Научная статья на тему 'Опыт работы колледжа в рамках системы непрерывного профессионального образования'

Опыт работы колледжа в рамках системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы колледжа в рамках системы непрерывного профессионального образования»

ОПЫТ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. П. Медведев Л. П. Кислова

В Таганрогском авиационном колледже им. В. М. Петлякова уже более двадцати лет реализуется система четырехуровневого непрерывного профессионального образования, в основе которой лежит концепция интеграции различных образовательных уровней как «по вертикали», так и «по горизонтали».

В настоящее время нулевая ступень представлена действующими подготовительными курсами, которые не только обеспечивают подготовку к поступлению в колледж, но профориентацию и отбор. В результате чего по окончании курсов учащиеся с высокой рейтинговой оценкой зачисляются в колледж, минуя общие вступительные экзамены. На первой ступени колледжа (в соответствии с профессиональной направленностью) формируются две группы студентов. Одна группа обучается по типовому учебному плану и завершает обучение получением квалификации техника, а вторая группа обучается по интегрированному, сквозному учебному плану, разработанному совместно с соответствующим вузом. Эта вторая группа, по сути, и образует вторую ступень подготовки, которая обеспечивает получение квалификации старшего техника. Предпосылкой для создания этой ступени в 1992 г. стала подготовка техников повышенного уровня по специальности «Производство летательных аппаратов» (совместно с вечерним отделением Московского авиационного института и кафедрой «Летательные аппараты» в Таганрогском радиотехническом институте). Обучение по интегрированным учебным планам позволяет студентам, наряду с дипломом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня, получить углублённые знания по определенным дисциплинам, изучаемым на первом и втором курсах высших учебных заведений. После чего они без вступительных экзаменов, по результатам собеседования и рейтингового отбора, переходят на третью ступень обучения - в вуз. К сожалению, эта «вертикальная интеграция» по специальности «Производство летательных аппаратов» с годами приобрела отрицательную динамику: если с 1998 г. по 2004 г. выпускники колледжа этой ступени подготовки зачислялись сразу на третий курс в бюджетные группы, то с 2005 г. по 2007 г. - на второй курс, а с 2008 г. и по настоящее время - только на первый курс и только по результатам ЕГЭ. Подобная интеграция с Донским государственным университетом носит более стабильный характер.

По дисциплинам, изучение которых в соответствии с государственным стандартом является обязательным как в вузах, так и в колледже, составляются интегрированные учебные программы. К проведению лекционных и практических занятий, рейтинговому отбору привлекаются преподаватели вузов. Отношения между вузами и колледжем регулируются

257

двухсторонними договорами о совместной деятельности по организации подготовки специалистов.

Следует отметить, что введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов для среднего профессионального образования несколько ограничило колледж в выборе направлений повышенного уровня подготовки и создании совместных с вузами учебных планов. Теперь подобные нововведения можно реализовывать только в рамках вариативной части программ подготовки специалистов и при условии заказа такой сквозной подготовки колледж - вуз со стороны конкретного работодателя.

Реализация «горизонтальной интеграции» нашла воплощение в функционировании на базе колледжа экспериментальной площадки «Создание системы "горизонтальная интеграция" деятельности образовательных учреждений среднего специального образования». Она начала свою работу в 2000 г. как региональная, а с 2002 г. имела статус федеральной экспериментальной площадки. В основе горизонтальной интеграции лежит идея формирования структуры полипрофессионального образования, при которой обучаемый получает несколько профессий. Таким образом, эффективно решается вопрос сочетания, с одной стороны, личных интересов и образовательных потребностей человека, а, с другой - реальных потребностей общества в определенных специалистах. Наиболее широко нами реализована «внутренняя горизонтальная интеграция», при которой обучаемый получает в колледже одновременно две специальности: одну -выбранную им самим (с учетом в какой-то степени призвания), вторую - на которую имеется спрос на рынке труда или которая повышает в сочетании с первой востребованность выпускника.

«Горизонтальная интеграция» создает для обучающихся реальную возможность для оперативной коррекции выбора профессии, не покидая при этом систему среднего профессионального образования и, создавая тем самым, реальные условия для более полной реализации личностноориентированного подхода в обучении. Этот вид интеграция расширяет для каждого образовательного учреждения рынок потребителей его услуг, так как один и тот же студент может обучаться одновременно в двух учебных заведениях. Предлагаемая система интеграции является эффективной и обеспечивает повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников, а также самих образовательных услуг учебных заведений, только при выполнении следующих основных условий: (а) система должна быть ориентирована на учет потребностей рынка путем определения наиболее востребованной структуры полипрофессионального образования, возможно, даже не одного уровня; (б) в системе должна быть обеспечена максимальная преемственность образовательных программ требуемого полипрофессионального образования; (в) при определении полипрофессиональной ориентации учащегося должны одновременно учитываться не только запросы рынка, но и личностные ориентации и индивидуальные способности учащихся; (г) должно быть создано необходимое правовое обеспечение и сопровождение системы. Следует отметить, создания единого образовательного пространства, как города, так и региона можно достигнуть, в частности, за счет органичного дополнения

258

«вертикальной» интеграции «колледж - вуз» «горизонтальной» интеграцией. В этом случае, помимо полипрофессиональной подготовки специалиста на уровне техника, которая повышает его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, расширяется сфера выбора специальности для дальнейшего продолжения образования на более высоком уровне, создавая тем самым более широкую базу для интеграции колледжей с вузами.

В плане практической реализации органического сочетания вертикальной и горизонтальной интеграции деятельности образовательных учреждений, нами созданы переходные программы и учебные планы для специальностей 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» и 0201 «Правоведение». В этом случае студенты колледжа, обучающиеся по специальности 0601, могут выбирать при переходе на повышенный уровень подготовки в колледже различные специализации как 06 группе специальностей, так и по 02 группе. Создан блок сопряженных программ и учебных планов для специальностей 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» и 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Описанная интеграция расширяет спектр специальностей, по которым студенты колледжей смогут получать высшее образование в сокращенные сроки. Например, студенты колледжей, обучающиеся по специальностям 06 группы, смогут выбирать при переходе на повышенный уровень подготовки в колледже различные специализации, которые позволят им в дальнейшем в сокращенные сроки получить высшее образование не только по 06 группе, но и по 02 и 22 группам.

При этом мы считаем, что группы повышенного уровня следует формировать из студентов различных колледжей и сами специализации, в рамках одной специальности, открывать в различных колледжах. При выборе колледжа для открытия специализации следует учитывать наличие в нем смежной базовой специальности, кадрового и методического обеспечения, а также заключенных договоров о совместной деятельности по организации подготовки специалистов с соответствующими вузами.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.