Научная статья на тему 'Оценка надёжности огневой подготовленности слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский»'

Оценка надёжности огневой подготовленности слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / слушатели / огневая подготовленность / надёжность / коэффициент вариации / шкала оценки / vocational training / listeners / fire preparedness / reliability / the coefficient of variation / rating scale

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Литвин Дмитрий Владимирович, Рустамов Рустам Адилович

Целью исследования явилось обоснование методов математической статистики для оценки надёжности огневой подготовленности по результатам выполнения контрольных упражнений стрельб. В качестве критерия надёжности огневой подготовленности предложено использовать коэффициент вариации оценок за выполнение контрольных упражнений стрельб. Уровень надёжности огневой подготовленности предлагается оценивать при помощи шкалы рассеивания. Исследование показало низкую надёжность огневой подготовленности обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский». При выставлении оценки по дисциплине «Огневая подготовка» предлагается учитывать надёжность огневой подготовленности обучаемого. Предложены критерии и параметры для оценки огневой подготовленности подразделения органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Литвин Дмитрий Владимирович, Рустамов Рустам Адилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the reliability of the fire preparedness of students studying under the training program in the position of «Policeman»

The purpose of the study was to substantiate the methods of mathematical statistics for assessing the reliability of fire preparedness based on the results of the control exercises of firing. As a criterion for the reliability of fire preparedness, it was suggested to use the coefficient of variation of estimates for performing control exercises of firing. The level of reliability of fire preparedness is proposed to be assessed using a dispersion scale. The study showed a low reliability of the fire preparedness of students in the professional training program in the position of "Police officer". When assessing the discipline "Fire Preparation" it is suggested to take into account the reliability of the fire preparedness of the trainee. The criteria and parameters for the assessment of the fire preparedness of the subdivision of the internal affairs bodies are proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка надёжности огневой подготовленности слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский»»

%

в в

о о

О рц

Педагогика

УДК 799.31

с

(N

(о Н. В. Астафьев, Д. В. Литвин, Р. А. Рустамов

АСТАФЬЕВ Николай Вениаминович, начальник кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации МВД России», доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования. Адрес: Россия, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75. Тел.: 8-982-911-38-58. E-mail: astnic@mail.ru.

р^ ASTAFYEV Nikolai Veniaminovich, Head of the Department of Fire, tactical and special training and operational § planning, FGKU DPO "Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia", doctor of h pedagogical sciences, professor, honorary worker of higher professional education. Address: Russia, 625049, Tyumen, g ul. Amurskaya, 75. Phone: 8-982-911-38-58. E-mail: astnic@mail.ru.

о a е

и

и

в подготовки ФГКУ ВО «Академия Управления МВД России», кандидат педагогических наук, доцент. Адрес:

^ Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. Тел.: 8 (499) 745-82-01. E-mail: d_litvin@

ог mail.ru. к

о

г

^ LITVIN Dmitry Vladimirovich, Deputy Head of Fire and Physical Training Department, FGKU VO "Academy

a of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, е

ЛИТВИН Дмитрий Владимирович, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической

125993, Moscow, ul. Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh, 8. Tel .: 8 (499) 745-82-01. E-mail: d_litvin@mail.ru.

Й РУСТАМОВ Рустам Адилович, преподаватель кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и

оперативного планирования, ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации МВД России». Адрес: Россия, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75. Тел.: 8-912-383-46-99. E-mail: iddq@mail.ru.

RUSTAMOV Rustam Adilovich, teacher of fire, tactical and special training and operational planning department, ffl FGKU DPO "Tyumen Institute of Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia". Address: Russia, 625049, Tyumen, ul. Amurskaya, 75. Phone: 8-912-383-46-99. E-mail: iddq@mail.ru.

Оценка надёжности огневой подготовленности слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский»

Assessment of the reliability of the fire preparedness of students studying under the training program in the position of «Policeman»

Целью исследования явилось обоснование методов математической статистики для оценки надёжности огневой подготовленности по результатам выполнения контрольных упражнений стрельб. В качестве критерия надёжности огневой подготовленности предложено использовать коэффициент вариации оценок за выполнение контрольных упражнений стрельб. Уровень надёжности огневой подготовленности предлагается оценивать при помощи шкалы рассеивания. Исследование показало низкую надёжность огневой подготовленности обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский». При выставлении оценки по дисциплине «Огневая подготовка» предлагается учитывать надёжность огневой подготовленности обучаемого. Предложены критерии и параметры для оценки огневой подготовленности подразделения органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; слушатели; огневая подготовленность; надёжность; коэффициент вариации; шкала оценки.

