Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогических вузов к инновационной деятельности'

Подготовка студентов педагогических вузов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE TASK / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION / PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немудрая Елена Юрьевна, Шкитина Наталья Сергеевна, Касаткина Наталья Степановна, Циулина Марина Владимировна

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности. В статье раскрывается сущность понятий, входящих в терминологическое поле проблемы, обосновывается необходимость создания системы подготовки студентов в рамках осуществления данной деятельности, описываются ее методологические основания и выявляются условия ее эффективного функционирования. Целью статьи является анализ реализации данной системы, который отражается в выводе о том, что разработанная и апробированная система обеспечивает готовность студентов к эффективному решению инновационных задач в своей профессионально-педагогической деятельности, что подтверждается результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немудрая Елена Юрьевна, Шкитина Наталья Сергеевна, Касаткина Наталья Степановна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of the students of pedagogical universities for innovative activity

The article is devoted to the problem of the pedagogical university students’ preparing for virtual network usage in the professional pedagogical activity. The necessity of creating a model for preparing students in this area of educational work is justified, its methodological basis is described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the realization of the model, which is reflected in conclusion that the developed and tested model ensures the readiness of students for virtual social network usage in their professional and pedagogical activity, which is confirmed by the experimental work results.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогических вузов к инновационной деятельности»

2008. - № 4. - С. 26-31.

3. Мищенко, В.С. Реактивные свойства кардиореспираторной системы как отражение адаптации к напряженной физической тренировке в спорте : монография / В.С. Мищенко, Е.Н. Лысенко, В.В Виноградов. - Киев : Науковий свгг, 2007. - 351 с.

4. Назаренко, А.С. Влияние активной ортостатической пробы на стабилографические показатели статокинетической устойчивости борцов и футболистов / А.С. Назаренко, Н.Ш. Хаснутдинов // Ученые записки университета имени Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 124-127.

5. Влияние вестибулярных раздражений на устойчивость тела у детей с нарушением слуха / Д.В. Сышко, З.Н. Зевреева, М.Н. Клемпарская, Е.В. Перекотий // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 60-63.

6. Paillard, T. Postural adaptations specific preferred throwing techniques practiced competition-level judokas / T. Paillard, R. Montoya, P. Dupui // J. Electromyogr. Kinesiol. - 2007. - № 17. - Р. 241-244.

REFERENCES

1. Buynov L.G. (2002), "Statokinetic stability and approaches to its pharmacological correction", Review of clinical pharmacology and drug therapy, St. Petersburg, Vol. 1, pp. 27-50.

2. Kuzmin, A.A. (2008), "Features of heart rate variability of young football players and basketball players of 10-15 years of age depending on somatotype", Valeology, No. 4, pp. 26-31.

3. Mishenko, V.S., Lysenko, E.N. and Vinogradov, V. V. (2007), Reactive properties of the cardi-orespiratory system as a reflection of adaptation to strenuous physical training in sport: monograph, Naykovyi svit, Kiev.

4. Nazarenko A.S. and Hasnutdinov, N.Sh. (2014), "Influence of active orthostatic test on sta-bilography indicators of statokinetic stability of wrestlers and football players", Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, No. 5 (111), pp. 124-127.

5. Syshko, D.V., Zevreeva, Z.N., Klemparskaya, M.N. and Perekotii, E.V. (2018), "The effect of vestibular irritation on the stability of the body in children with hearing impairment", Theory and practice of physical culture, pp. 60-63.

6. Paillard, T. Montoya, R. and Dupui, P. (2007), "Postural adaptations specific preferred throwing techniques practiced competition-level judokas", J. Electromyogr. Kinesiol, No. 17, pp. 241-244.

Контактная информации: syshko@list.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2019

УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Юрьевна Немудрая, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Шкитина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Степановна Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Циулина, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности. В статье раскрывается сущность понятий, входящих в терминологическое поле проблемы, обосновывается необходимость создания системы подготовки студентов в рамках осуществления данной деятельности, описываются ее методологические основания и выявляются условия ее эффективного функционирования. Целью статьи является анализ реализации данной системы, который отражается в выводе о том, что разработанная и апробированная система обеспечивает готовность студентов к эффективному решению инновационных задач в своей профессионально-педагогической деятельности, что подтверждается результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная задача, профессионально-педагогическая подготовка, подготовка студентов педагогических вузов к инновационной деятельности.

PREPARATION OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR

INNOVATIVE ACTIVITY

Elena Yurievna Nemudraya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia

Sergeevna Shkitina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Ste-panovna Kasatkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimi-rovna Tsiulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the problem of the pedagogical university students' preparing for virtual network usage in the professional pedagogical activity. The necessity of creating a model for preparing students in this area of educational work is justified, its methodological basis is described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the realization of the model, which is reflected in conclusion that the developed and tested model ensures the readiness of students for virtual social network usage in their professional and pedagogical activity, which is confirmed by the experimental work results.

