Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования компьютерной компетентности специалистов дошкольного образования'

Актуальные вопросы формирования компьютерной компетентности специалистов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPUTER COMPETENCY / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семчук Светлана Ивановна

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования компьютерной компетентности специалистов дошкольного образования. Проанализированы современные взгляды ученых относительно этой проблемы. Раскрыта сущность, структура и составляющие компьютерной компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF COMPUTER COMPETENCE SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article discusses current issues of formation of computer competence of preschool education specialists. Scientists analyzed the current views regarding this issue. The essence of the structure and components of computer competence of the individual.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования компьютерной компетентности специалистов дошкольного образования»

14. Борисенко В. Боротьба демократичних сил за на-родну освгту на УкраМ в 60-90-х роках Х1Х ст. К., 1980. С. 52.

15. Центральний державний юторичний архiв Укра1ни, далi ЦД1АУ, ф 320, оп. 1, спр. 14, арк. 31. зв.

16. «Мри, вистраждаш життям...»: до 145-1 рiчницi з дня народження Б. Д. Грiнченка : кол. моногр. : у 2 ч. Ч. 1 / В. О. Огнев'юк, Н. М. Гупан, Н. П. Дiчек [та ш.]. К. : КМПУ iM. Б. Д. Грiнченка, 2009. 232 с.

17. Петровський Г. З революцiйного минулого К, 1958. С. 78.

18. ЦД1АУ, ф. 707, оп. 317, спр. 628, арк. 9.

19. ЦД1АУ, ф. 707, оп. 209, спр. 17, арк. 2.

20. ЦД1АУ, ф. 707, оп. 26, спр. 236, арк. 1.

21. Кравченко I. М. Учительсьш шститути в системi педагопчно! освгти Украши (др. пол. XIX -поч. XX ст.) : навч. прогр. спец. курсу К. : НПУ iм. М. П.Драгоманова, 2008. 21 с.

22. Фальборк Г. А. Настольная книга по народному образованию : в 3 т. / Г. А. Фальборк, В. И. Чарнолуский. СПб., 1901. Т. 2. С. 1471.

23. Журнал министерства народного просвещения. -1875. - Октябрь. - C. 166.

24. ЦД1АУ, ф. 707, оп. 296(1888), спр. 11, арк. 8.

ДЕРЖАВНА ПОЛ1ТИКА ЦАРИЗМУ ЩОДО П1ДВИЩЕННЯ КВАЛ1Ф1КАЦ11 УЧИТЕЛ1В НАРОДНИХ ШК1Л В УКРА1Н1 (К1НЕЦЬ Х1Х - ПОЧАТОК ХХ СТ.)

© 2014

Н. Р. Петрощук, старший викладач кафедри сусшльно-гумаштарно1 осв1ти та виховання

1нститут тслядипломног педагог1чног oceimu Кигвсъкого университету 1мен1 Бориса Гртченка,

Кигв (Украгна)

Анотащя: У шнщ XIX - початку XX ст. народш школи в Укра1ш фшансувалися недостатньо, шдготовлених учительських кадрiв не вистачало. Держава мало шклувалась про пвдвищення квалiфiкацil вчителiв, перекладаючи турботи по оргашзаци та проведенш учительських курсiв та з'1здв на громадськ1 оргашзаци та земства, залишаючи за собою функцш контролю за дотриманням законностi.

Ключовi слова: матерiальне становище учителя, державна полгтика царизму на украшських землях, становище народного вчителя, пвдвищення квалiфiкацil вчителiв для народних шкiл, вчительськ1 курси, з'1'зди.

STATE POLICY OF TSARISM TO IMPROVE THE TRAINING OF TEACHERS OF PUBLIC SCHOOLS IN UKRAINE (AT THE END OF XIX CENTURY -AT THE BEGINNING OF XX CENTURY)

© 2014

N. R. Petroshchuk, senior lecturer of the Chair of the Methodology of the Social and Humanitarian

Sciences of In-service Teacher Training

Institute of Borys Grinchenko Kyiv University, Kyiv (Ukraine)

Annotation: At the late XIX - at the early XX century public schools in Ukraine teachers' training were funded not enough. The state was concerned about training of teachers, shifting care to organize and conduct courses and teachers' conventions on civil society organizations and districts, reserving the function of monitoring the implementation of laws.

