12 |
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Инновационный подход к реализации подготовки специалистов среднего звена в вузе
ГАБЕЕВ Вадим
Теймуразович,
директор колледжа
прикладного
профессионального
образования Южного
федерального
университета,
Ростов-на -Дону
КИСЛОВА Людмила Прокофьевна,
кандидат экономических наук, руководитель направления подготовки СПО колледжа прикладного профессионального образования Южного федерального университета, Таганрог
МЕДВЕДЕВ Валерий Петрович,
кандидат
педагогических наук, доцент, специалист СПО колледжа прикладного профессионального образования Южного федерального университета, Таганрог
БАРЫШНИКОВА Наталья Алексеевна,
специалист СПО
колледжа прикладного
профессионального
образования Южного
федерального
университета,
Таганрог
Аннотация
В статье представлен опыт создания колледжа прикладного профессионального образования в университете. Рассмотрены аспекты совместной работы колледжа с кафедрами при проведении профориентацион-ных мероприятий, разработке и реализации сопряженных программ обучения
Ключевые слова:
колледж в составе университета, прикладное профессиональное образование, подготовка инженерных кадров, профессии ТОП-50, профориентация, сопряженные образовательные программы
Колледж прикладного профессионального образования Южного федерального университета был создан в 2015 году для распределения задач между подразделениями и повышения их эффективности, а также для институцио-нализации системы среднего профессионального образования в университете путем объединения художественно-гуманитарного колледжа Академии архитектуры и искусств и экономического колледжа Высшей школы бизнеса. В 2016 и 2017 годах набор абитуриентов в колледж осуществлялся по специальностям: 09.02.04 «Информационные системы»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»; 38.02.06 «Финансы»; 38.02.07 «Банковское дело»; 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Между тем провозглашенный в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения потребовал опережающего развития как профессионального образования в целом, так и систем подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в частности. Перед образовательными организациями встала задача модернизации инженерного образования и повышения качества подготовки технических специалистов.
В 2017 году в Таганроге было открыто подразделение колледжа для подготовки специалистов среднего звена по техническим специальностям: 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) с квалификацией «Техник-мехатроник, техник-мехатроник по мобильной робототехнике» и 15.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства» с квалификацией «Старший техник», набор на которые будет проводиться в 2018 году. Данные специальности входят в десятку самых востребованных на рынке труда Т0П-50 профессий, требующих среднего профессионального образования. В дальнейшем линейку по приоритетным направлениям подготовки планируется расширить.
Массовое создание высокотехнологичных производств привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике.
Инженерный труд — самостоятельный вид трудовой деятельности, отличающийся от деятельности научных работников и рабочих. В триаде ученый-инженер-рабочий именно инженер является центральной фигурой научно-технического прогресса. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости.
Отечественная система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки и квалификация отвечают требованиям предприятий. В связи с этим при открытии подразделения колледжа в Таганроге был использован инновационный подход к реализации подготовки специалистов среднего звена в структуре университета.
Инновационная деятельность в сфере образования — это деятельность, ориентированная на повышение конкурентоспособности и совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений политики в сфере образования, интеграции системы образования города в федеральное и международное образовательное пространство. Суть инновационного образования можно выразить фразой «Не догонять прошлое, а создавать будущее» [1]. При этом следует иметь в виду, что инновационное образование требует интеграции науки, образовательного процесса и производства.
У авторов статьи уже имелся опыт развития современного образовательного пространства Ростовской области, в том числе полученный в ходе участия в реализации ряда инновационных образовательных проектов:
— «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
14 | 3/2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ
подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» (2007);
- «Интеграция специальностей „Технология машиностроения" и „Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" на базе объединенных образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов для высокотехнологичных машиностроительных производств» (2009);
- «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации» (2014-2015).
Основной идеей реализованных инновационных образовательных проектов была интеграция:
- образовательных ресурсов, под которыми понимается учебно-методическое, научно-методическое и нормативное обеспечение учебного процесса, производственно-лабораторное оборудование, программное обеспечение, вычислительные ресурсы и кадровый потенциал;
- содержания программ разных специальностей;
- ресурсов для реализации кадровой политики предприятий авиационной промышленности, в том числе интеграция материально-технических, кадровых, учебно-методических ресурсов, а также доступ обучающихся к рабочим местам на реальном производстве и как результат — образовательный кластер авиационного профиля [3].
