Научная статья на тему 'Проблемы современного образования и возможности его улучшения'

Проблемы современного образования и возможности его улучшения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6726
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ / TEACHER / PEDAGOGICAL SYSTEM / EDUCATIONAL PROGRAMS / IT / INNOVATION IN TEACHING / EDUCATIONAL SYSTEM / PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данюшенков Владимир Степанович

Статья посвящена переходу образования России из XX на XXI век и возникшим при этом проблемам в обучении. Автор высказывает личное мнение о путях преодоления образовательного кризиса в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данюшенков Владимир Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of modern education and its ways of problematic development

The article focuses on the transition of Russian educational system from XX to XXI century and arising problems appeared. The author gives his own opinion on the ways the crisis can be overcome in a modern society.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного образования и возможности его улучшения»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.014.5

В. С. Данюшенков

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ

Статья посвящена переходу образования России из XX на XXI век и возникшим при этом проблемам в обучении. Автор высказывает личное мнение о путях преодоления образовательного кризиса в современном обществе.

The article focuses on the transition of Russian educational system from XX to XXI century and arising problems appeared. The author gives his own opinion on the ways the crisis can be overcome in a modern society.

Ключевые слова: образование, педагог, школьник, педагогическая система, программы обучения, информационные технологии, инновации в обучении.

Keywords: educational system, teacher, pupil, pedagogical system, educational programs, IT, innovation in teaching.

Коренная ломка сложившегося государственного устройства, социально-экономических отношений, замена идеологии и моральных ценностей не могли не отразиться на существующей системе образования. Эти объективные предпосылки, обусловившие реформу образования, привели к реорганизации подготовки педкадров, необходимых для обеспечения процесса реконструкции образования на начальном и среднем образовательном уровнях.

Естественно встает вопрос, каким будет образование в обществе в XXI в. Каким будет педагогическое образование?

Образование - особая сфера, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания и мироощущения, духовных ценностей нации, ее исторического и нравственного самосознания. Сообразно этому педагогическое образование должно рассматриваться как совершенно особая, самостоятельная область образования, предметом которой является комплексное знание о человеке в процессе его становления (как субъекта познания, общения, труда).

© Данюшенков В. С., 2013

В России, в силу особенностей ее исторической судьбы, еще в далеком прошлом сложилась уникальная русская система педагогического образования, не имеющая аналогов в других странах и составляющая особенность отечественной культуры. Ее основы были заложены М. В. Ломоносовым, К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым и другими великими русскими педагогами.

В этой системе образование учителя - особая часть культурного сословия России, выполняющая функцию культурно-нравственного воспитания нации, хранения и воспроизводства ее духовного и интеллектуального потенциала.

Революция 1917 г. разрушила сложившуюся систему образования.

Но в 1936 г. была возрождена русская система общего образования и соответствующая ей подготовка учителей. Результат оказался ошеломляющим для всего мира. За восемнадцать лет, включая четыре года жесточайшей войны, из полуразрушенной, малограмотной страны Россия превратилась в самую образованную державу мира. В 1954 г. в своем докладе Конгрессу США ЦРУ отметило, что «русские выиграли холодную войну на школьной скамье».

Несмотря на предпринятые в дальнейшем (период «хрущевской оттепели» и позже) меры по «улучшению высшего образования», по «профориентации и политехнизации общеобразовательной школы» и т. п., направленные, в значительной мере, на увеличение части потока оканчивающих среднюю школу в экстенсивно развивающееся промышленное и сельскохозяйственное производство, отечественное образование, продолжавшее считаться если не лучшим, то одним из лучших в мире, обусловило завоевание нашей страной передовых позиций в тяжелой индустрии, военной и космической промышленности, атомной энергетике. Поэтому немалое число развивающихся стран при организации своих образовательных систем позаимствовали основные принципы российской педагогики.

В последние два десятилетия экономика России широко заимствовала модели рыночной экономики запада. Не избежала подобного заимствования и образовательная отрасль. Но безграмотное, на уровне «новорусского мышления», желание стремительно «войти» в мировое сообщество на деле оказалось миражом. Сегодня мы имеем не стремительное «вхождение», а голо-

вокружительное падение жизненного и образовательного уровня населения, развал промышленности и сельского хозяйства, науки. Вместо сближения с мировым сообществом мы оказались в его арьергарде.

