Научная статья на тему 'Педагог XXI века'

Педагог XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕМЕНЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА XXI ВЕКА / ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА XXI ВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейхман Л. К., Ставцева И. В.

Рассматриваются качества, необходимые успешному педагогу для эффективной организации обучения цифровых пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гейхман Л. К., Ставцева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог XXI века»

УДК 37.013.2

Л.К. Гейхман

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

И.В. Ставцева

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск

ПЕДАГОГ XXI ВЕКА

Рассматриваются качества, необходимые успешному педагогу для эффективной организации обучения цифровых пользователей.

Ключевые слова: перемены в образовании, информационное общество, качества педагога XXI века, потребности ученика XXI века.

С самого начала XXI века вопросы о личностных качествах, профессиональных умениях и социальных ролях людей новой эры стали будоражить общество, отдельной волной захлестнув образование, один из самых чувствительных к глобальным переменам социальных институтов. Главной причиной внезапно возникшего и до сих пор не до конца осмысленного противоречия между внешней средой и внутренними способностями человека стали технологии, стимулирующие колоссальное обновление информации. Именно новые технологии и скорость потоков данных повлияли на образование, не оставив от выработанных поколениями традиций и устоев ни следа того эффекта и результативности, которые были присущи ему ранее.

Произошло то, что в нашем цифровом мире компьютеры, планшеты и всевозможные мобильные устройства заняли доминирующее положение, условно разделив людей на две большие группы. Цифровые аборигены родились и выросли окруженные технологиями и не мыслят свою жизнь без них, в то время как цифровым эмигрантам пришлось осваивать совершенно новые для себя устройства уже в зрелом возрасте. И, казалось бы, что может означать такое безобидное разделение по принципу умения/неумения пользоваться техникой? Однако суть проблемы заключается в том, что цифровые эмигранты, более мудрые и опытные в силу прожитых лет и накопленных знаний, на чьи плечи ложится ответственность воспитывать и обучать молодое поколение, стали жертвами цифрового и информационного невежества. Как следствие, более всех других пострадала образовательная сфера, поскольку педагоги, оказавшись по ту сторону технологических баррикад, потеряли свой авторитет и обнаружили, что учащиеся нового поколения почему-то их не понимают, не говоря уже о том, что не хотят и не могут усваивать те знания, которые испокон веков было принято передавать.

Масштабы глубины разрыва поколений прослеживаются в диахроническом анализе, через призму этапов, которые образование успело пройти к настоящему моменту: от воспитания и обучения в кругу семьи и близких людей через всеобщее школьное образование к обучению на протяжении всей жизни.

Примерно до XIX века ребенок усваивал все, что ему необходимо для жизни, посредством наблюдения, подражания, методом проб и ошибок под присмотром старших. Его учителями были родители и самые близкие люди, влиявшие на его ум и воображение, имевшие беспрекословный авторитет. Умения чтения, письма и счета, равно как бытовых и ремесленных работ, в основном не требовали вмешательства чужих людей. Лишь позднее последовала эпоха обязательной школьной подготовки, которая переложила ответственность за образование детей с плеч родителей на плечи государства. Заметим, что данный переход стал результатом индустриальной революции и изобретения книгопечатания. Эти два события явились необходимым для перехода стимулом, так как только в созданных ими условиях всеобщая институциональная подготовка стала возможной.

На настоящем, третьем этапе общество пришло к идее непрерывного обучения, образования в течение всей жизни, ставшего необходимостью, велением эпохи информатизации, возникшего благодаря появлению и массовому распространению Интернета и развитию телекоммуникационных технологий. Среди особенностей данного этапа отметим появление дистанционного обучения, открывшего возможности получения самых качественных материалов от специалистов, экспертов в любой интересующей области знания в любое удобное для человека время, а также широкое развитие компетент-ностного подхода, сконцентрировавшего педагогов на образовательном результате каждого учащегося, выраженного в наборе сформированных интегративных характеристик личности.

В результате перехода с одного этапа на другой образование постигли перемены по ряду значимых параметров:

1. Ответственность за образование и его результаты перешла из рук родителей на первом этапе в руки государства на втором, в то время как сейчас находится в руках самого индивида.

2. Ожидания результатов прошли путь от желаний непосредственной практической пользы для конкретного человека на первом этапе к усредненному успеху для всех на втором, и в настоящий момент они целиком и полностью зависят от осознанного выбора учащегося, а поэтому высоки и одновременно оправданы по определению.

3. Содержание образования на первом этапе заключалось в репродукции практических умений, затем перешло к трансляции дисциплинарных знаний на втором и сейчас ориентировано на вопросы того, как быть способным учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.

4. Педагогические основы на первом этапе заключались в теории обучения ремеслу и передавались из уст в уста, от мастера к подмастерью, на втором этапе стали научно-дидактическими, в настоящий момент сводимы к императиву взаимодействия.

5. Место получения образования варьировалось от места жительства ученика на первом этапе к общему месту для группы учеников (школе), в настоящее время перестало быть сколько-нибудь значимым (получать информацию можно в любом удобном месте в любое время).

