Научная статья на тему 'Подготовка выпускников к сдаче егэ на основе мониторинга освоения обучающимися общеобразовательных программ'

Подготовка выпускников к сдаче егэ на основе мониторинга освоения обучающимися общеобразовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ / СИСТЕМНОСТЬ / ИНДИ-ВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗИРУЮЩАЯ КОРРЕКЦИЯ / ТРУДООБУСЛОВЛЕННЫЙ УСПЕХ / EDUCATION / QUALITY / MONITORING / SYSTEM / INDIVIDUALIZATION / OPTIMIZING CORRECTION / LABOUR CONVENTIONAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масликова Эльвира Фаритовна

Возрастающая потребность российского общества в повышении качества образования своих граждан обуславливает необходимость выявления проективных ресурсов и модельных векторов совершенствования системы управления образованием, создания независимых объективных форм оценки и контроля, разработки содержательно-организационных и педагогических аспектов направленного мониторинга, что особенно актуально в гуманитарной плоскости общего образования, ориентированного на личностное развитие школьников как самостоятельных и ответственных субъектов учебного труда. Уровень становления трудообусловленных основ образовательной жизнедеятельности у старших школьников наиболее открыто и демократично сопряжен с предметными результатами ЕГЭ, процесс подготовки к которому, как показал проведенный анализ, имеет качественный ресурс повышения своей эффективности на основе педагогического учета результатов системного мониторинга освоения учащимися общеобразовательных программ на всех этапах обучения в основной и средней (полной) школе. В педагогическом контексте повышения уровня системной организа-ции процесса подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену рассматриваются пропедевтические, деятельностные и эвристические возможности регионального мониторинга качества освоения обучающимися общеобразовательных программ. Как показало проведенное исследование, продуктивное решение обозначенной проблематики на основе мониторинговых данных предполагает: создание региональной системы подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации на основной и старшей ступенях обучения по всем предметам; организационно-правовым учреждением института региональных и тренировочных (пробных) экзаменов в формате ЕГЭ; повышение объективности внутришкольного оценивания и расширение сферы применения инструментов оценки качества образования с низкими ставками; педагогическую опору на последовательную реализацию принципа оптимизирующей коррекции «упущений» и «пробелов» в предметных знаниях старших школьников, восходящую к ситуации «трудообусловленного успеха» и утверждающую (пробуждающую) у обучающихся веру в свои силы и базовую личностную способность к преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF GRADUATES FOR THE PASSING OF THE GSE ON THE BASES OF MONITORING OF MASTERING GENERAL EDUCA-TIONAL PROGRAMMS BY STUDENTS

The growing demand of the Russian society to improve the quality of education of its citizens makes it necessary to identify the projective resources and model vectors improving the education management system, the creation of independent, objective forms of evaluation and monitoring, development of content-organizational and pedagogical aspects of directional monitoring, which is particularly important in the humanitarian aspekt of general education, based on personal development of students as independent and responsible subjects of academic work. The level of formation of labour-conventional foundations of education in life of the undergraduates is more open and democratically connected with subs-tantive results of the exam preparation process which, as shown by the analysis, is a quality resource to increase their effectiveness on the basis of pedagogical profitability analysis system for monitoring the development of students in general education programs at all stages of instruction in primary and secondary (full) school. In the pedagogical context of improving the system of organization, the process of preparing high school students for general state exam is considered propaedeutic, activity and heuristic monitoring of the quality of the regional development of studying educational programs. The survey showed that the productive decision about valued issues, based on monitoring data includes: the creation of a regional system of preparation of students for the state (final) certification on the main and upper levels of education in all subjects; organizational and legal institution of regional and training (test) exams in the format of the exam; inside-the-school increase of objectivity of evaluation and expansion of the scope of the assessment tools of quality education with low rates; pedagogical support on the consistent implementation of the principle of optimizing correction «omissions» and «gaps» in the subject knowledge of high school students going back to the situation «labour-conventional success» and claimed (waking up) students' confidence in their strength and basic personal ability to overcome.

Текст научной работы на тему «Подготовка выпускников к сдаче егэ на основе мониторинга освоения обучающимися общеобразовательных программ»

УДК 373.57

Масликова Э.Ф.

Региональный центр развития образования Оренбургской области E-mail: masl_1971@mail.ru

подготовка выпускников к сдаче егэ на основе мониторинга освоения обучающимися общеобразовательных программ

Возрастающая потребность российского общества в повышении качества образования своих граждан обуславливает необходимость выявления проективных ресурсов и модельных векторов совершенствования системы управления образованием, создания независимых объективных форм оценки и контроля, разработки содержательно-организационных и педагогических аспектов направленного мониторинга, что особенно актуально в гуманитарной плоскости общего образования, ориентированного на личностное развитие школьников как самостоятельных и ответственных субъектов учебного труда.

