УДК 371.01
Мещерякова Ирина Николаевна
Аспирант кафедры общей педагогики и истории педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, MIN-1977@yandex.ru, Оренбург
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Mesherykova Irina Nikolaevna
Is a post-graduate student, the chair of pedagogies, Orenburg Pedagogical Univercity, MIN-1977@yandex.ru, Orenburg
COMPUTER STUDYING AS ANOTHER SAID A DEVELOPMENT OF STUDENTS COGNITIVE ACTIVITY
Современный процесс информатизации образования ориентирован на внедрение в процесс обучения компьютера и современных компьютерных технологий, то есть технической основы информатизации. Таким образом, в настоящее время, говоря об информатизации процесса обучения, разговор идет о его компьютеризации и внедрении телекоммуникационных технологий. В широком смысле, слово «компьютеризация» означает следующее -это перестройка видов человеческой деятельности, направленная на постоянное и широкое применение компьютеров и методов информатики в данной деятельности [2, с. 824]. Исходя из данного определения, необходимо отметить что в широком смысле компьютеризация охватывает не только техническую основу процесса информатизации, но и технологическую.
Информационному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, опираясь на объективную самооценку с использованием современных технологий, а основой для приобретения студентом таких качеств будет служить его познавательная активность. Познавательной активностью называется интегративное личностное качество, проявляющееся в деятельности и характеризующееся преобразовательным отношением субъекта к объектам окружающего мира и устойчивым интересом к познанию.
Образование с точки зрения динамики является триединым целостным процессом, который характеризуется усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека. Развитие личности обучаемого осуществляется опосредованно в процессе обучения и воспитания. При этом одним из факторов развития познавательной активности обучаемого является компьютеризация обучения.
В современных условиях, когда наряду с традиционными методами в образовании стали широко использоваться принципиально новые, ориентированные на личность обучаемого, а также основанные на использова-
нии компьютера как источника информации и инструмента ее преобразования, необходимо с иных, чем прежде, позиций рассмотреть проблему развития познавательной активности обучаемых. А именно, рассмотреть проблему развития познавательной активности в процессе компьютеризации обучения.
В работах И. В. Роберт, Е. С. Полат, Т. О. Егоровой показано, что электронные средства обучения открывают новые возможности развития личности обучаемых методами, адекватными целям и задачам обучения на современном этапе развития системы образования. Новые подходы к обучению требуют новых методов организации учебно-воспитательного процесса, современных информационно-образовательных сред, новых педагогических технологий, позволяющих повысить интенсивность и эффективность учебного процесса, создающих условия и средства индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Компьютерное обучение есть обучение, построенное на компьютерной технологии обучения. По мнению Г К. Селевко, «компьютерная технология обучения» - это «формализованное описание процесса обучения как информационного процесса на основе применения компьютеров в качестве средств обучения» [6, с. 114], включающее в себя формализованное описание (представление) всей информации, используемой педагогом и обучаемыми в процессе обучения и при подготовке к нему (в том числе информации о результатах обучения), которое представлено педагогическими программными продуктами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Проанализируем компоненты системы компьютерного обучения и связи между ними с позиции проблемы развития познавательной активности студентов в процессе компьютеризации обучения. Основными компонентами системы компьютерного обучения являются: студент, педагог, содержание, принципы, формы и методы обучения, аппаратное обеспечение: компьютер и система мультимедиа, электронные коммуникации (сети), компьютерные программы учебного назначения (программное обеспечение) [6, с. 114-115].
Специфика проблемы развития познавательной активности студентов в процессе компьютеризации обучения приводит нас к общей философско-методологической проблеме «человек - компьютер», которая по существу сводится к установлению взаимоотношений в системах «преподаватель -компьютер», «обучаемый - компьютер», «преподаватель - компьютер -обучаемый», «обучаемый - преподаватель» [1].
В сфере образовательной деятельности компьютер выступает как мощное средство повышения эффективности научного и управленческого труда, своеобразный интеллектуальный усилитель, способствующий объективизации результатов. Компьютер, включенный в структуру познавательной и интеллектуальной деятельности человека активно стимулирует функции
мышления, способствует становлению и росту интеллектуальных способностей человека, его познавательной активности.
Однако компьютер - это только средство, которое само по себе ничего не гарантирует. Эффективность обучения зависит от качества педагогических программных продуктов. В настоящее время с каждым днем появляются все новые и новые программные продукты, носящие название «обучающая программа», но все они различны и по качеству, и по организации данных.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы, развивающее познавательную активность личности в условиях компьютеризации обучения.
Опытно-экспертная работа по развитию познавательной активности студентов в условиях компьютеризации обучения состояло из двух этапов: подготовительного и, непосредственно, самого эксперимента.
На подготовительном этапе на основе анализа изучаемой проблемы был выявлен следующий комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели развития познавательной активности студента в условиях компьютеризации обучения:
- Формирование готовности студентов к использованию компьютерных технологий в учебно-познавательной деятельности.
- Диалогичность общения в системе обучаемый - компьютерные технологии - педагог.
