Научная статья на тему 'Адекватность информационной среды как один из дидактических принципов гуманитарного педагогического образования XXI века'

Адекватность информационной среды как один из дидактических принципов гуманитарного педагогического образования XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адекватность информационной среды как один из дидактических принципов гуманитарного педагогического образования XXI века»

11. ГАРФ, ф. Р-2306, оп. 73, д. 5431, л. 21.

12. ГАРФ, ф. Р-9606, оп. 1, д. 7685, л. 6.

13. ГАРФ, ф. 2306, оп. 73, д. 5438, л. 3.

14. ГАРФ, ф. Р-2306, оп. 73, д. 5500, л. 11, 12.

15. Зарубанская Л.Г., Панков Г.И. Ростовскому медицинскому институту - 60 лет // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. №. 12. С. 35.

16. Филимонов Ф.А. Полувековой юбилей института // Итоги пройденного пути и перспективы дальнейшего развития: Материалы юб. конф., посвященной 50-летию института. Ставрополь, 1998. С. 31.

17. Северо-Осетинский медицинский институт. 1933-1989. Орджоникидзе, 1989. С. 10-11.

18. ГАРФ, ф. Р-9606, оп. 7, д. 7737, л. 3.

19. В справке комиссии Минвуза, в частности, отмечалось: «Преподаватели, работающие со студентами данной специальности, имеют недостаточную квалификацию в области среднего и профессионального технического образования, не изучают опыт техникумов и профтехучилищ, не ведут исследований по педагогике среднего и профессионального образования, 79,6 % преподавателей не работали в техникумах и профтехучилищах... В библиотеке института нет ни одного экземпляра академических учебных пособий для высшей школы по педагогике, истории педагогики, возрастной и педагогической психологии, рекомендованных студентам типовым учебным планом». (ГАСК, ф. Р-9606, оп. 1, д. 7737, л. 7.)

20. ГАРФ, ф. Р-9606, оп. 1, д. 8734, л. 17.

21. ГАРФ, ф. Р-9606, оп. 1, д. 7716, л. 2.

22. Серегин А.А. Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия. 75 лет. Ростов н/Д, 2005. С. 12.

23. Горский государственный аграрный университет. Владикавказ, 2003. С. 67.

Армавирский институт социального образования 22 ноября 2005 г.

© 2005 г. И.И. Топилина

АДЕКВАТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИТАРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

XXI ВЕКА

Во все времена человечество активно приспосабливалось к влияниям и изменениям окружающей среды. В наши дни к ним прибавились факторы техногенного свойства, связанные со стремительным развитием НТР и бурным ростом информационной среды (ИС), которая предъявляет новые требования к человеку, обществу, образованию, а также ко всей системе гуманитарного знания [1]. В России, как и в других странах мира, наблюдается рост интеллектуальной элиты - сотен тысяч талантливых молодых людей, вовлеченных в сферу информационных технологий. В тоже время увеличивается и количество тех людей, которые не востребованы в данной ситуации из-за недостаточного уровня образования. Необходимо добиться законода-

тельным путем возрождения полного среднего образования, создать реально демократические механизмы поступления в вузы, сделать возможным продолжение образования молодежи и взрослых в профессиональных учебных заведениях без отрыва от производства.

В связи с этим проблема адекватности образования и ИС, их скоординированного изменения с целью наращивания потенциала знаний под влиянием современного информационного общества, выработки качественно новых образовательных технологий приобретает значение важного дидактического принципа и требует всестороннего исследования, что определяется и такими факторами, как:

- внедрение персональных компьютеров, развитие информационных и коммуникационных технологий, которые оказывают заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, так как, погружаясь в виртуальные компьютерные миры, человек сталкивается с необходимостью изменения стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром;

- изменение социальных связей и отношений между людьми, в связи с информатизацией общества, созданием и развитием компьютерных коммуникаций, которые меняют систему социокультурного восприятия информации, позволяют по существу манипулировать сознанием людей, изменяя его характеристики;

- стремительное развитие информатизации, которое требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества.