6. Культура ученичества изменилась от семейного обучения и получения специализации только при явной необходимости и наличии таланта на первом этапе, к равно возрастному общению в неродственной группе близко живущих учеников, начиная с 6-7 лет на втором, к смешанным группам по критериям возраста, статуса, национальности на третьем.

7. Отношения между участниками образовательного процесса на первом этапе строились на основе внутрисемейного воздействия, затем стали авторитарными субъект-объектными в условиях общеобразовательного учреждения на втором, в то время как на третьем этапе перешли к субъект-субъектным отношениям взаимодействия, опосредованным информационнокоммуникационными технологиями.

При рассмотрении всех этих кардинальных изменений по описанным параметрам обращает на себя внимание продолжительность двух первых этапов в сравнении с третьим, поскольку начальные этапы следовали друг за другом размеренно и постепенно, в течение многих веков. Поколения сменялись, не ощущая на себе глобальных сдвигов, жизни многих миллиардов людей прошли в рамках одного периода без каких-либо перемен в образовательной системе. Совсем другим стал третий этап, который пришелся на время стремительных информационных потоков и обновления данных, что не могло не совпасть с общими социальными закономерностями. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, то есть уже за 50 лет, при росте объема информации за те полвека в 8-10 раз [1]. Причем эта тенденция продолжает усиливаться, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрос вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.

Новые способы циркуляции информации таковы, что скорость обновления данных все возрастает, а скорость человеческого мышления не меняется, и особенно в раннем возрасте человек остается беззащитным против врывающихся в психику потоков. Именно поэтому возникает необходимость формирования нравственных, интеллектуальных, дидактических принципов и норм создания, представления и распространения данных. Проблема качества и надежности информации в системе образования должна обеспечиваться новыми педагогическими и ценностно-нравственными канонами, которые

формируются и будут формироваться в дальнейшем. Ведутся интенсивные поиски адекватных и опережающих путей и методов соответствия системы образования требованиям информационного общества. Многообразие выдвигаемых при этом концепций, парадигм, программ свидетельствует, во-первых, о сложности и актуальности отражения глобальных информационных процессов в образовательном пространстве и, во-вторых, о качественных изменениях в осмыслении педагогической действительности.

Так, анализ трех описанных этапов позволяет зафиксировать, что каждый из их принес с собой ряд значимых социальных изменений в вопросах получения образования: его целей, методов и средств. Особенно примечателен переход к отношениям взаимодействия, где педагогу важно понимать своих учеников, говорить с ними на одном языке, чтобы быть способным эффективно организовывать их деятельность в соответствии с их насущными потребностями. Это подразумевает как освоение технологий, так и осознание психологических особенностей учеников нового времени, которые далеко не так просты и понятны для педагогов, в том числе и из-за обостренного информатизацией разрыва поколений.

Резко поляризованы выводы о способностях к обучению взрослеющих цифровых пользователей, чья формирующаяся психика попадает в условия несоразмерной скорости информационных потоков, на которые ей приходится мгновенно реагировать. С одной стороны, из-за «клиповости» сознания наблюдается снижение аналитических показателей мышления молодых людей, трудности в работе с семиотическими структурами произвольной сложности. Привыкшие к быстрому темпу современной жизни, люди нового поколения не готовы глубоко вникать в детали и воспринимать длительные линейные последовательности [2]. С другой стороны, как справедливо отмечает профессор Г.В. Солдатова, у таких людей появляется способность к многозадачности, их память и восприятие нужным образом адаптируются к информационной среде, социальные сети расширяют социальный капитал своих пользователей, а компьютерные игры увеличивают визуальное внимание и формируют настойчивость в достижении цели [3].

Особенности психологии цифровых пользователей приводят к тому, что они испытывают затруднения в понимании авторитарного языка традиционного образования из-за противоречия между актуальными требованиями современной жизни в мире новых информационных технологий и навязываемыми концептами, чуждыми для этих людей иного личностного устройства. Информационное общество естественным образом учит молодое поколение не усваивать готовую картину мира, а формировать ее самостоятельно в соответствии со своими конкретными потребностями и целями, в то время как традиционная система образования (сформировавшаяся и прочно закрепленная на втором этапе его развития) предлагает некий набор того, что «не-

обходимо усвоить». Зачем? Почему именно это? Почему именно так? Это кажется очевидным педагогам, но совершенно не воспринимается цифровыми пользователями.

Мы убеждены, что подобное противоречие, как и любой конфликт непонимания, разрешимо только в том случае, когда одна сторона начинает говорить на языке другой. При этом почему-то само собой разумеющимся фактом считается, что переходить на специфический язык традиционного образования должны именно ученики. Хорошо, когда такая трансформация действительно дается им просто: талантливые дети с гибким мышлением всегда были легко обучаемы, с ними проще работать, так как они умеют подстраиваться под способ подачи материала. Однако чаще всего сейчас волшебного запуска понимания не происходит. Гиперактивность, постоянно отвлекающие детей мобильные устройства - это лишь немногие из самых распространенных жалоб педагогов. Проблема лежит глубже. Цифровые пользователи не осознанно «мешают» педагогам сеять разумное, доброе, вечное, формируя ниву их души и способностей, но они просто не могут переключиться на непонятный им язык, своего рода иностранный в эпоху, когда общество уже перешло на новый виток, а образование на практике пока отстает, застряв на предыдущем этапе развития.

