Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ЗЕЛЕНОГРАДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ЗЕЛЕНОГРАДЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Л.А. Денисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the experience of the Zelenograd Town Sanitary and Epidemiological Surveillance Center with socio-hygienic monitoring. Its work on the recording and analysis of infectious and non-infectious diseases by using the present-day computers and local electronic networks is outlined. The paper shows it necessary to develop a unified approach to socio-hygienic monitoring and standardization of databases in the corporative system of sanitary service.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ЗЕЛЕНОГРАДЕ»

Гигиена окружающей среды и населенных мест

<0 Л. Д. ДЕНИСОВ, 2000 УДК 614-3/.4:681.518

Л. А. Денисов

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ЗЕЛЕНОГРАДЕ

Центр Госсанэпиднадзора в Зеленоградском административном округе Москвы

Внедрение средств вычислительной техники в практику работы центров Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) позволяет на качественно новом уровне осуществлять слежение за развитием эпидемиологической ситуации и предупреждать ее неблагоприятные изменения единовременно по целому комплексу показателей. Тем самым осуществляется принцип мониторинга — непрерывного слежения с предвидением и использованием интегральных характеристик ситуации в отличие от обычного санитарно-эпидемиологического наблюдения.

В Зеленоградском ЦГСЭН успешно функционирует автоматизированная система учета, обработки и анализа данных о состоянии инфекционной заболеваемости, реализованная на базе автоматизированного рабочего места врача-эпидемиолога. Информация обо всех выявленных в городе случаях инфекционных заболеваний или носитель-ства по форме 0.58/у поступает из отдела регистрации и учета инфекционных больных (ОРУИБ) Москвы по телефону дежурному помощнику эпидемиолога ЦГСЭН и вносится в компьютер. С помощью локальной вычислительной сети (ЛВС) данные становятся доступны профильным отделам для анализа и подготовки отчетов и аналитических справок. Программный продукт позволил создать за 5 лет полицевой электронный банк данных о состоянии инфекционной патологии населения города. Одной из отчетных форм, получаемых при эксплуатации программы, является статистическая учетная форма № 2. В последующем статистическая обработка данных происходит с использованием современных программных продуктов, в том числе Excel в среде Windows.

Неотъемлемой частью эпидемиологического мониторинга является электронное картографирование состояния заболеваемости на различных территориях в разное время с учетом факторов социальной и природной среды. Практическое значение карт определяется их незаменимостью для географического описания эпидемиологических изменений. Карты относятся к типичным образно-знаковым моделям, характерными чертами которых являются абстрактность, избирательность, масштабность, непрерывность, однозначность и, что особенно примечательно, обозримость и наглядность. На любой специализированной карте мгновенно обозревается весь интересующий район наблюдений, где могут быть представлены не только административные границы, населенные пункты, ландшафтные зоны и другие общие его характеристики, но и специфические условия распространения болезней (встречаемость, пораженность, уровень заболеваемости, социальные и природные предпосылки болезней).

Программа вывода информации на карту города функционирует параллельно с автоматизированным рабочим местом (АРМ) эпидемиолога в центре, в том числе в разрезе поликлиник, отдельных территориальных участков, и позволяет производить расчеты соответствующих показателей заболеваемости. Использование компьютерной техники для обработки исходных данных дает возможность за короткий срок провести анализ состава заболевших по возрастно-половьгм и профессиональным группам, по месту жительства, работы или учебы; оперативно оценить эпидемиологическую ситуацию, сравнивая данные с контрольными уровнями, рассчитанными на основе многолетних наблюдений.

Основным показателем противоэпидемической защиты населения, как известно, является состояние его иммунизации. К сожалению, единая система слежения за иммунным статусом людей пока отсутствует. По чисто техническим причинам наладить такую систему без использования ПЭВМ (создание банка данных о состоянии иммунизации) до недавнего времени было практически невозможно. В условиях массовых прививок разработку иммунологического мониторинга, естественно, следует начинать с создания автоматизированной прививочной картотеки.