В конце ХХ - начале ХХ1 в. социум энергично пошел по пути развития информационного общества. Оценивая объем знаний в ХХ в., ученые отмечают, что именно они обеспечили темп роста выработки национального дохода на планете с 0,1 % в 1000 г. до 0,25 в 1900 г. и до 0,75 % в 2001 г. Получены свидетельства, что объем сегодняшних знаний к их показателям в 2025 г., составляет лишь 1 % [2]. Столь стремительный прирост технологической и «знаниевой» среды стал приобретать все более глобальные размеры и влиять на развитие всех без исключения стран мира.

До начала ХХ в. техника практически не использовалась в образовательном процессе. Классическое образование основывалось на модели непосредственного личностного взаимодействия педагога и ученика. Эта модель остается доминирующей и в наши дни, однако в передовых в технологическом отношении странах все явственнее происходит сдвиг, связанный с влияниями ИС, которая все более становится источником проблем для современного образования. По сути дела педагоги и учителя всех образовательных уровней под влиянием проходящей во всех сферах жизни общества информационной революции вынуждены сосредоточить свое внимание на быстро изменяющейся среде, ее воздействиях на внутренний мир человека,

и на выработке адекватных дидактических принципов, соответствующих этому стремительно идущему процессу.

Технологическое изменение способа сохранения, обработки и использования информации само по себе значит меньше, нежели те культурные перемены, которые оно способно вызвать. Стало очевидным, что жизнеспособными в будущем окажутся только те организации и системы, которые сумеют адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды [2]. Причем имеется в виду не только природно-биологическая среда, но и столь же мощно влияющая в наши дни информационная и техногенная среды. Что касается образования, то его нужно не только приспосабливать к этим интенсивным переменам, но и выводить его на новый уровень развития. Это касается не только образовательных систем и их дидактических принципов, но и самих преподавателей и их учеников.

Вместе с тем, технизация образования, при всех ее возможных плюсах в плане доступности информации, далеко не всегда способствует росту знаний. Техника оперативно доставляет человеку информацию, необходимую для приобретения знаний, но не сами знания. Ими обладает только человек, машина - нет, так как в ее памяти информация лишь сохраняется. Именно знания позволяют правильно распорядиться информацией, всеми сведениями и фактами, которые ученик усваивал на протяжении ряда лет. Подлинный смысл образования связан с развитием познавательной способности человека. Инфосфера общества предлагает современному школьнику гораздо больше потоков информации, чем были доступны их сверстникам в предыдущие эпохи. Для большей части нынешних старшеклассников наиболее активными источниками знаний о мире стали СМИ и коммуникации.

Воздействие СМИ на формирующуюся личность фиксируется психологами и социологами как более действенное, по сравнению с традиционными средствами обучения. Это связано с их практически неограниченными возможностями внедрения информации через все каналы и формы получения её человеком. Большое значение имеет и то, что масс-медиа заговорили на языке подростков, используя все легальные и нелегальные каналы трансляции информации (в том числе, новые агрессивные информационные психотехнологии: алгоритмы компактной «свертки» информационных массивов в целях внедрения их в психику человека и механизмов их «разворачивания», использование новых нетрадиционных носителей информации -новые частоты и среды, изощренные приемы нейролингвистического программирования, гипнотизирующую стимуляцию виртуальной ИС, основанную на прямых полисенсорных воздействиях на первую сигнальную систему человека) [3].

Рост интереса молодежи к информационным и медиасредам также обусловлен специфическими возможностями воздействия искусства, и в частности таких его функций, как: терапевтической, компенсаторской, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсической. Например, привлекательность

зрелищно-развлекательных жанров, как правило, базирующихся на мифологии и опирающихся на стандартизацию, серийность, сенсационность, гипнотическое воздействие и систему эмоциональных перепадов, обусловлена способностью снимать нервное напряжение зрителей и слушателей.

Акцентированное внимание к адекватности принципов обучения и ИС является насущным требованием современности. Влияние информационных систем на образование и жизнь общества как корневая идея современности решается психологией, педагогикой и дидактикой. В специфичных условиях современного информационного общества, образование рассматривается в качестве целостного процесса, развивающегося в единстве со стремительно изменяющейся окружающей ИС общества. Значение ее раскрывается через характер породившей ее культуры. Она накладывает свой ощутимый отпечаток на человека как через формы взаимоотношений людей, так и через духовное состояние народа, стереотипы его восприятия жизни, ее значения и смысла; роли событий прошлого для современного общества, осознания истории своей страны и ее смыслов для настоящего и будущего.

