Bryksina I.E. Linguo-cultureme as a content unit of bilingual / bicultural foreign language teaching at university. The article suggests an interpretation of a linguo-cultureme as a complex inter-level unit, the form of which is constituted by unity of the sign, linguistic meaning and cultural content. In contrast to a word, as a linguistic unit proper, a linguo-cultureme includes segments not only of the language (linguistic meaning), but also of the culture (extra-linguistic cultural meaning), which are represented by an appropriate sign.
Key words: linguo-cultureme, bilingual / bicultural education, verbal form of communication, non-verbal form of communication.
Literature
1. Bryksina I.E. Bilingual / bicultural teaching a foreign language in higher school: simulation and realization: monograph. Tambov, 2008.
2. Kostomarov V.G., Burvikova N.D. Description text-unit in the aspect of dialogue of cultures // Foreign languages at school. 2000. # 5. P. 3-6.
3. Vartanov A.V. Starting with learning of foreign languages to teaching foreign languages and cultures // Foreign languages at school. 2003. # 2. P. 21-26.
4. Vereschagin E.M., Kostomarov V.G. Language and culture. Linguistic and cultural studies in teaching Russian language as a foreign one. Moscow, 1990.
5. Bukhonkina A.S. Types of asymmetry of culturems (based on materials of French and Russian languages): abstract of a thesis, candidate of philological sciences. Volgograd, 2002.
6. Vorobyov V.V. Linguoculture (theory and methods): monograph. Moscow, 1997.
7. Vedenina L.G. Theory of cross-cultural communication and meaning of the word // Foreign languages at school. 1997. # 3. P. 72-76, 110.
8. Gak V.G. Language transformations. Moscow, 1998.
9. Vinay J.-P., Darbelnet J. Stilistique comparee du franjais et de l’anglais. P., 1968. P. 258.
10. Maskinskova I.A. Linguoculturems in the content of education to foreign language culture (cognitive aspect) // Communicative-cognitive approach to realization of educational aims of foreign language training in school and high educational institutions: interuniversity collection of scientific works. N. Novgorod, 2007. P. 413-414.
11. Bryksina I.E. Методика обучения verbal moods of the French language on the basis of cross-language comparison (non-language specialties): thesis candidate of pedagogical sciences. Tambov, 2000.
12. Mauchamp N. Les Franjais. Mentalites et comporte-ments. P., 1995 P. 58.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НА УРОКАХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Л.З. Цветанова-Чурукова
В статье раскрыт четерехлетний опыт экспериментального обучения автора с учителями начальных классов Юго-западного региона Болгарии, в связи с интегрированием мультимедийных технологий в их практической работе, т.е. в познавательной деятельности детей по всем учебным предметам. При помощи компьютерной программы POWER POINT, используя презентации как комплексный способ систематизации и визуализации учебного материала, возможно эффективно моделировать изучаемое содержание, развивать успешно интеллектуальные и социальные умения младших школьников. Применение мультимедийных презентаций в педагогически осмысленной, рациональной форме ведет к интегрированию учебного содержания.
Ключевые слова: обучение, систематизация, интеграция, моделирование, мультимедийная технология.
Проблема интеллектуального развития детей и подростков, их умений когнитивной обработки, систематизации учебного материала, его творческого использования находятся в центре внимания специалистов в Европе и в мире в целом. Создание европейского образовательного пространства требует того, чтобы в Болгарии - члене Европейского союза - обеспечились необходимые условия для усвоения младшими школьниками широкого спектра логических умений и, прежде
всего, комплексного умения систематизировать учебный материал, от которого зависит реализация интегративных тенденций в обучении. Важной предпосылкой для успешного решения этой проблемы является использование на практике различных интегрированных вариантов обучения.
В этой связи необходима целенаправленная и углубленная подготовка будущих педагогов, которая осуществляется как во время их учебы, практики, так и на уровне
бакалавариата и магистратуры. Будущие учителя должны быть подготовлены к реализации инноваций в образовательном процессе. Мультимедиа являются комплексным образовательным нововведением, и они все более интенсивно начинают определять характеристики современного институционального обучения. Кроме того, в Болгарии идет процесс интеграции компьютерных образовательных технологий в обучении по всем изучаемым учебным предметам в школе.