На сегодня такая программа "Прививочная картотека" уже разработана и с 1995 г. успешно функционирует в поликлиниках Зеленограда. После установки программы во всех детских поликлиниках города появилась возможность эпидемиологам ЦГСЭН собирать из поликлиник информацию о состоянии привитости детей в электронном виде (на дискетах). Для ЦГСЭН создан дополнительный программный модуль, который позволяет в минимальные сроки обрабатывать полученную из поликлиник информацию и проводить анализ привитости детей по всему городу. Внедрение комплекса мониторинговой системы позволило наладить четкий учет всех прививаемых детей, повысить процент выполнения плана прививок, улучшить качество проводимого анализа и оперативного контроля привитости, значительно сократить рабочее время на обработку отчетов.

С выходом в свет в 1991 г. закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санэпидслужба реально приступила к детальному изучению неинфекционных заболеваний, установлению ведущих причин их развития и выявлению роли различных факторов риска. Действительное решение этих задач становится возможным только благодаря внедрению социально-гигиенического мониторинга на всех уровнях управления санэпидслужбой.

Как известно, в системе профилактической работы назначению конкретных оздоровительных

- з -

мер предшествует оценка состояния здоровья населения, выявление причин и условий, формирующих соответствующие патологии [1].

Отмеченные на протяжении многих лет высокая заболеваемость населения Зеленограда по ряду нозологических форм вызывает серьезную обеспокоенность руководителей органов здравоохранения и администрации города. Для определения причин высокой заболеваемости в городе с 80-х годов были привлечены различные научно-исследовательские институты, в том числе НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Институт экологии человека Академии естественных наук РФ, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, НИИ гигиены труда и профессиональной заболеваемости, Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. В рамках программы "Научное обеспечение медицинской помощи" по заданию Комитета здравоохранения Москвы исследовательскую работу в Зеленограде проводит Научный центр экологической токсикологии. К работе привлекались специалисты Института биофизики Минздрава РФ, Всероссийского центра медицина катастроф (РЦМК) "Защита".

Проведенный эпидемиологический анализ позволил выделить приоритетные группы заболеваний: болезни органов дыхания, желудочно-кишеч-ного тракта, врожденные аномалии и заболевания мочеполовой системы. Отмечено особое неблагополучие состояния здоровья детей по болезням моче-выводящей системы. Поданным Московского НИИ педиатрии Минздрава РФ, наряду с выявлением высокой частоты поражения почек в структуре заболеваний детей преобладают нефропатии с синдромом гематурии и кристаллурии, свидетельствующие о поражении мембран почечного эпителия. По ситуации с заболеваемостью детей болезнями мочевыво-дящей системы Зеленоград выделяется среди других округов Москвы и регионов России.

Тесное взаимодействие санэпидслужбы с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) города позволяет создавать банки данных по инфекционной и неинфекционной заболеваемости с дальнейшей автоматизированной обработкой.

В ЛПУ Зеленограда с 1997 г. внедрена система учета больных по законченному случаю обслуживания на базе программы "Талон амбулаторного пациента". Обработка первичной медицинской документации производится с использованием пакета прикладных программ "АСУМ — Поликлиника", "АСУМ—Медстатистика". Программное сопровождение осуществляет страховая компания "Росно". В соответствии с приказом Минздрава № 46 от 14.02.97 этот талон и программные продукты становятся базовыми для всех учреждений здравоохранения России. ЦГСЭН в Зеленограде разрабатывает подсистему сбора данных из страховой компании "Росно" с целыо обработки информации о заболеваемости населения и последующего картирования с использованием стандартного пакета программ "Microsoft Office". Кроме того, отрабатывается алгоритм обработки статистических данных о заболеваемости и от других страховых компаний, функционирующих в городе. Обобщенная информация была получена из единой базы данных страховой компании. Это позволило проанализировать состояние травматизма по городу, не прибегая к выкопировкам из поликлинических журналов, а

использовать полицевые компьютерные данные каждой поликлиники и травматологического пункта города.

Изучение заболеваемости проводится на основании данных официальной статистики, представляемой медицинскими учреждениями города в виде форм 12 "Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных в районе обслуживания лечебного учреждения". Эти данные позволяют определять приоритетные группы заболеваний, сравнить показатели в разрезе отдельных поликлиник, провести картирование заболеваемости. Следует, однако, отметить, что выполненный анализ по форме 12 не отражает истинной картины происходящего. Это объясняется рядом причин: и возможностью больного выбирать поликлинику, и наличием (или отсутствием) тех или иных врачей-специалистов в конкретной поликлинике, и миграцией населения, и др.

