различных учебных занятий; комплексное использование НИКТ в учебном процессе вуза; наличие информационной базы вуза и технической лаборатории для корректировки программ; наличие технологий отбора информационно-коммуникативных форм работы в содержание, преподаваемой учебной дисциплины; возможность самостоятельной работы студентов с информационными базами и технологическая поддержка данного процесса.
4. Специальные навыки и умения: умение применить в необходимых формах учебной деятельности правильные виды информационных средств, аргументировать и обосновать данный выбор; умение определить для конкретной НИКТ содержание учебного материала (тема, раздел) и оптимальный состав компьютерных средств, структуру их взаимодействия в ходе использования; навык выбора оптимальных форм учебных занятий при использовании НИКТ; умение разработать информационно-дидактический материал, алгоритм для создания прикладных программных продуктов и составить методическое пояснение к ним; развитый навык работы с коммуникативными средствами и их программным обеспечением; умение рефлексивной, оценочной и аналитической деятельности по итогам проведенных учебных занятий с использованием НИКТ.
Общедидактическая структура подготовки будущих учителей формирует у них систему знаний, умений и навыков по применению НИКТ, а специальные дидактические знания закрепляют, конкретизируют и переносят сформированные умения в иные практические условия их реализации. Содержание программ вузовской подготовки бакалавров создает основу для постоянного самосовершенствования, инновационной, творческой деятельности и исследовательского поиска, как форм становления в профессии педагога. Полученные в вузе знания по применению НИКТ закрепляются в ходе проведения практик в школе, самостоятельной работы с информационными блоками по предметам, проектных исследований и написания дипломной работы. Тем самым подготовка бакалавров - будущих педагогов получает свою логическую завершенность.
Гуманитарное образование в наши дни находится на пути совершенствования методов работы с многообразным информационным материалом. Предъявляются новые требования к его изложению, системному отбору, хранению, фактологическому наполнению, которое должно быть и достоверными, и в наименьшей степени подвластным конъюнктурным соображениям. Все это обостряет необходимость научно обоснованного обновления отечественного гуманитарного образования, четкой формулировки его целей, параметров подхода к качеству информационного наполнения цикла гуманитарных дисциплин, высокого уровня профессионально-педагогической и информационной культуры школьных специалистов гуманитарного профиля.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев Э.М. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Образование - основной фактор развития человека и общества: Мат-лы второй всероссийской науч. - практич. конф. Волгодонск, 13-14 апреля 2000 г. - Волгодонск, 2000. - 248 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2001. - 352 с.
3. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Педагогическая информатика. - 2008. -№ 2. - С. 24 - 28.
4. Крюкова О.П., Розова И.Н. О разработке модели педагога новой формации, владеющего новыми информационными технологиями // Пед. информатика. - 2012. - № 1. - С. 48 - 53.
5. Могилев А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 1999. - 48 с.
6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2007. - 240 с.
7. Скосырев Н.Н. Диагностика и развитие информационной культуры педагогов // Информационные технологии в образовании: Первая обл. конф. Ростов н/Д, 9-10 октября 2001 г. - Ростов н/Д., 2001. - 218 с.
Н.В. Топилина
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения насыщенной разнообразными знаниями информационной среды современности и изменения подходов к обучению. Тенденции образования показывают его выход на новый уровень развития. Обновляются образовательные системы и их дидактические основы. Это затрагивает процесс обучения на всех образовательных ступенях.
Ключевые слова: вуз, информационная среда, знания, обучение.
N.V. Topilina
INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT DIDACTIC BASES MODERN EDUCATION
180
Abstract. The article deals with the problem of corrélation of saturated variety of knowledge information Wednesday of modernity and change attitudes to learning. Education trends show its output to a new level of development. Updated educational systems and teaching the basics. It affects the process of learning at all educational levels.
Keywords: University, information, knowledge, training, Wednesday.