Проблемы проектирования новых педагогических технологий исследовались в работах В.П. Беспалко, Б.С. Гершунского, М.В. Кларина, В.П. Кузовлева, В.Е. Медведева, В.К. Дьяченко, Л.Я. Зориной, Я.А. Ва-граменко, П.М. Эрдниева, Б.Ф. Ломова, Е.И. Машбица (Россия), Д. Павлова, Д. Дуре-вой (Болгария) и др. В нашем исследовании мы использовали эти новые технологии в качестве инструмента, способствующего систематизации учебного материала, развитию приемов логического мышления учеников.
В организации и проведении экспериментального обучения решались следующие задачи:
- составление сценария компьютерной обучающей программы, т. е. программирование определенных фрагментов учебного материала с обобщающим характером по различным учебным предметам;
- использование различного типа компьютерных обучающих систем: объяснительно-демонстрационных, тренинговых, игровых;
- обращение к разнообразным источникам информации с использованием Интернета; применение гипертекстов; средств мультимедиа, т. е. системное освоение обучающих компьютерных средств, внедрение в образовательный процесс информационносправочных материалов, электронных энциклопедий и т. д.;
- использование различных инструментальных систем для управления процессом обучения (базы данных, инструменты группового обучения, авторские системы и т. д.);
- экспериментальная проверка модели обучения;
- уточнение и корректировка компьютерной модели.
Компьютерное обучение мы рассматриваем в контексте инновационных педагогических технологий. В нашем эксперимен-
тальном обучении мы использовали презентации как комплексный способ визуализации и систематизации учебного содержания.
В 2003 г. на кафедре педагогики ЮгоЗападного университета им. Неофита Рил-ского в г. Благоевграде мы разработали учебный план по специальности «Информационные технологии в обучении учащихся в начальной школе» для последипломной квалификации учителей начальных классов. Курс обучения является платным. Срок обучения - один год (два семестра). Обучение осуществляется преподавателями педагогического и естественно-математического факультетов университета при содействии кафедры информатики. По всем обязательным учебным дисциплины и курсам по выбору разработаны учебные программы в кредитах.
Концепция учебного плана - подготовить учителя начальной школы к работе с компьютерной техникой, с новыми информационными и коммуникационными технологиями. В болгарской начальной школе в качестве избираемого учебного предмета преподается информатика. В связи с этим возникла объективная потребность в подготовке учителей начальных классов с соответствующей квалификацией. Сейчас на педагогическом факультете мы включили этот квалификационный курс в магистерскую программу. Уже разработан новый учебный план со сроком обучения полтора года. Введены новые учебные дисциплины, например, разработка электронных учебников, компьютерных тестов и др. Обучение студентов заканчивается защитой дипломной работы и государственным экзаменом.
Рассмотрим работу с учителями югозападного региона Болгарии по дисциплине «Мультимедийные среды для разработки дидактических материалов». В процессе обучения использовались лекции с презентациями в мультимедийном центре педагогического факультета и тренинги по овладению учителями мультимедийными техниками. Обучение осуществлялось на основе работы с компьютерной программой PОWER POINT. С помощью этой программы наши слушатели программировали учебное содержание уроков по различным учебным предметам, готовили презентации. Они выбирали конкретную тему, материалы и работали самостоятельно или в группе. Все разработанные пре-
зентации апробировались на практике в начальных классах Юго-западной Болгарии.
Презентации представляют собой интересный метод систематизации знаний. Они подготавливаются на электронном носителе и значительно обогащают методику преподавания в начальных классах. Презентации применялись с использованием интегрированных технологий с компьютерной поддержкой. Презентации позволяют структурировать учебный материал с помощью системы слайдов, различающихся по характеру связей с текстами учебного материала. К ним относятся:
- слайды, в наглядной форме раскрывающие ядро учебного текста и отдельных его фрагментов;
- слайды, дополняющие и конкретизирующие тексты. Они способствуют развитию любознательности и познавательных интересов детей;
- слайды, которые представляют материал, отсутствующий в учебных текстах.
В процессе обучения использование слайдов выглядит следующим образом:
- первая ситуация: за текстом остается ведущая роль, а наглядность выполняет иллюстративную функцию;
- при второй ситуации работа с иллюстративным материалом является основной;
- при третьей ситуации наглядный материал играет роль мостика между материалами учебного текста, не связанными друг с другом;
- при четвертой ситуации текст полно -стью интегрируется с наглядным материалом.
