Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 66-73. УДК 378
Р.И.ОСТАПЕНКО
Преподавание дисциплин информационного цикла с помощью BYOD
Рассматриваются некоторые возможности технологии BYOD, ее плюсы и минусы. Проведен анализ научных публикаций, связанных с перспективами данной технологии. Описан опыт применения мобильных устройств в школе и в вузе. Апробированы средства технологии BYOD в образовательном процессе колледжа.
Ключевые слова: информационная, дидактическая, система, колледж, математическая, подготовка
развитие, СПО, информационно-
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 66-73.
R.I.OSTAPENKO
Teaching of information cycle disciplines with the help of BYOD
Article discusses some of the possibilities of technology, BYOD, its pros and cons. The analysis of scientific publications related to the prospects of this technology. Describes the experience of using mobile devices in school and at University. We're piloting BYOD technology in the educational process of the College.
Keywords: informational, didactic, system, College, development, software, information and mathematical training
Введение
связи с распространением смартфонов (планшетов) и технологий связанных с ними, возросла актуальность концепции BYOD. Дословный перевод английского выражения Bring Your Own Device - «принеси с собой своё устройство». В 2005 году авторский коллектив во главе с Рафаэлем Баллагасом в работе «BYOD: Bring Your Own Device» впервые рассмотрел различные типы взаимодействий персональных устройств с другими более крупными устройствами и дисплеями. В настоящее время под этим термином понимается возможность пользоваться не только своими гаджетами в официальных организациях, в частности образовательных, но и подключаться к их сети, использовать имеющиеся информационные ресурсы.
Основной тезис применения BYOD в образовании - учителя и администрация школ не запрещает, а разрешает и всячески мотивирует обуча-
ющихся на то, чтобы они приносили в школу свои устройства.
Цель настоящей статьи состоит в выявлении возможностей технологии BYOD, апробации данной технологии в учебном процессе ссуза.
_Плюсы и минусы BYOD
За довольно короткий промежуток времени практика применения технологии BYOD позволила выделить ряд преимуществ и рисков, связанных с ней.
Основные плюсы:
- Снижение затрат. Организация затрачивает средства только на вопросы безопасности и/ или управления устройством, вместо их покупки всем сотрудникам, студентам.
- Мобильность. Студенты могут выполнять задания для самостоятельной работы, когда они находятся вне учебного заведения. Они могут получить доступ к «облаку», каким-либо документам, не будучи привязанным к учебному за-
ведению или компьютеру.
Основные минусы:
- Безопасность. Устройства, которыми пользуются студенты и преподаватели, должны быть защищены от вредоносных программ или вирусов. Гаджеты должны иметь защиту как информационную, т.е. защищены паролем, так и физическую, т.е. находиться у владельца.
- Совместимость. Различные устройства, работающие на различных мобильных операционных системах, должны иметь ряд общих функций, приложений.
Что касается внедрения BYOD в образовательный процесс, то здесь многие в качестве достоинств отмечают возможность учащихся работать онлайн, в короткие сроки получать необходимую информацию, экономить время.
Е. Л. Тележинская и О. Б. Дударева [1] находят положительные стороны внедрения модели BYOD в образовательный процесс в том, что обучающийся уже хорошо знаком с функциями собственного устройства. К плюсам они относят возможность реализовывать модель построения индивидуальных траекторий, «свободу выбора», оперативно работать с информацией, создавать индивидуальные и совместные информационные продукты и презентовать их.
Минусы BYOD, по мнению авторов, связаны непосредственно с самим мобильным устройством - его функционалом, емкостью аккумулятора, технической совместимостью; с человеческим фактором - студента трудно удержать в рамках занятия, когда у него появляется соблазн заглянуть в социальные сети, проверить почту и т. д.
