical methods of assessment for an objective measurement of professional competence of students for a certain period of training.

Keywords: level of professional competence, professional competence factor, temporary load factor, evaluation, expert evaluation.

При реформировании системы образования Российской Федерации осуществляются поиск и внедрение подходов, позволяющих обеспечивать радикальное повышение профессионализма специалистов силовых структур. Эффективное решение задач, стоящих перед силовыми ведомствами, во многом определяется качеством подготовки офицерских кадров в вузах, а базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность.

Одним из путей повышения уровня профессиональной компетентности офицера является организация контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров. При этом качество обучения определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам (ФГОС ВО и квалификационные требования). Учебный процесс является управляемым и целенаправленным, если налажены система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, навыков и умений обучающихся, присутствует обратная связь.

При этом система контроля включает в себя совокупность организационных и методических приемов получения и анализа количественно-качественных показателей, характеризующих результативность учебного процесса.

* Кунтурова Надежда Борисовна, доктор педагогических наук, профессор 111 кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 197198, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13. Тел.8-(812) 347-96-31, e-mail: giz26@rambler.ru.

** Яковлева Наталья Александровна, кандидат психологических наук, начальник кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13, e-mail: kumirova@mail.ru.

* Kunturova, Nadezhda Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department 111 Military Space Academy named after AF Mozhaiskogo. 197198, St. Petersburg, Zhdanovskaya, str.,. 13. Ph.: 8 (812) 347-96-31. E-mail: giz26@rambler.ru.

** Yakovleva, Natalia Alexandrovna, PhD, Head of the Department of Mathematics and Informatics, University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8 (812) 744-13-13/ E-mail: kumirova@mail.ru. © Кунтурова Н.Б., Яковлева Н.А., 2016

Кунтурова Н.Б., Яковлева Н.А. Подход к оцениванию профессиональной компетентности...

Систематически проводимый контроль организует работу обучающегося, ориентирует его на требования образовательной организации, способствует выработке рационального режима самостоятельной работы, служит информационной основой для учебных и кадровых подразделений образовательной организации по управлению образовательным процессом и прогнозированию успешности подготовки специалистов (профессиональной компетентности).

Для оценки уровня сформированности профессиональных качеств (ПК) обучающихся система используемых для этого показателей была дополнена группой показателей, характеризующих готовность будущего специалиста к решению задач по определенному виду профессиональной деятельности, был разработан математический аппарат для оценивания уровня профессиональной компетентности выпускника. Каждая из дисциплин учебного плана (на основе ФГОС ВО и квалификационных требований) формирует определенную группу профессиональных компетенций будущего специалиста (рис. 1).

Рис. 1. Оценка уровня сформированности профессиональных качеств

Оценка сформированности профессиональной компетенции у обучающегося может быть определена на основе успешности его обучения по определенным дисциплинам, формирующим данную компетенцию (рис. 2). Блоки дисциплин, влияющие на выработку групп компетенций, формирующих профессиональную компетентность по определенному виду деятельности, были выделены из матрицы компетенций специалиста на основе экспертного анализа, что позволило оценить уровень профессиональной компетентности выпускника по видам деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

Виды профессиональной деятельности специалиста

1 f 1 ' 1 г 1 ' 1 г Т

Органи

зацион

но-

управл ■енческ ая

к,

где

А_

Проект но-

констр укторс

КЗ я

К,

Научн

о-

исслед овэтеп ьская

к,

Произв одстве

HMÜ-

технол оги чес кяя

Кл

эксплу атацио иная

к.

Обуча ющая и

воспит ательн пя

Ks

.....лп)

- профессиональные компетенции по данному виду деятельности

Рис. 2. Структура видов профессиональной деятельности

Объективное измерение профессиональной компетентности обучающихся требует использования математических методов оценки. Поскольку оценка качества профессиональной компетентности требует обработки большого объёма информации, возникает потребность в автоматизировании этого процесса. Этапы решения данной задачи предусматривают выставление оценок по каждой изучаемой дисциплине и виду практической деятельности и их преобразование в обобщенную оценку, результирующий показатель качества обучения - коэффициент профессиональной компетентности по видам деятельности, который является количественным дифференциальным показателем профессионального потенциала каждого выпускника.

Исходными данными для расчета коэффициента профессиональной компетентности являются экспертные оценки, полученные выпускником по теоретическим дисциплинам, дисциплинам специальной направленности и результатам стажировки.

Коэффициент профессиональной компетентности выпускника рассчитывается как отношение значения текущей эффективности обучения к максимальной возможной эффективности обучения за рассматриваемый период:

Ж

Е> — т

л --•, где

Ж

опт

Ж - текущая эффективность обучения за рассматриваемый период;

№опт - максимальная возможная эффективность за рассматриваемый период.

Другой важной составляющей эффективности обучения является коэффициент временной нагрузки на изучение дисциплины, равный отношению времени, потраченного на изучение дисциплины, к суммарному времени всех изученных дисциплин, выраженному в процентах при помощи формулы: ..

г =-=—100%

1 11

'

где /\1 - время в часах, отведенное на изучение дисциплины, п - количество дисциплин, изучаемых в рассматриваемый период.

