Научная статья на тему 'Отношения в системе «Педагог ученик» в условиях информационного общества'

Отношения в системе «Педагог ученик» в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1708
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕНИК / ОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ "ПЕДАГОГ УЧЕНИК" / RELATIONS IN THE SYSTEM "PEDAGOGUE-PUPIL" / PEDAGOGUE / PEDAGOGICAL EDUCATION / PUPIL / EDUCATION OF INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорина Оксана Сергеевна

Рассматриваются изменения в системе «педагог ученик», проявившиеся в постиндустриальную эпоху. Выделяются признаки образования, соответствующего современному этапу информационного общества. Обозначаются задачи, стоящие перед современными педагогами и педагогическим образованием в связи с необходимостью выполнения образованием культуротворческой функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relations in the system "pedagogue pupil" in the conditions of information society

The article deals with the problems of relations in the system pedagogue pupil, which changed during the latest years, in the period of postindustrial epoch. It allocates signs of education at the present stage. The tasks of the modern pedagogue and teachers' training in the modern system of the higher pedagogical education providing high quality of education are pointed.

Текст научной работы на тему «Отношения в системе «Педагог ученик» в условиях информационного общества»

ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015.3 ББК Ч-421.4

О. С. Задорина

Тюмень

ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ - УЧЕНИК» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ГСНТИ 14.07.01 Код ВАК 13.00.01

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагог; педагогическое образование; ученик; образование информационного общества; отношения в системе «педагог — ученик».

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются изменения в системе «педагог — ученик», проявившиеся в постиндустриальную эпоху. Выделяются признаки образования, соответствующего современному этапу информационного общества. Обозначаются задачи, стоящие перед современными педагогами и педагогическим образованием в связи с необходимостью выполнения образованием культуротворческой функции.

O. S. Zadorina

Tyumen

THE RELATIONS IN THE SYSTEM “PEDAGOGUE - PUPIL” IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY

KEY WORDS: pedagogue; pedagogical education; pupil; relations in the system «pedagogue-pupil»; education of information society.

ABSTRACT. The article deals with the problems of relations in the system “pedagogue — pupil”, which changed during the latest years, in the period of postindustrial epoch. It allocates signs of education at the present stage.

The tasks of the modern pedagogue and teachers’ training in the modern system of the higher pedagogical education providing high quality of education are pointed.

Происходящие в современном культурную), в том числе на образова-

обществе преобразования су- ние, и в частности на содержание и орга-

щественно влияют на все сферы жизни низацию процесса обучения. Чтобы прочеловека (экономическую, политиче- яснить сущность отношений в системе

скую, производственную, социально- взаимодействия педагога и ученика, ос© Задорина О. С., 2011

мыслить с педагогических позиций тот потенциал, который несет с собой в область образования новая для него виртуальная среда, определить ее влияние на трансформацию культуры современного общества и обозначить новые задачи, стоящие в связи с этим перед педагогами и перед педагогическим образованием, необходимо определить, как условия информационного общества трансформируют отношения между преподавателем и учащимся.

В условиях информационного общества обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ. Важным условием благополучия каждого человека становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия умений с ней работать. Ученые предполагают, что мир стоит на пороге появления человека с новой парадигмой восприятия мира — «человека кликающего», нажимающего на клавишу мыши и получающего доступ в информационное социокультурное пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы. Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему ее оценки, отбора, умения обмениваться ею и производить новую информацию.

Человечество уже окончательно перешло от восприятия реальности, основанного на непосредственном наблюдении, к восприятию, опосредованному носителем информации. Сегодня совершается переход к аудио- и видеовосприятию. Социальные и психолого-педагогические последствия этого перехода еще не изучены наукой основательно, но то, что они разнообразны и неоднозначны, очевидно.

К безусловно положительным явлениям образования информационной эпохи можно отнести широчайшие возможности доступа участников образова-

тельного процесса к информации без существенных денежных и временных затрат; возможность построения индивидуального «сценария» нахождения в информационном пространстве; разнообразие «форматов» представления информации (гипертекст, видео, звук и др.), что может сделать процесс образования увлекательным и интересным; «открытость» информационной среды для индивидуального творчества. Однако есть и отрицательные явления: распространение нелегальных материалов, в том числе безнравственных, оказывающих губительное влияние на личность в стадии становления, информационный терроризм, формирование в Сети неформальных молодежных объединений, цели и задачи которых нельзя назвать гуманистическими, ослабление социальных связей и другие негативные последствия «ухода» школьников и студентов в виртуальную реальность. По данным социологов, подростки проводят перед экраном телевизора и компьютера в среднем по пять часов в сутки. Потребляемая школьниками теле- и видеопродукция, яркая и своеобразная, оказывает огромное влияние на их сознание. Как люди, постоянно имеющие дело с компьютером, они начинают мыслить категориями точных терминов, алгоритмов, программ, в какой-то мере линейно, «однофайлово».