Эшли Уэйнрайт в своей статье от 21.09.2012 г. [2] приводит 20 плюсов и 15 минусов применения технологии BYOD в школе. Она пишет, что мобильные устройства являются более продвинутыми устройствами, чем стационарные компьютеры, однако здесь мы можем сразу же отметить, что в «технологической гонке» придется участвовать самим студентам. Свободный доступ к Интернету приводит к риску «не удержать» студента в рамках занятия.
Т. В. Алексеева [7] отмечает технические проблемы использования технологии BYOD, например это маленький экран мобильных устройств, необходимость их подзарядки, снижение пропускной способности сети при большом количестве пользователей. Следует также отметить о дефиците качественного, полнофункционального образовательного контента для мобильных устройств и средств его разработки. Авторы [9] перечисляют требования к проектированию и разработке образовательных веб-приложений для их эффективной реализации: интеграция с сервисами электронного обучения; обеспечение целостности усвоения учебной дисциплины; мультимедийность учебного материала; многофункциональность (расчеты, визуализация и т.д.); эргономичность. Проектирование образо-
вательных веб-приложений с учетом изложенных требований позволит создать все условия для повышения эффектности организации электронного обучения в учебных заведениях на основе современных технологий.
Таким образом, универсальные цифровые устройства (смарфоны, планшеты и т.д.) используемые педагогами и студентами в образовательной деятельности, оказывают двоякое влияние на учебный процесс. С одной стороны они становятся прекрасным помощником в получении знаний, с другой - являются игрушкой на занятиях.
Анализ научных публикаций, связанных с перспективами данной технологии
А. Г. Дубинским в работе [3] описан ряд мероприятий по информатизации Днепропетровской медицинской академии, в частности внедрения технологии BYOD. По их оценкам 50% первокурсников имеют личные смартфоны, а к старшему курсу это число приближается к ста процентам, что говорит о реальной доступности этой технологии.
Сотрудники академии использовали сервисы presentain.com, preso.tv для трансляции презентаций и лекций на мобильные устройства студентов. Затем они проводили опросы студентов, причем вопросы студентов транслировались на экранах.
Авторский коллектив во главе с П.Г. Матухи-ным [4] используют облачный диск One-Drive, размещенный на портале Microsoft, позволяющий просматривать содержимое файлов как вебстраницы. Также они используют чат Messenger и возможности Skype, интегрированных в среду облачного диска MS OneDrive.
А. Г. Горбушин [5, С.37-42] пишет, что работа с моделью BYOD требует от учителя высокого уровня информационной компетентности, а тенденция такой бурной информатизации в учебном процессе, влияет на изменение форм и методов работы учителей. Также автор считает, что мобильные устройства должны использоваться как средства доступа к дополнительному, неосновному контенту, например, в презентации в виде ссылок в форме QR-кодов, по которым обучаемые смогут посмотреть дополнительную информацию [5].
Существует масса ресурсов для совместной работы преподавателя и студентов с помощью мобильных устройств. Например, сайт Mind42 позволяет составлять карты разума, или майнд-карты. Преподаватель задает тему для обсуждения, а участники начинают вносить некоторую информацию: текст, графику, ссылки. Использование подобных инструментов позволяет учиться коллективно.
Н. В. Долматова [8] делится опытом применения личных мобильных устройств обучающихся
на уроках и внеурочное время в начальной школе, в частности по применению Google-опросов, а также контроля знаний с помощью сервиса Plickers. Plickers - мобильное приложение, которое использует учитель для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. У каждого обучающегося имеется своя карточка, которую он может поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. Номер студента в списке журнала можно сопоставить с номером карточки, чтобы узнать, кто именно отвечал на вопросы. Решение удобно для получения мгновенной обратной связи с учащимися, для проведения опросов в конце занятий, а также для проверки посещаемости.
Blicker Bluetooth For Students - еще одно приложение для проверки знаний (наподобие Plickers, Kahoot!, PollEverywhere). Plickers используется при наличии QR-карт, в Kahoot! и PollEverywhere требуется от студентов стабильное подключение к интернету, а Blicker не нуждается в этих требованиях. Необходим компьютер (ноутбук) с ОС «Windows 10» и установленным приложением для получения ответов от студентов.