Экспериментальное обучение показало, что самые хорошие результаты в начальных классах получаются при второй и при четвертой ситуации.
Свои презентации уроков учителя создавали в процессе тренинговой деятельности, используя в случае необходимости индивидуальные консультации. Они опирались на полученные в нашем квалификационном курсе компьютерные умения, в частности для работы с программой PОWER POINT. Естественно, что учителя выходили в Интернет, использовали для программирования ЛОГО, разрабатывали игровые обучающие программы. В Болгарии пока нет электронных учебников для начальной школы. Наша исследовательская группа впервые организо-
вала систематическое обучение учителей начальных классов по разработке дидактических моделей уроков с использованием мультимедийных средств, в частности, презентаций. В экспериментальной работе соблюдали определенные требования.
1. В процессе разработки мультимедийных презентаций мы использовали метод моделирования. Он является эффективным способом систематизации учебного материала и способствует синтезу научного знания. Благодаря этому методу учителя успешно конструировали логическую структуру учебного материала, систему понятий и алгоритмических моделей в образовательном процессе.
При этом мы использовали различные направления компьютерного моделирования в следующем сочетании: схематическое моделирование информационных познавательных объектов через мультимедийные презентации; моделирование системы алгоритмов, т. е. определенной последовательности действий в различных темах учебного материала с использованием мультимедийных презентаций; моделирование учебного материала с обобщающим характером, обзорного типа (например, создание обобщающих таблиц для интеграции знаний на основе мультимедийных презентаций).
Сочетание метода учебного моделирования с другими методами обучения дает возможность повысить качество подготовки учеников. Метод моделирования отличается своим панорамным, синтезирующим и преобразующим характером. При моделировании мы реализовали формирование интеллектуального умения, связанного с перекодировкой учебной информации. В процессе обучения меняется форма проявления учебного материала. Конечно, наглядно-образный код является первичным, исходным, и это имеет огромное значение в системе начального образования. При помощи данных методов возможно повлиять на школьную практику, усилить интегративные тенденции в обучении. Моделирование реализует следующие требования:
1) моделирование должно опираться на чувственные образы детей в процессе систематизации их знаний, опыта, формирования понятий, что приводит к созданию интегрированного образовательного пространства;
2) использование индивидуализации и дифференциации обучения. Применение компьютерных презентаций позволяет индивидуализировать обучение, адаптировать содержание, методы и темп учебной деятельности к реальным возможностям учеников;
3) созданная мультимедийная программа обучения должна иметь интерактивный, диалоговой характер. Ее необходимо систематически применять в образовательном процессе через определенные интервалы времени. Эту технологию можно использовать во всех формах учебной и воспитательной деятельности - на уроке, во внеклассных занятиях и даже в процессе выполнения домашних работ;
4) педагогической рефлексии. Презентация дает возможность для гностической саморегуляции (внутренней и внешней) обучения, установления прямой и обратной связи, четкой диагностики процесса обучения. На этой основе следует управлять процессом познавательной и практической деятельности детей;
5) презентация должна рационально ор-
ганизовать и структурировать содержание обучения, создавать гипертекст при помощи использования внутрипредметных, меж-
предметных и транспредметных связей в образовательном процессе.
При помощи метода презентации на основе компьютерного мультимедийного моделирования учебного материала учение становится интересным и увлекательным за счет: больших возможностей визуализации исследуемых познавательных объектов для применения образного кода учебной информации в качестве отправного пункта познания; применения нового комплексного способа обучения с инновативным характером, предполагающего симультанное использование всех каналов информации, отличающихся большой информационной насыщенностью; интерактивного характера взаимодействия школьников с обучающей программой в процессе решения разнообразных задач.
Мы разработали учебное пособие по интегрированию мультимедийных средств в системе начального обучения. В приложении к этому пособию содержится диск с мультимедийными разработками экспериментальных уроков в начальных классах.
Согласно опросу учителей юго-западного региона Болгарии, выделяются следующие
преимущества созданных нами курсов: творчество в процессе преподавания и учения -87 %; эффективное восприятие и усвоение учебного материала - 75 %; стимулирование познавательных интересов детей - 67 %; методическая и организационная гибкость -58 %; положительный эмоциональный фон работы - 43 %; активная межличностная и межгрупповая коммуникация - 36 %; индивидуализация информационных воздействий и учебного труда - 32 %; свобода в обучении - 31 %.