По нашему глубокому убеждению, изучение заболеваемости (в условиях сложного характера водоснабжения) необходимо проводить на основании данных полицевого учета — это формы 025-6/у-89 "Статистический талон" и формы 025/у "Медицинская карта амбулаторного больного".

При выявлении причинно-следственных связей между изменением здоровья населения города и вредными факторами среды обитания были поставлены задачи определения наиболее существенных вредных факторов и составления оценок степени их влияния на здоровье населения. При этом требовалось применение адекватных подходов и методических приемов. В основе решения рассматриваемой задачи особое место занимал комплексный эколого-гигиенический мониторинг, представляющий собой взаимосвязанное использова-

ние двух мониторингов

мониторинга окружаю-

щей среды и мониторинга изменении здоровья населения, объединенных постоянно проводимой процедурой анализа причинно-следственных связей между выявляемыми изменениями в здоровье населения города и среде обитания.

Для решения поставленных задач сегодня уже немыслимо проведение огромной профилактической работы органами Госсанэпиднадзора без внедрения современных информационных технологий. Одним из элементов таких технологий являются локальные сети. Создание локальных вычислительных сетей в ЦГСЭН будет способствовать успешному обеспечению выполнения задач соци-ально-гигиенического мониторинга. При этом важным моментом является отработка системы взаимодействия между структурными подразделениями ЦГСЭН. За основу такого взаимодействия в Зеленограде взят принцип создания не крупного подразделения социально-гигиенического мониторинга, а рассредоточение задач по сбору, первичной обработке информации во всех профильных отделах и лабораториях, которые работают по своему направлению, анализируют результаты своей деятельности, внешних источников — участников мониторинга, сохраняя базы данных на едином файл-сервере. Немногочисленный отдел социально-гигиенического мониторинга обрабатывает доступную с файл-сервера информацию и координирует работу оперативных отделов и лабораторий, чему способствует наличие единого информационного пространства (локальная сеть). При этом участниками процесса мониторинга становится весь

Схема 1. Схема контроля и управления санитарно-эпидемиологической обстановкой в городе с использованием системы СГМ

Управленческое решение

Сбор и хранение данных

Анализ данных

Прогноз

Выводы

Характеристика состояния здоровья

Унификация форм хранения данных

Хранение информации

Сравнительный анализ

Распоряжение префекта

Разработка программ

Заболева емость

|риродоохранные Санитарно-гигиенические и противоэпиде-

миотогичедж

Лечебно-оздоровительные

Природные

Внешние данные

Единая нормативная база

Локальная сеть

Контроль за ходом исполнения

Техногенные

Окружающая среда

Социальные факторы

Собственные результаты

Унификация баз данных

Файл-сервир

Данные соисполнителей

Состояние здоровья населения

Совершенст вование

Характеристика заболеваемости

Генерация отчетов

Система мониторинга Оперативный контроль

Страховая компания

ЦГСЭН в Москве

По возрасту

АРМ «Картирование» АРМ «Эпидемиолог»

Водоканал

По нозоформам По территории По месту работы, учебы, воспитания

Медицинскиое управление Поликлиники

Москомприрода ВЦМК «Защита» Геоцентр «Москва» Научный центр экологической токсикологии

АРМ «Статталон»

АРМ «Прививки» АРМ «Прогноз» АРМ «Химик»

Горбольница Диспансеры

Внедрение

Научно обоснованные гигиенические мероприятия

Собственные данные ЦГСЭН

Демографические показатели

Данные лабораторий

Данные оперативных отделов

Статуправление Зеленограда и Москвы

коллектив центра. Результаты комплексной аналитической работы всех отделов дают возможность устанавливать предполагаемые причинно-следственные связи в системе окружающая среда—здоровье.