Также много интересных разработок можно найти на сайте Ричарда Бирна: http://www. freetech4teachers.com/.
Подход BYOD связан с различными аспектами как технического, психолого-методического так и педагогического плана. В техническом плане, в лучшем случае, обучающиеся должны иметь устройства схожие по своим техническим характеристикам, иметь доступ к Интернету. Возможность найти информацию в Интернете, позволяет иначе строить учебный процесс, делая акцент на развитие у студентов навыков работы с информацией. В ходе занятий преподаватель, направляя студентов к ресурсам Интернета, может организовать их поисково-исследовательскую деятельность, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одногруппниками, создание мультимедийных презентаций, проектов, программ.
Можно заключить, что сфера применения мобильных устройств достаточно широка:
1. Коллективное обучение может проходить при наличии сетевого ресурса, который способен предоставить возможность одновременной работы над каким-либо объектом группе студентов, например Google Docs.
2. Контроль усвоения знаний может проходить либо удаленно, либо в аудитории, либо сам преподаватель с помощью смартфона может быстро проводить опросы.
3. «Электронное поднятие руки», суть которой в том, что студенту достаточно нажать нужную кнопку в специальном приложении мобильного устройства, чтобы показать преподавателю свою готовность, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями, а также для стеснительных учеников.
4. Обратная связь между студентами и пре-
подавателем, которая может осуществляться с помощью средств быстрой передачи сообщений или социальных сетей, не отвлекая его от процесса изложения материала.
5. Учет посещаемости, что ликвидирует необходимость отмечать отсутствующих вручную.
Анализ научных публикаций, показывает, что технология BYOD актуальна и очень перспективна для внедрения в образовательную среду, ее достоинства позволят изменить образовательный процесс в лучшую сторону, увлечь школьников и создать для них прочную мотивацию, дополнить его современными средствами представления и обработки информации. Отрицательные моменты возможно обойти благодаря мастерству педагога, который должен умело использовать BYOD на благо обучения детей. Ставя вопрос о переходе образовательного учреждения на модель BYOD, важно понимать, что это мероприятие носит только технический, но и педагогический характер, так как меняет механизмы получения учащимися информации, использования ими инструментов и средств обучения и многие важные психологические и ценностные установки учителя.
BYOD в школе
На сайте Letopisi.Ru [10] справедливо говорится о том, что технология BYOD не появляется на пустом месте, в школе уже должна существовать сложившаяся практика использования сетевых ресурсов в проектной учебной деятельности, необходима база учебного контента. В тех учебных заведениях, которые уже имеют зону доступа в Интернет с бесплатным wi-fi для учащихся, уже накоплен опыт применения технологий в образовательном процессе. Педагоги используют возможности мобильных устройств школьников для организации запланированной работы на уроке.
М. А. Зильберман [11] перечисляет основные проблемы, которые нужно будет решать учителю при работе в технологии BYOD, а также предлагает некоторые пути их решения. В частности автор видит педагогическую проблему в возможности ученикам при работе с устройством не выполнять педагогическую задачу, а просто развлекаться. Она предлагает организовывать работу таким образом, чтобы у учеников не было времени на отвлечение. Такой же эффект, по их мнению, дает командная работа.
Педагог делится опытом проведения занятий с использованием мобильных устройств: лабораторные работы с датчиками Vernier, проект «Класс без стен», работа с ЛЕГО «Построй свою историю», Работа с документами Google (просмотр, редактирование, работа в группах).
Интересен опыт учителя Т. В. Панковой, которая проводит уроки окружающего мира по энергобезопасности с использованием BYOD
технологии для учащихся 3-4 классов. На уроке ей применяются средства Power Point, сервисы Google для работы с рисунками, документами и таблицами, ресурс ImageChel для просмотра и создания облака слов.
