Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников'

Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ / CIVIL EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN'S CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Циулина Марина Владимировна, Шкитина Наталья Сергеевна

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Обосновывается необходимость создания модели подготовки студентов в рамках этого направления воспитательной работы, описаны ее методологические основания и выявлены условия ее эффективного функционирования. Цель статьи проанализировать эффективность функционирования данной модели. Делается вывод о том, что разработанная и апробированная модель обеспечивает готовность студентов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников в образовательных организациях, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Циулина Марина Владимировна, Шкитина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical university students’ training for pupils’ civil and patriotic education

The article is devoted to the problem of pedagogical university students’ preparing for schoolchildren’s civil and patriotic education. The necessity of creating a model for preparing students in this area of educational work is justified, its methodological bases are described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of the model functioning. It is concluded that the developed and tested model ensures the readiness of students for the organization of schoolchildren’s civil and patriotic education in educational organizations, which is confirmed by the results of the experimental work carried out.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников»

2. Volkov A.V., Panchenko I.A. and Bolotin A. E. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-37.

3. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S., Bolotin A.E. and Yarchikovskaya L.V (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: karpovaSN@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Степановна Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Юрьевна Немудрая, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Циулина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Шкитина,

кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»), г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящается проблеме подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Обосновывается необходимость создания модели подготовки студентов в рамках этого направления воспитательной работы, описаны ее методологические основания и выявлены условия ее эффективного функционирования. Цель статьи - проанализировать эффективность функционирования данной модели. Делается вывод о том, что разработанная и апробированная модель обеспечивает готовность студентов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников в образовательных организациях, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' TRAINING FOR PUPILS' CIVIL AND

PATRIOTIC EDUCATION

Natalia Stepanovna Kasatkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Yurievna Nemudraya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimi-

rovna Tsiulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Sergeevna Shkitina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the problem of pedagogical university students' preparing for schoolchil-dren's civil and patriotic education. The necessity of creating a model for preparing students in this area of educational work is justified, its methodological bases are described, and its effective functioning conditions are revealed. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of the model functioning. It is concluded that the developed and tested model ensures the readiness of students for the organization of school-children's civil and patriotic education in educational organizations, which is confirmed by the results of the experimental work carried out.

Keywords: civil education, patriotic education, civil and patriotic education, pedagogical university students' training for schoolchildren's civil and patriotic education.

В современном обществе проблема формирования гражданских качеств у молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, наблюдаются процессы демократизации и появление

многопартийной системы, что создает определенные трудности в понимании молодым поколением сущности гражданственности, так как современная молодежь не прошла той школы гражданского воспитания, которое выпало на долю старшего поколения.

Как показывает анализ научно-педагогической литературы, большинство ученых, таких как А.С. Гаязов [1], Г.Я. Гревцева [2; 3], Н.В. Ипполитова [2], В.И. Лутовинов [6], М.В. Циулина [9] и др., рассматривают гражданственность и патриотизм как интегратив-ные качества личности, заключающиеся в любви к Родине, уважении к государственной власти, стремлении к миру, чувстве собственного достоинства и внутренней свободе, дисциплинированности и культуре межнационального общения. Становление гражданственности и патриотизма зависит от уровня развития общественного строя и общества, законов и закономерностей развития конкретного государства, уровня развития культуры (нравственная, политическая, правовая и др.), субъективных обстоятельств (усилия педагогов, родителей, деятельность общественных организаций) [1; 5; 6]. Рядом исследователей проблема гражданско-патриотического воспитания рассматривается как составляющая нравственного воспитания [3; 5]. На наш взгляд, такой подход правомерен, так как нравственное воспитание - это большой пласт воспитательной работы, который включает и такие задачи, как половое воспитание, экономическое и даже частично правовое.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет собой диссертационное исследование И.В. Суколенова, в котором он определяет принципы инвариантности системы образования в России, среди них - принцип общинности образа жизни русских, который отражает особенности ментальной и духовной организации русского народа, отражающий особенности социально-экономического жизненного уклада; принцип приоритета государственных интересов над личными; принцип приоритета национальной идеи, выражающийся в организации учебно-воспитательного процесса исходя из особенностей Российской действительности [7].

Под гражданственностью и патриотизмом мы понимаем интегративные качества личности, заключающееся в любви к Родине, уважении к государственной власти, культуре межнационального общения и стремлении к миру, которое определяется объективными закономерностями развития общества, особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем, субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций. Под гражданско-патриотическим воспитанием нами понимается целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемых, результатом которого является формирование гражданственности и патриотизма.

