Научная статья на тему 'Подготовка учителя-гуманитария в контексте информатизации общества'

Подготовка учителя-гуманитария в контексте информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя-гуманитария в контексте информатизации общества»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

© 2005 г. И.И. Топилина

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. человеческое сообщество обнаружило тенденции, свидетельствующие о многократно возросшей роли информации и информационных потоков в своей жизнедеятельности. Наступившее третье тысячелетие характеризуется формированием разветвленной информационной сферы, с которой ученые все чаще связывают современную цивилизацию, говоря о концепции постиндустриального общества, новой исторической фазе и том, что главными продуктами производства в ней являются информация и знания [1]. Стала очевидной зависимость развития цивилизации от быстро развивающихся информационных средств и технологий. Важную роль приобрело умение ориентироваться среди огромного потока информации, выбирать необходимое, не упуская главного. Поэтому меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но и к обретению членами общества таких качеств, которые позволят полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий. Способность учиться и переучиваться в течение всей жизни становится одной из базовых компетенций современного человека.

Процессы информатизации всех сфер жизни общества, использование новых информационно-коммуникативных технологий, интенсивное развитие Интернета, активное становление и насыщение информацией мирового образовательного пространства потребовали серьезной и неотложной модернизации отечественной системы образования, её методологического и методического наполнения. Но ни в жизни, ни в учебно-воспитательном процессе не удается преодолеть разрыв между уровнем развития самой культуры и уровнем присвоения ее человеком. Учеными дифференцируются два основных методологических подхода к информатизации общества [2]:

- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационные технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющие значение не только для производства, но и для человека, являясь способом решения проблемы гуманизации человеческого существования.

В нынешней ситуации это касается информационной составляющей педагогической культуры, так как обновление профессиональных научных знаний происходит достаточно быстро. Включение в систему мыш-

ления компьютеров позволяет присоединить к возможностям собственного мозга мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированного в программах, вводимых в компьютер. Они предлагают расширение (но не замену) интеллектуальных возможностей человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание. При этом меняется стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки [3]. Поэтому выделение информационной составляющей как особой области профессиональной культуры можно считать весьма актуальной и своевременной целью исследования для поиска путей повышения профессиональных возможностей специалиста, действующего в условиях информационного общества.

Сейчас остро зазвучали темы культуры, ее сохранения, трансляции ее достижений от взрослого к молодому поколению [4]. Культура является хранительницей совокупности знаковых и коммуникативных систем, хранящих память человечества и способы трансляции социально значимой информации. С одной стороны, культура диалогична, так как создатель материального или духовного продукта вступает в диалог со своим современником или будущим поколением. С другой - насквозь информационна, так как транслирует разнообразные смыслы, знания в широком полисубъектном пространстве.

Образование - одно из специфических коммуникативных русел культуры, по которому передаются культурные традиции, культурное и научное наследие, система взглядов на мир, личностные смыслы от одного субъекта к другому. В образовании знания и жизненные ценности осваиваются через диалог педагога и учащегося. В дело постоянно вступает информационная составляющая как средство передачи информации и понимания одного человека другим. Педагогическая деятельность образует внутри культуры специфический информационный канал, который благодаря образованию проводит содержание данной культуры, становящееся затем достоянием конкретного индивида. Вне диалога невозможно осознание себя агентом знания и нахождение своего места в культуре [5]. Компьютер со своей богатой операционной средой способствует диалогу различных культур. Однако этот диалог не должен превращаться в монолог. Неразумный нерегулируемый диалог может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия. Развитие современных информационных технологий, отечественных и зарубежных телекоммуникационных сетей, многократно расширив рынок информационной продукции, активно внедрились в жизнь общества. Параллельно с этим все сильнее обнаруживается переструктурирование ценностных ориентаций людей, и, в особенности, молодежи.

Действительность показывает, что насыщенные потоки информации оказывают все более ощутимое воздействие на экологию и среду обитания человека, заставляют серьезно задуматься об информационных процессах, влияющих на формирование молодого поколения. Увеличение ско-

рости прироста и обновления информации в разных областях жизни людей возникли не сразу и набирали свою силу и темп постепенно. Если в XIX в. основная задача науки и соответственно образования состояла в расширении знаний, то в XX столетии на первый план вышла задача объяснения и понимания огромного, накопленного всем предшествующим познавательным опытом фактического материала. В этот переходный период уровень культуры, интеллектуальные технологии и личностные качества человека становятся необходимой основой движения вперед, требующей новых подходов и приоритетов в решении проблем в области информационного обеспечения образования.