- Познавательная активность в условиях компьютеризации обучения может эффективно развиваться лишь в процессе продуктивной познавательной деятельности, формируемой в условиях проблемной ситуации при работе с компьютерными технологиями.
- Познавательная активность в процессе компьютеризации обучения может эффективно развиваться лишь в процессе реализации процесса интеграции образования на уровне междисциплинарных связей
Кроме того, нами были определены дисциплины, изучение которых определяет основное наполнение содержательно-процессуального компонента познавательной активности личности в условиях компьютеризации обучения, это: «Программирование», «Программное обеспечение ЭВМ», «Информационные и компьютерные технологии в образовании», «Компьютерные сети и мультимедиа технологии», «Практикум по решению задач на ЭВМ».
Метод анкетирования на подготовительном этапе стал ведущим, так как он способствовал накоплению массового эмпирического материала, представлению об уровнях развития познавательной активности студентов в процессе компьютеризации обучения.
Качественный анализ позволил нам увидеть сущность изучаемого феномена, количественная обработка данных анкетирования дала возможность установить преобладание тех или иных явлений, тенденций их развития.
Второй этап опытно-экспериментальной работы - это непосредственно сам эксперимент.
Суть проведения эксперимента в нашем исследовании заключалась в организации учебно-познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они овладели конкретными приемами и методами развивающими познавательную активность личности в процессе компьютеризации обучения.
На начало формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах нами были установлены результаты, представленные на рис. 1 .
45.0
40.0
35.0
30.0 *25,0 ° 20,0
15.0
10.0 5,0 0,0
Н16Д
15,5
39,5
42,3
29,0
34^
15,4
|40Г
низкии допустимым достаточный оптимальным
□ К гр констат.эксп
■ Э гр констат. эксп.
Рис. 1. Уровень познавательной активности студентов (на начало формирующего эксперимента)
Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что уровень познавательной активности в условиях компьютеризации у студентов как контрольной, так и экспериментальной групп - достаточно низкий.
Результаты подготовительного этапа и констатирующего эксперимента подтвердили, что процесс развития познавательной активности студентов в условиях компьютеризации обучения - сложный, противоречивый и в то же время - закономерный процесс самодвижения личности, который целесообразно организовать поэтапно.
Формирующая часть исследования состояла из следующих этапов:
1. Этап становления - теоретическая подготовка студентов и педагогов в рамках категориально-понятийного поля проблемы развития познавательной активности студентов в процессе компьютеризации обучения (проведение спецкурса).
2. Этап развития - апробация педагогических условий, способствующих эффективному развитию познавательной активности студентов в условиях компьютеризации обучения (проведение практикума).
3. Этап совершенствования - апробация модернизированных способов и форм организации педагогического процесса.
Каждый из этапов включал: целеполагание, содержание деятельности, способы, результат и оценку результата.
На этапе становления, проводились беседы, выступления на заседаниях кафедры, выступления на конференциях и педсоветах. Кроме того, автором исследования, проводился семинар - практикум для педагогов колледжа с целью развития у последних знаний и умений применения компьютерных технологий в образовательном процессе.
На первых занятиях спецкурса со студентами были определены, а в последующем конкретизированы и разъяснены цель и задачи обучения в спецкурсе. Разрабатывая данный спецкурс, мы ставили следующие задачи: создать условия для расширения кругозора студентов, интегрировать знания о познавательной активности личности в условиях компьютеризации обучения в единую систему. Стратегической целью данного курса являлось развитие активности будущего педагога в реализации собственной познавательной деятельности с использованием компьютерных технологий как сложного интегративного образования в единстве его компонентов (мотивационного, содержательно-процессуального, эмоционально-волевого). Реализация данной цели была достигнута через:
- активизацию знаний студентов по проблемам компьютеризации обучения;
- ознакомление с современными подходами к анализу проблем и разработке методических основ организации активной познавательной деятельности с применением компьютерных технологий;
- усвоение необходимого объёма информационных и психолого-педаго-гических знаний, умений и навыков.
В ходе проведения спецкурса нами использовались различные формы проведения занятий - круглый стол, деловые игры и др. Студенты обучались по специальной программе, предусматривающей теоретическую и практическую деятельности.
На этапе развития, то есть в ходе апробации педагогических условий мы придерживались идеи комплексной реализации выявленных условий, так как каждое в отдельности не приносит такого эффекта как комплекс.
При формировании готовности студентов к использованию компьютерных технологий в учебно-познавательной деятельности (первое условие), прежде всего очень важно определить внутренние потребности обучаемых на основе изучения структуры мотивов, которыми руководствуются студенты, принимая или отвергая использование предлагаемых педагогом технологий.
Следующий шаг - формирование мотивации к применению компьютерных технологий, показывая студентам, что применение данных технологий наряду с решением задач учебно-воспитательного процесса позволяет в той или иной степени удовлетворить его внутренние потребности. Главная особенность этого шага в использовании так называемых открытых заданий, фиксирующих только структуру их решения или отдельные элементы.