Уровень становления трудообусловленных основ образовательной жизнедеятельности у старших школьников наиболее открыто и демократично сопряжен с предметными результатами ЕГЭ, процесс подготовки к которому, как показал проведенный анализ, имеет качественный ресурс повышения своей эффективности на основе педагогического учета результатов системного мониторинга освоения учащимися общеобразовательных программ на всех этапах обучения в основной и средней (полной) школе.

В педагогическом контексте повышения уровня системной организа-ции процесса подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену рассматриваются пропедевтические, деятельностные и эвристические возможности регионального мониторинга качества освоения обучающимися общеобразовательных программ.

Как показало проведенное исследование, продуктивное решение обозначенной проблематики на основе мониторинговых данных предполагает: создание региональной системы подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации на основной и старшей ступенях обучения по всем предметам; организационно-правовым учреждением института региональных и тренировочных (пробных) экзаменов в формате ЕГЭ; повышение объективности внутришкольного оценивания и расширение сферы применения инструментов оценки качества образования с низкими ставками; педагогическую опору на последовательную реализацию принципа оптимизирующей коррекции «упущений» и «пробелов» в предметных знаниях старших школьников, восходящую к ситуации «трудообусловленного успеха» и утверждающую (пробуждающую) у обучающихся веру в свои силы и базовую личностную способность к преодолению.

Ключевые слова: образование, качество, мониторинг, системность, инди-видуализация, оптимизирующая коррекция, трудообусловленный успех.

Построение демократического российского общества и конкурентоспособной национальной экономики полагают особое внимание к образовательной сфере, существенно повышая значимость разработки способов, критериев и приемов продуктивного управления непрерывным образованием в утверждающейся парадигме компетентностного развития личности.

Обострение конкуренции на отечественном рынке образовательных услуг, необходимость повышения эффективности образовательного реформирования выводят на передний план социокультурного прогресса российского общества проблематику совершенствования систем управления качеством образования, актуализируют динамические векторы и проектные основания его дальнейшего совершенствования и развития.

Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля.

Работа по созданию элементов ОСОКО ведется в рамках федеральной программы развития образования, стратегической целью которой является повышение доступности качества образования. Более половины регионов страны активно создают адаптированные системы оценки качества образования, участвуя в системе сравнительных исследований, проводимых на федеральном уровне, а также организуя независимые мониторинговые исследования [1], [2].

Под мониторингом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимается систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменения его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [4].

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего об-

разования приоритетной задачей современной школы является формирование личности выпускника, готового стать конкурентно способным участником жизнедеятельности российского общества и глобализированного мирового сообщества, способного продуктивно решать проблемы в различных сферах деятельностной активности на основе обретенного в школьные годы социального опыта, умеющего проектировать и созидать стратегии и тактики индивидуального жизненного пути, быть самостоятельным и ответственным «строителем» собственной жизни.

В ходе развития региональных систем оценки качества общего образования одним из основных предметов оценки качества становятся индивидуальные образовательные достижения обучающихся [5] и, прежде всего, учащихся выпускных классов, где содержательные трактовки термина «достижение», означающие «положительный результат усилий, предпринятой работы» [9, с. 177], [3, с. 152], личностно развивающим вектором «трудообусловленно-го успеха» обращены к педагогически управляемому становлению школьника-выпускника подлинным (сознательным, ответственным) субъектом индивидуальной образовательной активности, образовательной жизнедеятельности в целом.

Это одна из важнейших и наиболее значимых педагогических задач системной оценки качества общего образования, поскольку в своем обобщенном понимании категория «качество» выражает предельно индивидуализирующую в своей «неотделимости» от бытия объекта (в нашем случае, субъекта - Э.М.) его «существенную определенность» [13], что в парадигмальной плоскости непрерывного образования, равно как и в личностно-развивающей (проектируемой) векторности «формирующего оценивания» [11] с высокой степенью вероятности обуславливает факт надлежащего освоения учащимися выпускных классов предельно актуальной социальной роли субъекта учения, или, что то же самое, становления школьников-выпускников подлинными и действенными субъектами самостоятельного учебного (образовательного) труда.