Основой адекватности ИС обучения является не только диалогический, но и в еще большей степени культуро-, природо- и антропосообразный подходы. Базой новых информационно коммуникативных средств обучения, а также создания адекватной ИС обучения должны стать такие их компоненты, которые наполнены человеческими смыслами, служат человеку, способствуют его культурному развитию. Эти компоненты показывают отношение к нему как субъекту жизни, способному к совершенствованию; к преподавателю -как посреднику между учеником и культурой, могущему, исходя из любой области знания, ввести его в мир культуры и информации, оказать поддержку личности в ее индивидуальном самоопределении в мире информации и культурных ценностей; к образованию - как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития [4].

Информационное понимание культуры, активно разрабатываемое культурологией, позволяет рассматривать принцип адекватности ИС образования уровню развития информационной сферы общества как современную трансформацию традиционного для дидактики принципа культуросообраз-ности. Но в данном случае речь идет не только о понимании культуры как внешней среды, изменяющей личность учащегося, но и о таком её современном воздействии, которое проникает в природу самого человека, изменяя её вплоть до формирования патогенных зависимостей и разрушения психики, а это в свою очередь значительно искажает и восприятие самой культуры [3]. Получается замкнутый круг, который нарушает функционирование традиционных для обучения принципов культуро- и природосооб-разности обучения. Для того чтобы образование избежало попадания в такой цикл, необходимо осмысленное целенаправленное моделирование об-

разовательного процесса, соответствующее состоянию ИС общества, воздействующей на учащегося.

В ХХ1 в. в образовательной деятельности исходят из положения, что культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в нем механизм культурной идентификации, который определяет основные направления социализации индивида в обществе, происходящей в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде, откуда личность выбирает и перерабатывает духовного порядка ценности. Поэтому информация, транслируемая через каналы образования, должна иметь идентификационные признаки, являющиеся необходимыми для формирующейся личности.

В настоящее время образование далеко ушло вперед от той точки, когда в нем преобладала передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, нацеленной на создание завершенной научной картины мира [5]. Сегодня обязанности учителя все в большей степени требуют от него умения проектировать ИС, адекватную целям полноценного развития учеников, построения условий для роста знаний, осуществляемого в единстве с их духовным становлением. Ведущими педагогическими установками преподавателя должны быть формирование многомерной способности учеников к осознанному восприятию информации, развитие у них тяги к самореализации. Фундаментальными ценностями здесь выступают феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации. Они осознаются не как внешние (социальной среды, условий существования, этнических образцов поведения), но как внутренние устои, связанные с личностными структурами (рефлексии, критичности, мотивирования и др.). Именно внутренние факторы, в конечном счете, и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности [6].

Жизнь человека в информационном обществе все более напоминает суперсимволическую реальность, где он получает информацию о мире в виде предметных образов и делает их достоянием своего собственного сознания как представления, мысли, удерживаемые в памяти [7]. Если раньше традиционно развитие ребенка и молодого человека происходило в непосредственном общении с реальными людьми, объектами культуры и природой -модели непосредственного общения, сознательно контролируемого взаимодействующими людьми, то ныне молодежь развивается в условиях преимущественно «виртуальной реальности», создаваемой СМИ. Значительная часть жизненного мира личности представлена некоторым искусственным миром, в который все чаще погружается человек, и с которым он взаимодействует, причем создается он технической системой, способной не только подавать комплексную стимуляцию на его органы чувств, но и адекватно реагировать на ответные речевые и двигательные действия субъекта, - модель общения, опосредованного техническими средствами.

