Научная статья на тему 'Психологическая и педагогическая коррекция аутизма и расстройств аутистического спектра в рамках региональной программы'

Психологическая и педагогическая коррекция аутизма и расстройств аутистического спектра в рамках региональной программы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1224
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА / КОРРЕКЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА / AUTISM / DISORDERS / CORRECTION / SOCIAL ADAPTATION / SUPPORT / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В.

Представленная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем специальной педагогики, коррекционной психологии и детской психоневрологии коррекции нарушений при раннем детском аутизме и так называемых расстройствах аутистического спектра у детей для успешной адаптации их к социуму. Показано, что возможны успешная коррекция и сопровождение детей с аутизмом в условиях отдельного региона. Отмечена роль совместной работы врачей-психиатров, педиатров, неврологов, медицинских психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, как пример мультидисциплинарного подхода к решению этой сложной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of the most urgent problems of special pedagogy, correctional psychology and children's psychoneurology correction of disorders in early childhood autism and so-called autism spectrum disorders in children for their successful adaptation to society. It is shown that there may be a successful correction and support of children with autism in a particular region. The role of joint work of psychiatrists, pediatricians, neurologists, medical psychologists, speech therapists, defectologists, teachers as an example of a multidisciplinary approach to solving this complex problem is noted.

Текст научной работы на тему «Психологическая и педагогическая коррекция аутизма и расстройств аутистического спектра в рамках региональной программы»

УДК 376.1 - 056.3 : 37.014.5

Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко

Психологическая и педагогическая коррекция аутизма и расстройств аутистического спектра в рамках региональной программы

Представленная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем специальной педагогики, коррекционной психологии и детской психоневрологии - коррекции нарушений при раннем детском аутизме и так называемых расстройствах аутистического спектра у детей для успешной адаптации их к социуму. Показано, что возможны успешная коррекция и сопровождение детей с аутизмом в условиях отдельного региона. Отмечена роль совместной работы врачей-психиатров, педиатров, неврологов, медицинских психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, как пример мультидисциплинарного подхода к решению этой сложной проблемы.

The article is devoted to one of the most urgent problems of special pedagogy, correctional psychology and children's psychoneurology -correction of disorders in early childhood autism and so-called autism spectrum disorders in children for their successful adaptation to society. It is shown that there may be a successful correction and support of children with autism in a particular region. The role of joint work of psychiatrists, pediatricians, neurologists, medical psychologists, speech therapists, defectologists, teachers as an example of a multidisciplinary approach to solving this complex problem is noted.

Ключевые слова: аутизм, расстройства, коррекция, социальная адаптация, сопровождение, программа.

Key words: autism, disorders, correction, social adaptation, support, program.

Введение. Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются психиатры, психологи, педагоги, социальные работники, занимающиеся ранним детским аутизмом (РДА) и так называемыми расстройствами аутистического спектра (РАС), приобретают все больший масштаб, а люди с расстройствами аутистического круга привлекают все большее внимание различных общественных организаций и масс-медиа. Вот и обзор современных литературных источников показывает, что в последние годы аутизму уделяется повышенное внимание не только со

© Фесенко Ю. А., Фесенко Е. В., 2018

стороны медицинского сообщества, но и со стороны многих социальных, правовых, педагогических институтов. При этом все популярнее становятся общественные организации, движения, союзы, лиги, хартии, пытающиеся, порой, не опираясь на мнение профессионалов, решать те или иные проблемы людей с аутизмом, включая и чисто медицинские. Это связано с той тенденцией, которая наметилась в последние годы: гипердиагностикой аутизма, что приводит даже к использованию такого понятия, как «эпидемия аутизма». Между тем, по данным отечественной статистики, в России регистрируется от 0,2 до 2 детей с ранним аутизмом на 10000 детского населения [7; 3; 8; 4], что полностью совпадает с европейскими данными [13], и несколько ниже по данным, полученным в США - 50 на 10000 детского населения [12]. По данным отечественной статистики, в России регистрируется 8 детей с синдромом аутизма на 10000 детского населения. По официальным данным организационно-методического отделения ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» на 31.12.2017 г. в Санкт-Петербурге детей в возрасте до 18 лет, страдающих расстройствами аутистического спектра - 430 человек, при этом все детское население города - 788629 человек, из чего несложно вычислить процент детей, страдающих РАС, а также количество случаев заболевания на 10000 детского населения [1; 9; 11].

Нет сомнений, что квалифицированную помощь должны получать все без исключения дети, в ней нуждающиеся, даже, если их количество измеряется единицами или десятками. Однако положительное решение таких вопросов должно осуществляться с согласованием на самом высоком государственном уровне, учитывая и научные, и практические, и финансовые составляющие рассматриваемой проблемы.