В поле зрения современной информатики должны попасть не только вопросы технологий, но и закономерности возникновения и функционирования разных видов информации, присутствующих в разных видах научного знания и свидетельствующих о многообразии протекающих информационных процессов в обществе [6]. Практика уже неоднократно показывала, что недочеты и ошибки в этой сфере могут вызвать в социальной жизни общества перекосы, грозящие разрушительными эффектами, способными привести к драматическим исходам. История культуры преподносит убедительные примеры зависимости развития общества от способов использования информации. Так, страны Западной Европы выдвинулись на лидирующие позиции в мире в период между 1500 и 1650 г. во многом благодаря тому, что образовательные учреждения там были реорганизованы и проявили активный интерес к новой тогда технологии -книгопечатанию. В то же время, Китай, бывший до 1550 г. во всех областях (военной, экономической, культурной, политической) мировой «супердержавой», стал все больше впадать в стагнацию, вплоть до отставания от стран европейского Запада. Причиной этого был отказ от использования технологии отпечатанной книги в обучении, выдвинутый конфуцианскими учеными. Китайцы печатали веками, хотя и не с разборным шрифтом, но они не допускали отпечатанную книгу в качестве обучающего средства. Она была несовместима с ключевым догматом китайской культуры: мастерство каллиграфии определяло место в руководстве. Кроме того, давая ученику возможность самостоятельного чтения, печатная книга подрывала идею об ученых-«схоластах» как элитной группе, отличающейся от обычного китайца. Так технологическое изменение способа сохранения, обработки и использования информации доказало, что сама по себе технология значит меньше, нежели те культурные изменения, которые она способна вызвать при различных способах её использования в такой области, как образование.

Поэтому не случайно для истории и образования, что в последней четверти ХХ в. культурные стратегии и способ их осуществления через образовательные системы оказались в центре внимания во всех развитых странах мира и были отнесены к числу приоритетных направлений государственной и межгосударственной политики. Целенаправленный поиск новых

культурных стратегий современного общества возник как ответная реакция на выхолащивание духовного компонента в развитии рациональной техногенной цивилизации, осознание необходимости переориентации технического прогресса с природы на человека, понимание принципиальной неразрешимости важных глобальных проблем без решения проблем культуры [7]. Характерное для естественнонаучного знания противопоставление человека и природы стало препятствием на пути дальнейшего развития сообщества, дезориентируя человека в системе жизненных ценностей. Тот образ науки, который сложился к настоящему времени под влиянием успеха естественных дисциплин - неприложим к гуманитарному ее направлению. Лишь до известной степени культуру можно изучать объективно, эмпирически, количественно, подобно изучению нами природы. Например, можно прослеживать динамику и степень распространенности в разных социальных классах, нациях, возрастах, таких социокультурных явлений, как рождаемость, браки, разводы, преступления, миграция, уровень дохода и формального образования, творческая продуктивность в искусстве или науке. И эти исследования оправданы постольку, поскольку они добавляют нечто новое к очевидному, открываемому здравым смыслом и интуицией, и поскольку цифры и факты, полученные в результате, можно интерпретировать в свете каких-то ценностей.

Цель исследования и критерии оценки достижений в гуманитарных науках могут быть и конкретными и общими, но они отличны от тех, к которым мы привыкли в естествознании [8]. Гуманитаристика - это не описание фактов и законов, а выявление смыслов, норм, ценностей и отклонений от них, осуществляемое с помощью демонстрации фактов, оценок, образного представления и логического вывода. В науках о культуре неприменим метод беспристрастного анализа и описания. Конечно, у сообщества культурологов (историков, социологов, психологов) есть своя «субкультура», запрещающая строить исследование на личных оценках. Но сколько-нибудь значительные сочинения по социально-гуманитарным наукам вдохновлены и созрели под влиянием общественных ценностей. Приходит осознание того, что естественнонаучное мировоззрение не дает человеку целостной картины мира, требуя серьезной гуманитарной составляющей на любом уровне образования, особенно общего.

Гуманитарию недостаточно описать, объяснить, дать правдоподобный прогноз и научить практика успешно справляться с заданной ему культурной работой. Следует помнить, что социо-гуманитарные науки рождаются и развиваются в диалоге. Предмет, истина, проблема уясняются в споре, дискуссии или дискурсе определенного рода. Соответственно, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон воздействия гуманитарного знания. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характер-

ного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации. Принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой «тысячи и одного автора». Поэтому и информационная составляющая профессиональной культуры будущего педагога-гуманитария должна иметь принципиально иное методологическое и технологическое наполнение.

Для большей части нынешних старшеклассников наиболее востребованными источниками знаний о мире стали средства массовой информации и коммуникации [9]. Воздействие СМИ оказывает на формирующуюся личность более сильное воздействие, чем традиционные средства обучения. Это связано с их практически неограниченными возможностями внедрения информации через все каналы и формы получения её человеком. К сожалению, школа крайне ограничена в этом смысле из-за отсутствия материальных, методологических, технологических и кадровых ресурсов. Возникает серьезное противоречие между необходимостью воспитания социализированного и культурного человека в условиях коренного изменения информационной среды. Ее специфическими характеристиками, которые невозможно не учитывать при построении гуманитарных курсов на всех этапах образования, являются:

1. Преобладающее воздействие информации на сенсорные каналы человека формирует искусственно создаваемое информационное поле, находящееся под достаточно оперативным контролем определенных олигархических социальных групп. Модификаторы общественного мнения располагают значительными средствами, черпаемыми из корпоративных и правительственных бюджетов, и их возможности практически ничем не ограничены.

