Научная статья на тему 'Компьютерные инновационные технологии и их роль в повышении познавательной активности школьников'

Компьютерные инновационные технологии и их роль в повышении познавательной активности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина Наталья Валерьевна

Состояние и перспективы развития образовательной среды показывают настоятельное требование подходить к ним с позиций современной теории коммуникации и использования информационно-коммуникативных средств. В статье рассматриваются компьютерные инновационные технологии и их роль в познавательной активности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные инновационные технологии и их роль в повышении познавательной активности школьников»

Окончание таблицы 1

Л.В. Байбородова, Система социальной

А.И. Кравцов, помощи приемным

В.В. Скаткова, семьям, повышение

Е.Ю. Уварина); престижа семейных форм

изучение форм семейного устройства детей-сирот:

устройства детей-сирот усыновление,

(О.В. Бессчетнова, приемная семья, детский

И.В. Матвиенко, дом

В.Н. Ослон, семейного типа,

А.Г. Свириденко, семейные

Н.А. Хрусталькова и др.); воспитательные группы,

проблемы социальной и патронат и т.д.

психолого-педагогической

поддержки приемных се-

мей (И.А. Бобылева,

В.К. Зарецкий,

Н.П. Иванова,

Г.М. Иващенко,

В.Н. Ослон) и т.д.

Н.В. Топилина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Состояние и перспективы развития образовательной среды показывают настоятельное требование подходить к ним с позиций современной теории коммуникации и использования информационно-коммуникативных средств. Именно они стоят сейчас в основании формирования нового информационного общества, определяют динамику развития сетевых технологий, оказывают влияние на технические (аппаратно-программные) средства и определяют широкую практику внедрения компьютерно-опосредованной коммуникации во все сферы жизни, в том числе и в образование. Внедрение новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ) в учебный процесс приобретает значение основы для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и самообразовательную активность человека.

Информационные технологии и СМИ в ХХ веке дали толчок к развитию общества и особенно молодежи. Для большей части нынешних старшеклассников средства массовой информации и коммуникации стали наиболее активными источниками знаний о мире. Воздействие СМИ на формирующуюся личность фиксируется педагогами, психологами и социологами как более действенное, по сравнению с традиционными средствами обучения (Л.М. Баженова, В.Г. Грачев, Л.С. Зазнобина, Я.Н. Засурский, Д.Н. Кондратьев, Д.А.Леонтьев, Г.С. Мельник, В.С. Собкин, Ф.Г. Хайруллин, А.В. Федоров, С.Б. Цимбаленко, А.В. Шариков, Е.В. Якушина). Это связано с их практически неограниченными возможностями внедрения информации через все каналы и формы получения её человеком.

Наше время характеризуется увеличением объема информации в жизни общества, что усиливает требования к человеку, как субъекту познания, проявляющего себя в различных видах жизнедеятельности, где познавательный аспект - проявление личностной активности. В школьном возрасте познавательная активность связана с игровой, учебной, профессионально-трудовой, научно-исследовательской и другими видами деятельности. Выраженная познавательная активность личности в этом возрасте способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произве-

дению самостоятельного интеллектуального продукта, в связи с чем развитие познавательной активности личности выступает одной из важнейших задач современного образования. Существенную роль в проявлении познавательной активности школьников играют новые информационные технологии. Психологи отмечают, что информационный контакт активизирует и повышает интеллектуальную и творческую энергию людей. Следовательно, возможность использования информационных систем в рамках образовательного процесса становится актуальной задачей образования. Несомненно, решение данной проблемы требует обновления содержания образования, достаточно высокой технической оснащенности образовательного процесса, а также психологической готовности учителей и школьников к работе в рамках новых информационных технологий.

Актуальность проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе поддерживается исследованиями и практикой во всех передовых странах мира. К примеру, стремительное развитие стран Европы, Азии и Америки в настоящее время обеспечено опорой системы образования на использование новых информационно-коммуникативных технологий. Их успешность подкреплена мощной базой электронно-коммуникативных средств, компьютерных систем и технологий образования, электронно-интерактивного обучения в различных его проявлениях. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые переживают бурный рост в период между 2005 и 2008 годами, только восемь не будут требовать знания НИКТ. Мир современного образования склоняется к последовательному внедрению информационных технологий в образовательном процессе школ и вузов. В тоже время, в нашей стране интенсивность и эффективность применения инфо-коммуникативных технологий в средней и высшей школе пока еще недостаточны: отсутствует единая скоординированная стратегия, вопросы использования информационных технологий слабо связаны с учебными планами и программами, недостаточно изучены психолого-педагогические аспекты внедрения их в образовательный процесс, реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе ЭВМ встречает сопротивление.

В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации образования (работы Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой, С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г.А. Козловой, И.В. Марусевой, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова, Е.Ю. Семеновой и др.), часто встречаются синонимические определения: «новые информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии», «информационно -коммуникативные технологии» и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись. Вместе с тем, следуя данной терминологии, исследователи предлагают рассматривать НИКТ как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. К важным задачам изучения коммуникации в образовательной среде для выяснения ее влияния на познавательную активность обучающихся относятся: выявление характеристик современных НИКТ, которые способствуют эффективной коммуникации, и изучение процесса адаптации участников коммуникации к использованию ее средств.

