Научная статья на тему 'Информационная составляющая подготовки будущих учителей в диалоге естественнонаучной и гуманитарной культур'

Информационная составляющая подготовки будущих учителей в диалоге естественнонаучной и гуманитарной культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина И.И.

В статье рассматривается вопрос об информационной составляющей подготовки будущих учителей. Это особенно актуально в современных условиях коренного изменения информационной среды, опасной по влиянию информационных потоков, а также отсутствию научно обоснованных концепций подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с этой средой. Преодолеть этот разрыв и использовать воздействие внешней информационной среды в образовательных целях может только педагог, специально подготовленный к такой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная составляющая подготовки будущих учителей в диалоге естественнонаучной и гуманитарной культур»

выбора средств и способов достижения гипотетической модели индивидуального здоровья из ряда альтернативных, - модели, адекватной внутренней сущности и ориентированной на самоактуализацию в дальнейшей профессиональной деятельности - вот первостепенная задача вузов нефизкультурного профиля.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Флинта, Наука, 2005. 416 с.

2. Баршай В.М. Мониторинг отношения молодежи к здоровью и наркотикам в Южном федеральном округе // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 8-10.

3. Таймазов В.А. Спортивная наука и спортивная педагогика в XXI веке // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 2-6.

4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.

И.И. Топилина

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ДИАЛОГЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР

Проблема образовательной подготовки учителя связана с воспитанием социализированного и культурного человека. Это особенно актуально в современных условиях коренного изменения информационной среды, опасной по влиянию информационных потоков, а также отсутствию научно обоснованных концепций подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с этой средой. Преодолеть этот разрыв и использовать воздействие внешней информационной среды в образовательных целях может только педагог, специально подготовленный к такой деятельности. В тоже время, необходимо признать, что профессиональная (по сути информационная) деятельность педагога, опирающаяся в большинстве случаев на вербальные средства обучения, не соответствует сложной информационной системе учащегося. «Возвращением» школьника в реальную, «человеко соразмерную» среду жизнедеятельности и обучением его безопасному взаимодействию с виртуальной реальностью может заниматься педагог, имеющий достаточный опыт работы в информационной среде. Во время обучения в вузе у будущих школьных учителей, необходимо сформировать стойкую готовность сообразовывать, а если возникнет необходимость, то и адаптировать или изменять свою деятельность в связи с развитием информационного общества, педагогической науки и ее передовыми достижениями.

В связи с этим проблема наращивания потенциала знаний под влиянием современного информационного общества, выработки качественно новых образовательных технологий приобретает значение важного педагогического принципа и требует своего всестороннего исследования, что определяется и такими факторами, как:

- широкое внедрение персональных компьютеров и развитие информационных технологий, оказывающих влияние на развитие человека, его мировоззрения, характер взаимоотношений с окружающим миром;

- развитие компьютерных коммуникаций и их влияние на взаимоотношения людей, изменение системы восприятия информации и создание условий, позволяющих манипулировать сознанием людей, изменяя его характеристики.

- стремительное развитие информатизации, которое требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества.

В конце ХХ - начале XXI века социум энергично пошел по пути развития информационного общества, основой развития которого явилось усвоение и использование информации и знаний. Объем знаний за прошедшее столетие стремительно вырос и составил 1015 - 1016 степени. По рас-

четам ученых, получены свидетельства, что объем сегодняшних знаний к их показателям в 2025 г., составляют лишь 1 % [1]. Столь стремительный прирост технологической и «знаниевой» среды стал приобретать все более глобальные размеры и влиять на развитие всех без исключения стран мира.

Скорость обновлений и изменений форм внедрения информации не могли оставаться незамеченными для системы образования. Стало очевидным, что жизнеспособными в будущем окажутся только те системы, которые сумеют адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды [1]. Причем имеется в виду не только природно-биологическая среда, но и столь же мощно проявляющая себя информационная и техногенная среды. Образование - целостный процесс, развивающийся в единстве со стремительно изменяющейся окружающей информационно средой общества, и его нужно не только приспосабливать к интенсивно изменяющимся условиям, но и выводить его на новый уровень развития.

