Научная статья на тему 'Информационная составляющая: особенности развития и значение в подготовке педагога-гуманитария'

Информационная составляющая: особенности развития и значение в подготовке педагога-гуманитария Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная составляющая: особенности развития и значение в подготовке педагога-гуманитария»

Таким образом, использование НИКТ способно улучшить качество и слаженность механизмов организации педагогического процесса, создать оптимальную с точки зрения организации учебного процесса информационную среду, которая реально позволяет решать проблему индивидуализации обучения студентов, выработки у них комплекса психолого-педагогических и информационнотехнологических умений и навыков, побуждающую будущих молодых учителей к творчеству и профессионализму.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации. Проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VI. М., 2000.

2. Локтюшина Е.А. Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах: Тезаурус. Волгоград, 1999..

3. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. М.-Волгоград, 2002.

4. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге нового тысячелетия. М., 1999.

5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986.

6. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

И.И. Топилина, Н.В. Топилина

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ГУМАНИТАРИЯ

Настоящее время характеризуется возрастающим вниманием к информационной составляющей всех предметных блоков подготовки школьных учителей. Гуманитарные дисциплины в не меньшей степени, чем остальные требуют использования новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ). В мире информации у каждой специальности есть своя «ниша», и от степени информационной осведомленности и подготовленности специалиста-педагога зависит дальнейшее полноценное обучение подрастающего поколения. Поэтому информационная подготовка учителей-гуманитариев, ориентирующихся в мире науки и культуры, представляет собой тему, актуальную для изучения.

В наше время все мы являемся свидетелями и участниками перехода человечества к информационному обществу. Ускорение научно-технического прогресса, которое повлекло за собой демократизацию и интеллектуализацию всех сфер жизни, во много усилило информационный оборот в разных сферах: от экономики и культуры, науки и образования, до повседневной и досуговой деятельности человека [1].

История развития разных стран мира показывает, что приобретен огромный багаж знаний, и по отношению к институту образования человечество всегда стремилось закрепить передачу подрастающим поколениям максимально отобранного и «очищенного» опыта. Вопросы интенсификации процесса обучения подрастающего поколения, своевременной передаче ему необходимых и важных для жизни знаний возникли перед человечеством давно. Особую актуальность они приобретали во времена, связанные с прорывами в области технологий передачи и хранения информации. Так, изобретение письменности по существу похоронило изустную традицию передачи информации, а вместе с ней методики разработки памяти и запоминания, известные древним жрецам. Появление книгопечатания

привело к утере культуры летописной книжности с присущим ей сакральным отношением к книге. Наконец, сегодня, когда компьютеры и Интернет вторглись практически во все области жизни людей, мы столкнулись с явлением того же порядка, но на качественно ином уровне. Развитие общества сейчас предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой - возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей информации, предлагаемой в различных учебниках пособиях и Интернет, в единую систему знания. В свою очередь педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология. Широкое использование компьютеров в образовании еще в большей степени усилило роль информационных технологий обучения.

В конце ХХ века, в связи с активным развитием информационно -коммуникационных технологий и средств массовой информации, перед педагогической наукой и практикой возникла серьезная проблема развития адекватного мировосприятия у подрастающего поколения. И образование отреагировало на происходящие изменения, вводя в программы обучения курсы, преимущественно обеспечивающие инструментальную, технологическую сторону подготовки к использованию информационно-коммуникативных технологий. Вслед за этим перед педагогикой остро встала проблема подготовки личности к самоопределению в информационном пространстве эпохи: выработке у неё самостоятельности, автономности и ответственности мышления, развитию навыков обеспечения информационной самозащиты личности [2].

Вопросы психолого-педагогического обоснования компьютерных

и информационных технологий обучения рассматривались в исследованиях С.И. Архангельского, Б.С. Гершунского, Б.Ф. Ломова, В.П. Монахова, Е.И. Машбица, Е.И. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызиной, С.П. Седых, О.К. Филатова и др. Но перспективы применения информационных технологий в гуманитарной сфере изучены значительно менее других. Исследования, затрагивающие их, посвящены, в основном, возможностям инструментального применения информационно-коммуникационных средств. (Я.А. Ванраменко, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.). А именно в гуманита-ристике такие исследования являются насущными и требуют осмысления не только на технологическом, но и на методологическом уровне. Нужно указать на то, что возникает противоречие между информационным уровнем развития современного общества и несоответствием эму уровню профессиональной культуры педагога гуманитария, который в большой степени ответственен за состояние «умов» подрастающего поколения.

