образования в различных сферах и странах Европы. На ENQA возложена ответственность за реализацию положений Болонского процесса.
Создана (29 октября 2004 г.) Евразийская сеть обеспечения качества образования (ЕСОКО) - Eurazian Qualiti Assurance Network (EAQAN) (http:// www.eagan.org), представляющая сеть организаций (органов), осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном или региональном уровнях в странах СНГ и Балтии. Она функционирует совместно с INQAAHE, ENQA, СЕЕ Network и другими организациями.
Проведение Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки различных конференций по актуальным проблемам в области качества.
Но обеспечение качества высшего образования нельзя сводить только к механизмам контроля. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством: создание условий, благоприятных как для преподавателя, так и для обучающихся; постоянный мониторинг промежуточных результатов. Это приведет к приобретению обучающимся заданного множества знаний, умений, навыков.
Также необходимо сочетать внутренний и внешний контроль качества образования ( самообследование вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций); различать качество образовательной программы, качество реализации программы в данном вузе (по оценке материалов репрезентативной выборки выпускников) и, наконец, качество индивидуальной подготовки каждого выпускника.
Литература
1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ.
2. Селезнева Н.А. Системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) как главные объекты комплексного исследования и модернизации // Материалы XIV Всероссийского совещания «Проблемы качества образования». М.; Уфа, 2004.
3. Документы Болонского процесса // http://bologna.spbu.ru/question1 .php
4. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации (к заседанию коллегии Минобр-науки России 16 декабря 2004 г.) // http://www.newseducation.Ru/misc/modern/ document/20050505- 9.shtm
Ростовский военный институт ракетных войск 10 ноября 2005 г.
© 2005 г. И.И. Топилина
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ
Подготовка учителей-гуманитариев, тесно связанная в настоящее время с процессом информатизации образования, выявляет серьезное воздействие
новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ) на развитие студентов не только в плане освоения правил поведения в информационном обществе, но в большей степени в связи с формированием их информационной компетентности.
Информационная среда современного общества создает принципиально новую ситуацию в сфере передачи культурного опыта молодому поколению. Многократно возросшие возможности сохранения, переработки и использования информации порождают лавинообразное расширение разнонаправленных информационных потоков, технологизацию многих сторон жизни человека, внедрение виртуальных компьютерных миров в мировосприятие и сознание подрастающего поколения [1]. Современная коммуникация - это довольно жесткий поединок, в котором начинает формироваться «несвобода» тех коммуникантов, чей уровень общей культуры недостаточно высок. Они легко теряют собственную систему ценностных ориента-ций, становятся все более предсказуемыми и управляемыми СМИ. «Путь к свободе» в такой ситуации лежит в способах образования, обеспечивающих духовную культуру личности и, соответственно, сохранность психики подрастающих поколений. Поэтому перед педагогикой остро встала проблема подготовки личности к самоопределению в информационном пространстве эпохи: выработке у неё самостоятельности, автономности и ответственности мышления, развитию навыков обеспечения информационной самозащиты личности [2].
Все это связано с необходимостью повышать творческий потенциал будущих учителей, формировать навыки решения учебных и практических задач, развивать способности, прогнозировать результаты принятых решений на основе моделирования изучаемых явлений и процессов, выяснения взаимосвязей между ними. В процессе обучения важно помочь будущему специалисту построить свою индивидуальную стратегию образования с учетом его способностей и мотивационно-ценностной сферы личности.
Использование информационно-технологических достижений человечества последних десятилетий, а также усиленное внимание к внутреннему потенциалу человека и его опыту делают необходимым переход к социально-, информативно- и культурно-ориентированной модели гуманитарного образования [3]. Следовательно, одной из важных основ продуктивного развития профессиональной культуры является высокая степень информационной подготовленности педагога. При таком подходе уровень развития информационной составляющей профессиональной культуры педагога может рассматриваться как предпосылка творческой самореализации личности в профессии, отраженная в разнообразных видах педагогической деятельности, направленных на освоение, воспроизводство, создание и передачу педагогических ценностей и технологий.
