Научная статья на тему 'Организационно-педагогические проблемы формирования информационной составляющей в процессе подготовки школьного учителя'

Организационно-педагогические проблемы формирования информационной составляющей в процессе подготовки школьного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические проблемы формирования информационной составляющей в процессе подготовки школьного учителя»

4. Афонина Г.М. Технология творческого освоения опыта педагогической деятельности. Барнаул, 1995.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

6. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития у будущих учителей. Монография. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003.

7. Стеценко И.А. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. Таганрог, 2001.

И.И. Топилина

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

В настоящее время подготовка учителей-гуманитариев, тесно связана с процессом информатизации, усилившимся влиянием новых информационнокоммуникативных технологий (НИКТ), необходимостью освоения правил поведения в информационном обществе и формирования информационной компетентности. Многократно возросшие, по сравнению с другими эпохами, возможности хранения, переработки и использования информации порождают лавинообразное расширение информационных потоков, технологизацию практически сфер жизни человека, внедрение виртуальных компьютерных миров в мировосприятие и сознание человека, особенно подрастающего [1]. В связи с этим перед педагогикой остро стала проблема подготовки личности к самоопределению в информационном пространстве эпохи: выработке у неё самостоятельности, автономности и ответственности мышления, развитию навыков обеспечения информационной самозащиты [2]. От будущих учителей сейчас требуется умение постоянно повышать свой творческий потенциал и совершенствовать навыки решения учебных и практических задач, развивать способности прогнозировать результаты принятых решений, моделировать явления и процессы, выясняя взаимосвязи между ними.

Давно уже не является секретом, что одной из важных основ продуктивности дальнейшего развития молодого педагога является высокая степень его информационной подготовленности. При этом уровень развития информационной составляющей профессиональной культуры педагога может рассматриваться как предпосылка творческой самореализации личности в профессии, отраженная в разнообразных видах педагогической деятельности, направленных на освоение, воспроизводство, создание педагогических ценностей и технологий, передачу вечных человеческих ценностей и знаний. Информационная культура педагога представляет собой составную часть культуры личности, которая позволяет ему эффективно участвоватание не просто информационной среды, а организация именно качественной с позиций современного информационного общества образовательной среды. Среди дидактических функций, которые выполняют НИКТ, в образовательном процессе необходимо назвать такие как: исследовательская, консультационная, во всех видах работы с информацией, а также включает в себя понимания природы информационных процессов и отношений, грамотность и компетентность участия в них [3]. Для участия в образовательном процессе, его информационных отношениях, преподаватель должен обладать и информационной культурой, предполагающей компетентность знаний, и глубоким пониманием гуманистически ориентированной информационно-смысловой сферы развития общества и человека, выраженной в стремлениях, интересах, мировоззрении, ценностных ориентациях людей. Он должен иметь развитую информационную рефлексию, подкреп-

ленную позитивным взглядом на мир, активной жизненной позицией и способностью к творчеству.

Образовательные системы развитых капиталистических стран, имеющих значительный опыт компьютеризации обучения, обосновывают внедрение компьютеров целью накопления знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в условиях индустриального производства. Вместе с тем, отечественные исследователи пришли к выводу о том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему [4]. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, проектировать принципиально иную технологию обучения, в которую компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство [5], тем более что в нашей стране общество находится на этапе перехода к информационным технологиям производства и старая концепция образования уже не соответствует его требованиям. Это усиливает убежденность в том, что в образовательном процессе функции НИКТ, наряду с техническими вопросами, должны быть нацелены на решение педагогических проблем. В реальном учебном процессе они естественно взаимосвязаны, так как без конкретных технических решений невозможно обеспечить решение педагогических проблем на современном уровне. И при ином варианте, достойные технические решения могут оказаться невостребованными или же быть заполненными недостаточно качественной в методическом плане информацией. Поэтому одной из основных функций НИКТ в образовательном процессе является целенаправленное создповышения квалификации и дистанционного обучения, интеграционная, коммуникативная,

