Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении студентов музыкально-педагогического факультета'

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении студентов музыкально-педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топилина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении студентов музыкально-педагогического факультета»

- усиление адресной социальной помощи наиболее нуждающимся категориям детей;

- функциональное перераспределение ролей субъектов социальной защиты детства: повышение роли одних (церковь, монастыри, частная благотворительность, общественные организации) и снижение роли других (партии, комсомольские и пионерские организации, профсоюзы, трудовые коллективы);

- широкое развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- коммерциализация (частичная или полная) социальной инфраструктуры детства (школ, детских садов, театров, музеев, спортивных клубов, учреждений социального обслуживания и т.п.).

На современном этапе ведутся поиски новых подходов к социальной защите детства, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития.

Таким образом, на протяжении всей отечественной истории социальной защиты несовершеннолетних велся экспериментальный поиск новой эффективной

ее модели. Российское государство с учетом общественной важности разрабатывало и внедряло политику социальной защиты детства, накопив в этой области значительный опыт, который может представлять интерес для всех работников сферы детства.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1999.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999.

4. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мар-дахаев. М., 2002.

5. Фирсов М.В., Студенова Е.Е. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

6. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

21 ноября 2005 г.

Майкопский государственный технологический университет

© 2006 г. И.И. Топилина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Поступательное движение человечества к информационному обществу предъявляет особые требования к знаниям и личностным качествам специалиста, который должен уметь активно работать в информационной среде, получать, хранить и преобразовать информацию, необходимую для осуществления своей профессиональной деятельности. От учителя прежде всего требуется наличие информационных: поведения, мышления, мировоззрения, превращающих его в информационную личность [1].

Осознавая, что информация во все времена являлась стимулом прогресса человечества и образование есть мощный фактор развития и общества, и человека, следует вести неустанный педагогический поиск совершенствования обучения, особенно в плане наращивания и ценностного отбора предоставляемой ученикам информации. Такие задачи решаются путем компьютеризации процесса обучения, позволяющей усилить информационную составляющую и творческую направленность работы учителя. Это важно, так как учебные знания носят в основном нормативист-ский характер и говорят скорее о том, как должно быть, а не о том, как есть; учебная информация часто имеет абстрактный характер, ее усвоение теряет свою практическую направленность. Поэтому одной из главных задач является повышение качества образования путем внедрения информационных технологий, как проявления системных инноваций, определяющих современную специфику теории и практики вузовского обучения, способствующих динамичному освоению профессиональной деятельности, развитию творческого потенциала студентов в условиях личностно ориентированного педагогического процесса [2].

В условиях перехода к информационному обществу на вузовской образовательной ступени у студентов формируется комплекс знаний и умений, позволяющих им успешно функционировать в качестве профессионалов информационной сферы. Компонентами данного комплекса являются:

- представления об информационном обществе в историческом, социальном и культурном аспектах;

- представления о современной системе мировых информационных процессов, о ее сложности и многообразии;

- владение алгоритмами поиска и аналитико-синтетической обработки информации;

- преобразование найденной информации и получение на этой основе новых данных;

- владение технологиями подготовки и оформления результатов информационной деятельности.

Перечисленные умения и навыки должны соотноситься с практическим воплощением качеств информационной составляющей личности, одновременно составлять основу профессиограммы специалистов-гуманитариев. Первое место в ней отводится информационному мировоззрению как целостному представлению о природе, обществе, человеке, базирующемуся на знании закономерностей существования информации в личностном, социальном и культурном контексте. Состоятельность специалиста подтверждается его способностью к интегрированию духовного мира личности и социальной жизни, соединению естественно-научной и гуманитарной картин мира. Информационное мировоззрение будущих учителей формируется в тесной взаимосвязи обучения и жизни, запечатлевает основы полученного ими жизненного

опыта в результате осуществления информационной деятельности и взаимодействия мировоззренческих установок, реализуемых в обществе. Оно непосредственно складывается в обучении, в процессе интеграции учебных курсов, способствующей формированию у студентов личностных качеств:

- целостности и системности знаний по профильным предметам;

- способности к переносу и обобщению знаний общекультурного и профессионально значимого характера;

- осознанного профессионального самоопределения;

- широкого познавательного и устойчивого профессионального интереса;

- способности к творчеству и решению нестандартных задач как учебных, так и жизненных;

- наличия устойчивых социально-ценностных и нравственных ориентаций, обеспечивающих личностное и профессиональное самоопределение будущего учителя.