Долгое время классическое образование основывалось на модели непосредственного личностного взаимодействия педагога и ученика. Эта модель остается доминирующей и в наши дни, однако в передовых в технологическом отношении странах все явственнее происходит сдвиг, связанный с влияниями информационной среды, которая все более становится источником проблем для современного образования. По сути дела педагоги и учителя всех образовательных уровней под влиянием проходящей во всех сферах жизни общества информационной революции вынуждены сосредоточить свое внимание и на быстро изменяющейся среде и на ее воздействиях на внутренний мир человека, и на выработке адекватных педагогических принципов, соответствующих этому стремительно проходящему процессу.

Вместе с тем, следует отметить, что технизация образования, при всех ее возможных плюсах в плане доступности информации, далеко не всегда способствует росту знаний. Техника оперативно доставляет человеку информацию, необходимую для приобретения знаний, но не сами знания, которые позволяют правильно распорядиться информацией, теми сведениями и фактами, которые он усваивал на протяжении многих лет. Поэтому подлинный смысл образования связан именно с развитием познавательной способности человека.

Сегодня стало очевидным, что инфосфера общества предлагает современному школьнику гораздо больше потоков информации, чем были доступны их сверстникам в предыдущие эпохи. Для большей части нынешних старшеклассников наиболее активными источниками знаний о мире стали средства массовой информации и коммуникации. Серьезное воздействие СМИ на формирующуюся личность фиксируется психологами и социологами как более действенное, по сравнению с традиционными средствами обучения (Г. Грачев, Д. Леонтьев, В. Хайруллин). Это связано с их практически неограниченными возможностями внедрения информации через все каналы и формы получения её человеком.

Жизнь человека в информационном обществе все более превращается в существование в суперсимволической реальности, в которой он получает информацию о мире в виде предметных образов и делает их достоянием своего собственного сознания в качестве представлений, мыслей, удерживаемых в памяти [6]. Если в традиционных культурах развитие ребенка и молодого человека происходило в непосредственном общении с реальными людьми, объектами культуры и природой - модели непосредственного общения, сознательно контролируемого взаимодействующими людьми, то ныне молодежь развивается в условиях преимущественно «виртуальной реальности», создаваемой СМИ. Значительная часть жизненного мира личности представлена некоторым искусственным миром, в который все чаще погружается человек, и с которым он взаимодействует, причем создается этот мир технической системой, способной не только подавать комплексную стимуляцию на его органы чувств, но и адекватно реагировать на ответные речевые и двигательные действия субъекта, - модель общения опосредованного техническими средствами.

Современные СМИ и технические системы порождают, таким образом, ирреальное техно-генно изготовленное пространство, вызывающие у человека взаимодействующего с ним вполне реальные переживания и действия, которые, в свою очередь, неадекватны реальной жизненной ситуации [2]. Если в эпоху преобладания бумажных носителей информации человек для достраи-

вания гносеологических образов вынужден был обращаться к окружающей его реальности, все углубляя и расширяя уровни её освоения, то в эпоху информационного общества возникла возможность целостного (визуального, аудиального, динамического и т. д.) представления реальности с заранее заданными проектировщиком свойствами. Это повлекло, с одной стороны, угасание познавательной поисковой активности у учащихся, с другой стороны, создало реальную угрозу превращения человеческого сообщества в объект массового манипулирования со стороны тех или иных заинтересованных кругов.

Вместе с тем надо отметить, что технология навязывания культурных ценностей является в конечном итоге не только мало продуктивной, но и приводит к еще более быстрому их забвению и их утрате. Потому в образовании важность имеет и принцип очеловечивания ценностей в содержании информации и столь высокую роль сейчас играет принцип проблемного мышления, который помогает молодому человеку сознать смысл и ценность информационных потоков, содержания в них общечеловеческих ценностей (добра, пользы, путей их осуществления в жизни). Но для этого они должны быть приняты на уровне личностного смысла, т.е. поняты, как имеющие значение для личности. Очевидно, что духовно-личностное измерение свойственно любым явлениям обучения и воспитания. Отсутствие же такого отношения снимает и их личностный смысл, низводя его творческое начало к обезличенному «выполнению операций».

