Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BYOD-технологии / процесс обучения / иностранный язык в школе / общеобразовательная школа / подготовка учителей / BYOD technologies / learning process / foreign language at school / General education school / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Капина, Ю.В. Сорокопуд

В данной статье рассматривается проблема внедрения BYOD-технологии на уроках иностранного языка в школе. Представлены педагогические, социальные, физиологические и технические проблемы внедрения BYOD-технологии в учебный процесс. Выявлено положительное влияние BYOD-технологии на качество образовательного процесса на уроках иностранного языка. На основе опроса учителей автор приходит к выводу, что необходима специальная подготовка учителей к реализации BYOD-технологии. Обозначены необходимые знания, умения и навыки учителей для реализации данной технологии на уроках. Представлены результаты подготовки учителей иностранного языка к использованию в своей практической работе BYOD-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO USE BYOD TECHNOLOGIES

The article discusses the problem of implementing BYOD technology in foreign language lessons at school. Pedagogical, social, physiological, and technical problems of implementing BYOD technology in the educational process are presented. The positive impact of BYOD technology on the quality of the educational process in foreign language lessons is revealed. Based on a survey of teachers, the authors come to the conclusion that special training of teachers for the implementation of BYOD technology is necessary. The necessary knowledge, skills and abilities of teachers for the implementation of this technology in the classroom are indicated. The results of training foreign language teachers to use BYOD technology in their practical work are presented. BYOD-technology is now becoming widely used in pedagogical practice, as their own smartphones and tablets act as the main working tool of students in the classroom, they are convenient to work with, they are always at hand, are modern and fashionable devices. However, teachers’ literacy should be developed regarding the use of BYOD technology in secondary school.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ»

10. Kruglova I.V. Nastavnichestvo kak uslovieprofessional'nogostanovleniya molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

11. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva, 2002.

12. Wanberg C.R., Welsh E.T. & Hezlett S.A Mentoring research: A review and dynamic process model. In J.J. Martocchio & G.R. Ferris (Eds.) Research in personnel and human resources management. 2003; Vol. 22: 39 - 124. Available at https://doi.org/10.1016/S0742-7301(03)22002-8

13. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen horosho zatochennyj instrument. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2019; № 3: 4 - 18.

14. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.

15. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova P.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskie issledovaniya -rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

16. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 01.10.20

УДК 378.14

Kapina A.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Gzhel State

University' (Elektroizolyator, Moscow Region, Russia), E-mail: anastasia.kapina@mail.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator,

Moscow Region, Russia); Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PREPARING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO USE BYOD TECHNOLOGIES. The article discusses the problem of implementing BYOD technology in foreign language lessons at school. Pedagogical, social, physiological, and technical problems of implementing BYOD technology in the educational process are presented. The positive impact of BYOD technology on the quality of the educational process in foreign language lessons is revealed. Based on a survey of teachers, the authors come to the conclusion that special training of teachers for the implementation of BYOD technology is necessary. The necessary knowledge, skills and abilities of teachers for the implementation of this technology in the classroom are indicated. The results of training foreign language teachers to use BYOD technology in their practical work are presented. BYOD-technology is now becoming widely used in pedagogical practice, as their own smartphones and tablets act as the main working tool of students in the classroom, they are convenient to work with, they are always at hand, are modern and fashionable devices. However, teachers' literacy should be developed regarding the use of BYOD technology in secondary school.

Key words: BYOD technologies, learning process, foreign language at school, General education school, teacher training.

А.А. Капина, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: anastasia.kapina@mail.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, проф.,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье рассматривается проблема внедрения BYOD-технологии на уроках иностранного языка в школе. Представлены педагогические, социальные, физиологические и технические проблемы внедрения BYOD-технологии в учебный процесс. Выявлено положительное влияние BYOD-тех-нологии на качество образовательного процесса на уроках иностранного языка. На основе опроса учителей автор приходит к выводу, что необходима специальная подготовка учителей к реализации BYOD-технологии. Обозначены необходимые знания, умения и навыки учителей для реализации данной технологии на уроках. Представлены результаты подготовки учителей иностранного языка к использованию в своей практической работе BYOD-техно-логии.