Тем самым педагогические доминанты организации и проведения системных мони-

торинговых исследований уровня (качества) освоения обучающимися общеобразовательных программ связаны, прежде всего, не только с необходимостью расширения доступа ученика к оцениванию своих образовательных результатов, формирующего овладения школьником инструментарием «внутриклассного оценивания» или «Оценивания для Обучения», что обуславливает обретение педагогами своего «нового лица» - исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов [11], но и - во многом благодаря позиционно-лицевому преображению деятельностного функционала учителя - с образовательной актуализацией глубинных факторов, резервов и ресурсов формирования личности обучающихся, включая всемерное инициирование осознаваемой и переживаемой значимости индивидуального труда каждого школьника, раскрытие главенствующей роли трудолюбия как необходимости, обязанности и условия существования и развития человека (С.Е. Матушкин) [8, с. 76], непосредственно определяющей, в том числе, становление способности к преодолению возможного эмоционального негатива традиционно постулируемой «горечи» учения во имя достойного жизненного самостояния [7, с. 185], поскольку, по справедливому утверждению К.Д. Ушинского, «без личного труда человек не может идти вперед» и, даже, «не может оставаться на одном месте», но неминуемо «должен идти назад» [цит. по: 6, с. 242].

Педагогически акцентированная монито-ринго-оценочная актуализация трудообуслов-ленных оснований образовательной жизнедеятельности школьников особенно значима для учащихся выпускных классов, будучи неразрывно связанной с ведущей гуманитарной идеей Единого государственного экзамена: уже со школьной скамьи следует направленно формировать у молодых людей ценностно-смысловые векторы твердой итоговой уверенности в необходимости «качественного труда для успеха в жизни» [10].

Разработка и апробация региональной системы (проекта) мониторинга готовности выпускников старшей школы к итоговой аттестации предполагала решение следующих задач:

- выявление организационно-педагогических, организационно-методических и

Масликова Э.Ф.

Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ на основе мониторинга

психолого-педагогических условий повышения качества образования;

- обеспечение подготовки учащихся к единому государственному экза-мену на протяжении всего периода обучения в старшей школе;

- создание региональной системы подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации на основной и старшей ступенях обучения по всем предметам;

- формирование положительных результатов ЕГЭ.

Продуктивное решение обозначенной проблематики опиралось на системную педагогическую реализацию принципа оптимизирующей коррекции «недостатков», «упущений» и «пробелов» в предметных знаниях старших школьников и проектно осуществлялось в содержательной логике управленческих решений, включая:

- формирование индивидуальных траекторий ликвидации проблем, связанных с уровнем предметной обученности выпускников общеобразовательных школ;

- проведение методической поддержки учителей и педагогов, качественная корректировка учебных программ и планов;

- организация проблемно-тематических курсов повышения квалификации работников образования;

- сетевая реорганизация деятельности общеобразовательных организаций;

- совершенствование теоретико-практических и содержательно-организационных аспектов мониторинговых исследований качества образования.

Начиная с 2010 года во всех общеобразовательных организациях Оренбургской области успешно осуществляется проект «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ», который направлен на повышение объективности внутришколь-ного оценивания образовательных достижений обучающихся, формирование эффективной системы мониторинга и повышение качества подготовки выпускников 11 классов к сдаче ЕГЭ на основе системных мониторинговых исследований уровня освоения обучающимися образовательного стандарта на всех этапах обучения в основной и средней школе.

Основная идея проекта - определить стартовый уровень знаний старшеклассников по русскому языку и математике, проследить возможные изменения в конце 10 класса, в начале и по завершении 11 класса и, на основании полученных данных, спланировать индивидуальную работу с каждым школьником по оптимизирующей коррекции выявленных недостатков.

Реализация проекта базируется на содержательном единстве следую-щих этапов:

- подготовительный (осознание проблемной ситуации, постановка целей, мотивация участников проекта, разъяснительная работа);

- проектировочный (планирование хода деятельности, продумывание хода реализации проекта);

- практический (проведение контрольных срезов, сбор и обработка ре-зультатов, интерпретация результатов);

- аналитический (анализ результатов: сравнение планируемых и реальных результатов, анализ причин, обобщение, выводы);

- контрольно-коррекционный (поиск способов коррекции ошибок, со-ставление индивидуальных образовательных маршрутов по оптимизирующей коррекции выявленных недостатков);

- заключительный (обобщение этапов работы, выводы, составление ре-комендаций для обучающихся и педагогов).

Направленная фиксация исходного состояния и качественных измене-ний уровня знаний старших школьников предполагает системную реализа-цию предметных диагностических заданий, включая: входной контроль (по три контрольные работы по русскому языку и математике); промежуточный контроль (1-е и 2-е полугодия 10 класса, начальные недели 11 класса,

1 полугодие 11 класса, а также промежуточные контрольные работы по текстам муниципалитета); итоговый контроль (по результатам ЕГЭ).

