Научная статья на тему 'Подготовка студентов в педагогическом вузе как становление педагогической деятельности: проблемный анализ'

Подготовка студентов в педагогическом вузе как становление педагогической деятельности: проблемный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / STUDENT TRAINING / PEDAGOGICAL ACTIVITY / DEVELOPMENT AND PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

Представлена постановка проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Для этого анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, объектно-предметная область диссертационных исследований, представления преподавателей педагогических вузов о подготовке студентов к педагогической деятельности. В качестве критерия анализа выделены задачи, содержание и результат подготовки к педагогической деятельности. Проблемный анализ включает и предварительную постановку проблемы на основе феноменологического анализа практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT TRAINING FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY: PROBLEM ANALYSIS

Statement of the problem regarding pedagogical activity development during student training is given herein. The federal state educational standards for higher professional education are analyzed for this purpose; as well as objectsubject area of PhD researches, and views of lecturers from pedagogical institutions on student training for pedagogical activity. Objectives, content and results of pedagogical training are pointed out as a criterion for analysis. Problem analysis also includes preliminary statement of the problem based on phenomenological analysis of the practice. The problem lies in that the pedagogical training is not considered from the perspective of pedagogical activity development. It is regarded from the position of readiness. The conducted analysis allowed defining the problem of research which consists in necessity for pedagogical activity development during student training.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов в педагогическом вузе как становление педагогической деятельности: проблемный анализ»

УДК 378

Н. В. Волкова

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Представлена постановка проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Для этого анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, объектно-предметная область диссертационных исследований, представления преподавателей педагогических вузов о подготовке студентов к педагогической деятельности. В качестве критерия анализа выделены задачи, содержание и результат подготовки к педагогической деятельности. Проблемный анализ включает и предварительную постановку проблемы на основе феноменологического анализа практики.

Ключевые слова: подготовка студентов, педагогическая деятельность, становление, проблема, профессиональное педагогическое образование, профессиональная подготовка.

Подготовка студентов педагогического вуза к педагогической деятельности рассматривается нами в контексте педагогического образования. Профессиональную подготовку и профессиональное образование необходимо различать. Ю. В. Сенько, рассматривая педагогическое образование как гуманитарный феномен, различает эти понятия следующим образом: «Если подготовка обеспечивает в той или иной степени готовность учителя к конкретному решению частных задач обучения и воспитания, то педагогическое образование предполагает профессиональную компетентность, за которой в первую очередь стоят понимание и целостное видение педагогом мира образования и конкретной педагогической ситуации в нем как гуманитарного феномена» [1].

Результатом профессиональной подготовки является готовность выпускника высшей педагогической школы к педагогической деятельности. Результатом профессионального педагогического образования, которое далеко не ограничивается вузовской подготовкой студента, является профессиональная компетентность. В контексте образовательной деятельности вуза профессиональная подготовка и профессиональное образование являются взаимосвязанными задачами, соотносясь между собой как средство и цель.

Внутренние закономерности развития педагогического образования и перспективные потребности развития личности, общества и государства определяют необходимость модернизации педагогического образования, которая в течение последнего десятилетия определяется рядом нормативных документов.

Одним из направлений развития системы непрерывного педагогического образования выступает научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования, суть которого состоит в первую очередь в обеспечении обновления государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обес-

печения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ориентировано на создание многоуровневой системы такого образования. Она характеризуется переходом от узкопрофессиональной унифицированной системы подготовки специалиста к широкому фундаментальному и общекультурному образованию с учетом личностных возможностей и потребностей обучающихся и дифференцированного социального опыта.

Стандарты определяют современное профессиональное педагогическое образование как компе-тентностно ориентированное. Основной отличительной особенностью такого образования является ориентация процесса профессиональной подготовки на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения профессиональных педагогических задач.

Логика построения профессиональной подготовки учителя на основе компетентностного подхода предусматривает системные изменения, которые должны быть внесены в процесс профессиональной подготовки.

