Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 16 (270). История. Вып. 51. С. 62-65.
Ф. В. Драчиков
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ
В 1941-1943 ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
Статья посвящена системе мероприятий советского руководства по мобилизации людских резервов для обеспечения рабочими кадрами системы государственных трудовых резервов Нижнего Поволжья в условиях военного времени. Приведены материалы, не используемые ранее.
Ключевые слова: квалифицированные рабочие, партийные организации, ремесленное училище, железнодорожное училище, школа фабрично-заводского обучения.
Центральный комитет Коммунистической партии в первые же дни войны выработал развернутую программу перестройки деятельности партии и страны в соответствии с новой обстановкой и новыми задачами. Программа мобилизации сил страны на борьбу с врагом была сформулирована в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. в речи Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина 3 июля и определила направление, характер и масштабы практических мероприятий по созданию в сжатые сроки слаженного военного хозяйства1.
Астраханский, Сталинградский, Саратовский обкомы партии провели организаторскую работу, направленную на увеличение приема молодежи в училища и школы трудовых резервов Нижнего Поволжья, организовали действенный контроль за правильным использованием молодых рабочих на производстве. 8 октября 1941 г. бюро Саратовского обкома ВКП(б) заслушало отчет начальника областного управления трудовых резервов о производственном обучении молодежи. Вскрыв серьезные недостатки, бюро обязало руководителей предприятий и учебных заведений совместными усилиями обеспечить выполнение заданий по подготовке рабочих кадров. Подобные мероприятия разрабатывались партийными органами разных областей и краев, автономных республик2. Астраханский областной комитет ВКП (б) уже 17 ноября 1941 г. постановлением бюро «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные и железнодорожные училища» отменил свое решение от 12 мая и установил новый контингент набора в 3750 человек, превышающий прежний в 2 раза3.
Итоги призыва городской и колхозной молодежи в трудовые резервы были подведены ЦК ВКП (б) и СНК СССР. В постановлении «О ходе выполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР в государственных трудовых резервах СССР» от 28 декабря 1941 г. Центральный комитет партии и Совет Народных Комиссаров отметили успешное проведение призывной кампании, положительные результаты набора молодежи и, исходя из целей подготовки и воспитания действительно квалифицированных рабочих, обязали Главное управление трудовых резервов обеспечить правильную организацию производственного обучения учащихся, создать необходимые условия для успешного овладения ими изучаемыми профессиями, организовать политико-воспитательную работу с будущими рабочими, а также исправить ошибки, допущенные призывными комиссиями и колхозами при призыве молодежи4.
Хотя задача набора молодежи из-за огромного дефицита в рабочей силе в течение всей войны решалась с большим напряжением, удалось благодаря неизменной помощи со стороны партийных и советских организаций обеспечить училища и школы ФЗО Нижнего Поволжья необходимым количеством учащихся. Три четверти призывников приходилось на долю сельской молодежи, третью часть учащихся составляли девушки. Городская молодежь, имевшая более высокий уровень подготовки, зачислялась преимущественно в ремесленные и железнодорожные училища, а сельская - в школы ФЗО5.
Используя в основном методы бесед, лекций и читок, пропагандисты на многих промышленных предприятиях провели большую
работу по разъяснению преимуществ новой системы подготовки квалифицированных рабочих. На Астраханском судостроительном заводе лекциями и беседами было охвачено 745 человек. Сталинградский горком ВЛКСМ командировал в учебные заведения, на заводы и фабрики своих агитаторов сразу только после серьезного рассмотрения их деловых качеств. С октября 1940 г. по июнь 1941 г. Кировским райкомом было подобрано и утверждено 104 человека для работы мастерами производственного обучения и преподавателями. К 1 января 1941 г. партийные организации Саратова направили в трудовые резервы на должности мастеров и помощников мастеров 262 человек, по Краснослобод-скому управлению трудовых резервов было утверждено мастерами 35 человек, преподавателями - 40. Причем только 7 преподавателей состояли в штате училищ, остальные работали в системе по совместительству.