The purpose of the study was to substantiate the methods of mathematical statistics for assessing the reliability of fire preparedness based on the results of the control exercises of firing. As a criterion for the reliability of fire preparedness, it was suggested to use the coefficient of variation of estimates for performing control exercises of firing. The level of reliability of fire preparedness is proposed to be assessed using a dispersion scale.

The study showed a low reliability of the fire preparedness of students in the professional training program in the position of "Police officer". When assessing the discipline "Fire Preparation" it is suggested to take into account the reliability of the fire preparedness of the trainee. The criteria and parameters for the assessment of the fire preparedness of the subdivision of the internal affairs bodies are proposed.

Keywords: vocational training; listeners; fire preparedness; reliability; the coefficient of variation; rating scale.

Выполнение сотрудником органов внутренних дел функциональных обязанностей требует наличия определённых психологических качеств, профессиональных умений и навыков, необходимых для экстремальных условий деятельности [1- 3]. Одним из важнейших компонетов профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел

являются двигательные навыки, а в отдельных случаях и условные рефлексы, обеспечивающие правомерное и эффективное применение огнестрельного оружия [4; 5]. Результат противостояния сотрудника вооружённому преступнику должен иметь положительный результат, в противном случае сотрудник может получить огнестрельное ранение или погиб-

Астафьев Н.В., Литвин Д.В., Рустамов Р.А. Оценка надёжности огневой подготовленности слушателей...

нет. Таким образом, жизненно важным компонентом профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел является надёжность огневой подготовленности.

Впервые вопрос о надёжности профессиональной деятельности поставила инженерная психология. Под надёжностью профессиональной деятельности принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности [6].

Объект исследования - профессиональная подготовленность сотрудников органов внутренних дел. Предмет исследования - надёжность огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский».

Цель исследования - обосновать методы математической статистики и с их помощью по результатам выполнения контрольных стрельб из пистолета оценить надёжность огневой подготовленности слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский».

Результаты исследования. Педагогические наблюдения, проведённые на занятиях по огневой подготовке показывают, что оценки за выполнение упражнений стрельб, получаемые слушателями, обучающимися по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский», нестабильны. Надёжность результатов выполнения контрольных упражнений стрельб из пистолета у слушателей низкая. В связи с этим имеется необходимость в получении объективных научных данных, позволяющих рассчитать количественную меру надёжности огневой подготовленности слушателей.

Для оценки надёжности огневой подготовленности слушателей необходимо определить методы математической статистики, при помощи которых целесообразно рассчитывать и оценивать степень профессиональной надёжности.

В научно-методической литературе в качестве критерия надёжности результатов тестирования принято использовать показатель вариации признака [7]. Вариация отражает изменчивость процесса или явления [8]. Степень вариации признака может измеряться с помощью показателей: размах вариации (разница между максимальным и минимальным значением) - отражает диапазон возможных значений; среднее линейное отклонение - отражает среднее из абсолютных (по модулю) отклонений всех значений анализируемой совокупности от их средней величины; дисперсия - средний квадрат отклонений; среднеквадратическое отклонение - корень из дисперсии (среднего квадрата отклонений); коэффициент вариации - наиболее универсальный показатель, характеризующий однородность данных независимо от их масштаба и единиц измерения. Коэффициент вариации измеряется в процентах и в этой связи может быть использован для сравнения вариации совершенно различных процессов и явлений.

В математической статистике принято считать, что если коэффициент вариации меньше 10 %, то степень рассеивания данных считается незначительной, при коэффициенте вариации от 10 % до 20 % - средней, от 20 % до 33 % - значительной. Если значение коэффициента вариации не превышает 33 %, то совокупность считается однородной, если больше 33 %, - неоднородной.

Порядок определения индивидуальных показателей надёжности огневой подготовленности слушателей (с использованием коэффициента вариации).

Для оценки надёжности результатов выполнения контрольных упражнений стрельб из пистолета у слушателей, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский», нами предложено использовать шкалу, принятую в математической статистике для характеристики степени рассеивания данных в выборке (табл. 1).