Современное состояние проблемы перспектив жизни и развития человеческой цивилизации показывает, что ближайшая перспектива ее развития определяется фактором техногенности. Он сказывается и на специфике образования в наши дни. До начала ХХ века техника практически не использовалась в образовательном процессе. Классическое образование представляло собой передачу опыта от учителя ученику в индивидуальных формах работы, при непосредственном личном взаимодействии. Эта модель актуальна и сегодня, однако приоритет все больше отдается информационным технологиям и исследовательски-проектным формам работы, подразумевающим индивидуальный поиск информации в образовательном пространстве. Техника оперативно доставляет человеку информацию, необходимую для приобретения знаний, но не сами знания. Знаниями обладает только человек, машина - нет, т. к. в ее памяти хранится лишь информация. Поэтому технологизация образования, не обладает дидактическими плюсами: информация трудно сортируется по степени актуальности, трудно структурируется из-за ее огромного объема и трудно воспринимается по своему качеству; она не отсортирована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Поэтому только знания позволяют правильно распорядиться информацией, всеми сведениями и фактами, которые ученик усваивал на протяжении ряда лет. Подлинный смысл образования связан именно с развитием познавательной способности человека. Современные мультимедийные средства показывают, какое большое значение приобретают визуальные и диалоговые взаимодействия человека с компьютером.
В последние два десятилетия исследователей интересуют вопросы влияний социума, жизни в мегаполисе, новых знаний и новых технологий, информационной среды на личность человека. Начиная с XVIII в. знания стали все решительнее влиять на развитие научно-технического процесса человечества. Объем знаний требовал их обработки и обобщения в научные концепции и технологии, модели и теории. Наука пошла по пути активного приращивания информации во всех отраслях. Уже к концу ХХ - началу XXI в. общество устремилось по вектору информационности своего развития и технологизации процессов усвоения информации. За прошедшее столетие объем знаний значительно вырос и составил 1015 - 1016 степени [4]. Оценивая роль и значительность знаний в ХХ веке, можно отметить, что именно они обеспечили темп роста национального дохода государств на планете с 0,1 % в 1000 г. до 0,25 % в 1900 г. и до 0,75% в 2001г. Экстраполируя объем сегодняшних знаний к их показателям в 2025 г., можно получить свидетельства, что современные знания в соотношении с приобретенными в будущий период составят лишь 1 %, причем из-за неравномерности развития областей жизни человечества 95 % знаний будет приходиться на технологические и естественные науки и лишь 5 % - на гуманитарные [4]. Стремительный прирост технологической и «знаниевой» среды стал приобретать глобальные размеры и влиять на развитие всех без исключения стран мира, в развитии которых выделились три вида: постиндустриальный («интеллектуальный», «информационный»), индустриальный и сырьевой (сельскохозяйственный). В промышленно развитых странах стала меняться классовая структура общества, что связано с меняющимся положением человека по отношению к материальному и духовному производству. В результате использования высоко технологичных производственных процессов резко уменьшилось число промышленных рабочих: с 50 % от числа занятого населения в 50-е годы ХХ века, до 20 % - в первое десятилетие ХХ! века, и по прогнозам западных аналитиков - до 5- 10 % к 2030 г. Аналогичная судьба постигла и сельскохозяйственных рабочих. К примеру, в начале ХХ века в США они составляли 50 % от всей рабочей силы, занятой в этом секторе экономики, а сегодня - менее 3 %. Прогнозируется, что через 15 лет их численность сократится еще в два раза [7].
В последние десятилетия рабочий класс западных стран распался на две неравные группы: одна из них - меньшая по численности - состоит из высококвалифицированных рабочих, которые по своему материальному и социальному положению приближаются к среднему классу. Другая, - более многочисленная, - состоит из людей, занятых на непостоянных работах, либо из тех, кто в связи с внедрением высоких технологий, - остаются невостребованными. В тоже время быстро растет «класс людей знания» - высокообразованных «интеллектуальных служащих». Этот новый класс в США, Японии и ряде других развитых стран уже составляет более половины занятого населения [7]. «Интеллектуальные служащие», каждый из них в отдельности - не эксплуататор и не эксплуатируемый, однако вместе они через пенсионные, объединенные фонды и сбережения владеют большей частью средств производства капитала своих стран. Они одновре-
менно могут быть и руководителями, и подчиненными, и зависимыми, и независимыми, т. к. знания, которыми они обладают, дают им возможность свободы передвижения, в их услугах нуждаются практически все предприятия и учреждения. Таким образом, мы являемся свидетелями нового расслоения общества, в основу которого положен уровень знаний и образования, появляется высокообразованная «элита» и малообразованный «низший класс». Если верхушка феодального общества составлялась по принципу сословного происхождения; капиталистического -по уровню материального благосостояния родителей, то в нынешнем, постиндустриальном обществе, - по уровню образования и знаний.
