Научная статья на тему 'Формирование толерантности у студентов техникума в процессе изучения спецкурса «Этика и психология семейной жизни»'

Формирование толерантности у студентов техникума в процессе изучения спецкурса «Этика и психология семейной жизни» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРИТЕРИИ / ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TOLERANCE / COMMUNICATION / CONSCIOUSNESS / TOLERANT THINKING / TOLERANT BEHAVIOR / CRITERIA / PRINCIPLES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулиш Татьяна Викторовна, Павлов Иван Владимирович

В статье раскрываются возможности формирования толерантности у учащихся в процессе изучения спецкурса «Этика и психология семейной жизни». В результате освоения спецкурса студенты приобретают способность взаимодействовать в разных жизненных ситуациях, личностные качества, необходимые для построения собственной модели счастливой семьи: стремление к самосовершенствованию, самопознанию, приобретению опыта, культуры, ценностных установок, привычек, эмоциональных шаблонов, соответствующих высокому уровню толерантности. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предлагаемых способов реализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулиш Татьяна Викторовна, Павлов Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOLERANCE AMONG COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING «ETHICS AND PSYCHOLOGY OF FAMILY LIFE» SPECIAL COURSE

The article reveals the possibilities of formation of tolerance at students in the process of studying the special course «Ethics and psychology of family life» special course. As a result of studying of this course, students acquire the ability to interact in different situations in life, personal qualities which are necessary to develop one's own model of a happy family, willingness of self-improvement, self-understanding, gaining experience, culture, system of values, habits, emotional samples all that meets the high level of tolerance. The results obtained prove the efficiency of the ways of implementation of the given process.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у студентов техникума в процессе изучения спецкурса «Этика и психология семейной жизни»»

УДК [[173+[159.9:316.356.2]]:316.647.5-057.87

Т. В. Кулиш, И. В. Павлов

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрываются возможности формирования толерантности у учащихся в процессе изучения спецкурса «Этика и психология семейной жизни». В результате освоения спецкурса студенты приобретают способность взаимодействовать в разных жизненных ситуациях, личностные качества, необходимые для построения собственной модели счастливой семьи: стремление к самосовершенствованию, самопознанию, приобретению опыта, культуры, ценностных установок, привычек, эмоциональных шаблонов, соответствующих высокому уровню толерантности. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предлагаемых способов реализации данного процесса.

Ключевые слова: толерантность, коммуникация, сознание, толерантное мышление, толерантное поведение, критерии, принципы, педагогические условия.

Актуальность исследуемой проблемы. Исторически в России всегда уделяли серьезное внимание вопросам регулирования семейных отношений. Общеизвестным и абсолютно справедливым является тот факт, что семья - это ячейка общества. От того, насколько благополучны семьи, какие ценности, духовно-нравственные устои являются основой тех самых ячеек общества, каков их опыт противостояния трудностям, зависит и благополучие всего общества. Сегодня в обыденной жизни часто приходится видеть нетерпимость и жестокость, нам не хватает умения выстраивать толерантные взаимоотношения, в том числе и в семье.

Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности являются значимым вкладом семейного воспитания в общественную жизнь. Спецкурс «Этика и психология семейной жизни» помогает студентам освоить базовые навыки и компетенции, необходимые для построения своей будущей счаст-

© Кулиш Т. В., Павлов И. В., 2016

Кулиш Татьяна Викторовна — аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: Kulish72@yandex.ru

Павлов Иван Владимирович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: 62.46.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2016

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации научного проекта № 15-16-21021

ливой семьи, раскрывает нравственные нормы и семейные ценности брака, важнейшей из которых является толерантность, развивает духовно-нравственные качества, необходимые для будущих супругов и родителей. Студенты учатся анализировать различные семейные (в том числе и конфликтные) ситуации, находить способы выхода из них.