Информационная культура предполагает определенную степень совершенства человека и общества, которая проявляется в процессе их разнообразного взаимодействия с информацией: ее получения, накопления, хране-
ния, переработки, и созидания на этой основе качественно новой информации, ее передачи и практического использования [4]. В системной характеристике человека информационная культура представляет собой составную часть культуры личности, позволяющую ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией, а также включающей в себя понимание природы информационных процессов и отношений, грамотность и компетентность участия в них [5].
Преподаватель гуманитарных дисциплин должен обладать и информационной культурой, предполагающей компетентность знаний, и глубоким пониманием гуманистически ориентированной информационно-смысловой сферы развития общества и человека, выраженной в стремлениях, интересах, мировоззрении, ценностных ориентациях людей. Он должен иметь развитую информационную рефлексию, подкрепленную позитивным взглядом на мир, активной жизненной позицией и способностью к творчеству.
Концепции образования развитых капиталистических стран, имеющих значительный опыт компьютеризации обучения, обосновывают внедрение компьютеров целью накопления знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в условиях индустриального производства. Вместе с тем, отечественные исследователи пришли к выводу о том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему [6]. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, проектировать принципиально иную технологию обучения, в которую компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство [7], тем более, что в нашей стране общество находится на этапе перехода к информационным технологиям производства и старая концепция образования уже не соответствует его требованиям.
Дидактические свойства НИКТ обусловливают особенности их функционирования. Так, в образовательном процессе функции НИКТ, наряду с техническими вопросами, нацелены на решение педагогических проблем. Они взаимосвязаны, так как без конкретных технических решений невозможно обеспечить решение на современном уровне педагогических проблем, при ином варианте, достойные технические решения могут быть невостребованными или же заполненными недостаточно качественной в методическом плане информацией. Поэтому одной из основных функций НИКТ в образовательном процессе является целенаправленное создание не просто информационной, а именно образовательной среды. Среди дидактических функций, которые выполняют НИКТ, в образовательном процессе могут быть названы следующие:
- исследовательская - на основе форм и методов самостоятельной познавательной и практической, творческой деятельности;
- консультационная, опирающаяся на информацию, заложенную научно-методическими центрами кафедр и подразделений учебного заведения;
- повышения квалификации и дистанционного обучения;
- интеграции и обмена информацией, идеями, планами, проектами и др.;
- коммуникативная, формирующая навыки партнерского взаимодействия, культуры общения при поиске и запросе информации.
Компьютеризация обучения не означает простой добавки нового средства в уже сложившийся учебный процесс. Она должна обеспечить педагогические условия обучения, такие как:
- максимальную индивидуализацию и направленность обучения;
- экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки профессиональных кадров, наличием безотходных технологий обучения;
- корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, это позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе индивидуальной образовательной траектории .
Одновременно, в целях активизации учебно-познаваемой деятельности использование НИКТ должно носить комплексный характер. Нередко это связывают с возможностью одновременного воздействия на органы чувств (каналы восприятия) обучаемого, например зрение, слух и др. Однако, даже одиночное применение ЭВМ в сочетании со словами преподавателя оказывает воздействие одновременно и на слух, и на зрение, и на осязание обучаемого. Комплексное использование компьютерных средств обучения (КомСО) состоит не только в совместном использовании различных средств обучения, позволяющем решать новые дидактические задачи, порознь не решаемые ни одним из средств комплекса. Но и, прежде всего, в превращении материала, поданного с их помощью, в неотъемлемую часть занятия как единого целого, где весь наглядный и звуковой материал становится необходимым сопровождением, на фоне которого развертывается содержание. В этом случае средства применяются комплексно, т.е. взаимно дополняют друг друга и сочетаются с традиционными наглядными пособиями в соответствии с общим дидактическим замыслом занятия. Происходит не просто объединение нескольких компьютерных и информационных средств обучения с целью получения новых дидактических возможностей, а скорее формируется полноценный комплект этих средств, методического оснащения, предназначенных для решения дидактических задач достижения более высокого уровня обученности студентов.
Комплексное применение различного вида КомСО в рамках НИКТ требует прежде всего обоснования целесообразности их привлечения. Основными сферами их использования являются:
- демонстрация труднодоступных для непосредственного наблюдения процессов и явлений с помощью математических и физических моделей;
- исследование объектов, процессов и явлений в ходе практических занятий;
- решение задач проектирования;
- формирование необходимых навыков и умений;
- привлечение в ходе занятий игровых форм;
- самостоятельная работа студентов с целью изучения учебного материала и самоконтроля полученных знаний и др.
