Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности'

Подготовка студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВЕБ-САЙТ / МЕДИАРЕСУРС. ОНЛАЙН-СЕРВИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / VIRTUAL SOCIAL NETWORK / WEBSITE / MEDIA RESOURCE / ONLINE SERVICE / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / PEDAGOGICAL UNIVERSITIES STUDENTS' PREPARATION TO VIRTUAL SOCIAL NETWORK USAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкитина Наталья Сергеевна, Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Циулина Марина Владимировна

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности. В статье проводится обоснование необходимости создания модели подготовки студентов в рамках этого направления организации учебно-воспитательного процесса, описываются ее методологические основания и выявляются условия ее эффективного функционирования. Целью статьи является анализ реализации данной модели, который отражается в выводе о том, что разработанная и апробированная модель обеспечивает готовность студентов к эффективному использованию виртуальных социальных сетей в своей профессионально-педагогической деятельности, что подтверждается результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкитина Наталья Сергеевна, Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical university students’ training for virtual network usage in professional pedagogical activity

The article is devoted to the problem of pedagogical university students’ preparing for virtual network usage in professional pedagogical activity. The necessity of creating a model for preparing the students in this area of the educational work is justified, its methodological bases are described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the realization of the model, which is reflected in conclusion on the fact that the developed and tested model ensures the readiness of the students for the virtual social network usage in their professional and pedagogical activity, which is confirmed by the experimental work results.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности»

УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Сергеевна Шкитина, кандидат педагогических наук, доцент,

Наталья Степановна Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент,

Елена Юрьевна Немудрая, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Циулина, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности. В статье проводится обоснование необходимости создания модели подготовки студентов в рамках этого направления организации учебно-воспитательного процесса, описываются ее методологические основания и выявляются условия ее эффективного функционирования. Целью статьи является анализ реализации данной модели, который отражается в выводе о том, что разработанная и апробированная модель обеспечивает готовность студентов к эффективному использованию виртуальных социальных сетей в своей профессионально-педагогической деятельности, что подтверждается результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: виртуальная социальная сеть, веб-сайт, медиаресурс. онлайн-сервис, профессионально-педагогическая подготовка, подготовка студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' TRAINING FOR VIRTUAL NETWORK USAGE IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY

Natalia Sergeevna Shkitina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Stepanovna Kasatkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Elena Yurievna Nemudraya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimirovna Tsiulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the problem of pedagogical university students' preparing for virtual network usage in professional pedagogical activity. The necessity of creating a model for preparing the students in this area of the educational work is justified, its methodological bases are described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the realization of the model, which is reflected in conclusion on the fact that the developed and tested model ensures the readiness of the students for the virtual social network usage in their professional and pedagogical activity, which is confirmed by the experimental work results.

Keywords: virtual social network, website, media resource, online service, professional and pedagogical training, pedagogical universities students' preparation to virtual social network usage.

Виртуальные социальные сети активно входят в жизнь современных людей, в том числе и обучающихся в вузе. Поэтому в образовательных организациях, как следствие информатизации процесса образования, информационно-коммуникационные технологии становятся ресурсом, способствующим организации процесса образования и формированию результатов обучения, позволяющих поднять образовательный процесс на качественно новый уровень.

Как показывает анализ научно-педагогической литературы, термин «социальная сеть» трактуется как виртуальное пространство, в котором посредством программного обеспечения в Интернете пользователи сети связываются с другими участниками через

создание своих профилей [8]; веб-сайт многих пользователей, основная характеристика которого - интерактивность [5]; платформа, онлайн-сервис, предназначенный для построения, отражения и организации социальных отношений между пользователями [1; 2] и др. Рядом исследователей отмечается, что виртуальные социальные сети становятся источником мотивации при изучении предметов и платформой для рефлексии [7].

Что касается классификаций социальных сетей, на наш взгляд, наиболее полную и практико-ориентированную классификацию предложил В.С. Тоискин. Он выделяет такие критерии, как назначение, географический признак, открытость информации, тип предоставляемых услуг и в соответствии с ними выделяет следующие типы социальных сетей: 1) общие виртуальные социальные сети, то есть любой может ими пользоваться без каких-либо ограничений (ВКонтакте) и социальные сети специального назначения (например, социальные сети профессионального назначения); 2) социальные сети, популярные для пользователей всего мира, сети, популярные в каком-то отдельном регионе мира и те, которые популярны в к или среди представителей какой-то одной точке мира или среди представителей какой-либо национальности; 3) открытые социальные сети (БасеЪоок, ВКонтакте), социальные сети с ограниченным режимом доступа и закрытые социальные сети, предполагающие наличие определенного критерия для получения доступа [8].

Виртуальные социальные сети имеют ряд преимуществ, которые привлекают пользователей: комфортность общения, так как можно себя идентифицировать через информацию о себе, увидеть, кто в это время находится на сайте, возможность найти сообщества, имеющие точно такие же интересы, показать свою индивидуальность через комментарии, оценку материалов, поделиться своим восприятием объекта, выносимого на всеобщее обозрение.

Процессная модель, разработанная в данном исследовании, предполагает наличие последовательности перехода исследуемого явления из одного состояния в другое, что выражено в смене этапов.

Процессная модель подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности

I этап - мотивационный. Цель этого этапа - показать важность использования виртуальных социальных сетей студентами педагогических вузов в своей будущей профессиональной деятельности при организации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.

I шаг: отбор преподавателем форм виртуальных социальных сетей; вступительная беседа с обучающимися об актуальности организации учебно-воспитательного процесса с использованием виртуальных социальных сетей.

II шаг: составление перечня терминов, слов и выражений, которые могут вызвать затруднения при работе студентов с виртуальными социальными сетями.