Материал и методика исследований. Наш эксперимент осуществлялся в 20152016 учебном году на базе Чебоксарского машиностроительного техникума. В нем приняли участие 85 студентов второго курса (43 студента экспериментальной и 42 студента контрольной групп), педагоги-психологи, 4 куратора учебных групп, педагог-организатор. На начальном этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах была проведена диагностика исходного уровня толерантности с помощью опросника В. В. Бойко (теста Бойко).

Студентам предстояло, воспользовавшись оценками от 0 до 3, ответить на 45 вопросов, насколько, по их мнению, верны приведенные суждения. Тест поделен на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения человека в определенных условиях. Чем больше баллов набирает респондент, тем ниже уровень сформированности толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов. Напротив, чем меньше баллов, тем выше уровень общей толерантности.

Результаты исследований и их обсуждение. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, терпимость (толерантность) означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [5].

В науке термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение [2]. Толерантность есть «признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции» [1]. «Толерантность есть способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, это - доминанта отказа от агрессии» [3, с. 5]. Толерантность воспитывается в семье, школе, трудовом коллективе [4], [6], [7], [8], [10].

Одной из задач современного образовательного учреждения является подготовка учащейся молодежи к семейной жизни. Как показывает практика, неподготовленность молодых людей к браку, неумение строить взаимоотношения на основе любви, доверия, уважения, толерантности, ответственности приводят к конфликтам, разводам. Статистические данные свидетельствуют о том, что, например, в Чувашии на 100 браков приходится в некоторых районах до 65 разводов [9, с. 144].

Наблюдения показывают, что в семье, образовательном учреждении наименьшее внимание уделяется подготовке молодых людей к семейной жизни. После свадьбы у молодых начинаются будни, семейные заботы, а после рождения ребенка эти заботы многократно возрастают, и не всегда молодые родители умеют эти трудности преодолевать.

О важности подготовки молодежи к семейной жизни писали классики педагогики Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. Я. Яковлев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Так, обращаясь к молодым, Иван Яковлевич Яковлев в своем «Завещании чувашскому народу» писал: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье - защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной

семье не страшны никакие внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей... Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, непрочные и временные» [цит. по: 7, с. 446-447].

Эти заветы чувашского просветителя были учтены нами при разработке программы спецкурса «Этика и психология семейной жизни», который был введен в учебный процесс Чебоксарского машиностроительного техникума для вооружения студентов теоретическими знаниями и практическими умениями в области семейной педагогики, для формирования у них толерантности. Мы предположили, что формирование у студентов - будущих родителей ответственности, долга, толерантности будет осуществляться эффективнее, если:

• целенаправленно использовать воспитательный потенциал спецкурса «Этика и психология семейной жизни»;

• в практику спецкурса внедрить серию киновидеотренингов «Семья и умение быть толерантным в семье»;

• осуществлять индивидуальный подход к студентам в учебно-воспитательном процессе.

Цель статьи - обоснование педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование толерантности у студентов техникума в процессе внедрения в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Этика и психология семейной жизни».

Как видно из рисунков 1 и 2, на начальном этапе средний уровень сформированно-сти толерантности выявлен у 23 студентов экспериментальной группы (53 %) и 28 студентов (66 %) контрольной группы; низкий уровень сформированности толерантности был у 15 студентов (35 %) экспериментальной группы и у 7 студентов (17 %) контрольной группы; высоким уровнем сформированности толерантности обладали 3 студента (7 %) экспериментальной группы и 7 студентов (17 %) контрольной группы; полное неприятие окружающих - у 2 студентов (5 %) экспериментальной группы, в контрольной группе таких студентов выявлено не было.

Результаты диагностики экспериментальной группы на начальном этапе

7%

35%

53%

Рис. 1. Результаты диагностики студентов экспериментальной группы на начальном этапе

Рис. 2. Результаты диагностики студентов контрольной группы на начальном этапе

Полученные данные позволили нам сделать вывод о невысоком уровне сформи-рованности толерантности у наших студентов. Все это убедило нас в важности целенаправленного формирования толерантного сознания и поведения у студентов. С этой целью использовался воспитательный потенциал спецкурса «Этика и психология семейной жизни».

