отражаемые в содержании лекционных и практических занятий: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с ЗПР. «Практические занятия направлены на обучение учителей - логопедов применению в работе разнообразных форм, методов логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями; использованию нетрадиционных методик по коррекции нарушений речи на логопедических занятиях; создании развивающей среды в образовательном учреждении» [2,с.77].
Список использованной литературы:
1. Баранова Г.А. - Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2015. - № 10-3. - С. 65.
2. Баранова Г.А. - Подготовка учителя-логопеда к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях повышения квалификации //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2016. - № 4-8. - С. 77.
3. Власова Т.А., Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение. 1981.
© Баранова Г.А., 2016
УДК37
Баранова Г. А.
Доцент, кандидат педагогических наук ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»
г. Тула, Российская Федерация
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки педагогов к работе с детьми с расстройствами аутического спектра.
Ключевые слова:
проблемы психического здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра, программы повышения квалификации педагогов, коррекционно-педагогическая
работа, адаптированная образовательная программа.
Keywords:
mental health problems, psycho-pedagogical support of children with autistic spectrum disorders, a program of inservice teacher training, remedial teaching, adapted educational program.
В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества. Особенно заметен рост количества психических расстройств у детей. До 23% детей и подростков во всём мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими их к инвалидности. В структуре психической детской патологии особое значение имеют нарушения аутического характера. Согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН), около 67 миллионов человек во всём мире страдают аутизмом. Это 1 % от всего населения планеты. Учёные озабочены тем, что статистика распространённости данного
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
расстройства раннего развития человека, за последние десять лет выросла в 10 раз. Тем более актуальной становится проблема социальной интеграции ребёнка-аутиста в общество с учётом его психофизиологического состояния[3].
Поэтому перед системой образования поставлена одна из важных проблем обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра (далее - РАС). В решении этой проблемы особое значение принадлежит системе повышения квалификации педагогических работников. С этой целью в учреждениях дополнительного профессионального образования разрабатываются программы повышения квалификации педагогов, осуществляющих сопровождение детей РАС.
Следует отметить, что детский аутизм - это нарушение психологического развития, проявляющееся врожденными нарушениями или трудностями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения. Он проявляется в нарушении контактов, в уходе от реальности в мир собственных переживаний.
Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, учителей-логопедов, психологов, учителей -дефектологов, а также родителей. Такая «... готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; способность моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ...» [1, 66] в дальнейшем и определит успешность работы с детьми с расстройтвами аутического спектра.
Коррекционно-педагогическая работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического синдрома. Разрабатываются адаптированные образовательные программы воспитания и обучения данной категории детей. Коррекционная работа включает следующие этапы: 1 -отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, процесс формирования зрительно-моторного комплекса. 2 - специалисты включают упражнения по развитию тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического, мышечного восприятия. Проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.
Следующий этап - побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. В дальнейшем идет процесс усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем умений, навыков, знаний. Упражнения, задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
Нужно отметить, что в процессе проведения занятий с детьми с РАС педагог решает следующий комплекс задач [3]:
- Создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением.
- Формирование невербальных форм коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно - игровые действия со сверстниками, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».
- Развитие потребности в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками; умения задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения.
- Стимулирование интереса и внимания к различным эмоциональным состояниям человека.
- Развитие диалогической формы речи; способности выражать своё настроение и потребности с помощью речевых, мимических и пантомимических средств общения; умения наблюдать за предметно -игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
- Формирование умения обыгрывать игрушки; эмоционального отношения к обыгрываемому предмету или игрушке.
- Стимуляция интереса к выполнению предметно - игровых действий по подражанию и показу действий взрослых.
- Развитие умения воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры; умения играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой.
В целом, коррекционно-абилитационная работа «...позволит дифференцировать и индивидуализировать коррекционно-педагогическую работу с учетом конкретных психофизических отклонений детей с РАС»[2, 185]; поможет развить способности ребенка к коммуникативному взаимодействию; обучить навыкам самообслуживания; сгладить негативные проявления аутизма; усилить психическую активность; подготовить к обучению. Список использованной литературы
1. Баранова Г.А. - Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-3. - С. 66.
2. Баранова Г.А. - Профессиональная подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 9-1. - С.185.
3. Гилберг К., Питерс Т. - Аутизм: медицинские и педагогические аспекты /Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. - СПб. -1998. - 124 с.
© Баранова Г.А., 2016
УДК 373.51
И. Н. Беляева
к. ф.-м. н., доцент НИУ «БелГУ» И. А. Кунаева
магистрантка НИУ БелГУ г. Белгород, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
Аннотация
В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержанию общего образования, затрагивающие все уровни образования. В настоящей работе предлагается использовать элементы программированного обучения в процессе освоения курса информатики в основной школе. Программированное обучение можно рассматривать как комбинированную дидактическую систему, в которой процесс обучения строится с использованием цикличного целенаправленного автоматического программного управления.
Ключевые слова
Программированное обучение, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информатика.
Необходимость организации непрерывного обучения в средней школе уже давно назрела. В соответствии со «Стандартами основного общего образования в области информатики и ИКТ» выпускник среднего учебного заведения должен иметь достаточный набор компетенций для дальнейшего самостоятельного обучения и саморазвития, и использовать полученные знания и навыки на практике и повседневной жизни. В различных системах образования, до сих пор используются устаревшие методы и формы обучения. Еще в 60-х годах двадцатого века традиционная школьная система показала свою неэффективность, и уже начаты поиски альтернативных концепций образования. Даже тогда рассматривали проблему активации и персонализации процесса обучения, повышения самостоятельности обучаемых, развития эффективного получения знаний и развития навыков[2].