Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей обучающихся'

Подготовка студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТАЛАНТ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Циулина Марина Владимировна, Шкитина Наталья Сергеевна

В статье представлена проблема профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, одной из важнейших составляющих которой является творческий аспект. В основе данной подготовки лежит методика немецкого педагога Карла Орфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Циулина Марина Владимировна, Шкитина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of pedagogical university students to the creative abilities’ development of pupils

The article presents the problem of professional training of pedagogical high school students, one of the most important components of which is the creative aspect. The basis of the training is the German teacher Carl Orff’ technique.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей обучающихся»

4. Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Ivanenko, A. V. (2016), "Methodical principles of the use of gidroatletizm facilities to maintain physical performance of submariners in the long march", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 1, pp. 194-197.

5. Taymazov V.A., Bolotin A.E., Tsvetkov S.A. and Mikheev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp.169-173.

6. Bakaev V., Bolotin, А., Surmilo S. and Aganov S. (2018), "Comparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes", World congress ofperformance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

7. Bolotin, А. Е. and Bakayev V. V. (2017), "Peripheral circulation indicators in veteran trail runners", Journal of Physical Therapy Science (JPТS), Vol. 29, No.6, pp.1092-1094.

Контактная информация: Karpov-seaman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наталья Степановна Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Юрьевна Немудрая, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Циулина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Шкитина,

кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), г. Челябинск

Аннотация

В статье представлена проблема профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, одной из важнейших составляющих которой является творческий аспект. В основе данной подготовки лежит методика немецкого педагога Карла Орфа.

Ключевые слова: общие способности, специальные способности, талант, гениальность, творчество, креативность.

PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO THE CREATIVE ABILITIES' DEVELOPMENT OF PUPILS

Natalia Stepanovna Kasatkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Yurievna Nemudraya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimi-

rovna Tsiulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Sergeevna Shkitina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article presents the problem of professional training of pedagogical high school students, one of the most important components of which is the creative aspect. The basis of the training is the German teacher Carl Orff technique.

Keywords: general abilities, special abilities, talent, genius, creation process, creativity.

Появление новых образовательных стандартов, акцент на всестороннее развитие обучающихся и их социализацию в современных условиях делают проблему развития творческих способностей обучающихся особенно актуальной. В современном обществе такие понятия, как «творческий подход», «креативность», «творческий потенциал» являются показателями профессионализма [1; 2; 6; 7]. В связи с этим школа предъявляет высокие требования к учителям, исходя из которых, они должны строить образовательный процесс таким образом, чтобы не только учитывались способности и возможности обучаемых, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Задача педагога - направить ученика на путь саморазвития, создать необходимые условия для развития творческих способностей детей.

Обоснование значимости творческого подхода в обучении дается в трудах В.М. Теплова, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Богоявленской и др. Наиболее эффективной методикой реализации творческого подхода, на наш взгляд, является методика немецкого педагога Карла Орфа, утверждающая необходимость развития творческих способностей уже на начальном этапе обучения.

Терминологическое поле нашего исследования включает следующие понятия: способности, талант, гениальность, творчество, креативность. Под способностями мы понимаем индивидуальные психофизиологические особенности человека, характеризующиеся скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладения любой деятельностью, что является гарантом ее успешности. Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации, и выделяют общие способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие качество и эффективность овладения любыми видами деятельности; специальные способности - личностные свойства, помогающие достигнуть наивысшей результативности в определенной сфере деятельности.

Талант и гениальность нами представляются как разные уровни способностей: талант - это пик проявления способностей в той или иной сфере деятельности, а гениальность связана, прежде всего, с творчеством.

Мы разводим понятия «творчество» и «способности», которые рассматриваются нами как целое и часть, как широкое и узкое понятие. Понятие «способности» является составляющей понятия «творчество», причем способности могут быть не реализованы, творчество всегда имеет какой-либо продукт - материальный или идеальный, который, как правило, является ценным для общества, с одной стороны, и ценным для субъекта творчества, с другой стороны, так как в нем выражена степень реализации личности.

Новизна и оригинальность чаще всего лежат в основе творчества, характеризующегося активностью и самостоятельностью [4]. Что касается креативности, мы считаем, что это более узкое понятие, чем понятие «творчество», так как в большинстве случаев оно характеризуется в основном готовностью к созданию чего-то нового и оригинального.

Рассмотрим понятие «творческие способности». Они характеризуются мотиваци-онно-творческой активностью и направленностью личности, интеллектуально-эвристической деятельностью, моральными, мировоззренческими и эстетическими качествами личности, коммуникативными особенностями и, наконец, интуицией.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем индивидуальные психофизиологические особенности личности, проявляющиеся в переносе знаний и умений на решение сложных, нетиповых задач, выходящих за образец, в новых, изменяющихся условиях, что обеспечивает оптимальную, эффективную деятельность, направленную на создание нового и оригинального материального или идеального продукта. Креативность обусловливается развитием творческих способностей, которые реализуются в творческой направленности личности, интересе к деятельности, носящей творческий характер, имеющей высокую мотивацию и устойчивость. Каждый индивид имеет творческие способности, актуализирующиеся в деятельности. Большую роль в их развитии играет социальная, воспитательная и образовательная среда.