Критическая оценка, а в ряде случаев - пересмотр целей и направлений реформы образования становятся особо актуальными в условиях перманентного политического кризиса в России. Задача, стоящая перед системой педагогического образования, перед всем педагогическим корпусом страны, становится наиважнейшей не только с образовательной, но и с политической точки зрения.

Таким образом, можно констатировать, что переход на рыночную конкурентную модель развития экономики дал очевидные плюсы с точки зрения оздоровления общеэкономической ситуации и повышения эффективности производственного сектора. Однако в условиях рыночной экономики государство должно самостоятельно определять приоритеты и цели для долгосрочного развития образования, а не делегировать эту функцию отдельным вузам, типа высшей школы экономики. Только в условиях централизованного определения стратегических целей возможно выстраивание эффективных институтов управления образовательной политикой, которые обеспечивают соответствие личных интересов государственных функционеров и руководителей, научных или образовательных центров интересам государства и общества в многолетней перспективе стабильного и предсказуемого социально-экономического развития.

В отличие от науки, которая интернациональна по сути, ибо не существует «национальной таблицы умножения», образование должно оставаться прежде всего национальным. В настоящее время мы практически забыли о воспитании, а то, что у нас называется «патриотическим воспитанием», зачастую проводится так и такими «специалистами», что вызывает у будущих «защитников отечества» и их подруг стойкое желание как можно меньше видеть себя частью страны. Фраза Бисмарка о том, что «войны выигрывают школьный учитель и винтовка современного образца», воспринимается как анахронизм, а между тем она сегодня абсолютно современна и вновь актуальна. Если же говорить о воспитании вообще, то все еще уместно пушкинское определение ситуации в России начала XIX в.: «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла».

В каком-то смысле воспитание аналогично целеполаганию: ребенка нужно не только научить конкретным знаниям и умениям, но и заложить в него отношенческие навыки - как следует от-

носиться к тому или иному явлению в жизни. Например, как следует себя вести в случае, если в «багаже знаний» не оказалось нужного знания для решения возникающей жизненной задачи.

Международные рейтинги не первый год регистрируют явный излом на графике успехов российских школьников в зависимости от их возраста, происходящий при переходе из начальной в среднюю школу. Наши дети - первые в освоении базовых знаний и умений по языку, математике, знанию окружающей среды, но после 5-го класса их позиции в мировых рейтингах опускаются в четвертый-пятый десяток. Вероятно, эта проблема также связана с отсутствием стратегии образовательного процесса. Наши дети - безусловно, любознательные, инициативные, умные, но в определенный момент они перестают понимать, для чего получают все новые знания. Они не видят им практического применения и не понимают, чему и зачем их учат.

Безусловно острая ситуация сложилась с учебными программами, что вытекает из проблемы отсутствия в образовании целеполагания. В современном мире в условиях обилия доступной информации недостаточно просто информировать учеников и студентов. Необходимо дать им способы самостоятельного получения знаний, применения их в реальной деятельности, умение оценивать ситуацию и ставить задачи. Такое содержание образования принято называть деятельностным. Оно отлично развивается с 1950-х гг. усилиями в том числе и отечественных философов, педагогов и психологов - Выготского, Давыдова, Ильенкова, Зиновьева, Щедровицкого. Деятельностное содержание образования ставит задачу «учить жить в будущем» и «учить думать о будущем» - и именно в этом состоит главный принцип образования для устойчивого развития. Как минимум половина учебного курса должна быть посвящена решению практических или близких к ним задач и разработкам различных сценариев будущего.

Проблема учебных программ усугубляется еще и тем, что в стремительно меняющемся пространстве новых технологических возможностей любые учебные программы подвержены устареванию. В связи с этим острое беспокойство вызывает отсутствие инновационных методик в российском школьном образовании, массовая имитация инновационного подхода и освоение его только на бумаге. Проектный, интерактивный и другие подходы, направленные на самостоятельное изучение учениками части курса, - это сложный вид деятельности, требующий от преподавателя больших нагрузок, вовлеченности и заинтересованности. Он требует высокой квалификации и серьезной подготовки к каждому занятию.