III шаг: разработка конкретной системы деятельности для дальнейшей организации процесса использования виртуальных социальных сетей.

II этап - содержательно-деятельностный. Он предполагает организацию процесса. Этот этап может содержать следующие шаги:

I шаг: использование разнообразных форм виртуальных социальных сетей: тематическая группа, созданная для учеников одного класса (на «стене» группы могут размещаться анонсы мероприятий, ссылки на дополнительные учебные материалы, вопросы для обсуждения и т.д.); тематическая группа, созданная для учеников разных классов (обмен учебными материалами, результатами проектной работы и т.д.); группа, целью которой является развитие критического мышления (выполнение специальных заданий, развивающих критической мышление, обмен мнениями по поводу событий, происходящих в мире и актуальных проблем, возникающих в семье, классе, школе): платформы для тренировки изученного материала, которые интегрируются

преподавателем в социальные сети, например в БасеЪоок; рефлексивные группы по итогам проведенного занятия или воспитательного мероприятия и др.

II шаг: создание педагогических ситуаций с использование виртуальных социальных сетей будущими педагогами [3; 4; 6]: педагогические ситуации, касающиеся организации учебного процесса в образовательном учреждении; педагогические ситуации, касающиеся организации воспитательного процесса в образовательном учреждении; педагогические ситуации, отражающие особенности организации процесса управления в образовательном учреждении.

Третий этап - рефлексивно-коррекционный, который представляет собой мониторинговую деятельность преподавателя по определению уровня сформированности готовности студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в своей профессионально-педагогической деятельности. Нам представляется целесообразным выделение двух шагов, составляющих механизм реализации мониторинговой деятельности на данном этапе.

I шаг - диагностика эффективности процесса подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности через интерпретацию и проверку полученной информации, корректировку предварительных заключений. Критерии и уровни сформированности готовности студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в своей профессионально-педагогической деятельности являются инструментарием на данном шаге.

II шаг - прогнозирование и перспективное планирование педагогической деятельности по совершенствованию процесса подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в своей профессионально-педагогической деятельности, в основе которого лежит учет реальных возможностей образовательного процесса.

Методологическими основами процессной модели подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности являются системный подход как общетеоретическая основа, деятельностный как практико-ориентированная основа, коммуникативный - практико-ориентированная тактика исследования [9].

Мы выявили условия, способствующие эффективному функционированию модели подготовки студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в профессионально-педагогической деятельности:

1. Организация взаимосвязи и координирование усилий коллективов психолого-педагогических и предметных кафедр.

2. Применение интерактивных методов обучения, ставящих студентов педагогических вузов в аналоги профессиональной деятельности.

3. Наличие материально-технической базы, позволяющей использовать виртуальные сети на занятиях систематически.

В заключении необходимо отметить, что разработанная нами модель позволяет сформировать готовность студентов педагогических вузов к использованию виртуальных социальных сетей в своей профессионально-педагогической деятельности, творческий подход в применении теории на практике, что повышает профессиональную адаптацию и значительно улучшает качество подготовки будущих педагогов.

Статья выполнена в рамках научного проекта «Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, О.М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности / О.М. Абрамова // Высшее образование в России. - 2015. - № 7. - С. 155-159.

2. Абрамова, О.М. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 1055-1057.

3. Касаткина, Н.С. Сравнительный анализ организации самостоятельной работы в учебных заведениях России и развитых стран Запада / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 5. - С. 66-70.

4. Касаткина, Н.С. Сравнительный анализ систем контроля и оценивания результатов обучения в России и за рубежом / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5. - С. 64-69.

5. Клименко, О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 405-407.

6. Немудрая, Е. Ю. Применение интерактивных методов обучения студентов в процессе подготовки к педагогической практике / Е.Ю. Немудрая, Н.С. Касаткина, М.В. Циулина, Н.С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 71-80.

7. Онорин, Д.Е. Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка / Д.Е. Онорин // Вестник ПТГПУ. Серия № 1 : Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 2-2.-С. 168-175.

8. Тоискин, В. С. Классификация социальных сетей Интернет как элементов социальных структур / В. С. Тоискин, В.В. Красильников // Научный электронный архив Академии естествознания. Социология информации и коммуникации. - 2012. - URL : http://econf.rae.ru/article/7041 (дата обращения: 01.10.2019).

9. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие / М.В. Циулина. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.

REFERENCES

1. Abramova, O.M. (2015), "Use of cloud technologies for the organization of educational activity control", Higher education in Russia, No 7, pp. 155-159.

2. Abramova, O.M. (2016), "Use of social network in educational process", Young scientist, No 9, pp. 1055-1057.

3. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2016), "Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West", Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 5, pp. 66-70.

4. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E. U. and Shkitina, N.S. (2017), "Comparative analysis of control and evaluation systems of learning outcomes in Russia and abroad", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogopedagogicheskogo universiteta, No 5, pp. 64-69.

5. Klimenko, O.A. (2012), "Social network as a means of teaching and interaction of educational process participants", Renome, SPb., pp. 405-407.

6. Nemudraya, E.U. (2018), "Use of interactive teaching methods in students' training for pedagogical practice", Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 3, pp. 71-80.

7. Onorin, D.E. (2016), "Influence of social network on foreign language teaching", Vestnik PGGPU, No 2-2, pp. 168-175.

8. Toiskin, V.S. and Kuasilnikov, V.V. (2012), "Classification of social network Internet as an element of social structures", Scientific electronic archive of the Academy of Natural Sciences. Sociology of information and communication, available at: http://econf.rae.ru/article/7041.

9. Tsiulina, M.V. (2015), "Methodology of modern psychological and pedagogical researches", publishing house Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.