Ключевые слова: BYOD-технологии, процесс обучения, иностранный язык в школе, общеобразовательная школа, подготовка учителей.

В настоящее время в образовании все более популярной становится технология BYOD («Bring Your Own Device») - «Принесите с собой Ваши цифровые устройства». Такая концепция стала популярной с 2005 года в коммерческих организациях, которые предлагали сотрудникам широко использовать свои мобильные устройства на рабочем месте. Новая технология распространилась за пределы компаний и получила широкое использование в других сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере образования, где цель использования BYOD-технологии - предоставить возможность обучаемому работать в любое время и в любом месте, используя свое персональное мобильное устройство (планшет, смартфон, серфейс и др.). Суть технологии BYOD состоит в том, чтобы преподаватели не запрещали обучающимся использовать свои устройства на занятиях, а, наоборот, мотивировали их к использованию новых технологий в процессе обучения [1 - 9].

В системе обучения иностранному языку прослеживается следующая проблема: у выпускников общеобразовательных школ отмечается низкий уровень знаний иностранного языка. В настоящее время во многих школах Европы и Запада совмещаются традиционные формы обучения с онлайн-обучением. Использование педагогами информационных технологий в процессе обучения может оказывать влияние на построение и управление образовательной траекторией, что формирует новую практику процесса обучения школьников, расширяет возможности индивидуализации обучения. В связи с этим возникает необходимость подготовки педагогов (учителей иностранного языка) к использованию BYOD-технологии в процессе обучения в школе.

Технология BYOD обладает рядом преимуществ: 1) экономия бюджета (снижение финансовых затрат на покупку, обслуживание и ремонт мобильных устройств, поскольку обучающимися используются собственные гаджеты); 2) эффективность работы (школьники быстрее осваивают необходимые курсы, поскольку он быстрее работает с собственным устройством, оно ему знакомо и привычно); 3) лояльность или демократичность (фиксируется повышенный уровень доверия между педагогом и учащимся, поскольку ему разрешено использовать собственное мобильное устройство) [1; 2; 7; 8; 9].

Несмотря на явные преимущества использования BYOD-технологии в процессе образования, можно выделить ряд недостатков: 1) могут появиться дополнительные финансовые затраты у обучающихся (оплата Интернета); 2) необходимо установить единое программное обеспечение на устройства учащихся. Кроме того, ученые Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, Т.В. Семенова, М.Г. Минин и др. [3; 5; 8; 10] отмечают, что при использовании BYOD-технологии возникают педагогические, социальные, физиологические и технические проблемы (табл. 1).

Если устранить все указанные выше (в табл. 1) проблемы, то можно утверждать, что мобильные устройства становятся эффективными средствами обучения, если использовать их разумно, в системе с другими средствами.

Отметим, что выполнение некоторых рекомендаций облегчило бы включение мобильных устройств в процесс обучения в общеобразовательной школе:

1) не следует запрещать учащимся использовать мобильные устройства в процессе обучения в школе, наоборот, разрешить их использование (если педагог категорически против использования различных устройств своими учениками, то это все сильнее будет привлекать школьников к мобильным телефонам, и это все больше будет отвлекать их от учебы); BYOD-технология является механизмом «легализации» мобильных устройств и превращения их в средства обучения (от врагов к союзникам);

2) необходимо дать возможность выбора учащимся используемого мобильного устройства (со стороны педагогов это могут быть рекомендации по выбору в соответствии с целыми и задачами изучаемой темы на уроке);

3) необходимо наличие свободного доступа к сети Интернет, поскольку это является основой в использовании BYOD-технологии и дает необходимый доступ к необходимым ресурсам;