Только мудрый и опытный профессионал, каковым является педагог, может разобраться, как донести до ученика самое ценное и успешно организовать процесс его обучения, развития его врожденных талантов и имеющихся способностей, а также приобретения новых умений, насущных и актуальных для его дальнейшей жизни. А с этой целью для начала именно ему важно преодолеть цифровые барьеры и суметь свободно говорить на языке новых информационных технологий, которым стихийно овладели его ученики. Принцип подобной необходимости естественным образом вытекает из всей практики воспитания детей с самого рождения. Взрослые их растят, подстраиваясь под их восприятие мира, и только научившись взаимодействовать со своими детьми и разговаривать на понятном для них языке, родители начинают чему-то их учить. Не вызывает сомнения, например, тот факт, что для игры с ребенком нужно к нему наклониться. Так почему же в образовательной практике ребенок должен подстроиться под учителя? Разве он сможет безошибочно угадать нужный учителю язык?

Подобный угол обзора позволяет заключить, что педагог XXI века - это прежде всего человек, действительно понимающий потребности ученика, умеющий с ним общаться на его языке новых информационных технологий, знающий, какие умения нужно формировать, и способный это делать в образовательной практике. Более точное описание современного учителя дает набор самых разных его качеств: инициативность, лидерство, умение учиться самому, умение сотрудничать, умение использовать информационные техно-

логии, умение быть примером для ученика, умение предугадать последствия и предвидеть потенциал, умение адаптировать все новое для нужд студентов и требований образовательных программ.

Все перечисленные качества, в которых выражается мастерство педагога XXI века, необходимы для удовлетворения реальных потребностей учеников цифрового мира, которые уже вполне конкретно вырисовываются на фоне все возрастающих темпов информатизации. Во-первых, это умение и готовность использовать технологические возможности современности, то есть такие личностные характеристики, которые и так присутствуют у молодых людей, но имеют спорадический, несистематизированный характер, требующий идентификации, а затем корректировки, развития и формирования умений работать в Интернет среде и с информационными устройствами. Данная категория включает в себя такие разноплановые умения, как быстрый набор текста, использование офисных программ, систем интернет-поиска, комплексных коммуникативных порталов, социальных сетей, а также сюда входит оценка веб-данных, информационная защита, уважение прав человека

и, в частности, авторских прав в рамках открытости и кажущейся вседозволенности глобальной паутины.

Несмотря на то, что первая категория умений уже сама по себе крайне насыщена, комплексна, неоднозначна и высокоинформатизирована, вторая ключевая способность ученика XXI века, на наш взгляд, еще более важна и трудно формируема. Она пронизывает все сферы личной и профессиональной деятельности людей, являясь особенно актуальной именно в эпоху высокой плотности и разнородности информационных потоков. Это аналитическое и критическое мышление: способность находить данные и понимать их, обдумывать, анализировать и делать выводы, учиться самостоятельно, использовать внутренне переработанную информацию в конкретных целях.

В-третьих, на первый план выходят коммуникативные умения и способность к эффективному взаимодействию, умения слушать, работать в команде и добиваться коллективного результата [4].

Таким образом, из трех выделенных категорий умений, необходимых современному ученику, первая, технологическая категория - это лишь часть, которая без двух других может оказаться бесполезной. Освоить устройства и привыкнуть их использовать оказывается недостаточным, хотя зачастую и самым трудным. Вопрос в том, как, для чего применять технологии, которые постоянно меняются, не давая поводов даже для малой доли консерватизма в этом направлении. Продолжая метафору, технологии - это лишь язык общения в современной аудитории, посредством которого педагог XXI века формирует истинную основу умений ученика. Овладеть этим языком - лишь начало, второй ступенью после которого будет работа с психологической

сущностью конкретного ученика: анализ его сильных и слабых сторон, определение пути обучения и организация его деятельности, позволяющая ему стать компетентной личностью.

Список литературы

1. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ. - 1993. - № 1-3. - С. 35-45.

2. Ставцева И.В. Особенности клиповости в педагогическом контексте // Лингвистика в контексте культуры: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е.В. Харченко. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2012.- С. 240-243.

3. Солдатова Г.В. Клавиатурный слой. Цифровая эпоха вносит в человеческий капитал свои коррективы [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1354046520 (дата обращения: 8.02.2013).

4. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2003.

Получено 6.03.2013

L.K. Geykhman, I.V. Stavtseva A XXI-CENTURY TEACHER

The paper describes the qualities that are important to a successful teacher for the efficient management of digital users’ learning process.

Keywords: changes in education, information society, XXI-century teacher's qualities, XXI-century student's needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.