Keywords: the financial condition of the schoolteacher, tsarist government policy on Ukrainian territory, the situation of the national teacher, training teachers for the public schools, teachers' courses, congresses.

УДК (004:372.3)(075.8)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

С. И. Семчук, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Уманъ (Украина)

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования компьютерной компетентности специалистов дошкольного образования. Проанализированы современные взгляды ученых относительно этой проблемы. Раскрыта сущность, структура и составляющие компьютерной компетентности личности.

Ключевые слова: компьютерная компетентность, компьютерные технологии, компьютеризация, дошкольное образование.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Информатизация современного украинского общества, с одной стороны, диктует необходимость все более широкого применения информационно-компьютерных технологий в самых разнообразных сферах человеческой деятельности, с другой - требует соответствующей подготовки специалистов, в том числе, занятых в системе дошкольного образования.

Одной из ключевых задач подготовки будущего специалиста в области дошкольного образования, является формирование у него компьютерной компетентности как необходимого условия его профессиональной стабильности, ориентации в широком арсенале инновационного движения, научных разработок, качественной организации учебно-воспитательного процесса.

Общепризнанно, что сейчас формирование компьютерной компетентности педагогов является одним из обязательных условий достижения образовательных це-

лей современности.

Анализ последних исследований и публикаций. Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в педагогическом процессе, получило свое начало и последующие развитие в фундаментальных работах ученых (Р. Вильямса, Б. Гершунского, В. Глушкова,

A. Ершова, К. Маклин, Ю. Машбиц, С. Пейперта, Е. Полат и др.). В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий обучения в практику является одной из форм повышения эффективности педагогического процесса.

Проблемой разработки и использования компьютерных технологий обучения занимались ученые (Н. Атапова, А. Верлань, М. Головань, А. Гуржий, Ю. Дорошенко, М. Жалдак, Ю. Жук, И. Иваскив,

B. Лапинский, В. Мадзигон, Д. Матро, Н. Морзе,

C. Раков, Ю. Рамский, И. Роберт, П. Ротаенко, В. Руденко, М. Семко, А. Xристиянинов и др.).

Технологии компьютеризированного обучения исследовали ученые (А. Ашеров, А. Довгялло, А. Савельев,

A. Молибог и др.) и зарубежные (Г. Клейман, Н. Краудер, С. Пейперт, В. Скиннер и др.).

Значение функций информационных технологий в учебном процессе рассматривали (Г. Балл, Т. Гергей,

B. Глушков, А. Довгялло, А. Ершов, М. Жалдак,

B. Монахов, И. Подласый, С. Смирнов и др.).

Проблему совершенствования профессионально-

педагогической подготовки студентов в высшей школе и формирование профессиональных качеств педагога исследовали (А. Абдуллина, Е. Ардаширова,

C. Архангельский, Г. Асадуллин, К. Ахияров, Ю. Бабанский, Ю. Васильев, В. Загвязинский, И. Кобыляцкий, Н. Кузьмина, Р. Муниров, Р. Низамов, Н. Никандров, Ю. Правдин, В. Сластенин, Н. Талызина, Ф. Терегулов, Н. Томин, Е. Хамитов, А. Щербаков, Н. Яковлева и др.).

Выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Необходимым условием информатизации образования является готовность воспитателя к использованию компьютерных технологий обучения в процессе передачи знаний, что означает постоянное, непрерывное самообразование. Компьютерная компетентность воспитателя является компонентом его общей педагогической культуры, важнейшим показателем его профессионального мастерства.

Формирование цели статьи. Цель статьи - раскрыть актуальные проблемы с формирования компьютерной компетентности специалистов дошкольного образования в современных условиях усиленной информатизации общества.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мировой опыт свидетельствует, что решение проблем дошкольного образования начинается с профессиональной подготовки будущих воспитателей. Практика показывает, что овладевая навыками интерактивного обучения, педагог постепенно переносит их в свою практическую деятельность, обучая детей умению самостоятельно добывать знания, делать выбор в пользу активной деятельностной позиции в их освоении. Поэтому, каждому будущему воспитателю нужна основательная подготовка в сфере овладения современными компьютерными технологиями.