Все эти качества важны для педагогов гуманитарного профиля, в том числе и учителей музыки, которые приобщают подрастающее поколение к музыкальной культуре, развивают вкусы детей на необходимом культурном уровне. Некоторые педагоги-музыканты настроены категорически против привлечения модной в наши дни музыки на уроки в школе, объясняя это тем, что она не способствует воспитанию высоких музыкальных чувств и вкусов, формированию глубоких эстетических переживаний, и что с дурными вкусами подростков так или иначе необходимо бороться. В то же время никак нельзя исключить влияний современной музыкальной среды на подрастающее поколение. Еще Д.Б. Кабалевский считал принципиально неверным «прятать» от подростков легкую музыку. Именно поэтому они не всегда могут отличить, что в развлекательной музыке хорошо, а что плохо. Легкая музыка нужна детям, однако каковы должны быть ее качества, в каком соотношении целесообразно ее привлекать наряду с произведениями других жанров, стилей и направлений, это должен умело решать преподаватель. Известный музыкант, учитель-практик и методист Ю.Б. Алиев [3] предложил путь параллельного освоения академического и легкого эстрадного репертуаров на уроках музыки в школе. Изучать, но не все подряд, а исходя из требований хорошего вкуса, планируя репертуар, сочетая произведения разной сложности. Исследователь проблем музыкального образования И.М. Кра-сильников [4] считает, что для музыкальной педагогики наших дней необходима системная интеграция музыкальной культуры, объединяющая лучшие образцы эстрадных жанров и легкой музыки с академической музыкой и классическими жанрами.

В ХХ в. благодаря усовершенствованию компьютерной техники произошло включение в музыкально-коммуникативную цепочку (композитор - исполнитель - слушатель) нового компонента - программиста. Его музыкально-творческий вклад может колебаться в широких пределах: от создания собственных композиций до использования простейших музыкально-тематических заготовок. К созданию музыкальных композиций оказались допущены люди, имеющие весьма скромные музыкальные знания, однако вла-

деющие компьютерными технологиями. Использование цифрового инструментария открыло дорогу внедрению интерактивного принципа музыкально-творческой деятельности, который позволяет приобщиться к полноценным музыкальным формам всем желающим, включая не имеющих музыкальной подготовки, расширяет круг людей, вовлеченных в любительское музицирование. Реализовать на практике такую возможность - одна из наиболее актуальных задач музыкальной педагогики. Ведь в ее задачи входит поддерживать высокий уровень музыкально-творческой деятельности молодежи.

Практика показывает, что музицированием в той или иной мере увлекается достаточно большое количество людей. Когда же дома появляется компьютер, то ни один любитель не упускает возможности приспособить его для своих нужд: ставятся хорошие звуковые карты, покупается МГО1-клавиатура, приобретаются музыкальные программы и т.п. На профессиональном уровне компьютерные технологии самым активным образом внедряются в музыкальную практику и становятся неотъемлемой частью инструментария музыкальной эстрады, современной танцевальной музыки, музыки прикладного характера (звуковое сопровождение реклам, музыкальные «заставки» и пр.). Компьютерные технологии служат основой звукозаписывающей индустрии, нотноиздательской деятельности. Для композиторов, представляющих современную электронную музыку, компьютер стал одним из важнейших инструментов творческого поиска. Интерес к компьютерным технологиям в музыке неуклонно возрастает как на профессиональном, так и любительском уровне.

Как отмечает И.М. Красильников [4], важно повернуть стихийный процесс музыкально-звукового самовыражения подростков, которые занимаются творчеством на основе цифрового инструментария, в цивилизованное русло, т. е. дать им возможность приобрести в этой деятельности теоретический фундамент и сориентировать ее в художественно-эстетическом плане. Более того, можно утверждать, что при помощи цифрового инструментария, который в своем звучании опирается на тембры многих традиционных музыкальных инструментов и воспроизводит фактурные рисунки аккомпанемента самых разнообразных жанров - танцевальных и песенных, современных и народных, музыкальная педагогика может эффективно решать проблему преемственности музыкальной культуры. Важно поддерживать высокий художественный стандарт этого музицирования. Только тогда музыкальная педагогика будет способна обеспечить подъем музыкальной культуры общества и преодолеть раскол элитарной и массовой культур. В данном случае неоценимую помощь могут оказать не только использование видео- и СБ-средств, но и создание самим преподавателем компьютерных аранжировок качественной в художественном отношении популярной эстрадной музыки. В этих условиях вузовскому музыкальному образованию и отводится особая роль.