Решение вопроса о сопровождении детей с аутизмом, как нам представляется, в первую очередь возможно на региональном уровне. О необходимости такой программы говорилось еще 10 июня 2008 года в Государственной Думе РФ, где состоялся «Круглый стол» на тему: «Законодательные аспекты лечения детей с ограниченными возможностями здоровья (аутизм)», на котором присутствовали депутаты ГД во главе с председателем Комитета по охране здоровья, председатели органов исполнительной власти РФ, специалисты Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования и науки, руководители учреждений и ведущие специалисты по проблеме аутизма и смежным проблемам, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители общественных организаций, родительских ассоциаций и средств массовой информации. По результатам «Круглого стола» было принято несколько рекомендаций, одна из которых: «Органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации разработать региональные целевые программы оказания помощи детям с аутистическими отклонениями».

Программа для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также других регионов страны может иметь следующее название: «Оказание медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с аутизмом и другими расстройствами поведения».

Основная часть. Если не принять своевременных мер по реабилитации, то около 75% детей, страдающих аутизмом, переходят в разряд умственно отсталых, причем у 50% коэффициент Ю не достигает уровня 50, т. е. у них развивается глубокая инвалидность. Поэтому проблеме коррекции при аутизме во всем мире придается особое значение. Как правило, основной упор делается на поведенческие методики, которые применяются с первых проявлений патологических симптомов в поведении и нарушений речи.

Согласно п. 5 (1) ст. 5 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Как считает один из ведущих исследователей раннего детского аутизма профессор В.Э. Пашковский, если учитывать клинические особенности детей с РДА, то требования к их обучению сводятся к следующему:

• учебную среду необходимо организовать таким образом, чтобы образовательная программа была последовательной и предсказуемой для учащегося.

• дети с аутистическими нарушениями должны иметь возможность взаимодействовать с нормально развивающимися сверстниками, которые могут показать примеры надлежащего поведения, речи, общения, социальных и игровых навыков.

• учащиеся с аутистическими нарушениями должны обучаться навыкам общественной жизни и профессиональным навыкам с как можно более раннего возраста. Их нужно учить взаимодействовать с окружающими и давать им возможность налаживать связи с другими учащимися.

• важность участия семьи в учебной программе огромна. Программы, разработанные с участием родственников и предназначенные для перенесения обучающей деятельности, опыта и методики из школы в дом и общество, облегчают приобретение социальных навыков» [6].

Говоря о возможностях обучения детей с аутизмом, Л.М. Кобрина, одна из ведущих отечественных специалистов в области дефектологии и специального образования, подчеркивает: «Система специального образования, создающая комфортные условия для обучения, воспитания и развития каждому ребенку с отклонениями в развитии, в данном случае не предусматривает образовательные учреждения для детей с синдромом РДА. Поэтому такие дети обучаются в различных образовательных учреждениях, но, в силу особенностей своего состояния, испытывают чрезвычайные трудности в общении, нахождении в коллективе и усвоении программы» [2].

Автором предлагается инновационный подход к обучению детей-аутистов, у которых преобладает сверхтормозимость окружающим миром (по «психологической» классификации О.С. Никольской). Эта классификационная группа «с нозологических позиций может представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»), а при легкой выраженности -вариант аутистической психопатии Аспергера» [2].

Л.М. Кобрина одним из средств дифференцированно применимой интеграции детей с РДА считает дистанционное обучение, при котором допустимы чередования его с посещением школы (к примеру, посещение досуговых внеклассных мероприятий по типу татэ^еаттд). При таком обучении эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него ритме; каждый ребенок учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения дисциплины, темы.

Учитывая все сказанное, в рамках Программы необходимо рассмотреть возможность организации специализированной помощи детям с аутистическими расстройствами в условиях отделения при дневном стационаре, где была бы возможной как диагностическая, так и лечебная, психокоррекционная и педагогическая работа. Для пациентов с аутизмом на первом этапе достаточно 10-20 коек дневного пребывания, поскольку медицинская составляющая предусматривает проведение диагностической работы (психиатром, психологом, логопедом), подбор адекватной медикаментозной терапии (с возможностью ее коррекции за время пребывания ребенка в дневном стационаре), оказание психотерапевтической, психокоррекционной, педагогической и логопедической помощи пациентам и психокоррекционную работу с его семьей. После проведения всего