Контрольные работы ориентированы на соответствующие КИМы ЕГЭ: проверяемые элементы содержания, типология заданий, формулировки заданий, тестовая форма и т. д. Задания для контрольных работ берутся из открытого банка заданий ЕГЭ по математике и русскому языку. Для удобства проведения контрольные работы планируются на 45 или 90 минут (1 или

2 школьных урока).

Кроме того получаемые данные направленного мониторинга способствуют наполнению единого регионального (электронного) банка информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся, обеспечивающего содержательную корректировку реализующих технологий с целью достижения высокого качества регионального образования.

В пропедевтическом контексте реализации проекта одним из важнейших управленческих решений явилось организационно-правовое учреждение института тренировочных (пробных) экзаменов по русскому языку и математике в формате ЕГЭ (7-8 классы). Проведение региональных экзаменов позволило не только повысить качество обучения школьников, улучшить оценочные показатели государственной (итоговой) аттестации, но и способствовало более глубокому осознанию учителями-предметниками меру пролонгированной ответственности за итоговые учебные результаты общего образовательного дела.

Реализация проекта мониторинга «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» обозначила ряд положительных эффектов развития системы образования на уровне каждого муниципалитета и региона в целом:

- повышение качества знаний обучающихся (за счет активного внедре-ния индивидуальных форм образовательного взаимодействия);

- усиление ответственности учителя и обучающихся за результаты своего труда;

- расширение возможностей учащихся сельских школ в получении доступного качественного образования;

- совершенствование системы внутриш-кольного контроля качества образовательной деятельности.

Одним из значимых теоретико-практических итогов реализации обозначенного регионального проекта явилась положительная динамика результатов итоговой аттестации обучающихся выпускных классов образовательных учреждений (средний балл по предметам ЕГЭ), что непосредственно соотносится с повышением качества предметной подготовки школьников на основе системных мониторинговых исследований уровня освоения обучающимися общеобразовательных программ.

Системный характер полученных диагностических данных выступил основой формирования индивидуальных траекторий ликвидации проблем, свя—занных с уровнем предметной об-ученности выпускников общеобразова-тельных школ, в личностно-развивающем контексте принципа оптимизи-рующей коррекции способствовал обеспечению психологически комфортной среды минимизации чувства страха перед ЕГЭ за счет педагогически инициируемого укрепления у старших школьников веры в свои образовательные силы и возможности, что, в итоге, содействовало продуктивной актуализации личностной заинтересованности и обучающихся, и обучающих в качественном результате совместного образовательного труда.

10.08.2015

Список литературы:

1. Болотов, В.А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская // Управление образованием: теория и практика. - 2011. - Вып.1-2. : [электронный ресурс] : режим доступа: www.iurao.ru

2. Болотов, В.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская // Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. - с. 86-121.

3. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. - М. : ООО «Дом Славянской книги», 2009. - 960 с.

4. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 ст. 97, ч. 3. : [электронный ресурс] : режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

5. Захир, Ю.С. Формирование и развитие региональной оценки образовательных достижений / Ю.С. Захир // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - №4. - с. 93-100.

6. История социальной педагогики: хрестоматия-учеб. : учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с.

7. Каргапольцев, С.М. Образовательные негативы педагогической алгедоники / С.М. Каргапольцев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №11. - с. 183-186.

8. Матушкин, с.Е. Первоосновы нравственности / с.Е. Матушкин. - Челя-бинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. - 104 с.

9. Ожегов, с.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / с.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

10. Парламентские слушания «Единый государственный экзамен» : информа-ционно-аналитические материалы. - М. : Российская академия образования; Институт содержания и методов обучения, 2005. - 48 с.

Масликова Э.Ф.

Подготовка выпускников к сдаче ЕгЭ на основе мониторинга

11. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей / М.А. Пинская. : [электронный ресурс] : режим доступа: http://www.ciced.ru/docs/publications/

12. Решетникова, О.А. Логистика массовой оценки учебных достижений учащихся / О.А. Решетникова //Инновации в образовании. - 2011. - №7. - с. 33-45.

13. Спиркин, А.Г. Качество / А.Г. Спиркин // Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. -[электронный ресурс] : режим доступа: http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-K/K12614.shtml

Сведения об авторе:

Масликова Эльвира Фаритовна, соискатель Оренбургского государственного университета, директор Регионального центра развития образования Оренбургской области 460018, г Оренбург, пр-т Побуды, д. 13 E-mail: masl_1971@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.