Вот некоторые темы, изучаемые студентами на наших занятиях:

1. Семья - ячейка общества, очаг и центр воспитания ребенка. Государственные документы, классики педагогики о семейном воспитании. Защита детей в современных условиях.

2. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социальная, психотерапевтическая, регулятивная, коммуникативная, фелицитологическая (создание счастья для каждого члена семьи)). Идеал современной семьи. Семейное хозяйство. Нравственный климат семьи. Духовные ценности семьи. Обязанности членов семьи. Права ребенка.

3. Мать. Культ матери. Материнский язык. Любовь матери. Материнская ласка, нежность. Умственное, физическое, нравственное воспитание и роль матери в нем. Сказки, игры, в т. ч. народные, домашний труд. Роль бабушки в семье. Приобщение ребенка к нормам национального этикета.

4. Отец. Отец - глава семьи. Отец и дети. Ответственность отца за дела в семье. Отец как личность, символ. Роль отца в укреплении нравственных устоев семьи.

5. Дети. Культ детей. Младенец в семье. Забота старших о младших. Дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам.

6. Трудовые традиции в семье.

7. Факторы семейного воспитания (природа, игра, труд, общение, родное слово, материнский язык, традиции, обычаи). Народное искусство. Пример. Семейные заветы. Культ предков. Взаимосвязь поколений.

8. Многодетная семья. Семейное хозяйство. Типы семейных взаимоотношений. Стиль и тон взаимоотношений в семье. Ценностные ориентации. Сотрудничество. Заботливое отношение к матери, отцу. Вежливость. Предупредительность. Доброта. Доброжелательность. Чувство взаимности, благодарности. Бережное отношение к прогрессивным традициям семьи и др.

На занятиях спецкурса мы шаг за шагом знакомили студентов с произведениями классиков и современных ученых, затрагивающими вопросы семейного воспитания, священности супружеских уз, раскрывали сущность и содержание понятий «толерантность» и «интолерантность», изучали положения документа «Декларация принципов толерантности». О семейной жизни говорили в духе заветов И. Я. Яковлева, который сам был образцовым семьянином - прекрасным мужем, заботливым отцом, любящим дедом. Для родственников, близких и дальних, он до самой смерти оставался надежной опорой, защитой.

Особое внимание уделялось самостоятельной творческой работе студентов, активизации их познавательной деятельности. Учащиеся писали рефераты, выступали на диспутах, участвовали в круглых столах, встречались с родителями из многодетных семей и др. Проводились индивидуальные, групповые консультации. Так, при изучении темы «Мать» использованы богатейшая педагогическая, художественная литература, песни, картины, организовано посещение Музея матери Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

При рассмотрении темы супружеских конфликтов мы обратились к корням, истокам православной культуры, базирующейся на любви, добре, милосердии, смирении и терпении. На занятиях семья была рассмотрена в свете духовно-нравственных норм и культурных традиций православной культуры. Была разработана серия киновидеотре-нингов, основанных на фильмах священника И. Шугаева «Как сохранить семью?», «Секреты семейного счастья», С. Андрюшкина «Истинные причины разводов». Также были организованы просмотры отрывков из фильмов «Благословите женщину» С. Говорухина, «Мачеха» О. Бондарева, «Дети Дон Кихота» Е. Карелова. Эти фильмы помогали нам давать ответы на вопросы: чем отличается любовь от влюбленности, как выбрать будущего супруга, как правильно вступать в брак, сколько должно быть детей в семье, каким должен быть внутренний уклад семьи, к чему ведет семейное несогласие, почему рушатся семьи и др.

При рассмотрении темы нравственных, духовных ценностей семьи, роли матери, отца, детей в семье, обязанностей членов семьи мы использовали серию киновидеотре-нингов «Семья и умение быть толерантным», состоящую из 6 тренингов, каждое занятие продолжительностью 1,5 часа, в том числе использовались фильмы «Сережа» (1960 г.), «По семейным обстоятельствам» (1977 г.), «Любовь и голуби» (1984 г.), «Родная кровь» (1963 г.), «Большая перемена» (1972 г.), «Вам и не снилось» (1980 г.).