Современные СМИ и технические системы порождают, таким образом, ирреальное техногенно изготовленное пространство, вызывающие у чело-

века, взаимодействующего с ним, вполне реальные переживания и действия, которые, в свою очередь, неадекватны какой-либо жизненной ситуации [3]. Если в эпоху преобладания бумажных носителей информации человек для достраивания гносеологических образов вынужден был обращаться к окружающей действительности, все углубляя и расширяя уровни её освоения, то сейчас возникла возможность целостного (визуального, аудиально-го, динамического и т.д.) представления реальности с заранее заданными проектировщиком свойствами. Это повлекло, с одной стороны, угасание познавательной поисковой активности у учащихся, с другой - создало угрозу превращения человеческого сообщества в объект массового манипулирования со стороны тех или иных заинтересованных кругов.

Но технология навязывания культурных ценностей является в конечном итоге не только мало продуктивной, но и приводит к еще более быстрому их забвению и утрате. Потому в образовании важен принцип очеловечивания ценностей в содержании информации и проблемного мышления, они помогают осознать смысл и значение информационных потоков, содержания в них общечеловеческих ценностей (добра, пользы, путей их осуществления в жизни). Но для этого они должны быть приняты на уровне личностного смысла, т.е. поняты как имеющие значение для личности. Очевидно, что духовно-личностное измерение свойственно любым явлениям обучения и воспитания. Отсутствие же такого отношения снимает и их личностный смысл, низводя его творческое начало к обезличенному выполнению операций.

К сожалению, школа крайне ограничена в построении соответствующей по силе воздействия образовательной среды из-за отсутствия материальных, методологических, технологических и кадровых ресурсов. Традиционные способы обучения используют из всего многообразия каналов получения информации преимущественно те, которые оперируют вербальными сигналами (аудиальный, визуальный). Такой обмен информацией является наиболее сложным, так как требует значительной активности самого учащегося (в плане использования ресурсов восприятия, мышления, памяти и т.д.). Специфика вербального общения в данном случае является дополнительным фильтром, создаваемым ограничительными свойствами кодиров-ки-декодировки речи. Соответственно, предоставляемая СМИ более доступная образная (имажитивная) информация, проникающая через многообразные каналы на все уровни сознания, зачастую независимо от воли воспринимающего, является более действенной.

Как и традиционное, обучение с применением новых информационно коммуникативных технологий начинается с восприятия. При традиционном получении знаний, которые передает учитель на уроке, последние часто выражены в словесных символах. Ученик, слушая лекцию, переводит слово в образы силами своего воссоздающего воображения. Запас данных, из которых он строит свои представления, может оказаться скудным, а воображение - индивидуальным и неконтролируемым. Использованные на уроке

видео-средства раздвигают пространство класса, позволяют каждому увидеть то, что при рассказе учителя он создавал бы средствами своего воображения. Таким образом, экранное изображение оказывает прицельное воздействие на закономерности восприятия.

В связи с этим установки медиаобразования во многом связаны с формированием информационного проблемного поля, насыщенного эвристическими, игровыми, образовательными и другими продуктивными методами педагогического взаимодействия, стимулирующими креативные способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста [8].

Обновление установок современного образования на усиление в нем информационной составляющей, приводящей его в соответствие с уровнем развития информационных технологий общества, требует серьезной профессиональной подготовленности учителей-гуманитариев в педвузе. Вопрос об адекватности ИС логично рассматривать с позиций необходимой целесообразности привлекаемой в образовательном процессе информации, ее избирательности и достоверности.

Оттенки ее идейного, духовно-нравственного содержания, культуры отношений людей, живущих и действующих в этой среде, активно сказываются на состоянии профессиональной подготовки школьных учителей. В этом плане важная роль принадлежит мировоззрению личности, которое неразрывно связано с ее самосознанием и культурой. О внутреннем, духовном мире человека, его возможностях реализовать себя как личность можно судить по культуре самосознания человека [4].

Осознание учителем особенностей развития личности в ИС предполагает необходимость переориентации научного и технического прогресса с технократических позиций абстрактной эффективности на природу развития творческих способностей самого человека, на понимание принципиальной неразрешимости важных глобальных проблем без решения проблем культуры. На сегодняшний день в человеческом обществе машины и компьютеры, вместо того чтобы быть средством осуществления целей, установленных волей человека, сами становятся целью. Возникает серьезная проблема взаимодействия человека и техники, именно она вызвала серьезные предостережения у западных философов и психологов, таких как Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Швейцер и др. Они говорят о том, что машина порабощает человека, рождает роботизированный, «кибернетический тип» личности.

