Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акользина Марина Константиновна

Исследование посвящено проблеме разработки учебно-методических материалов по истории и краеведению студентами педагогических специальностей. Сегодня перед учителями стоит трудная задача, связанная с повышением эффективности преподавания истории и краеведения в основной школе. Для того чтобы организовывать это преподавание в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, учителям необходимо внедрять новые универсальные методы и технологии. В этом вопросе отличным помощником для учителей будут учебно-методические материалы, подготовленные студентами - будущими преподавателями истории. Проанализирована проектная деятельность студентов педагогических специальностей 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профили «История и культура конфессий», «История и обществознание»). Рассмотрены созданные студентами в рамках проектной деятельности различные учебно-методические материалы краеведческой направленности для общеобразовательных организаций: урок-игра, урок-экскурсия, репродукция архивных графических материалов, интерактивная видео-экскурсия. Основное внимание уделено рабочей тетради по краеведению, которая позволит интегрировать краеведческий модуль в учебный предмет «История». Проанализирована роль рабочей тетради в учебном процессе, сделан следующий вывод: рабочая тетрадь выступает одним из ведущих инструментов, позволяющих производить самостоятельное изучение предмета и контролировать знания учащихся на всех этапах обучения, что представляет возможность педагогу вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Спроектирована собственная методическая разработка по истории городов Тамбовской губернии в XIX веке, которая представляет собой рабочую тетрадь с заданиями для учащихся, с помощью которой можно изучать не только историческую урбанистику, тамбовское краеведение, но и историю России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акользина Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL MATERIALS IN LOCAL HISTORY FOR GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS BY STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The research is devoted to the issue of developing educational and methodological materials on History and Local studies by students of pedagogical specialties. Today, teachers face a difficult task related to improving the effectiveness of teaching History and Local studies in primary school. To organize teaching with the requirements of the Federal State Educational Standard, teachers need to use new universal methods and technologies. In this matter, teaching materials prepared by students - future history teachers - will be an excellent assistance for teachers. The project activity of students of pedagogical specialties 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (profiles «History and culture of confessions», «History and social studies») is analyzed. Considered various educational and methodological materials in local history for educational organizations created by students at project activities are: lesson-game, lesson-excursion, reproduction of archival graphic materials, interactive video tour. The main attention is paid to the workbook on local history, which will allow integrating the local history module into the academic subject «History». The concluded analyzed role of the workbook in the educational process is that the workbook is one of the leading tools that allow independent study of the subject and control of students' knowledge at all stages of learning, which provides an opportunity for the teacher to eliminate gaps in knowledge in time. Designed its own methodological development on the history of the cities of Tambov province in the 19th century, which is a workbook with assignments for students, with which you can study not only historical urbanism, Tambov local history, but also the history of Russia.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 37.013.32 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-93-100

Поступила в редакцию / Received 15.05.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 16.06.2023 Принята к публикации / Accepted 23.06.2023

оригинальная статья

Подготовка учебно-методических материалов краеведческой направленности для общеобразовательных организаций студентами педагогических специальностей

Акользина Марина Константиновна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

ако1тагт@уаМех. гц

Аннотация. Исследование посвящено проблеме разработки учебно-методических материалов по истории и краеведению студентами педагогических специальностей. Сегодня перед учителями стоит трудная задача, связанная с повышением эффективности преподавания истории и краеведения в основной школе. Для того чтобы организовывать это преподавание в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, учителям необходимо внедрять новые универсальные методы и технологии. В этом вопросе отличным помощником для учителей будут учебно-методические материалы, подготовленные студентами - будущими преподавателями истории. Проанализирована проектная деятельность студентов педагогических специальностей 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профили «История и культура конфессий», «История и обществознание»). Рассмотрены созданные студентами в рамках проектной деятельности различные учебно-методические материалы краеведческой направленности для общеобразовательных организаций: урок-игра, урок-экскурсия, репродукция архивных графических материалов, интерактивная видео-экскурсия. Основное внимание уделено рабочей тетради по краеведению, которая позволит интегрировать краеведческий модуль в учебный предмет «История». Проанализирована роль рабочей тетради в учебном процессе, сделан следующий вывод: рабочая тетрадь выступает одним из ведущих инструментов, позволяющих производить самостоятельное изучение предмета и контролировать знания учащихся на всех этапах обучения, что представляет возможность педагогу вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Спроектирована собственная методическая разработка по истории городов Тамбовской губернии в XIX веке, которая представляет собой рабочую тетрадь с заданиями для учащихся, с помощью которой можно изучать не только историческую урбанистику, тамбовское краеведение, но и историю России.