Keywords: innovation, innovative activity, innovative task, professional and pedagogical preparation, preparation of students of pedagogical universities for innovative activity.

Современная образовательная среда опирается на принципы реформирования образования, в числе которых важным и значимым становится принцип инновационности. Поэтому подготовка будущего учителя к решению стратегических профессиональных задач, готовность к реализации инновационной деятельности является первостепенной.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что понятие «инновация» впервые встречается в работах культурологов XIX века, где оно означало введение некоторых элементов одной культуры в другую [5]. В образовании инновационные процессы стали предметом специального изучения с конца 50-х годов XX века на Западе и в 80-е годы XX века в нашей стране.

Понятие « инновация» становится синонимом понятия « нововведение». Эти понятия трактуются как целенаправленные изменения, вносящие в некую часть социума (общество, организация, группа) новые элементы, которые являются относительно стабильными [6]; как изменения, вносящие в социум новые элементы, хоть и стабильные, но тем не менее вызывающие определенное изменение системы [8]; как целенаправленные изменения в образовательном процессе через внедрение новых, относительно стабильных изменений, обеспечивающих переход этой системы из одного состояния в другое и вызывающих значительное изменение системы [7].

Большинство ученых утверждают, что инновация (нововведение) - это процесс, основанный инновационной деятельности, которая имеет свои особенные характеристики [3].

Многие исследователи любое изменение в организации учебно-воспитательного процесса, внесение чего-то нового, любое улучшение считают инновационной деятельностью в образовательном процессе. Если это лучше, если это делает процесс более эффективным, соответствует современным требованиям и особенностям данного периода развития образовательного процесса, то это нововведение.

Среди многочисленных классификаций инноваций нам наиболее импонирует классификация М.М. Поташника, так как она, на наш взгляд, является наиболее содержательной и полной. Все инновации сгруппированы, исходя из критерия «область изменений в образовании» или составляющие образовательного процесса:

- инновации в содержании образования;

- инновации в области технологий (новые методы, приемы, средства), новые учебно-воспитательные и развивающие системы и т.д.;

- нововведения в организации, структуре и контроле образовательных организаций (новые модели учебных заведений);

- нововведение в области управляющих структур, соответствующих современной образовательной парадигме [7].

Система подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности, разработанная нами, это совокупность методологической, теоретической, методической и практической подготовки, которая отражает динамику становления и развития объекта исследования, смену его состояний и характеристик, а также его этапов.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методологическая подготовка будущего учителя к инновационной деятельности предполагает овладение основами педагогической методологии, а также базовыми знаниями принципов инновационной деятельности и инновационного обучения.

Теоретическая подготовка заключается в реализации когнитивного аспекта процесса подготовки студентов педагогических вузов, направленного на получение знаний в области инновационной деятельности, которая, в свою очередь, может быть декомпозирована следующим образом: овладение категориальным аппаратом, определение целей и задач инновационной деятельности, видов инноваций, особенностей стиля педагога, проводящего инновационную деятельность, формирование знаний в области поисково-познавательной деятельности, организации исследовательской творческой деятельности студентов педагогических вузов. Когнитивный аспект может найти свое отражение в историографическом развитии исследуемой проблемы как в отечественной, так и в зарубежной педагогике, периодизации проблемы подготовки будущего учителя к инновационной деятельности, что в дальнейшем найдет свое применение в путях подготовки будущего учителя к инновационной деятельности, выборе организационных форм и методов осуществления системы подготовки будущего учителя к инновационной деятельности и т.д.

Методическая подготовка - это сочетание знаний методики преподавания специального предмета и особенностей методики подготовки будущего учителя к инновационной деятельности, что предполагает наличие знаний в области диагностики как уровня развития студентов, так и уровня развития обучающихся, это синтез знаний по предмету и овладение инновационным педагогическим опытом, развитие способностей широкого переноса знаний и творческих способов решения педагогических проблем.

Практическая подготовка представляет собой применение всех вышеперечисленных знаний (методологические, теоретические, методические) по проблеме исследования, создание системы знаний, основанных на логике практического решения той или иной проблемы, то есть практико-ориентированных на реальную инновационную деятельность в образовательной организации. На данном этапе следует использовать разнообразные, практико-ориентированные методы и формы подготовки студентов к инновационной деятельности, акцентируя внимание на интерактивных методах организации учебного процесса [1; 2]; система подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности предполагает определение критериев и показателей эффективности ее функционирования [4]; преподавателю необходимо обеспечить рефлексивный характер подготовки [9], основанный на развитии критического мышления.

Методологическими основами системы подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности являются теория мотивации, теория личности, концепция инновационного управления образованием, проектные разработки по личностно-ориенти-рованному образованию.

Основой системы подготовки студентов педагогического вуза к инновационной деятельности является, на наш взгляд, инновационная задача.