Учитель начальных классов Е. А. Чухилина проводит школьные экскурсии с использованием технологии BYOD. Дети фиксируют свои наблюдения, а после экскурсии ученики с удовольствием делятся друг с другом фотографиями.
Многие педагоги используют мобильные устройства в обучении при помощи QR-кодирования. QR-код - это двухмерный штрих-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать текст, ссылку на сайт или визитную карточку. QR-коды можно размещать на полях учебного пособия, тем самым расширяя содержание изучаемого параграфа. Можно проводить виртуальные экскурсии и выставки по учебному заведению для гостей, реализовав ее содержательную часть в QR-кодах. Во внеучеб-ной работе можно организовать квесты с переходами по станциям, решениями разного рода заданий.
В состав современных смартфонов и планшетов могут входить датчики, которые могут быть полезны для целей обучения: акселерометр, гироскоп, электронный компас, фото-, видеокамера, секундомер и др., т.е. фактически личное устройство может применяться при проведении практических исследований в качестве измерительного прибора.
Несмотря на то, что технология мобильного обучения внедряется в образовательный процесс весьма фрагментарно, единично и бессистемно, студенты с большим энтузиазмом поддерживают такое обучение. Использование возможностей современных девайсов позволяет привнести в учебный процесс новые краски, которые позволяют сделать его более увлекательным и ярким.
Для успешного внедрения данной технологии необходимо, чтобы в школе использовались сетевые ресурсы для работы учащихся, ученики были обеспечены мобильными устройствами, не было возражений родителей, был разработан план внедрения.
К основным положительным аспектам использования технологии BYOD в школе можно отнести удобство и гибкость, снижение расходов учебного заведения, упрощение работы с сетевыми сервисами, интерактивность обучения и мультимедийный формат представления материалов урока, оперативность работы с информацией и представления результатов. Среди недостатков технологии можно выделить риск того, что ученик отвлечется от урока, недостаточное количество контента для образования, вероятность возникновение трудностей у учителя при
подготовке к занятию, проблема соблюдения принципа здоровьесбережения.
Таким образом, было выявлено, что технология BYOD обладает обширными возможностями, которые можно применять в школьном образовании. Мобильные устройства могут применяться для осуществления контроля, организации совместной деятельности учеников, работы с сетевыми сервисами и мобильными приложениями, для рассылки оповещений, обратной связи между учеником и учителем и для иных целей.
_BYOD в вузе
Главный специалист департамента по работе с образованием IBS Дмитрий Иванченко в своей статье от 26.06.2014 года [11] пишет, что «Мобильные технологии либо слабо, либо совсем не интегрированы в учебный процесс российских вузов». Автор аргументирует это тем, что «вузы не имеют мобильных версий порталов; не адаптируют информационные сервисы для пользователей мобильных устройств; не создают электронный образовательный контент, адаптированный для использования на мобильных устройствах; не разрабатывают мобильные приложения для студентов и преподавателей. Расписание занятий - единственный сервис, который был разработан российскими вузами.
Возможность применять технологию BYOD часто встречает сопротивление как преподавателей, считающих мобильные устройства помехой во время занятий, так и специалистов IT-служб, связанных с необходимостью осуществлять техническую поддержку большого количества платформ, обеспечение безопасности сети и т.д.
В брошюре «BYOD in Education» (A report for Australia and New Zealand) выпущенной компаний Intelligent Business Research Services в 2012 году, подготовленный Джозефом Суини, говорится, что применение средств BYOD в классе пока не вписывается в образ мышления современных учителей, так как педагогические вузы еще не готовили специалистов, которые позволят студентам - будущим учителям в полной мере использовать эту технологию в образовательных целях.
По данным Дмитрия Иванченко, большинство студентов хотели бы пользоваться сервисом по рассылке организационных новостей и уведомлений, а также иметь беспроводной доступ к учебным материалам и электронной медиатеке.