Ключевые слова: образование; обучение; методика преподавания; педагогические методы и технологии; проектная деятельность; учебно-методические материалы; рабочая тетрадь

Для цитирования: Акользина М.К. Подготовка учебно-методических материалов краеведческой направленности для общеобразовательных организаций студентами педагогических специальностей // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 93-100. DOI 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-93-100

© Акользина М.К., 2023

original article

Preparation of educational and methodological materials in local history for general education organizations by students of pedagogical specialties

Marina K. Akolzina ©

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

akolmarina@yandex.ru

Abstract. The research is devoted to the issue of developing educational and methodological materials on History and Local studies by students of pedagogical specialties. Today, teachers face a difficult task related to improving the effectiveness of teaching History and Local studies in primary school. To organize teaching with the requirements of the Federal State Educational Standard, teachers need to use new universal methods and technologies. In this matter, teaching materials prepared by students - future history teachers - will be an excellent assistance for teachers. The project activity of students of pedagogical specialties 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (profiles «History and culture of confessions», «History and social studies») is analyzed. Considered various educational and methodological materials in local history for educational organizations created by students at project activities are: lesson-game, lesson-excursion, reproduction of archival graphic materials, interactive video tour. The main attention is paid to the workbook on local history, which will allow integrating the local history module into the academic subject «History». The concluded analyzed role of the workbook in the educational process is that the workbook is one of the leading tools that allow independent study of the subject and control of students' knowledge at all stages of learning, which provides an opportunity for the teacher to eliminate gaps in knowledge in time. Designed its own methodological development on the history of the cities of Tambov province in the 19th century, which is a workbook with assignments for students, with which you can study not only historical urbanism, Tambov local history, but also the history of Russia.

Keywords: education; training; teaching methods; pedagogical methods and technologies; project activities; teaching materials; workbook

For citation: Akolzina M.K. Preparation of educational and methodological materials in local history for general education organizations by students of pedagogical specialties. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 2, pp. 93-100. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-22-2-93-100

ВВЕДЕНИЕ

В ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» организована и реализуется проектная деятельность обучающихся в процессе освоения образовательных программ высшего образования уровней: бакалавриата, специалитета, магистратуры. Проект (от лат. "рго]еси" -«брошенный вперед») - это результат проектной деятельности обучающихся в виде определенного продукта, процесса или услуги, предназначенных для активного практического применения в определенной сфере.

Проектная деятельность студентов организуется в течение учебного года или всего

периода обучения в зависимости от содержания, количества выбранных проектов и с учетом образовательной программы. Образовательная программа может предусматривать выполнение работы проектного типа как обязательного в рамках конкретной дисциплины, либо проект может реализоваться за счет контактной аудиторной и/или внеаудиторной работы, в том числе подготовки курсовой работы проектного типа, выпускной квалификационной работы проектного типа, прохождения практики и т. д. [1].

Проектная деятельность способствует созданию условий для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, делая процесс обучения мак-

симально приближенным к практической деятельности в зависимости от выбранной сферы профессиональной деятельности, одновременно повышая уровень личностной самоорганизации и мотивации к обучению.

МАТРИАЛЫ И МЕТОДЫ

При подготовке учебно-методических материалов краеведческой направленности были использованы как общенаучные (анализ и синтез, методы классификации и конкретизации, практический метод), так и непосредственно исторические методы исследования (логический, проблемно-хронологический, историко-динамический). Также в проектной деятельности студенты придерживались принципов объективности и историзма.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С 2020 г. в рамках проектной деятельности студенты выпускного курса НПБ бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «История») занялись подготовкой учебно-методических материалов краеведческой направленности для общеобразовательных организаций.