Контрольный эксперимент мы проводили в двух группах - в 2006 и 2007 г. В ходе исследования были определены следующие уровни: концептуальный; технологиче-
ский; операциональный; практической, творческой интеграции, систематизации учебного материала.
В контрольном эксперименте мы констатировали, что 98 % учителей экспериментальных групп достигли в процессе обучения четвертого, самого высокого уровеня проектирования и систематизации учебного материала. Свои результаты экспериментального обучения они продемонстрировали в мультимедийном центре педагогического факультета Юго-Западного университета им. Неофита Рильского г. Благоевграда. Учителя, занятые в эксперименте, творчески представляли ход реализации своих концепций, демонстрировали свои обучающие программы. Естественно, что была и практическая проверка достигнутого уровня в различных школах г. Благоевграда (и прежде всего в школе № 2 имени Димитрия Благоева и школе № 7 имени Кузмана Шапкарева). Только 2 % из учителей остались на операциональном уровне (это практически один учитель, который по объективным причинам не успел завершить свою практическую работу).
Презентации дают возможность для богатой визуализации учебного содержания. Мультимедийное обучение создает многомерную среду для представления информационных объектов. Ее компоненты - текстовая информация, использование графических изображений, звука, анимации, видео. Таким образом, учебное содержание воспринимается учениками в различных формах - вербальной, образной, знаково-символической, что ведет к плодотворному перекодированию учебного материала.
Мультимедийные средства интенсифицируют и одновременно облегчают процесс обучения. Они усиливают воздействие исследуемых познавательных объектов; ведут к быстрому и прочному запоминанию материала.
Мультимедийные средства оптимизируют педагогическое взаимодействие и дают возможность учителю представить хорошо обработанную в семантичном отношении информацию с хорошей структурой, с упорядочением ее компонентов. Таким образом, учитель может быть более убедительным в своем способе выражения и имеет возможность полноценно общаться с детьми.
Мультимедийные учебные материалы эмоционально воздействуют на учеников, создают диалоговую, интерактивную учебную среду, а также повышают интерес школьников к учебному содержанию.
Мультимедийное обучение сочетает разнообразные методы и приемы деятельности, которые способствуют творчески-развиваю-щему познанию. Оно реализует исследовательский характер процесса. Мультимедийное обучение обладает большими возможностями творческой самореализации учителей и детей, создания и использования авторизи-рованных материалов в образовательном процессе.
При работе с мультимедийными презентациями можно применять две модели обучения: модель прямой инструкции и конструктивистский подход. Эти две модели взаимно дополняют друг друга в обучении. Конструктивистский подход стимулирует развитие активности и самостоятельности учеников, ведет к созданию конструктивной учебной среды.
Развивается и социальный конструктивизм. Мультимедийные средства стимулируют детей к сотрудничеству и к групповой организации деятельностей в обучении. При
этом используются элементы системы взаимного обучения.
При работе с мультимедийными презентациями можно применять самые разнообразные методы обучения: например, «создание шедевров», ситуативные методы, групповые интерактивные методы; метод попеременного преподавания (с ролевой инверсией между учителями и учениками); метод взаимного обучения и др. Это обучение индивидуализирует темпы учения и пути, по которым идут младшие школьники в своем познании. Появляются возможности для использования электронной почты в языковом обучении, что усиливает его коммуникативные функции.
При мультимедийном обучении в начальных классах осуществляются разнообразные виды деятельности: можно работать с электронными публикациями и создавать их; можно обмениваться тематической информацией между учениками, между группами или классами; создаются базы данных с систематизированной информации, которую можно применять в различных учебных ситуациях; используются различные формы образовательного сотрудничества.
Поступила в редакцию 4.10.2008 г.
Tsvetanova-Churukova L.Z. Training of primary school teachers for using multimedia computer presentations in class. The article reveals the 4-year-long experimental work of the author with primary school teachers from the south-west region of Bulgaria in relation to integrating multimedia technologies in their practice, i.e. in the cognitive activities of children in all school subjects. With the help of the POWER POINT computer programme and using presentation as a complex way of systemizing and visualizing the teaching material it is possible to adapt the studied material effectively, to develop young learners’ intellectual and social skills. The use of multimedia presentations in a pedagogically meaningful and rational form results in integrating the teaching material.
Key words: education; systemizing; integration; modeling; multimedia technology.