ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Н.Б. Агабаян
TRAINING TEACHERS FOR PARENTS' FAMILY TOLERANCE DEVELOPMENT
Agabayan N.B.
The necessity of parents' family tolerance development in order to regulate family relations is scientifically proved in the article.
В статье обоснованно доказана необходимость формирования семейной толерантности родителей с целью урегулирования системы семейных отношений.
Ключевые слова: семейная толерантность, дидактический инструментарий, инновационные формы, педагогическая культура.
УДК 378
Кризис системы нравственно-культурных ценностей, затронувший в первую очередь семейные ценности, увеличение числа психотравмирующих ситуаций, напряженность во многих сферах общественной жизни, негативно отразившаяся на жизнедеятельности современной семьи, приводят к ослаблению регулирующих механизмов индивидуального и социального поведения человека, к возрастанию нетерпимости, непониманию, агрессивности в отношениях между людьми, в первую очередь семейных взаимоотношениях. Преодоление указанных явлений требует новых подходов к взаимодействию семьи и школы, организации педагогической деятельности, направленной на формирование толерантной личности.
В последнее десятилетие частота употребления понятия «толерантность» в массовом сознании и научных исследованиях по личности достигла пика (С. А. Акопян, А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, В.Н. Бушина, Р.Р. Валитова, И.В. Воробьева, Б.С, Гершун-ский, А.И. Дугов, В.М. Золотухин, В.Г. Миронов, Е.В. Магомедова, В. Степанов, Е.В. Швачко и др.). Проблема толерантности имеет междисциплинарный и межкультурный характер и широко обсуждается в современной науке. Во-первых, это связано с тем, что в настоящих условиях в цивилизованном мире на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимо-
сти к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Во вторых, в начале XXI века в России и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных и семейных отношениях, которые часто носят разрушающий, деструктивный характер.
В современной науке толерантность рассматривается как один из критериев измерения социальных отношений, который применим ко многим видам человеческой коммуникации, как на макросоциальном, так и на микросоциальном уровнях. Особый интерес теоретиков и практиков вызывает толерантность как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, в коллективе, в семье.
Исходя из многочисленных исследований (О.А. Архипова, В.А. Борисов, Я.И. Гостунская, И.Ф. Дементьева, И.С. Жир-шва, Е.И. Зритнева, Л.Г. Петряевская, В.Я. Титаренко, В.А. Титов и др.), можно констатировать, что в современной российской семье наблюдается деградация взаимоотношений между поколениями: отмечается конфликтность и непонимание детей и родителей; растет число родителей, лишенных родительских прав; увеличиваются показатели безнадзорности и правонарушений детей и подростков; растет число детей, страдающих от семейного насилия и агрессии; повсеместно наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений против личности, совершаемых в семье, повышается их агрессивность и жестокость (1). Таким образом, уровень межличностной семейной толерантности в нашей стране достаточно низок. Носителями стереотипов насильственного поведения все чаще становятся несовершеннолетние и дети младшего возраста.
Исследования проблем современной семьи и семейного воспитания (А.В. Мудрик, Ю.В. Василькова, Т.А. Ва-силькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А. Куликова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, О.С. Газман, С.Д. Поляков и др.) показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и ре-
комендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту. Поэтому развитие толерантности как общечеловеческой ценности и социальной нормы совместной жизни людей, формирование менталитета толерантности стало одной из главных целей образовательной политики и насущной воспитательной задачей.
В современных исследованиях толерантность рассматривается как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Толерантность - это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри (2).
Основой повседневной толерантности является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество. Таким образом, толерантность - это положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека.
Семейная толерантность предполагает следование определенным семейным ценностям и нормам поведения. Среди них: ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам близких людей, если они не противоречат нормам морали и права; ценность человеческой жизни и отсутствия физических и моральных страданий; ценность сострадания, сопереживания, сочувствия и пр.
Семейная толерантность предполагает совместный анализ действий и поступков членов семьи. При этом обсуждаются положительные и отрицательные действия и
взрослых, и детей. Взаимное уважение и поддержка являются основой обсуждения.
Современные концепции толерантности являются гуманистическими по своей сущности, так как они содержат в качестве основания идею о непреходящей ценности достоинств и добродетелей человека, имеющих значительное число индивидуальных вариаций, и позволяют сохранить разнообразие и право людей на непохожесть, неодинаковость, отличие друг от друга. Урегулирование системы семейных отношений с целью преодоления внутрисемейного насилия, непонимания между членами семьи, гармонизации семейных отношений предполагает формирование семейной толерантности родителей и их детей, что, несомненно, является объективной необходимостью ориентации воспитательного процесса на данную работу.
Все это позволяет говорить о необходимости подготовки учителей к воспитательно-образовательной работе с семьей по формированию семейной толерантности.