Первыми образовательными продуктами стали выпускные квалификационные работы (прикладные проекты), разработанные студентами учебно-методические материалы были апробированы во время прохождения педагогической практики: «Село Сосновка в XIX веке» (по заказу МБОУ «Сосновская СОШ № 2», Сосновского района Тамбовской области). Целью проекта стала подготовка учебно-методических материалов краеведческой направленности, а задачами - сбор информации об истории села в XIX в., изучение опубликованных и архивных источников, репродукция архивных графических материалов. В результате была созданы учебно-методические разработки для проведения уроков по краеведению, кружковой работы, школьного музея и библиотеки (урок-игра, урок-экскурсия); «Отечественная война 1812 г. и Тамбовская губерния» (заказчик: МБОУ «Пичаевская СОШ», Пичаевского района Тамбовской области). Задачи: сбор информации об истории Тамбовской губернии в XIX в., изучение опубликованных и архивных источников, перевод документов; проектная ВКР «Дворянские усадьбы Петровского района» (заказчик:

МБОУ «Избердеевская СОШ» Петровского района Тамбовской области), задачами которой, кроме сбора информации об истории Тамбовской губернии в XIX в. и изучения опубликованных и архивных источников, стало создание учебного фильма.

В рамках курсовой работы был выполнен исследовательский проект «Судоходная торговля в Тамбовской губернии в XIX веке» (заказчик: ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей»), результатами которого, помимо сбора информации об истории судоходной торговли в Тамбовской губернии в XIX в. и изучения опубликованных и архивных источников, было выполнение репродукции архивных графических материалов (интерактивная карта); параллельно выполнялся проект «Промысловые маршруты цнинской мордвы начала XVII века на туристической карте Тамбовской области» (заказчик: ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей»), целью которого были реконструкция и нанесение на карту водных промысловых маршрутов цнинской мордвы по источникам XVII в., а также выявление, описание, сопоставление с картографическими материалами промысловых маршрутов цнинской мордвы. В результате была составлена карта промысловых маршрутов цнинской мордвы XVII в. для дальнейшего использования в целях развития туризма в Тамбовской области.

Целью коллективной проектной курсовой работы «Методика составления родословной» (заказчик: ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей») стала подготовка методических материалов по родословно-биографическому краеведению (сбор информации об истории купеческих семей уездных городов Тамбовской губернии в XIX в., изучение опубликованных и архивных источников родословной и биографической информации, освоение технологии родословно-биографического исследования, изучение методов родословного и биографического исследования).

Еще два проекта «Учебные заведения г. Моршанска в XIX веке» и «Город Бори-соглебск Тамбовской губернии в XIX веке» были посвящены разработке виртуальной экскурсии и интерактивной видео-экскурсии (заказчик: ТОГОАУ ДПО «Институт повы-

шения квалификации работников образования»), сбору информации об истории развития системы образования в Тамбовской губернии в XIX в.

Видео-экскурсия и виртуальная экскурсия находят свое применение в рамках изучения истории и краеведения в школе. Видеоматериалы на занятиях можно использовать как: самостоятельный источник знания, дополнительный источник знания, иллюстративный материал. Видео-экскурсия - особый вид учебных или научно-популярных видеоматериалов, представляющий собой виртуальную экскурсию с возможным добавлением интерактивных элементов. Необходимо отметить, что с развитием информационно-коммуникационных технологий подобные виртуальные экскурсии стали предлагать многие мировые и отечественные музеи, картинные галереи и выставочные центры.

Использование видеоматериалов на уроках позволяет решить такие задачи, как: повышение мотивации и заинтересованности учащихся; грамотное распределение урочного времени; создание условий для самостоятельной работы учащихся.

Таким образом, используя основное преимущество аудиовизуальных материалов -яркость и зрелищность - учитель может добиться в долгосрочной перспективе таких целей, как: формирование предметных и ме-тапредметных компетенций; совершенствование концентрации у учащихся; развитие универсальных навыков.

