Научная статья на тему 'ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И УЧЕТУ МАССОВЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И УЧЕТУ МАССОВЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И УЧЕТУ МАССОВЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Несмотря на постоянно увеличивающиеся внимание общественности к экологическим последствиям антропогенной деятельности, в оценке эффективности технологических решений доминирует чисто экономическая оценка затрат — выгод. Оценка же экстернальиых затрат или социально-экологического перелива производства в окружающую среду в лучшем случае осуществляется по уже действующему предприятию.

Мы полагаем, что коренного перелома в качестве жизни и прежде всего среды обитания можно добиться только при включении расчета социально-экологических последствий на стадии планирования инвестиционных и инновационных проектов. Внедрение таких проектов должно сопровождаться рекомендациями по компенсации их вредных социально-экологических последствий. Главным критерием должна быть оценка возможного изменения уровня здоровья населения в районе воздействия соответствующего технологического комплекса.

Принятие общих политических и социально-экономических решений на уровне как государства, так и конкретных объектов, на уровне города и области должно опираться на расчеты фактического загрязнения среды, а не на нормативы санитар-но-защитных зон. Только такой подход может адекватно решить проблему адекватного развития производительных сил, создания механизма ответственности производственников за ущерб и его компенсацию на всех уровнях.

Состояние социальной и экологической ситуации обусловливается действием многих вредных факторов различной природы. Но контроль влияния на них осуществляется по линии различных ведомств, в каждом из которых свои критерии, часто не сопоставимые между собой. Конкурирование этих ведомств между собой за получение финансовых ресурсов приводит к тому, что ресурсы получает не тот, кому они больше всех нужны, а тот, кто громче всех об этом заявит. Таким образом, в условиях снижения уровня административного влияния необходимым становится создание такой системы оценок влияния вредных факторов на здоровье населения, которая бы была эффективна при децентрализованной системе управления экономикой.

Для решения этой проблемы система социально-гигиенического мониторинга должна иметь выход на организацию медицинской помощи в конкретных населенных пунктах с учетом конкретных условий проживания населения с уровнем экологического развития.

Целью такой работы должно быть достижение максимально интегральной эффективности лечебно-профилактической работы медицинских служб на основе моделирования воздействия — эффекта и адекватного перераспределения финансовых средств и мощностей лечебно-профилактических учреждений с учетом социально-экономических и экологических условий проживания.

Поступила 30.03.01

(О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 614.7:615.91:614.2

В. И. Чибураев, М. В. Фокин, В. А. Пилишенко

ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И УЧЕТУ МАССОВЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Федеральный центр госсанэпиднгщзора Минздрава РФ, Москва

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Закон), Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554, на санэпид-службу возложено проведение санитарно-эпиде-миологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (ст. 44, 42 Закона, п. 15.6 и 15.7 Положения) и установление причинно-след-ственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека на основе социально-гигиенического мониторинга (ст. 45 Закона), ведение государственного учета массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием фактороз среды обитания с целью формирования государственных информационных ресурсов, своевременного информирования населения, разработки и проведения профилактических мер. Утвержден порядок возмещения виновными или страховщиками дополнительно понесенных органами санэпидслужбы расходов на проведение

профилактических мероприятий (приказ Минздрава РФ № 452 от 24.12.99).

В связи с вышеизложенным очевидна необходимость разработки и утверждения единого методического подхода к диагностике и учету случаев массовых неинфекционных заболеваний, связанных с факторами окружающей среды, который до настоящего времени не осуществлялся.

Федеральный центр Госсанэпиднадзора (ФЦГСЭН) предпринял новаторские усилия и впервые подготовил проект приказа Минздрава РФ, содержащий "Инструкцию о порядке учета случаев массовых неинфекциониых заболеваний (отравлений)", ' Перечень неинфекционных заболеваний (отравлений)", массовое возникновение или обострение которых может быть обусловлено воздействием факторов среды обитания, формы учета: "Экстренное извещение о заболевшем неинфекционным заболеванием (отравившемся)", "Карта случая массового неинфекционного заболевания (отравления)".