При этом фигура российского учителя - это еще один пласт серьезных проблем. Сегодня прак-

тически нет специальных и, главное, честных исследований, посвященных учительскому сообществу. Может оказаться, и тому есть много подтверждений, что многих учителей вообще нельзя допускать до работы с детьми. Некоторые из них не в состоянии сдать тех тестов, которые должны сдавать ученики. Кадровая система, сотрудничество с педагогическим сообществом, само сообщество как нечто целостное - все это находится в России в зачаточном состоянии. В качестве примера эффективного педагогического сообщества приведем Швейцарию. В этой стране педагог начальной школы учится 6 лет, конкурс на подготовку таких профессионалов в вузах один из самых высоких и заработная плата - также одна из самых высоких в бюджетной сфере. Несмотря на сравнительно низкие зарплаты в США профессии педагога, как и врача и пожарного, - наиболее уважаемые и, соответственно, престижные.

Наряду с указанными проблемами и отсутствием системного подхода к развитию образовательного пространства в России сегодня есть положительные примеры коллективов, вузов, школ и других сообществ, на тиражировании которых, передаче лучшего опыта надо строить будущее российского образования.

Первое предложение по улучшению образования - это инновационные образовательные технологии: центры при вузах, школах, в районах, центры обучения педагогической молодежи. На сегодня многие такие коллективы можно считать сложившимися. Основные инновационные методики - комплексные образовательные проекты, деловые, организационно-деятельностные игры, учебные диспуты. Ряд инновационных методик связан с применением современных информационных технологий: дистанционное обучение, включающее в себя удаленные лекции, доступ к онлайн-курсам, вебинары, использование интернет-технологий. Широко известный пример -MIT Open Course Ware (http://ocw.mit.edu) -бесплатные, доступные через Интернет удаленные учебные курсы. Обучение в виртуальном пространстве позволяет построить коммуникацию на принципиально другом уровне интерактивности. Здесь используются достижения современной игровой компьютерной индустрии, в частности таких многопользовательских игр, как Second Life.

В этом вопросе надо быть осторожным. Американские авторы Мэттью Мердок и Трейон Мюллер в книге «Взрыв обучения» или «Девять правил эффективного виртуального класса» говорят, что теперь ученику не обязательно сидеть за школьной партой, Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты, самообразование вместо обучающих уроков, неформальное общение вместо дидактики и т. д. Второе предло-

жение связано с внедрением новых организационно-управленческих решений. Во-первых, это создание собственного уклада учебного заведения. Образовательная среда играет большую роль в обучении и воспитании. Учебное заведение, которое имеет свой уникальный уклад, заданные традиции и ценности, принципы управления с привлечением учеников, внеучебные формы работы с учащимися, открыто декларируют принципы развития учебного заведения. В Кирове это современные лицеи и гимназии. Сельские же школы, которые занимают громадное пространство в образовании России, 60-70% для достижения городского уровня должны соединиться с местным социумом, включая бизнес-компании. Сегодня такую попытку мы делаем с нашими аспирантами.

Во-вторых, применение технологий удаленного доступа позволяет организовать вузам лабораторный практикум и демонстрационный эксперимент в школах с использованием оборудования вузовских учебных и научных лабораторий. Это имеет исключительное значение не только для повышения качества образования, но и для воспитания их исследовательских качеств, развития их талантов, привлечения их в науку.

В-третьих, образовательные проекты под внешний заказ. Тематикой учебных проектов может стать решение актуальных проблем бизнес-компаний, муниципальных властей. В этом случае учебный процесс может быть доведен до реального применения знаний, учащиеся получают уникальный опыт, а работа профессионалов и другие расходы проекта могут быть оплачены заказчиком. Такие учебно-производственные проекты широко распространены в Западной Европе и в США как в вузах, так и в общеобразовательных школах.

Третье предложение отражает главное, как готовить реализатора вышесказанного. Индивидуализация образовательных траекторий и повышение самостоятельности меняет роль учителя. Традиционный преподаватель (монополист передачи и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Создается, как отражение современного времени, новый портрет педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В связи с этим возникает стратегическая задача - это создание инновационного стандарта в подготовке педагогических кадров.