Обучение студентов музыкально-педагогического факультета показывает влияние все тех же факторов макро- и микросреды, которые воздействуют на развитие личности и благодаря произведениям искусства

в том числе. Общественная среда, оттенки ее мировоззренческого, идейного, духовно-нравственного потенциала, культура отношений людей запечатлеваются в произведениях музыкального искусства и тем самым сказываются на состоянии подготовки школьных учителей музыки. Ее изменения, связанные с переходом общества в фазу информационной цивилизации, и то, что современные школьники широко пользуются достижениями средств массовой коммуникации, заставляют вносить необходимые коррективы в характер подготовки специалистов. Однако вследствие низкой информационной культуры преподавателей гуманитарного профиля (в том числе и учителей музыки) достижения компьютерных технологий, которые как необходимый компонент должны быть задействованы в практике школьных уроков, применяются скорее как исключение, чем правило [5].

Иногда преподаватели перекладывают ответственность за собственные педагогические неудачи на используемые ими информационные средства, считая их неизбежными «осколками технократического мира». Налицо возникает проблема информационной компетентности школьного учителя как составная часть его профессиональной компетентности. Ее повышение служит стимулом к росту профессионального мастерства, к внедрению новых технологий в обучение, к расширению у педагога и учеников творческих навыков и умений.

Термин «компетентный» трактуется как знающий, сведущий в определенной области специалист, который благодаря своим знаниям и полномочиям имеет право о чем-либо судить, что-либо делать или решать [6]. К профессиональной компетентности исследователи относят следующие качественные свойства личности преподавателя:

1) наличие необходимых профессиональных знаний (когнитивный компонент);

2) умение прогнозировать и принимать эффективные с точки зрения профессиональной деятельности решения (регулятивный компонент);

3) авторитетность действий (рефлексивно-статусный компонент);

4) действия в сфере подчиненной профессиональному ведению (нормативный компонент);

5) стремление к пополнению знаний в процессе практической деятельности, взаимодействий и общения (коммуникативный компонент).

В профессиональную компетентность будущих учителей гуманитарного профиля, в том числе и музыки, входят виды деятельности, связанные с информационными работами. Динамика профессиональной деятельности показывает, что навсегда прошли времена, когда можно было выучиться раз и на всю жизнь. Теперь разнообразие и количество знаний растет в обществе с геометрической прогрессией. Будущий учитель должен помнить, что школа готовит детей к жизни в информационном обществе, в котором заказ на человека-«винтика» сменился заказом на разностороннюю творческую личность, способную к разнообразной профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль интеграции специального музыкального образования, творческой педагогической подготовки, учитывающей достижения гуманитарной науки и информационного образования.

Профессионализация представляет собой процесс овладения студентами своей специальностью и продвижения к ее вершинам. Именно она направляет их к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение ими ряда этапов. Каждый из них знаменует достижение новых уровней профессиональной компетентности:

- профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять служебные обязанности);

- обеспечение стабильности в работе (гарантированное, своевременное и качественное выполнение служебных задач);

- восхождение к профессиональному мастерству (творческий, эффективный труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий) и др.

Задача наращивания творческого потенциала обучаемых в условиях вуза получает свое наиболее целостное выражение в связи с использованием новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ) и их обучающих сред, предназначенных для осуществления эффективной подготовки и качественной профессионализации студентов. Ориентированная на их будущую деятельность, она призвана реагировать на изменяющиеся факторы культурной и социальной среды информационного общества, обеспечивать личностный рост, а также формирование у студентов психологических установок, помогающих реализовать необходимые в практике аспекты концептуальной модели профессионала. При этом предполагается учитывать два основных момента.

Во-первых, понимание и принятие обучаемыми позиции продуктивного взаимодействия со средой, созданной в рамках НИКТ прежде всего за счет использования условий и возможностей, представляемых информационной средой для своей самоактуализации и самореализации. Выработка и принятие студентами такой позиции возможна в результате не случайного, а творческого самоопределения, при котором они устанавливают степень соответствия (или несоответствия) своих личностных предпосылок к конкретной профессиональной деятельности, глубины понимания и осмысления ее содержания.

Во-вторых, построение самими обучаемыми субъективно приемлемых моделей профессионала, выбор индивидуально-адекватных способов и стратегий овладения ими. Движение субъектов обучения в личностных, предметных и операционных смыслах также непосредственно связано с реализацией ими процессов личностного и профессионального самоопределения.

При подготовке учителя музыки необходимо учитывать, что разработка дидактических аспектов использования НИКТ не успевает за развитием самих технических средств. И это неудивительно, поскольку в методическом плане НИКТ интегрируют в себе знания разных наук, таких как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика; причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в развитии технических средств и решении дидактических проблем их использования следует считать главной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями реализации НИКТ.