комплекса диагностических и лечебных мероприятий (первый этап) появится возможность выбора так называемой «маршрутной карты», когда к работе с ребенком и его родителями на разных временных этапах подключатся различные учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Сегодня очень остро стоит проблема формирования системы непрерывного взаимодействия и взаимовлияния социальных институтов, направленных на социализацию, социальную адаптацию и обеспечение развития потенциальных способностей детей и подростков с аутизмом. По мнению экспертов, основная проблема сейчас - нехватка специалистов, которые бы работали с детьми-аутистами. Мы поддерживаем мнение о необходимости разработки комплексной поэтапной межведомственной и междисциплинарной лечебно-реабилитационной программы помощи таким пациентам с участием врачей-психиатров, педиатров, неврологов, генетиков, медицинских психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, специалистов функциональной диагностики. Для реализации такого проекта должна быть создана система медико-психолого-педагогической реабилитации детей с аутизмом, основанная на дифференцированном подходе (в зависимости от возраста, тяжести состояния и пр.), и возможностью вовлечения в работу на разных временных этапах учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

При этом, учитывая тяжесть этого заболевания, понадобится пожизненная программа социального сопровождения таких больных.

Не вызывает сомнения и необходимость подготовки специальных педагогов для работы с аутичными детьми, но этот вопрос относится к компетенции Министерства образования.

Вышеизложенное диктует необходимость создания отделения для детей с аутизмом при детском дневном стационаре.

Целью работы отделения является лечебно-диагностическая, психологическая и социальная (консультативная) помощь детям с аутизмом.

Отделение осуществляет следующие функции:

• Проведение сложных и комплексных лечебно-диагностических процедур, динамическая диагностика.

• Подбор адекватной терапии.

• Формирование поведения, коррекция эмоциональной сферы, формирование игровых действий, умений, социально-бытовая адаптация, устранение нарушений, затрудняющих развитие познавательных функций.

В основе психологической коррекции РАС лежит игровая терапия. Основными теоретическими положениями отечественной психологической школы является то обстоятельство, что игра

позволяет ребенку моделировать и осознавать события, прежде всего собственной жизни, дает естественную возможность понимать и осваивать эмоции, человеческие отношения. Игра провоцирует развитие подражания, в том числе речевого, провоцируя развитие речи.

Структура отделения включает следующие блоки:

1. Диагностический блок. Диагностика осуществляется психиатром, психологом, логопедом, неврологом с привлечением ведущих специалистов в области детской психиатрии с целью уточнения диагноза и выбора тактики лечения. Обязательное электроэнцефалографическое обследование (ГКЭЭЭГ - градиентная компьютерная электроэнцефалография). Привлечение к диагностике специалистов Медико-генетического диагностического центра.

Обследуются дети, направленные детскими участковыми психиатрами, и дети, родители которых обратились самостоятельно.

Диагностика осуществляется по кодам Международной классификации болезней МКБ-10 [10].

Кроме нозологической, проводится уровневая диагностика с использованием классификации О.С. Никольской [5]:

(I) Дети практически не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми и, соответственно, демонстрируют полевое поведение, почти не реагируют на обращение и сами не пользуются речью и невербальными средствами коммуникации.

(II) Дети, имеют лишь примитивные стереотипные формы активного контакта, стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем и сами используют лишь стереотипные формы поведения, в том числе речевого.

(III) Дети, имеют развернутые, но крайне косные формы контакта с окружающим и окружающими - достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам. Это создает экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами.

(IV) Дети, доступны произвольной организации, но имеют выраженные проблемы концентрации внимания и задержаны в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляется в том, что, осваивая социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им, проявляя социальную незрелость и наивность.

2. Лечебный блок.

Структура отделения.

Отделение осуществляет следующие режимы пребывания пациента:

• Режим дневного стационара. Ежедневное пребывание детей дошкольного возраста - 4-7 лет сроком не более 30 дней с психическими расстройствами I-III уровня. Исключение: дети с резко

выраженными гиперактивными расстройствами и полевым поведением и дети с выраженными соматическими расстройствами: нарушениями питания, частыми эпилептическими припадками, коррекцию которых можно проводить только в специализированных ЛПУ.

Лечебные, психокоррекционные и педагогические мероприятия включают:

- медикаментозную коррекцию;

- игровую психотерапию;

- психологическую коррекцию, в том числе - семейную (психологи) и игровую (психолог-игротерапевт);

- занятия с логопедом (дефектологом);

- музыкальные занятия;

- методы биообратного управления (БАК - биоакустическая коррекция).