Понятие "массовые неинфекционные заболевания (отравления)" трактуются Законом как "заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) хими-

Таблица 1

Количественные критерии для диагностики массовых нсннфск-цнонных заболеваний

Классы

Заболевания (отравления)

Критерии массовости

Острые

1.2

1.3

1.4

2.1

2.1.1 2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.1.5

2.1.6

3

3.1

3.2

3 заболевших и более в экспонированной группе* 5 заболевших и более в экспонированной группе* 3 заболевших и более в экспонированной группе* 3 заболевших и более в экспонированной группе*

Облучения, лучевая болезнь

Пищевые отравления

Отравления грибами

Отравления химическими веществами в результате аварийных ситуаций

Хронические специфические заболевания, связанные с ФСО

Окружающая среда, быт, ЛПУ: асбестоз бериллиоз

минамата итаи-итаи флюороз

Юшо-масляное заболевание

Профессиональные: Острые 3 заболевших и более

Хронические 3 заболевших и более

5 заболевших и более в экспонированной группе*

Примечание. Звездочка — экспонированная группа — часть населения или коллектив, оказавшийся под воздействием вредного фактора среды обитания.

ческих, и (или) социальных факторов среды обитания".

Для государственного учета необходима учетная единица массовых заболеваний. В этом качестве предложено понятие "случай массового неинфекционного заболевания (отравления) населения в связи с воздействием факторов среды обитания", при регистрации которого заводится соответствующая учетная форма — "Карта случая массового неинфекционного заболевания (отравления)" и проводятся надлежащие организационные и профилактические мероприятия. "Случаем массового неинфекционного заболевания (отравления) населения в связи с воздействием факторов среды обитания" (в дальнейшем — случай массового неинфекционного заболевания) мы предлагаем называть наличие достоверного превышения фонового или контрольного уровня неинфекционной заболеваемости (отравлений) населения или наличие впервые появившегося (в том числе необычного) заболевания, возникшего вследствие нарушения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов и подтвержденного результатами клинических и санитарно-эпидемиологических исследований.

Как следует из определения, случай массового заболевания может быть диагностирован на основе сравнения заболеваемости с фоновым или контрольным уровнем.

Для получения первичных сведений из лечебно-профилактических учреждений о больных предлагается специальная форма экстренного извещения о заболевшем неинфекционным заболеванием. Обращаем внимание на то, что в этой форме учитываются сведения о заболевшем, а не только о забо-

левании. Считаем, что эта терминологическая особенность в названии учетной формы "Экстренное извещение о заболевшем неинфекциоиным заболеванием" упрощает понятийный аппарат и сориентирована на человека, а не только на нозоформу и сведения о больном и этиологических факторах будут использованы в дальнейшем при гигиенической диагностике [1, 5].

Периодичность направления экстренных извещений разработана на основе действующего приказа Минздрава РФ № 230 от 29.07.98 "О повышении готовности органов и учреждений Госсанэпид-службы России к работе в чрезвычайных ситуациях". Например, случай отравления грибами, о котором в 24-часовой срок представляется внеочередное донесение в соответствии с приказом, содержит и количественную характеристику — 3 пострадавших и более.

Фоновую заболеваемость можно вычислить, как известно, несколькими способами |3]. На первом этапе внедрения учета массовых неинфекционных заболеваний предложено для территорий в качестве фона принимать среднюю арифметическую величину заболеваемости населения в субъекте Федерации за последние 3—5 лет. Для отдельных территорий предусматривается возможность установления контрольного уровня заболеваемости экспертным путем.

Для отдельных групп населения и коллективов, подвергающихся воздействию факторов среды обитания — ФСО (экспонированные группы), предусмотрена возможность использования "Количественных критериев для диагностики массовых неинфекционных заболеваний" (табл. 1).

Перечень неинфекционных заболеваний (отравлений), подлежащих учету в связи с воздействием ФОС, приведен в табл. 2 в сокращенном виде (только классы по МКБ—10) и содержит 10 классов, 24 блока и 58 категорий болезней и состояний, связанных со средой обитания. На первом этапе внедрения предлагается "короткий список", включающий только острые заболевания и состояния.