В России, несмотря не недостаточно быстрые темпы экономического роста, также наблюдается рост интеллектуальной элиты - сотен тысяч талантливых молодых людей, вовлечены в сферу информационных технологий. В тоже время растет и «низший класс», который составляют те, кто не востребован в данной экономической ситуации из-за недостаточного уровня образования, а также люди, психологически не готовые к труду в новых условиях. Почти четверть населения страны находится за чертой бедности. По мнению А.М. Новикова [7], системе образования в нашей стране необходимо добиться законодательным путем возрождения полного среднего образования, создать действительно демократические механизмы поступления в вузы, сделать возможным продолжение образования молодежи и взрослых в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях без отрыва от производства. В связи с этим соотношение образования и информационной среды, их скоординированного изменения с целью не просто наращивания потенциала знаний под влиянием современного информационного общества, а выработки качественно новых образовательных технологий, - имеет значение одного из ведущих дидактических принципов современности.
Внимание к принципам обучения и их соотношению с информационной средой требует системного подхода, выявляющего корневую идею, решаемую современной психологией, педагогикой и дидактикой - влияние информационных систем на образование, человека и в целом на жизнь общества. В связи с этим в образовании возникают особые черты дидактических принципов, которые специфичны в условиях современного информационного общества, в котором процесс обучения рассматривается как целостность, развивающаяся в единстве со стремительно изменяющейся информационной средой. Для современного образования она все более становится источником проблем: педагоги вынуждены менять дидактические системы работы и приспосабливать учебные предметы к информационной насыщенности окружающего мира, а также «неот-фильтрованности» больших объемов информации, предстающих перед учащимся. Как результат, - информационная революция меняет не только массу и плотность информации, но и внутренний мир людей, и конкретно, учащихся. Они уже не безропотные, воспринимающие недоступные знания ученики, а субъекты виртуального мира, живущие в пространстве информационного поля Интернета, активные его пользователи, свободно в нем перемещающиеся.
Поэтому образованию нужно не только приспосабливаться, но и выходить на новый уровень развития. И это касается не только образовательных систем и их дидактических принципов, но и самих преподавателей. Ученые индустриально развитых стран говорят, что пришлось бы учитывать изменения внешней среды даже и при менее значительных изменениях, т.к. стало очевидным, что жизнеспособными окажутся в будущем только те организации и системы, которые сумеют адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Причем имеется в виду не только природно-биологическая среда, но и столь же мощно влияющая в наши дни информационная и техногенная среды [3]. Образовательный процесс и его внешняя информационная среда представляют собой ряд взаимосвязанных факторов, сила которых определяется степенью их влияния друг на друга и на сопутствующие им факторы. Внешнюю информационную среду, влияющую на особенности развития образовательных процессов целесообразно подразделить на среду прямого и косвенного воздействия. Число тех факторов, которые заставляют реагировать на себя образовательную систему общества, а также уровень вариативности каждого фактора указывают на сложность внешней информационной среды. Тем самым становится очевидным, сколь трудно образованию в информационном обществе регулировать свое развитие, особенно в тех условиях, когда обнаруживаются влияния сразу нескольких весомых по своему значению факторов, от участия и влияния которых зависит принятие тех или иных решений в области развития и совершенствования образовательного процесса (рис. 1).
Рис. 1. - Информационная среда прямого воздействия
Для того чтобы определить и анализировать возможности реагирования образования на факторы влияний информационной среды, необходимо очертить окружение, которое создает внешнее воздействие на образовательное учреждение. В первую очередь следует выделить силы прямого и косвенного воздействия на образовательное учреждение. Среда прямого информационного воздействия на образовательное учреждение воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на информационные реакции и операции образовательной организации и сами испытывают прямое информационное влияние от состояния и тех операций, которые происходят в образовательном институте того или иного уровня. Среда косвенного воздействия представляет собой систему факторов, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на происходящие в информационном поле образовательного учреждения события, но все-таки, так или иначе, сказываются на этих событиях. Это состояние экономики страны, научно-технический прогресс, социокультурные изменения, политические установки государства. Эта среда, как правило, намного сложнее, чем среда прямого воздействия. К ее основным факторам относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимодействия с местными сообществами (рис. 2).