Такой подход к осознанию профессиональной ответственности и роли профессиональной подготовки будущего школьного учителя-гуманитария требует модернизации обучения в педвузе. Ее пути обязательно должны находиться в соответствии с уровнем развития информационных технологий, которые позволят внедрить в методику преподавания гуманитарных дисциплин достижения информационных технологий с целью последовательного формирования информационной составляющей профессиональной готовности учителей-гуманитариев в педвузе. Возросшее значение роли информационной составляющей позволит молодым специалистам самим адаптироваться к новым требованиям образования, изменениям социальной структуры общества и с готовностью ответить на запросы современного отечественного образования.

Всего пятнадцать - двадцать лет назад школа была единственным источником научных знаний, который был доступен всем. Газеты, радио- и телевизионные программы передавали тщательно проверенную и утвержденную информацию. Советская средняя школа практически не сталкивалась с необходимостью разъяснять ученикам смысл того или иного информационного сообщения. Основное назначение СМИ заключалось в осуществлении так называемой связи с жизнью: пресса, радио- и телепередачи использовались для достижения целей обучения, обозначенных в программе того или иного курса. Крушение авторитарного государства значительно расширило информационные горизонты, и сегодня средства массовой информации играют значительную роль в жизни не только взрослых, но и детей. Российская школа оказалась неготовой к появлению конкурента в лице такой «параллельной школы» и поэтому проигрывает ей. Проблема осложняется присутствием нескольких взаимосвязанных факторов:

1. Произошли значительные изменения в информационной среде. Они связаны с появлением новых технических средств передачи информации, благодаря которым практически любая информация стала доступна практически каждому человеку. Это не смогло не наложить отпечаток на формирование поведения школьников, поскольку в известной мере разрушило те барьеры и ограничения, которые искусственно, в педагогических целях создавались родителями и учителями. Так, информация, создаваемая специально для взрослых, стала доступна школьникам, у которых еще или полностью не сформированы, или сформированы в недостаточной степени представления о нравственности и морали. Дидактический ландшафт претерпел значительные изменения, и следует отметить, что эти изменения далеко не всегда можно назвать положительными.

2. Взрослые люди (родители, учителя), которые окружают детей, которые выросли и сформировались как личности в совершенно других информационных условиях, оказались не готовыми к работе с подрастающим поколением в изменившемся мире. Вряд ли можно назвать справедливыми обвинения в адрес школы и семьи как социальных институтов, что именно на них лежит ответственность за прочную тенденцию к ухудшению поведения школьников, поскольку в основе этого негативного явления лежат не субъективные факторы (учитель или родитель не хочет заниматься воспитанием), а объективные причины (родитель и учитель не знают, как воспитывать детей сегодня, и пытаются это делать так, как делали десятилетия и столетия тому назад).

3. Педагогические исследования прошлых десятилетий опирались на данные о детях, растущих в условиях иной информационной среды и иных ее скоро -стей возрастания, агрессивности и натиска на детскую психику, и, следовательно, не могли предсказать значительных изменений в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Сейчас, как никогда раньше, при подготовке будущих учителей нужно утверждать мысль о том, что педагогическая профессия насквозь информационная, и по своей сути, все информационные профессии глубоко гуманитарные. В области высшего педагогического образования, конечно, необходимо готовить отличного профессионала, знающего все о технологии процессов своей сферы деятельности. Но главная задача заключается не только в том, чтобы обучить умениям и навыкам сугубо профессионального, функционального свойства. Выпускники - будущие учителя гуманитарного профиля, востребованные в самых различных учреждениях от школ до внешкольных учреждений дополнительного образования, отделов культуры, центров досуговой деятельности, СМИ, библиотек и музеев, должны хорошо ориентироваться в области новых информационнокоммуникативных технологий, т.к. уровень информатизации общества и техниче-

ского оснащения образовательных и иных сфер деятельности людей неуклонно растет и обогащается. Однако все чаще звучит мнение специалистов, оценивающих проблемы компьютерной эры с позиций этики в том плане, что в киберпространстве никогда не будет Духа и Любви, но будет сколько угодно деструктивности, связанной с погоней за «удовольствиями» [3]. Подтверждением этому является все нарастающая в молодежной среде тенденция понимания культуры как средства развлечения, вечного праздника, который успешно должны «обслуживать» информационно-коммуникативные технологии. Однако массовая культура и индустрия досуга - это далеко не вся культура, и далеко не все поле использования достижений компьютерных технологий в сфере развития молодежи.