Цель профессиональной подготовки задается как ожидаемый результат - становление профессиональной компетентности учителя. Цели профессиональной подготовки и цели педагогического образования не совпадают. Цели педагогического образования шире целей подготовки и не сводятся к ним. Цели профессионального, прежде всего педагогического высшего, образования могут быть раскрыты через ценностно-целевое назначение высшей школы, которое можно представить следующими характеристиками:

- реализацией миссии порождения нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм;

- ориентацией на опережающий характер подготовки специалиста, готового к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности;

- системообразующей ролью высшей школы во всех процессах, происходящих в обществе;

- государственно-общественным характером управления образованием, который реализуется субъектами высшей школы.

Стратегические документы указывают на необходимость изменений в профессиональной подготовке. Подготовка к педагогической деятельности выделена в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», однако в образовательной практике только декларируется.

Проблемы, задачи, стратегические направления изменений в образовании, в частности профессиональном педагогическом, обсуждаются общественностью и закреплены в правовых нормах. Вместе с тем без анализа исследовательской компоненты вряд ли возможно выявление и продуктивное решение современных проблем педагогического образования.

Одной из проблем педагогического образования на современном этапе его модернизации выступает подготовка студентов к педагогической деятельности. Для выявления указанной проблемы была проанализирована объектно-предметная область ряда научных исследований за последнее десятилетие.

Необходимо отметить, что проблемы педагогического образования и подготовки будущих педагогов взаимосвязаны. На основе анализа научных исследований можно выделить две основные объектно-предметные области педагогического образования. Одна из них - подготовка будущих учителей [2, 3], подготовка студентов педвуза [4], профессиональная подготовка учителя [5]. Значительная часть научных исследований проблем подготовки будущего учителя посвящена подготовке учителя-предметника.

В качестве предмета исследования выделяются разнообразные виды педагогической деятельности: профессионально-педагогическая, социально-педагогическая, диагностическая. Результатом подготовки выступает главным образом готовность студента к разным видам деятельности (профессионально-педагогической, инновационной, диагностической, социально-педагогической и др.) либо готовность будущего учителя к педагогической деятельности в школе определенного типа.

Другой объектно-предметной областью научных исследований педагогического образования выступает: профессиональная деятельность будущего учителя [6], педагогическая деятельность об-

учающихся в вузе, профессиональная деятельность специалиста в условиях высшей школы, педагогическая деятельность (в разных типах школ), профессионально-педагогическая деятельность учителя, учебная деятельность студентов университета, учебно-познавательная деятельность студентов в высшей профессиональной школе.

В профессиональной (следует понимать педагогической) деятельности исследуются проблемы: индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя, развития мотивации к педагогической деятельности, формирования инновационного компонента профессиональной деятельности, готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода, готовность к педагогической деятельности и др.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что и подготовка студентов, и профессиональная педагогическая деятельность (как объектно-предметные области научных исследований) связываются с решением проблем готовности к отдельным видам педагогической деятельности (задачам профессиональной деятельности), в целом к педагогической деятельности, а также формированием отдельных сторон профессиональной педагогической деятельности. Можно сказать, что в диссертационных исследованиях подготовка к педагогической деятельности исследуется в технократическом контексте, т. е. педагогическая деятельность не связывается исследователями с открытиями, смыслами, отношениями.

Проблемный анализ обратил нас к представлениям преподавателей педагогических вузов о подготовке студентов к педагогической деятельности. С этой целью было проведено интервью с преподавателями Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина. Общее количество респондентов составило - 26 преподавателей, в том числе преподаватели кафедр русского языка, биологии, экономики, педагогики и методики начального образования, общей педагогики. Кроме того, интервью было проведено с преподавателями кафедры педагогики Алтайской государственной педагогической академии (10 респондентов). Исследовательская задача заключалась в анализе представлений преподавателей высшего профессионального педагогического образования о содержании подготовки студентов к педагогической деятельности.

В числе вопросов были предложены следующие: в чем заключается подготовка студентов в педагогическом вузе (к чему готовим), рассматривается ли подготовка студентов к педагогической деятельности как специальная задача в педагогическом вузе, есть ли различия в понятиях «подготовка к педагогической деятельности» и «становление педагогической деятельности»?