Учитывая то, что коренные изменения в общественной жизни России остро ставят проблему образовательной подготовки учителя, необходимо его готовить к умению полноценно реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, к постоянному расширению своих знаний и умений через самообразование и саморазвитие. Нынешнее общество не может удовлетвориться только лишь исполнительской деятельностью своих членов. Оно ставит задачу перед каждым выпускником вуза принять на себя ответственность за будущее, которое формируется в каждом дне настоящего; заставляет быть открытым для новаций и перемен, проявлять готовность к позитивной предприимчивости, реализовывать ее в условиях разнообразных моделей и концепций современного школьного образования. Музыкальное образование, получаемое в рамках музыкально-педагогических факультетов, подтверждает необходимость обновления традиционного обучения, которое в первую очередь прививало музыкально-исполнительские навыки и достаточно скромно приобщало студентов к предметам, связанным с освоением информационных технологий. Обстоятельства их стремительного внедрения во все сферы деятельности человека в наши дни требуют как раз обратного. Если раньше эти знания давались в небольшом объеме, то сейчас они являются одними из самых необходимых для работы в школе и должны составлять стержень профессиограммы учителя музыки. Поэтому они как и специальные должны быть органически включены в основу образовательной подготовки специалиста и осуществлять взаимодействие дисциплин различных блоков.

Вместе с тем, анализируя подготовку школьных учителей музыки в целом, можно, к сожалению, утверждать, что процесс внедрения НИКТ здесь протекает еще весьма стихийно. Одной из основных причин является отсутствие единой методологии использования НИКТ в системе профессиональной подготовки специалистов, что порождает массу проблем, начиная от создания инфраструктуры информатизации вуза и заканчивая использованием имеющихся педагогических программных продуктов в учебном процессе. Для эффективного управления процессом обучения при участии НИКТ необходимо создать адаптивную модель действий педагога, реальным образом учитывающую цели, методы, результаты обучения и решающую две основные задачи: диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачу управления его познавательной деятельности. Суть первой заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых, второй - в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

Недостатки в системе подготовки учителей музыки зачастую обусловлены технологически слабореа-лизованными связями компонентов подготовки музыкантов. Теоретические, практические и специальные дисциплины должны быть прочно увязаны не только с блоком психолого-педагогических дисциплин, но и с теми, которые представляют информационно-коммуникативные системы, которые несут знания об ис-

пользовании современных технологий и медиаобра-зования в школе. В настоящее время основной задачей обучения учителей музыки на музыкально -педагогическом факультете является активизация их интеллектуального потенциала и творческой энергии, углубление психолого-педагогических и специальных знаний, что предполагает фундаментализацию музыкального образования и актуализацию профессиональных знаний, умений и навыков сквозь призму психолого-педагогических информологических дисциплин. Появляется альтернатива дисциплинарной дифференциации процесса обучения за счет обращения к широким образовательным средам, которыми являются психология, педагогические технологии и информационно-коммуникативные системы.

Музыкально -педагогические факультеты педагогических вузов России осуществляют подготовку музыкантов, которые используют компьютерную технику как в учебном процессе (в курсах истории музыки, теории музыки, гармонии, хороведении, этики и эстетики, культурологии, мировой художественной культуры), так и вне его. Специальное компьютерное оборудование используется для занятий по специализациям «Аранжировка на персональном компьютере и синтезаторе» и «Организация музыкального досуга молодежи». Для активизации информационной подготовки будущих учителей музыки, были введены такие дисциплины, как «Компьютерная обработка музыкальной информации», «Компьютерные технологии в музыке», и разработан спецкурс «Компьютер и музыка», которые преподаются на музыкальном факультете ТГПИ для студентов 3-4-го курсов. К моменту изучения этих дисциплин студенты уже имеют начальный уровень компьютерной подготовки, а также технически хорошо оснащены для игры на традиционных и электронных музыкальных инструментах. В течение двух предыдущих лет в рамках дисциплины «Информатика» студенты изучили и хорошо освоили аппаратные средства персонального компьютера и программное обеспечение универсального характера.

Учебные занятия по теме «Компьютер и музыка» в ТГПИ проводятся на базе лаборатории музыкально-компьютерных технологий, созданной в 1992 г. в структуре информационно-вычислительного центра ТГПИ не только для организации учебных занятий со студентами музыкальных специализаций, но и для производственных целей. Так, в лаборатории набираются и редактируются нотные тексты, осуществляются компьютерная верстка внутривузовских изданий, содержащих нотные тексты, аранжировка музыки и создание электронных композиций; готовятся фонограммы для звукового оформления различных мероприятий, создается фонотека на СБЯОМ, организуется прослушивание музыки, проводятся работы по переносу акустической информации со старого фонда виниловых пластинок на СБЯОМ и многое другое, что определяется потребностями в музыкально-компьютерных технологиях.