Состояние экономики
Социально-культурные факторы
Рис. 2. - Информационная среда косвенного воздействия.
Так необходимо отметить определенную подвижность информационной среды. Скорость ее обновлений, изменений не могут оставаться незамеченными и безответными в условиях стремительно изменяющегося человеческого общества. Очевидными оказывается свидетельства, что вокруг некоторых сфер человеческой жизни и деятельности внешняя информационная среда оказывается наиболее подвижной. В середине 70-х годов, к примеру, учеными была обнаружена закономерность, указывающая на то, что скорость изменения параметров технологий, влияний НТР выше в тех секторах экономики и в тех организациях, которые связаны с фармацевтической, химической и электронной промышленностью. Также было подмечено, что даже внутри одной организации разные ее подразделения оказываются погруженными в разные скоростные процессы изменений окружающей информационной среды.
По отношению к сфере образования и образовательных учреждений логично рассматривать вопрос об изменениях информационной среды, необходимой целесообразности привлекаемой в образовательном процессе информации, ее избирательности и достоверности. Значение
183
социальной среды раскрывается через характер породившей ее культуры. Она накладывает свой ощутимый отпечаток на человека, как через формы взаимоотношений людей, так и через духовное состояние народа, стереотипы его восприятия жизни, ее значения и смысла; роли событий прошлого для современного общества, осознания истории своей страны и ее смыслов для настоящего и будущего. В связи с этим обучение студентов-гуманитариев, особенно педагогического профиля, показывает значительное влияние факторов макро- и микросреды. Оттенки ее идейного, духовно-нравственного содержания, культуры отношений людей, живущих и действующих в этой среде, активно сказываются на состоянии профессиональной подготовки школьных учителей. В этом плане важная роль принадлежит мировоззрению личности, которое неразрывно связано с ее самосознанием и культурой. О внутреннем, духовном мире человека, о его возможностях реализовать себя как личность можно судить по культуре самосознания человека. Его суждения весьма актуальны и значимы при рассмотрении динамики развития, а также вопросов, связанных с волеизъявлением и нравственным выбором в жизни. Усвоение нравственных и социальных принципов придает человеку новое качество, которое определяет его многообразные способности к позитивному социальному поведению во всех сферах жизни. Вместе с тем, оно определяет его отношение к самому себе, оказывается предпосылкой превращения индивида в реального носителя культуры труда, общественных и межличностных отношений. Различие исторических эпох и конкретных условий жизни определяет специфику культуры, с позиций которой человек оценивает себя и результаты своей деятельности. Анализируя процесс формирования мировоззрения и складывающихся на этой основе ценностных ориентации студентов в динамике времени, современных социально-экономических условий жизни, в наши дни мы все чаще исходим из личностно-ориентированной концепции базисных, фундаментальных ценностных категорий. И их освоение учащейся молодежью связано с такими безусловными факторами как:
- сохранение преемственности между поколениями и интеллектуальное освоения проблем культуры, образования;
- самовоспитание и развитие, самоопределение личности в получении образования, выборе профессии, принятии ценностных решений: этических, эстетических, социальных, утилитарно-прагматических и выборе системы межличностных отношений.
Теоретические модели нормативного социального прогнозирования показывают влияние социальных и общественных факторов на моделирование ценностей человека, активно проявляющих себя в процессе образования. Здесь задается импульс для интеллектуального освоения проблем культуры, ценностей этических, эстетических, социальных и развития образования, принятия личностью ценностных решений. Разделяя концепцию С.Г. Ананьева, согласно которой ценностные ориентации личности помогают организации личностных свойств, упорядочению внутреннего мира, следует признать, что в общей структуре личности, они играют роль «стратегической линии поведения», функции интегратора «различных форм деятельности человека». Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. В исследованиях психологов, это центр духовного развития личности. Он выступает как целостная совокупность или система сознательных отношений к обществу, группе, учебе, труду, самому себе. Ситуация, которая складывается в образовании, показывает, что, как и вся культура нашей страны, оно переживает в данный момент трудные времена. Остро звучат темы культуры, ее сохранения, трансляции ее достижений от взрослого поколения к молодому поколению. Рост научно-технических достижений человечества, который способствует актуализации рационально-логических областей знания, оказывает довлеющую роль над социокультурными и историко-культурными знаниями. Многократно возрос поток разнообразной информации, и при этом выдвинулась проблема ее понимания и интерпретации.