Поэтому для полноценной подготовки студентам-гуманитариям педвуза необходимо предложить такие учебные курсы, как «Информационное общество: теория и практика», «Информационное мировоззрение и информационная культура», «Культурно-антропологические аспекты информатизации», «Язык как информационная модель реальности», «Процессы коммуникации в современном обществе», «Личность в информационном обществе», «Информация и ее роль в развитии общества» и др.

Учебно-методическая работа должна быть направлена не только на «информатизацию гуманитариев», но и на расширение гуманитарной, методологической подготовки студентов специальности «Информатика». На наш взгляд, еще одна важная проблема в области информатизации связана со специфическим статусом этого предмета как математической дисциплины, хотя в образовательном стандарте она обозначена как гуманитарная специальность. Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что подготовка студентов в этой области сугубо математизирована, в ней нет гуманитарного осмысления науки. Для решения этой проблемы нужны специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как метадисци-плину. Необходима адаптация гуманитарного образования к условиям новой ИС, построение новой образовательной модели гуманитарного образования, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, новом содержании образовательных программ различного уровня и их кадровом обеспечении.

Ситуация, которая складывается в подготовке педагога-гуманитария, показывает, что, как и вся культура нашей страны, оно переживает в данный момент трудные времена. Рост научно-технических достижений человечества способствует актуализации рационально-логических областей знания, оказывает довлеющую роль на социокультурные и историческо-культурные знания. Многократно возрос поток разнообразной информации, и при этом выдвинулась проблема ее понимания и интерпретации.

Начиная с 60-х гг. в рамках проекта «Общественное мнение» (руководитель проекта Т.М. Дридзе [9]) в нашей стране в течение 30 лет проходило изучение особенностей восприятия аудиторией информации, которая предоставлялась СМИ. Определялась степень точности понимания и интерпретации газетных и журнальных статей на социальные и общественно-политические темы. Было выяснено, что только 14 % опрошенных воспринимают тексты адекватно.

В 90-е гг. серию исследований провела Т.З. Адамьянц, выявившая практически аналогичную пропорцию соответствующего понимания общественно-политических текстов и информации телепередач [7]. Адекватное восприятие показали только от 9 до 18 %, причем была выявлена зависимость возрастания процента понимания информации опрошенными людьми в зависимости от формы подачи и организации материала. Авторами эксперимента был сделан так же вывод о том, что данная ситуация распространяется не только на восприятие людьми СМИ, но и повторяется в реальной жизни, при личностном общении, и это характеризует ее как острую социально-психологическую проблему. Информация воспринимается более полно тогда, когда имеют место диалоговые интерактивные отношения. При этом ими пронизываются различные формы проявления СМИ, а также отношения культур и субкультур (национальных, профессиональных, социально-демографических и т.д.).

Диалогичность возникает в связи с тем, что при передаче информации сама форма высказывания может способствовать становлению внутренней

диалогической речи людей, задействованных в коммуникационном процессе. Было выявлено, что характер и эффективность коммуникации связаны с выраженной эмоциональной окрашенностью, различной по стойкости и интенсивности переживаний, они могут варьироваться от глубокой индифферентности до выраженной агрессии, ровного отношения и симпатии до тревоги и недоверия, зависящих от того, какой смысл заложен и реализуется в диалоговой взаимосвязи.

Эти закономерности небезразличны для построения педагогического процесса. По своей сути он всегда диалогичен и информации может быть эффективной лишь в том случае, если будет преодолена позиция педагогического доминирования, которая имеет следующие негативные для передачи информационного потока следствия:

- преобладание длительных по времени и излишне индивидуализированных высказываний;

- навязывание педагогом собственного мнения и готовых решений;

- менторство учителя и его нетерпимость к чужому мнению и мыслям;

- стремление поставить несогласного ученика «на место»;

- злоупотребление замечаниями, сковывающими аналитическую активность ученика.

Создание благоприятных условий для формирования адекватной ИС в образовательном процессе предполагает осуществление коммуникативно-воспитательных действий со стороны учителя. Они должны быть, с одной стороны, далеки от наставнического морализаторства, обучения правильному поведению и заученным действиям, с другой - быть максимально направленными в сторону понимающего и сопереживающего участия, оказания педагогической поддержки ученику.