В современных информационных условиях каждый воспитатель должен уметь использовать компьютерные технологии в своей деятельности, а также, в работе с детьми, коллегами и родителями. Используя на занятиях знания по ИКТ, воспитатель может эффективно и доступно подчеркнуть новизну учебного материала, привести примеры практического применения знаний с конкретного занятия, осуществить внедрение проблемного и эвристического обучения, продемонстрировать сложные природные процессы и т.д.

В современном информационном обществе, главным ресурсом является информация - обмен данными между любыми объектами (реальными или виртуальными) и основано на взаимоотношении. В связи с этим, возникает постоянная потребность обучения, поддержка уровня знаний в соответствии с современными требованиями к каждому члену такого общества. Но, несмотря на усиленный поток информации, человеку трудно справиться самому. В сложившейся ситуации, потребуется привлечение «эффективного помощника», который бы значительно ускорил процесс обработки и классификации информации - таким помощником являются компьютерные технологии.

Современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии медленно и несистемно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений, они обеспечивают его оптимизацию, технологичность и открывают новые перспективы для использования информационно-коммуни-

кационных технологий, а именно:

- обеспечение новой, активной формы фиксации продуктов интеллектуальной деятельности;

- возможность доступа к практически неограниченному объему нужной учебной и научной информации, высокую скорость ее получения, вариативность способов аналитической обработки, возникновение феномена «непосредственного включения» личности в информационное пространство;

- возможность вступать в конструктивно содержательный диалог с другим пользователем, организовывать с ним единую функциональную предметно-ориентировочную среду.

Компьютеризация дошкольного образования является неотъемлемой составной информатизации общества, отражает общие тенденции глобализации мировых процессов развития, выступает как определяющий информационный и коммуникационный базис образования и гармоничного развития личности.

Первостепенная задача современной дошкольной педагогики - формирование информационной культуры и компьютерной компетентности воспитателей, которые обязаны не только понимать новые проблемы, но и находить их решения в повседневной профессиональной деятельности [3, с.7-11].

Основой информационной культуры личности являются знания об информационной среде, законы ее функционирования и развития, умение ориентироваться в безграничном пространстве различных сообщений и данных, рационально использовать средства современных компьютерных технологий для удовлетворения информационных потребностей. Все эти трансформационные процессы раскрывают актуальное понятие компетентности личности.

Следовательно, компьютерная компетентность является интегральной характеристикой личности, проявляющейся в способности к усвоению соответствующих знаний, умений и навыков решения задач в педагогической и профессиональной деятельности с помощью компьютера.

В основу концепции «компьютерной компетентности» положена идея воспитания компетентного человека, который обладает необходимыми знаниями и руководствуется ими, обладает высокими моральными качествами, действует адекватно в соответствии с ситуацией и несет ответственность за определенную деятельность.

Становление и развитие информационного общества предполагает широкое применение компьютерных технологий в области дошкольного образования и определяется многими факторами, а именно:

- внедрение компьютерных технологий в современное дошкольное образование существенно ускоряет процесс передачи знаний, накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому;

- современные компьютерные технологии повышают качество обучения и образования, позволяют личности успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям;

- активное и эффективное внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование является важным фактором создания новой системы образования, которая отвечает современным требованиям общества и процесса модернизации традиционной системы образования.

Рассматривая элементы сложной системы компьютерных технологий обучения, следует отметить, что важным условием успешной интеграции технологий в образовании, является профессиональная подготовка будущих специалистов в области дошкольного образования, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения.

Каждый участник обучения на базе ИКТ, включая администрацию дошкольного учреждения, должен обладать, необходимой информационной грамотностью

и пониманием в использовании компьютерных технологий. Сегодня, качество дошкольного образования в Украине определяется уровнем использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому, обозначим факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении:

- большие дидактические возможности компьютера;

- наличие в продаже различных программных продуктов для обучения;

- введение в планирование режимных процессов детского сада курса «информатика для детей»;

- реализация различных программ, которые способствуют формированию компьютерной компетентности воспитателей и детей;

- наличие во многих семьях компьютеров, которые способствует формированию у детей готовности (психологической, мотивационной и практической) к использованию компьютера.

Ссылаясь на выше сказанное, выделим составляющие компьютерной компетентности личности, а именно:

- система представлений об информатике (знания об информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках);

- компьютерная грамотность (умение работать с компьютером, навыки пользователя, способность использовать вспомогательные аппаратные средства);

- соответствующий стиль мышления.

