Научная статья на тему 'Информационный и компетентностный подходы в работе современного школьного учителя'

Информационный и компетентностный подходы в работе современного школьного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина Наталия Валериевна

Статья посвящена проблеме комплексной подготовки учителя. Его информационная компетентность понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted the integrated teacher training. His information competence is understood as a particular type of organization of subject-specific knowledge to enable make effective decisions in professional and educational activities

Текст научной работы на тему «Информационный и компетентностный подходы в работе современного школьного учителя»

УДК 373.1 ББК 74.2

Н.В. Топилина

ИНФОРМАЦИОННЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме комплексной подготовки учителя. Его информационная компетентность понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, подготовка учителя, компетент-ностный подход.

N.V. Topilina

INFORMATION AND COMPETENCE APPROACH IN THE WORK OF CONTEMPORARY SCHOOL TEACHERS

Abstract. The article is devoted the integrated teacher training. His information competence is understood as a particular type of Organization of subject-specific knowledge to enable make effective decisions in professional and educational activities.

Key words: informational and educational environment, training of the teacher, the competence approach.

Конец ХХ столетия со всей очевидностью показал зависимость развития человеческой цивилизации от быстро развивающихся информационных средств и технологий. Современное общество отводит информации роль важного фактора социального развития, качественно изменившего требования к уровню подготовки специалистов и к обретению членами общества таких качеств, которые позволят полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий. Процессы информатизации всех сфер жизни общества, использование новых коммуникативных технологий, интенсивное развитие Интернет и насыщение информацией мирового образовательного пространства поставили перед отечественной системой образования задачу серьезной и неотложной модернизации.

Способность оперативно работать с большим количеством информации, учиться и переучиваться в течение всей жизни становится одной из базовых компетенций современного человека. В условиях становления информационного общества, мы все чаще убеждаемся, что подчас ни в жизни, ни в учебно-воспитательном процессе не удается преодолеть существующий разрыв между темпом и уровнем развития самой культуры и, темпом и уровнем присвоения ее человеком. В связи с этим учеными дифференцируются два основных методологических подхода к процессу информатизации общества [4]:

- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для человека, являясь способом решения проблемы гуманизации человеческого существования.

Важность в нынешней ситуации приобретает состояние информационной составляющей профессиональной подготовки учителей. В наши дни, когда обновление знаний происходит достаточно быстро, и включение в систему мышления человека компьютеров позволяет присоединить к возможностям собственного мозга мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированного в программах, вводимых в компьютер, обнаруживается громадное расширение интеллектуальных возможностей человека. При этом меняется стиль его мышления, способы общения, оценки себя и окружающих [2].

Культура, которая представляет собой очень сложное явление, в разных своих проявлениях показывает, что она насквозь информационная и способна транслировать разнообразные смыслы, знания в широком полисубъектном пространстве. Образование в ней является одним из специфических коммуникативных русел. Оно передает от одного субъекта к другому культурные традиции, научное наследие, систему взглядов на мир, личностные смыслы и т.п. [1]. В системе образования знания и жизненные ценности осваиваются через диалог педагога и ученика, в котором по-

стоянно задействована информационная составляющая, передающая информацию и понимание одного человека другим. Компьютер со своей богатой операционной средой способствует диалогу различных культур, который не должен превращаться в монолог. В тоже время нерегулируемый диалог может принести с собой отрицательные последствия. Это связано с тем, что информационные технологии, телекоммуникационные сети, многократно расширив рынок информационной продукции, активно внедрились в жизнь общества и стали серьезно вмешиваться, переструктурировать ценностные ориентации людей и, в особенности, молодежи.

Информационная подготовка учителя должна включать в себя знание и целенаправленный поиск таких культурных стратегий общества, которые возникают как ответная реакция на выхолащивание духовного компонента в развитии рациональной техногенной цивилизации, как осознание необходимости переориентации технического прогресса с природы на человека, как понимание принципиальной неразрешимости важных проблем человечества без решения проблем культуры [3]. Это состояние проецирует новую социально-педагогическую реальность и заставляет искать соответствующие ей иные образовательные модели. Специфика современной педагогической ситуации состоит в том, что разработанная ранее знаниевая система обучения вошла в противоречие с современными условиями. Например, требование общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства образовательной системы; стремление молодого поколения к новым источникам информации, самовыражению своих способностей с помощью новых технологий и отсутствие в образовательном сообществе возможности реализовать творческий потенциал каждой личности; устоявшееся содержание, формы и методы учебного процесса в вузах и стремление молодых людей по-новому творчески развивать себя; реализация новых задач образования и общий низкий уровень информационной культуры педагогов и т.д. Если в XIX в. основная задача науки и, соответственно, образования состояла в расширении знаний, то в XX столетии на первый план вышла задача объяснения и понимания огромного, накопленного всем предшествующим познавательным опытом фактического материала. В этот переходный период уровень культуры, интеллектуальные технологии и личностные качества человека становятся необходимой основой движения вперед, которая требует новых подходов и приоритетов в решении проблем в области информационного обеспечения образования.