Это становится возможным, если у педагога сформирован когнитивно-личностный компонент информационной культуры, который у преподавателя-гуманитария представляет собой систему педагогических знаний, умений и навыков, направляющих специалиста по пути саморазвития, а также совокупность норм и ценностей, его представлений о роли и месте информационной культуры в системе педагогических отношений. Признаком сформированной информационной культуры является высокая степень ее вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей преподавателя, ситуации взаимодействия, возрастных и индивидуальных особенностей отдельных учащихся и их групп, технической базы образовательного учреждения.

Другим важным компонентом является деятельностно-личностный компонент информационной культуры учителя-гуманитария, который обеспечивает достижение духовного и нравственного здоровья через личностно-значимую, индивидуально-ориентированную активность как предпосылку развития устойчивых привычек гуманистического образа жизни [4].

Каждый из этих компонентов является необходимым в содержании информационной подготовки будущего учителя-гуманитария, но вместе с тем в отрыве от других не является достаточным для успешности последующей

самостоятельной педагогической деятельности. Очевидно, что педагогическая культура и информационная составляющая профессиональной культуры учителя-гуманитария могут быть достигнуты лишь при условии, что содержание и методы подготовки в вузе обеспечивают формирование всех названных компонентов. Возросшее значение в ней роли информационной составляющей позволит молодым специалистам самим адаптироваться к новым требованиям образования, изменениям социальной структуры общества и с готовностью ответить на запросы рынка труда.

Информатизация гуманитарных наук выявляет глубокие социальные изменения всего общества. Синтез гуманитарных наук и современной информатики расширяет поле точек зрения на возникновение и функционирование различных видов информации. В связи с тем, что изучение источников и каналов информации позволяет глубже понять причины и характер социального поведения людей, социальных взаимодействий в обществе, синтез гуманитарных наук и информатики является исторически необходимой стадией развития этих наук

Проблема адекватности образовательной среды, её скоординированного изменения, с целью не просто наращивания потенциала знаний под влиянием современного информационного общества, а выработки качественно новых образовательных технологий, становится ведущим дидактическим принципом и вместе с тем является условием выживания человеческого общества и дальнейшей жизнеспособности подрастающего поколения. Её возникновение придает особые черты всем дидактическим принципам, которые должны рассматривать процесс обучения как целостность, развивающуюся в единстве со стремительно изменяющейся окружающей ИС.

Перемены в общественной жизни России выдвигают проблему образовательной подготовки учителя, так как существует противоречие между необходимостью воспитания социализированного и культурного человека в условиях коренного изменения ИС, опасной по влиянию информационных потоков, и отсутствия научно обоснованной подготовки подрастающих поколений к взаимодействию с этой средой. Преодолеть разрыв и использовать этот процесс в образовательных целях может только педагог, специально подготовленный к такой деятельности. В тоже время профессиональная (по сути информационная) деятельность педагога, опирающаяся в большинстве случаев на вербальные средства обучения, не соответствует сложной информационной системе учащегося. «Возвращением» школьника в реальную, «человеко соразмерную» среду жизнедеятельности и обучением его безопасному взаимодействию с виртуальной реальностью может заниматься педагог, имеющий специальные знания и достаточный опыт работы в ИС. Во время обучения в вузе у будущих школьных учителей необходимо сформировать стойкую готовность сообразовывать, а если возникнет необходимость, то и адаптировать или изменять свою деятельность в связи с развитием информационного общества, педагогической науки с ее передовыми достижениями.

Литература

1. Афанасьев Ю.Н., Строголов А.С., Шеховцев С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. М., 1999.

2. Долятовский В.А., Касаков А.И., Гамалей Я.В. Фильтрация, усвоение и использование знаний в управлении социальными и экономическими системами. Ростов н/Д, 2003.

3. Грачёв Г.В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах. Ростов н/Д, 1999.

5. Оконь В.Н. Введение в общую дидактику. М., 1990.

6. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.

7. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999.

8. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002.

9. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семисоцио-психологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3.

Таганрогский государственный педагогический университет 25 октября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.