Выбирая компьютер для учебно-воспитательных целей, следует учитывать те условия, которые изменяются с развитием информационного общества. Так, Н. Атапова наводит новые квалификационные умения педагога в условиях информатизации общества:

- педагог должен обладать соответствующими знаниями, которые содержатся в компьютерной программе;

- индивидуализация обучения предусматривает введение в учебно-воспитательный процесс компьютера с использованием значительного количества методик, которыми педагог должен владеть в совершенстве;

- педагог должен знать программное обеспечение, его составляющие, уметь помочь ребенку на каждом этапе занятия [1, с. 35].

Анализ составляющих компьютерной компетентности личности, дает возможность выделить критерии формирования компьютерной компетентности будущих воспитателей:

- умение создавать текстовые и графические документы, формировать запросы к базе данных и использовать компьютер как педагогическое и техническое средство;

- умение разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

- умение использовать средства информатизации и компьютерных технологии в образовательном процессе, владеть способами представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Поэтому, для описания компьютерной компетентности будущих специалистов дошкольного образования выделяем шесть уровней, а именно: начальный, минимальный базовый, базовый, углубленный, исследовательский, уровень эксперта. Кратко рассмотрим каждый из них:

I уровень - начальный. Воспитатель демонстрирует роль и значение ИКТ в педагогической деятельности, показывает элементарные знания в данной области. Проявляет позитивное отношение к инновационному развитию ДОУ и внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Моделирует учебно-воспитательный процесс с использованием ИКТ, активизирует внимание детей к решению реальных проблем и задач, используя компьютерные технологии. Активизирует познавательную деятельность детей средствами ИКТ, умеет отбирать компьютерные программы, которые отвечают цели

занятия, показывает знания ИКТ для иллюстрации учебного материала и т.д. [2, с. 7].

II уровень - минимальный базовый. Воспитатель умеет пользоваться готовыми программными продуктами.

III уровень - базовый. Воспитатель умеет создавать соответствующие условия для развития способностей воспитанников, индивидуализировать деятельность детей и использовать с этой целью все возможные современные ИКТ. Постоянно пополняет компьютерно-развивающую среду, обобщает передовой педагогический опыт использования ИКТ для обучения детей. Уверенно использует ИКТ для решения основных профессиональных задач [2, с. 6-7].

Базовый уровень - воспитатель знает и умеет использовать в учебно-воспитательном процессе ДОУ основные понятия ИКТ.

IV уровень - углубленный. Воспитатель умеет решать профессиональные задачи повышенной сложности, нестандартные, инновационные задачи как теоретического, так и практического характера с использованием ИКТ. Использует методы критического анализа и развития теорий ИКТ. Планирует пошаговое овладение объемной базой знаний по ИКТ. Проектирует и вносит инновации к элементам ИКТ, которые используются при обучении детей. Активно сотрудничает с коллегами, родителями, детьми путем использования современных электронных дневников и журналов, веб-сайтов, собственного стиля для оценивания, анализа и обобщения знаний детей. Внедряет различные учебные и тестовые программы, свободно владеет средствами Интернет-ресурсов [2, с. 7-8].

Углубленный уровень - воспитатель, в профессиональной деятельности свободно оперирует знаниями по ИКТ.

V уровень - исследовательский. Воспитатель свободно владеет предметной областью ИКТ, знаниями о новейших теориях и их интерпретирует. Тщательно отслеживает, критично оценивает новые идей, использует специализированные навыки и оценки различных сообщений с целью овладения стратегией исследования, пропаганды законного и безопасного использования информации, активного сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса и привлекает коллег к участию в социальных сетях, которые изучают, совершенствуют, внедряют образовательные ИКТ [2, с. 8]. Воспитатель, свободно оперирует знаниями ИКТ, Интернет-ресурсами и использует их в исследовательской, проектной деятельности.

VI уровень - уровень эксперта. Воспитатель полностью владеет предметной областью ИКТ и новейшими методами независимого исследования. Делает оригинальный вклад в развитие ИКТ, демонстрирует владение методологией и умением вести критический диалог с коллегами, решает инновационные профессиональные задачи теоретического и практического характера в области ИКТ. Демонстрирует лидерство в вопросах интеграции технологий, организации учебно-воспитательной работы на уровне эксперта. Способствует эффективности, жизнеспособности и обновлению профессии педагога. Обеспечивает эффективную практику по изучению компьютерных технологий и их интеграции для работы с одаренными детьми и воспитанниками, которые имеют особые потребности. Использует новейшие технологии для индивидуализации обучения [2, с. 8-9].

Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в области дошкольного образования свидетельствует о сформированной компьютерной компетентности воспитателя. Максимально эффективное использование новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий стимулирует становления новой культуры педагогического мышления. Визуализация информации с использованием современных технологий возможно различными средствами.

В настоящее время используются такие средства, как: традиционный графопроектор (проектор); ЖК-панель в сочетании с проектором; мультимедийный проектор; демонстрационные мониторы с устройствами сопряжения с компьютерной и видеотехникой.

Обычный проектор предназначен для работы со слайдами и очень эффективен для использования на занятиях. С использованием современных компьютерных технологий, можно создавать яркие слайды и эффективно использовать их в педагогическом процессе. Другие три способа используются для визуализации изображений с экрана компьютера, видеомагнитофона или видеокамеры и рекомендованы для занятий с часто обновляемым содержанием.

Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время сложилась, достаточно противоречивая ситуация, несмотря на эти положительные факторы, компьютер в учебно-воспитательном процессе ДОУ, к сожалению, используется редко. Основными причинами этого можно считать:

- недостаточный уровень финансирования ДОУ;

- недостаток на рынке предложения педагогических программных средств, отвечающих дидактическим требованиям;

- отсутствие методических разработок по использованию компьютера в целом (конкретных программ учебного назначения, в частности);

- недостаточный уровень компьютерной компетентности большинства воспитателей дошкольного учреждения. Это подтверждается многими проведенными исследованиями в этой области.

Использование компьютера как средства обучения в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения ведет за собой изменение и других элементов (процесса обучения, организации обучения, средств обучения). Это, на наш взгляд, предполагает решение нескольких групп проблем: общедидактических, методических и информационных (относящиеся к компьютеру, как к средству обучения), профессиональных и организационных (каждая из которых, предусматривает решение соответствующих теоретических и практических задач).

Общедидактическая проблема определяет значение

компьютера в дидактической системе обучения, где будет осуществляться педагогический процесс с использованием компьютера. Профессиональная проблема включает системное использование компьютерных технологий как средства непрерывной подготовки воспитателей, повышает эффективность педагогического процесса в ДОУ. Организационно-методическая проблема учитывает специфику содержания занятия, особенности методической системы, которая используется на занятии. Информационная проблема определяет научно обоснованные психолого-педагогические и методические требования к персональному программному обеспечению, которое необходимо для эффективного использования в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

Применение компьютерных технологий в корне меняет роль и место воспитателя и воспитанника в учебно-воспитательном процессе ДОУ. На практике чаще всего воспитатель, не имеющий соответствующей подготовки и возможностей, необходимых для решения этих проблем, остается с ними один на один.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, компьютеризация дошкольного образования открывает перед педагогами новые возможности для внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. При этом эффективность компьютеризации ДОУ зависит от компетентности воспитателя и качества педагогических программных средств. Проблема формирования компьютерной компетентности воспитателей дошкольного учреждения в условиях информатизации образования требует изменения содержания существующей системы подготовки педагогических кадров. Создание благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атапова Н. В. Информационные технологии в школьном оборудовании / Н. В. Атапова. М.: РАО, 1994. 186 с.

2. Информатизация образования - ведущее направление повышения результативности учебного процесса // Компьютер в школе и семье. 2011. № 1 (89). С. 3-6.

3. Петухова Л. Е. Актуальные вопросы формирования информативных компетентностей будущих учителей начальных классов / Л. Е. Петухова, А. В. Спиваковский // Компьютер в школе и семье. 2011. № 1 (89). С. 7-11.

ACTUAL ISSUES OF COMPUTER COMPETENCE SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION

© 2014

S. I. Semchuk, associate professor of department of preschool pedagogics and psychology, doktorant Uman State Pedagogical University named Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation. The article discusses current issues of formation of computer competence of preschool education specialists. Scientists analyzed the current views regarding this issue. The essence of the structure and components of computer competence of the individual.

Keywords: Computer competency, computer technology, computerization, preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.