К сожалению, школа крайне ограничена в построении соответствующей по силе воздействия образовательной среды из-за отсутствия материальных, методологических, технологических и кадровых ресурсов. Традиционные способы обучения, используют из всего многообразия каналов получения информации преимущественно те, которые оперируют вербальными сигналами (ауди-альный, визуальный). Такой способ обмена информацией является наиболее сложным, так как требует значительной активности самого учащегося (в плане использования ресурсов восприятия, мышления, памяти и т. д.). Специфика вербального общения в данном случае является дополнительным фильтром, создаваемым ограничительными свойствами кодировки-декодировки речи. Соответственно, предоставляемая СМИ более доступная образная (имажитивная) информация, проникающая через все возможные каналы на все уровни сознания, зачастую независимо от воли воспринимающего, является более действенной.

Значение информационной среды раскрывается через характер породившей ее культуры. Она накладывает свой ощутимый отпечаток на человека, как через формы взаимоотношений людей, так и через духовное состояние народа, стереотипы его восприятия жизни, ее значения и смысла; роли событий прошлого для современного общества, осознания истории своей страны и ее смыслов для настоящего и будущего. Базой новых информационно коммуникативных средств обучения, а также создания адекватной информационной среды обучения должен стать такой подход, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами, служат человеку, способствуют его культурному развитию. Эти компоненты показывают отношения к человеку как субъекту жизни, способному к самоизменению; к преподавателю - как к посреднику между учеником и культурой, способному, исходя из любой области знания, ввести его в мир культуры и информации, оказать поддержку личности в ее индивидуальном самоопределении в мире информации и культурных ценностей; к образованию - как к культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития [3]. Обучение с применением новых информационно коммуникативных технологий, использование на уроке видео-средств расширяют пространство класса, позволяют каждому увидеть то, что при рассказе учителя он создавал бы средствами своего воображения. Таким образом, экранное изображение оказывает прицельное воздействие на восприятие детей.

В нестоящее время образование далеко ушло вперед от той точки, когда в нем преобладала передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, нацеленной на создание завершенной научной картины мира [4]. Сегодня обязанности учителя все в большей степени требуют от него умения проектировать информационную среду, адекватную целям полноценного развития учеников, построения условий для роста их знаний, осуществляемого в единстве с их духовным становлением. В соответствии с этим ведущими педагогическими установками препо-

давателя являются не столько умение транслировать некий объем необходимой и значимой культурной информации, сколько формировать многомерную способность учеников к осознанному восприятию информации, развивать у них тягу к самореализации личности. Фундаментальными ценностями здесь выступают феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации. Они осознаются не как внешние (социальной среды, условий существования, этнических образцов поведения), но как внутренние устои, связанные с личностными структурами (рефлексии, критичности, мотивирования и др.). Именно внутренние факторы, в конечном счете, и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждения личности. [5]. В связи с этим установки медиаобразования направлены на формирование информационного проблемного поля, насыщенного эвристическими, игровыми, образовательными и другими продуктивными методами педагогического взаимодействия, стимулирующих креативные способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры ме-диатекста [6].

Обновление установок современного образования на усиление в нем информационной составляющей, приводящей его в соответствие с уровнем развития информационных технологий общества, требует серьезной профессиональной подготовленности учителей в педвузе, которая должна учитывать серьезное влияние факторов информационной среды общества, целесообразности привлечения той или иной информации в образовательный процесс, ее избирательности и достоверности. Оттенки ее идейного, духовно-нравственного содержания, запечатлевают культуру отношений людей, сказываются на состоянии профессиональной подготовки школьных учителей.

Осознание учителем особенностей развития личности детей в условиях стремительного обновления информационной среды общества предполагает необходимость переориентации с технократических позиций абстрактной эффективности знаний на природу развития творческих способностей человека, на понимание принципиальной важности проблем культуры для современного образования. К сожалению на сегодняшний день в человеческом обществе, машины и компьютеры, вместо того чтобы быть средством осуществления целей, установленных волей человека, сами становятся целью. Возникает серьезная проблема взаимодействия человека и техники, именно она вызвала в свое время серьезные предостережения у западных философов и психологов таких как, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Швейцер и др., которые сказали что машина постепенно порабощает человека, рождает роботизированный, «кибернетический тип» личности.

Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что подготовка студентов в области информатики сугубо математизирована, в ней нет гуманитарного осмысления науки. Для решения этой проблемы нужны специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как мета-дисциплину. Необходима также адаптация гуманитарного образования к условиям новой информационной среды, построение новой образовательной модели гуманитарного образования, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, новом содержании образовательных программ различного уровня и их кадровом обеспечении.

Создание благоприятных условий для формирования информационной среды в образовательном учреждении предполагает осуществление коммуникативно-воспитательных действий со стороны учителя. Они должны быть, одной стороны, далеки от наставнического морализаторства, от обучения «правильному» поведению и заученным действиям, с другой - быть максимально направленными в сторону понимающего и сопереживающего участия, оказания педагогической поддержки ученику.

Это становится возможным, если у педагога сформирован когнитивно-личностный компонент информационной культуры, который у преподавателя представляет собой систему педагогических знаний, умений и навыков, направляющих специалиста по пути саморазвития, а также совокупность норм и ценностей, его представление о роли и месте информационной культуры в системе педагогических отношений. Признаком сформированной информационной культуры является высокая степень ее вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей преподавателя, ситуации взаимодействия, возрастных и индивидуальных особенностей отдельных учащихся

и их групп, от технической базы образовательного учреждения.

Другим важным компонентом является деятельностно-личностный компонент информационной культуры учителя-гуманитария, который обеспечивает достижение духовного и нравственного здоровья через личностно-значимую, индивидуальног-ориентированную активность как предпосылку развития устойчивых привычек гуманистического образа жизни [3]. Каждый из этих компонентов информационной культуры является необходимым в содержании информационной подготовки будущего учителя, но вместе с тем в отрыве от других не является достаточным для успешности последующей самостоятельной педагогической деятельности. Очевидно, что информационная педагогическая культура и информационная составляющая профессиональной культуры учителя могут быть достигнуты лишь при условии, что содержание и методы информационной подготовки в вузе обеспечивают формирование всех названных компонентов. Возросшее значение в ней роли информационной составляющей позволит молодым специалистам самим адаптироваться к новым требованиям образования, изменениям социальной структуры общества и с готовностью ответить на запросы рынка труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Долятовский В.А., Касаков А.И., Гамалей Я.В. Фильтрация, усвоение и использование знаний в управлении социальными и экономическими системами. Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ-РГЭУ-ОГИ, 2003.

2. Грачёв Г.В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс... д-ра психол. наук. М., 2000.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах. Ростов-н/Д., 1999.

4. Оконь В.Н. Введение в общую дидактику. М., 1990.

5. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.

6. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002.

А.В. Хатько

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ" СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Приоритетным направлением развития высшего образования Украины является его интеграция в мировое и европейское образовательное пространство, приведение системы высшего образования на государственном, региональном и университетском уровнях к требованиям Болон-ской декларации, которая предусматривает: принятие общей системы сравнимых ученых степеней, внедрения двух циклов учебы (бакалавр, магистр), внедрения кредитно-модульной системы и расширения мобильности студентов в пределах общеевропейского образовательного пространства, обеспечение европейского сотрудничества относительно качества образования, трудоустройства выпускников в пределах общеевропейского рынка труда.

Целью данной статьи является определение структуры и содержания дисциплины "Теория алгоритмов" в условиях адаптации к кредитно-модульной системе организации учебного процесса.

В течение 2004-2005 учебного года в Бердянском государственном педагогическом университете проведен ряд мероприятий, связанных с подготовкой к проведению, начиная с 1 сентября 2005-2006 учебного года, педагогического эксперимента относительно внедрения кредитно-мо-дульной системы организации учебного процесса.

Дисциплина "Теория алгоритмов" является составной частью более общего курса алгоритмизации, который преподается студентам инженерно-педагогических специальностей. Она занимает важное место в процессе изучения теории и практики программирования. В соответствии с процессами интеграции в европейское образовательное пространство данная дисциплина была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.