Луисвиллский университет, благодаря компании Cisco, в настоящее время осуществил внедрение беспроводной сети на базе стандарта 802.11n во всех зданиях вуза и на прилегающих к ним территориях, что позволяет поддерживать любые сетевые устройств, приносимые в подразделения университета студентами или их родителями.
Также на рынке лидирует компания Citrix, занимающаяся обеспечением безопасности со-
трудников организаций, в которых разрешены личные мобильные устройства для работы. Например Citrix XenMobile позволяет ИТ-отделу управлять мобильными приложениями и устройствами на различных платформах с единой консоли. Благодаря управлению мобильностью с единой консоли ИТ-отдел может устанавливать политики, отвечающие мерам по обеспечению безопасности и соответствия стандартам, а сотрудники сохраняют возможность использовать личное устройство.
Авторский коллектив во главе с Д. А. Иванченко [13] считают, что реализация концепции BYOD в вузах должна иметь свою специфику, например мобильное устройство должно автоматически отключаться от Интернета и подключаться к хранилищу учебных материалов, если студент находится на лекции, при необходимости блокировать входящие и исходящие звонки, SMS-сообщения и т. д. Однако такие новации сопряжены с необходимостью инвестиций в модернизацию инфраструктуры вуза, необходимостью разработки соответствующего образовательного контента; увеличение интернет-трафика и др. Думается, что в будущем технология BYOD в вузе будет востребована, а также будет окупаться за счет постоянного отказа от других затрат.
Апробация технологии BYOD в образовательном процессе колледжа
Несмотря на проникновение технических новинок в образовательные организации, необходим критичный отбор новых устройств и технологий, прошедших апробацию, либо проведение научных исследований, результаты которых позволят качественно улучшить образовательный процесс, а не просто сделают его более современным.
Автором статьи были проведен ряд занятий в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже с использованием технологии BYOD в группах ИБ-151 (дисциплина -«Криптографические средства и методы защиты информации») и КС-161 (дисциплина - «Основы программирования и баз данных»). Опрос групп проводился с помощью сервиса Plickers.
Plickers - это приложение, которое позволяет проводит фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Программа работает по следующей технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому студенту выдаётся по одной карточке. Она квадратная и имеет четыре стороны (см. рис.1).
Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Преподаватель задаёт вопрос, а студент выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Преподаватель с помощью мобильного при-
ложения сканирует ответы студентов в режиме реального времени. Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Рис. 1. Карточка с QR-кодом
Предварительно, перед использованием приложения, были «закодированы» фамилии и имена студентов в соответствии с журналом, создан список вопросов и ответов.
Студентам были заданы вопросы по дисциплине «Криптографические средства и методы защиты информации»:
1. Метод полиалфавитного шифрования буквенного текста с использованием ключевого слова (текстового):
A - Шифр Вижинера, B - Шифр Цезаря, С -Шифр пар, D - Шифр Эйлера
2. Какой шифр более стойкий к взлому?
A - Симметричный, В - Ассиметричный
3. Какой будет результат шифрования слова КОТ шифром Цезаря с ключом 2?
A - мрф, B - плу, C - йнр, D - имр
4. Верно ли зашифрован открытый текст при помощи одноразового блокнота? Открытый текст: 110; Ключ: 001; Шифротекст: 111
A - True, B - False
5. Какая мощность ключевого пространства в шифре Цезаря?
A - 34, B - 29, C - Количество символов в алфавите, D - Нет верного ответа.
6. Чему равно значение функции Эйлера -phi(10)?
A - 3, B - 4, C - 5, D - 6.
Студентам были заданы вопросы по дисциплине "Основы программирования и БД":
1. Что выведет функция print(31 // 3)?
A - 8, B - 9, C - 10, D - 1.
2. Что выведет следующий код Print('word' +1234)?
A - Word1234, B - 1234, C - 'word' + 1234, D -Ошибку
3. Что выведет следующий код? x = 2 if x == 0: print(3)
A - 0, B - 1, C - 2, D - 3
4. Что выведет следующий код? for i in (1,4): print(i)
A - 1 2 3, B - 1 2 3 4, C - 2 3, D - 1 4.
