Научная статья на тему 'Мобилизационная деятельность советской власти в рамках системы государственных трудовых резервов в 1941-1943 годах (на материалах Нижнего Поволжья)'

Мобилизационная деятельность советской власти в рамках системы государственных трудовых резервов в 1941-1943 годах (на материалах Нижнего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1039
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ УЧИЛИЩЕ / ШКОЛА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ / THE SKILL / PARTY ORGANIZATION / TRADESMEN SCHOOL / RAILWAY SCHOOL / FACTORY AND PLANT SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Драчиков Федор Васильевич

Статья посвящена системе мероприятий советского руководства по мобилизации людских резервов для обеспечения рабочими кадрами системы государственных трудовых резервов Нижнего Поволжья в условиях военного времени. Приведены материалы, не используемые ранее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Драчиков Федор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobilization activity of the soviet authorities within the framework of the system of state manpower resources in 1941-1943 (using materials of lower Volga region)

The article is devoted to the system of the measures of the Soviet guidance directed to mobilize human resources to supply industry of lower Volga region of the system of state manpower resources in conditions of wartime. The documents which were not used before are also given.

Текст научной работы на тему «Мобилизационная деятельность советской власти в рамках системы государственных трудовых резервов в 1941-1943 годах (на материалах Нижнего Поволжья)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 16 (270).

История. Вып. 51. С. 62-65.

Ф. В. Драчиков

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ

В 1941-1943 ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Статья посвящена системе мероприятий советского руководства по мобилизации людских резервов для обеспечения рабочими кадрами системы государственных трудовых резервов Нижнего Поволжья в условиях военного времени. Приведены материалы, не используемые ранее.

Ключевые слова: квалифицированные рабочие, партийные организации, ремесленное училище, железнодорожное училище, школа фабрично-заводского обучения.

Центральный комитет Коммунистической партии в первые же дни войны выработал развернутую программу перестройки деятельности партии и страны в соответствии с новой обстановкой и новыми задачами. Программа мобилизации сил страны на борьбу с врагом была сформулирована в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. в речи Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина 3 июля и определила направление, характер и масштабы практических мероприятий по созданию в сжатые сроки слаженного военного хозяйства1.

Астраханский, Сталинградский, Саратовский обкомы партии провели организаторскую работу, направленную на увеличение приема молодежи в училища и школы трудовых резервов Нижнего Поволжья, организовали действенный контроль за правильным использованием молодых рабочих на производстве. 8 октября 1941 г. бюро Саратовского обкома ВКП(б) заслушало отчет начальника областного управления трудовых резервов о производственном обучении молодежи. Вскрыв серьезные недостатки, бюро обязало руководителей предприятий и учебных заведений совместными усилиями обеспечить выполнение заданий по подготовке рабочих кадров. Подобные мероприятия разрабатывались партийными органами разных областей и краев, автономных республик2. Астраханский областной комитет ВКП (б) уже 17 ноября 1941 г. постановлением бюро «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные и железнодорожные училища» отменил свое решение от 12 мая и установил новый контингент набора в 3750 человек, превышающий прежний в 2 раза3.

Итоги призыва городской и колхозной молодежи в трудовые резервы были подведены ЦК ВКП (б) и СНК СССР. В постановлении «О ходе выполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР в государственных трудовых резервах СССР» от 28 декабря 1941 г. Центральный комитет партии и Совет Народных Комиссаров отметили успешное проведение призывной кампании, положительные результаты набора молодежи и, исходя из целей подготовки и воспитания действительно квалифицированных рабочих, обязали Главное управление трудовых резервов обеспечить правильную организацию производственного обучения учащихся, создать необходимые условия для успешного овладения ими изучаемыми профессиями, организовать политико-воспитательную работу с будущими рабочими, а также исправить ошибки, допущенные призывными комиссиями и колхозами при призыве молодежи4.

Хотя задача набора молодежи из-за огромного дефицита в рабочей силе в течение всей войны решалась с большим напряжением, удалось благодаря неизменной помощи со стороны партийных и советских организаций обеспечить училища и школы ФЗО Нижнего Поволжья необходимым количеством учащихся. Три четверти призывников приходилось на долю сельской молодежи, третью часть учащихся составляли девушки. Городская молодежь, имевшая более высокий уровень подготовки, зачислялась преимущественно в ремесленные и железнодорожные училища, а сельская - в школы ФЗО5.