С целью повышения познавательной активности школьников НИКТ в обучении целесообразно осуществлять в различных аспектах:

1. Обучение использованию информационно-коммуникативных технологий. НИКТ выступают в роли объекта обучения.

2. Обучение с помощью информационно-коммуникативных технологий. НИКТ является при этом средством обучения.

З.Обучение через использование информационно-коммуникативных технологий. НИКТ -способ обучения, который может при необходимости замещать учителя, т.е. быть независимым.

Важным дидактическим свойством телекоммуникации является ее двусторонний характер, обеспечивающий условия для интерактивности. С точки зрения техники, это означает, что сигнал по каналу компьютерной телекоммуникации с одинаковым успехом идет в любом из

двух направлений (в этом состоит радикальное отличие от традиционного радио- и телевещания, хотя нельзя сбрасывать со счета такие средства как двусторонняя радиосвязь и видеоконференции). С точки зрения педагогики - возможность диалога (интерактивность), что позволяет обеспечить реальное взаимодействие учащихся и преподавателя.

Знания, полученные в школе с помощью НИКТ, представляют собой активную информацию, способную генерировать новую информацию. Они содержат декларативную и алгоритмическую (процедурную) части, которые взаимодействуют в процессе мыслительной деятельности. Вне ее эти обе компоненты знания представляют информацию в декларативной форме. Их активизация предполагает функционирование алгоритмической части или внешней информации, приводящей к выработке новой информации, в том числе в виде смысловых моделей. Управление этим процессом происходит с помощью четко сформированной цели обучения. Ведущая цель обучения определяется квалификационными характеристиками и образовательными стандартами в виде требований к уровням знаний по циклам дисциплин. Однако в современной системе обучения преобладает «логический крен», в том числе и при использовании компьютерных методов и средств. Поэтому наиболее перспективным направлением в развитии средств НИКТ нужно признать то, которое позволяет активизировать свойственную человеку способность мыслить пространственными образами. Для этого необходимо акцентировать внимание на следующих вопросах:

- создании таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картинки, которыми оперирует образное мышление;

- визуализации тех человеческих знаний, для которых пока невозможно подобрать текстовые описания;

- поиске путей перехода от наблюдаемых образов-картинок к формулировке некоторой гипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за динамикой наблюдаемых картин.

Таким образом, НИКТ, как перспективное средство повышения познавательной активности школьников, нужно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как дидактический процесс, организованный с использованием в обучении новых средств и методов обработки данных - методов обучения (для создания, передачи, хранения и отображения информационных продуктов, данных, знаний, идей) в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во-вторых, - как создание определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные коммуникативные технологии. В первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).

В связи с этим одной из важнейших задач обучения является развитие у молодого поколения навыков адекватного восприятия циркулирующей информации. Как отмечают педагоги и психологи США, Германии, Франции, Англии, во всем мире, практически одновременно, было отмечено устаревание традиционных форм обучения детей. Стало очевидным, что потеряли смысл те модели обучения, которые были основаны на утверждении, что ученик - пустой сосуд, который нужно заполнить необходимой информацией, знаниями, и лучше будет, если это сделает специалист - учитель. Становится очевидным, что традиционное мировоззрение не способно удовлетворять подобной трактовке индивида, и это порождает возникновение новых потребностей образования, тенденции которого уже, так или иначе, заявляют о себе в нашей действительности. И среди них - новое отношение к самому процессу познания, где «знать» - это проникнуть в суть вещей или явлений; и само «знание» - это уже не сумма усвоенных фактов, а качество развитого мышления, способного к творческому развитию. Новый подход к обучению построен на новом подходе к самому знанию, как к бытийному процессу в отличие от простого накопления знаний. Быстрый прирост информации и знаний ведет к столь же быстрому их устареванию, современные школа и вуз не могут успеть в этом «сверхгоночном» процессе. Более того, он не имеет смысла. Скорее

необходимо устремиться по пути развития глубокой активности мысли, способности к принятию решений, умения гибкого переноса знаний, стремления и потребности к непрерывному познавательному поиску, к самостоятельному отбору знаний, к одухотворению самой сути процесса познания. Все эти аспекты упираются в проблему содержания образования и его методологическую основу.

Следует отметить, что средства НИКТ появляются в учебном процессе не взамен традиционных средств, а дополнительно к ним. Введение средств информационных технологий в традиционную модель обучения с передачей компьютеру части функций педагога приводит к перестройке этой модели в технологическом и результативном аспектах. Внедрение информатики в образование, широкое использование НИКТ в обучении создает условия для интеграции учебных предметов, формирования единой, целостной научной картины мира. Важность этого процесса усиливается еще и тем фактом, что человек, обладая массой информации о предмете, часто бывает не в состоянии применить эту информацию в реальной деятельности, на практике. А это значит, что настоящего знания предмета у него нет.