В связи с тем, что компьютеризация обучения - это не просто добавка нового средства в уже сложившийся учебный процесс. Она должна обеспечить педагогические условия обучения, такие как: максимальная индивидуализация обучения, экономичность и соблюдение установленных сроков обучения, оперативность обратной связи, способной помочь ученику в выборе индивидуальной образовательной траектории. Одновременно, в целях активизации учебно-познаваемой деятельности использование НИКТ должно носить комплексный характер. Он предполагает не только возможность одновременного воздействия на органы чувств -каналы восприятия обучаемого, как, например, зрение, слух и др., но и в совместном использовании различных средств обучения, позволяющем решать новые дидактические задачи, порознь не решаемые ни одним из средств комплекса. Материал, поданный с их помощью, превращается в неотъемлемую часть занятия, единого и целого по замыслу и воплощению, в котором весь наглядный и звуковой материал становится необходимым сопровождением, на фоне которого развертывается содержание. В этом случае средства применяются комплексно, т.е. взаимно дополняют друг друга в соответствии с общим дидактическим замыслом занятия. Происходит не просто объединение нескольких компьютерных и информационных средств обучения с целью получения новых дидактических возможностей, а скорее формируется полноценный комплект компьютерных и информационных средств, методического оснащения, предназначенных для решения дидактических задач, поставленных с целью достижения более высокого уровня обученности студентов. Все это возможно лишь в том случае, если использование НИКТ в учебном процессе учитывает концепцию знаково-контекстного (контекстного) обучения. Именно она позволяет осознанно, а не эмпирически отбирать в соответствии с поставленными целями содержание обучения, и в зависимости от них выбирать, конструировать конкретную технологию обучения, в том числе с использованием компьютер-

ной техники. Системно-контекстное развертывание содержания предмета определяет логику, которая связывает все компьютерное программное обеспечение для решения поставленных задач. Положительным моментом является и то, что усваивая логику такого развертывания, студент изучает возможности программирования в контексте изучения содержания учебного предмета.

В тоже время, использование НИКТ в учебном процессе по сей день, показывает, что большинство программных продуктов создаются специалистами в области информатики, а не образования, и потому методическое сопровождение учебных дисциплин оставляет желать лучшего. Без помощи опытного преподавателя они остаются предметами пассивного обучения, хотя и оснащенными справочными пособиями с прекрасными возможностями предъявления информации. И все же мультимедиа - это мир совершенно новых возможностей. Так при реализации обучения с помощью НИКТ находят свое разрешение недостатки, присутствующие в недрах традиционного обучения, связанного с такой системой организации учебного процесса, когда на одного преподавателя приходилось обучение группы студентов. С точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью, это порождало:

- необходимость преподавателя одинаково управлять качественно разными объектами управления, ориентироваться на «усредненного» обучаемого, а не на конкретного человека в данной аудитории;

- нарушение обратной связи об усвоении учебной информации, которая поступает не постоянно, а время от времени, с опозданием и в недостаточном объеме, при проведении зачетов, экзаменов, контрольных работ. В связи с чем, преподаватель не знает степень усвоения материала обучаемыми в каждый момент времени и поэтому не может оперативно корректировать свои педагогические воздействия;

- ограничение свободы преподавателя в вопросе использования каналов прямой и обратной связи в момент его работы в учебной аудитории с несколькими десятками студентов. Он может уделить внимание одним обучаемым лишь за счет других;

- трудность для преподавателя в момент лекции или группового практического занятия держать студентов в состоянии активной познавательной деятельности. В связи с чем, обучение - двухсторонний процесс, и, если в нем одна сторона пассивна, то и эффективность обучения значительно снижается.

Применения компьютера как обучающего средства позволяет в значительной степени устранить названные недостатки. Обладая яркостью и доходчивостью, разнообразием представляемой информации, структурной мобильностью информационные технологии становятся хорошим помощником для преподавателя. Важно, чтобы он умел правильно обосновать целесообразность их привлечения, знал их достоинства и сферы применения, среди которых главными являются:

- демонстрация труднодоступных для непосредственного наблюдения процессов и явлений с помощью математических и физических моделей;

- исследование объектов, процессов и явлений в ходе практических занятий;

- решение задач проектирования;

- формирование необходимых навыков и умений;

- привлечение в ходе занятий игровых форм;

- самостоятельная работа студентов с целью изучения учебного материала и самоконтроля полученных знаний и др.

В зависимости от конкретных дидактических задач, решаемых с использованием НИКТ, могут быть эффективно задействованными все перечис-

ленные сферы использования КомСО или их сочетание. В тоже время необходимо сознавать, что комплексное их применение может исполнить свою роль в формировании творческой личности только в том случае, если оно будет естественной составной частью всего учебного процесса. Их применение (фрагментарное, эпизодическое или не связанное единым замыслом) не только не даст необходимого эффекта, но и может привести к обратному результату.

Говоря о комплексном применении КомСО в составе НИКТ, нельзя не остановиться и на проблеме целесообразного соединения традиционных форм обучения с компьютерными средствами, и построения на этой основе эффективной дидактической системы. В этих условиях у студентов важно создать адекватные психологические установки, позволяющие при работе с КомСО, избежать конфликта в содержании и организации различных форм обучения, найти оптимальные виды их применения [6].