4) педагогическая и техническая поддержка использования BYOD-техно-логии. Следует отметить, что использование мобильных устройств на уроках не должно стать выставкой личных гаджетов учащихся, присутствие устройств должно быть оправдано дидактически и методически;

Таблица 1

Основные проблемы использования BYOD-технологии в процесс обучения в общеобразовательной школе

№ пп Направленность проблемы Проявление проблемы

1. Педагогические - не все учащиеся способны к самостоятельному решению какой-либо педагогической задачи, некоторые могут только развлекаться, используя мобильные устройства; - планирование учебного процесса должно быть таким, чтобы ВУОЭ-технологии использовались уместно и были необходимы, а не просто как дань моде; - учитывать особенности реального и виртуального взаимодействия с учащимися на уроках; - неготовность среди некоторых педагогов к восприятию мобильного устройства в качестве средства обучения; - планирование учебной деятельности учащихся вне учебного заведения

2. Социальные - не все учащиеся являются обладателями мобильных устройств (планшеты, смартфоны и др.); - не все родители учащихся согласны с использованием такой технологии на уроках и вне школы

3. Физиологические - при длительной работе с устройствами у школьников может возникнуть ослабление зрения; - работа с устройствами вне учебного заведения снижает физическую активность учащихся

4. Технические - возможность подключения к Интернету для мобильных устройств при отсутствии сим-карты - зарядка мобильных устройств (если они разрядились) и дальнейшая работа с ними на занятиях в школе; - возможность/невозможность передачи данных с мобильного устройства учащегося на стационарные компьютеры, а также на устройство преподавателя; - управление устройствами при групповой работе с учащимися класса; - установка приложений на устройства учащихся для выполнения домашних заданий; - возможность подключения мобильного устройства учащихся к проектору, телевизору для визуализации проделанной работы

5) контроль за выполнением заданий учащимися должен быть систематическим и обязательным, в противном случае это ведет к безответственному использованию устройств на уроках.

Одной из причин обращения преподавателей иностранного языка общеобразовательных школ к BYOD-технологии - это персонализация процесса обучения. Устройства (планшеты и смартфоны) могут быть использованы при групповой и индивидуальной работе с учащимися для прослушивания иностранной речи, воспроизведения видеофильмов о стране изучаемого языка, а также других визуальных и аудиэффектов.

На занятиях по иностранному языку И.И. Любанец [2] рекомендует использовать:

- стандартные онлайновые тесты, которые позволяют лучше следить за усвоением учебных материалов, и получить результаты онлайновых тестов можно гораздо быстрее;

- учебные мобильные приложения и видеоматериалы YouTube повышают мотивацию обучающихся, организуют активные дискуссии, делают занятия живыми и увлекательными с помощью сайтов Cambridge University Press, http://dictionary.cambridge.org/, Rainews24, http://www.rainews 24.rai.it/it/, Busuttil, Stéphane, http://another-teacher.net/spip.php?article239, на которых наглядно демонстрируется предмет изучения;

- электронные учебники, являясь компьютерными, педагогическими программными средствами, предназначаются для предъявления обучающимся новой информации, дополняют печатные издания, служат для индивидуального обучения и позволяют тестировать полученные знания и умения в онлайн-режиме.

С целью выявления возможностей использования мобильных устройств в процессе обучения в 2019 году преподавателям иностранного языка нами были заданы несколько вопросов. В опросе приняли участие 36 педагогов.

На вопрос для преподавателей «Готовы ли Вы использовать ВУОЭ-техно-логии в своей работе?» были даны следующие результаты: да - 53%; нет - 37%; затруднились с ответом - 10% опрошенных педагогов. В комментариях к вопросу учителя отметили, что некоторые из них сами плохо владеют новыми технологиями, позволяющими реализовать ВУОЭ-технологии; часть учителей является противниками использования гаджетов на уроках (учащиеся и так слишком много времени проводят за телефонами, компьютерными играми); некоторые отметили, что необходимо «живое» общение между учеником и педагогом, и время пребывания в образовательном учреждении не должно быть посвящено работе с мобильными устройствами. Учителя обратили внимание на способность некоторых учеников самостоятельно работать с устройствами в целях самообразования, а также на тот факт, что не у всех учащихся есть нужные устройства.

