Научная статья на тему 'Подготовка учителя-логопеда к работе с детьми с задержкой психического развития в процессе повышения квалификации'

Подготовка учителя-логопеда к работе с детьми с задержкой психического развития в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
699
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Г.А.

В статье рассмотрен процесс подготовки учителя-логопеда к работе с детьми с задержкой психического развития в процессе повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя-логопеда к работе с детьми с задержкой психического развития в процессе повышения квалификации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.014.3

Г.А. Баранова

канд. пед. наук, доцент ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», г. Тула, Российская Федерация

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрен процесс подготовки учителя-логопеда к работе с детьми с задержкой психического развития в процессе повышения квалификации

Ключевые слова:

дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психического развития, процесс

повышения квалификации учителя-логопеда Keywords:

children with disabilities, children with mental retardation, the process of qualification of teacher-speech therapist

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья особое значение приобретает включение в коррекционно-педагогический процесс специалистов психолого-педагогического сопровождения. Поэтому большое внимание в процессе повышения квалификации учителей-логопедов должно быть уделено логопедическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда происходит «в процессе непрерывной профессиональной подготовки, которая может реализовываться в условиях учебно-информационной среды учреждений дополнительного профессионального образования» [1,с.65].

В системе дополнительного профессионального образования разрабатываются программы повышения квалификации, направленные на совершенствование профессионального уровня учителей-логопедов, работающих с детьми с ОВЗ. Например: «Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ». Программа предусматривает ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области теории и практики логопедии, проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Следует отметить, что особое внимание в процессе логопедического сопровождения детей с ОВЗ должно быть уделено группе детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Причины возникновения задержки психического развития раскрыты в исследованиях: М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, З.И. Калмыковой и др. Данные авторы раскрывают сущность понятия «задержка психического развития (ЗПР)» как синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма [3]. Часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов.

Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленное ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

эндокринной системы. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Для детей этой категории характерно, наряду с нарушениями различных психических функций имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов.

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов.

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса: преобладание пассивного словаря над активным, ограниченность словарного запаса, затрудненная его активизация, неточное, недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов.

Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР выявили значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Предложения, употребляемые детьми с ЗПР, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При восприятии же более длинных предложений из 6-7 слов дети нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

Часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуски), а также ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуются нарушением речи как системы. Многоаспектность механизмов и разнообразие структуры фонетического дефекта характеризуется неоднозначным взаимодействием нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.

Несформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонетических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

отражаемые в содержании лекционных и практических занятий: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с ЗПР. «Практические занятия направлены на обучение учителей - логопедов применению в работе разнообразных форм, методов логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями; использованию нетрадиционных методик по коррекции нарушений речи на логопедических занятиях; создании развивающей среды в образовательном учреждении» [2,с.77].

Список использованной литературы:

1. Баранова Г.А. - Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2015. - № 10-3. - С. 65.

2. Баранова Г.А. - Подготовка учителя-логопеда к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях повышения квалификации //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2016. - № 4-8. - С. 77.

3. Власова Т.А., Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение. 1981.

© Баранова Г.А., 2016

УДК37

Баранова Г. А.

Доцент, кандидат педагогических наук ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

г. Тула, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация

В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки педагогов к работе с детьми с расстройствами аутического спектра.

Ключевые слова:

проблемы психического здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра, программы повышения квалификации педагогов, коррекционно-педагогическая

работа, адаптированная образовательная программа.

Keywords:

mental health problems, psycho-pedagogical support of children with autistic spectrum disorders, a program of inservice teacher training, remedial teaching, adapted educational program.

В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества. Особенно заметен рост количества психических расстройств у детей. До 23% детей и подростков во всём мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими их к инвалидности. В структуре психической детской патологии особое значение имеют нарушения аутического характера. Согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН), около 67 миллионов человек во всём мире страдают аутизмом. Это 1 % от всего населения планеты. Учёные озабочены тем, что статистика распространённости данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.