В нашем исследовании мы выбрали из ряда педагогических моделей процессную модель, отличительной чертой которой является представление последовательности перехода исследуемого явления из одного состояния в другое.

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

I этап - мотивационный. Цель этого этапа - показать важность гражданско-патри-отического воспитания в воспитательной системе образовательной организации.

I шаг: отбор преподавателем методов, приемов, средств и форм гражданско-патри-отического воспитания; вступительная беседа с обучаемыми о важности воспитания гражданских чувств и убеждений.

II шаг: составление перечня терминов, слов и выражений, которые могут вызвать затруднения при понимании содержания гражданско-патриотического воспитания, например, национализм, шовинизм, интернационализм, ксенофобия, и др., то есть тех понятий, которые сопряжены с понятием «гражданственность».

III шаг: разработка конкретной системы деятельности для дальнейшей организации процесса гражданско-патриотического воспитания.

II этап - содержательно-деятельностный. Он предполагает организацию процесса гражданско-патриотического воспитания школьников. Этот этап может содержать следующие шаги:

I шаг: использование разнообразных форм гражданско-патриотического воспитания, предлагаемые турфирмами, прежде всего, экскурсий по Большой и Малой Родине. Они классифицируются по содержанию, составу участников, месту проведения, способу проведения, способу передвижения, форме проведения. Классификация экскурсий по содержанию: обзорные и тематические (обзорные: «Прошлое, настоящее и будущее Челябинска», «По историческим и памятным местам Челябинска», «Город мой - гордость моя», «Челябинск в 2-х веках» и др.).

Тематические экскурсии подразделяются на 7 групп: исторические, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные.

Кроме того, исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: ис-торико-краеведческие («Оренбургское казачье войско»), археологические и этнографические («Их именами названы улицы», «Зюраткульский национальный парк», «Ильменский заповедник» и др.).

II шаг: создание педагогических ситуаций для реализации гражданской и патриотической позиции обучающихся в рамках творческой экскурсионной деятельности [4].

- дискуссии на темы: «Что мешает мне проявлять гражданскую позицию»; «Россия - многонациональная держава»; «Я - участник гражданских акций»; «Иностранные рабочие решат проблему кадров в России»; «В России должны быть закрыты все АЭС» и др.

- создание собственного словаря «Мой гражданский словарь»; авторских карт с новой или проблемной тематикой;

- написание рефератов и сочинений на темы, связанные с гражданственностью и патриотизмом;

- школьный конкурс фотографий: «Я познаю родной край и Россию».

III шаг: взаимосвязь экскурсионной деятельности и гражданско-патриотического воспитания в школе.

- изучение тем «Крупные заводы на Урале», «Челябинск в годы гражданской войны», «Челябинск в годы Великой Отечественной войны» и др. (уроки истории);

- ведение дневников наблюдения за погодой; экскурсии в геологический музей и др. (уроки географии);

- экскурсии по театрам Челябинска (уроки литературы, истории, ИЗО, МХК) и др.

Третий этап - рефлексивно-коррекционный, на котором реализуется мониторинговая деятельность преподавателя по определению уровня сформированное™ гражданственности и патриотизма у обучающихся. Нам представляется целесообразным выделение двух шагов, составляющих механизм реализации мониторинговой деятельности на данном этапе.

I шаг - диагностика эффективности процесса управления гражданско-патриотиче-ским воспитанием школьников. Для определения эффективности этого процесса необходимы выделение, анализ, учет и оценка факторов, оказывающих влияние на данный процесс, выявление их устойчивости, периодичности. Кроме того, нужна интерпретация полученной информации, проверка ее полноты и точности, корректировка предварительных заключений. Инструментарием на данном шаге являются критерии и уровни сформи-рованности гражданственности и патриотизма как качеств личности у школьников.

II шаг - прогнозирование и перспективное планирование педагогической деятельности по совершенствованию процесса гражданско-патриотического воспитания. Прогнозирование дальнейших тенденций развития данного процесса осуществляется с учетом реальных возможностей образовательного процесса. На данном шаге прогнозирование рассматривается как ближайшее и актуальное.

Методологическими основами процессной модели подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическом воспитанию школьников являются системный подход как общетеоретическая основа, деятельностный как практико-ориентированная основа, аксиологический - практико-ориентированная тактика исследования [8]. Мы выявили условия, способствующие эффективному функционированию модели подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников:

1. Организация взаимосвязи и координирование усилий педагогического коллектива образовательного учреждения и ООО «Челябинское бюро международного туризма «Спутник»»; вовлечение школьников в экскурсионную деятельность на основе их приобщения к традициям отечественной истории, культуры и искусства.