На вопрос о том, как, по мнению педагогов, использование ВУОЭ-техноло-гии повлияет на качество обучения иностранному языку в школе, были получены следующие ответы: качество повысится - 25%; ничего не изменится - 20%; качество снизится - 27%; затрудняют ответить - 28%. Учителя иностранного языка отметили, что необходима систематическая работа по использованию ВУОЭ-тех-нологии, единичное использование ничего не дает, кроме того, стоит уделить внимание подготовке учителей к использованию ВУОЭ-технологии на уроках и курсах повышения квалификации.

Результаты опроса показали, что учителя нуждаются в специальной подготовке по использованию ВУОЭ-технологии в процессе обучения. Покажем, какие знания, умения и навыки владения необходимо освоить преподавателям для эффективной реализации данной технологии (табл. 2).

На базе Гжельского государственного университета прошли курсы повышения квалификации (72 ч.) для учителей иностранного языка, работающих в общеобразовательных школах Раменского района Московской области. На курсы

Таблица 2

Знания, умения и навыки учителя иностранного языка по использованию BYOD-технологии

в процессе обучения

№ пп Основные компетенции Показатели

1. Знания - о возможностях использовании ВУОЭ-технологии на уроках иностранного языка; - о технических особенностях мобильных устройств (программное обеспечение, приложения, возможности получения информации на разных устройствах и т.д.); - о психических особенностях школьников при работе с мобильными устройствами; - о перспективах использования мобильных устройств в эффективности проведения уроков иностранного языка

2. Умения - пользоваться электронной почтой (получать письма, отправлять письма, отправлять ссылки на сайты, где расположена необходимая информация); - пользоваться на уровне «уверенного пользователя» мобильными устройствами (мобильный телефон, планшет); - распределять время урока, в котором планируется использование ВУОЭ-технологии; - планировать учебный материал с включением ВУОЭ-технологии (на неделю, четверть, год)

3. Владение - учебным материалом, необходимым для проведения урока; - навыками работы с группой учащихся; - навыками дистанционного представления учебного материала

были привлечены 53 педагога, занятия велись 3 раза в неделю по 4 часа. На курсах были рассмотрены следующие темы: теоретические аспекты технологии Bring Your Own Device; работа в различных операционных системах (Microsoft, iOS, MAC OS, различные варианты Android); контроль процесса обучения по BYOD-технологии (для избегания использования устройства во не учебных целях); тестирование учащихся в режиме реального времени; использование технологии BYOD в образовательном процессе; развитие информационной культуры учащихся; осуществление дифференцированного подхода и возможность варьирования учебным материалом для учащихся с разными уровнями мотивации и владения иностранным языком; оперативная работа с информацией и предоставление результатов.

Представим некоторые результаты опроса учителей иностранного языка по основным вопросам анкеты, касающимся их готовности к использованию BYOD-тех-нологии, которую мы предлагали им до и после окончания курсов (табл. 3).

Положительная динамика результатов обучения на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка позволяет говорить об эффективности проделанной работы.

Таким образом, можно констатировать, что использование мобильных устройств в процессе обучения позволяет обеспечить нестандартный подход к организации учебного процесса, организовать активное и многомерное освоение содержания дисциплины, развить у учащихся способность неординарно мыслить, мотивировать учащихся к межличностному взаимодействию.

По данным организации Cisco, которая занимается популяризацией идеи BYOD-технологии и обеспечением учебных учреждений необходимым оборудованием, потребность в этой технологии возникла тогда, когда внимание обучающихся устремилось в разнообразные уголки Интернета. Задача образовательных учреждений сейчас - не пытаться вытащить молодое поколение из сети, а направить этот интерес в нужное русло. И концепция BYOD, как нельзя кстати, подходит для таких целей.