В зависимости от конкретных дидактических задач, решаемых с использованием НИКТ, могут быть эффективно задействованными все перечисленные сферы использования КомСО или их сочетание. В тоже время необходимо сознавать, что комплексное их применение может исполнить свою роль в формировании творческой личности только в том случае, если оно будет естественной составной частью всего учебного процесса. Их применение (фрагментарное, эпизодическое или не связанное единым замыслом) не только не даст необходимого эффекта, но и может привести к обратному результату.
Необходимо остановиться и на проблеме целесообразного соединения традиционных форм обучения с компьютерными и построения на этой основе эффективной дидактической системы. В этих условиях у студентов важно создать адекватные психологические установки, позволяющие при работе с КомСО избежать конфликта в содержании и организации различных форм обучения, найти оптимальные виды их применения [8].
Использование НИКТ в работе со студентами гуманитарного профиля свидетельствует о возможности использования КомСО практически во всех традиционных формах организации обучения с различными весовыми соотношениями между традиционным и компьютерным их видами. К организационным формам обучения, которые успешно используются необходимо отнести лекцию, семинар, курсовые, дипломные, научно-исследовательские и лабораторные работы, все виды самостоятельного обучения (аудиторного и внеаудиторного), а также занятия в режиме «тренажер». В рамках приме -нения НИКТ в образовательной подготовке специалистов гуманитарного профиля также могут быть использованы и компьютеризированные учебники, состоящие из двух дидактически взаимосвязанных частей - текстовой и компьютерной.
После проведения лекционных занятий с использованием динамических и статических кадров компьютерной части учебника, согласно данной модели, предлагается организовывать и проводить самостоятельную подготовку студентов под руководством преподавателя с применением всего набора модулей его компьютерной и текстовой частей. Закрепление материала предлагается проводить на семинарских, практических или лабораторных занятиях, используя при этом, в зависимости от решаемых дидактических задач, требуемые КомСО (например, компьютерные лабораторные практикумы, функциональные компьютерные тренажеры или компьютерные задачники и т. п.). Для подготовки к групповым видам учебных занятий студентам рекомендуется во внеурочное время самостоятельно работать с учебником, предварительно получив его на кафедре. Комплексность, вместе с тем, находится в прямой зависимости от того, какие дидактические
цели поставлены преподавателем, владение им материалом, какова сама логика использования НИКТ.
Вместе с тем, проблема комплексного использования КомСО при НИКТ не сводится только к технической стороне обучения, хотя их применение предполагает достаточно высокий уровень оснащения учебных помещений и рабочих мест обучаемых компьютерной техникой и сопутствующими ей аксессуарами. Не менее важной оказывается содержательная сторона. Именно она связывает в органическое единство средства и содержание информационно-дидактических материалов и логику занятия. При этом содержание данных материалов, их форм и методов подачи, должны побуждать к про-блемно-деятельностному решению поставленной дидактической задачи
Исходя из изложенного, под комплексным применением КомСО в рамках НИКТ предлагается понимать направленную на решение целостной дидактической задачи систему планомерных педагогических воздействий на студентов. Они осуществляются преподавателем благодаря использованию специального взаимообусловленного сочетания компьютерных и информационных средств на протяжении всего процесса обучения, которые обеспечивают оптимальное достижение поставленных учебных целей. Это связано с тем, что существенная роль принадлежит психологической стороне использования КомСО. Воздействие на зрительный, слуховой, тактильный и иные каналы восприятия помогают формировать у студентов целостное отражение изучаемого объекта, явления или процесса. Они должны иметь вид целенаправленного воздействия и интенсифицировать познавательный процесс. Именно такой подход способен объединить все его стороны, при определяющей роли преподавателя как организатора активной учебно-познавательной деятельности студентов.
Дидактические возможности использования НИКТ направлены на усиление принципов организации педагогического процесса, механизмов осуществления обратной связи, контроля знаний студентов. Они помогают оптимизировать учебный процесс, повысить мотивацию к учебе, сократить время обучения и как результат способствуют созданию оптимально организованной информационно-образовательной среды, которая возникает благодаря реализации в образовательной практике новых педагогических технологий и методов, а также решают в том числе проблему дифференциации и индивидуализации обучения студентов.