Начиная с 60-х гг. ХХ в., в рамках проекта «Общественное мнение» (руководитель проекта Т.М. Дридзе) в нашей стране в течение 30 лет проходило изучение особенностей восприятия аудиторией информации, которая предоставлялась СМИ [5]. Определялась степень точности понимания и интерпретации газетных и журнальных статей общественно-политического содержания. Было выяснено, что только 14 % опрошенных воспринимают тексты адекватно. В 90-е гг. серию исследований телепередач провела Т.З. Адамьянц, которая выявила практически аналогичную пропорцию адекватного понимания общественно-политических текстов и информации телепередач [1]. Адекватное восприятие показали только от 9 до 18 %, причем была выявлена зависимость возрастания процента понимания информации опрошенными людьми в зависимости от формы подачи и организации материала. Авторами эксперимента был сделан так же вывод о том, что данная ситуация распространяется не только на восприятие людьми СМИ, но и повторяется в реальной жизни, при личностном общении, и это характеризует ее как острую социально-психологическую проблему. Информация воспринимается более полно тогда, когда имеют место диалоговые интерактивные отношения. При этом диалогические формы пронизы-
вают различные формы проявления СМИ, так в телевизионном и радиовещании задействованы разнообразные отношения культур и субкультур (национальных, профессиональных, социально-демографических и т.д.).
Диалогичность возникает и в связи с тем, что при передаче информации сама форма высказывания может способствовать становлению внутренней диалогической речи людей, задействованных в коммуникационном процессе. Было выявлено, что характер и эффективность коммуникации связаны с выраженной эмоциональной окрашенностью, различной по стойкости и интенсивности переживаний, он может варьироваться от глубокой индифферентности до выраженной агрессии, устойчиво ровного отношения и симпатии до тревоги и недоверия, зависящих от того, какой смысл заложен и реализуется в диалоговой взаимосвязи. Прослеженные закономерности небезразличны для построения педагогического общения. Оно всегда диалогичного по своей внутренней сути и при выявленных закономерностях восприятия информации может быть эффективным лишь в том случае, если будет преодолена позиция педагогического доминирования, которая имеет такие негативные для передачи информационного потока следствия, такие как:
- преобладание длительных по времени и излишне индивидуализированных высказываний;
- навязывание педагогом собственного мнения и готовых решений;
- менторство учителя и его нетерпимость к чужому мнению и мыслям;
- стремление поставить несогласного ученика «на место»;
- злоупотребление замечаниями, сковывающими аналитическую активность ученика.
Культурологический и антропосообразный подход к вопросу об адекватности информационной среды как важного дидактического принципа образования в ХХ1в. в образовательной деятельности исходят из положения, что культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в нем механизм культурной идентификации. Именно она определяет основные направления социализации индивида в обществе. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде, в ходе которых личность выбирает из социума и перерабатывает значимые духовного порядка ценности. Поэтому информация, транслируемая через каналы образования должна отчетливо транслировать идентификационные признаки, которые являются в обществе наиболее необходимыми для формирующейся личности.
Понятие «суперсимволической реальности» определяет жизнь современного человека в информационном пространстве [2]. При наличии бумажных носителей информации человек был вынужден постоянно обращаться к реальности сравнивая ее с источником информации, дополняя его, в современной информационной реальности уже не требуется собственных действий по познанию окружающего, все уже спроектированно и «переложено» под разное восприятие мира. Человек перестал ощущать себя реальным представителем жизни, в силу своей внутренней реальности и налагающейся виртуальной действительности мир стал запутанным лабиринтом и познание в нем стало условной единицей иллюзии общего незнания и нежелания познавать что-либо. Человеку не нужно углубляться и познавать, все есть в информационном поле и доступ в него всегда открыт. Познавательные функции мозга деформируются, а вероятно, и трансформируются в сторону уменьшения или вообще исчезновения. Для предотвращения подобных процессов необходимо грамотное влияние педагога, образовательной и информационной среды на учащегося. Каждый студент должен сформировать в процессе профессионализации собственное информационное пространство, которое будет базироваться на проектировании и моделировании совокупности педагогических условий и средств, включающих:
1) изменение образовательной среды вуза в новое состояние качества - информационную образовательную среду, определяющуюся принципами сотрудничества, проектности, учебной активности;
2) действия каждого студента как субъекта в процесс деятельностного освоения им потенциала информационной образовательной среды вуза;
3) реализацию концептуальной модели информационно-познавательной деятельности студента, направленной на формирование его информационного пространства.