Карл Орф (1895-1982 гг.) - выдающийся немецкий композитор и педагог - создал свою систему формирования творческих способностей учеников, базирующуюся на понятии «элементарное музицирование», которое рассматривается как процесс, состоящий из нескольких элементов, игра на инструментах, пение, движение и импровизация. В основе его педагогической системы - творческий метод - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. Педагог разработал детские песни, пьесы и упражнения, способствующие развитию творческих способностей («Орф-Шульверк»). Буквальный перевод слова Schulwerk - «школьная работа». Название ассоциируется с обычными листами в клетку для примеров по математике, письменных упражнений и тестов. Однако слово «работа» (werk, work) многозначно и в немецком и в

английском языке. Оно может означать усилие, направленное на выполнение чего-либо, а также сочинение, произведение искусства и т.д. Работа может быть средством обучения чему-то через деятельность («игра - работа для детей»). Поэтому тренинги по орф-педаго-гике, в ходе которых люди обмениваются идеями и демонстрируют технические приемы, обычно называются семинарами (от англ. workshop).

Подобный тренинг проводится нами со студентами, которые знакомятся с первоосновами музыки, звука, соединяют все с движением, со сценической выразительностью, с театром, с игрой. Такой подход учитывает особенности детской психологии.

Классическое орф-занятие - это движение и музицирование на орф-инструментах, которые легко освоить: барабаны и ударные инструменты, ксилофоны, звучащие жесты -хлопки, щелчки, притопы; а также любые предметы, на которых можно «играть» - палочки, стаканы, ленты. С точки зрения организации комфортного психолого-педагогического климата обучение как студентов, так и школьников проводится в естественной и непринуждённой обстановке, в которой преподаватель не прикладывает значительных усилий к поддержанию дисциплины в классе [8], и которая позволяет реализовать принцип концертной псевдопассивности как основополагающий при ускоренном обучении любому предмету. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Они могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное - урок строится «здесь и сейчас», в зависимости от индивидуальных потребностей обучаемых, от эмоционального состояния.

Одним из важных принципов концепции К. Орфа является развитие креативности -обращения к собственному детскому творчеству [3]. То есть педагогу необходимо найти такие ситуации, ситуационные задачи, являющиеся контекстным методом обучения [5], упражнения, задания, игры, чтобы дети импровизировали, сочиняли, придумывали собственные движения, ритмы, мелодии, пьесы на основе предлагаемых моделей.

Подход Орфа к музыкальному образованию включает в себя игры, использующие самые различные средства: жесты, речь, пение, народные танцы, хореографию, театр, инструментальный ансамбль и др. Такой подход является эффективным в обучении, т.к. с помощью этих средств процесс обучения становится интересным и запоминающимся, активизируется память, внимание, мышление и воображение.

В театрализации и студенты, и школьники смогут приобрести разносторонний и красочный опыт искусства речи. Когда истории претворяются в жизнь, проговариваются, когда запоминаются реплики и наблюдается импровизация при исполнении песен, чтения наизусть стихов, обучаемые ощущают связь с жизнью на новом, более глубоком уровне.

Также стоит отметить, что песни - один из связующих элементов культуры как целостной системы. Педагоги могут выбирать песни согласно специфике своего предмета, так как песни - это пропетые стихи, и они помогают изучать необходимые компоненты учебной программы.

Основным предназначением Шульверка К. Орфа является первичное приобщение детей к музыке независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности, что начинается в начальной школе. Именно в этот период ребенку необходимо предоставить возможности для эмоционального развития, включающие в себя опыт чувствования и воспитание в ученике способности контролировать выражение этого чувства. Все, что испытывает ребенок в этом возрасте, все то, что пробудилось в нем в этот период, становится определяющим фактором всей его последующей жизни. Таким образом, Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство, и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности обучаемых, но и вносит большой вклад в развитие личности и раскрытие ее творческого потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апушкина, К.Н. Интегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления студентов вуза / К.Н. Апушкина, В.И. Кондрух, А.Я. Найн // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 12. -С. 139-146.

2. Гревцева, Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 33-39.

3. Гудкин, Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / Д. Гудкин. - М. : Издательский дом «Классика - XXI», 2013. - 256 с.

4. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - Москва : Большая рос. энциклопедия, 1993. - 1160 с.

5. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 43-48.

6. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности в контексте современной парадигмы образования / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 2. - С. 60-64.

7. Рындак, В.Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин / В.Г. Рындак // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 4-9.

8. Шкитина, Н. С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности : дис. ... канд. пед. наук / Шкитина Н.С. - Челябинск, 1997. - 175 с.

REFERENCES

1. Apushkina, K.N., Kondrukh, V.I. and Nain, A.Ya. (2011), "Integrative and developing approach to creative thinking development of university students", Siberian Pedagogical Journal, No. 12, pp. 139-146.

2. Grevtseva, G.Ya. and Tsiulina, M.V. (2015), "Pedagogical Olympiad as a means of development of person's creative potential", Vestnik Chelyabinskogopedagogicheskogo universiteta, No. 6, pp. 33-39.

3. Gudkin, D. (2013), Sing, play, dance! Introduction to OrfPedagogy, Publishing House "Classics - XXI", Moscow.

4. Davydov, V.V. (1993), Russian Pedagogical Encyclopedia, Great Russian Encyclopedia, Moscow.

5. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.Yu., Shkitina, N.S. and Tsiulina, M.V. (2017), "Situational problem as a means of training future teachers to interact with students", Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta, No. 9, pp. 43-48.

6. Kiriakova, A.V. and Moroz, V.V. (2015), "Axiology of creativity in the context of the modern paradigm of education", Higher education today, No. 2, pp. 60-64.

7. Ryndak, V.G. (2014), "Formation of creativity of the future teacher in the study of pedagogical disciplines", Man and education, No. 2 (39), pp. 4-9.

8. Shkitina, N.S. (1997), Preparation of the future teacher to the formation of school discipline, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2018

УДК 378

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Виктор Иванович Коваленко, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Александровна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Викторовна Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Губаренко, преподаватель. Белгородский государственный институт искусств и культуры

Аннотация

В статье представлен краткий теоретический анализ проблемы формирования системы профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры с разной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.