Современные школьники и студенты большую часть сведений получают из окружающей информационной среды, в которую часто оказываются погружены помимо воли и желания формальных образовательных структур, и имеют возможность взаимодействовать друг с другом и с миром в новом знаково-смысловом пространстве, которое многие педагоги только начинают осваивать.

Названные черты образовательного процесса в современном информационном обществе радикально меняют положение и учащегося (студента), и педагога

(учителя, преподавателя). Последний перестает быть монопольным обладателем знания, а первый — смиренным подражателем и потребителем дозированной информации. Если ранее учащийся был «замкнут» в конечных системах общего и профессионального образования, то сейчас он становится субъектом нетрадиционного непрерывного образования: социокультурный статус

«учащегося» заменяется положением «обучающегося», что фиксирует его самостоятельность и активность в познавательном процессе [см. 6].

Изменение отношений в системе «учитель — ученик» исследователи [См., напр., 2] связывают со снятием противостояния в этой оппозиции, с продвижением учителя в сторону «консультанта». В эпоху развития информационных образовательных систем эта роль вполне оправданна. Информация, которая обрушивается на ученика ежедневно, зачастую отрывочна, не систематизирована, избыточна. Ученик не всегда в силу возраста и недостаточного опыта может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы, оценить качество информации с точки зрения полезности и достоверности. Кроме того, школьнику сложно сохранять «внутреннюю дистанцию» в процессе увлекательного и захватывающего существования «в виртуальной реальности», противостоять давлению массовой культуры. Задача образования и конкретного педагога — помочь школьнику преодолеть поверхностность и фрагментарность восприятия и выйти на уровень целостного видения и осмысления мира, сформировать способность творческого усвоения и индивидуальной переработки любых текстов (электронных и печатных). Как консультант, педагог помогает учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор, разрабатывать маршрут самостоятельного поис-

ка нужной информации, советует определенные сайты, web-страницы, организует обмен данными между учениками — пользователями Сети, помогает целесообразно использовать время, проводимое в Сети, оценивает информацию, найденную учащимся.

Еще одна новая для педагога роль, появившаяся в связи с развитием информационных технологий и их внедрением в систему образования, — роль создателя информационно-образовательной среды как пространства различных форм и методов размещения и отображения знания, в том числе гипертекстовых и гипермедийных. Также к современным ролям педагога можно отнести следующие: модератор (педагог, осуществляющий поддержку и организацию активной работы участников образовательного проекта); сетевой предметный методист (учитель-методист, оказывающий методические услуги посредством интернет-коммуникаций по своему предмету другим педагогам); дистанционный тьютор (педагог, оказывающий образовательные услуги школьникам или взрослым через Интернет, как правило, пользующийся учебными материалами, разработанными другими авторами); куратор дистанционного обучения (педагог, организующий процесс дистанционного обучения — набор на курс, отслеживание посещаемости, вопросы аттестации и пр.).

Информационное общество определяет и новый облик учеников. Если для большинства школьных учителей, профессиональное становление которых происходило в иных условиях, вхождение в новую социокультурную среду зачастую сопровождается «культурным шоком», то для современных школьников, родившихся в век медиатехнологий, это оказывается естественным процессом. Необходимость установить игру, записать диск, открыть нужный файл заставляет детей с раннего детства изу-

чать компьютер и овладевать простейшими навыками работы с ним. Уже на этапе обучения в школе компьютерная грамотность нужна для более серьезной подготовки к урокам, для написания докладов, рефератов и других работ научного характера.

Изменились не только роли педагога и ученика, но и возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса. Учатся сегодня не только дети и молодежь. Темпы жизни и социальнотехнического прогресса ведут к необходимости непрерывного обучения (переобучения, повышения квалификации) всех активных членов общества, включая и самих педагогов. В современных социокультурных условиях обучение позволяет педагогам овладеть современными технологическими средствами передачи знания, умениями разрабатывать методическую сторону образовательных технологий. Роль навигатора в информационном океане требует от педагога соответствующей подготовки в области адаптирования, применения, совершенствования, создания новых информационных технологий в образовательном процессе.