Разработан порядок извещения о случае массового неинфекционного заболевания (отравления), определяющий взаимодействие врачей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений разного уровня управления.

Лечебно-профилактические учреждения ведут постоянный учет заболевших по всем нозологическим формам МКБ-10. Экстренное извещение о заболевшем неинфекционным заболеванием (отравлением) по форме (№ проект/У) заполняет врач, выявивший или заподозривший данное заболевание (отравление), с использованием истории болезни, амбулаторной карты, статистического талона (усовершенствованного статистического талона), талона неии-фекционного заболевания и направляет его в территориальный центр Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) III уровня управления (район, город) по месту жительства заболевшего (табл. 3). В случае острого характера заболевания (отравления) или летального исхода у 1 пострадавшего и более, извещение направляется экстренно в течение 12 ч, в остальных случаях — в течение 24 ч после установления предварительного или окончательного диагноза.

ЦГСЭН III уровня управления:

— проводит обработку и группировку данных о заболевших:

h

Таблица 2

Перечень неинфекционных заболевании (отравлений)* (сокращенный вариант)

Классы, блоки, категории болезней

Учитываемые нозо-формы по МКБ-10

Болезни глаза и его придаточного аппарата (класс VII) Болезни конъюнктивы (И10—Н 13) Болезни органов дыхания (класс X) Болезни легкого, вызванные внешними агентами (J60-J70)

Болезни органов пищеварения (класс XI) Болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной

кишки (К20-К31) Неинфекционный энтерит и колит (К50— К52) Болезни кожи и подкожной клетчатки (класс XII) Дерматит и экзема (L20—L30) Крапивница и эритема (L50— L54) Болезни мочеполовой системы (класс XIV) Гломерулярные болезни (N00—N08) Почечная недостаточность (N17—N19) Другие болезни мочевой системы (N30—N39) Беременность, роды и послеродовой период (класс XV)

Беременность с абортивным исходом (000—008) Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (класс XVI) Расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода (РОЗ—Р08) Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, характерные для перинатального периода (Р20—Р29) Геморрагические и гематологические нарушения у

плода и новорожденного (Р50—Р61) Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (класс XVII) Врожденные аномалии нервной системы (Q00—Q07) Врожденные аномалии глаза, уха, лица и шеи (Q10— Q18)

Врожденные аномалии системы кровообращения (Q20-Q28)

Расщелина губы и неба (заячья губа и волчья пасть) (Q35-Q37)

Другие врожденные аномалии органов пищеварения (Q38-Q45)

Врожденные аномалии половых органов (Q50—Q56) Врожденные аномалии и деформации костно-мы-

шечной системы (Q65—Q79) Врожденные аномалии мочевой системы (Q60—Q64) Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (класс XIX) Токсическое действие веществ, преимущественно немедицинского назначения (Т51—Т65) Другие и неуточненные эффекты воздействия внешних причин (Т66—T7S) Внешние причины заболеваемости и смертности (класс XX) Дополнительные факторы, имеющие отношение к причинам заболеваемости и смертности, классифицированным в других рубриках (Y90—Y98) Примечание. Данные рубрики используются для предоставления дополнительной информации о причинах заболеваемости и смертности. Они не должны использоваться в качестве основных кодов при статистической разработке заболеваемости или смертности.

Примечание. Звездочка — перечень острых заболеваний (отравлений) и проблем, связанных со здоровьем (по МКБ-10), массовое возникновение которых может быть обусловлено воздействием ФСО.

— ведет базы данных по нозологическим формам и передает сведения в ЦГСЭН II уровня только по нозологическим формам, включенным в "Перечень массовых неинфекционных заболеваний

(отравлений)" (см. табл. 2), и в соответствии с критериями табл. 1;

— выявляет превышение над фоном и (или) контрольным уровнем по жилым районам и микрорайонам (при расследовании), предприятиям, населенному пункту в целом, проводит предварительный анализ заболеваемости с учетом сезонности по территории;

— заводит "Карту случая массового неинфекционного заболевания (отравления)" (форму № проект/ У) при превышении фона и (или) контрольного уровня (табл. 4);

— передает "Карту случая массового неинфекционного заболевания (отравления)" в ЦГСЭН II уровня управления.