В рамках рассмотрения вопроса о применении компьютерных технологий в музыковедении, музыкальной педагогике и мультимедийных возможностях компьютера студенты получают информацию об использовании компьютеров в проведении статистического и гармонического анализов, моделировании

произведений, анализе фольклорных памятников с помощью звуковых редакторов, реставрации уникальных экспедиционных магнитофонных записей и переводе их в цифровые записи на компакт-дисках. Знакомятся с обучающими компьютерными технологиями как особой среды обучения, возникающей в результате взаимодействия педагога, компьютера и ученика. Складывающиеся здесь отношения образуют систему «педагог - компьютер - ученик», а характер этих отношений определяется программным продуктом и формой его включения в учебную деятельность. Поскольку именно это является детерминирующим фактором образования и функционирования среды обучения, в центре теоретического рассмотрения находятся компьютерные программы и их дидактические свойства. К ним относятся Pianist for Windows, Jazz Guitarist for Windows, Band-in-a-Box, музыкальное программное обеспечение фирмы «Никита». Проводится лабораторная работа по использованию мультимедийных программных продуктов из фонотеки лаборатории музыкально-компьютерных технологий.

При рассмотрении проблемы аппаратного обеспечения музыкально-компьютерной студии студенты знакомятся с аппаратными средствами музыкально-компьютерных студий лаборатории. Они получают информацию общего характера о составе, назначении и технических характеристиках устройств, рассматривают схемы коммутации музыкально-компьютерной студии с помощью микшера, способы подключения к звуковой карте автономного синтезатора, знакомятся со схемой простой любительской студии с использованием MIDI-клавиатуры. Выполняется практическая работа по записи музыкальных произведений с компакт-диска на аудиокассету. Осуществляется монтаж записей на аудиокассете и перезапись с целью тиражирования. Данный вид работ сейчас получил широкое распространение и входит в перечень платных услуг многих нотно-музыкальных отделов.

В рамках комплекса вопросов об аранжировке музыки студенты знакомятся с содержанием секвенсорных или MIDI-технологий. Получают информацию общего характера о наиболее популярных в России программных секвенсорах двух фирм: «Steinberg Software und Hardware» (семейство секвенсоров Cubase) и «Twelve Tone Systems» (семейство секвенсоров Cakewalk). Именно с их помощью создаются аранжировки: пишутся отдельные партии, назначаются тембры инструментов, выстраиваются уровни и балансы каналов (треков), вводятся тонкие нюансы, музыкальные штрихи (акценты громкости, временное смещение, отклонение от настройки, модуляция и др.). Рассмат-

Одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социаль-

ривается программное обеспечение, ориентированное на аудиотехнологии записи музыки.

Результатом проведения занятий по теме «Компьютер и музыка» на базе лаборатории музыкально-компьютерных технологий музыкально-педагогического факультета ТГПИ являются полученные студентами знания и навыки, которые найдут свое достойное применение в будущей практической деятельности. Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютерная техника, применяемая в рамках НИКТ, позволяет увеличить творческий потенциал студентов, целенаправленно развивать их мыслительную деятельность. Главным результатом применения мультимедийных технологий стал рост интереса студентов к предметам музыкального цикла, готовность сообразовывать, а если возникнет необходимость, то и адаптировать или изменять свою деятельность в связи с развитием педагогической науки, с ее передовыми достижениями. Важным для них явился поиск наиболее продуктивных путей воспитания и обучения детей. Он в значительной степени облегчается, если педагог обнаруживает активную потребность в непрерывном самообразовании. Здесь он найдет оригинальные подходы и нестандартные решения педагогических задач, сможет научиться выполнять их в рамках активной творческой атмосферы. Благодатную почву для этого дают уроки музыки. Вместе с тем характерный для них творческий подход должен сложиться уже в студенческие годы, и его начало определяется выработкой отношения к учебе. Необходимыми факторами здесь являются изменение позиции студента к образовательному процессу, а также совершенствование технологии обучения в вузе.

Литература

1. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры. М., 1997.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. М., 2000.

4. Красильников И.М. Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы взаимодействия // Искусство и образование. 1999. № 4.

5. Матросов В.Л., Жданов С.А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 1-2.

6. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. Москва; Волгоград, 2002.

г.

ной и экономической сферах жизни нашего общества, является усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров качественно нового уровня.

Таганрогский государственный педагогический университет 28 октября 2005

© 2006 г. А.В. Шумакова

НЕПРЕРЫВНАЯ СТУПЕНЧАТО-УРОВНЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.