В поле зрения современной информатики должны попасть не только вопросы технологий, но и закономерности возникновения и функционирования разных видов информации, присутствующих в разных видах научного знания и свидетельствующих о многообразии протекающих информационных процессов в обществе [6]. Практика уже неоднократно показывала, что недочеты и ошибки в этой сфере могут вызвать в социальной жизни общества перекосы, грозящие разрушительными эффектами, способными привести к драматическим исходам. История культуры также преподносит убедительные примеры зависимости развития общества от способов использования информации. Поэтому не случайно для истории и образования, что в последней четверти ХХ века культурные стратегии и способ их осуществления через образовательные системы оказались в центре внимания во всех развитых странах мира и были отнесены к числу приоритетных направлений государственной и межгосударственной политики.

Невиданная до сих пор мобильность содержания и оформления компьютерной страницы, способна непредсказуемым образом расширять социокультурный диапазон воздействия заложенного в ней знания. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации. Принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость информации, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой «тысячи и одного автора». Поэтому и информационная составляющая профессиональной культуры будущего педагога должна иметь принципиально иное методологическое и технологическое наполнение.

Дальнейшее развитие информатизации требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества. При этом в первую очередь должно измениться понимание сути информатизации и информатики. Уже сейчас под информатизацией понимают не столько внедрение информационных технологий в различные сферы жизни общества, сколько развитие информации, расширение информационных каналов, углубление их связей, усиление их влияния на человека и общество. Информатизация современного научного знания вызвала глубокие социальные изменения, что привело к необходимости переосмысления и сущности самой информатики [7], изменения на нее научных взглядов, выяснения механизмов влияния информатизации на развитие общества, на формирование нового этапа информационной культуры, построение теорий информационного общества и т.д. Поэтому в поле зрения современной информатики должны ле-

жать закономерности возникновения и функционирования всех видов информации, закономерности и последствия информационных процессов в обществе. Изучение информационных процессов, источников и каналов информации позволит глубже понять причины и характер социального поведения, социальных взаимодействий. Дальнейшее развитие информационного общества показывает усиление социального фактора информатики, определяющего ее как гуманитарную науку. Все чаще возникает необходимость связать информатизацию образовательного процесса и возможности учителей к внедрению этого процесса, что порождает необходимость детального рассмотрения одной из основных компетенций - информационной.

Современные реалии выдвигают компетентностный подход к профессиональной подготовке в мировом педагогическом сообществе. Компетентность - интегральное проявление качеств личности педагога, отражающее уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, т. к. компетентность личности:

• во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;

• во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, его результата («стандарт на выходе»);

• в-третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близких знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и др.) [5].

Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности [3].

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в моделировании образовательного процесса, в преобразовании учебной информации, прослеживании учебных продвижений учащихся, в разработке новых технологий обучения и предметных методик. Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты (диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках и т.п.). Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Культурологический подход к формированию личности учителя напрямую связан с информационной компетентностью. Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские системы, методики, технологии.

Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму лич-ностно-деятельностного и культурологического подходов, то ее можно считать составляющей более широкого понятия - информационной культуры учителя.

Исходя из социального заказа и современных условий развития информационного общества, охарактеризованных выше, можно констатировать тот факт, что учитель обладает информационной культурой, если он:

• умеет организовать поиск образовательной информации по предмету на автономном компьютере и в сети Интернет;

• умеет работать с отобранной для учебного процесса информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;

• знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные МО РФ пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по учебному предмету и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе;

• умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам;

• умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;

• способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства.

Информационная компетентность содержит такие элементы, как:

• мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

• совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

• знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

• способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

• опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

• опыт отношений «человек-компьютер» [8].

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности [5]. Она как составная часть профессиональной компетентности учителя включает такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

• теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;

• способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;

• умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек;

• умение представить информацию в Интернет;

• умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

• владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Анализ составляющих информационной компетентности учителя свидетельствует о том, что она не сводится к знаниям и умениям работать с компьютером, но и предполагает известную компетентность учителя в области дидактики и теории воспитания, благодаря которой учитель окажется способным реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения.

Информационно-образовательная среда должна стать полем развития информационной компетентности. В этой связи развитие информационной компетентности педагогов невозможно без изменения, с одной стороны, образовательного пространства педагога, а с другой, инструментария его дидактической деятельности. Первый процесс реализуется через коррекцию педагогической системы педагога, когда информационно-образовательная среда выступает средством развития его компетентности. Второй - через коррекцию педагогической деятельности, и тогда информационно-образовательная среда становится сферой развития информационной компетентности педагогов.

Использование информационно-образовательной среды как средства развития предполагает следующий алгоритм деятельности педагога:

1. «Открытие» нового информационного ресурса.

2. Знакомство с новыми возможностями.

3. Определение роли нового ресурса в педагогической системе.