Тематика и методика использования видео-экскурсий на данный момент практически не изучена. В самом начале учитель должен четко определить, какой цели он хочет добиться, используя на занятии видеоматериал, и исходя из этого, определить, какой конкретно материал для этого подойдет.

Главным преимуществом видео-экскурсии является возможность погрузиться в атмосферу рассматриваемого окружения: города, музея и т. п. Недостатком же будет то, что зачастую экскурсии концентрируются лишь на одном аспекте рассматриваемого объекта, например, уделив внимание культуре, «виртуальный экскурсовод» может упустить историческую составляющую. Возможной проблемой можно считать сосредоточенность на одном конкретном городе, му-

зее, стране и т. д. Педагог должен постараться доступно вписать представленную информацию в рамки проходимой темы.

В 2022 г. в рамках коллективной проектной выпускной квалификационной работы студентов направления подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «История и культура конфессий») был выполнен самый значимый проект «Города Тамбовской губернии в XIX веке (рабочая тетрадь)» для ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования».

На сегодняшний день разработано множество методических рекомендаций и пособий по изучению краеведения в школе. Важное место среди них занимает рабочая тетрадь, являющая частью нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных требований к результатам освоения программы основного общего образования учащихся является самостоятельная работа, для организации которой эффективно применять именно рабочую тетрадь. С ее помощью вместо заучивания и воспроизведения уже имеющейся информации реализуется самостоятельное добывание знаний. По мнению преподавателей, рабочая тетрадь -наиболее оптимальное учебное пособие для изучения истории уездных городов Тамбовской губернии XIX в. в рамках преподавания краеведческого модуля.

Историография вопроса о роли рабочей тетради в учебном процессе представлена в исследованиях Н.И. Лобановой [2], О.Е. Данилова [3], учебном пособии В.А. Козакова. Они посвящены задачам, функциям и типологии рабочих тетрадей, а также целям использования этого учебного пособия в преподавании краеведения. Для разработки рабочей тетради по истории уездных городов Тамбовской губернии в XIX в., студенты проанализировали интернет-сайты для подготовки к ГИА и ЕГЭ1, учебники по «Истории России» для 9 класса, а также методические рекомендации Е.А. Вержинской [4]. Для

1 Официальный сайт «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ». URL: https://hist-ege.sdamgia.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).

анализа вопросов о современном преподавании истории городов в школе они изучили научные исследования Д. Исламовой [5], Г.И. Веденеевой [6], Е.А. Остриковой [7], В.К. Романовского [8], которые охарактеризовали место и функции краеведения в школьном образовании. Методы преподавания истории городов в школе отражены в научных статьях и методических разработках Т.А. Бабаковой [9], Н.А. Коноваленко [10], А.Г. Прокофьевой [11].

К числу источников, связанных с созданием рабочей тетради, относятся приказы, примерная программа обучения, научные статьи, авторские разработки учителей, рабочие тетради по истории и краеведению, учебники, интернет-сайты и т. д. В первую очередь исполнители проекта обращались к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ред. от 11 декабря 2020 г.),2 который содержит основные требования к результатам обучения и «включает в список возможных дополнительных учебных предметов «Историю родного края». Следующим важным источником стала «Примерная основная образовательная программа основного общего образования», подчеркивающая не просто значимость краеведения, а приоритетность изучения таких вопросов, как «урбанизация, миграция населения из села в города, городская культура, жизнь средних слоев городского населения»3 и т. д. Согласно «Концепции преподавания учебного курса «История России» преподавание отечественной истории должно реализовываться с учетом сохранения «взаимосвязи между историей государства и историей города, села, семьи».4

2 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. от 31 декабря 2015 г.). URL: https://legalacts.ru/ doc/piikaz-minobmauki-rossii-ot-17052012-n-413/ (дата обращения: 27.04.2023).

3 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: https://sudact.ru/ law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения: 27.04.2023).