В соответствии с постановлением СНК СССР была проведена мобилизация в школы фабрично-заводского обучения в период с 15 января по 1 февраля 1942 г. в количестве 400 человек из числа колхозной и сельской молодежи в возрасте от 16 до 17 лет мужского и от 16 до 18 лет женского пола. Указ Президиума Верховного Совета от 13 февраля 1942 г. давал Советскому правительству возможность мобилизовывать для работы в промышленности и строительстве трудоспособное мужское и женское население. Используя опыт Гражданской войны, когда при относительном затишье некоторые армии переводились на положение трудовых армий и перебрасывались на хозяйственные работы, ГКО и во время Великой Отечественной войны прибегнул к созданию специальных формирований в виде строительных батальонов и рабочих колонн. Использование строительных батальонов при возведении оборонительных рубежей вокруг Саратова и восстановлении разрушенных вражеской авиацией производственных объектов (завод комбайнов, крекинг-завод) и др. носило очень распространенный характер6.
7 июля 1942 г. Секретариат ВЦСПС принял постановление «Об оказании помощи домохозяйкам и служащим, пришедшим работать на производство, а также неквалифицированным рабочим и работницам в приобретении производственной квалификации». Ориентируясь на него, транспортные про-
фсоюзы вовлекали домохозяек, жен служащих в работу7.
В 1942 г. резко вырос прием учащихся в учебные заведения трудовых резервов. Однако проведение призывов существенно осложнилось. Мобилизационные планы были значительно увеличены, а возможности набора молодежи сократились. Многие юноши и девушки были вынуждены пойти работать на предприятия. Не подлежали призыву подростки, являвшиеся единственными помощниками своих матерей. Учащиеся общеобразовательных школ призывались в училища и школы ФЗО только в исключительных случаях8.
Производственная база для обучения учащихся школ ФЗО была установлена в г. Элиста. Автореммастерские и МТМ Наркомзема, а в Лагани производственные мастерские Калмгосрыбтреста. В феврале 1942 г. проводился призыв учащихся и подготовка школ ФЗО. Так, в Элистинскую школу ФЗО было призвано из 250 чел. - 236 чел., в Лаганскую школу ФЗО из 150 чел. - 120 человек, из 400 чел. - 356 чел. Для проведения призыва (мобилизации) в школы ФЗО в каждом улусе и городе были образованы призывные комиссии в составе: председателя улусного, городского Исполнительного Комитета депутатов трудящихся (Председатель Комиссии), председателей профорганизаций города, улуса и секретарей городского улусного Комитета Комсомола9.
На высоком уровне прошел призыв в Сталинградской области. Важную роль в его организации сыграло созванное обкомом ВКП(б) совещание директоров и парторгов заводов совместно с директорами и замполитами училищ и школ ФЗО. Областное управление трудовых резервов и горком партии провели общественный смотр готовности учебных заведений к приему учащихся. При этом особое внимание обращалось на состояние жилищно-бытовых условий и правильную постановку агитационно-массовой работы. В результате осуществленных мероприятий многие училища и школы ФЗО еще до начала призыва приняли значительное число добровольцев10.
Партийные органы не только оказывали содействие в проведении приема молодежи, но и строго спрашивали с руководителей, виновных в невыполнении мобилизационных планов. Например, бюро Саратовского горкома ВКП(б) в мае 1942 г. рассмотрело вопрос
64
Ф. В. Драчиков
о работе школы ФЗО № 12. Ее руководство не выполнило постановление обкома партии, в результате чего набор в школу был сорван. Бюро горкома постановило снять с работы за допущенные ошибки директора и его заместителя по политчасти. Горкому ВЛКСМ было указано на его недостаточное внимание к училищам и школам ФЗО, а также отмечено слабое руководство школой со стороны управления трудовых резервов. Коллектив школы ФЗО № 12 был обязан исправить создавшееся положение в кратчайший срок. Такой принципиальный подход оказывал мобилизующее воздействие на всех работников трудовых резервов, повышал у них чувство ответственности за порученное дело11.
Эти мероприятия дали положительные результаты. Например, во всех училищах и школах ФЗО Нижнего Поволжья были составлены графики изготовления государственных заказов и установлен строгий контроль за их выполнением. Лучшие учащиеся выполняли нормы на 150-250 %. В учебных заведениях Саратовской области была пересмотрена расстановка молодежи в мастерских и цехах базовых предприятий, что позволило ликвидировать случаи дублерства и улучшить производственное обучение, было проведено перераспределение оборудования между училищами, началось производство собственными силами инструмента для учебных мастерских. Подобная практика распространилась на все области Поволжья12.