Мы говорили о толерантности и интолерантности в человеческих отношениях, учили предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, вооружали знаниями о методике саморегуляции поведения. Формы занятий: лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации, проектные работы, такие как «Наша семья», «Многодетная чувашская семья», «Музей матери ЧГПУ им. И. Я. Яковлева как способ пропаганды опыта воспитания в многодетных семьях» и др.

Нами были рассмотрены темы любви, ненависти, дружбы, зависти, ревности, доверия, недоверия. Мы стремились к тому, чтобы занятия спецкурса способствовали формированию таких основополагающих ценностей, как дружба, терпение, милосердие, любовь, жертвенность, великодушие, мудрость, порядочность. В результате освоения спецкурса «Этика и психология семейной жизни» студенты писали собственные программы будущей счастливой семьи. Наши занятия учили студентов: принимать человека таким, какой он есть;

разрешать конфликты на основе понимания и терпеливого отношения друг к

другу;

- ценить достоинства друг друга;

- быть терпеливым и нераздражительным в общении;

- поддерживать уважительные отношения с родителями без навязывания своего мнения;

- объективно оценивать проблемную ситуацию, возникшую в семье, и находить оптимальное решение;

решать различные семейные проблемы, не унижая друг друга, и др.

Для освоения каждой из предложенных нами компетенций, входящих в 10 основных блоков, из которых складывается модель счастливой семьи, студенты использовали описание конкретного примера из личной практики и опыта семейного воспитания родителей. В эту работу активно включались кураторы учебных групп. Ими были проведены серии классных часов на семейную тематику.

В результате проведенной учебно-воспитательной работы в экспериментальной группе заметно выросли показатели уровня сформированности толерантности (рис. 3, 4).

Результаты диагностики экспериментальной группы после эксперимента

Рис. 3. Результаты диагностики студентов экспериментальной группы после эксперимента

Результаты диагностики контрольной группы после эксперимента

Рис. 4. Результаты диагностики студентов контрольной группы после эксперимента

К концу нашего эксперимента средний уровень сформированности толерантности выявлен у 34 студентов (79 %) экспериментальной группы и у 29 студентов (69 %) контрольной группы; низкие показатели в экспериментальной группе не выявлены, в контрольной группе показатели низкого уровня сформированности толерантности остались

прежними - у 7 студентов (17 %); высокий уровень сформированности толерантности показали 9 студентов (21 %) экспериментальной группы и 6 студентов (14 %) контрольной группы.

У студентов экспериментальной группы уровень сформированности толерантности заметно вырос благодаря нашему спецкурсу и правильно выбранной мотивации. Желание создать свою счастливую семью побуждало студентов стремиться к самосовершенствованию, глубже понимать самого себя, повышать культуру, обретать опыт общения, ценности, установки, привычки, эмоциональный стереотип поведения, соответствующий высокому уровню сформированности толерантности.

Резюме. Как показала наша экспериментальная работа, авторский спецкурс «Этика и психология семейной жизни» является эффективным средством формирования толерантности у студентов техникума, если соблюдаются следующие педагогические условия:

целенаправленно используется воспитательный потенциал спецкурса «Этика и психология семейной жизни»;

• в курс «Этика и психология семейной жизни» внедряется серия киновидеотре-нингов «Семья и умение быть толерантным в семье в ретроспективе советского и российского кино»;

• осуществляется индивидуальный подход к студентам, обеспечивается взаимодействие преподавателя курса «Этика и психология семейной жизни» с кураторами студенческих групп, родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. - М., 2002. - С. 150-181.

2. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998. - С. 15-20.

3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 240 с.

4. Гнатышина Е. А., Садырин В. В. Проблема толерантности в обеспечении безопасности в поликультурном социуме // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : научн. труды Междун. научн. конф. - Ч. 1. - М. ; Ярославль, 2013. - С. 149-163.