4 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях российской

федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/

А в «Федеральном учебном базисном плане» указано количество часов, отводимых на преподавание краеведческого модуля в основной школе.5

Проанализировав роль рабочей тетради в учебном процессе, студенты пришли к выводу о том, что самостоятельная работа учащихся является одним из основополагающих требований к освоению учебного материала на современном этапе обучения. Рабочая тетрадь выступает одним из ведущих инструментов, позволяющих производить самостоятельное изучение предмета и контролировать знания учащихся на всех этапах обучения, что представляет возможность педагогу вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Проектанты рассмотрели основные требования к созданию рабочей тетради и спроектировали на основе этих требований собственную оригинальную методическую разработку по истории городов Тамбовской губернии в XIX в. Методическая разработка представляет собой рабочую тетрадь с заданиями для учащихся, с помощью которой можно изучать не только тамбовское краеведение, но и историю России и историческую урбанистику.

За основу студенты взяли систематизированный ими материал по истории возникновения и развития Кирсанова, Лебедяни и Шацка. Уникальность созданной рабочей тетради заключается в возможности использовать ее не только для изучения регионального краеведения, но и истории России в рамках изучения социально-экономического развития страны в XIX в., социальной структуры общества, торговли и культурного пространства Российской империи XIX в. Кроме этого, поэтапно описана вся работа по созданию методической разработки и даны подробные рекомендации по использованию данной рабочей тетради в процессе обучения краеведению.

b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения: 27.04.2023).

5 Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. URL: https://base.garant.ru/ 6149681/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 27.04.2023).

В коллективной проектной выпускной квалификационной работе «Города Тамбовской губернии в XIX веке (рабочая тетрадь)» студенты проанализировали современное состояние преподавания истории городов в школе. Они изучили взгляды современных педагогов на методы преподавания «краеведческого модуля» и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов образования, в результате чего пришли к выводу о приоритетности региональной истории в учебном процессе и необходимости изучения истории малых городов в рамках преподавания истории России. Также бакалавры систематизировали материал по истории возникновения городов Тамбовской губернии (Кирсанов, Лебедянь, Шацк), истории их изучения и рассмотрели развитие этих городов в XIX в. В итоге сделали заключение о том, что проектирование рабочей тетради по истории малых городов является актуальным по причине того, что данная отрасль знаний изучается в школах исключительно в рамках дополнительного образования, а это препятствует установлению взаимосвязи между развитием страны и развитием регионов.

В настоящее время идет подготовка еще одного коллективного проекта краеведческой направленности «Повседневная жизнь населения городов Тамбовской губернии в XIX веке (тетрадь-тренажер)» (заказчик: ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей»). В качестве наглядного средства обучения тетрадь-тренажер помогает в реализации предметных и метапредметных задач на уроках истории, что делает ее широко применимой в учебном процессе. На заключительном этапе работы после изучения различных видов источников студентами было создано методическое пособие, в котором содержится теоретический материал по истории повседневности и быта провинциальных городов Тамбовской губернии XIX в. и подготовлен ряд практических заданий. Данный образовательный продукт может быть применен не только в изучении отдельных тем по истории, которые под-

разумевают изучение материалов региональной истории, например, в блоке «Этнокультурный облик империи», а также в блоке «Народы России в первой половине XIX века», но и в качестве базы для реализации индивидуального проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования показывают, что внедрение в практику интерактивных технологий способствует повышению качества исторических знаний, уровню познавательной самостоятельности и формированию учебной мотивации учащихся.

Практическая значимость подготовки учебно-методических материалов краеведческой направленности для общеобразовательных организаций студентами педагогических специальностей заключается в возможности использовать представленные материалы для изучения курсов «История России», «История родного края», «История мировой и отечественной культуры», а также в подготовке рабочих листов для проведения уроков, пособий по соответствующей тематике, при организации проектной деятельности учащихся, составлении домашних заданий, проверочных работ.