Компьютеризация образовательного процесса и помогает обучению, приращиванию необходимой информации, и в тоже время обостряет противоречие между реальным знанием и «ознакомленностью с вопросом». Еще Кант показал, что существует разница между реальным знанием (обеспечивающим «способность к суждению») и информированностью («ученостью»). Поэтому часто бывает, что, обладая массой информации о предмете, человек не в состоянии применять эту информацию в своей деятельности, т.к. настоящего знания предмета у него нет. В наши дни положение усугубляется еще и тем, что количество полезной информации увеличивается с неимоверной быстротой, одновременно с ней, и едва ли не скорее, растет и количество избыточной и порой вредной информации. Человек, и особенно молодой человек, вынужден стремиться все лучше и лучше учиться понимать и распоряжаться получаемой информацией, превращать ее в информацию знания. Помочь ему овладеть знаниями, в подлинном смысле этого слова, сама по себе даже самая лучшая машина не может. Здесь нужен только человек, человеческое общение, при котором знания актуализируются.

В отличие от информации знания являются производной человеческого общения и передаются от одной к другой личности только напрямую. При этом осуществляется обмен информацией, именно его и призваны облегчить и ускорить машины. Учитель, передавая ту или иную информацию ученику, одновременно желая того или не желая, демонстрирует ученику, как этими знаниями воспользоваться. Если учитель, хорошо подготовлен и тем более талантлив, то и знания, переданные им, оказываются качественными. Даже в том случае, если передаваемая им информация устаревает, или же оказывается в силу тех или иных жизненных обстоятельств не очень существенной для ученика, однако, он в ходе общения с учителем приобретает способность оперировать информацией, «способность суждения», которая остается с ним, и будет актуальной для него всегда. Поэтому главная польза, которую приносит и должно приносить образование, заключается именно в развитии этой познавательной способности, умения не просто поглощать и оперировать большими объемами информации, а понимать ее, высказывая о ней суждения.

В связи с этим понятна та настороженность, которую вызывает чрезмерное увлечение формализацией образовательного процесса, чрезмерное доверие к разного рода тестированию и его результатам, к превращению их в универсальное мерило человеческих знаний. В русле этих тенденций, преподаватель-предметник - это уже анахронизм. Будущее - за преподавателями-тьюторами, владеющими современными образовательными технологиями и развивающими методиками обучения. Преподаватель-тьютор - это педагог в собственном смысле слова, а не «преподаватель учебной дисциплины». В отличие от последнего, преподаватель-тьютор, работает не со знанием информации, а с культурной ситуацией, от соприкосновения с которой у школьника рождается мысль. Главная цель - активизация познавательной самостоятельности школьников в ходе диалога «преподаватель - ученик», в ситуации «рождения мысли». Именно на это необходимо нацелить преподавателей гуманитарных дисциплин, и особую здесь роль все больше приобретают информационные образовательные технологии, компьютерные обучающие программы, Internet и т.д. Все это, действительно, открывает широкие образовательные перспективы.

Осознавая, что образование есть фактор развития общества и человека, необходимо неустанно вести педагогический поиск его совершенствования, особенно в плане наращивания и ценностного отбора предоставляемой ученикам информации. При этом информация только тогда способна стать знаниями, когда она соотносится с определенной проблемной ситуацией, способствует продвижению человека от состояния неуверенности, неизвестности к достоверности и пониманию. Поэтому образовательный процесс есть постоянный переход от незнания к знанию, к осознанному усвоению избирательно отобранной, оцененной и направленной на определенную ситуацию или реальную проблему информации. Таким образом, информационные технологии способствуют достижению наиболее приоритетных образовательных целей, позволяют, формируя у школьников знания, умения и навыки, развивать личность, удовлетворять её познавательные интересы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2000. 159 с.

2. Ваграменко Я.А. Информационное пространство для деятельности педагога // Педагогическая информатика. 2002. № 3. С. 77-84.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 265 с.

4. Компьютерные телекоммуникации - школе / под ред. Е.С. Полат. М.: Просвещение, 1995. 168 с.

5. Овчаров В.А. Компьютерная информационная среда в системе педагогического образования // Проблемы теории и практики управления образованием. Барнаул, 2002. Ч. 2. С. 193-197.

6. Петров А.В. Парадоксы компьютерного образования // Информатизация образования. Волгоград: Перемена, 2003.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. 512 с.

Н.В. Фоменко

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ Г. ТАГАНРОГА)

Россия - страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации проживают более 170 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие - несколько десятков тысяч человек.

Миграция является одной из важнейших причин изменения этнического состава государства. Она сыграла выдающуюся роль в истории человечества, с ней связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Эксперты выделяют такие причины увеличения миграции за последнее десятилетие в Российской Федерации: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках, вооруженные конфликты, ухудшение криминогенной обстановки в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане, Киргизии, резкое понижение экономического благосостояния людей, желание попасть на историческую родину.

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.