2. Создание педагогических ситуаций для реализации гражданской позиции школьников в рамках творческой экскурсионной деятельности.

3. Взаимосвязь экскурсионной деятельности и гражданско-патриотического воспитания в школе.

В заключении необходимо отметить, что разработанная нами модель позволяет сформировать готовность студентов педагогических вузов к организации гражданско-пат-риотического воспитания школьников, творческому применению полученных знаний, способность к профессиональной адаптации, что значительно улучшает качество подготовки будущих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаязов, А.С. Формирование современного гражданина: теория, практика, проблемы / А.С. Гаязов // Вестник ВЭГУ - 2018. - № 1 (93). - С. 40-57.

2. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 27-32.

3. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин / Г.Я. Гревцева. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 203 с.

4. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 43-48.

5. Касаткина, Н.С. Сравнительный анализ организации самостоятельной работы в учебных заведениях России и развитых стран Запада / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 5. - С. 66-70.

6. Лутовинов, В.И. Современный Российский патриотизм: понимание, проблемы, направления, развития / В.И. Лутовинов // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2014. - № 1 (63). - С. 6-17.

7. Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях России : дис. ... д-ра пед. наук / Суколенов И.В. - М., 2001. - 372 с.

8. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие / М.В. Циулина. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.

9. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Циулина М.В. - Челябинск, 2012. - 26 с.

REFERENCES

1. Gayazov, A.S. (2018), "Modern citizen forming: theory, practice, problems", Vestnik VEGU, No. 1 (93), pp. 40-57.

2. Grevtseva, G.Ya. and Ippolitova, N.V. (2015), "Civil and patriotic education: historical aspect", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No. 6, pp. 27-32.

3. Grevtseva, G.Ya. (2003), High school students civil education by means of humanitarian subjects, Chelyabinsk.

4. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U., Shkitina, N.S. and Tsiulina, M.V. (2017), "Situation task as a means of future teacher training for interaction with students", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta, No. 9, pp. 43-48.

5. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2016), "Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West", Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No. 5, pp. 66-70.

6. Lutovinov, V.I. (2014), "Present-day Russian patriotism: understanding, problems, development directions", SOTIS - sotsialnie tehnologii, issledovaniya, No. 1 (63), pp. 6-17.

7. Sukolenov I.V. (2001), Theory and practice of civil education in Russian educational establishments, dissertation, Moscow.

8. Tsiulina, M.V. (2015), Methodology of modern psychological and pedagogical researches, Chelyabinsk.

9. Tsiulina, M.V. (2012), Patriotic education of secondary school pupils by opportunities of social educational environment, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2019

УДК 796.422.12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ

ДИСТАНЦИИ

Андрей Николаевич Катенков, аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Олег Вацлавович Куцевич, соискатель, Николай Федорович Филатов, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное училище

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Этими условиями являются: применение тренировочных режимов, сходных с соревновательными нагрузками; обеспечение плавного перехода от специально-силовой и скоростно-силовой нагрузки - к скоростной нагрузке; использование силы тяжести с помощью поз, объединяющих двигательные действия бегуна в единую систему; применение упражнений для повышения устойчивости тела с целью улучшения прямолинейности бега и экономичности беговых шагов. Важными условиями являются: использование пространственных ориентиров, обеспечивающих равномерность беговых шагов и повышение ритмичности бега, а также включение в содержание общефизической подготовки упражнений для совершенствования специальной ловкости, позволяющей синхронизировать двигательные и вегетативные функции спортсменов.

Ключевые слова: бегуны на короткие дистанции, результативность соревновательной деятельности, психолого-педагогические условия.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE IN EFFECTIVENESS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE QUALIFIED SHORT DISTANCES RUNNERS

Andrey Nikolaevich Katenkov, the post-graduate student, Ulyanovsk State Pedagogical University of I.N. Ulyanov; Oleg Vatslavovich Kutsevich, the competitor, Nikolay Fedorovich Filatov, the competitor, Cherepovets Highest Military Engineering College

Annotation

Results of the researches of the authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for increase in effectiveness of the competitive activity of the qualified runners on short distances are presented in the article. These conditions are: application of the training modes similar to competitive loadings; ensuring smooth transition from special and power and high-speed and power loading - to high-speed loading; use of gravity by means of the poses uniting physical actions of the runner in a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.