В городе реализуется "План практических мероприятий по разработке и введению в действие 1-го этапа системы социально-гигиенического мониторинга" (СГМ) и программа мероприятий по внедрению СГМ. Распоряжением префекта округа ЦГСЭН определен как головная организация, призванная координировать деятельность органов, учреждений, организаций, обеспечивающих ведение СГМ. Учитывая накопленный опыт работы по отработке первого этапа создания системы мониторинга, решением коллегии Госкомсанэпиднадзора от 28.04.97 "О ходе выполнения работ по созданию социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации" ЦГСЭН в Зеленограде среди других городов России определен как базовый по отработке действующей модели социально-гигиени-ческого мониторинга. Это же решение нашло отражение в приказах и распоряжениях ЦГСЭН в Москве.

Проработаны вопросы информационного взаимодействия с внешними организациями — участниками мониторинга. Методологической основой

проведенных мониторинговых исследований явилась комплексная оценка антропогенной нагрузки на окружающую среду и степени ее влияния на здоровье населения. При определении суммарной антропогенной нагрузки изучали различные факторы окружающей среды, прежде всего санитарное состояние атмосферного воздуха, водных объектов и качество питьевой воды, уровни шума в городе и загрязнения почвенного покрова, особенности планировки и застройки [2, 3].

На схеме 1 приведена принципиальная схема контроля и управления санитарно-эпидемической обстановкой в городе с использованием системы социально-гигиенического мониторинга.

Установление причинно-следственных связей в результате воздействий факторов окружающей среды на здоровье человека и проведение оценки риска для населения — весьма сложные задачи. Подобные задачи последнее время пытаются решать путем моделирования. Эти модели обычно очень крупные, включающие в себя множество параметров и "частных" математических моделей.

Программы мониторинга окружающей среды, в том числе и водной, имеют междисциплинарный характер и требуют специального программного обеспечения. База данных такой программы, как

Хранение

Федеральный ЦГСЭН (РОСРИАЦ)

ЦГСЭИ

совместно с уполномоченными

для этих целей органами, учреждениями и организациями в городах и районах

Формирование первичных баз данных

ЦГСЭН

су бъс кто в Ро С С И11 с ко й Федерации

правило, предназначена для потребителей — планирующих и природоохранных органов различного уровня, экспертов-экологов, исследователей и т. д., т. е. имеет межведомственный характер [4]. Программа мониторинга охватывает несколько лет с учетом задач средне- и долгосрочных наблюдений. Основные цели программы сформулированы следующим образом:

— получение данных, необходимых для оценки экологической обстановки в обследуемом районе в течение года и ее изменений в последующие годы;

— контроль за эксплуатацией станции водоочистки (содержание органического вещества, патогенных организмов, тяжелых металлов, моющих средств и т. д.).

Очевидно, что для такой программы требовалась база данных, доступная для широкого круга потребителей и выполняющая 2 основные задачи — сбор и статистическую обработку данных (полученных зачастую разными методами, в нестандартных условиях и т. д.).

Сложность создания такой межведомственной базы данных можно проиллюстрировать следующим примером. Получение статистически достоверных данных только для одной пробы воды в рамках программы включает несколько этапов: отбор проб в полевых условиях стандартными методами для определения температуры воды, содержания растворенного кислорода, рН, электропроводности, мутности и введение соответствующих данных по специальной форме отчетности; анализ представительных частей каждой пробы стандартными методами в 2 лабораториях — химической (по 25 показателям), микробиологической (по 3) и введение данных по форме отчетности, установленной для каждой лаборатории; контроль качества полученных данных независимой организацией с соответствующей формой отчетности. Данные, полученные в течение месяца, вводятся в базу данных и обрабатываются.

Таким образом, база данных эксплуатируется в следующем режиме: сначала массовая закачка данных, затем их обработка прикладными пакетами. Сложность получения исходных данных определяет в первую очередь структуру базы данных и, следовательно, ее стоимость.

Однако с нарастанием потока информации не представляется возможным переработать его даже с помощью имеющихся современных программных средств. В связи с этим будущее социально-гигиенического мониторинга видится нам в создании единого информационного пространства путем разработки типовой информационно-аналитической системы 1-го уровня. Необходима система, которая должна автоматизированно осуществлять следующие функции: сбор первичной информации от участников социально-гигиенического мониторинга; сбор информации из оперативных отделов и лабораторий ЦГСЭН; сортировка и обработка информации, вводимой в систему; хранение и поиск информации в системе; аналитическая обработка информации в системе; контроль работоспособности системы, контроль ввода, передачи и обработки информации в системе.