4. Выявление критериев эффективности своей деятельности при использовании ресурса.

5. Проектирование процесса встраивания ресурса в предметную и воспитательную деятельность.

6. Прогнозирование результатов своей деятельности.

7. Вхождение в режим самоанализа результатов деятельности.

8. Вхождение в режим самоконтроля деятельности.

9. Самоактуализация проблемы при появлении нового ресурса.

Современный учитель должен взаимодействовать как с информацией и всеми ее проявлениями в педагогическом процессе, так и с учениками являющимися носителями уникальной информации и активными пользователями информационного пространства. Современный школьник живет в Сети, и информация стала неотъемлемой частью его личности, она формирует его внутренний мир и внешний облик, поведение и предпочтения, образовательные резервы и мотивы.

Для большей части нынешних старшеклассников наиболее активными источниками знаний о мире стали средства массовой информации и коммуникации. Воздействие СМИ оказывает на формирующуюся личность более впечатляющее воздействие, по сравнению с традиционными средствами обучения. Это связано с их практически неограниченными возможностями внедрения информации через все каналы и формы получения её человеком. К сожалению, школа крайне ограничена в этом смысле из-за отсутствия материальных, методологических, технологических и

кадровых ресурсов. Возникает серьезное противоречие между необходимостью воспитания социализированного и культурного человека и быстрыми условиями изменения информационной среды.

Современный учащийся «погружен» в насыщенную разнообразную информационную сферу. Она воздействует на него не только традиционными второсигнальными путями, но и непосредственно на рецепторы (первосигнальным, неосознаваемым путем). Соответственно, предоставляемая СМИ более доступная образная информация, проникающая через все возможные каналы на все уровни сознания, зачастую независимо от воли воспринимающего, является более действенной. Это позволяет утверждать, что профессиональная (по сути информационная) деятельность педагога, опирающаяся в большинстве случаев на вербальные средства обучения, не соответствует сложной информационной системе учащегося. Следовательно, современная образовательная среда не соответствует принципу адекватности среды обучения и не соответствует многообразной информационной среде современного общества.

Высокотехнологичная информационная среда, в которой находится учащийся в наши дни, имеет тенденцию к «освобождению» человека от ответственности за происходящее, к переводу человеческого поведения на уровень машинных программ. Привыкая полагаться на безграничные возможности программируемой техники, человек все реже попадает на позиции, требующие самостоятельного принятия решений, постепенно теряет способность ставить цели и достигать их. Все реже молодой человек прибегает к рефлексии совести, все меньше осознается порастающими поколениями ответственность за собственную жизнь и развитие общества. В тоже время возрастающий объем информации, циркулирующей в современном обществе, быстрая смена способов деятельности в разных областях человеческой жизни актуализируют способность к непрерывному обучению. Поэтому все более острой проблемой для образования становится не «обучить чему-либо», а сформировать, в первую очередь, свойство обучаемости.

Такие характеристики позволяют утверждать что, школе в условиях глобальной информатизации требуется не только и не столько повышение качества технологической подготовки учителя к работе с информационно-коммуникативными средствами обучения, но, прежде всего, существенное изменение самой методологии образования. Очевидно, что потребуются изменения в подготовке педагогов. Одним из путей модернизации обучения в педвузе является внедрение в методику преподавания дисциплин достижений информационных технологий и формирование информационной составляющей профессионально-педагогических знаний будущих учителей.

Необходимо определение принципов и методов, направленных на ликвидацию неграмотности молодых людей в области информационной безопасности, ориентацию их на информационную компетентность, профессиональную мобильность (в использовании информации, умении ее понимать, анализировать, продуманно использовать), на воспитание их в духе эколого-нравст-венного императива, способного нейтрализовывать негативные воздействия масс-медиа на детей и подростков. Нужны специалисты, которые способны создать в школе условия для роста и саморазвития школьников на базе использования новых информационно-коммуникативных технологий, смогут противодействовать негативному влиянию средств массовой информации и коммуникаций на сознание и поведение учащихся.

В начале XXI века системе образования необходимо учесть вопросы, связанные с дальнейшим развитием информационно-коммуникативной сферы и ее гармоничной интеграции с культурным наследием человечества, с развитием творческого потенциала личности, который придает смысл всей предметно-деятельной сфере жизни человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батракова, С.Т. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. - 2002. - № 4.

2. Гендина, Н.И. Информационная культура учителей инновационных образовательных учреждений как основа продвижения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования [Электронный ресурс] / Н.И. Гендина, Л.И. Лазарева. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. gpntb.ru/win/inter-events.ru.

3. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский, Р.Л. Шейерман // Педагогика. - 1992. - № 5; № 6.

4. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.

5. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2.

6. Кузнецов, А.А. О концепции содержательной области «Информатика» в 12-летней школе // Информатика и образование. - 2000. - № 7.

7. Матросов, В.Л. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя / В.Л. Матросов, С.А. Жданов // Проблемы информатизации высшей школы. - М., 1998.

8. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.eidos.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.