ЦГСЭН II уровня управления:

— ведет базы данных о заболевших и случаях массовых заболеваний в соответствии с "Перечнем ..." и критериями табл. 1;

— проводит статистическую обработку данных;

Форма экстренного извещения заболеванием (отравившемся)

Министерство здравоохранения Российской Федерации (наименование учреждения здравоохранения)

Адрес.

Таблица 3 о заболевшем неинфекционным

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к приказу Минздрава России от №

Код формы по ОКУД Код учреждения по ОКПО Медицинская документация

форма № /У Утверждена приказом Минздрава России от №

Телефон, факс Исх. № от '

" 20

Экстренное извещение о заболевшем неинфекционным заболеванием (отравившемся)

1. Ф. И. О. (полностью) _

2. Пол пострадавшего _

3. Возраст пострадавшего (полных лет) _

4. Домашний адрес: город (село),_

улица_, дом №_, корп.

кв. №

5. Место происшествия (наименование населенного пункта, района, предприятия, организации, учреждения, цеха, отделения, участка, жилого или общественного места, вида транспорта, адрес _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дата происшествия: "_" "_" 20_г.

7. Социальное положение: рабочий, служащий, учащийся, пенсионер, неработающий трудоспособного возраста (нужное подчеркнуть, для детей — указать год рождения)_

8. Диагноз и код по МКБ-10 _

9. Наименование учреждения и Ф. И. О. врача, установившего диагноз _

10. Тяжесть, характер течения (острое или хроническое) и предполагаемые причины заболевания (отравления)_

11. Вредный фактор, вызвавший заболевание (отравление) _

Экстренное извещение составлено:

Должность

Ф. И. О._

дата "_" "_

Контактный телефон Электронная почта _

" 20

подпись _ факс_

Место печати учреждения

Экстренное извещение получено:

Наименование учреждения _

Должность_

Ф. И. О._

дата "_" "_

" 20

Контактный телефон Электронная почта _

подпись _ факс_

Место печати учреждения

Таблица 4

Форма карты случая массового нсинфскщюнного заболевания

(отравления)

Министерство здравоохранения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Главный врач ЦГСЭН в к приказу Минздрава России

(субъект Российской Код формы по ОКУД_

Федерации) Код учреждения по ОКПО _

"_"_ 200_г. Медицинская документация

форма № /У Утверждена Минздравом России от №

Карта случая массового неинфекционного заболевания (отравления)

Регистрационный номер 1

Дата заполнения 2

Заболевание по МКБ-10 3

Сопутствующие заболевания и осложнения по МКБ-10 4

5

Место происшествия (адрес, ориентиры) 6

Край, область, республика 7

Населенный пункт 8

Предприятие. Учреждение. Организация. Микроучасток 9

Отрасль 10

Дата и время происшествия 11 Время экспозиции (длительность воздействия вредного

фактора в часах) 12

Число пострадавших 13

В том числе дети 14

Беременные женщины 15 Характеристика пострадавших:

пол 16

возраст 17

профессия 18

образование 19

особенности образа жизни 20

продолжительность проживания в данном районе (годы) 21 Ф. И. О. врачей, установивших диагноз:

а) лечащий 22

б) гигиенист 23 Наименование учреждений, установивших:

клинический диагноз 24

гигиенический диагноз 25 Вредные (опасные) факторы среды обитания, с которыми

установлена связь заболеваний и отравлений 26 Краткое обоснование причинно-следственной связи, положенной в основу установления случая массового заболевания в связи с ФС:

а) повышение фона 27

б) превышение контрольного уровня4 28

в) другие статистические доказательства: 1.2. 29 Дата отправления экстренного извещения 30 № 31 Врач отдела СГМ ЦГСЭН (Ф. И. О.) 32 Зав. отделом СГМ ЦГСЭН (Ф. И. О.) 33 Главный врач ЦГСЭН (Ф. И. О.) 34 Дата заполнения "Карты случая массового неинфекционного заболевания (отравления)" 35

Гербовая печать

— при превышении заболеваемости по конкретной нозологической форме проводит анализ причинно-следственных связей, оценку влияния ФСО (по компьютерным программам) для всех подведомственных территорий, но в первую очередь — для территорий, указанных в "Карте случая массового неинфекционного заболевания", представленной ЦГСЭН III уровня;

— утверждает "Карту случая массового неинфекционного заболевания", представленную

ЦГСЭН III уровня и (или) сам заводит и утверждает соответствующую форму на вновь выявленный случай массового неинфекционного заболевания;

— экстренно направляет(передает) в Федеральный ЦГСЭН копии карт случая массового неинфекционного заболевания (отравления);

— при необходимости проводит расследование со всеми заинтересованными организациями на предмет установления причинно-следственных связей заболеваний с возможным источником вредных (опасных) факторов (акт расследования по установленной форме) на уровне субъекта Российской Федерации;

— представляет в Федеральный ЦГСЭН результаты анализа динамики и прогноз по результатам учета случаев массовых неинфекционных заболеваний и отравлений по субъекту федерации;

— ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации направляют также внеочередные донесения о каждом случае массового заболевания (отравления) в Департамент ГСЭН Минздрава РФ в соответствии с приказом Минздрава РФ № 230 от 29.07.98.

ЦГСЭН I уровня (Федеральный ЦГСЭН):

— обобщает и ведет базу данных всех случаев массовых неикфекционных заболеваний (отравлений) в связи с ФСО по России;

— ведет геоинформационную систему (ГИС) учета случаев массовых неинфекционных заболеваний в связи с ФСО;

— анализирует динамику случаев массовых неинфекционных заболеваний в связи с ФСО по различным регионам страны;

— дает прогноз случаев массовых неинфекционных заболеваний в связи с ФСО;

— намечает первоочередные меры для профилактики случаев массовых неинфекционных заболеваний в связи с ФСО;

— определяет контрольные уровни заболеваемости в связи с ФСО;

— разрабатывает предложения для Правительства РФ, МЧС, Совета безопасности и направляет их в Департамент Госсанэпиднадзора.

При необходимости с целью расследования на предмет установления причинно-следственных связей заболеваний (отравлений) с возможным источником вредного воздействия, для определения экономического ущерба и сумм для возмещения расходов здравоохранения на проведение профилактических и лечебных мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации и (или) федеральном уровне создаются экспертные советы с привлечением ученых и специалистов в области статистики, экономики и организации здравоохранения и санэп ид службы, оценки риска здоровью [4].

Углубленный статистический анализ связей заболеваемости и ФСО проводится на всех уровнях ЦГСЭН при наличии аналитической техники, программного обеспечения и сертифицированных специалистов [2].

Также на всех трех уровнях управления сан-эпидслужбой предусматривается: анализ ситуации и принятие надлежащих мер; разработка предложений для органов власти, служб МЧС; информирование населения и СМИ.

Понимая трудность диагностики массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, особенно хронических форм и воздействий на низких уровнях, требующей проведения сложных эпиде-

миологических исследований и работ по оценке риска здоровью, мы предлагаем, как видно из настоящего сообщения, упрощенный вариант — взяли то, что можно освоить на первом этапе внедрения учета массовых неинфекционных заболеваний силами санэпидслужбы.

Приглашаем ученых и практиков подключиться к исследованиям в данном направлении, результаты которых позволят перейти к следующему более совершенному этапу учета массовых неинфекционных заболеваний (МНИЗ), связанных с ФОС: совершенствование методических подходов и критериев диагностики случаев МНИЗ; разработка программного аналитического обеспечения и ведения баз данных МНИЗ; информационные технологии разного уровня принятия решения для и при выявлении случаев МНИЗ; прогнозирование случаев МНИЗ.