Данные обстоятельства вызвали необходимость внимательнее взглянуть на организационную структуру социально-гигиенического мониторин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема 2. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга, утвержденная Правительством РФ

Анализ полученных данных, выявление причинно-следственных связей, составление прогнозов, ведение соответствующих баз данных

I

Первичная обработка и

оценка информации

Анализ полученной информации, составление прогнозов, ведение соответствующих федеральных баз данных

га, предложенную Госкомсанэпиднадзором РФ и утвержденную постановлением Правительства РФ в 1994 г. (схема 2).

Этими распорядительными документами на ЦГСЭН 1-го уровня (районные, городские и окружные в Москве) как на первичное звено в системе СГМ совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями возлагаются задачи по обеспечению сбора, хранения, первичной обработки и оценки информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения поднадзорной территории. В дальнейшем эта информация должна передаваться в ЦГСЭН субъектов Российской Федерации (на 2-й уровень), а также формировать первичные базы данных на местах.

На ЦГСЭН субъектов РФ возложены задачи анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей, составление прогнозов, ведение соответствующих баз данных.

И наконец, на Федеральный ЦГСЭН и Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ возложены задачи анализа полученной информации, составление прогнозов, ведение соответствующих федеральных баз данных.

Следовательно, есть основание рассматривать ЦГСЭН 1-го уровня как ведущее, головное звено в цепи СГМ по сбору и обработке всей первичной информации, которая характеризует состояние здоровья и окружающей среды.

Хотелось бы отметить, что в современных условиях развитие СГМ зачастую идет сверху. При этом вышестоящие в иерархической структуре органы подменяют функции низшего звена, что приводит к дублированию работы и созданию дополнительных сложностей при обмене информации. Задачи высшего звена заключаются в оценке проблемы (это уже 50% успеха!) и возможностей выполнения поставленных задач и в оценке возможных причин срыва. Для этого формируется стратегия, создаются структуры, подбираются квалифицированные кадры, вырабатываются информационные стандарты. В задачи высшего руководства не входит разработка деталей и порядок их осуществления. Детали разрабатываются снизу вверх, в противном случае это неизбежно приведет к возникновению

тех или иных проблем. В этом заключается основная опасность невыполнения поставленных задач.

Сегодня становится очевидным, что задачи СГМ требуют новых подходов и организации новой технологии труда работников службы. Это связано, во-первых, с молниеносным насыщением российского рынка современной компьютерной техникой и ее многообразием; во-вторых — с на-л и ч и ем бол ьш о го кол и ч ества л и це н з и ро ва н н ы х программных продуктов, начиная с текстовых редакторов и кончая системами управления базами данных. Все это требует особого понимания и подхода. Конечно, техническое сопровождение осуществляют знающие специалисты и здесь санитарные врачи не одиноки, ведь в последние годы санитарная служба имеет возможность укомплектовываться специалистами в области информатики. Но необходима интеграция знаний в области медицины, гигиены окружающей среды и информационных технологий. Эту задачу'должны решать руководители ЦГСЭН на всех уровнях.

Продолжающийся рост использования ПЭВМ в санэппдслужбе привел к автоматизации обработки о гро м н е й ш его кол и ч ества да иных. Многие ЦГСЭН начали накапливать и хранить данные на локальных АРМ в виде файлов или баз данных различных форматов. По мере возникновения новых потребностей в хранении или обработке данных создавались все новые и новые АРМ по аналогии с уже существующими, но со своим, подчас уникальным форматом базы данных.

С увеличением объемов данных и ростом сложности информационных потоков их обработка традиционными способами невозможна. Это приводит к необходимости развития информационной инфраструктуры, к изменению всей системы информационного обеспечения отрасли.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в мире информатики, можно выделить 2 стратегии внедрения новой информационной технологии.

I. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре в ее существующем виде и происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Коммуникации развиты слабо и рационализируются только рабочие места. Практически эта стратегия выражается в создании и внедрении АРМ конкретного работника. Информационное поле ограничено рамками конкретного АРМ и недоступно для других участников информационного процесса.

Такая стратегия ориентируется на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения сводится к минимуму, так как затраты минимальны и организационная структура не рационализируется).