Использование НИКТ в работе со студентами - будущими учителями свидетельствует о возможности использования КомСО практически во всех традиционных формах организации обучения с различными весовыми соотношениями между традиционным и компьютерным их видами. К организационным формам обучения, которые успешно используются необходимо отнести лекцию, семинар, курсовые и дипломные работы, научно-исследовательские и лабораторные работы, все виды самостоятельного обучения (аудиторного и внеаудиторного), а также работу в режиме «тренажер». В рамках применения НИКТ в образовательной подготовке специалистов гуманитарного профиля также могут быть использованы и компьютеризированные учебники, состоящие из двух дидактически взаимосвязанных частей - текстовой и компьютерной.

После проведения лекционных занятий с использованием динамических и статических кадров компьютерной части учебник, согласно данной модели предлагается организовывать и проводить самостоятельную подготовку студентов под руководством преподавателя с применением всего набора модулей его компьютерной и текстовой частей. Закрепление материала предлагается проводить на семинарских, практических или лабораторных занятиях, используя при этом, в зависимости от решаемых дидактических задач, требуемые КомСО. (например, компьютерные лабораторные практикумы, функциональные компьютерные тренажеры или компьютерные задачники и т.п.). Для подготовки к групповым видам учебных занятий студентам рекомендуется во внеурочное время самостоятельно работать с учебником, предварительно получив его на кафедре. Комплексность, вместе с тем, находится в прямой зависимости от того, какие дидактические цели поставлены преподавателем и как он располагает материал, какова сама логика использования НИКТ.

Вместе с тем, представляется, что проблема комплексного использования КомСО при НИКТ не сводится только к технической стороне обучения, хотя их применение предполагает достаточно высокий уровень оснащения учебных помещений и рабочих мест компьютерной техникой и сопутствующими ей аксессуарами. Не менее важной оказывается содержательная сторона. Именно она связывает в органическое единство средства и содержание информационно-дидактических материалов с содержанием и логикой занятия. При этом содержание информационно-дидактических материалов, их форм и методов подачи, должны побуждать к проблемно-деятельностному решению поставленных дидактических задач, к осуществлению системы планомерных педагогических действий, к использованию взаимообусловленного сочетания компьютерных и информационных средств, к целенаправленному воздействию и интенсификации познавательного процесса.

Таким образом, использование НИКТ способно улучшить качество и слаженность механизмов организации педагогического процесса, создать оптимальную с точки зрения организации учебного процесса информационную среду, которая реально позволяет решать проблему индивидуализации обучения студентов, выработки у них комплекса психолого-педагогических и информационнотехнологических умений и навыков, побуждающую будущих молодых учителей к творчеству и профессионализму.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации. Проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VI. М., 2000.

2. Локтюшина Е.А. Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах: Тезаурус. Волгоград, 1999..

3. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. М.-Волгоград, 2002.

4. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге нового тысячелетия. М., 1999.

5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986.

6. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

И.И. Топилина, Н.В. Топилина

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ГУМАНИТАРИЯ

Настоящее время характеризуется возрастающим вниманием к информационной составляющей всех предметных блоков подготовки школьных учителей. Гуманитарные дисциплины в не меньшей степени, чем остальные требуют использования новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ). В мире информации у каждой специальности есть своя «ниша», и от степени информационной осведомленности и подготовленности специалиста-педагога зависит дальнейшее полноценное обучение подрастающего поколения. Поэтому информационная подготовка учителей-гуманитариев, ориентирующихся в мире науки и культуры, представляет собой тему, актуальную для изучения.

В наше время все мы являемся свидетелями и участниками перехода человечества к информационному обществу. Ускорение научно-технического прогресса, которое повлекло за собой демократизацию и интеллектуализацию всех сфер жизни, во много усилило информационный оборот в разных сферах: от экономики и культуры, науки и образования, до повседневной и досуговой деятельности человека [1].

История развития разных стран мира показывает, что приобретен огромный багаж знаний, и по отношению к институту образования человечество всегда стремилось закрепить передачу подрастающим поколениям максимально отобранного и «очищенного» опыта. Вопросы интенсификации процесса обучения подрастающего поколения, своевременной передаче ему необходимых и важных для жизни знаний возникли перед человечеством давно. Особую актуальность они приобретали во времена, связанные с прорывами в области технологий передачи и хранения информации. Так, изобретение письменности по существу похоронило изустную традицию передачи информации, а вместе с ней методики разработки памяти и запоминания, известные древним жрецам. Появление книгопечатания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.