Использование в образовании новых форм организации педагогической коммуникации требует от педагогов владения методами разработки содержания дистанционного общения и методиками реализации дистанционных курсов, учи-тывания при выборе материала и методик таких критериев, как особенности ученика и педагогическая цель наиболее целесообразным образом ввести информационное сообщение для актуализации тех свойств ученика, которые позволяют принять новые сведения.

Кроме того, круг обязанностей и умений педагога расширился в связи с необходимостью знакомства обучающихся с новыми языками общения, которыми можно пользоваться при виртуальном взаимодействии, с элементами сетевого

этикета, с правилами разработки текстов, используемых в Сети.

Современная информационная среда изменяет также содержание и формы общения педагога и ученика. Получив доступ к учебным курсам через Интернет, школьники и студенты (прежде всего студенты, которые сами оплачивают каждый курс) имеют возможность в учебной аудитории общаться с преподавателем, задавая ему вопросы по содержанию учебной дисциплины. В виртуальном пространстве распространено и общение в чатах, тоже предполагающее обмен вопросами, репликами, мнениями в режиме реального времени с использованием специальных программ, и переписка по электронной почте, которую сегодня называют видом эпистолярного жанра в новой цифровой форме, и коммуникация с использованием мультимедийных технологий.

«Добавление» в процесс естественного педагогического общения такого посредника, как компьютер, усложнило выстраивание эмоционально насыщенных отношений в системе «педагог — ученик». Задача педагога в этих условиях — научиться выстраивать отношения с учеником так, чтобы сформировался эмоциональный контакт.

Как отмечает И. А. Колесникова [См. 5], на просторах Интернета многие невербальные средства (жесты, мимика, взгляд, поза участников коммуникации) становятся недоступными, «невидимыми», что затрудняет осуществление контактов, снимает встречные эмоциональные реакции.

В исследованиях Г. Астляйтнера также содержатся указания на то, что во время занятий в «онлайновом» классе у учащихся фиксируются повышенная неуверенность в себе, отчужденность и изолированность, ощущение дефицита общения и отсутствия психологической поддержки. Впрочем, отмечается и то, что целенаправленная работа по компенса-

ции эмоционального дефицита может способствовать установлению прочнейшего внутреннего контакта между участниками процесса педагогической коммуникации.

Новые профессиональные роли, обусловленные становлением информационного общества, с трудом даются педагогам. Это вызвано следующими причинами. Во-первых профессиональное становление многих преподавателей происходило тогда, когда еще не было современной социокультурной среды в виде медиатехнологий. Во-вторых, информационные потребности и ожидания от процесса обучения у педагога и ученика разные. Как отмечает О. В. Акулова [1], учитель ориентируется при подготовке урока преимущественно на информацию, представленную на печатных носителях, часто не учитывая другие, главным образом электронные, источники и не придавая им должного значения. Школьник ориентируется преимущественно на получение информации, значимой для него лично, добытой не из книг, а из Интернета или из других значимых источников, например, от сверстников. Школа и педагог, таким образом, не являются для ученика единственным, самым авторитетным источником получения информации о мире.

Таким образом, эволюция отношений в системе «педагог — ученик» представляет собой следующую цепочку: устная форма общения ^ письменная форма общения через тексты книг ^ виртуальная форма общения, опосредованная гипертекстом на экране компьютера. При этом нельзя сказать, что каждая последующая форма отношений полностью замещала предыдущую. Все три формы отношений сосуществуют в образовательном пространстве информационного общества.

Безусловно, устного живого общения стало меньше, но оно всегда останется в сфере образования, особо актуализиру-

ясь в ситуациях передачи культурной и духовной традиции.

Время изменило сущность ролей педагога и ученика, формы и содержание их общения, возрастные и временные рамки традиционного образования, обострив противоречия между информационными потребностями поколения школьников и информационными возможностями поколения учителей, проявляющиеся в различной степени готовности субъектов процесса обучения к восприятию изменений, характерных для информационного общества.