Таблица 1

Шкала для оценки надёжности огневой подготовленности слушателей, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский», по величине коэффициента вариации

Величина КОэфф| 1 Ц| 1С Hill 1Шр]1:Щ]1Н, в % В:>р>шши пршшвся Оценка надЁкшжти О1~невой подготовленности

До 10 незначительная очень высокая (кроме оценок «неудов.кори ¡ельно»)

10 20 средняя высокая

20-33 значительная средняя

более 33 неоднородная Группа низкая

Изучение надёжности огневой подготовленности слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский», проведено нами в ТИПК МВД России в период с 8 августа 2016 г. по 7 августа 2017 г. В исследованиях приняли участие 20 слушателей (специализация «патрульно-постовая служба полиции»).

Изучение надёжности оценок за выполнение контрольных упражнений стрельб из пистолета у группы слушателей, обучавшихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский», показало следующее: при количестве выполненных контрольных упражнений стрельб 233 величина среднего арифметического значения оценки составила 3,3, величина среднего квадратичного отклонения оценки - 1,2, величина вариации оценки - 35,7 %, надёжность огневой подготовленности группы низкая (групповой коэффициент вариации составляет 35,7 %).

Проведенный нами анализ успеваемости по дисциплине «Огневая подготовка» показал, что надёжность результатов выполнения контрольных упражнений стрельб из пистолета у абсолютного большинства слушателей (80 %), обучающихся по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский», является низкой (коэффициент вариации оценок составляет более 33 %). Из 20 % слушателей, имеющих среднюю надёжность, 5 % слушателей имеют оценку «неудовлетворительно». Таким образом, 85 % слушателей имеют низкую надёжность результатов стрельбы.

Так, в частности, при среднем уровне надёжности слушатель С-н А.С. имеет среднюю оценку по огневой подготовке 3,7; слушатель М-в В.Э. - 3,5; слушатель Г-в В.А. - 3,2. В условиях, связанных с необходимостью применения табельного оружия, эти сотрудники смогут с высокой вероятностью поразить цель. Слушатель П-в В.С. имеет низкую среднюю оценку по огневой подготовке - 2,4. Для него не имеет смысла определять величину надёжности огневой подготовленности.

Полученные нами данные о низкой надёжности результатов стрельбы сотрудников органов внутренних дел позволяют предположить, что оценку «удовлетворительно» подразделению органов внутренних дел целесообразно выставлять в случае, если «процент выполнения» (процент положительных оценок,

СО

а>

0 т

X S

я

С

р

Я -

1

П

а> т

<п р

у р

п

о §

3

у

X S

03

а> р

о

ее

ш т

а:

М

В

Ja

Р

о о с S S

a

a 7

)

2 О

Педагогика

полученных сотрудниками проверяемого подразде-^ ления) составляет не менее 70 %. ^ Необходимо отметить, что на протяжении мно-

гих лет (до 2000 г.) оценка подразделению и органу ^ внутренних дел по огневой подготовке выводилась на ^ основании индивидуальных оценок за стрельбу прок веренных сотрудников и определялась следующим у образом: «удовлетворительно» - если не менее 70 % £ проверяемых получили положительные оценки, т.е. !_, оценка «удовлетворительно» выставлялась при 70 % рд индивидуальных положительных оценок; оценка «хо-§ рошо» - если не менее 80 % проверяемых получили ^ положительные оценки, при этом не менее 50 % из них н не ниже «хорошо»; оценка «отлично» - если не менее о 90 % проверяемых получили положительные оценки, & при этом не менее 50 % из них «отлично» [приказ МВД в России от 30 сентября 1992 г. № 350 «Об утверждении ^ курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия го для рядового и начальствующего состава органов вну-§ тренних дел Российской Федерации (КС-92)»; приказ й МВД России от 28 августа 1998 г. № 524 «Об утверж-^ дении курса стрельб из боевого ручного стрелкового а оружия для рядового и начальствующего состава ор-£ ганов внутренних дел Российской Федерации (КС-С 98)»]. При проверке огневой подготовки проверялось не менее 50 % от списочного состава подразделений § органов внутренних дел (для образовательной орга-^ низации - не менее 75 % переменного состава). § Увеличение в 2000 г. «процента выполнения»

[5 (процента положительных оценок, полученных соси трудниками проверяемого подразделения) до 95 % ю [Приказ МВД России от 11 сентября 2000 г. № 955 «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации»] с сохранением сложности контрольного упражнения стрельб из пистолета, привело к получению неудовлетворительных оценок у большого количества проверяемых территориальных органов, после чего в 2003 г. были внесены изменения в соответствующий нормативный правовой акт: процент положительных оценок был уменьшен до 85 % [приказ МВД России от 20 мая 2003 г. № 340].