Одна из форм формирования готовности студентов к использованию компьютерных технологий в учебно-познавательной деятельности - компьютерные курсы, на которых студенты осваивали основы компьютерной грамотности. Следует отметить, что компьютерные курсы проводились в колледже и до проведения эксперимента, однако, в отрыве от остальных условий развития познавательной активности личности в условиях компьютеризации обучения, данные курсы дают компьютерную грамотность, но не развивают в полной мере познавательную активность.
Объяснение - данного факта состоит в том, что занятия на курсах строились согласно концепции традиционного обучения, в то время как занятия в экспериментальных группах были построены на основе диалогичности обучения в системе педагог - компьютер - студент (второе условие), применения системы проблемных ситуаций, разрешаемых с помощью компьютерных технологий и реализации процесса интеграции образования на уровне междисциплинарных связей.
Для реализации этих условий в экспериментальной группе создавались различные проблемные ситуации на занятиях дисциплин области информатики и компьютерных технологий. Содержание ситуаций - из различных предметных областей, рассматривается нами как способ реализации междисциплинарных связей (соблюдение четвертого условия из комплекса). Также организовывались интегративные формы обучения (урок, семинар, практикум, совмещающие в себе формы различных учебных дисциплин, таких как математика, русский язык, география и т. д.).
В ходе реализации третьего условия нами была использована следующая система проблемных ситуаций: 1) ситуации выбора; 2) поисковые ситуации; 3) ситуации решения открытых заданий; 4) ситуации принятия решения.
На этапе совершенствования происходило развитие мотивационного, содержательно-процессуального и эмоционально-волевого компонентов познавательной активности студентов в условиях компьютеризации обучения в рамках творческих лабораторий «Компьютерная графика», «В мире информационных технологий: компьютерное обучение» в ходе осуществления проектной деятельности на базе компьютерных технологий, а так же на занятиях дисциплин области информатики и компьютерных технологий.
Динамика изменения исследуемого среднего показателя развития познавательной активности студентов в процессе опытно-экспериментальной работы представлен на рис. 2; 3; 4.
Динамика изменений среднего показателя для
60,0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
□ начало ФЭ □ окончание ФЭ
экспериментальной группы
48,7
-4ГГ
16,2
2,7
ТГ
27,0
10,8
допустимый достаточный оптимальный
Рис. 2. Динамика изменений среднего показателя для экспериментальной группы
Динамика изменений среднего показателя для контрольной группы
60,0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
низкий допустимый достаточный оптимальный
40,0 $29-
40,0
-157
8,6
28,6
15,7 18,5
-
□ начало ФЭ
■ окончание ФЭ
Рис. 3. Динамика изменений среднего показателя для контрольной группы
____________среза__________среза_________
-♦-КГ -И-ЭГ
Рис. 4. Динамика темпа роста среднего показателя
Данные рис. 2; 3; 4. показывают наличие положительного темпа роста для каждой группы, так как каждое значение > 1. Но динамика темпа роста для
контрольной группы показывает уменьшение темпа роста среднего показателя познавательной активности студентов.
В то время как в экспериментальной группе наблюдается стабильный рост среднего показателя познавательной активности студентов в условиях компьютеризации обучения, что говорит об эффективности предложенного комплекса педагогических условий в плане развития познавательной активности студентов, реализуемой на базе компьютерных технологий.
Возможности компьютерного обучения позволяют успешно развивать личностные качества обучаемых, в том числе их познавательную активность, избегая негативных последствий, связанных со свертыванием общения, с переходом к автономной учебной деятельности. Условиями этого выступают специальная организация дидактической системы и целенаправленная подготовка обучаемых к новым видам деятельности в компьютерной среде, в том числе и познавательной.
Библиографический список
1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / под ред. Б. С. Гершунского. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
2. Ващекин, Н. П. Информационная деятельность и мировоззрение. [Текст] / Н. П. Ващекин, Ю. Ф. Абрамов. - Иркутск, 1990. - 58 с.
3. Егорова, Т. О. Тенденции развития системы компьютеризации обучения в общеобразовательной школе [Текст]: автореф.. .канд. пед. наук: 13.00.01. / Т. О. Егорова. - Н.-Новгород, 1997.
4. Петров, А. В. Компьютерное образование: Методология, теория, практика: монография [Текст] / А. В. Петров / под ред.проф. А. В. Петрова. - Волгоград: Перемена, 2002. - 238 с.
5. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: «Школа-Пресс», 1994. - 205 с.
6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. - М. 2000. - 250 с.
7. Толковый словарь по информатике [Текст] / В. И. Першиков,
B. М. Савинков, - М.: «Финансы и статистика», - 1991. - 540 с.
8. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин, Е. А. Похомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 264-275.
9. Шипулин. Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин,
C. А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 275-281.
10. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий [Текст] / К. Н. Босикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. -С. 333-339.
11. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-214.
12. Арзуханова, С. А. Игровые технологии как средство формирования профессиональной компетентности специалистов экономической сферы в образовательном пространстве вуза [Текст] / С. А. Арзуханова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 288-295.