МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
Подготовка высококвалифицированных специалистов для авиастроительной отрасли: инновационная модель
I
БАРЫШНИКОВА Наталья Алексеевна,
заместитель директора по учебной работе Таганрогского авиационного колледжа имени В. М. Петлякова, Таганрог
КИСЛОВА
Людмила Прокофьевна,
кандидат экономических наук, заведующая методическим отделом Таганрогского авиационного колледжа имени В. М. Петлякова, Таганрог
МЕДВЕДЕВ Валерий Петрович,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Таганрогского авиационного колледжа имени В. М. Петлякова, Таганрог
Авиационная промышленность, являющаяся одной из наиболее инновационных отраслей российской экономики, ощущает острый дефицит высококвалифицированных кадров. Сегодня для их подготовки необходима интеграция образовательных ресурсов учебного заведения и его социальных партнеров.
Аннотация
В статье представлен опыт построения инновационной модели подготовки высококвалифицированных специалистов для авиастроительной отрасли, в основу которой положена интеграция образовательных ресурсов колледжа и его социальных партнеров
Ключевые слова:
инновационная модель, интеграция образовательных ресурсов, социальные партнеры, высококвалифицированные специалисты, авиационная отрасль
Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова является основным поставщиком высококвалифицированных кадров среднего звена для авиационных предприятий Таганрога, и прежде всего для ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева». В учебном заведении осуществляется подготовка по специальностям: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения», «Техническое регулирование и управление качеством», «Программирование в компьютерных системах».
В колледже разработана инновационная система подготовки кадров, основанная на интеграции всех образовательных ресурсов (материальных, кадровых, нормативно-программных и вычислительных) колледжа и социальных партнеров [2]. Тесное сотрудничество с социальными партнерами, их участие в софинанси-
ровании инновационных проектов позволило учебному заведению дважды стать победителем в конкурсах, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» [3; 4].
Интеграция образовательных ресурсов
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области дважды (в 2014 и 2015 гг.) стало победителем в конкурсном отборе комплексных региональных программ развития профессионального образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации». В рамках данной программы, на реализацию которой региону было выделено около 100 млн руб. из федерального бюджета, Таганрогскому авиационному колледжу имени В. М. Петлякова была отведена роль инновационной площадки по созданию структурных подразделений образовательной организации на базе предприятия — основного социального партнера колледжа — ПАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева».
За счет предоставленных субсидий колледж приобрел оборудование, а предприятие предоставило специально подготовленные производственные помещения общей площадью более 400 кв. м для размещения оборудования и взяло на себя расходы по их содержанию и эксплуатации.
На базе ПАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» были созданы:
- учебно-производственный участок колледжа для подготовки слесаря-сборщика летательных аппаратов (специализация — выполнение сборочно-клепальных операций);
- заготовительно-штамповочный учебно-производственный участок;
- учебно-производственный участок проектирования процессов обработки деталей и узлов летательных аппаратов.
Кроме того, была открыта инновационная лаборатория моделирования и сборки деталей, узлов летательных аппаратов, оснащенная комплектом автоматизированных рабочих мест на базе САБ/САБ/САМ и^гарЫсз Ж — системы высокого уровня, предназначенной для решения всего комплекса задач, стоящих перед инженерами на всех этапах создания сложных технических изделий (предварительное проектирование, этап инженерного анализа и оптимизации конструкции, изготовление).
На базе ОАО «325 Авиационный ремонтный завод» организована лаборатория по дефек-товке материалов и деталей при производстве летательных аппаратов при непосредственном участии завода.
Дальнейшее развитие интеграции учебного заведения с предприятиями-работодателями связано с созданием на базе колледжа регионального образовательного кластера авиационного профиля.
Независимая оценка качества
В рамках сложившегося сотрудничества особое значение приобретает внешняя оценка качества образования, которая осуществляется социальными партнерами как внешними экспертами, по следующим критериям: соответствие содержания образования требованиям ФГОС, профессиональным стандартам и особенностям конкретных производств; уровень профессиональной квалификации выпускников и их востребованность на рынке труда.
К процессу оценки качества подготовки выпускников привлечены и сами работодатели, представители которых на уровне заместителей директоров и ведущих специалистов являются председателями ГЭК, работают в составе квалификационных комиссий.
На основании анализа отчетов председателей ГЭК и решений педагогического Совета цикловые комиссии разрабатывают план мероприятий по повышению качества подготовки выпускников.
Инструментом общественного управления образованием со стороны работодателей в колледже стал Попечительский совет, основной стратегической целью которого является создание эффективных механизмов содействия функционированию и развитию образовательного учреждения. На помощь Попечительского совета опирается в своей работе служба содействия трудоустройству, занимающаяся изучением потребностей организаций-работодателей в квалифицированных рабочих и специалистах со средним профессиональным образованием и их трудоустройством.
Участие в WorldSkills Russia
Высокий уровень профессиональной подготовки студенты колледжа демонстрируют, участвуя в чемпионатах WorldSkills Russia. Так, по результатам проведения чемпионата Северного Кавказа профессионального мастерства «World Skills Russia-2014» Ростовская область стала абсолютным победителем по направлению «Специалисты информационных и коммуникационных технологий». Студент колледжа Дмитрий Спектор занял второе место, выступая по компетенции «Web-дизайн» на рабочей площадке «Информационные технологии».
В 2014 году выпускники колледжа — молодые специалисты-токари с ПАО «ТАНТК имени Г. М. Бериева» заняли второе место на национальном чемпионате сквозных рабочих
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике чемпионата WorldSkills Russia, который проходил в Екатеринбурге.
***
Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует органической включенности профессионального образования в структуру экономики, ориентации его на постоянные изменения между спросом и предложением, что, в свою очередь, требует новых подходов к организации взаимодействия между образовательной организацией и социальными партнерами. Интеграция образовательных ресурсов колледжа и предприятий-работодателей позволяет готовить молодежь по рабочим профессиям в инновационных лабораториях и на учебно-производственных участках на высоком уровне.
Разработана инновационная система подготовки кадров, основанная на интеграции всех образовательных ресурсов учебного заведения и социальных партнеров
Литература
1. Кислова Л.П., Барышникова Н.А., Медведев В. П. Региональный образовательный кластер — новая модель подготовки кадров для авиапрома // IX Международный научно-методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования». — Ростов н/Д: ДГТУ, 2014. — С.132-138.
2. Медведев В. П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства //Успехи современного естествознания. — 2007. — №11. — С.44-47.
3. Медведев В.П., Денисова Л.Н., Якубов А. В. Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной образовательной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотех- Особое значение приобретает нологичных производств: внешняя оценка качества обра-
Материалы областной науч-
ьго-практической конферен- зования, которая осуществляется ции «Инновационные про- социальными партнерами
цессы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования как фактор повышения качества подготовки специалистов». — Ростов н/Д: ООП ГОУ ДОД ОЦТТУ, 2008. — С.17-19.
4. Медведев В.П., Кислова Л. П. Интеграция специальностей «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение для вычислительной техники и автоматизированных систем» с целью подготовки специалистов для высокотехнологичных производств» — Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы III Международной научно-практической конференции (17-19 октября 2013 г.). — Кисловодск; Ставрополь; Москва: ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2013. — Ч. 1 — С.154-155.