Информационная образовательная среда является результатом процесса интеграции информационной (внешней) и образовательной (внутренней) среды за счет усиления информационности и технологичности последней. Стратегия диверсификации и расширения информационного поля личности обучающегося, определяется перераспределением информационных ресурсов между несколькими направлениями учебной деятельности. Данная стратегия преобразует содержания образовательной среды вуза, активизируя такие компоненты как: содержание образования; навыки и опыт деятельности по приобретению информации; процедуры усвоения этого опыта; преобразование способов и форм взаимодействия субъектов образования для приращива-
ния информационной базы личности через процессы межкультурного взаимодействия и техно-лого-информационного наполнения личностного пространства. Применение стратегии диверсификации определяется синхронностью модернизации каждого из названных компонентов через усиление их информационности и технологичности. Увеличивая информационную насыщенность содержания образования, требуется увеличение многообразия способов и технологий его усвоения, что, в свою очередь, влечет расширение спектра опыта, которым овладевают студенты. Современные образовательные информационные ресурсы и коммуникационные технологии наполняют содержание вузовского образования новыми видами деятельности и способами добывания и переработки информации, обусловленными динамичными формами и интерактивным характером взаимодействий в вузовской образовательной среде. Активное деятельностное участие каждого студента в процессе освоения потенциала информационной образовательной среды активизирует и направляет процесс формирования субъектного информационного пространства для того, чтобы он мог полноценно реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, был готов расширять свои знания и умения через самообразование и саморазвитие. Во все времена человечеству было присуще активно приспосабливаться к влияниям и изменениям окружающей среды. В наши дни к факторам изменений окружающей среды прибавились факторы техногенного свойства, стремительного развития НТР и бурного развития информационной среды. Поэтому уже во время обучения в вузе у студентов - будущих школьных учителей, необходимо сформировать интерес к научному знанию, выработать готовность сообразовывать, а если возникнет необходимость, то и изменять свою деятельность в связи с развитием информационного общества и педагогической науки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. - М.: Панорама, 1999. - 204 с.
2. Грачёв Г. В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дис. д-ра пси-хол. наук. - М., 2000. - 3б0 с.
3. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании. - Волгоград: Перемена, 2002. - 184 с.
4. Долятовский В.А., Касаков А.И., Гамалей Я.В. Фильтрация, усвоение и использование знаний в управлении социальными и экономическими системами. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ-РГЭУ-ОГИ, 2003. - 247 с.
5. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семисоционсихологии // Общественные науки и современность. - 199б. - № 3. - С. 42 - 49.
6. Новиков A.M. Методология образования. - M., 200б. - 488 с.
7. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011. - 575 с.
П.В. Хало
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА
Аннотация. В статье проводится анализ проблем современного образования связанных с переходом общества от модерна к постмодерну. Рассматриваются причины появления как модернистской, так и постмодернистской идеологии с точки зрения развития человеческой цивилизации. Сравниваются и делаются выводы относительно эффективности различных моделей образования.
Ключевые слова: модерн, постмодерн, образование, наука, цивилизация, модели образования.
P.V. Halo
SCIENCE AND EDUCATION IN THE POSTMODERN ERA
Abstract. The article analyzes problems of the modern education associated with the transition from modern to postmodern. Discusses the causes of both modernist and postmodernist ideologies from the point of view of development of human civilization. Compares and draws conclusions about the effectiveness of various educational models.
Keywords: modern, postmodern, education, science, civilization, model of education.
Термин «модерн» имеет в современном обществе два значения. Первое - это стиль в искусстве, получивший наибольшее распространение в последней декаде 19 - начале 20 столетия (от фр. Moderne - современный; синонимичны также ар-нуво, от фр. art nouveau, букв. «новое искусство»; югендстиль, от нем. Jugendstil - «молодой стиль»). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более «природных», отказ от симметричных форм, широкое использование и смешение элементов из других стилей: барокко, ампир и пр. Предтечей стиля модерн послужил японский стиль эпохи императора Мэйдзи (18б8-1912).