Библиографический список

Таблица 3

Динамика изменений показателей готовности учителей иностранного языка к реализации BYOD-технологии (в %)

Количество

слушателей (в %)

Вопрос анкеты До про- После про-

ведения ведения

курсов курсов

Знание особенностей использования ВУОЭ- 12% 81%

технологии в процессе обучения

Знание возможностей контроля самостоятель-

ной работы учащихся с использованием ВУОЭ- 0% 75%

технологии (проведение тестирования и др.)

Готовность к использованию ВУОЭ-технологии в 10% 90%

своей работе

Готовность к сотрудничеству с учащимися при использовании ВУОЭ-технологии на уроках 6% 65%

ВУОЭ-технология становится в настоящее время широко используемой в педагогической практике, т.к. собственные смартфоны и планшеты выступают в качестве основного рабочего инструмента учеников на занятиях, с ними удобно работать, они всегда под рукой, являются современными и модными устройствами. Однако следует развивать грамотность преподавателей относительно использования ВУОЭ-технологии на уроках в общеобразовательной школе.

1. Алексеева Т.В. Технологии BYOD в образовании. Социосфера. Сборники конференций НИЦ. 2015; № 17: 62 - 66.

2. Любанец И.И. Использование BYOD-технологии в образовательном процессе. Вестник Донецкого педагогического института. 2017; № 3: 82 - 88.

3. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 162 - 165.

4. Саенко Л.А. Институциональные факторы изменения социальных отношений безработных. Автореферат диссертации ... доктора социологических наук Ставрополь, 2011.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

6. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.

7. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения: учебное пособие. Ставрополь: Бюро новостей, 2010.

8. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8, № 2: 209 - 216.

References

1. Alekseeva T.V. Tehnologii BYOD v obrazovanii. Sociosfera. Sborniki konferencij NIC. 2015; № 17: 62 - 66.

2. Lyubanec I.I. Ispol'zovanie BYOD-tehnologii v obrazovatel'nom processe. VestnikDoneckogopedagogicheskogo institute. 2017; № 3: 82 - 88.

3. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.

4. Saenko L.A. Institucional'nye faktory izmeneniya social'nyh otnoshenijbezrabotnyh. Avtoreferat dissertacii ... doktora sociologicheskih nauk Stavropol', 2011.

5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

6. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.

7. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya: uchebnoe posobie. Stavropol': Byuro novostej, 2010.

8. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8, № 2: 209 - 216.

Статья поступила в редакцию 02.10.20

УДК 372.881.161.1

Tskhovrebov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian language Department, Military Institute (Engineering and Technical) Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev (St. Petersburg, Russia), E-mail: alanec1985@mail.ru

Volynskaya A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Russian Language Department, Military Institute (Engineering and Technical) Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev (St. Petersburg, Russia), E-mail: annavolyn@gmail.com

COMPOUND SENTENCES OF AN OPEN STRUCTURE WITH CONNECTIVE RELATIONS IN THE PRACTICE OF TEACHING RCTS. The article considers complex sentences of an open structure that express connective relations in the practice of teaching Russian as a foreign language. The authors analyzed training complex, designed to teach foreigners the Russian language, and found that in the domestic linguamethodical compound sentences are not considered as a subject of study, despite the fact that the need to use these syntactic constructions is brewing already at the elementary level of Russian language proficiency. During the analysis, it is found that the most frequent in the practice of teaching RCT is a single union and, which is mainly found in complex constructions of elementary formal composition with the value of complete or partial coincidence in time or the value of following.

Key words: compound sentence, Russian as a foreign language, training, teaching methods, practice, aspect.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.С. Цховребов, канд. пед. наук, доц., Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёеа, г. Санкт-Петербург, E-mail: alanec1985@mail.ru

А.В. Волынская, к.ф.н., доц., зав. каф. русского языка Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёеа, г. Санкт-Петербург, E-mail: annavolyn@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.