5. Что выведет следующий код? for i in range(0, 1): print(i+1)
A - 0, В - 1, С - 2, D - 0 1 2.
Ответы студентов позволили мгновенно оценить уровень знаний каждого из них, сделать выводы. Студентам понравилось участвовать в опросе, однако не всегда получалось быстро отсканировать весь класс, - нужно сразу определиться с местоположением. Карточки с QR-кодами необходимо печатать на плотном картоне, так как смартфон не считывает их искаженные изображения (см. рис.2 и 3).
Опрос студентов с помощью приложения Blicker позволит полноценно реализовать технологию BYOD, так как в данном случае были задействованы смартфоны студентов.
Как уже было сказано выше, для применения Blicker, студенты должны скачать бесплатное приложение, а преподаватель устанавливает на компьютер (ноутбук) с ОС «Windows 10» приложение для получения ответов от студентов. Blicker работает в 3 различных режимах: 1) анонимный режим; 2) режим идентификации студентов; 3) режим посещаемости студентов с отметкой времени.
Приложение использует технологию Bluetooth. Порядок действий при опросе на занятии выглядит так: 1) студенты устанавливают приложение и через Bluetooth подключаются к
Рис. 2. Студенты отделения вычислительной техники используют QR-карточки для ответов
Рис. 3. Студенты отделения вычислительной техники используют приложение Kahoot!
компьютеру преподавателя; 2) преподаватель задает вопросы, импортированные в приложение, и предлагает варианты ответов, как правило, их 4; 3) студенты с помощью приложения выбирают нужный вариант; 4) преподаватель с помощью приложения получает в виде гистограммы ответы от студентов.
Применение данной технологии со студентами, показало, что приложение Blicker оказалось достаточно требовательным и породило много «если». Некоторая часть обучающихся имели версии ОС отличные от Android 5.0 + и не смогли установить приложение, другие смогли установить, но не смогли через Bluetooth «увидеть» компьютер преподавателя. На наш взгляд, приложение можно будет эффективно использовать только в больших аудиториях, где число студентов выше 30-40 человек. В противном случае, гораздо быстрее можно провести опрос другими способами, например, письменно, устно, либо через социальные сети.
_Выводы
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что проникновение мобильных технологий в жизнь каждого человека неизбежно, и их использование обусловлено темпом жизни,
требованиями к профессиональным навыкам и знаниям квалифицированного работника в любой сфере. Применение потенциала мобильных устройств в преподавании оправдано, тем более уже сейчас существуют такие способы их использования, которые облегчают работу преподавателя и создают удобство для обучающегося, к тому же не приводящие к возникновению неравенства между имеющими и не имеющими мобильные устройства, а также между людьми с мощными и слабыми гаджетами.
Тенденция развития современного образования, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, влияет на изменение форм и методов работы учителей. Работа с моделью BYOD требует от учителя высокого уровня информационной компетентности. Внедрение в систему образования информационных и коммуникационных технологий приводит к необходимости пересмотра подхода к системе обучения в целом. Технологии приходят новые, и школы должны их использовать для целей не вчерашнего, а уже завтрашнего дня. В связи с этим справедлив тезис, про-
звучавший на конференции Edcrunch, которая прошла 17 и 18 октября 2014 г. в Москве, - преподаватель Анатолий Шперх отметил, что BYOD - это данность, а не вопрос для дискуссии.
Технология BYOD служит элементом информационно-дидактической системы колледжа, которая в свою очередь является целостным образованием, позволяющим рассматривать процесс обучения как информационный процесс, в котором происходит получение, сбора, обработки и использования информации с помощью информационно-коммуникационных средств.
