Научная статья на тему 'Подготовка трудовых резервов в школах ФЗО и ремесленных училищах в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья)'

Подготовка трудовых резервов в школах ФЗО и ремесленных училищах в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Красноженова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка трудовых резервов в школах ФЗО и ремесленных училищах в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья)»

Красноженова Елена Евгеньевна Астраханский Государственный университет, кандидат исторических наук, доцент

Подготовка трудовых резервов в школах ФЗО и ремесленных училищах в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья)

Большую роль в условиях войны играло профессиональное образование. Подготовка специалистов осуществлялась на основе сложившейся в довоенное время системы начального, среднего специального и высшего профессионального образования. Широкомасштабный характер модернизации производства в 1930-е гг. вызвал необходимость массового обучения молодежи рабочим профессиям. В октябре 1940 г. была сформирована структура государственных трудовых резервов, в состав которой входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), железнодорожные и ремесленные училища. В конце 1941 г. в Сталинградской области в порядке трудовой мобилизации в школы ФЗО было призвано 7000 человек. В 1942 г. было намечено призвать 9000 человек, хотя было призвано в порядке мобилизации и добровольного набора 4635 человек, или 52% от намеченного. [5, с. 14-18]. За 1941-1942 гг. в системе трудовых резервов Саратовской области было подготовлено 28000 квалифицированных рабочих [3].

Непосредственно перед войной советское правительство приняло дополнительные меры по расширению системы начального профессионального обучения и увеличению контингента учащихся. Так, в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 января 1941 г. «О дополнительных мероприятиях по подготовке государственных трудовых резервов в школах ФЗО в 1941 году» в Нижнем Поволжье были образованы школы ФЗО.

С началом войны правительство и местные органы стремились к сохранению сложившейся организации структуры начального профессионального образования. Были приняты меры к обеспечению материально-технических и кадровых условий учебного процесса. Во всех школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах в июле-августе 1941 г. организованно начались занятия. Был полностью укомплектован штат мастеров, а учащиеся обеспечены пособиями, обмундированием и постельными принадлежностями.

В условиях массового призыва в армию работников производственной сферы в решении проблемы трудовых ресурсов стала преобладать практика принудительного привлечения (мобилизации) молодежи к обучению различным рабочим профессиям. Она заключалась в обязательном выполнении местными органами разверстки правительства в отношении определенного количества юношей и девушек, направленных в те или иные учреждения начального профессионального образования. Для организованного проведения мобилизации были созданы призывные комиссии в составе председателя райисполкома, представителя профсоюзной организации и секретаря райкома ВЛКСМ. На местные органы возлагалась ответственность за своевременное прибытие мобилизованной молодежи к месту учебы, а также за обеспечение призывников одеждой и продуктами питания на время следования в пути [6, с. 47-48]. В то же время школы ФЗО и училища продолжали принимать молодежь и на добровольной основе.

Большое значение придавалось также мобилизации юношей и девушек в школы ФЗО по подготовке рабочих промышленности, коммунального хозяйства и строительства. Так, при школе ФЗО № 18 в Астрахани было организовано обучение электросварщиков, токарей, слесарей, столяров, судосборщиков [1, с. 12-13].

В то же время сельская молодежь, как правило, направлялась на обучение профессиям, необходимым в аграрном секторе экономики.

Обучение в учреждениях начального профессионального образования в годы войны осуществлялось в ускоренном режиме и имело практический характер. Основное внимание на учебных занятиях уделялось приобретению учащимися практических навыков будущей профессии, а производственная практика, по сути, совпадала с началом трудовой деятельности.

В военных условиях организация обучения в учреждениях начального профессионального образования сталкивалась со значительными трудностями. К их числу, прежде всего, относилась нерешенность многих материально-бытовых проблем, которые особенно проявлялись в зимнее время года. Обучение в большинстве школ ФЗО и ремесленных училищах осуществлялось в холодных помещениях, что приводило к частым заболеваниям среди учащихся. Общежития и столовые находились в антисанитарном состоянии, учащиеся проживали скученно, отсутствовали нормальные бытовые условия. Так, в общежитии школы ФЗО № 1 при Судоверфи им. Кирова в Астрахани отмечалась нехватка посуды и инвентаря, недоставало топлива [1, с. 34-35]. Не обеспечено медико-санитарным обслуживанием было ремесленное училище № 1 Сталинского района г. Астрахани [2, с. 2]. Организация процесса обучения затруднялась нехваткой преподавательских кадров. В отдельных школах ФЗО Сталинградской области состав мастеров в военный период обновился на 70-80% [5, с. 14-18].

В конце войны сеть учреждений начального профессионального образования была, в основном, восстановлена. В 1945 г. в СССР действовало более 2400 училищ и школ с количеством учащихся, превышавшим полмиллиона человек [7, с. 58]. Несмотря на недоста-

точный уровень материально-технического обеспечения и трудности организационного характера, в школах ФЗО, железнодорожных и ремесленных училищах удалось наладить учебно-воспитательный процесс, обеспечить проведение производственной практики. В результате промышленное производство и сельское хозяйство получило приток столь необходимых рабочих кадров. Всего за годы войны в системе начального профессионального образования страны было подготовлено до 2,5 млн. молодых рабочих [4, с. 353].

Таким образом, подготовка трудовых резервов в школах ФЗО и ремесленных училищах в военный период способствовала решению проблемы кадровой обеспеченности промышленности Нижнего Поволжья, а потому привлекала внимание местных органов власти региона. Мероприятия местных Советов и партийных органов в области организации подготовки трудовых резервов в Нижнем Поволжье включали решение коммунально-бытовых и кадровых проблем, организации питания и санитарного обслуживания мобилизованных на обучение.

Литература

1. Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСД АО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 660.

2. ГАСД АО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 178.

3. «Коммунист» (Саратов). № 60 от 16 марта 1943.

4. Панарина Е. В. Реализация социальной политики Советского государства в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): На материалах Дона и Северного Кавказа: дис. докт. ист. наук. Армавир, 2009. 552 с.

5. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 88. Д. 149.

6. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 482.

7. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1985. 711 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.