В 1942-1943 гг. упрочилась материальная база трудовых резервов. К концу войны подавляющее большинство ремесленных и железнодорожных училищ имели свои производственные мастерские. Вырос парк станочного оборудования. Было введено совещание председателей исполкомов, на которые приглашались директора базовых предприятий, председатели райисполкомов, секретари райкомов партии и директора школ ФЗО. Кроме того, у секретарей горкома и обкома ВКП(б) по кадрам был проведен ряд расширенных совещаний хозяйственников, секретарей райкомов партии, председателей райисполкомов при участии директоров школ ФЗО о готовности к приему молодежи. Тщательная организация набора дала положительные результаты. При плане в 2 100 человек в школы ФЗО было зачислено 2 337 учащихся, многие из них являлись добровольцами13.
Призванная в школы ФЗО молодежь обеспечивалась теплой верхней одеждой, обувью, двумя сменами белья, продуктами питания на время следования в пути за счет колхозов, сельская молодежь, не состоящая в колхозах, - за счет родителей, а воспитанники детских домов - за счет органов Нарком-прома. Например, Наркомздрав Калмыцкой АССР обязывался организовать медицинские комиссии при каждой призывной комиссии для медицинского осмотра призываемых в школы ФЗО. Облкому ВЛКСМ и секретарям улускомов ВЛКСМ было предложено принять активное участие в отборе лучшей колхозной и другой сельской молодежи в школы ФЗО, повседневно помогать школам ФЗО, заботиться о нуждах учащихся и неустанно работать над их политическим воспитанием14.
К концу 1943 г. в соответствии с приказом и инструкцией Главного управления трудовых резервов о планировании и учете деятельности училищ и школ ФЗО все учащиеся были закреплены по предприятиям. Стала внедряться практика открытых занятий и переводных экзаменов. Комплектование учебно-производственных групп стало проводиться строго по профессиям только одного наименования в количестве 25-30 человек в ремесленных и железнодорожных училищах и 30-40 человек в школах ФЗО15.
Таким образом, мобилизационная политика советской власти в 1941-1943 гг. привела к обеспечению системы государственных трудовых резервов Нижнего Поволжья необходимым количеством людских ресурсов. Грамотная организация пополнения учащимися ремесленных и железнодорожных училищ, а также школ фабрично-заводского обучения Нижнего Поволжья позволила выпускать на производство квалифицированные рабочие кадры в больших количествах.
Примечания
1 Савельев, В. М. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. М., 1975.
2 Самыличев, Ю. В. Борьба КПСС за создание государственных трудовых резервов СССР (1940-1941 гг.). Л., 1971.
3 Сенявский, С. Л. Рабочий класс СССР (1938-1965 гг.). М., 1971.
4 Стрижков, Ю. К. Перестройка народного хозяйства СССР в первый период Великой Оте-
чественной войны // Ист. зап. М., 1984. Т. 3.
5 Комков, Г. Д. КПСС в период военных испытаний (1941-1945 гг.) // История СССР. 1985. № 1.
6 Володарский, Л. М. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны // Вопр. истории. 1985. № 7. С. 14-35.
7 Кононыхин, Н. М. Партийная и советская печать в период Великой Отечественной войны. М., 1960.
8 Куманёв, Г. А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. 2-е изд. М. : Политиздат, 1983. 238 с. (рец. на кн.: Коваль, М. В. [Б. н.] // Вопр. истории. 1984. № 11.
9 Горьков, Ю. Государственный Комитет Обороны постановляет. 1941-1945 : (Цифры, документы). М. : ОЛМА-Пресс, 2002. 575 с.
10 Киселёв, В. П. Огненные годы. Горьков-ский комсомол в годы Великой Отечественной войны. Горький, 1973. 32 с.
11 Во главе защиты Советской Родины. Очерк деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны / редкол. Ф. Б. Комал и др. 2-е изд., доп. М. : Политиздат, 1984. 336 с.
12 Кузеев, Р. Г. Советский рабочий класс в Великой Отечественной войне / Р. Г. Кузеев, Е. К. Минибаев // История СССР. 1975. № 5.
13 Листовки Сталинградской областной партийной организации (1942-1943 гг.). Астрахань, 1943.
14 Данилов, В. Н. Советское государство в Великой Отечественной Войне: феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945 гг. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 400 с.
15 Деятельность КПСС по укреплению единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны : межвуз. сб. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. 119 с.