Технология BYOD связана с каждым из компонентов информационно-дидактической системы колледжа: с материально-техническим в плане решения вопроса о возможности применения собственных устройств студентами; с предметно-методическим в плане поиска доступного программного обеспечения и сред, разработки сетевых дидактических материалов; с информационно-педагогической в плане использования новых методов и форм обучения в современной информационно-образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тележинская Е. Л., Дударева О. Б. Мобильное образование - инструмент современного педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №2 (27). С.88-94.
2. SecurEdge Networks [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.securedgenetworks.com/blog/20-pros-and-cons-of-implementing-byod-in-schools (дата обращения: 21.09.2017).
3. Дубинский А.Г. Информатизация образовательного процесса: несколько простых решений. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer37/784.pdf (дата обращения: 21.09.2017).
4. Матухин П.Г., Грачева О.А., Эльсгольц С.Л., Певницкая Е.В. Табличная организация образовательного контента как основа BYOD комплекса поддержки и контроля обучения иностранных студентов физике и русскому языку физики на базе облачного ресурса MS ONEDRIVE. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://inforino2016.mpei.ru/transfer2pub (дата обращения: 21.09.2017).
5. Горбушин А. Г. Использование технологии byod (bring your own device) в образовательном процессе // Актуальные проблемы современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.; Научный Центр "Аэтерна". 2014. С. 58-60.
6. Горбушин А.Г. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. Е.В. Гришиной] . - Уфа: Аэтерна, 2014. - 194 с. (С.37-42)
7. Алексеева Т. В. Технологии byod в образовании // Informative and communicative space and a person : materials of the V international scientific conference on April 15-16, 2015. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 177 p.
8. Долматова Н. В. Использование личных мобильных устройств в образовательном процессе / Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник статей. 28 ноября - 01 декабря 2016 гг. Оренбург. С. 82-86.
9. Токтарова В.И., Благова А.Д. Особенности проектирования образовательных веб-приложений как средств реализации инновационных технологий в вузе // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. - Н. Новгород, ООО «Растр-НН», 2015. - 581. С. 541-543.
10. Образовательный проект Letopisi.Ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://letopisi.org/index.php/BYOD_в _ школе (дата обращения: 21.09.2017).
11. Зильберман М.А. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе // Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: материалы международной научно-практической заочной конференции 19 мая 2014 года / [редкол.: О.Ф. Брыксина (отв. ред.), Е.Н. Тараканова, М.А. Воронина] - Ч.2. -Самара: ПГСГА, 2014. - 278 с.
12. BYOD в российских вузах: все только начинается. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ibs.ru/media/ media/byod-v-rossiyskikh-vuzakh-vse-tolko-nachinaetsya/ (дата обращения: 21.09.2017).
13. Иванченко Д. А., Хмельков И.А., Райчук Д. Ю., Митрофанов А. М., Самочадин А. В., Рогов П. А. Применение подходов byod для построения стратегии информатизации высшего учебного заведения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2013. №3 (174). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-podhodov-byod-dlya-postroeniya-strategii-informatizatsii-vysshego-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 06.10.2017).
Ё4. Остапенко Р.И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4 (12). С. 1-8.
15. Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.
jJ6. Остапенко Р.И. Использование интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов спортивной направленности // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 90-94.
Ц Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (264). С. 81-83.
LITERATURE
lo.
ll.
l2.
13.
l4.
l5.
l6.
i7.
Telezhinskaya E.L., Dudareva O.B. Mobile education - the tool of the modern teacher // Scientific provision of the system for improving the qualification of personnel. 2016. № 2 (27). pp. 88-94.
SecurEdge Networks [Electronic resource] // Access mode: https://www.securedgenetworks.com/blog/20-pros-and-cons-of-implementing-byod-in-schools (reference date: September 21, 2017).
Dubinsky A.G. Informatization of the educational process: several simple solutions. [Electronic resource] // Access mode: http:// www.sworld.com.ua/konfer37/784.pdf (circulation date: September 21, 2017).