Ситуация, которая складывается в сфере гуманитарного образования, показывает, что, как и вся культура нашей страны, оно переживает в данный момент трудные времена [4]. Возрос поток низкопробной литературной и музыкальной продукции, отрицательные установки, порожденные рекламой и коммерциализацией индустрии развлечений, в частности деятельностью шоу-бизнеса, которые вызвали как следствие «загрязнение» смыслового поля в жизненном пространстве человека. Этот процесс дополняется большим количеством субкультур, которые активно взаимодействуют между собой: то дифференцируются, то сближаются, порождая хаос и сумятицу в культурной среде нашего времени. В таких условиях предпочтения молодежи действительно опираются, к сожалению, не на лучшие по ценности ориентиры, а на образцы, скорее связанные с грубой прямолинейностью воздействия, с примитивным кругом смысловых и выразительных средств. Они многократно тиражируются радио, телевидением, аудио- и видеотехникой. К примеру, музыкальная среда наших дней показывают усилившуюся стилевую пестроту, эклектичность, что ставит под угрозу целостность культуры. Ее нарушения влияют на ценностные параметры культуры молодого поколения, влекут за собой угрозу приобщения личности к примитиву, определяют смысловые приоритеты отношения к жизни. Опасными становятся изменения условий целостности личности, которая, являясь интегрирующим фактором общества, чутко реагирует на происходящее в духовно сфере и в искусстве, и переносит свое отношение «примитива» на деятельность в жизни вообще.

Существенной проблемой для будущего педагога-гуманитария, является вытеснение все уплотняющейся информационной средой свободного развития личности, вдобавок к этому система средств массовой информации и коммуникаций незаметно «освобождает» старшие поколения от забот о сохранении и развитии человеческой культуры. Если в традиционных культурах развитие ребенка и молодого человека происходило в непосредственном общении с реальными людьми, объектами культуры и природой - модели непосредственного общения, сознательно контролируемого взаимодействующими людьми, то ныне молодежь развивается в условиях преимущественно «виртуальной реальности», создаваемой СМИ. Значительная часть жизненного мира личности представлена некоторым искусственным миром, в который все чаще погружается человек, и с которым он взаимодействует, причем создается этот мир технической системой, способной не только подавать комплексную стимуляцию на его органы чувств, но и адекватно реагировать на ответные речевые и двигательные действия субъекта, - модель общения опосредованного техническими средствами. Современные СМИ и технические системы порождают, таким образом, ирреальное техногенно изготовленное пространство, вызывающие у человека взаимодействующего с ним вполне реальные переживания и действия, которые, в свою очередь, неадекватны реальной жизненной ситуации.

В Концепции национальной безопасности указано, что национальные интересы России в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма, а среди угроз национальной безопасности числятся девальвация духовных ценностей и снижение духовно-нравственного потенциала общества. В связи с этим наиболее опасным по своим долговременным прогнозам является снижение ценностного потенциала в информационной составляющей знания, выхолащивание содержания гуманитарного образования, отказ от воспитания подрастающего поколения на проверенных временем лучших образцах национальной и мировой культуры.

В Доктрине информационной безопасности среди видов угроз указана «дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы». Но ведь институт образования также может быть причислен к этой системе. Возникает серьезное противоречие между необходимостью воспитания социализированного и культурного человека в условиях коренного изменения информационной среды, обладающей опасными по своему влиянию информационными потоками, и отсутствием научно обоснованных подходов к подготовке подрастающих поколений в условиях взаимодействия с этой средой. Российские условия значительно усиливают действенность таких негативных влияний. Социальные реформы в России стали катализаторами этих процессов, значительно изменяющими сознание граждан [1]. Отсюда первейшей потребностью общества на рубеже веков становится получение полной, достоверной, своевременной и безопасной информации, которая, в свою очередь, возможна только при достаточно высоком уровне информационной культуры самих членов общества.

Мир информации - это зеркало культуры, ее составная часть. Мир информации включает в себя собрания текстов, документов, сообщений, смыслов. Поэтому содружество гуманитарного знания и информационных процессов так актуально в наши дни и направлено на познание, понимание и использование разнообразных источников информации. Решение проблемы обновления современного образования идет по пути использования в учебном процессе вуза нового вида обеспечения - информационно-технологического. Оно представляет собой педагогическую систему, включающую две самостоятельные и, в то же время, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие: информационную и технологическую.

Первую из названных составляющих - информационную, которая обеспечивает содержательный аспект подготовки специалиста в вузе, необходимо рассматривать в контексте решения задачи полноценного предоставления студентам и педагогу учебной и другого рода информации, способствующей достижению поставленных целей обучения. Соответственно, информационная составляющая образования, закрепленная в ведущих, выработанных человечеством на протяжении веков знаниях, идеалах, идеях и концепциях, транслируется через систему знаков и ценностных ориентаций эпохи. Она обеспечивает объективизацию мысли предшественников и современников, определяет нравственный выбор человека, понимание им себя как субъекта культуры и истории. Информационная составляющая, как первоочередная основа образования и гуманитарного знания в его числе, позволяет личности усваивать нормы культуры, формирует ее духовные ценности, определяет степень активного жизнетворчества, развития интеллекта, коммуникативных способностей.