В данном случае закономерный вопрос о стандартизации информации становится проблематичным, так как процесс стандартизации информации в разрозненных и изолированных друг от друга базах данных и их разработчиков является задачей практически неразрешимой.

II. Организационная структура модернизируется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Основной стратегией является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры возрастает, так как рационально распределяют-

ся архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность эффективности каждого управленческого уровня объему решаемых задач.

В этом случае речь идет о создании единого информационного пространства, доступного для различных служб в рамках учреждения в целом или группы отраслевых учреждений. Для пользователей создаются приложения, использующие уже имеющиеся данные; информационное пространство формируется непосредственно внутри учреждения (отрасли), где информация перерабатывается, и принимаются решения. Тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой (степень риска от внедрения сводится к максимуму, так как затраты максимальны и организационная структура рационализируется). При этом вопросы о стандартизации отпадают, так как структура данных, кодификация данных и т. п. решаются внутри единого информационного пространства. Для обеспечения процессов стандартизации в этом случае необходимо разработать локальные классификаторы с учетом ЕСКК (Единая система классификации и кодирования). Следует отметить, что вторая стратегия успешно реализуется во всем цивилизованном мире.

Сложившаяся в санэпидслужбе ситуация в области информационных технологий указывает на то, что отрасль выбрала первую стратегию, от которой передовые страны отказались еще в 70-е годы. Очевидно, что организации отрасли постепенно должны осознать необходимость централизации управления данными и приложениями. Понимание этой необходимости может прийти различными путями. Во-первых, руководители высшего уровня могут очень быстро обнаружить, что требуемую для принятия решений информацию не очень легко получить. Чтобы выполнить запрос на информацию, необходимо написать прикладную программу (АРМ, модуль), способную обработать несколько частных файлов или баз данных, каждые со своим собственным форматом, структурой данных и кодификацией. Во-вторых, принятие решений сдерживается отсутствием целостности данных. И, наконец, в-третьих, развитие технологии подошло к такому уровню, когда стало возможным проектировать, накапливать и обрабатывать большие наборы данных в едином информационном пространстве.

В конце концов необходимо осознать значимость такого ресурса, как данные, и необходимость централизованного управления ими.

Таким образом, разработанная и внедренная система социально-гигиенического мониторинга в Зеленограде позволяет организовать достаточно эффективный сбор и обработку информации по факторам окружающей среды и состоянию здоровья населения; установить причинно-следственные связи между показателями состояния среды обитания и здоровья населения, сформулировать прогноз заболеваемости и окружающей среды; обосновать необходимые мероприятия по устранению вредного воздействия факторов среды обитания человека с целью принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.

И все же только создание полноценной типовой информационно-аналитической системы для сан-эпидслужбы 1-го уровня и ее последующее тира-

жирование на все ЦГСЭН (подобно сбербанкам) позволит решать поставленные задачи по успешному ведению СГМ.

Л итератур а

1. Беляев Е. И., Шестопалов И. В. // Гиг. и сан. — 1996. - № 3. - С. 3-6.

2. Винокур И. Л., Гилъденскиольд Р. С., Ершова Т. Я. и др. // Там же. - 1989. - № 5. - С. 4.

3. Винокур И. Л., Бобылева О. В., Ершова Т. Н. Совершенствования методической схемы гигиенического прогнозирования влияния комплекса факторов ок-

ружающей среды на здоровье городского населения: Метод, рекомендации. — М., 1990. 4. Тушинский С. Г. // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. - М., 1987. - Т. 18. - С. 42-43.

Поступила 11.08.99

S и m тагу. The paper deals with the experience of the Ze-lenograd Town Sanitary and Epidemiological Surveillance Center with sociohygienic monitoring. Its work on the recording and analysis of infectious and non-infectious diseases by using the present-day computers and local electronic networks is outlined. The paper shows it necessary to develop a unified approach to sociohygienic monitoring and standardization of databases in the corporative system of sanitary service.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2000 УДК 614.771:632.151-07:519.24

И. В. Мудрый, М. Ю. Антомонов, Е. В. Раецкая, Л. Г. Голенкова, Е. И. Непокупная, 3. Ю. Майстренко