Проблема формирования толерантности современной личности в различной степени отражена в исследованиях В. С. Библе-ра, Е. Р. Блиновой, О. Я. Бондаренко, Р. Р. Валитовой, В. М. Золотухина, Л. В. Норд-берга И. А. Семакиной, А. А. Погодина и др. Но анализ имеющихся работ показывает, что данная проблема изучена пока еще фрагментарно. В частности, очень широко изучаются педагогические условия и методы воспитания толерантности у детей и подростков. Этому посвящены диссертационные работы по педагогике И. В. Миротворской, Н. А. Валеевой, Е. В. Брянцевой, Л. П. Ильченко, Ю. П. Ивковой, Г. Р. Фархшатовой, Е. Л. Пастуховой, В. В. Богдановой, О. Ф. Ры-бакиной, О. А. Бурлак, М. К. Оксузян, Э. П. Герасимовой и др. При этом, крайне мало изучена проблема толерантности в семейных взаимоотношениях: супругов, родителей и детей, нескольких детей в семье, других родственников.
В современной науке можно обнаружить две противоположные точки зрения о природе толерантности и необходимости ее формирования. Первая состоит в том, что
толерантность - комплексное личностное качество, которое необходимо целенаправленно формировать. Согласно второй точке зрения толерантность - норма жизни в мире разнообразия, она присуща человеческой природе; толерантности не нужно специально обучать, необходимо лишь устранять те препятствия, которые, формируясь в опыте, мешают ей проявляться.
Признавая право на существование этих точек зрения, уточним, что толерантность как личностное качество каждого родителя и элемент его педагогической культуры необходимо целенаправленно формировать, устраняя в воспитательно-образовательной работе те препятствия, которые мешают развиваться семейной толерантности родителей. Такая педагогическая работа необходима, прежде всего, потому, что в родительстве с самой очевидной противоречивостью сочетаются личностные и общественные проблемы. И если, говоря словами Л. Г. Петряевской, «на одном конце подобной шкалы находится родитель со своей любовью и самоотдачей по отношению к своему ребенку, то на другом - проблемы выживания человечества, цивилизации, культуры» (3, с. 9).
Следует согласиться с мнением Ю. Хямяляйнен о том, что воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы психологов и психотерапевтов, ориентированными на корректировку личности семьянина, корректировку взаимодействия между членами семьи. «Воспитание родителей - это в большей степени просветительская работа учителя, обращенная к сознанию человека» (4, с. 14)
Необходимо отметить, что подготовка учителя к воспитательной работе с родителями осуществляется в рамках его педагогического образования и постдипломной подготовки.
Постдипломное образование характеризует важный этап непрерывного образования, связанный с освоением специалистом новых теоретических и практических знаний
и умений, с его развитием как личности и профессионала. Важно отметить, что «интерпретация различных аспектов профессионального образования взрослых не ограничивается сугубо профессиональной сферой и предполагает развитие личности» (5, с. 52). В конечном счете, в качестве общей цели повышения квалификации выступает развитие творческого потенциала человека, т.е. способности решать новые проблемы, имеющие социальную и педагогическую значимость. Одной из таких проблем и является организация воспитательно-образовательной работы с родителями, конечной целью которой является формирование семейной толерантности.
В Ставропольском крае создана региональная система повышения квалификации работников образования, координирующим и организующим центром которой является СКИПКРО (Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования). Деятельность СКИПКРО направлена на развитие инновационных форм повышения квалификации, на перевод системы в интерактивный режим, совершенствование помощи учителям и руководителям общеобразовательных учреждений. Институт организует и проводит долгосрочные курсы повышения квалификации учителей (свыше 100 часов) и краткосрочные курсы (до 100 часов), семинаров, консультаций, оказание методической помощи.
Для решения проблемы подготовки учителей к формированию семейной толерантности родителей была разработана программа проблемных курсов для классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений. Данная программа «Формирование толерантности родителей как средство повышения их педагогической культуры» -ответ на современные требования к воспитательно-образовательной работе с родителями в рамках общеобразовательного учреждения.
Цель программы - формирование у слушателей курсов современного представления об основах работы с семьей, развитии педагогической культуры родителей.
Подготовка слушателей осуществляется в рамках концепции личностно-ориентированного образования.
Программа предусматривает систему интерактивных форм обучения во временных самоопределяющихся профессиональных общностях (круглые столы, тематические творческие группы, деловые игры), позволяющие слушателям курсов отрефлекси-ровать личный опыт, наметить перспективы личного и профессионального совершенствования.
Курс обучения слушателей включает лекционные занятия (24 часа), семинары и практикумы (18 часов), проблемные круглые столы (52 часа), тренинги и деловые игры (6 часов). Среди основных тем, предлагаемых для изучения и обсуждения: «Современная российская семья: проблемы развития и психолого-педагогической поддержки»; «Актуальные проблемы семейного воспитания»; «Современные подходы к содержанию воспитательно-образовательной деятельности с родителями»; «Современные методики воспитательно-образовательной деятельности с родителями»; «Толерантность - как регуляторный механизм взаимоотношений в семье»; «Толерантность в системе педагогической культуры родителей»; «Гуманизация педагогической культуры родителей»; «Взаимодействие семьи и школы в вопросах создания семейной толерантной среды»; «Сущность и содержание деятельности классного руководителя в формировании семейной толерантности родителей» и др.