Л итература

1. Беляев Е. //., Куценко Г. И., Чибураев В. И. и др. // Здоровые дети России в XXI веке / Под ред. Л. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М., 2000. - С. 63-73.

2. Лещенко Я. А. Мониторинг здоровья населения: Теоретико-методологические аспекты. — Новосибирск, 1998.

3. Марченко Б. И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования (руководство для врачей) / Под ред. Т. А. Кондратенко, И. П. Егоровой. — Таганрог, 1997.

4. Потапов А. И., Ястребов Г. Г. // Среда обитания и охрана здоровья населения регионов России в условиях реформирования здравоохранения: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Потапова. — Самара, 1999. — С. 12-15.

5. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе / Сидоренко Г. И., Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Кутепов Е. Н. — М., 1995.

Поступила 30.03.01

© Б. А. КУРЛЯНДСКИЙ. 2001 УДК 616-053.2-02:614.7|-07:614.2

Б. А. Курляндский

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ Минздрава РФ, Москва

Экологическая обусловленность ряда заболеваний, особенно связанных с воздействием химического фактора, сегодня доказана и достаточно обстоятельно описана в литературе. Вместе с тем по-прежнему сложным в большинстве случаев остается получение доказательств причинной связи возникновения заболеваний человека или изменения уровня гомеостаза с воздействием окружающей среды. Далеко не всегда присутствие химического вещества или его метаболитов в окружающей среде или биосредах человека может свидетельствовать, что оно является причиной нарушения состояния здоровья или изменения адаптационных свойств организма под влиянием этих веществ.

Особенно сложна диагностика экологической зависимости патологического процесса у детей, на здоровье которых может быть оказано не только прямое влияние окружающей среды, но и опосредованное воздействие самых различных факторов, в том числе и на состояние здоровья родителей. Сложность эколого-гигиенической диагностики заболеваний детей заключается в том, что, с одной стороны, это может быть неспецифически выраженная заболеваемость, связанная с изменением реактивности организма, с другой — неспецифические проявления специфического генеза, обусловленные воздействием факторов, обладающих тропизмом к тем или иным органам и системам, и, наконец, это могут быть заболевания, вызванные опосредованным воздействием экзогенных факторов, ставших патогенными под влиянием окружающей среды.

Во всех перечисленных случаях диагностика заболеваний детей, выявление причин их возникновения и оценка риска представляют существенную сложность как в организационно-методическом, так и в научном плане. Следует также учитывать, что существенное влияние на течение и развитие

подобных заболеваний оказывают социально-экономические факторы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих сложных условиях далеко не всегда удается раскрыть причины возникновения подобного рода заболеваний у детей, что во многом связано с отсутствием четкого алгоритма расследования как вспышек, так и отдельных случаев заболеваний.

Опыт участия в анализе 3 наиболее значимых вспышек заболеваний детей, предположительно экологического происхождения (алопеция у детей — г. Черновцы, желтуха новорожденных — Алтайский край, гемолитико-уремический синдром — Тула), позволяет прийти к определенным выводам и сформулировать позитивные предложения.

/. Диагностика заболевания. Следует отдать должное врачам лечебной сети. Во всех 3 случаях диагностирование заболеваний было проведено своевременно и правильно, наиболее тяжелые больные госпитализированы. С определенным запозданием была заподозрена эпидемическая природа заболевания и оповещена санитарная служба.

2. Санитарная служба. Во всех 3 случаях местные органы здравоохранения, в том числе и органы " госсаннадзора, не будучи в состоянии разобраться в причинах заболевания, вынуждены были привлечь к расследованию вспышек региональные и центральные научно-исследовательские учреждения. При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с существующими методами эпидемиологического расследования санитарные органы действовали в установленном порядке и не совершали существенных ошибок. Однако ни в одном случае местные санитарные органы не были подготовлены к разрешению подобной ситуации ни методически, ни аппаратурно. Положительно проявила себя санитарная организация Тулы, достаточно глубоко оценившая ситуацию и предположившая в качестве причины заболевания как токсический, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.