Имеющийся опыт инновационного подхода к решению задач по подготовке кадров для высокотехнологичных производств был в полной мере использован при создании структурного подразделения колледжа прикладного профессионального образования ЮФУ по техническим специальностям в Таганроге. В основу инновационного подхода к реализации подготовки специалистов среднего звена в структуре университета были положены принципы адаптации и интеграции. В качестве базовой кафедры для открытия специальностей 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)» и 15.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства» была выбрана кафедра электротехники и мехатроники Института радиотехнических систем и управления ЮФУ В данном случае реализация принципа адаптации заключалась в приведении имеющейся на кафедре материальной базы и методического обеспечения в соответствие с требованиями ФГОС СПО. Подобная адаптация понадобилась и при организации преподавания в колледже учебных дисциплин общего гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного учебных циклов соответствующими кафедрами инженерно-технологической академии ЮФУ.
Принцип интеграции был реализован в рамках таких направлений деятельности, как профориентационная работа, разработка программ обучения, поддержка одаренных детей, трудоустройство, организация баз практик, использование социальной инфраструктуры университета.
Для организации совместной профориентационной работы с кафедрой была разработана общая программа, включающая в себя:
- экскурсии школьников в лаборатории и на полигоны ЮФУ;
- мастер-классы, организованные профильными кафедрами ЮФУ;
- совместные со школами города и области тренинги по профессиональному самоопределению школьников;
- семинары с педагогическим составом общеобразовательных школ по обсуждению, развитию методики реализации основ робототехники в отдельных темах школьных предметов, таких как физика и информатика;
- круглогодичную работу консультационного центра для выпускников школ на базе Института радиотехнических систем и управления ЮФУ
При разработке программ обучения в колледже был сделан упор на совместную с кафедрами работу по созданию сопряженных программ, позволяющих выпускникам колледжа переходить на индивидуальную подготовку в рамках освоения программ бакалавриата в сокращенные сроки.
Обучающиеся колледжа будут включены в Президентскую программу для одаренных детей, в рамках которой активно работают кафедры Института радиотехнических систем и управления. Талантливым студентам, проявившим склонности к инженерным наукам, будут предложены индивидуальные учебные планы, предусмотрено для них и денежное поощрение.
Для решения вопросов обеспечения баз практик и трудоустройства выпускников создается интегрированная база данных о потенциальных работодателях, включающая как имеющиеся на кафедрах базы данных, так и создаваемую колледжем собственную базу потенциальных работодателей и базу практик. В качестве баз практик также будут широко использоваться производственные площадки предприятий, НИИ и НКБ, учредителем которых является Южный федеральный университет. Реализация курсового и дипломного проектирования по тематике, предложенной предприятиями — социальными партнерами, позволит выявить кадровый резерв для современных технических и технологических парков промышленных предприятий Юга России. Основными видами профессиональной деятельности выпускников могут быть ракетно-космическая промышленность, химическое и химико-технологическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, автомобилестроение, авиастроение, сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.
Инфраструктура ЮФУ позволит обеспечить абитуриентам хорошие социально-бытовые условия. Это общежитие для иногородних студентов, собственный комбинат питания, сеть кафе и буфетов, сосредоточенность учебных корпусов и студенческих общежитий в историческом центре Таганрога, единая компьютерная сеть учебно-лабораторных корпусов и студенческого кампуса, современные библиотечные ресурсы и сервисы, университетская среда, способствующая гармоничному развитию личности.
Создание колледжа позволяет реализовать полную непрерывную интегрированную подготовку инженерных кадров в ЮФУ. Она начинается
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
16 | 3/2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ
с сотрудничества с общеобразовательными учреждениями, где созданы профильные классы, ориентированные на техническое образование, и далее через колледж, где осуществляется профессиональная подготовка обучающихся, обеспечивающая им среднее профессиональное образование, интегрированное с программами дальнейшей инженерной подготовки на уровне бакалавриата и специалитета.
Созданная модель не самоцель, а средство подготовки для промышленности современного высококвалифицированного инженера, уровень образования которого впоследствии будет напрямую влиять на качество производимой техники, реализуемых технологий, внедрения инноваций, а значит, и на уровень индустриализации страны в целом.
Литература
1. Денисова Л. Н., Медведев В. П. Инновации в образовании: Материалы международного форума «Национальная инновационная система и государственная политика в странах СНГ». — Ростов н/Д.: АкадемЛит, 2010. — Ч. 1. — С. 353-361.
2. Кислова Л. П., Медведев В. П., Барышникова Н. А., Якубов А. В. Об опыте формирования современной инновационной образовательной среды колледжа. «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования»: Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Ч. 1. — Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ 2013. — С. 109-113.
3. Кислова Л. П., Барышникова Н. А., Медведев В. П. Реализация модели подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной отраслипутем созданиярегиональногообразовательно-промышленно-гокластера. Актуальные проблемы и пути решения трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников профессиональных образовательных организаций Ростовской области: Материалы региональной конференции-семинара. — Ростов н/Д.: Издательство ЮФУ, 2014. — С. 12-15.