Анализ содержания полученных ответов указывает, что подготовка студентов к педагогической деятельности как специальная задача в педагогическом вузе (в направлении подготовки «Педагогическое образование») формулируется специальной задачей в нормативных документах. При этом отмечается, что в реальной практике решается такая задача нередко формально. Так, респонденты указывают, что подготовка к педагогической деятельности носит «недостаточно системный характер»; «психолого-педагогические дисциплины несколько абстрагированы, теоретизированы, редко способствуют формированию и развитию профессиональных компетентностей студентов, востребованных в современной педагогической деятельности»; «узкие специалисты только выдают свой предмет, зачастую не задаваясь вопросом: а зачем он нужен или как этот предмет будет полезен будущему учителю?».

Понимание респондентами «становления педагогической деятельности» и различение с «подготовкой к педагогической деятельности» вызвало затруднения. Подготовку студентов к педагогической деятельности все респонденты связывают: с «готовностью будущих педагогов осуществлять обучение, воспитание и развитие школьников»; «с готовностью осуществлять педагогический процесс»; «с готовностью реализовывать педагогическую деятельность»; «с готовностью управлять процессом обучения и воспитания детей».

В представлениях преподавателей подготовка студентов к педагогической деятельности прежде всего связана с предметно-тематической подготовкой. Задачи подготовки студентов к педагогической деятельности ставятся в нормативных документах, но на практике реализуются слабо. Содержание подготовки к педагогической деятельности респонденты связывают в первую очередь с освоением студентами теоретической базы по предмету и методики преподавания того или иного учебного предмета. В качестве предмета подготовки преподаватели выделяют готовность студента к разным видам педагогической деятельности. Категория «становление педагогической деятельности» не используется преподавателями в образовательной практике и потому не сравнивается с «подготовкой студентов к педагогической деятельности».

Феноменологический анализ практики позволил предварительно сформулировать проблему исследования. Он показал, что через участие (вовлеченность) студентов в образовательных событиях, через проектирование содержания деятельности и организацию Гуманитарной школы (как образовательного события) изменяется их отношение к педагогической деятельности, открываются смы-

слы педагогической деятельности [7]. Образовательные события влияют на подготовку студентов, поэтому их использование может иметь серьезные последствия для качества подготовки к педагогической деятельности. Однако в педагогической подготовке такого рода образовательные события не предусмотрены.

Мы в своем исследовании обсуждаем не подготовку (и как результат - готовность), а становление педагогической деятельности в подготовке. В чем разница? Мы полагаем, что если основная задача педагогического вуза (и предмет исследований) - подготовка к педагогической деятельности, то задача становления самой деятельности не является актуальной в деятельности педагогического вуза. А если мы подготовку рассматриваем с точки зрения становления педагогической деятельности, то мы должны обсуждать, что именно становление педагогической деятельности должно составлять содержание и организацию подготовки. Формировать можно готовность, а деятельность - становится, приобретает форму.

Мы остановились на понятии «становление» в исследовании не случайно. В философской энциклопедии становление характеризуется как «переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление... Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он другой причиной - целью» [8].

В философии образования Э. Н. Гусинский и Ю. И. Турчанинова понятием «становление» определяют период своеобразной подготовки к появлению объекта. Исследователи так определяют этот период: «В этот период внешний наблюдатель уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они еще не складываются в то определенное целое, которое наблюдателю известно (пусть приблизительно) по другим образцам» [9, с. 31]. Отделить становление от развития нелегко и для философии образования это крайне существенно: размышляя о становлении и развитии личности, она рассматривает, как правило, именно тот период, когда личность только формируется, но еще не выявилась вполне. Мы же рассматриваем становление в контексте педагогической деятельности, поскольку в период подготовки будущих педагогов мы не можем говорить о ее сформи-рованности полностью.