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

Институт экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя Минздрава Украины, Киев; Украинский научный гигиенический центр Минздрава Украины, Киев

Применение интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур непосредственно связано с использованием в земледелии средств защиты растений, органических и минеральных удобрений, орошения. При этом почва загрязняется тяжелыми металлами, остатками агро-химикатов, синтетическими поверхностно-актив-ными веществами (ПАВ) — детергентами и другими антропогенными химическими загрязнителями. Имеются немногочисленные сведения о воздействии ПАВ на урожай трав, рост картофеля, зеленого корма [1, 3, 6]. Данные о комплексном влиянии детергентов, тяжелых металлов, минеральных удобрений на качество сельскохозяйственных культур в научной литературе нам найти не удалось.

В связи с изложенным в Бориспольском районе Киевской обл. на территории Украинской научно-исследовательской станции орошения сточными водами был заложен полевой опыт по изучению влияния комплекса химических загрязнителей (на примере анионного ПАВ, свинца, азотных удобрений) на качество сельскохозяйственных культур (картофеля, свеклы). План полевого опыта был следующим:

1. Изучали влияние орошения сточными водами, содержащими анионный детергент сульфонол на уровне рекомендуемой допустимой концентрации (РДК) - 4 мл/л, 0,5 РДК - 2 мг/л, 5 РДК -20 мл/г, что соответствует нагрузкам 12, 6 и 60 кг/га.

2. Исследовали влияние орошения сточными водами, содержащими свинец на уровне РДК — 1,8 мг/л, 0,5 РДК - 0,9 мг/л, 5 РДК - 9 мл/л, что соответствует нагрузкам 5,4, 2,7 и 27 кг/га.

3. Изучали также влияние комбинаций свинца и сульфонола на уровне различных вышеуказанных концентраций (нагрузок) в условиях применения азотных удобрений (аммиачной селитры) при нагрузках по азоту (Ы) 30, 60 и 90 кг/га.

Контролем служили участки без полива и без химических нагрузок.

Полевой опыт закладывался и проводился согласно рекомендациям, изложенным в монографии Е. И. Гончарука и Г. И. Сидоренко [2]. Усло-

вия опыта закладывались в 3 повторностях. На каждом из участков были посеяны и высажены такие культуры, как картофель, сахарная свекла. Орошение проводили 6 раз в течение мая—августа с соблюдением нормы одноразового полива 400—

500 м3/га и годовой оросительной нормы для данной местности 3000 м3Да. Зная оросительную норму и концентрацию исследуемых загрязнителей, можно рассчитать их нагрузки в килограммах на 1 га.

Например, нагрузка анионного ПАВ 6 кг/га определяется так: 2 мг/л * 3000 м3/га = 2 мг/л • 3000 •

1000 л/га = 2 мг/л • 3 • 106 л/га = 6 • 106 мг/га или 6 кг/га.

Для свинца нагрузка 5,4 кг/га рассчитывается

следующим образом: 1,8 мг/л • 3000 м3/га = 1,8 мг/

л-3000- 1000 л/га = 1,8 мг/л-3 • 106 л/га = 5,4- 106 мг/га = 5,4 кг/га.

Опыты проводили на дерново-подзолистой почве. В условиях опыта в свекле и картофеле определяли соответственно содержание сахара и крахмала, которые являются основными показателями качества указанных сельскохозяйственных культур, с помощью опубликованных в литературе методов [2].

Изучение качества сельскохозяйственных культур показало, что сульфонол в условиях орошения и внесения азотных удобрений в почву практически не влияет на содержание крахмала в картофеле (табл. 1). Иное отмечается при нагрузках свинца. При этом имеет место достоверное снижение крахмала в сельскохозяйственной продукции. Данная тенденция сохраняется также и при орошении водой, содержащей одновременно анионный ПАВ и свинец.

Как показало определение содержания сахара в свекле, этот показатель колеблется в широких пределах в зависимости от условий опыта (табл. 2). Как и при исследовании крахмала, нагрузка свинца в 5,4 и 27 кг/га снижает количество сахара в свекле. Внесение азотных удобрений в почву существенно не влияет на этот показатель. Анионный ПАВ сульфонол при максимальной нагрузке 60 кг/га также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.