К перечисленным выше точкам роста надо добавить следующие шаги, которые позволят скорректировать текущий вектор развития российской школы в нужном направлении:

- налаживание системы долгосрочного стратегического планирования в образовании. Использование современных методов моделирования, прогнозирования сложных систем, создание сети компетентных экспертов;

- налаживание системы «школа - вуз - работодатель», исходящей из результатов стратегического планирования. С другой стороны, надо ответить на вопрос: кто в нашей стране «эффективный работодатель», под которого нужно «делать» будущего специалиста? Их немного и формально эффективны только те компании, которые держат «нефтяную иглу».

Кроме добычи, производительность в остальных отраслях весьма хромает в сравнении с уровнем развитых стран. Эти отрасли зачастую сами не могут (и не хотят) сформулировать требования к специалисту. Но других работодателей у нас нет. Поэтому единственный выход - строить экономику будущего вместе - и предприятиям, и вузам, и школе. Нужна новая парадигма, в которой процессы в экономике интересуют учителей и учеников, а то, что происходит в школе, напрямую касается руководителей, клерков и инженеров. В этом суть системы «школа - вуз -работодатель», а не в том, чтобы бездумно «подстраивать» личность будущего специалиста под «нужды» компании, - эти нужды в большинстве случаев очень далеки от совершенства и от того, что нужно стране.

Следующие шаги представляются целесообразными в качестве первоочередных мер:

- работа с кадрами: изучение кадрового потенциала, поддержка молодых педагогов, продвижение молодежи в целом. Обеспечение преемственности лучших традиций. Создание школ для молодых педагогов. Стипендии и гранты (массовые, исчисляемые десятками тысяч получателей) для педагогической молодежи, конкурсы педагогов с открытыми и прозрачными процедурами, «народным голосованием», видеоуроками в Интернете;

- поддержка экспериментальных групп и школ, работающих по программам концепции «образования для устойчивого развития». Развитие центров дополнительного образования, например центров научно-технического творчества молодежи;

- общественно-гуманитарное и патриотическое воспитание: помогать детям с раннего возраста и студентам понимать (и переосмысливать) смысл жизни, будущего, цели и задачи страны. Специ-

альные и мотивирующие уроки с первого класса, вовлечение в проектные решения задач глобального и национального масштаба (со старших классов), не менее 25% гуманитарных дисциплин при подготовке технических специалистов;

- контроль качества образования должен быть сложным и многокомпонентным, к нему привлекаются сами учащиеся, родители, работодатели, администрация, педагогическое сообщество, выпускники. Но при этом контроль не должен довлеть над творческой активностью педагога и ученика, решающее слово в контроле должно оставаться за независимой и авторитетной комиссией. В большинстве случаев, кроме явных нарушений, угрожающих здоровью и психике учащегося, контроль должен не карать, а мотивировать, а контролирующая комиссия - быть посредником между государством и образовательной системой, до которой далеко не всегда доходят его сигналы.

В нашей стране существует целая сеть олимпиад и конкурсов нового поколения, за каждой из которых стоит сплоченная команда организаторов. В качестве примеров можно привести интернет-олимпиаду и конкурс проектных работ по нанотехнологиям в МГУ (http://www.nanometer.ru/ olymp2_o5.html), «Юниор» - конкурс проектных научных работ для школьников в МИФИ (http://www.junior-fair.org/pages/about). Балтийский научно-инженерный конкурс в СПбГУ (http://baltkonkurs.ru/page/about). Главный фактор успеха каждого из таких проектов - команда энтузиастов, занимающаяся развитием того или иного конкурса.

В заключение, когда можно еще очень много говорить о путях и подходах нового развития образования и подготовки педагогических кадров, я хочу сказать следующее.

Страна меняется быстро в социальном и информационном плане. Мир стал открытым. И особенно быстро к нему адаптируются дети. Науке и практике в сфере образования надо успевать, причем с опережением. Это относится к изменениям госстандартов по предметам в школе, к методикам обучения, к подготовке учителей в вузах. Она должна быть другая, адекватная изменениям социума страны, региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.