В. Е. Клочко в контексте трансспективного анализа соотносит понятия «развитие» и «становление». «Развитие (в устоявшемся понимании) рас-

сматривается как процесс порождения необратимых новообразований, возникающих в результате разрешения противоречия, являющегося источником развития. Новое („необратимые новообразования") рассматривается здесь со стороны продукта. А в продукте процесс порождения уже „окаменел". В связи с этим, например, становится достаточно трудно делать суждения о том, является ли это новое действительно инновационным феноменом, в котором проявляется процесс превращения образовательного пространства в открытое. Понятие „становление" схватывает как раз идею перехода, присущую ему процессуальность. Становление отражает следования тенденциям в порождении новообразований, которые рассматриваются теперь не просто как итог развития, а как результат закономерного усложнения системной организации, столь характерного именно для открытых систем» [10, с. 438].

Становление педагогической деятельности в подготовке студентов характеризуется тем, что происходит: преодоление функциональной редукции (точнее, профилактирование появления ее в педагогической деятельности), т. е. появление понимания предметности собственной педагогической деятельности и восприятие ее содержания как события; открытие личного отношения к педагогической деятельности и педагогической профессии; создание опыта личного действия. Преодоление (профилактирование) функциональной редукции

педагогической деятельности, а значит, и становление педагогической деятельности в подготовке студентов происходит посредством использования (влияния) потенциала образовательных событий. На этой основе (использование потенциала образовательных событий) и необходимо строить подготовку студентов как становление педагогической деятельности.

Проблема заключается в том, что педагогическая подготовка не рассматривается с точки зрения становления педагогической деятельности. Она рассматривается с точки зрения готовности. С одной стороны, общее мнение (и документы, и научные исследования, и представления преподавателей) - надо менять подготовку к педагогической деятельности. С другой стороны, вопросы повышения качества подготовки оказываются связаны с формированием готовности, которая, в свою очередь, определяется большим объемом узнавания материала, его систематизацией и использованием. В то же время решать проблему надо в другом аспекте - в становлении педагогической деятельности. Сложившаяся ситуация подготовки к педагогической деятельности в педагогических вузах не соответствует становлению педагогической деятельности.

Проведенный анализ позволил определить проблему исследования, которая заключается в необходимости становления педагогической деятельности в подготовке студентов.

Список литературы

1. Сенько Ю . В . Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб . пособие для студентов высш . пед . учеб . заведений . М . : Академия, 2000 . 240 с .

2 . Большакова З . М . Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: дис.... д-ра

пед . наук. Екатеринбург: УГППУ, 2000 . 323 с .

3 . Попова А. А. Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности: дис.... канд . пед . наук. Челябинск, 2000 . 278

с

4 . Хрисанова Е . Г . Теоретические основы подготовки студентов педвуза к самоконтролю профессионально-педагогической деятельности:

дис .... д-ра пед . наук . Чебоксары: ЧГУ, 2000 . 378 с .

5 . Ядвиршис Л . А . Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: дис .... д-ра пед . наук . Брянск: БГУ,

2001.401 с .

6 . Морозова О . П . Развитие профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования: дис .... д-ра

пед наук Барнаул: БПГУ, 2002 488 с

7 . Волкова Н . В . Влияние образовательных событий на становление педагогической деятельности в процессе подготовки студентов: мо-

нография / Алтайская гос . акад . образования им . В . М . Шукшина . Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. 276 с .

8 . Философский энциклопедический словарь / под ред . С . С . Аверинцева, Л . Ф . Ильичёва, С . М . Ковалёва и др . 2-е изд . М: Сов . энцикло-

педия, 1989 .815 с .

9 . Гусинский Э . Н ., Турчанинова Ю . И . Введение в философию образования . М . : Логос, 2000 . 224 с .

10 . Клочко В . Е . Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике: трансспективный анализ // Переход к откры-

тому образовательному пространству . Ч . 1: Феноменология образовательных инноваций: колл . монография / под ред . Г . Н . Прозумен-товой . Томск: ТГУ, 2005. С . 437-450 .

Волкова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина.

Ул. Короленко, 53, Бийск, Алтайский край, Россия, 659333. E-mail: VolkovaNVI@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 23.12.2014.