• Режим стационара одного дня. В стационаре одного дня проводятся индивидуальные лечебные мероприятия с детьми-аутистами и с РАС. Включаются:

а) дети с резко выраженными гиперактивными расстройствами и полевым поведением, которых по ликвидации или смягчении психомоторных расстройств можно будет перевести в режим дневного стационара с ежедневным пребыванием;

б) дети, закончившие пребывание в дневном стационаре, но нуждающиеся в продолжении лечения;

в) дети, которые по причинам семейно-бытового характера не могут пребывать в режиме дневного стационара. Работа проводится по индивидуальному расписанию.

• Школа для родителей («мамина школа»)

В школе проводятся занятия с родителями по специально разработанной программе, которая предусматривает обучение родителей простейшим методам коррекции поведения детей-аутистов.

Выводы. Сегодня у психиатров и психологов сформировалось представление об аутизме, как об особом отклонении психического развития, из чего следует необходимость не только медикаментозного лечения, но и коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РДА форм и методов. Такая точка зрения была официально закреплена решением Президиума АПН СССР еще в 1989 году. Однако, несмотря на значительные успехи в научных медицинских и психологических исследованиях, а также на интересные, обнадеживающие результаты экспериментально-методической работы, государственная система комплексной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом, в России не создана.

Необходимо отметить, что диагноз и раннего детского аутизма, и расстройства аутистического спектра устанавливается врачом-психиатром. Данная группа заболеваний отличается как

неоднородностью клинических проявлений, так и различными подходами к терапии и реабилитации пациентов. Тактика ведения таких больных различается принципиально: детям с ранним детским аутизмом (кроме поддерживающего медикаментозного лечения) в первую очередь необходимо социально-педагогическое сопровождение (коррекционное обучение и воспитание с использованием особых форм и методов); у детей с расстройствами аутистического спектра на первый план выходит биологическая терапия в соответствии с тяжестью поражения центральной нервной системы с последующей медико-психолого-педагогической абилитацией. Условия, в которых должны осуществляться лечение и социальная адаптация таких пациентов, так же имеют принципиальные различия: детям с детским аутизмом необходимо первоначальное ограничение социальных контактов с последующей многолетней постепенной психолого-педагогической интеграцией в социальную среду; для детей же с расстройствами аутистического спектра, на фоне других органических поражений ЦНС, напротив, необходимо наиболее раннее начало социальной реабилитации/абилитации [1].

Эти вопросы могут быть в большей части решены при принятии предлагаемой Программы.

Список литературы

1. Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема // Международной конференции «XII Мнухинские чтения» 27-28 марта 2014 г. / под общ. ред. Ю. А. Фесенко, Д. Ю. Шигашова. - СПб.: Изд-во Виктория плюс, 2014. - 250 с.

2. Данилкина М.Ю., Кобрина Л.М. Инновационные подходы к обучению детей с аутизмом // АУТИЗМ: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема: сб. ст. Междунар. конф. «XII Мнухинские чтения». - СПб.: Изд-во Виктория плюс, 2014. - С. 60-64.

3. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

4. Морозов С.А., Морозова Т.А. Аутизм: Характеристика и коррекция нарушений речевого развития: метод. пособие. - М.: Владос, 2007. - 250 с.

5. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 272 с.

6. Пашковский В.Э. Ранний детский аутизм: дорожная карта // АУТИЗМ: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема: сб. ст. Междунар. конф. «XII Мнухинские чтения». - СПб.: Изд-во Виктория плюс, 2014. - С. 171-177.

7. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - М.: Экспертное бюро-М, 1997. - 496 с.

8. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2005. - № 8. -С. 3-14.

9. Фесенко Ю.А., Колесников И. А., Фесенко Е.Ю. Аутизм у детей: мифы и реальность // Клиническая психиатрия 21 века: интеграция инноваций и традиций

для диагностики и оптимизации терапии психических расстройств: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб: АльтаАстра, 2018. - С. 200-202.

10. Чуркин А.А. Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. - М.: ГНЦССП, 2010. - 132 с.

11. Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А., Краснов Б.Ю. Аутизм: проблемы сегодняшнего дня и перспективы // АУТИЗМ: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема: сб. ст. Междунар. конф. «XII Мнухинские чтения» 27-28 марта 2014 г. / под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова. - СПб.: Изд-во Виктория плюс, 2014. - С. 225-230.

12. Gillberg Ch. Autism spectrum disorders // 16-th World Congress of International Association for child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions (Berlin, 22-26 august 2004). Darmstadt, 2004. N 3.

13. Volkmar F.R., Klin A. Pervasive developmental disorders // Comprehensive textbook of psychiatry. Eds. B.J. Sadock, V.A. Sadock. Philadelphia, 2000. V. 2. Pp. 26592678.

Статья поступила: 08.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.