В 2012 г. нормативным правовым актом МВД России были упрощены условия выполнения контрольного упражнения стрельб из пистолета - снижена дальность до цели, но сохранен процент выполнения - 85 %, а процент представления личного состава на проверку определен как «не менее 50 %». Некон-кретнаая величина критерия «процент представления личного состава» «не менее 50 %» позволяет инспекторским комиссиям проверять огневую подготовку у различного количества сотрудников территориальных органов. Это обстоятельство делает сравнивание оценок, полученных территориальными органами, необъективным. Кроме того, устанавливаемая заданием для инспекторской комиссии различная величина процента личного состава, привлекаемого к проверке по огневой подготовке, может способствовать возникновению мнений о предвзятости комиссии к проверяемому территориальному органу.

Порядок определения групповых показателей надёжности огневой подготовленности слушателей (с использованием метода «тест-ретест») Под надёжностью результатов тестирования группы понимают степень совпадения результатов повторного тестирования одних и тех же лиц, находящихся в одном и том же состоянии, полученных одним и тем же исследователем при минимальном временном интервале между первым и вторым измерениями [7].

При оценке надёжности исследователя могут интересовать два вопроса: изменяется ли результат (оценка) от первого ко второму измерению и изме-

няются ли положение испытуемых в группе относительно друг друга (ранги испытуемых) от первого ко второму измерению.

Простейший способ получения ответа на вопрос «изменяется ли результат (оценка) от первого ко второму измерению» заключается в вычислении коэффициента корреляции между двумя повторными измерениями, проведёнными на одной и той же выборке (группе). Эта процедура называется «тест-ретест метод». Первое измерение называют тестом, а второе - ретестом. Полученный коэффициент корреляции обозначается символом В.й и служит количественной мерой надёжности теста.

Если бы у каждых испытуемых результатов теста и ретеста в точности совпали, то коэффициент равнялся бы 1,0, что свидетельствовало об абсолютной надёжности огневой подготовленности слушателей, однако такого совпадения практически добиться не удаётся, поэтому коэффициент корреляции, как правило, ниже единицы. Для оценки надёжности по величине В.й используется следующая шкала: «отличная надёжность» - В.И > 0,95; «высокая» - В.И = 0,90-0,95; «удовлетворительная» - В.й = 0,80-0,90; «приемлемая» - В.й = 0,70-0,80; «низкая» - В.й < 0,70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение надёжности огневой подготовленности слушателей, выполненное посредством расчёта коэффициента корреляции (Ш) оценок, полученных обучаемыми за двукратное выполнение контрольных упражнений стрельб из пистолета в течение одного занятия (статистическому анализу подвергнуты результаты выполнения контрольных упражнений стрельб на пяти занятиях), показало, что величина коэффициента корреляции (Ш) варьирует в интервале от 0,02 до 0,47, что указывает на очень низкую надёжность огневой подготовленности слушателей при двукратном выполнении контрольного упражнения стрельб (величина = 0,70 используется в математической статистике в качестве критерия надёжности).

Результаты исследования методом «тест-ретест» подтверждают данные, полученные нами способом расчёта индивидуальных коэффициентов вариации индивидуальных оценок за выполнение упражнений стрельб и указывают на низкую надёжность огневой подготовленности слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки по должности «Полицейский».

Выводы

1. В качестве критерия надёжности огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел целесообразно использовать коэффициент вариации оценок за результаты выполнения контрольных упражнений стрельб. Уровень надёжности огневой подготовленности предлагается оценивать при помощи шкалы рассеивания.

2. Абсолютное большинство слушателей (85 %), обучающихся по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский», имеют низкую надёжность огневой подготовленности.

3. Двукратное выполнение контрольного упражнения стрельб на одном занятии показало низкую надёжность огневой подготовленности слушателей - величина варьирует в интервале 0,02-0,47.