Интерес к проектной деятельности у педагогов-историков очень большой. С одной стороны, студенты имеют возможность поработать с малоизученными темами, собрать материал о разных сторонах жизни в одно целое. С другой стороны, проектанты получили возможность применить знания на практике, подготовив уникальные образовательные продукты. Это - реальная практическая значимость проделанной студентами работы. Опираясь на правовую базу, собственные знания, исторические данные, студенты постарались сделать учебно-методические материалы максимально пригодными для работы со школьниками и позволяющими ближе познакомиться с историей Тамбовского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акользина М.К. Практико-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2018. С. 127-133. EDN: RVPBOT

2. Лобанова Н.И. Применение рабочих тетрадей при оценивании качества знаний обучающихся по дифференциальным уравнениям в рамках системы дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 4. С. 45. EDN: ZMQACJ

3. Данилов О.Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины // Молодой ученый. 2013. № 4 (51). С. 552-555.EDN: PYHZIZ

4. Вержинская Е.А. Создание рабочей тетради по дисциплине: методические рекомендации. URL: http://ogk.edu.ru/sites/all/files/metod rekomendacii po sozdaniyu rabochey tetradi.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

5. Исламова Д. Сущность понятия «краеведение» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 2. С. 101-108. EDN: MTICXP

6. Веденеева Г.И. Функции краеведческой работы и процесс социализации личности школьника // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12. C. 76-80. EDN: NBPXHF

7. Острикова Е.А. Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации образования // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск, 2012. С. 95-97. EDN: VMQXLV

8. Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2. С. 56-61. EDN: UQDYBP

9. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 2. С. 34-44. EDN: XTOVGX

10. Коноваленко Н.А. Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода. URL: http://проф-обр.рф/blog/2018-10-05-1254 (дата обращения: 27.04.2023).

11. Прокофьева А.Г. Краеведение в школьном литературном образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 5 (13). С. 26. EDN: PASRDL

REFERENCES

1. Akolzina M.K. Practice-oriented training of students at a pedagogical university. In: Makarova L.N., Sharshov I.A., eds. Personal and Professional Development of a Future Specialist. Tambov, Publ. House "Derzhavinsky", 2018, pp. 127-133. (In Russian).

2. Lobanova N.I. The use of workbooks in assessing the quality of knowledge of students on differential equations within the system of additional education. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2017, vol. 5, no. 4, p. 45. (In Russian).

3. Danilov O.E. Printed workbook for the student as part of the educational and methodological complex of the discipline. Molodoy uchenyy, 2013, no. 4 (51), pр. 552-555. (In Russian).

4. Verzhinskaya E.A. Creation of a workbook on the discipline: methodological recommendations. (In Russian). URL: http://ogk.edu.ru/sites/all/files/metod rekomendacii po sozdaniyu rabochey tetradi.pdf (accessed: 27.04.2023).

5. Islamova D. "Local history" notion essence. Culture and Arts Herald, 2010, no. 2, pp. 101-108. (In Russian).

6. Vedeneyeva G.I. The functions of local history work and the socialization process of the school students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 12, pp. 76-80. (In Russian).

7. Ostrikova E.A. Organization of local history activities at school as a reflection of the trend of regionalization of education. In: Pedagogy: Traditions and Innovations. Chelyabinsk, 2012, pp. 95-97. (In Russian).

8. Romanovsky V.K. The high-school course the regional history in terms of the requirements of the federal standards. Education in Nizhny Novgorod, 2015, no. 2, pp. 56-61. (In Russian).

9. Babakova T.A. Environmental regional approach to general education for sustainable development. Lifelong Education: The XXI Century, 2018, no. 2, pp. 34-44. (In Russian).

10. Konovalenko N.A. The use of local history material in the teaching of history and social studies as a means of implementing a personality-oriented approach. (In Russian). URL: http://проф-обр.рф/Ыog/2018-10-05-1254 (accessed: 27.04.2023).

11. Prokofjeva A.G. Regional studies in education schoolliterary. Russian Journal of Education and Psychology, 2012, no. 5 (13), p. 26. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Акользина Марина Константиновна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: akolmaiina@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8684-9405 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, организация проектов и обработка результатов, подготовка текста статьи.

Marina K. Akolzina - Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of History and Philosophy Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: akolmaiina@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8684-9405 Contribution: research issue statement, project organization and results processing, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.