Благодаря информационным технологиям в образовательном процессе эффективно реализуются такие дидактические принципы, как: научность, доступность, наглядность, сознательность, активность студентов, индивидуальный подход. В качестве исходных положений дидактические принципы определяют основы отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения, его базовые закономерности и отражают особенности организации преподавания с учетом психологии студентов.
Использование НИКТ в учебном процессе опирается на концепцию зна-ково-контекстного (контекстного) обучения. Она позволяет осознанно, а не
эмпирически отбирать его содержание, в соответствии с поставленными целями, и в зависимости от целей и содержания - выбирать, конструировать конкретную технологию обучения, в том числе с использованием компьютерной техники. Системно-контекстное развертывание содержания предмета определяет логику, которая связывает все программы для решения поставленных задач. Усваивая логику такого развертывания и возможности его перевода на язык программирования, студент изучает этот язык в ходе овладения учебным предметом.
Компьютер также может дать огромные возможности как средство моделирования ситуаций в разного рода игровых обучающих процедурах и обработки данных, используемых участниками игры при принятии решений, при проведении НИРС, написании рефератов, курсового и дипломного проектирования и т. п.
В тоже время использование НИКТ в учебном процессе по сей день показывает, что большинство программных продуктов создаются специалистами в области информатики, а не образования, и потому методическое сопровождение учебных дисциплин оставляет желать лучшего. Без помощи опытного преподавателя они остаются предметами пассивного обучения, хотя и оснащенными справочными пособиями с прекрасными возможностями предъявления информации.
И все же мультимедиа - это мир совершенно новых возможностей. Так, при реализации обучения с помощью НИКТ находят свое разрешение недостатки, присутствующие в недрах традиционного, связанного с такой системой организации учебного процесса, когда на одного преподавателя приходилась группа студентов. С точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью это порождало:
- необходимость преподавателя одинаково управлять качественно разными объектами управления, ориентироваться на усредненного обучаемого, а не на конкретного человека в данной аудитории;
- нарушение обратной связи об усвоении учебной информации, которая поступает не постоянно, а время от времени, с опозданием и в недостаточном объеме, при проведении зачетов, экзаменов, контрольных работ. В связи с чем, преподаватель не знает степень усвоения материала обучаемыми в каждый момент времени и поэтому не может оперативно корректировать свои педагогические воздействия;
- ограничение свободы преподавателя в вопросе использования каналов прямой и обратной связи в момент его работы в учебной аудитории с несколькими десятками студентов. Он может уделить внимание одним обучаемым лишь за счет других;
- трудность для преподавателя в момент лекции или группового практического занятия держать студентов в состоянии активной познавательной деятельности. А в связи с тем, что обучение - двухсторонний процесс, и, если в нем одна сторона пассивна, то и эффективность обучения значительно снижается.
Применение компьютера как обучающего средства позволяет в значительной степени устранить названные недостатки. Обладая яркостью и доходчивостью, разнообразием представляемой информации, структурной мобильностью, информационные технологии становятся хорошим помощником для преподавателя.
Знания, полученные студентами с помощью НИКТ, наряду с серьезным освоением комплекса психолого-педагогических и информационно-технологических умений и навыков, вырабатывают высокую культуру убеждений, переживаний, влияний, проявляющихся по отношению к себе самому и к ученикам. Эти знания обусловливают активную жизненную позицию, побуждающую будущих молодых учителей к творчеству, к дальнейшей выработке новой информации, а также свидетельствуют о необходимо высокой степени профессионализма и внутренней гармонизации личности учителя-гуманитария.
Литература
1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации. Проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты: Тр. по социологии образования. Т. V. Вып. VI. М., 2000.
2. Локтюшина Е.А. Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах: Тезаурус. Волгоград, 1999.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.
4. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. № 7.
5. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. М.; Волгоград, 2002.
6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге нового тысячелетия. М., 1999.
7. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986.
8. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.
Таганрогский государственный педагогический университет 28 октября 2005 г.