2. При возрастающей по экспоненте информатизации общества социальная среда человека должна быть эквивалентна окружающей информационной среде и только от нее зависящей [10]. Поэтому необходим планомерный контроль над уровнем гуманизации общества и его информационной сферы. Сознание не только должно определять бытие, но и опережать его, предупреждая страшные угрозы выживанию человеческой цивилизации. Образовательная сфера, проектирующая будущее состояние общества, несомненно, должна основываться на этом принципе.

3. Традиционные способы обучения из всего многообразия каналов получения информации используют преимущественно те, которые оперируют вербальными сигналами. Специфика вербального общения состоит в том, что оно само по себе создает дополнительный фильтр на пути распознавания содержательного смысла информации из-за ограничительных свойств процесса кодировки-декодировки речи. Такой способ обмена информацией является наиболее сложным, так как требует значительной

активности учащегося (в плане использования ресурсов восприятия, мышления, памяти и т.д.). Современный учащийся «погружен» в насыщенную разнообразную информационную сферу. Она воздействует на человека не только традиционными второсигнальными путями, но и непосредственно на рецепторы (первосигнальным неосознаваемым путем). Соответственно, предоставляемая СМИ более доступная образная информация, проникающая через все возможные каналы на все уровни сознания, зачастую независимо от воли воспринимающего, является более действенной. Это позволяет утверждать, что профессиональная (по сути информационная) деятельность педагога, опирающаяся в большинстве случаев на вербальные средства обучения, не соответствует сложной информационной системе учащегося. Следовательно, современная образовательная среда не соответствует принципу адекватности среды обучения информационной среде современного общества.

4. Высокотехнологичная информационная среда, в которой находится учащийся, имеет тенденцию к «освобождению» человека от ответственности за происходящее, к переводу человеческого поведения на уровень машинных программ. Привыкая полагаться на безграничные возможности программируемой техники, человек все реже попадает на позиции, требующие самостоятельного принятия решений, постепенно теряет способность ставить цели и достигать их. Все реже молодой человек прибегает к рефлексии совести, все меньше осознается подрастающими поколениями ответственность за собственную жизнь и развитие общества.

5. Возрастающий объем информации, циркулирующей в современном обществе, быстрая смена способов деятельности в разных областях человеческой жизни актуализируют способность к непрерывному обучению. Поэтому все более острой проблемой для образования становится не «обучить чему-либо», а сформировать, в первую очередь, свойство обучаемости.

Такие характеристики позволяют утверждать, что школе в условиях глобальной информатизации требуется не только и не столько повышение качества технологической подготовки учителя к работе с информационно-коммуникативными средствами обучения, но прежде всего существенное изменение самой методологии гуманитарного образования. Очевидно, что потребуются изменения в подготовке педагогов. Одним из путей модернизации обучения в педвузе является внедрение в методику преподавания гуманитарных дисциплин достижений информологии и информационных технологий с целью формирования информационной составляющей профессиональной готовности учителей-гуманитариев. Необходимо определение принципов и методов, направленных на ликвидацию неграмотности молодых людей в области информационной безопасности, ориентацию их на информационную компетентность, профессиональную мобильность (в использовании информации, умении ее понимать, анализировать, продуманно использовать), на воспитание их в духе эколого-нравственного им-

ператива, способного нейтрализовывать негативные воздействия масс-медиа на детей и подростков. Нужны специалисты-гуманитарии, которые смогут создать в школе не только условия для культурного роста и саморазвития школьников на базе использования новых информационно-коммуникативных технологий, но и смогут противодействовать вредному влиянию СМИ и коммуникаций на сознание и поведение учащихся.

В начале ХХ1 в. системе образования необходимо учитывать вопросы, связанные с дальнейшим развитием информационно-коммуникативной сферы, гармоничной интеграции с культурным и нравственным наследием человечества, с развитием творческого потенциала личности, придающим смысл всей предметно-деятельной сфере жизни человека. В области образования данные проблемы затрагивают не только обучение молодежи, но и поднимают вопрос о характере технологий, подготовке и качестве педагогической культуры учителей, и в особенности тех, которые связаны с гуманитарными дисциплинами.

Литература

1. АвдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

3. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.

4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.

5. Батракова С.Т. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. 2002. № 4.

6. Кузнецов А.А. О концепции содержательной области «Информатика» в 12-летней школе // Информатика и образование. 2000. № 7.

7. Гершунский Б.С., Шейерман Р.Л. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5-6.

8. Соколов Э.В. Четыре науки для XXI века // Человек. 2002. № 1.

9. Матросов В.Л., Жданов С.А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998.

10. Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.

Таганрогский государственный педагогический институт 25 октября 2005 г.

© 2005 г. М.П. Целых

КЕЙС-МЕТОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ США

Сегодня в высшей школе идет активный поиск новых форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов. Исследования ведутся в различных направлениях, одним из которых является обращение к зарубежному опыту. Анализ этого опыта может быть полезен в целях совершенствования российского образования, поскольку позволяет сопоста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.