Используя в основном методы бесед, лекций и читок, пропагандисты на многих промышленных предприятиях провели большую

работу по разъяснению преимуществ новой системы подготовки квалифицированных рабочих. На Астраханском судостроительном заводе лекциями и беседами было охвачено 745 человек. Сталинградский горком ВЛКСМ командировал в учебные заведения, на заводы и фабрики своих агитаторов сразу только после серьезного рассмотрения их деловых качеств. С октября 1940 г. по июнь 1941 г. Кировским райкомом было подобрано и утверждено 104 человека для работы мастерами производственного обучения и преподавателями. К 1 января 1941 г. партийные организации Саратова направили в трудовые резервы на должности мастеров и помощников мастеров 262 человек, по Краснослободскому управлению трудовых резервов было утверждено мастерами 35 человек, преподавателями - 40. Причем только 7 преподавателей состояли в штате училищ, остальные работали в системе по совместительству.

В соответствии с постановлением СНК СССР была проведена мобилизация в школы фабрично-заводского обучения в период с 15 января по 1 февраля 1942 г. в количестве 400 человек из числа колхозной и сельской молодежи в возрасте от 16 до 17 лет мужского и от 16 до 18 лет женского пола. Указ Президиума Верховного Совета от 13 февраля 1942 г. давал Советскому правительству возможность мобилизовывать для работы в промышленности и строительстве трудоспособное мужское и женское население. Используя опыт Гражданской войны, когда при относительном затишье некоторые армии переводились на положение трудовых армий и перебрасывались на хозяйственные работы, ГКО и во время Великой Отечественной войны прибегнул к созданию специальных формирований в виде строительных батальонов и рабочих колонн. Использование строительных батальонов при возведении оборонительных рубежей вокруг Саратова и восстановлении разрушенных вражеской авиацией производственных объектов (завод комбайнов, крекинг-завод) и др. носило очень распространенный характер6.

7 июля 1942 г. Секретариат ВЦСПС принял постановление «Об оказании помощи домохозяйкам и служащим, пришедшим работать на производство, а также неквалифицированным рабочим и работницам в приобретении производственной квалификации». Ориентируясь на него, транспортные про-

фсоюзы вовлекали домохозяек, жен служащих в работу7.

В 1942 г. резко вырос прием учащихся в учебные заведения трудовых резервов. Однако проведение призывов существенно осложнилось. Мобилизационные планы были значительно увеличены, а возможности набора молодежи сократились. Многие юноши и девушки были вынуждены пойти работать на предприятия. Не подлежали призыву подростки, являвшиеся единственными помощниками своих матерей. Учащиеся общеобразовательных школ призывались в училища и школы ФЗО только в исключительных случаях8.

Производственная база для обучения учащихся школ ФЗО была установлена в г. Элиста. Автореммастерские и МТМ Наркомзема, а в Лагани производственные мастерские Калмгосрыбтреста. В феврале 1942 г. проводился призыв учащихся и подготовка школ ФЗО. Так, в Элистинскую школу ФЗО было призвано из 250 чел. - 236 чел., в Лаганскую школу ФЗО из 150 чел. - 120 человек, из 400 чел. - 356 чел. Для проведения призыва (мобилизации) в школы ФЗО в каждом улусе и городе были образованы призывные комиссии в составе: председателя улусного, городского Исполнительного Комитета депутатов трудящихся (Председатель Комиссии), председателей профорганизаций города, улуса и секретарей городского улусного Комитета Комсомола9.

На высоком уровне прошел призыв в Сталинградской области. Важную роль в его организации сыграло созванное обкомом ВКП(б) совещание директоров и парторгов заводов совместно с директорами и замполитами училищ и школ ФЗО. Областное управление трудовых резервов и горком партии провели общественный смотр готовности учебных заведений к приему учащихся. При этом особое внимание обращалось на состояние жилищно-бытовых условий и правильную постановку агитационно-массовой работы. В результате осуществленных мероприятий многие училища и школы ФЗО еще до начала призыва приняли значительное число добровольцев10.

Партийные органы не только оказывали содействие в проведении приема молодежи, но и строго спрашивали с руководителей, виновных в невыполнении мобилизационных планов. Например, бюро Саратовского горкома ВКП(б) в мае 1942 г. рассмотрело вопрос

о работе школы ФЗО № 12. Ее руководство не выполнило постановление обкома партии, в результате чего набор в школу был сорван. Бюро горкома постановило снять с работы за допущенные ошибки директора и его заместителя по политчасти. Горкому ВЛКСМ было указано на его недостаточное внимание к училищам и школам ФЗО, а также отмечено слабое руководство школой со стороны управления трудовых резервов. Коллектив школы ФЗО № 12 был обязан исправить создавшееся положение в кратчайший срок. Такой принципиальный подход оказывал мобилизующее воздействие на всех работников трудовых резервов, повышал у них чувство ответственности за порученное дело11.