В своем исследовании мы выделил следующие типы инновационных задач: инновационно-когнитивные, которые для своего решения требуют определенной совокупности действий, связанных с процессом накопления новых знаний о целях и средствах их

достижения; инновационно-конструктивные задачи, включающие в себя действия по проектированию и планированию содержания учебной и воспитательной информации; инновационно-корригирующие задачи - это задачи коррекции хода, содержания и методов инновационного обучения; формирования необходимого стиля деятельности студента.

Мы выявили условия эффективного функционирования системы подготовки студентов педагогических вузов к инновационной профессионально-педагогической деятельности:

1. Организация взаимодействия и координация усилий преподавателей психолого-педагогических и предметных кафедр.

2. Реализация рефлексивного подхода, создающего возможность реализации инновационной деятельности в профессионально-педагогическом обучении как метапредмет-ной деятельности студентов.

3. Наличие материально-технической базы, позволяющей внедрять педагогические инновации в учебно-воспитательном процессе вуза систематически.

В заключение важно отметить, что разработанная нами система подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности позволяет сформировать готовность будущих учителей к реализации и решению инновационных задач в своей профессионально-педагогической деятельности, что существенно влияет на профессиональную самооценку будущего специалиста и значительно улучшает качество подготовки будущих учителей.

Статья выполнена в рамках Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 43-48.

2. Касаткина, Н.С. Сравнительный анализ организации самостоятельной работы в учебных заведениях России и развитых стран Запада / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 5. - С. 66-70.

3. Лапин, Н.И. Системно-деятельностная концепция исследования нововведений / Н.И. Лапин // Диалектика и системный анализ : сборник статей/ отв. ред. акад. Г.М. Гвишиани. - Москва : Наука, 1986. -С. 336.

4. Применение интерактивных методов обучения студентов в процессе подготовки к педагогической практике / Е.Ю. Немудрая, Н.С. Касаткина, М.В. Циулина, Н.С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 71-80.

5. Немудрая, Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук / Немудрая Е.Ю. - Челябинск, 1999. - 199 с.

6. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - Москва : Педагогика, 1979. - 207 с.

7. Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - Москва : Новая школа, 1995. - 464 с.

8. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие / М.В. Циулина. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.

9. Шкитина, Н.С. Эмпатическая составляющая профессиональной компетентности будущего учителя / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 113-118.

REFERENCES

1. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.Yu., Shkitina, N.S. and Tsiulina, M.V. (2017), "Situational problem as a means of training future teachers to interact with students", Vestnik Chelyabinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 9, pp. 43-48.

2. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2016), "Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West", Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 5, pp. 66-70.

3. Lapin, N.I. (1986), "System and activity concept of innovation research", Book 6: Dialectics and system analysis, Science, Moscow.

4. Nemudraya, E.Yu. (2018), "Use of interactive teaching methods in students' training for pedagogical practice", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 3, pp. 71-80.

5. Nemudraya, E.U. (1999), Formation of innovation skills of future teachers, dissertation, Chelyabinsk.

6. Ed. Piskunov, A.I. and Vorobiov, G.V, ('979), Theory and practice of pedagogical experiment, Pedagogika, Moscow.

7. Ed. Potashkin, M.M. and Lazarev, V.S. (1995), School development management: Handbook for top managers of educational establishments, New School, Moscow.

8. Tsiulina, M.V. (2015), Methodology of modern psychological and pedagogical researches, Chelyabinsk.

9. Shkitina, N.S., Kasatkina, N.S. and Nemudraya, E.Yu. (2015) Empathic component of professional competence of a future teacher, Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 6, pp. 113-118.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2019

УДК 378.6

БИНАРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Дмитрий Александрович Новохатский, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры, Сергей Александрович Жарков, кандидат педагогических наук, Дмитрий Владимирович Егоренков, кандидат педагогических

наук, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел

Российской Федерации

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей бинарных занятий в высших учебных заведениях системы МВД России. В работе охарактеризованы этапы подготовки к проведения бинарного занятия. Авторами доказано, что бинарные занятия позволяют повысить мотивацию у обучающихся, сформировать интерес к постижению профессии. Вторами доказано, что бинарный урок является высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь высоких результатов и совершенствовать компетентности обучающихся. Бинарные занятия создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к занятию обучающиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов.

Ключевые слова: бинарные занятия, средства, методы, внедрение новых технологий, познавательная активность занимающихся.

BINARY CLASSES AS AN INNOVATIVE FORM OF EDUCATION Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department, Dmitri Aleksandrovich Novokhatskii, the candidate of law sciences, deputy head of the Department, Sergey Alexandrovich Zharkov, the candidate ofpedagogical sciences, Dmitri Vladimirovich Egorenkov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation

The article is devoted to the study of the features of binary classes in higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The study describes the stages of preparation for the binary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.