5. Декларация принципов толерантности // Век толерантности : научно-публицистический вестник. -2001. - № 4. - С. 62-68.

6. Исламшин Р. А., Габдулхаков В. Ф. Методические принципы формирования толерантного сознания учащихся и их особенности в национально'-региональных условиях // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). - М., 2003. - С. 193-209.

7. КрасновН. Г. Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2007. - 480 с.

8. Кулиш Т. В. Воспитание толерантности и интолерантности у студентов в процессе диалога культур // Актуальные вопросы современной педагогической науки : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2014. - С. 51-57.

9. Кулиш Т. В., Павлов И. В. Формирование толерантности как фактор снижения уровня деструктивного поведения у студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 4(88). - С. 141-148.

10. Формирование толерантного сознания и поведения у учащейся молодежи : сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2008. - 286 с.

UDC [[173+[159.9:316.356.2]]:316.647.5-057.87

T. V. Kulish, I. V. Pavlov

FORMATION OF TOLERANCE AMONG COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING «ETHICS AND PSYCHOLOGY OF FAMILY LIFE» SPECIAL COURSE

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the possibilities of formation of tolerance at students in the process of studying the special course «Ethics and psychology of family life» special course. As a result of studying of this course, students acquire the ability to interact in different situations in life, personal qualities which are necessary to develop one's own model of a happy family, willingness of self-improvement, self-understanding, gaining experience, culture, system of values, habits, emotional samples - all that meets the high level of tolerance. The results obtained prove the efficiency of the ways of implementation of the given process.

Keywords: tolerance, communication, consciousness, tolerant thinking, tolerant behavior, criteria, principles, pedagogical conditions.

REFERENCES

1. AsmolovA. G. Tolerantnost' kak kul'tura HHI veka // Tolerantnost': ob'edinjaem usilija. - M., 2002. - S. 150-181.

2. Asmolov A. G. Tolerantnost': razlichnye paradigmy analiza // Tolerantnost' v obshhestvennom soznanii Rossii. -M., 1998. - S. 15-20.

3. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Tolerantnost'. Vvedenie v problemu. - M. : MPSI ; Voronezh : MODJeK, 2003. - 240 s.

4. Gnatyshina E. A., Sadyrin V. V. Problema tolerantnosti v obespechenii bezopasnosti v polikul'turnom sociume // Professionalizm pedagoga: sushhnost', soderzhanie, perspektivy razvitija : nauchn. trudy Mezhdun. nauchn. konf. - Ch. 1. -M. ; Jaroslavl', 2013. - S. 149-163.

5. Deklaracija principov tolerantnosti // Vek tolerantnosti : nauchno-publicisticheskij vestnik. - 2001. - № 4. -S. 62-68.

6. Islamshin R. A., Gabdulhakov V. F. Metodicheskie principy formirovanija tolerantnogo soznanija uchashhihsja i ih osobennosti v nacional'no-regional'nyh uslovijah // Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teorija i praktika). - M., 2003. - S. 193-209.

7. Krasnov N. G. Ivan Jakovlev i ego potomki. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2007. - 480 s.

8. Kulish T. V. Vospitanie tolerantnosti i intolerantnosti u studentov v processe dialoga kul'tur // Aktual'nye vo-prosy sovremennoj pedagogicheskoj nauki : materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary, 2014. - S. 51-57.

9. Kulish T. V., Pavlov I. V. Formirovanie tolerantnosti kak faktor snizhenija urovnja destruktivnogo povedenija u studentov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. -№ 4(88). - S. 141-148.

10. Formirovanie tolerantnogo soznanija i povedenija u uchashhejsja molodezhi : sb. materialov Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. - Cheboksary, 2008. - 286 s.

© Kulish T. V., Pavlov I. V., 2016

Kulish, Tatyana Viktorovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: Kulish72@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlov, Ivan Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: 62.46.90@mail.ru

The article was contributed on July 04, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.