N. V. Volkova

STUDENT TRAINING FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY: PROBLEM ANALYSIS

Statement of the problem regarding pedagogical activity development during student training is given herein. The federal state educational standards for higher professional education are analyzed for this purpose; as well as object-subject area of PhD researches, and views of lecturers from pedagogical institutions on student training for pedagogical activity. Objectives, content and results of pedagogical training are pointed out as a criterion for analysis. Problem analysis also includes preliminary statement of the problem based on phenomenological analysis of the practice. The problem lies in that the pedagogical training is not considered from the perspective of pedagogical activity development. It is regarded from the position of readiness. The conducted analysis allowed defining the problem of research which consists in necessity for pedagogical activity development during student training.

Key words: student training, pedagogical activity, development and problem.

References

1. Sen'ko Yu .V. Gumanitarnye osnovypedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lektsyy: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshykh ped. uchebnykh zavedeniy [Humanities basics for pedagogical education: Course of lectures: Student textbook for higher ped . Institutions] . Moscow, Akademiya Publ., 2000 . 240 p . (in Russian) .

2 . Bol'shakova Z . M . Teoreticheskiye osnovy podgotovki budushchikh uchiteley k professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti: Dis. dokt. ped.

nauk [Theoretical basis for future teachers training for a professional pedagogical activity. Dis . doct . of ped . sci . ] . Yekaterinburg, UGPPU Publ . , 2000 . 323 p . (in Russian) .

3 . Popova A . A. Teoreticheskiye osnovy podgotovki uchitelya k diagnosticheskoy deyatel'nosti: Dis. kand. ped. nauk [Theoretical basis for teachers

training for diagnostic activity. Dis . cand . of ped . sci . ] . Chelyabinsk, 2000 . 278 p . (in Russian) .

4 . Khrisanova Ye . G . Teoreticheskiye osnovy podgotovki studentov pedvuza k samokontrolyu professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti: dis.

dokt. ped. nauk [Theoretical basis for pedagogical students training for self-control in professional and pedagogical activity. Dis . doct. of ped . sci . ] . Cheboksary, ChGU Publ , 2000 378 p (in Russian)

5 . Yadvirshis L . A. Professional'naya podgotovka uchitelya k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti: Dis. dokt. ped. nauk [Teacher's professional

training for social and pedagogical activities . Dis . doct. of ped . sci . ] . Bryansk: BGU, 2001.401 p . (in Russian) .

6 . Morozova O . P. Razvitiye professional'noy deyatelnosti uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: Dis. doct. ped. nauk

[Development of professional work of the teacher in the system of continuous pedagogical education . Dis . doct. of ped . sci . ] . Barnaul, BPGU Publ , 2002 488 p (in Russian)

7 . Volkova N . V. Vliyaniye obrazovatel'nykh sobytiy na stanovleniye pedagogicheskoy deyatel'nosti v protsesse podgotovki studentov: monografiya

[Influence of educational events on pedagogical activity development during student training: Monograph] . Biysk, FGOU VPO "AGAO" Publ ., 2014. 276 p . (in Russian) .

8 . Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. 2-e izdaniye [Philosophical Encyclopedic Dictionary. Ed . by S . S . Averintsev, L . F. Ilychev, S . M . Kovalev.

2nd edition] . Moscow, Sov. Entsiklopediya Publ ., 1989 . 815 p . (in Russian) .

9 . Gusinskiy E . N ., Turchaninova Yu . I . Vvedeniye v filosofiyu obrazovaniya [Introduction to philosophy of education] . Moscow, Logos Publ ., 2000 .

224 p (in Russian)

10 . Klochko V. Ye . Smysl i smysloobrazovaniye v innovatsionnoy obrazovatel'noy praktike: transspektivnyy analiz [Implications and meaning-making

in the innovative educational practice: Transpective analysis/ Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomy prostranstvu. Ch. 1: Fenomenologiya obrazovatel'nykh innovatsiy: koll. monografiya [Transition to open educational environment. Part 1. Phenomenology of educational innovations . Coll . Monograph . Ed . by G . N . Prozumentova] . Tomsk, TGU Publ ., 2005. Pp . 437-450 (in Russian) .

Altai State Academy of Education named after V. M. Shukshin.

Ul. Korolenko, 53, Biysk, Altai region, Russia, 659333. E-mail: VolkovaNVI@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.