Однако несмотря ни на что пара «педагог — ученик» остается центральной парой образовательного процесса. Роль педагога в современной образовательной парадигме, перестав быть доминирующей, не перестает быть определяющей для процесса и результатов образования. Эта роль выходит за рамки понимания педагога как равнодушного координатора учебного процесса и настройщика компьютерных программ [4]. Она накладывает на педагога обязанность быть активным творческим образованным человеком, обладающим талантом общения, умеющим найти свой подход к каждому ученику и вдохновить его своей позитивной энергией на ту или иную деятельность, ставящим развитие ученика и его здоровье в центр педагогического взаимодействия.

Хотя роль педагога как источника информации для учащихся снижается из года в год, влияние его личности возрастает. Причины огромного нравственного влияния личности педагога на личность учащегося лежат в самой природе человека и человеческих отношений, складывающихся в процессе педагогической деятельности. Недаром именно с отдельными талантливыми творческими педагогами ученики связывают свой выбор жизненной стратегии и изменений в индивидуальной судьбе. Только педагог может справиться с неблагополучной

ситуацией в культурной и духовной сферах. Только педагог может развить у ученика способность сознательно адаптироваться к новым условиям жизни информационного общества и беречь при этом свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности. В силах педагога-мастера привить ученику высокую социальную активность и ответственность, стремление к творчеству и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в критических или нестандартных ситуациях. Наконец, только педагог может «оживить» информацию своим отношением, что и позволит ей стать для ученика «живым знанием» [8]. При всем разнообразии возможностей компьютера, эти роли он сыграть не может. В связи с этим именно в условиях информационного общества большого внимания к себе требует сама личность учителя, его ценности и смыслы профессиональной деятельности, содержание и формы его профессиональной подготовки. В то время как ученые говорят о появлении посткоммуникативного мира электронных форм, об Интернете как субъекте мира, о захвате культуры как наборе принятых на веру ценностей и норм электронного гипертекста, о кризисе книжной культуры, педагогическое сообщество не может не учитывать эти глобальные изменения. В учебных аудиториях появился новый тип учащегося, для которого жизнь за стенами образовательного учреждения наполнена аудиовизуальной мозаикой, насыщена зрительными образами, в то время как обучение и воспитание по-прежнему ориентируются в основном на словесные формы передачи информации. Часто безликим, похожим друг на друга урокам нечего противопоставить зрелищным,

ЛИТЕРАТУРА

динамичным, красочным фильмам и программам, которые «держат» внимание, вызывают сильные эмоции, а попутно формируют ценности и идеалы, нередко далекие от гуманистических.

Современное педагогическое образование должно позволить педагогам, психологам следующее:

- разрабатывать творческие методы работы с учащимися с учетом реалий информационного общества, находить точки соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивать их пересечение;

- разрабатывать и апробировать современные технологии решения педагогических задач, овладевать разными языками представления учебной информации

- привлекать учащихся к решению практико-ориентированных задач, предполагающих использование различных источников информации

- расширять диапазон информационных интересов учащихся, помогать им в овладении способами анализа медиатекстов для полноценного их восприятия и понимания того, с помощью каких инструментальных средств возникает передаваемый по коммуникативным каналам фрагмент картины мира, какие именно ограничения в познании мира обусловлены использованием данного инструментария.

В случае выполнения этих требований можно будет говорить о создании педагогом благоприятных условий для возможной трансформации личности ученика как потребителя информации в личность — потребителя культурных ценностей и затем — в их творца.

1. АКУЛОВА О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.

2. ВАСИЛЬЕВ В. Н., СУХОРУКОВА М. В. Образование в информационном обществе. иКЬ : http://www.ict.edu.гu/vconf/index.php?a=vconf&c=getFoгm&г=thesisDesc&d=light&id_sec=l44 &id_thesis=57.

3. ВОДЯНОВА Н. В. Самореализация личности в пространстве Интернета в контексте коммуникативной антропологии // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11.

4. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И. Теория обучения в вопросах и ответах : учеб пособие. М. : Академия, 2006.

5. КОЛЕСНИКОВА И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб пособие / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007.

6. ЛИТВИНЕНКО Л. Л. Личность в социокультурном пространстве непрерывного образования : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2003.

7. СБОРОВСКИЙ Г. Е. Образование в контексте перехода к информационному обществу. иКЬ : http://www.lihachev.ru/chten/2006g0d/d0kladi/sektsiya1/sb0r0vsky/.

8. СЕНЬКО Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : учеб. пособие. М. : Академия, 2000.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.