Matukhin P.G., Gracheva O.A., Elsgolts S.L., Pevnitskaya E.V. Tabular organization of educational content as the basis for the BYOD complex of support and control of the teaching of foreign students to physics and the Russian language of physics on the basis of the MS ONEDRIVE cloud resource. [Electronic resource] // Access mode: http://inforino2016.mpei.ru/transfer2pub (reference date: September 21, 2017).
Gorbushin A.G. The use of technology BYOD (bring your own device) in the educational process / / Actual problems of modern science: A collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Managing editor: Sukiasyan AA; Aetern Scientific Center. 2014. P. 58-60.
Gorbushin A.G. Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy: a collective monograph [ed. E.V. Grishina]. - Ufa: Aeterna, 2014. - 194 p. (P.37-42)
Alekseeva T.V. Technologies BYOd in education // Informative and communicative space and a person: materials of the V international scientific conference on April 15-16, 2015. - Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». - 177 p. Dolmatova N.V. The use of personal mobile devices in the educational process / A modern lesson in the context of GEF implementation: experience, problems, prospects. All-Russian scientific-methodical conference. Digest of articles. November 28 - December 1, 2016. Orenburg. Pp. 82-86.
Toktarova V.I., Blagova A.D. Features of the design of educational web-applications as a means of implementing innovative technologies in the university // Web-technologies in the educational space: problems, approaches, perspectives: a collection of articles of the participants of the International Scientific and Practical Conference. Ed. S.V. Arutykina, S.V. Napalkov; Arzamas branch of the UNN. - N. Novgorod, Rastr-NN LLC, 2015. - 581 p. pp. 541-543.
Educational project Letopisi.Ru. [Electronic resource] // Access mode: http://letopisi.org/index.php/BYOD_in the school (circulation date: 21.09.2017).
Zilberman M.A. Use of mobile technologies (BYOD technology) in the educational process // Didactics of the XXI century: innovative aspects of the use of ICT in education: materials of the international scientific and practical correspondence conference May 19, 2014 / [seldom: O.F. Bryksina (Ed.), E.N. Tarakanova, M.A. Voronina] - Part 2. - Samara: PGSGA, 2014. - 278 P.
BYOD in Russian universities: everything is just beginning. [Electronic resource] // Access mode: https://www.ibs.ru/media/ media/byod-v-rossiyskikh-vuzakh-vse-tolko-nachinaetsya/ (reference date: 21/09/2017).
Ivanchenko D.A., Khmelkov I.A., Raichuk D. Yu., Mitrofanov A.M., Samochadin A.V., Rogov P.A. Application of byod approaches for building the strategy of informatization of a higher educational institution // Scientific and technical statements SPbSPU. Computer science. Telecommunications. Control. 2013. №3 (174). [Electronic resource] // Access mode: http://cyberleninka. ru/article/n/primenenie-podhodov-byod-dlya-postroeniya-strategii-informatizatsii-vysshego-uchebnogo-zavedeniya (date of circulation: 06.10.2017).
Ostapenko R.I. The Use of Structural Equations in Modeling Educational Management Processes // Educational Management: Theory and Practice. No. 4 (12). Pp. 1-8.
Ostapenko R.I. Management of the process of formation of information and mathematical competence of university students through self-diagnostics // State Adviser. 2014. No. 1 (5). Pp. 160-164.
Ostapenko R.I. Use of Internet resources in solving mathematical problems by students of sports schools, // Perspectives of science and education. 2014. No. 2 (8). Pp. 90-94.
Ostapenko R.I. Formation of informational and mathematical competence of university students through self-diagnostics // Izvestia Voronezh State Pedagogical University. 2014. No. 3 (264). Pp. 81-83.
Информация об авторе Остапенко Роман Иванович
Кандидат педагогических наук, руководитель редакционно-издательского центра Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа
Information about the author
Ostapenko Roman Ivanovich
Candidate of pedagogical Sciences, head of editorial-publishing centre of Voronezh state industrial-humanitarian College