Эти мероприятия дали положительные результаты. Например, во всех училищах и школах ФЗО Нижнего Поволжья были составлены графики изготовления государственных заказов и установлен строгий контроль за их выполнением. Лучшие учащиеся выполняли нормы на 150-250 %. В учебных заведениях Саратовской области была пересмотрена расстановка молодежи в мастерских и цехах базовых предприятий, что позволило ликвидировать случаи дублерства и улучшить производственное обучение, было проведено перераспределение оборудования между училищами, началось производство собственными силами инструмента для учебных мастерских. Подобная практика распространилась на все области Поволжья12.

В 1942-1943 гг. упрочилась материальная база трудовых резервов. К концу войны подавляющее большинство ремесленных и железнодорожных училищ имели свои производственные мастерские. Вырос парк станочного оборудования. Было введено совещание председателей исполкомов, на которые приглашались директора базовых предприятий, председатели райисполкомов, секретари райкомов партии и директора школ ФЗО. Кроме того, у секретарей горкома и обкома ВКП(б) по кадрам был проведен ряд расширенных совещаний хозяйственников, секретарей райкомов партии, председателей райисполкомов при участии директоров школ ФЗО о готовности к приему молодежи. Тщательная организация набора дала положительные результаты. При плане в 2 100 человек в школы ФЗО было зачислено 2 337 учащихся, многие из них являлись добровольцами13.

Призванная в школы ФЗО молодежь обеспечивалась теплой верхней одеждой, обувью, двумя сменами белья, продуктами питания на время следования в пути за счет колхозов, сельская молодежь, не состоящая в колхозах, - за счет родителей, а воспитанники детских домов - за счет органов Нарком-прома. Например, Наркомздрав Калмыцкой АССР обязывался организовать медицинские комиссии при каждой призывной комиссии для медицинского осмотра призываемых в школы ФЗО. Облкому ВЛКСМ и секретарям улускомов ВЛКСМ было предложено принять активное участие в отборе лучшей колхозной и другой сельской молодежи в школы ФЗО, повседневно помогать школам ФЗО, заботиться о нуждах учащихся и неустанно работать над их политическим воспитанием14.

К концу 1943 г. в соответствии с приказом и инструкцией Главного управления трудовых резервов о планировании и учете деятельности училищ и школ ФЗО все учащиеся были закреплены по предприятиям. Стала внедряться практика открытых занятий и переводных экзаменов. Комплектование учебно-производственных групп стало проводиться строго по профессиям только одного наименования в количестве 25-30 человек в ремесленных и железнодорожных училищах и 30-40 человек в школах ФЗО15.

Таким образом, мобилизационная политика советской власти в 1941-1943 гг. привела к обеспечению системы государственных трудовых резервов Нижнего Поволжья необходимым количеством людских ресурсов. Грамотная организация пополнения учащимися ремесленных и железнодорожных училищ, а также школ фабрично-заводского обучения Нижнего Поволжья позволила выпускать на производство квалифицированные рабочие кадры в больших количествах.

Примечания

1 Савельев, В. М. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. М., 1975.

2 Самыличев, Ю. В. Борьба КПСС за создание государственных трудовых резервов СССР (1940-1941 гг.). Л., 1971.

3 Сенявский, С. Л. Рабочий класс СССР (1938-1965 гг.). М., 1971.

4 Стрижков, Ю. К. Перестройка народного хозяйства СССР в первый период Великой Оте-

чественной войны // Ист. зап. М., 1984. Т. 3.

5 Комков, Г. Д. КПСС в период военных испытаний (1941-1945 гг.) // История СССР. 1985. № 1.

6 Володарский, Л. М. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны // Вопр. истории. 1985. № 7. С. 14-35.

7 Кононыхин, Н. М. Партийная и советская печать в период Великой Отечественной войны. М., 1960.

8 Куманёв, Г. А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. 2-е изд. М. : Политиздат, 1983. 238 с. (рец. на кн.: Коваль, М. В. [Б. н.] // Вопр. истории. 1984. № 11.

9 Горьков, Ю. Государственный Комитет Обороны постановляет. 1941-1945 : (Цифры, документы). М. : ОЛМА-Пресс, 2002. 575 с.

10 Киселёв, В. П. Огненные годы. Горьковский комсомол в годы Великой Отечественной войны. Горький, 1973. 32 с.

11 Во главе защиты Советской Родины. Очерк деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны / редкол. Ф. Б. Комал и др. 2-е изд., доп. М. : Политиздат, 1984. 336 с.

12 Кузеев, Р. Г. Советский рабочий класс в Великой Отечественной войне / Р. Г. Кузеев, Е. К. Минибаев // История СССР. 1975. № 5.

13 Листовки Сталинградской областной партийной организации (1942-1943 гг.). Астрахань, 1943.

14 Данилов, В. Н. Советское государство в Великой Отечественной Войне: феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945 гг. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 400 с.

15 Деятельность КПСС по укреплению единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны : межвуз. сб. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.