4. Оценку «удовлетворительно» подразделению органов внутренних дел предлагается выставлять в случае, если «процент выполнения» (процент положительных оценок, полученных сотрудниками проверяемого подразделения) соответствует величине 70 %; «хорошо» - если не менее 80 % проверяемых получили положительные оценки, при этом не менее 50 % из них не ниже «хорошо»; «отлично» - если не

Васильева Н.В., Кунтурова Н.Б., Евграфова И.В. Организация образовательного процесса с использованием пакетов...

менее 90 % проверяемых получили положительные процессе всего периода обучения в образовательной е

оценки, при этом не менее 50 % из них - «отлично». организации МВД России. н

5. При аттестации слушателей, обучающихся Перспективы проведения дальнейших иссле- к

по программам профессиональной подготовки по дований заключаются в необходимости научного С

должности «Полицейский», по учебной дисциплине обоснования методических приёмов и педагогиче- ан

«Огневая подготовка» необходимо учитывать на- ских методик воспитания высокой надёжности ог- т

дёжность их огневой подготовленности - меру ста- невой подготовленности у слушателей, обучающихся

выполнении контрольных упражнений стрельб в должности «Полицейский».

бильности результатов, показанных обучаемым при по программам профессиональной подготовки по ТТ

е

р у р

о

Список литературы о

го

1. Костылева, И. В. Аксиологические аспекты надёжности профессиональной деятельности сотрудника полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3. - С. 216-222. н

2. Голубихина, Ю. Ю. Психофизиологические характеристики параметров надёжности профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3. - С. 201-210.

с

3. Пекарский, Ф. В. Психологическое здоровье сотрудников правоохранительных органов как условие т надёжности их профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. т

- № 12. - С. 228-231. М

4. Домрачёва, Е. Ю., Иляхина, О. Ю., Поздняков, А. П. Личностные особенности курсантов и слушателей В при стрельбе из боевого оружия как фактор надёжности их деятельности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников си- о ловых ведомств : материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2015. - С. о 186-189. и

5. Андрианов, А. С. Личностные и профессиональные качества сотрудников правоохранительных орга- ^ нов Российской Федерации // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII ( Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 6

- № 1 (8). - С. 99-101. 22

6. Никифоров, Г. С. Надёжность профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 172 с. 2

7. Лысенко, В. В., Долгов, В. А. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте. - Крас- ^ нодар, 1995. - 126 с.

8. Дмитриева, М. Н. Показатели вариации признака и их значение в статистической обработке данных медицинских исследований // Материалы ежегодной научной конференции / Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. - Рязань, 2013. - С. 382-383.

© Астафьев Н. В., Литвин Д. В., Рустамов Р. А., 2017

УДК 371.1

Н. В. Васильева, Н. Б. Кунтурова, И. В. Евграфова

ВАСИЛЬЕВА Наталья Викторовна, кандидат технических наук, доцент 111 кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Адрес: Россия, 197198, Санкт-Петербург, ул. Жда-новская, д. 13. Тел.: 8-(812) 347-96-31. E-mail: nww13@mail.ru.

VASILIEVA, Natalia Viktorovna, candidate of technical Sciences, associate professor of the Department 111 Military Space Academy named A.F. Mozhaisky. Address: Russia, 197198, St. Petersburg, Zhdanovskaya, str., 13. Ph.: 8-(812) 347-96-31. E-mail: nww13@mail.ru.

КУНТУРОВА, Надежда Борисовна, доктор педагогических наук, профессор 111 кафедры Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. Адрес: Россия, 197198, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13. Тел.: 8 (812) 347-96-31. E-mail: giz26@rambler.ru.

KUNTUROVA, Nadezhda Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department 111 Military Space Academy named A.F. Mozhaisky. Address: Russia, 197198, St. Petersburg, Zhdanovskaya, str., 13. Ph.: 8-(812) 347-96-31, e-mail: giz26@rambler.ru.

ЕВГРАФОВА, Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, д. 3. Тел. 8-(812)-757-19-11. E-mail: spbmtu@yandex.ru.

EVGRAFOVA, Irina Vladimirovna, Cand. Sci. Ped., associate professor of Department of mathematics State marine technical university of Saint Petersburg. Address: Russia, 190121, St. Petersburg, Lotsmanskaya, 3. Ph.: 8-(812) 757-19-11. E-mail: spbmtu@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.