Предполагается, что по окончании курсов слушатели смогут:
- выделять наиболее общие проблемы взаимоотношений в современной семье и видеть пути их решения средствами педагогики и психологии;
- владеть методикой формирования семейной толерантности родителей с целью повышения их педагогической культуры;
- разрабатывать и конструировать содержание воспитательно-образовательной работы с родителями;
- применять современные формы воспитания и образования родителей.
Разработана диагностическая тестовая карта самооценки и оценки уровня готовности учителей к формированию семейной толерантности у родителей и их детей.
Диагностическая карта состоит из четырех групп оснований (параметров) оценки. Каждая из групп оснований включает в себя, в свою очередь, комплексные уровни параметров, раскрывающих содержание данной группы.
В основания для оценки были включены необходимые знания о толерантности как одном из ведущих принципов и моральных оснований построения человеческих взаимоотношений, знания о проявлении семейной толерантности, умения и навыки педагога осуществлять воспитательную и образовательную деятельность с учащимися и их родителями.
Показателями, по которым предполагалось диагностировать знания и умения учителей в формировании толерантности, явились: конструктивные знания, профессиональные знания, организационные умения, свойства личности учителя.
Первым показателем в диагностической карте определены конструктивные знания теоретико-методологических основ воспитательной работы по формированию семейной толерантности. Оценивается: знание цивилизационных концепций («Декларация глобальной этики», «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Декларация культуры мира», «Международная декларация принципов толерантности»); осознание значимости формирования семейной толерантности в концепции укрепления семьи как основы государства; понимание значения толерантности и ее проявления в системе взаимоотношений «родители-дети»; знание нравственных и социальных основ воспитательной и образовательной работы с родителями и их детьми; знание психолого-педагогических основ формирования семейной толерантности.
Вторым показателем были определены профессиональные знания, необходимые в формировании семейной толерантности. Оценивается: знание возможностей формирования ценностного отношения к семье у
учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета и в воспитательной работе; знание психологических особенностей межличностных отношений в семье; знание основных этапов жизненного цикла семьи и социально-психологических проблем каждого этапа; знание основных кризисов развития ребенка, возникающих на разных этапах его социализации; знание критериев психологического здоровья семьи; знание причин детско-родительских конфликтов и способов их конструктивного разрешения.
Третьим показателем были избраны профессиональные умения педагога, необходимые для осуществления воспитательной и образовательной работы по формированию семейной толерантности. Оценивается: владение приемами формирования ценностного отношения к семье; владение приемами и методами нравственного воспитания учащихся; владение методиками образовательной работы с родителями; владение приемами и методами развития рефлексии у родителей; владение приемами и методами повышения педагогической культуры родителей; владение приемами и методами изучения и регулирования взаимоотношений родителей и детей, построения толерантных отношений в семье; владение приемами создания благоприятной обстановки для установления контактов родителей и детей; умение проводить тренинги общения и ролевые игры по проблемам семьи; умение изучать состояние и отслеживать результаты взаимодействия родителей и детей; умение доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений.
Четвертым показателем выступил уровень психологической готовности педагога к формированию семейной толерантности у родителей и их детей. Оценивается: наличие позитивного опыта семейной жизни; владение навыками конструктивного общения; систематическое изучение особенностей функционирования семьи и семейных взаимоотношений; владение современными технологиями и методами воспитания; достижение заданных результатов в процессе воспитательно-образовательной работы; владе-
ние умениями исследовать диагностическими методами результат формирования семейной толерантности у родителей и их детей.
Каждый из групповых показателей оценивался по 5-ти балльной системе:
- балл «5» - норма-образец;
- балл «4» - оптимальный уровень, представляющий собой максимально приближенный к норме-образцу уровень с учетом сложившихся условий и других обстоятельств;
- балл «3» - допустимый уровень, по ряду оснований имеющий несущественные отклонения от оптимального уровня;
- балл «2» - критический уровень, по ряду оснований имеющий существенные отклонения от оптимального уровня;
- балл «1» - недопустимый уровень с наличием существенных отклонений от оптимального уровня по большинству или по всем основаниям оценивания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зритнева Е. И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика: Монография. - Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
2. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000.
3. Образование родителей и школа // Под ред. Л. Г. Петряевской. - СПБ: Институт образования взрослых, 1997.
4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. -М.: Педагогика, 1993.
5. Образование взрослых: опыт и проблемы // Под ред. С. Г. Вершловского. - СПб, 2002.
Об авторе
Агабаян Надежда Борисовна, аспирант СевероКавказского государственного технического университета. Сфера научных интересов -научные исследования семейной толерантности. [email protected]