В соответствии с предложенным подходом, коэффициент профессиональной компетентности выпускника может быть рассчитан по формуле:

1 ^ п т I

Л, -

1Г,

фак

5(Е 1 11 Г,4 1 1>,5)

-100%

где Жфак - текущая эффективность обучения за рассматриваемый период, №макс - максимальная возможная эффективность за рассматриваемый период. При геометрической интерпретации процесса обучения построение образовательной траектории для каждого обучающегося осуществляется с использованием результатов его обучения за определенный период (семестр, учебный год и т.д.).

Оценивание осуществляется дискретно и, следовательно, можно оценить состояние системы на каждом этапе и управлять процессом.

Пример образовательной траектории ьго обучающегося по четырем дисциплинам представлен на рис. 3.

Рис. 3. Образовательная траектория ¡-го обучающегося

Кунтурова Н.Б., Яковлева Н.А. Подход к оцениванию профессиональной компетентности...

Образовательная траектория каждого обучающегося, с указанием вычисленного для него коэффициента профессиональной компетентности может быть представлена в виде графика на рисунке 4, реализованном при помощи программы, написанной на языке Matlab 6,5.

Рис. 4. Образовательная траектория обучающегося с рассчитанным коэффициентом

профессиональной компетентности

Реализация данного метода позволяет рассчитать конечную точку образовательной траектории отдельного обучающегося.

Предложенный подход даёт возможность рассмотреть не только результаты образовательного процесса конкретного курсанта, но и результаты образовательного процесса группы курсантов. На основании предложенного подхода может быть реализован алгоритм получения рассеяния результатов образовательного процесса учебной группы курсантов за определённый период. Полученный результат выводится в виде изображения распределения результатов образовательного процесса группы курсантов (рис. 5).

Haie

n Ö u Ö n- А У m £> О

40

% - -

30 - / -

• -

20 н -

15 - -

10 н ■ -

s - -

0

Г1 f> in Ii TD V, IV. all

Рис. 5. Конечные точки траектории образовательного процесса группы курсантов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя полученные результаты, можно не только оценить успешность обучения, реализации функции руководства, но и правильность метода формирования учебной группы.

Профессиональный потенциал учебного коллектива определяется прежде всего личностным потенциалом индивидов, составляющих учебный коллектив. При этом потенциал коллектива не является простой совокупностью личностных потенциалов. В результате складывающихся межличностных отношений, взаимодействия членов учебной группы курсантов возникает определённый синергетический эффект на основе развития (или ослабления) действия таких характеристик коллектива, как сплочённость, ценностно-ориентационное единство, способность коллектива к самоорганизации и т.п.

Данный математический аппарат может быть применим к оцениванию успешности обучения группы курсантов за период обучения (учебный год, семестр).

Визуализацию данных характеристик целесообразно проводить в условных единицах, что обусловливается дифференцированной учебной нагрузкой на изучение отдельных дисциплин в зависимости от специальности и различной численностью обучающихся в группах. Регистрация данных результатов обеспечивает более плотную обратную связь, внешнюю обратную связь (контроль преподавателя) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). На основе экспертного анализа была проведена дифференциация результатов выпускников по характеру их последующей успешности профессиональной деятельности в войсках и стратификация выпускников по уровню профессиональной компетентности (высококомпетентные, среднекомпетентные, малокомпетентные).

Экспертные оценки, полученные выпускником по теоретическим дисциплинам, дисциплинам специальной направленности и результатам стажировки, используются как исходные данные для расчёта.

Весь диапазон изменения коэффициента профессиональной компетентности от 36 до 100 баллов разделен на три интервала, принадлежность вычисленного коэффициента профессиональной компетентности конкретного выпускника одному из них свидетельствует о степени освоения этим выпускником соответствующего уровня профессиональной компетентности.

Практическая реализация контроля формирования профессиональной компетентности специалистов силовых структур в образовательной организации в виде методики призвана обеспечить поиск максимального соответствия между требованиями к профессиональной компетентности по видам деятельности специалиста и его готовностью к данному виду деятельности.

Полученную информацию целесообразно использовать для коррекции подготовки специалиста силовых структур в течение всего учебного процесса, в соответствии с требованиями к его профессиональной компетентности. При этом обучающийся получает возможность оценить уровень сформированности его профессиональной компетентности, свою предрасположенность к решению специальных задач по видам деятельности и скорректировать усилия по освоению образовательной программы. Каждый обучающийся получает возможность, оценить и реализовать желаемое качество своих профессиональных навыков и умений с учётом предполагаемого вида профессиональной деятельности. Данная информация призвана скорректировать усилия в работе обучающегося, ориентирует его на требования образовательной организации, способствует выработке рационального режима самостоятельной работы.

Список литературы

1. Кунтурова, Н. Б. Особенности оценивания профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление.

- 2009. - Т. 5. - № 86. - С. 194-198.

2. Кунтурова, Н. Б., Панков, А. В., Селихина, Н. В. Мониторинг образовательных результатов как инструмент контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ. - 2014.

- № 9. - С. 64-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.