Для каждого информационно насыщенного сообщения в дисциплинах предметной подготовки специалистов среди многих прочих форм предпочтение и успех имеют те, основу которых определяют сочетание актуальных, наиболее соответствующих условиям современного информационного общества, факторов.

Формула информационной составляющей (Ис) такова: потенциал усвоения информационной составляющей (Ис) зависит от содержания информации (Си), адекватной предмету формы изложения материала (пФ), усиленной средствами инфо-коммуникативной технологии (ИКТ), подкрепленной мотивационной установкой студента (Мус) и скорректированной уровнем аудитории (Уа) и технической базой (Тб) вуза:

ИС = Си • пФ • ИКТ • Мус Уа • Тб

Информационная составляющая концентрируется в дидактическом комплексе информационного обеспечения учебной дисциплины - системе, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, интегрированы прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.

В качестве второй составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки специалиста в вузе, предлагается рассматривать технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Они являются стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и студентов. При проектировании технологии обучения педагог, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяет структуру и содержание дидактического комплекса, который является основой технологии обучения.

Информационная составляющая педагогической деятельности напрямую связана с осуществлением в ходе учебно-воспитательного процесса поставленных педагогом задач, направленных на формирование более высокого уровня обученности студента. Этапами ее осуществления являются: получение информации о каком-либо изучаемом предмете или явлении; преобразование информации с целью выявления характерных особенностей явления; создание информации, показывающее новый уровень полученного знания. Информационная составляющая и этапы ее осуществления связаны с определенной знаковой системой и возможными модальностями ее преобразования, зависящими от характера информации, от времени и исторически обусловленного периода жизни общества. Выбранная знаковая система определяет тип дальнейшей программной поддержки педагогических действий, который опосредовано связан с поставленной педагогической задачей и сказывается в привлекаемом на занятии инструментарии: демонстрационном, тренинговом, диагностическом, творческом. Выбранный для занятия инструментарий предполагает в свою очередь составление педагогом определенного алгоритма выполняемых заданий, в которых проявляется обоюдная деятельность педагога и студентов.

Под методической системой формирования информационной составляющей мы понимаем комплексную интегративную систему обучения, включающую упорядоченное множество операций и действий, направленных на педагогический процесс, эффективное усвоение знаний, приобретение профессиональных умений, формирование личностных качеств, необходимых для достижения квалификационных требований, предъявляемых к будущему педагогу-гуманитарию. Таким образом, методическая система формирования ИС подготовки учителей-гуманитариев представляет собой системный подход, достижения качественного, эффективного обучения, его своевременной модернизации, проектирования новых

форм обучения, оценки, коррекции и дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Проблемы усиления информационной составляющей профессиональной подготовки учителей-гуманитариев и методической системы ее формирования обусловлены не только педагогическими, когнитивными, логическими и другими аспектами, но также определяется участием идеологических, культурологических, социальных, психолого-физиологических и других факторов. Их участие в становлении личности молодого человека, информационное развитие которого (включая формирование информационной культуры, информационной грамотности) является составной частью его индивидуального, личного статуса, является исключительно важным и значимым.

Процесс формирования информационной составляющей профессиональной подготовки учителей-гуманитариев неотделим от процесса формирования их как членов общества и осуществляется в едином комплексе учебно-воспитательной работы в вузе. Воспитание личности педагога - одно из объективных последствий его обучения. Учитывая то, что процесс обучения, особенно с использованием возможностей НИКТ, а также процесс воспитания имеют субъективную направленность, методика формирования информационной составляющей нацелена в первую очередь на приоритетные цели воспитания гражданина своей страны. Она выявляет, развивает и интегрирует в учебном процессе все необходимые личностные возможности будущего педагога и как учителя, и как методиста, и как творческого, информационно-технически подготовленного воспитателя. Вместе с тем она указывает на условия развития гуманитарной науки в условиях информационного общества, на интегративные тенденции сближения гуманитарного знания и новых информационных технологий в современной вузовской образовательной практике, проявляющих себя в развитии технологической культуры учителя, активизирующей творческую индивидуальность педагога и его учеников в их совместной деятельности в образовательном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев Э.М. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Образование - основной фактор развития человека и общества: Материалы второй всероссийской науч.-практич. конф. Волгодонск. 13-14 апреля 2000 г. Волгодонск, 2000.

2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей культуры личности // Пед. информатика. 2000. № 2.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1997.

И.А. Цатурова

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕСТ-НАПРАВЛЕННАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

В новой социально изменившейся стране возникла необходимость разработки иной, отличной от существовавшей, системы языкового образования в высшей технической школе, системы, способной создать условия, благоприятствующие формированию и совершенствованию собственно личности студента, ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.